Главная / Русский язык и литература / «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка»

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка»

Смирнова Е.В.,

ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ


Информационно-педагогический модуль

(Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории МОБУ «Лицей №3» г. Оренбурга

Милорадовой Людмилы Кимовны

по проблеме

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка»)


  1. Теоретическая база опыта

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной; свой вклад в развитие идеи внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. и другие.


II. Актуальность

Обоснование современных образовательных и воспитательных задач, поиск и определение новой модели преподавания требуют внедрения технологии развития критического мышления в повседневную школьную практику.


III. Основополагающими принципами данного опыта являются:

  • научность;

  • системность;

  • эффективность;

  • учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;

  • перспективность,

  • технологичность.


IV. Условия возникновения и становления опыта

Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и необходимость умения ориентироваться в потоке информации предъявляют высокие требования к интеллектуальным качествам личности. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не столько объем накопленных знаний, сколько умение самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности. Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо наряду с традиционными формами работы в школе.


  1. Сущность опыта заключается в том, что система работы с применением элементов технологии РКМЧП способствует развитию критического мышления школьников.

При моделировании такой системы обучения:

  • организованы субъект-субъектные отношения учителя и учащихся, основанные на принципах равноправного партнерства, диалога;

  • реализуются возможности групповой и парной работы учащихся; возможности рефлексии;

  • используются приёмы деятельности, способствующие активной и осмысленной познавательной позиции учеников.

Результатом является высокий уровень развития самостоятельного мышления, ярко выраженная мотивация саморазвития, самосовершенствования, достижения на конференциях и олимпиадах, высокий показатель качества знаний.


  1. Новизна опыта

Разработана и апробирована система работы по развитию критического мышления учащихся на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС, созданы методические рекомендации по применению элементов технологии РКМЧП.



VII. Система работы учителя и ее результативность

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

(Кабанова - Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 288с.)


Как же можно определить критическое мышление?

Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие:

  • критическое мышление есть мышление самостоятельное;

  • информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически;

  • критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;

  • критическое мышление стремится к убедительной аргументации;

  • критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.


Цели и задачи технологии развития критического мышления


  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

(Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. - М.: Совершенство, 1998. - 608с.)


Задачи – научить школьников:

  • выделять причинно-следственные связи;

  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

  • понимать, как различные части информации связаны между собой;

  • выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;

  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

  • избегать категоричности в утверждениях;

  • быть честным в своих рассуждениях;

  • выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;

  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.


Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. (Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.)


Основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:

  • Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

  • Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

  • Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

  • Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.


Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:

  • стадии вызова

  • смысловой стадии

  • стадии рефлексии.

(Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 203с.)

Приёмы технологии «Развития критического мышления»


Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I. Вызов:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, схемы, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II. Осмысление содержания:

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

диспуты;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия:

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение схем, кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий, диалогов.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.


  • Проблемные вопросы

  • Взаимоопрос

Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков. (Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.)


  • Мозговая атака.

(Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм», Алекс Осборн «Прикладное воображение», 1950. При этом оба эти словосочетания являются вариантами русского перевода английского термина «brainstorming», однако используются в разных сферах и выполняют разные функции.)

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 этап: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся (Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. - 318с.)


  • Групповая дискуссия.

«Дискуссия» от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

А) уважение к различным точкам зрения ее участников;

Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления. (Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: 1986. - 234с.)


  • Кластеры.

Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.


Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

  • Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

  • Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.


  • Ключевые термины.

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.


  • «Корзина» идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

  1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

  3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

  4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

  5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

  6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.


  • Написание эссе

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.


  • Лекция со стопами

Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.


  • Синквейн

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.



Использование элементов технологии РКМЧП

на уроках русского языка

(на примере 6-7 классов)


Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «Лексика»

Оборудование:

  • учебник (М.М. Разумовская. Русский язык. 7 класс),

  • доска,

  • раздаточный материал (рабочий лист).


Ход урока

  1. СТАДИЯ ВЫЗОВА.

