Главная / Начальные классы / Использование возможностей дополнительного образования при проведении уроков в период адаптации 1-классников к школьной жизни.

Использование возможностей дополнительного образования при проведении уроков в период адаптации 1-классников к школьной жизни.

Данилова Людмила Галлеровна

учитель начальных классов
МОБУ Белояровская СОШ

Мазановского района Амурской области


Использование возможностей дополнительного образования при проведении уроков в период адаптации 1-классников к школьной жизни.


Аннотация: работа имеет практикоориентированную направленность и раскрывает одно из направлений работы учителя в период адаптации 1-классников к школьной жизни – активное использование материалов кружковой работы со старшими детьми при проведении экскурсий и целевых прогулок с первоклассниками.

Ключевые слова: адаптация к школьной жизни, интеграция основного и дополнительного образования, развитие эмоционально-волевой сферы, экскурсии, целевые прогулки.


В этом учебном году я взяла 1 класс. Трудно всем – первоклассникам, родителям и учителю, особенно в период адаптации к школьной жизни. Нет смысла подробно останавливаться на многих, проверенных временем и опытом, формах, методах, технологиях, применяемых педагогами в самый трудный период школьной жизни. Я не исключение, но решила немного поэкспериментировать - сынтегрировать направления основного и дополнительного образования при организации уроков в форме экскурсий и целевых прогулок в период адаптации 1-классников к школьной жизни.

Не случаен мой выбор по использованию потенциала дополнительного образования. Дополнительное образование даёт не только знания, но и повышает интерес к творческой деятельности, учит общению, формирует общечеловеческие нормы нравственности. Но самое важное – развивает эмоционально-волевую сферу детей, а это показатель общего умственного развития ребёнка. Таким образом создаётся благоприятная среда для формирования интереса и формирования способностей каждого ребёнка на основе деятельностного подхода.

Период адаптации совпадает со временем года - осень, когда имеются оптимальные возможности для организации целевых прогулок и экскурсий. Разве можно упустить такой шанс? В период адаптации 1-классников выделяется достаточно времени для пребывания детей на свежем воздухе. Прогулки предполагают сезонные наблюдения за объектами, игры, экспериментальную деятельность, трудовую деятельность, сбор природного материала, опыты.

Прогулка – это не только уникальная возможность оздоровить детей, но и обогатить их новыми знаниями, показать разные опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память, мышление. «Если день прошел без прогулки, то это зря прожитый день», - писал В.А. Сухомлинский. Прогулка не должна быть формальной и скучной. Главное – привить интерес к процессу познания.

Направления образовательной траектории предметов - окружающий мир, ИЗО, музыка, технология – в период адаптации достаточно сынтегрированы. А материалом для эмоционального сопровождения, для более плодотворного и эффективного проведения экскурсий и целевых прогулок служат не хорошо известные строки титанов русской литературы, а творческие находки учащихся кружка «Юнкор», который я вела в течение нескольких лет с обучающимися средней ступени. Это - стихотворения, заметки, сказки, юмористические зарисовки. Многие работы кружковцев прошли испытание временем – все были опубликованы в школьной газете и в школьном сборнике стихотворений «Счастливые минуты детства»; многие стихи и заметки учащихся были опубликованы в областных газетах «Дилижанс» (в рубрике «Школьная страничка»), «Эко-планета» (в рубрике «Планета рифмы). Кроме этого, юнкоровцы дважды выступали перед воспитанниками детского сада с презентацией своих творений. Надо отметить, что дошкольники были предельно чутки к произведениям своих старших товарищей. В ходе беседы с ними, мы выяснили, что ребята хорошо запомнили содержание мини-произведений, обращали внимание на интересные детали, на сравнения и т.п. А некоторые успели запомнить понравившиеся строчки стихотворений и цитировали их по памяти.

Использование такого вида работы в период адаптации пошла на пользу всем обучающимся: 1-классники получили возможность послушать стихи и рассказы своих старших товарищей, расширить кругозор, получили порцию эмоциональных переживаний. Кроме того, такая форма детского общения способствует развитию таких качеств личности, как доброта, сопереживание, чуткость, наблюдательность. Старшие ученики – почувствовали нужность и полезность своей работы – на их «произведениях» учатся малыши; расширился круг читателей их произведений (кроме выпускаемой ими газеты). Огромную роль играет в этом возрасте сотрудничество со взрослым - признание подростка как личности, как партнера, и тем более признание ценности его творений. Возможно, литературный уровень ребят-кружковцев недостаточно высок, но 1-классники слушали эти произведения с удовольствием, т.к. в первую очередь у них откликались эмоции.

Работу по использованию копилки детских работ можно расширять – это букварный и послебукварный периоды обучения грамоте: нахождение в текстах изученных букв, слов на изученные буквы, чтение слов, текстов; работа над предложением и знаками препинания в нем; определение количества предложений в тексте, чтение текстов сильными учащимися и т.д. Это использование литературного материала на уроках окружающего мира, технологии, изо и др. Во внеурочной деятельности можно предложить 1-классникам самим попробовать сочинять маленькие рассказы и стихи, разработать творческий проект и т.п. Поле для творчества учителя и детей неиссякаемо.


Приложение 1.

При изучении программного материала по теме «Осень» можно предложить следующие тексты:

Осень.

Листья падают под ноги,

И кружатся, и летят.

Но снега уже в дороге,

Снега листья не хотят.

Осени - красы мне жалко

Всё укроет одеялко.

(Ю. Авдеев)

Осень.

С деревьев осыпается

Последняя листва.

Птицы собираются

В тёплые края.

Воробьишки стайками

Прячутся в саду.

Чувствуют бедняжки.

Зимнюю беду.

(С. Симоненко)

При изучении программного материала по теме «Природа вокруг нас» можно предложить понаблюдать за разными объектами живой и неживой природы:

Муравьишка – путешественник.

(Сказка)

В одном лесу жил- был Муравьишка. Однажды он убежал далеко от муравейника и потерялся. Долго искали его муравьи, но не нашли.

А Муравьишка шёл-шёл, увидел червяка и спрашивает у него:

-Ты не знаешь, где мой муравейник?

- Нет, - отвечает червяк.

И Муравей пошёл дальше. Идёт – идёт Муравей и видит жука и спрашивает у него:

- Жук, ты же летаешь! А ты не знаешь, где мой муравейник?

- Знаю, - отвечает жук.

- Отвези меня, пожалуйста, домой.

- Хорошо, садись - сказал жук. Жук быстро домчал Муравьишку до дома. Муравьишка слез с жука, поблагодарил его и пошёл в муравейник. Заходит Муравьишка в дом, а все на него налетели:

- Где, где ты был? Мы волновались!

А Муравьишка и говорит:

- Я был в большом далёком путешествии.

Все рассмеялись. А мама сказала:

- Эх, врунишка! Никогда больше не уходи далеко от дома!

А Муравьишка пошёл спать и больше далеко от муравейника никогда не уходил.

(В. Ткаченко)

Лесной зверёк.

Этим летом я несколько дней провел с отцом в тайге. Жили мы в вагончике. Там же варили кушать.

Однажды нас посетил гость – бурундучок. У него светло-коричневая шерстка и пять черных полосочек на спине. Мордочка озорная, глазки-бусинки, носик подвижный, нюхающий.

Я насыпал на пол горсть зёрен пшеницы, хотел угостить бурундука. Но он испугался и убежал. Придя через некоторое время в вагончик, я заметил, что зёрна исчезли. Наверно, он унёс их в норку.

С этого дня я стал постоянно сыпать корм гостю. И каждый раз он уносил угощение с собой.

Спустя несколько дней бурундук освоился, перестал нас бояться. Когда мы ложились спать, он смело забегал к нам в жилище, прямо под кровать и укладывался спать в ящичке с вещами.

Через некоторое время мне пришлось уехать домой. Я скучал по новому другу. Даже не знаю, как он там без меня?

(Е.Пискунов)

Облака

Осень, солнце –

День погожий!

В синем небе - облака.

На кого они похожи?

На верблюда, на быка?

На собаку, на зайчонка?

На игривого котёнка?

Может на комочек ваты,

Той, что мчится вдаль куда-то?

Всё расскажут облака,

Прилетев издалека.

(В. Ткаченко)


Яркое солнце

Яркое солнце

Выглянет в оконце,

Слегка улыбнётся

И вот - засмеётся!

Тёплую радость оно нам подарит.

И нежно слегка нас подпалит!

(С. Симоненко)

Березка

Ранило березку безжалостной рукой.

Заплакала березка целебною слезой.

Я ее, родимую, смолою полечу,

И с любовью нежною что-то прошепчу.

Я волшебным зельем залечу ей рану.

Каждый день к берёзке приходить я стану.

Ветви утомлённые подвяжу подружке,

Белый ствол окутали тоненькие стружки.

Пусть в природе станет больше доброты!

Затянуло рану - милая, расти!

(Д. Иванова)

Воробьи.

Воробьи запели громко:

Чик — чирик, чик — чирим

Даже свиристели звонко

Подпевали им.

