Главная / Физика / Использование воспитательного потенциала при изучении точных наук и дисциплин естественнонаучного цикла

Использование воспитательного потенциала при изучении точных наук и дисциплин естественнонаучного цикла

Использование воспитательного потенциала при изучении точных наук и дисциплин естественнонаучного цикла








Ф.И.О. автора

Семеняченко Елена Юрьевна

учитель физики, информатики

МБОУ «СОШ №12»

г. Ноябрьск




Воспитание вне процесса обучения не могло бы обеспечить подрастающему поколению возможность усвоения опыта человечества, научных закономерностей природы и общества, выраженных в различных науках. Подрастающий ребенок в таком случае не смог бы «догнать» свое старшее поколение. Объем и глубина его знаний не позволили бы ему участвовать и, главное, совершенствовать общественное производство, что означало бы отсутствие прогресса.

С.П. Баранов



Обучение – это существенная сторона развития и воспитания человека. Воспитание не может выполнить своей основной задачи подготовки человека к жизни в данном обществе вне обучения. Исторически обучение возникает как необходимая сторона воспитания и выполняет одну из основных задач развития личности – передачу молодому поколению опыта человечества.

В современной школе возникает необходимость специально организованной деятельности учителя и ученика, для того, чтобы выполнить задачи воспитания в обучении. Воспитательный характер обучения становится принципом обучения, регулирующим преподавательскую и учебную деятельность с точки зрения стихийно возникающих и преднамеренно поставленных задач воспитания.

Какие же задачи воспитания могут поставить перед собой и учащимися учителя точных наук и предметов естественно - научного цикла?

В своей статье остановлюсь лишь на некоторых примерах использования воспитательных возможностей уроков математики, информатики, физики.

Каждый урок должен обогащать учащихся новыми знаниями, расширять их кругозор. От урока к уроку, как со ступеньки на ступеньку, учащиеся продвигаются вперед по бесконечной лестнице познаний. В то же время урок должен иметь большую воспитательную ценность, формируя у учащихся нравственные качества личности.

Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого, сообщить интересную информацию или прочитать стихотворение, прослушать музыкальный фрагмент или показать репродукцию.

Вот примеры некоторых задач, которые можно решать на уроках математики в 5-х классах.

ТЕМА: ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ

ЗАДАНИЯ: ШИФР:

1. (a-2)(a+2)

2. (3-y)(y+3)

3. (3b-1)(3b+1)

4. (5b+6)(5b-6)

5. (7-1/a)(7+1/2a)

6. (4a-b)(b+4a)

7. (x+7)(7-x)

8. (4b+1)(1-4b)

9. (a+4)2

10. (3+y)2

11. (x-2)2

12. (1/2-y)2

13. (5a+1)2

14. (3y-4)2

15. (2x-3y)2

16. (5a+6b)2

17. (a2 -3)2

18. (2a-b)(2a+b) +b2




19. (x+7)2-10x

20. (x+3)2 – (x-3)2

21. (a+3c)2+

(b+3c)· (b-3с)

Правильно выполнив задания и расшифровав полученные ответы, учащиеся, читают следующее:

ОТВЕТ: “Война заканчивается тогда, когда погребены останки последнего солдата” (А.В. Суворов)


ТЕМА: ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ

Найдя значения выражений, вы узнаете годы жизни Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова.


I. (4 * 2,115 + 8,4 : 0,8) *100

(1896г – год рождения)

II. (30,37: 0,5 – 5,125 ? 8 ) * 100

(1974 г. – год смерти)


Закончились праздничные мероприятия, посвященные 69-летию Победы над фашистской Германией. С каждым годом становится все меньше и меньше участников и ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла. Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны! Но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге советского народа. На уроках математики решение задач с практическим содержанием помогут задуматься учащимся о тяготах военных лет.


ТЕМА: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ

Расшифруйте фамилию, имя, отчество советского военноначальника, который от имени и по поручению советского Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 года принял капитуляцию вооруженных сил фашистской Германии.


ЗАДАНИЯ:

1. 4+0,5

2. 0,28+3

3. 2+7,2

4. 15,4-3

5. 0,3+0,45

6. 0,9-0,5

7. 0,08+0,02

8. 0,32-0,05



9. 2,3+5,4

10. 9,74-1,54

11. 6,38+0,62

12. 0,003+0,05

13. 0,52+0,009

14. 1-0,3

15. 0,6-0,04

ШИФР:


0,75

0,56

0,27

4,5

0,529

А

У

Т

О

Й


0,75

0,56

0,27

4,5

0,529

А

У

Т

О

Й


0,7

3,28

0,4

7

7,7

Г

Е

В

С

Н


ОТВЕТ: Георгий Константинович Жуков.


Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. “Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству.” (Л.Н. Толстой)

Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и культурно-развивающего содержания.

Вот некоторые примеры.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.” (Н. Гумилев)

Эпиграфы можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.

Говоря об уроках информатики, следует, в первую очередь сказать о том, что такое информатика и какое место она занимает в формировании человека.

Информатика – это наука об информации. Изучение информатики позволяет знать структуру и виды информации, посредствам чего формируется общее представление об информации и информационных потоках, об отборе и обработке информации.

Изучая информатику можно развивать не только интеллектуальные, но и духовно-нравственные способности ученика.

Например, по программе Людмилы Леонидовны Босовой, изучение пропедевтического курса информатики в 5-м классе начинается с темы «Информация, человек и компьютер», где ребята рассматривают процессы хранения, передачи и обработки информации различными способами, одним из которых является использование языка – как средство хранения и передачи информации.

История каждого языка неотделима от истории народа, владеющего им. Говоря о языке, нельзя не сказать о слове.

Слово как основа языка.

Что отличает человека от животного?

- Хождение на двух ногах?

- Ум?

На мой взгляд, человек отличается от животного мира словомыслием.

Не так давно мы воспринимали слово лишь как “орудие общения”, носитель информации. Такое представление весьма неполно, а потому ненаучно, ибо исключает духовную функцию слова.

Слово - духовный плод вещественной деятельности человека.

Дать вещи какое-то название, слово, имя — значит, соотнести “её со всем прочим, в свете чего мы её хотим понять и с чем сравниваем. Это и значит, что мы понимаем вещь”. “Знать слово” означает по-русски знать суть. “Доискаться слова” означает обнаружить суть. “Слово в слово” — значит: полно, полноценно.

Живое изучение языка сделает овладение им интересным, практически необходимым и любимым занятием в школе. Да и можно ли не любить уроков, на которых слово будет открывать духовный и исторический опыт народа?

Состояние речи – это состояние мысли,

состояние мысли - это состояние сознания,

состояние сознания - это предпосылки поступков.

Поступки - сущность поведения людей.

Сущность поведения людей - это судьба народа.

По программе Игоря Геннадьевича Семакина в 7 классе изучаются основы моделирования.

Полезно предложить ученикам составить информационную модель своего отношения к ценностям современного общества.


Светлое

Родители, любовь, Родина, Вера

Доброе

Дружба, друзья, резьба по дереву, некоторые предметы в школе (у каждого ученика свои - некоторые пишут в т.ч. и информатику)

Обыденное

Ходить в магазин, делать уроки, смотреть телевизор

Пошлое

Сленг (слова как бы, типа, круто, отвали и т.п.), обзывание

Низменное

Сквернословие, фривольные отношения с противоположным полом, пить вино, курить, наркотики


«Современный мир устроен таким образом, что сама реальность становится моделью, а модель — реальностью».

Выполнение подобного задания полезно не только учителю, так как помогает ему понять на какой ступени лестницы духовно-нравственного развития стоит тот или иной ученик (или думает, что стоит, или хочет стоять…), но и ученику, так как помогает ему совершать поступки осмысленно.

Приведенные выше примеры обрамляют содержание курса информатики, наполняют его жизнью, дыханием, развивают, на мой взгляд, не только ум, но и душу ребенка.

В преподавании школьного курса физики основной упор делается обычно на решение задач. Причиной такого выбора стал, в первую очередь социальный заказ высшей школы. Сдача экзамена в форме ЕГЭ или ГИА в школе требует именно этого навыка.

Ученик погружается в мир закономерностей. Он может в абстракциях субъективно потерять связь с конкретным предметом, явлением. Изучая физический закон, формулу, не видеть реальных фактов, явлений окружающей его повседневной жизни. В погоне за решением задач учитель, а за ним и ученик, перестают видеть красоту этой науки, ее исторические корни. Задача воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности, формирования диалектико-материалистического мировоззрения в таких условиях затрудняется. А это ведь важно для общего развития личности человека.

Любая физическая закономерность связана с человеком, который её заметил и доказал существование, поэтому необходимо на уроках уделять время для описания жизнедеятельности великих ученых прошлого и настоящего. Важным моментом становится международность деятельности ученых, многие из них по доброй воле или вынужденно должны были переезжать из страны в страну. При этом менялись условия их работы, но, они оставались людьми науки.

Вынужденные переселенцы всегда вызывают противоречивые чувства, поэтому в воспитании современных школьников необходимо уделять время воспитанию толерантности. Лучше всего начинать такую работу на примере великих людей, людей науки.