Сбор известной информации (мозговая атака):

Учащиеся по желанию выходят к доске и пишут все известные им термины по теме, класс дополняет.

- Какой вопрос возникает у вас после этой работы?

Ученики формулируют проблемный вопрос: Как упорядочить эту информацию?


  1. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

1) Работа с учебником, позволяющая систематизировать знания по теме: сначала каждый изучает самостоятельно (в течение 5 минут) текст упражнения № 152 (о различных группах слов, в которых отражаются:

  • особенность лексического значения;

  • смысловая связь слов в языке;

  • сферы употребления слов;

  • происхождение слов).

Далее – взаимоопрос в парах (лимит времени – 5 минут). Выявляется информация, недостаточно запомнившаяся, повторяется до запоминания.


2) Работа в парах с рабочим листом.

Вписываются термины, определяется смысловая связь между понятиями, группы слов соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.

  1. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.

1) Творческая работа в группах. На дом было дано задание: вспомнить, какие разряды слов ребятам уже известны; каждой группе выбрать один из разрядов слов (например, антонимы, синонимы, многозначные слова, омонимы и т.п.) и проиллюстрировать классу в виде сценки-загадки, чтобы класс догадался, какой термин представлен.

Задание позволяет ребятам самим выбрать степень сложности выполнения. Например:

Первая группа представила пословицу «Готовь сани летом, а телегу зимой» в виде пантомимы (класс отгадал, что это за пословица, и затем определил, что загаданы были омонимы).

Вторая группа инсценировала стихотворение из учебника (упражнение №154), где показано многообразие значений слова «идти».

Он мне сказал: «В кино? Идёт!»

Он не спросил: «А что идёт?»

Мол, это к делу не идёт.

Даю билет – и он идёт.

(Ах, как костюм ему идёт!)

Вдаль наша улица идёт.

Трамвай по улице идёт.

И дождь по улице идёт.

А он пешком себе идёт.

Упорно к цели он идёт.

Идёт! О том и речь идёт…

(А. Шибаев)

Это задание потребовало самостоятельного обращения ребят к словарю и выяснения значений слова.


Третья группа сама сочинила диалог, в котором представила все переносные значения слова «крыша» (также с помощью словаря).

- Эй, люди, помогите! У меня крыша протекает! Вот-вот рухнет! Побегу в домоуправление…

- Слышали? У соседа-то нашего крыша поехала! Сам признался!

- Вот бедняга, лечиться ему надо! Вызовем врача.

Пришёл врач:

- Ну что, где больной?

- Убежал. Говорит, в домоуправление ему срочно.

- А мне ждать его некогда, дел – выше крыши!

- Не бросайте его, иначе совсем ему будет крышка!

- А мне что теперь – на крышу лезть? Совсем разорваться?

- Бессердечный вы! Жаловаться на вас будем!

- А меня не накажут!

- Что, крышу имеешь крепкую?!

Пришёл «больной»:

- У кого крыша крепкая? Везёт же людям! А у меня протекает… после дождя…

- А при чём тут дождь?!

- А при чём тут крыша?! Помогите разобраться!

После каждого выступления – обсуждение. Дискуссию вызвало выступление третьей группы: выяснилось, что учащиеся не всегда различают омонимы и многозначные слова. В ходе обсуждения уточнили, по каким признакам отличать эти понятия.

2) Творческая работа в группах: создание синквейна на основе одного из терминов по теме урока. Примеры работ учащихся:

Синонимы

Конкретизирующие, украшающие

Объясняют, уточняют, обогащают

Делают речь яркой и точной

Роскошь


Антонимы

Разные, необходимые

Противопоставляют, дополняют, конфликтуют

Я царь – я раб, я червь – я Бог (Г.Р. Державин)

Жизнь


Омонимы

Созвучные, чужие

Совпадают, различают, удивляют

Это удивительно – ничего общего!

