Главная / География / Использование загадок на уроках географии

Использование загадок на уроках географии


Использование загадок на уроках географии.



При изучении темы «Литосфера».


Полезные ископаемые. Горные породы и минералы.


1. В находке геолога много железа,

    И тем она людям, конечно, полезна.

    Среди ископаемых ценной всегда

    Считалась добытая в шахте….(руда)


2. Он чёрный и блестящий, помощник настоящий:

    Он несёт в дома тепло, от него в домах светло,

    Помогает плавить стали, делать краски и эмали (уголь)


3. Это топливо, сырьё из земли качают.

   «Чёрным золотом» его люди величают  (нефть)


4. На кухне у мамы помощник отличный,

    Он синим цветком расцветает от спички  ( природный газ)


5. Росли на болотах растения.

    Теперь – это топливо и удобрения  (торф)


6. Для лёгкости в сплавы даётся, мощь самолёта создал.

     Тягуч и пластичен, отлично куётся серебряный этот металл  (алюминий)


7. Порода горного царства

    Из шпата, слюды и кварца (гранит)


8. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу – она понадобится сразу (глина)


9. Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,

     Он и на стройке, и на пляже, он и в стекло расплавлен даже  (песок)


10. Окаменевшая смола доисторических растений,

    Что пригодиться нам смогла

    Для всяких дивных украшений (янтарь)


11. В таёжных и диких лесах, в Сибири, в Якутии дальней

      Найдены россыпи ценных камней, по твёрдости нет им равных (алмазы)


Движения земной коры – вулканы, землетрясения.


1. Горный огненный фонтан называется…. (вулкан)


2. Взлетают пыль и кучи пепла, в земле бушует бог огня.

      Какие горы Этна? Гекла? – такой вопрос вам от меня  (вулканы)


3. Магма по жерлу рвётся наружу,

      Выход из кратера очень ей нужен.

      Если проход на поверхность ей дан,

      Значит, проснулся грозный…. (вулкан)


4.Земля задрожала, вулкан задымился,

      Огонь из-под пепла и камня пробился.

      И вот уж из жерла вулкана потёк

      Расплавленной горной породы поток!  (лава)


5. Я плююсь огнём и лавой, я – опасный великан,

      Славен я недоброй славой как зовут меня?    (вулкан)


6. Ждут туристы за оградой, что вот-вот забьёт фонтан,

      Но желанную прохладу нам не даст сей чудо кран  (гейзер)


7. Бьёт источника фонтан, струя до поднебесья.

      В соседях с ним живёт вулкан, фонтан вам тот известен?  (гейзер)


Рельеф.


1. Носит бабка снежную шапку,

      Каменные бока закутаны в облака  (гора)

2. Альпинистов всех с утра на свиданье ждёт…. (гора)


3. Стала группа гор в цепочку,

      Есть для перевалов точки.

      И конца цепочке нет – это тянется…. (хребет)


4. Если горы в беспорядке, много гор, а не одна,

      То запомните, ребятки, это горная….  (страна)


5. Есть равнина, право слово, выше уровня морского.

      От лесов – полей она склонами отделена  (плато)


6. От дождей, текущих вод он растёт из года в год.

      Он полей равнинных враг. Как зовут его?   (овраг)

 

При изучении темы «Гидросфера»


1. В морях и реках обитает и часто по небу летает.

    А как наскучит ей летать, на землю падает опять  (вода)


2. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

    И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу  (вода)


3. Плещут волны на просторе, берегов не видно в …. (море)


4.Вот раздолье теплоходу! Можно здесь прибавить ходу.

    Ни плотин, ни огоньков, водоём без берегов  (море)


5. Шириною широко, глубиною глубоко,

    День и ночь о берег бьётся, из него вода не пьётся,

    Потому что не вкусна – и горька, и солона  (море)


6. Кругом вода, а с питьём беда (море)


7. В сто морей тот великан, он зовётся…. (океан)


8. Он ведёт из моря в море, он не широк – всего верста,

    И в нём, как в школьном коридоре, и шум, и звон, и теснота (пролив)


9. Суши маленький кусочек, - но бывает иногда

    Он большим, и даже очень, а вокруг всегда вода (остров)


10. Рядом, рядом острова,

      Не один да и не два, а десятки, сотни сотен.

      Жить в соседстве им охотней.

      Все родные, как-никак. Значит, здесь…. (архипелаг)


11. Ветер в море бушевал, превращая волны в вал.

      Натворил немало дел. И куда Нептун смотрел!  (шторм)


12. По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт  (волна)


13. За сто вёрст я чую запах, в море день и ночь верчусь

      И, как гончая собака, по следам добычи мчусь (акула)


14. И на дне морском глубоком, и у самых берегов

      Кто из рыб электротоком отгоняет всех врагов? (электрический скат)


15. Никогда мне страх не ведом, смело дам отпор врагу.

      Острым носом, как торпедой, танкер я пробить могу (рыба-меч)


16. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,

      Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой  (родник)


17. С горы пришла, в море ушла  (река)


18. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

      Узкий кончик в роднике, а широкий – в море  (река)


19. Речка тихо нам журчала, чтоб нашли её начало –

      Тихий, слабый ручеёк под названием…. (исток)


20. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

Узкий кончик в роднике, а широкий в море (река)


21. Посреди поля зеркало лежит, стекло голубое, оправа зелёная  (озеро)


22. Много дней в горах подряд снег идёт и сыплет град,

      Слой осадков тех велик, и зовут его…. (ледник)


23. Он плывёт, блестя на солнце, этот остров ледяной,

      Он большой, и не качнётся даже сильною волной (айсберг)


24. Этот крошка водоём весь затянут ряскою,

      И живут лягушки в нём, а ещё карасики (пруд)


25. Море, озеро и пруд словом как одним зовут?  (водоём)


26. Все обходят это место: здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи... Нет опоры для ноги (болото)


27. Наткнувшись на камни горных преград,

      Река превратилась в лихой…. (водопад)


При изучении темы «Атмосфера»


1. Есть ли, дети, одеяло, чтоб всю Землю укрывало?