И везде красиво стало

На Земле,

Все заулыбались

Этой красоте.

(В. Ткаченко)

Жадный воробей.

Жил в деревне жадный воробей. Не делился он ни с кем, прятал всё, втихушку зёрна ел. Однажды выпал в начале октября снег. Птичкам нечего было, есть, а у этого жадного воробьишки весь дом был в зёрнах, кусочках хлеба и прочими яствами наполнен. Прилетела раз к нему в гости синичка и говорит:

- Воробей, дай мне, пожалуйста, одно зёрнышко подкрепиться.

- Нет, не дам. Улетай!

Полетела синичка дальше. После синички прилетел другой воробей и говорит:

- Друг воробей, дай зёрнышко.

- Нет, я для себя их искал, лети пока цел.

Так воробей отказывал всем, пока не наступила весна. Весной, как обычно, воробей полетел искать себе корм и сел на ветку ели. Там под елью лежал кусочек чёрствого хлеба. А рядом караулил воробья кот Васька, но жадный воробей не заметил его. Кот изловчился и схватил воробья.

- Помогите, помогите! Все, все сюда летите! Васька меня сейчас съест и клюва не оставит. Помогите, помогите, кто меня спасёт, накормлю, ничего не пожалею!

И вдруг к нему подлетели все птицы, которым он зимой пожалел дать еды:

- Не спасём мы тебя, потому что зимой ты нам ни крошки хлеба не дал!

И улетели. А кот Васька съел воробьишку, и пёрышка не осталось. Вот так проучили птицы жадного воробья.

(В. Ткаченко)

При изучении темы «Домашние животные» можно предложить следующий материал:

***

У меня есть щенок.

Он любит играть,

Бегать, гулять.

Носится по песку,

И прыгать в снегу.

Любит купаться,

И в траве валяться.

Он любит молоко и мясо,

И вкусные колбасы.

Он громко лает,

Всех котов пугает.

(С. Симоненко)

Люськина охота.

У меня есть небольшая чёрно - белого окраса кошечка. Её зовут Люська. Мне нравится, как она играется и ловит мышей.

Однажды ночью, встав попить, я увидел, как Люся сидела в засаде и ждала, когда выбежит мышка. Я остановился и стал наблюдать. Вдруг из - под бочки выскочила мышь. Люська приготовилась нападать, но мышка увидела Люську и побежала в мою сторону. Я схватил мышь в ладошку, но она успела меня укусить раза три.

Люська подбежала ко мне, и я отдал ей мышку.

Вот так прошла Люськина охота!

(М. Волченко)


















Список литературы:

1.Виноградова Н.В. Окружающий мир в 1-2 классах. Методические беседы. -2001 год М.: «Просвещение». - 65с.

2.Евладова Е.Б., Золотарева А.В., Паладьева С.А. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2006. -296с.

3.Письмо Минобразования РФ от 20.04.2001 №408/13-13 О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период.

4.Усатов Е.В. и др. Гражданско-патриотическое воспитание. - Волгоград: «Учитель», 2006.- 137с.














Использование возможностей дополнительного образования при проведении уроков в период адаптации 1-классников к школьной жизни.
  • Начальные классы
Описание:

Аннотация: работа имеет практикоориентированную направленность и  раскрывает одно из направлений работы учителя   в период адаптации 1-классников к школьной жизни – активное использование материалов кружковой  работы со старшими детьми при проведении экскурсий и целевых прогулок с первоклассниками.

Ключевые слова: адаптация к школьной жизни, интеграция основного и дополнительного образования, развитие эмоционально-волевой сферы, экскурсии, целевые прогулки.

    Не случаен мой выбор по использованию потенциала дополнительного образования. Дополнительное образование даёт не только знания, но и повышает интерес к творческой деятельности, учит общению, формирует общечеловеческие нормы нравственности. Но самое важное – развивает эмоционально-волевую сферу детей, а это показатель общего умственного развития ребёнка. Таким образом создаётся благоприятная среда для формирования интереса и формирования способностей каждого ребёнка  на основе деятельностного подхода.  

   Период  адаптации  совпадает со временем года  - осень, когда имеются оптимальные возможности для организации целевых прогулок и экскурсий. Разве можно упустить такой шанс? В период адаптации 1-классников выделяется достаточно времени для пребывания детей на свежем воздухе. Прогулки предполагают сезонные наблюдения за объектами, игры, экспериментальную деятельность, трудовую деятельность, сбор природного материала, опыты.

Автор Данилова Людмила Галлеровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 318
Номер материала 44008
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