Многообразие


Лексика

Необъятная, мудрая

Называет, обозначает, объединяет

Словарный состав любого языка

Сокровищница


3) Возвращение к ключевым терминам, записанным на доске, объединение их в группы и соединение линиями, то есть систематизация информации по итогам прохождения материала. Вычленение терминов, требующих дополнительного изучения – определение перспектив дальнейшей работы с темой «Лексика».


ИТОГИ.

Урок вызвал интерес к учебному материалу, активизировал познавательный процесс, и некоторые учащиеся выразили желание подготовить самостоятельно сообщения о таких понятиях, как профессионализмы, жаргонизмы, неологизмы, заимствованная лексика, а затем представить классу результаты своего исследования.


Рабочий лист (Повторение по теме «ЛЕКСИКА»)

1) Впишите термин, которому даётся определение:

_____________________- это слова, противоположные по значению.

_____________________- это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб – «шарообразная летучая дымчатая масса» (клуб дыма) и клуб – «культурно-просветительское учреждение» (клуб железнодорожников).

_____________________- это слова, близкие друг другу по значению, например: предположение - гипотеза - догадка –допущение.


2) Какой из названных выше разряд слов выполняет следующую роль в речи:

______________________ используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.


3) Стрелочками покажите, как упорядочить эту информацию:

многозначные и однозначные слова

  • научные термины (бинт, гастрит)

  • имена собственные (Петров Николай)

  • недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются

  • слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак)

  • Прямое и переносное значение слова


4) В русском языке выделяют различные разряды слов, например:

  1. по происхождению

  2. по стилистике

  3. по характеру функционирования

Ниже приведены группы слов, каждая из них относится к определённому разряду (A, B или C). Вам предлагается систематизировать информацию. Напишите возле каждой группы букву (A, B или C) , определив, к какому разряду она относится.

  • исконно русские слова, к которым относятся индоевропеизмы (дуб, волк, мать, сын), общеславянская лексика (береза, корова, друг), восточнославянская лексика (сапог, собака, деревня), собственно русская лексика (каменщик, листовка);

  • заимствованные слова, к которым относятся заимствования из славянских языков (перст, уста - старославянизмы, борщ - украинское заимствование, вензель - польское заимствование) и неславянских языков (скандинавские - якорь, крюк, Олег; тюркские - шалаш, сундук; латинские - аудитория, администрация; греческие - вишня, фонарь, история; немецкие - бутерброд, галстук; французские - батальон, буфет и т.д.)

  • стилистически нейтральные или общеупотребительные слова (могут использоваться во всех стилях речи без ограничения);

  • стилистически окрашенные слова (они принадлежат к одному из стилей речи: книжным: научному, официально-деловому, публицистическому - или разговорному; их употребление «не в своем стиле» нарушает правильность, чистоту речи; нужно быть крайне осторожным в их употреблении); например, слово «помеха» принадлежит к разговорному стилю, а слово «изгнать» - к книжным.

  • общеупотребительная лексика (используется без каких-либо ограничений);

  • лексика ограниченной сферы употребления.


Выводы

Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как:

  • умение работать в группе;

  • умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

  • умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

  • формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.


«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка»
  • Русский язык и литература
Описание:

Смирнова Е.В.,

ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ

 

Информационно-педагогический модуль

(Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории МОБУ «Лицей №3» г. Оренбурга

Милорадовой Людмилы Кимовны

по проблеме

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка»)

 

I.    Теоретическая база опыта

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной; свой вклад в развитие идеи внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. и другие.

 

II. Актуальность

Обоснование современных образовательных и воспитательных задач, поиск и определение новой модели преподавания требуют внедрения технологии развития критического мышления в повседневную школьную практику.

 

III. Основополагающими принципами данного опыта являются:

-  научность;

-  системность;

-  эффективность;

-  учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;

-  перспективность,

 

-  технологичность.

Автор Еремеева Ирина Александровна
Дата добавления 16.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1903
Номер материала 56425
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