«Использовании
цифровых образовательных ресурсов на уроках математики»
Образование
признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан –
2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация
системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом
Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти
наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования
играет важную роль в достижении этой цели.
С самого раннего возраста
образование играет важную роль в формировании социальных,
эмоциональных, и
других жизненно необходимых навыков. Развитие образования должно стать
платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и
социально-культурное процветание страны.
Современная
система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения
предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной
компетентности педагогических работников.
В наше время
учитель должен не только научить школьника учиться , но и воспитывать личность
ориентированную на саморазвитие. Успешно учить и учится в современной школе
помогают электронные образовательные ресурсы. Работа с электронными
образовательными ресурсами легко вписывается в урок и позволяет учителю
организовывать новые виды учебной деятельности.
Необходимо также
отметить , что использование компьютеров на уроке математики и физики делает
их творческими, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть
возможность в соответствии с уроком отобрать необходимый материал, подать его
ярко, наглядно и доступно. Использование ИКТ на уроках повышает мотивацию
обучающихся к процессу учения, педагог создает условия для эффективного
проявления фундаментальных закономерностей мышления, для приобретения учащимися
средств познания и исследования мира, оптимизирует познавательный процесс.
В течение
последних лет в школах все больше распространяется практика проведения учебных
занятий с использованием ЦОР. Предлагаемые ресурсы могут быть
использованы в целях активизации внимания, повышения познавательного интереса,
текущего контроля знаний и самопроверки в ходе изучения темы и в процессе
закрепления изученного. Формы и место использования ЦОР на уроке зависят от
содержания этого урока, цели, которую ставит учитель.
и правильные
ответы для учащихся.
На уроках
ставятся задачи, решаемые посредством ИКТ:
Интенсификация
учебного процесса.
Активизация
познавательной деятельности учащихся.
Формирование
образовательных компетенций.
Обогащение
понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных
источников, баз данных.
Осуществление
самообразования.
Формирование
информационной культуры.
Задачи
комплекта цифровых образовательных ресурсов -это помощь учителю при
подготовке к уроку:
- компоновка и
моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
- большое
количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о
предмете;
- эффективный
поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
- подготовка
контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
- подготовка
творческих заданий;
- подготовка
поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
- обмен
результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую
внешнюю память.
помощь при
проведении урока:
- демонстрация
подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
- использование
виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных
лабораторных работ;
- компьютерное
тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
- индивидуальная
исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными
ресурсами на уроке.
помощь учащемуся
при подготовке домашних заданий:
- повышение
интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
-
автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
- большая база
объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
- возможность
оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
- развитие
творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
- помощь ученику в
организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне
усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
- приобщение
школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в
овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.
Практика моей
работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках
математики:
- при проведении
устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать
результаты их выполнения);
- при изучении
нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами;
мотивация введения
нового понятия; моделирование стереометрических фигур в геометрии, быстрое
построение сложных графиков, движение графиков по оси координат);
- при проверке
самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
- при решении
задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы;
отработка определенных навыков и умений);
- при организации
исследовательской деятельности учащихся;
- при
интегрировании предметов естественно-математического цикла.
На уроках
математики использование информационных технологий существенно решает проблему
наглядности. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки.
При использовании
цифровых образовательных ресурсов на уроках математики можно отметить положительные
моменты:
* учет
индивидуальных особенностей учащихся;
* развитие
творческих способностей школьников;
*воспитание
интереса к предмету;
* обеспечение
качественного усвоения программного материала;
Цифровой
образовательный ресурс (ЦОР) информационный образовательный ресурс, хранимый и
передаваемый в цифровой форме, наиболее общее понятие, относящееся к цифровому
информационному объекту, предназначенному для использования в образовании. То
есть в качестве ЦОРа можно рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы,
электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент,
презентацию или базу данных, созданную на их основе, тест, интерактивную модель
и т. д. Использование ЦОРов на уроке не является чьей-то прихотью или данью моде.
Это необходимость, продиктованная временем. Естественно, это не означает, что
компьютерные технологии непременно необходимо применять на каждом уроке.
Использование цифровых образовательных ресурсов должно соответствовать целям и
задачам урока.
Достоинства
использования ЦОРов умалить невозможно, это:
1. Объяснение
нового материала происходит в более яркой и увлекательной форме, что
способствует
повышению мотивации к учению;
2. Наглядность;
3. Экономия
времени на уроке;
4. Возможность
одновременно слушать и видеть, что способствует лучшему усвоению;
5. Возможность
сделать процесс обобщения знаний интересным;
6. Возможность
быстрой и всеобъемлющей проверки знаний сразу у всего класса;
7. Расширение
возможности работы над проектами на уроках и во внеурочной деятельности,
применяя Интернет;
8. Расширение
возможности применить свои знания для применения свои знаний в нестандартной
ситуации, например, составление своего алгоритма работы;
Использование
компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку,
стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Компьютер становится электронным
посредником между учителем и учеником. Он позволяет сделать процесс обучения
более интенсивным, ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение
в индивидуальном для каждого ученика темпе.
Заключение.
Использование ИКТ
, а значит ЦОРов в нашей школе на уроках математики превращает этот предмет
в увлекательную науку, осваивая которую учащиеся успешно сдают выпускные
экзамены и ЕНТ, а затем продолжают учебу в Вузах Казахстана и России.
Основным
результатом деятельности я считаю не только хорошее качество знаний учеников
по естественным наукам, но и формирование у них личностных качеств и способов
поведения, развитие творческого мышления, необходимого образованному человеку
для полноценного функционирования в современном обществе.
Таким образом,
применение ЦОРов на уроках естественно – математического цикла не дань моде, а
необходимость. Их всесторонне продуманное применение позволит и в дальнейшем
повышать эффективность урока, содействовать обеспечению «…инновационного
характера базового образования в соответствии с требованиями экономики,
основанной на знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования,
обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода.
Список использованных источников
1.
Усенков Дмитрий Юрьевич./ http://www.npstoik.ru]
2.
С.Г. Григорьев, В.В Гриншкун.
Педагогические аспекты формирования образовательных ресурсов http://mf.mgpu.ru/main/content/vestnik/Vestnik5/06.
3.
http://resource.ippk.ru/mediawiki
4.
Полат Е.С. Новые
педагогические информационные технологии в системе образования. – М.: Академия,
2001
5.
http://www.faito.ru
6.
Старостина В.П. (С) Вопросы
интернет образования № 48
7.
Сидорова Наталья Михайловна,
учитель информатики и математики - http://nmsidorova.narod.ru
8.
Ю.Н. Столяров Что такое
медиатека и как она воюет со школьной библиотекой / Ю.Н. Столяров // Школьная
библиотека. – 2006. – № 2. – С. 59–63.
9.
О.В. Шлыкова Культура
мультимедиа: Учебное пособие для студентов / О.В. Шлыкова. – М.: ФАИР-ПРЕСС,
2004.
10.
Ю.Ю. Юмашева Медиатека –
библиотеке / Ю.Ю. Юмашева // Библиотековедение. – 2004. – № 5. – С. 51–57.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.