    Чтоб его на всех хватило, да притом не видно было?

    Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть?

    Пропускало б дождь и свет, есть, а вроде бы и нет?! (атмосфера)


2. Слой снегов, дождей и ветров – атмосферы слой живой,

    Восемнадцать километров этот самый нижний слой.

    Есть здесь всё, но в большей мере – кислород, азот, озон,

    В малых долях – йод и гелий, водород, неон, радон  (тропосфера)


3.Зимой – минус двадцать, весною – плюс пять.

    В жару раздеваться, а в холод дрожать

    Нас заставляет эта микстура

    Её называем мы….  (температура)


4. Без голоса кричит, без зубов кусает,

    Без крыльев летит, без горла завывает (ветер)


5. Без рук, без ног – по полю скачет,

    Под окном стучится, в избу просится (ветер)


6. Что за слабый ветерок паруса надуть не смог?  (штиль)


7. Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил,

    Завертелся, закружился и столбом до неба взвился  (смерч)


8. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает (ветер)


9. Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет (вихрь)


10. По синему небу белые гуси плывут  (облака)


11. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала  (туча)


12. Как по небу с севера плыла лебедь серая,

      Плыла лебедь сытая, вниз кидала – сыпала на поля – озёрушки

      Белый пух да пёрышки   (туча)


13. Подходила – грохотала, стрелы на землю метала;

      Нам казалось, шла с бедой, оказалась, шла с водой,

      Подошла и пролилась, вдоволь пашня напилась (туча)


14. Я расскажу наверняка, какие знаю облака.

       Если с кружевом схожи да на пёрышки похожи,

       В небе высоко плывут, как, ребята, их зовут?   (перистые облака)


15. А эти облака, как горы снега,

       В них поваляться и попрыгать мне бы.

       Облака такие зовутся…..  (кучевые)


16. Если небо хмурое, у нас над головою

       Облака понурые повисли над землёю.

       Серые и низкие, облака….  (слоистые)


17. Ватные хлопья по небу плывут.

       Это вот башня, а то вон верблюд.

       Прыгнуть бы в вату, она высока.

      Над нами по небу плывут…...   (облака)

 

18. Выше леса, тоньше колоса (дождь)


19. Вечером – водой, ночью – водой, а утром – в небеса  (дождь)


20. Меня ждут - не дождутся, а как увидят – разбегутся (дождь)


21. Я как песчинка мал, а землю покрываю,

      Я из воды, а с воздуха летаю.

      Как пух, лежу на полях, как алмаз, блещу при солнечных лучах (снег)


22. В холоде – горой, в избе – водой (снег)


23. Бело покрывало на земле лежало, лето пришло – оно всё сошло (снег)


24. С неба – звездой, в ладошку – водой  (снег)


25. Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт  (снег)


26. Рассыпала Лукерья серебряные перья, закрутила, замела, стала улица бела (метель)


27. Вечером на землю слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает (роса)


28. Заря – Зарница по полю ходила, ключи обронила.

      Месяц видел, солнце скрыло, а земля схоронила (роса)


29. Серое сукно тянется в окно (туман)


30. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт  (иней)


31. Два брата родных: одного всякий видит, да не слышит,

       Другого все слышат, да не видят   (молния и гром)


32. Летит огневая стрела, никто её не поймает,

      Ни царь, ни царица, ни красна девица (молния)


33. Поднялись ворота всему миру красота  (радуга)


34. Осенью идут дожди, осенью тепла не жди.

       Летом жуткая жара, душ спасёт тебя едва.

       В декабре снега идут, а весною ливни льют.

       У любого время года характерная ….  (погода)


35. Ежегодно приходят к нам в гости:

      Один седой, другой молодой, третий скачет, а четвёртый плачет  (времена года)


При изучении темы «Биосфера»


1.  Самый верхний слой земельный.

      В нём растут трава, деревья,

       Плодородием обладает, как её все называют?  (почва)


2. Чем больше в неё вложишь, тем больше она отдаст  (почва)


3. Меня бьют, колотят, режут – я всё терплю, всем добром плачу  (почва)


4. Семя в землю ты сажай, и поспеет…..  (урожай)


5. Могут исчезнуть цветы и зверята,

     Люди в их гибели виноваты.

     Редкие виды не следует рвать,

     Животных и птиц ни к чему убивать.

     Чтобы погибло всё, хватит и мига…

     Читайте, ребята,…..   (Красную книгу)


6. На этой территории животные живут,

     Они здесь не боятся, что люди их убьют.

     Пространство охраняется, и безопасно тут.

     Скажите же, ребята, как те места зовут?    (заповедник)


Использование загадок на уроках географии
  • География
Описание:

Для того, чтобы урок географии был ярким, интересным и содержательным используется различная дополнительная литература. На уроках географии использование дополнительной литературы, пожалуй, более актуально, чем  при изучении других предметов, ведь география изучает объекты и явления, большинство которых невозможно непосредственно наблюдать. Применение загадок на уроке создаёт атмосферу творческого поиска, что является необходимым условием получения знаний. Любая загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого ученик учится выделять количественные стороны предмета (абстрагирование). А также находить предмет по нескольким перечисленным признакам (синтез).

Автор Потманская Ирина Анатольевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 465
Номер материала 38963
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