В 10-м классе изучается тема уравнение Бернулли. На этом уроке полезно сообщить учащимся сведения о биографии ученого, чья жизнь протекала в разных странах.

Уравнение, описывающее связь скорости движения жидкости и давления внутри струи, было получено в 1738 г. Даниилом Бернулли. Ему удалось описать движение несжимаемой идеальной жидкости. Это уравнение является частым случаем проявления закона сохранения энергии, а также применения принципа неразрывности струи.

Откуда родом Даниил Бернулли, ученый, впервые описавший движение жидкостей.

Кто он по происхождению? Голландец как все его предки, швейцарец – по месту рождения и большей части прожитого времени? Какое отношение он имеет к России?

Говорят, что наука похожа на реку. Река течет по территории многих государств, никому не принадлежит и одновременно принадлежит всем. Так и люди, занимающиеся наукой, часто не могут усидеть на месте, они могут переезжать из одной страны в другую, и при этом работать на благо всего человечества, а не отдельного государства.

Жизнь Даниила Бернулли похожа не его замечательное уравнение. Движение по разным странам, взаимодействие со многими учеными мужами, периодическое расширение и сжатие научных интересов в конечном итоге привели к устойчивой, неизменной научной деятельности, результатами которой человечество пользуется до сих пор, находя все новые и новые применения.

Уже в 7-м классе учащиеся знакомятся с явлением инерции и с первым человеком, приметившим это явление: Галилеем Галилео. А потом будет астрономия, и открытые им спутники Юпитера, солнечные пятна и фазы Венеры, применение телескопа для астрономических наблюдений, но вот интересный факт из жизни этого человека: в 1633 году на суде инквизиции Галилео Галилей – человек, от которого берет начало физика, как наука, отрекается от своих космологических взглядов.

Низкий каменный свод…Крючья…Цепи…Тиски…

От жаровни с углями свеченье…

Раскаленным железом скрутило виски…

Отречение… Ждут отречения…

На камнях площадей по вязанке народ

Соберет эшафот… От предместий стекаясь,

Заметалось толпа… И, ударившись в свод,

Заметалось в беспамятстве: «Я… отрекаюсь! »

Отрекаюсь от жадной толпы,

Не дождавшейся жертвы,

Разевающей рты в предвкушении

Сладости тлена.

Отрекаюсь от горстки безумцев,

чьи помыслы мертвы,

Чье оружие – хаос, а принцип –

Подлог и измена.

Отрекаюсь от власти креста,

Порождающей ужас,

От жестокого мира, что сам

от жестокости спятил.

Отрекаюсь от жен,

Доносящих на сына и мужа,

От мужей во Христе,

Что дошли до горящих распятий.

Отрекаюсь от собственных слов,

что сорвались пред пыткой,

От желания жить,

Ибо жизнь в этом мире – отрава…

Дай мне, господи, силы на эту

Вторую попытку.

Отрекаться – мое ремесло

И…последнее право.

Как видишь, я остался предан вере.

Раскаянье, как боль, всегда нежданно.

Уходишь… Затвори плотнее двери

И ..господи, ..прости меня, Джордано…

Такое стихотворение порождает массу вопросов: почему должен простить Джордано Бруно, почему – это второе отреченье Галилео Галилея и множество других, и, если ребята их себе задали, значит можно считать, что этот урок физики они запомнят надолго, потому, что они столкнулись с нравственной сущностью науки, с моральной ответственностью ученого перед самим собой и обществом.

Нравственное, воспитательное наполнение курса физики дает возможность душе не просто получить заданный стандартом объем необходимых знаний. Это те самые живые витамины, которые дают возможность формирующемуся человеку развиваться правильно не только интеллектуально, но и душевно.



Использование воспитательного потенциала при изучении точных наук и дисциплин естественнонаучного цикла
  • Физика
Описание:

Обучение – это существенная сторона развития и воспитания человека. Воспитание не может выполнить своей основной задачи подготовки человека к жизни в данном обществе вне обучения. 

В современной школе возникает необходимость специально организованной деятельности учителя и ученика, для того, чтобы выполнить задачи воспитания в обучении. Воспитательный характер обучения становится принципом обучения, регулирующим преподавательскую и учебную деятельность.

Каждый урок должен не только обогащать учащихся навыми знаниями, расширять их кругозор,  но иметь и воспитательную ценность, формировать нравственные качества личности. 

 

 

 

 

Автор Семеняченко Елена Юрьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 322
Номер материала 39564
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы