Главная / Биология / Использование технологии развития критического мышления

Использование технологии развития критического мышления

Название документа Примеры методич приёмов КМ.doc

Примеры методических приемов

технологии развития критического мышления

Примеры методических приемов технологии развития критического мышления отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области. (материалы из книги Галактионовой Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с.)

Предложенные рекомендации направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления (КМ) и позволяет:

  • использовать универсальную модель обучения и систему эффективных методик,

  • помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе.

  • дает возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства.

  • учитель, обучается работать в режиме творческого соавторства.

  • приемы помогают мотивировать учеников на процесс обучения, вызывают интерес к предмету и повышается познавательная и интеллектуальная способность, а также самостоятельность в действиях.

  1. ПРИЁМЫ НА СТАДИИ ВЫЗОВА

  • Прием “Покопаемся в памяти”

Какая тема? (назовите ее); Что вы уже знаете об этом?

Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? Почему вам это нужно знать?

Учитель объявляет тему урока, например: “Онтогенез. Размножение и индивидуальное развитие организмов”

Перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагаю немного подумать о размножении. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос: - Что вы знаете о размножении? - Или вам кажется, что вы это знаете? - Или вы думаете, что вы это знаете? Записывают все, что придет на ум, правильно или нет, и обсуждают в паре. Затем поделиться своими знаниями о размножении. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе доске, ватмане. Задает время от время вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.

  • Прием “Ассоциация”

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите “_______________”?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

  • Прием “Перепутанные логические цепочки”

Учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями, изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию.

На доске написаны верные и не правильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там где по их мнению оно не верно. Например к уроку по теме: “Онтогенез. Размножение и индивидуальное развитие организмов”

  • Прием “Инструкции”

На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока., при выполнение лабораторной работы, постановке опыта или исследования. Инструкции для учащихся (у каждого на парте)

Прием Составьте “Экспертный лист”.

  • Прием «Мозговой штурм»

В парах ребята обсуждают вопросы:

а) Подумайте, что вам известно о размножении?

б) Считаете ли вы эту проблему важной?


  • Прием «Мозговая атака»

  • Как методический прием «Мозговая атака» используется в ТКМ с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

  • 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме;

  • 2 э т а п: Обмен информацией.

  • Рекомендации к эффективному использованию:

  • 1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

  • 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

  • 3. Оперативная запись высказанных предложений.

  • Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы.

  1. ПРИЁМЫ на СТАДИИ ОСМЫСЛЕНИЯ

Стадия осмысления решает следующие задачи: не отвлеченное чтение текста, эмоциональное восприятие.

  • Прием “Пометки на полях”

Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что это знаете;

V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста

  • Прием “Маркировочная таблица”

Этот прием целесообразно применять совместно с приемом “Пометки на полях”. После прочтения текста ученик составляет маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками:

+

-

V

?





  • Прием Технология (приём) «инсерт/insert»

Для восприятия и анализа текстов используются методы активного чтения: маркировка с использованием значков («+» «?» «-»), ведения записей типа дневника или «бортового журнала». Применяется называемая технология «инсерт/insert» [Vaughan, Estes, 1986]:

В переводе с английского «инсерт» означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Расшифровка термина INSERTI

I

Interactive

Интерактивная

N

Noting

Отмечающая

S

System

Система

E

Effective

Эффективного

R

Reading

Чтения

T

Thinking

Размышления

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством систематизации и отслеживания понимания материала.

  • Прием “Двухчастный дневник ”

Данный прием я использую, когда учащиеся самостоятельно работают с текстом и затем обучают друг друга по изученному вопросу. Во время объяснения материала ведутся такие дневники, состоящие из двух частей, в первой части ведется конспект излагаемого материала, а возникающие вопросы или не ясные моменты фиксируются во второй части и затем к ним возвращаются. Также работать с такими дневниками удобно и во время лекции. Особенно полезно использовать двойные дневники, когда учащиеся получают задание самостоятельно изучить какой-то большой текст дома. Этот прием целесообразно применять совместно с приемом “Инструкции”

ПОМЕТКИ

ВОПРОСЫ



  • Прием “Лист решения проблем”

при решении задач, особенно со слабыми учениками (индивидуальная работа), либо при выполнении практических и лабораторных работ. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели.

ПРОБЛЕМА

ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ

РЕШЕНИЕ







  • Прием “Таблица аргументов”

Учитель дает аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции, объяснения учителя или при работе с учебником.

АРГУМЕНТ


Почему “ДА”


Почему “НЕТ”





  • Приём “Ромашка Блума”

I тип – простые вопросы, требующие однозначных ответов (что?, где?, когда? и т.п.)

II тип – уточняющие вопросы (Вы сказали то-то …?, Я верно вас поняла?)

III тип – практические вопросы (Как то, что мы узнали, связано с жизнью?)

IV тип – оценочные вопросы. (Каково Ваше отношение к данной теме?)

V тип – творческие вопросы. (Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом?)

VI тип – интерпретационные вопросы. (Какие мнения, на Ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей?)

  • Приём «Групповая дискуссия»

«Дискуссия» - (от лат. «исследование», «разбор, обсуждение какого-либо вопроса»). Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении групповой дискуссии является:

а) уважение к различным точкам зрения ее участников;

б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

  1. ПРИЁМЫ НА СТАДИИ РЕФЛЕКСИИ

На этой стадии решается задача: корректировка и систематизация знаний.

  • Прием “Кластер”

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Разбивку на кластеры я использую довольно часто как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Это педагогическая стратегия Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:

1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Далее записывают слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»).

3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними, слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

4. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

  • Прием “Синквэйн”

«Синквэйн» происходит от французского слова «cing» – пять, стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях, на протяжении 5-7 минут. Развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквэйны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Может быть как индивидуальное самостоятельное задание; работа в парах; реже как коллективное творчество.

Правила написания синквейна:

  • В первой строке тема называется одним словом (существительным).

  • Во второй строке описание темы в двух словах (два прилагательных).

  • В третьей строке описание действия в рамках темы (три глагола).

  • Четвертая строка это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  • Синоним из одного слова, который повторит суть темы.

Пример синквейна

- Размножение

- Половое, бесполое

- Увеличивается, продолжается, развивается.

- Главное свойство живых организмов.

- Необходимо

  • Прием “Эссе”

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

Эссе очень распространенный жанр письменных работ применяется мною в конце урока, чтобы помочь ученикам подвести итог своим знаниям по изучаемой теме. Я прошу учащихся ответить на два вопроса:

- Что они узнали по пройденной теме?

- Что хотели бы узнать? (или задать вопрос на который они не получили ответа).

Пример эссе к уроку: “Если бы не было процесса размножения?»


  • Прием “Самоанализ”

Тренинг навыков рефлексии собственных состояний “знаю - не знаю”. Особое значение имеет создание установки успешности учебной деятельности учащихся, содержащие конкретный позитивный смысл “знаю уверенно”, “надо повторить”.

Прием “Шесть шляп критического мышления”

Это задание обычно используется мною на стадии рефлексии. Класс делится на шесть групп, которая “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

Белая шляпа” АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);

Желтая шляпа” ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);

Черная шляпа” НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);

Синяя шляпа” АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);

Зеленая шляпа” ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);

Красная шляпа” ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)

  • Приём “Ключевые слова” или термины

На основе данных слов составить рассказ-предположение или рассказ-подведение итогов какого-либо события. Главное - использовать в тексте все ключевые слова, термины.

  • Приём “Взаимообучение”

Взаимообучение происходит в группах из четырёх-семи человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя, которая требует от них выполнения пяти определённых действий:

1. “учитель” суммирует содержание абзаца;

2. он придумывает вопрос к тексту и просит других учащихся на него ответить;

3. “учитель” растолковывает то, что для других осталось неясным;

4. он даёт задание на чтение следующего абзаца,

5. передаёт бразды правления в руки следующего ученика.

  • Приём "Чтение с пометками"

  • Приём «Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Толстые?

Тонкие?

Дайте 3 объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему Вы думаете ...?

Почему Вы считаете ...?

В чем различие ...?

Предположите, что будет, если... ?

Что, если ... ?


Кто ?

Что ?

Когда ?

Может ..?

Будет ...?

Мог ли ... ?

Как звать ...?

Было ли ...?

Согласны ли Вы ...?

Верно ли ...?



  • Приём «Совместный поиск»

Обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Лучше если проблемный вопрос возникнет у учащихся в результате обмена мнениями о прочитанном, в процессе дискуссии. Постоянно необходимо задавать вопросы:

- на что обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?

- Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?

- Какие чувства испытали?

  • Приём «Зигзаг»

Работа в парах, группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Целью : изучение и систематизация большого по объему материала.

  • Класс делится на группы.

  • Группе выдаются тексты различного содержания.

  • Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует "кластер".

  • По окончании работы учащиеся переходят в группы экспертов.

  • Группы "экспертов" из «специалистов» по одной теме.

  • Составляется общая схема рассказа по теме.

  • Спикер проводит итоговую презентацию.

  • В группе происходит обмен информацией по изучаемой теме.

  • Приём «Перепутанные логические цепочки»

Форма способствует развитию внимания и логического мышления.

Модификация приема «Ключевые термины».

1 Вариант: расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

2 Вариант: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста, демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности и предлагается восстановить правильный порядок причинно-следственной цепи.

После заслушивания различных мнений учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения.

  • Приём «Верные и неверные утверждения»

  • Приём «Установи соответствие»

  • Приём «Дискуссии»

  • Приём «Исследования»

  • Приём «Проекты»

  • Приём «Устные и письменные круглые столы»

  • Приём Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Прием «ключевые слова» - записать слова или словосочетания, которые отражающие те вопросы, ответы на которые хотели бы получить в процессе изучения данного вопроса

  • Ассоциации с понятием «КМ» (ключевые слова, таблица-синтез)

  • 2.Определение понятия «КМ»

Ассоциации с понятием «критическое мышление»

1. Выберите три ключевых слова или словосочетания, характеризующих понятие «Критическое мышление», запишите в первый столбик таблицы, далее во второй и третий.

Группа 15






  • Я считаю, что если все эти методические приемы применять в системе, результат не заставит себя ждать. Можно использовать те приёмы, к которым привык учитель. Главное, чтобы они способствовали достижению основных целей, которые ставит учитель и ученики. Но при использовании различных приёмов надо помнить о том, что главным является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов.



Кучумова Ирина Николаевна, учитель биологии, первая квалификационная категория МОБУ «СОШ № 172», п. Архара, Архаринского района, Амурской области Страница 11



Название документа ТКМ -таблица.doc


Примеры методических приемов технологии развития критического мышления

Вот основные направления деятельности педагога и учащихся на стадиях (фазах) при использовании технологии развития «критического мышления», я собрала в таблицу все имеющиеся методические приёмы и методы обучения (по: Стил Дж. , Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. , 1997) и их использую.

Стадия (фаза)

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

Возможные приемы и методы

1. Вызов (evocation)

направлена на:

- вызов у учащихся имеющихся знаний по изучаемому вопросу;

- активизация их деятельности, мотивация на дальнейшую работу.

направлена на:

- вспоминание того, что ему известно по данному вопросу;

- выдвижение предположений;

- систематизация информации до изучения нового материала;

- формулировка вопросов, на которые хотелось бы получить ответы.


«Покопаемся в памяти»

« Вспоминай и отвечай»

«Ассоциация»

«Перепутанные логические цепочки»

«Инструкции»

«Мозговой штурм» «Рассказ - предположение по ключевым терминами» - письмо

«Графическая систематизация материала»

«Кластеры»

Таблицы;

«Выбор среди верных и неверных утверждений»

Стадия вызова направлена на: вспоминание и осуществляет важную функцию технологии: школьники с помощью вопросов и предположений сами ставят перед собой конкретные цели изучения нового материала, формулируют вопросы.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

2. Осмысление содержания (realization of meaning)

направлена на:

- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией;

- постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

направлена на:

-восприятие текста

(ауди- или визуальное);

- использование предложенных педагогом активных методов чтения/восприятия (пометки на полях, записи по мере осмысления информации).

«Пометки на полях»

«Маркировочная таблица» с использованием значков «V», «+», «-», «?»

«Инсерт/insert»

«Двухчастный дневник»

«Лист решения проблем»

«Толстые» и «тонкие» вопросы

«Таблица аргументов»

«Ромашка Блума»

«Бортовые журналы»

«Эксперимент, опыт, исследование»

« Стратегия 6 Шляп»

Осмысление содержания направлено на : сохранение интереса к теме, работу с новой информацией индивидуально или в парах (печатный текст, фильм, презентация, видеоролик, диалог, лекция и т.д.), ведение различных записей, восприятие, методов чтения/восприятия, поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части занятия. Этап посвящен изучению нового материала.

Обучаемые должны самостоятельно и активно участвовать на данном этапе.

3. Рефлексия (relection) Размышление

направлена на:

- возвращение учащхся к первоначальным записям - предположениям;

- внесение изменений, дополнений;

- творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

направлена на:

- сравнение «новой» и «старой» информации (на базе знаний, полученных на стадии осмысления содержания.

«Кластер»

«Синквэйн»

«Эссе» «Тестирование»

«Самоанализ»

«6 шляп критического мышления»

«Ключевые слова»

«Взаимообучение»

«Взаимоопрос»

«Чтение с пометками»

«Дерево предсказаний»

«Дневники» и «бортовые журналы»

«Совместный поиск»

«Толстые и тонкие вопросы»

«Верные и неверные утверждения»

«Установи соответствие»

«Дискуссия»

«Исследования»

«Проекты»

«Устные и письменные круглые столы»

В традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

На стадии Рефлексия решается важная задача: систематизация, анализ, осмысление, творческая переработка и интерпретация, а также корректировка знаний и полученной информации.

Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Возвращение учащихся к первоначальным записям – предположениям.







Кучумова Ирина Николаевна, учитель биологии, первая квалификационная категория

МОБУ «СОШ № 172», п. Архара, Архаринского района, Амурской области Страница 3


Название документа Технология Критического мышления.doc

Кучумова Ирина Николаевна, учитель биологии, первая квалификационная категория

МОБУ «СОШ № 172», п. Архара, Архаринского района, Амурской области

Использование технологии развития критического мышления

(из опыта работы)

Слайд № 2

Есть замечательное изречение древнегреческого философа Схоластика Сократа: «Голова ребенка — не сосуд, который нужно заполнить, это факел, который нужно зажечь»

Слайд № 3

и высказывания чешского педагога-гуманиста, писателя, основоположника научной педагогики Яна Амо́са Ко́менского: «Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни». По моему субъективному мнению технология «Критического мышления» как раз позволяет это сделать.

Слайд № 4

Задачей современной школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания. В процессе изучения предметов естественнонаучного цикла существует много возможностей для развития умений и навыков, необходимых для проектной, исследовательской деятельности, в том числе и критического мышления. Идея развития критического мышления была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией.

Каждый учитель, в том числе и я, создавая свою систему преподавания, обязательно учитывает требования современности, на выбор технологий обучения влияют и особенности личности учителя. Одни педагоги любят игровые формы; другие воздействуют на эмоциональную сферу ребенка, украшая свои уроки музыкой, поэзией, шедеврами мировой художественной культуры; другим ближе лекционно-семинарские занятия, диалоги и т.д. Поэтому среди огромного разнообразия педагогических технологий наиболее близки мне стали две: технология развития «критического мышления» и метод проектов. В то же время существует огромное количество приемов, которые являются составляющими других современных технологий (модульная и технологии дифференцированного обучения, игровых и информационно-коммуникационных технологий и т.д.), но они могут органично сочетаться с ТРКМ и методов проектов.

Критическое мышлениеэто способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Обучающиеся, умеющие критически мыслить, владеют разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способны аргументировать свою точку зрения, и чувствуют уверенность в работе с различными типами и источниками информации.

Определение понятия «Критическое»

«Критическое» происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения.

Определение понятия «Мышление»

«Мыслить»— стараться обнаружить конкретные связи между нашими действиями и их последствиями, так чтобы они стали продолжением других. Благодаря мышлению становится возможным целенаправленное действие.

«Критическое мышление» значит «искусство суждения, основанное на критериях».

Национальный Совет по развитию критического мышления предлагает такое определение: «Критическое мышление — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».

Слайд № 5 Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) включает три стадии: вызов – осмысление – рефлексию (принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок). Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

С критическим мышлением перекликается метод проектов [Полат и др., 2001; Ястребцева, 1999], который позволяет эффективно развивать медиакомпетентность и критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность.

Сочетая ТРКМ с ИКТ выполняется ряд важнейших современных задач по формированию у учащихся комплекса медиаобразовательных умений, включающих умения:

  • находить требующуюся информацию в различных источниках;

  • критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;

  • систематизировать информацию по заданным признакам.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни, обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Особенность технологии: учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;

применяются разнообразные формы и работы с текстом, организация дискуссий; технология позволяет обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Слайд № 6 Думать критически это:

  • Проявлять любознательность;

  • Использовать исследовательские методы;

  • Ставить перед собой вопросы;

  • Вскрывать причины и последствия фактов;

  • Осуществлять планомерный поиск ответов;

  • Сомнение в общепринятых истинах;

  • Выработка точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами;

  • Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Ученик, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

Слайд № 7 Критическое мышление способствует:

  • Взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;

  • Облегчает понимание различных «взглядов на мир»;

  • Позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности;

  • Создавать базу для новых типов человеческой деятельности.


Слайд № 8

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):

  • самостоятельное;

  • обобщенное;

  • проблемное и оценочное;

  • аргументированное;

  • социальное мышление.


Слайд № 9 Критический мыслитель в ТРКМ:

  1. Формирует собственное мнение

  2. Совершает обдуманный выбор между различными мнениями

  3. Решает проблемы

  4. Аргументировано спорит

  5. Ценит совместную работу, в которой возникает общее мнение

  6. Умеет ценить чужую точку зрения и сознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

Слайд № 10 . Технология дает ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации - к изучаемому материалу, и к самому процессу обучения

  • умение критически мыслить

  • умение ответственно относиться к собственному образованию

  • умение работать в сотрудничестве с другими

  • повышение качества образования учеников

  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни

Слайд № 11. Технология дает учителю:

  • умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества

  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения

  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность

  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

Слайд № 12.

При использовании ТРКМ планируется трехфазная структура урока

вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)”.

Слайд № 13. Функции 3-х стадий ТРКМ

Стадия

Функция

Вызов


Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме).

Информационная

(вывод «на поверхность» имеющихся знаний по теме.

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме).

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).

Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

Информационная (приобретение нового знания).

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).



1 стадия – Вызов. На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей) и т.д.

Эта стадия имеет две цели:

  1. Осуществление познавательных видов деятельности.

Обучаемый активно участвует в вызове того, что он уже знает, анализирует собственные знания и думает о теме, которую начнут разбирать, увязывая новое с уже известным.

  1. Активизация обучаемого.

Учение – активная деятельность. Для этого обучаемые сознательно, основательно и критически должны подходить к пониманию новой информации и принимать активное участие в процессе учения.

Задачи 1стадии:

  • самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;

  • самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;

  • школьник определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?”.

2 стадия – Осмысление новой информации, которую учащиеся должны отработать, вступая в контакт с ней. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра видеоролика, фильма, прослушивания выступлений и презентации, или выполнения опытов, экспериментов, исследований. Именно во время этой стадии ученик самостоятельно и активно участвует в данной работе.

Главная задача стадии осмысления:

  1. поддерживать активность, интерес и инерцию движения.

  2. поддерживать усилия по отслеживанию собственного понимания, соотносят новую информацию с имеющимися знаниями.

3 стадия – Рефлексия, Размышление.

Задачи 3 стадии:

  1. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

  2. Самостоятельно определить направления в изучении материала

  3. Получить новые знания и сделать их своими.

Слайд № 14. Роль учителя в технологии развития КМ:

  • Направляет усилия учеников в определенное русло;

  • Сталкивает различные суждения;

  • Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

  • Даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

  • Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Слайд № 15. Формы и средства развития ТКМ:

  • Сбор данных;

  • Анализ текстов;

  • Сопоставление альтернативных точек зрения;

  • Коллективное обсуждение;

  • Разные виды групповой и парной работы;

  • Дебаты;

  • Дискуссии;

  • Публикации письменных работ учащихся.

Я считаю, что если все эти методические приемы применять в системе, результат не заставит себя ждать. Можно использовать те приёмы, к которым привык учитель. Главное, чтобы они способствовали достижению основных целей, которые ставит учитель и ученики. Но при использовании различных приёмов надо помнить о том, что главным является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов.



Слайд № 16. Вывод:

  • Стимулируя познавательную деятельность ребят, повышая их собственные усилия в овладении знаниями можно добиться развития познавательного интереса к биологии;

  • В обучении надо работать над развитием всех учащихся: как сильных, так и слабых;

  • Использование данных приемов и методов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по биологии;

  • Педагогическая теория приобретает действенную силу - когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство;

  • Система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем

hello_html_6d7b3631.pnghello_html_6d7b3631.png

Кучумова Ирина Николаевна, учитель биологии, первая квалификационная категория

МОБУ «СОШ № 172», п. Архара, Архаринского района, Амурской области Страница 8


Название документа использован ТРКМ.ppt

Схоластик Сократ «Голова ребенка — не сосуд, который нужно заполнить, это фак...
Ян Амос Коменский «Не объем знаний или количество информации, уложенное в гол...
Основная цель современной школы: создание условий для развития потенциала мол...
Цель ТРКМ Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуни...
Думать критически это: Проявлять любознательность Использовать исследовательс...
Критическое мышление способствует: Взаимоуважению партнеров, пониманию и прод...
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Это мышление: 1. само...
Критический мыслитель в ТРКМ
Технология дает ученику: повышение эффективности восприятия информации- к изу...
Технология дает учителю: умение создать в классе атмосферу открытости и ответ...
При использовании ТРКМ планируется трехфазная структура урока вызов осмыслен...
Роль учителя в ТРКМ: направляет учащихся сталкивает различные суждения создае...
Формы и средства развития КМ сбор данных анализ текстов сопоставление альтерн...
Вывод 1. Стимулируя познавательную деятельность ребят, повышая их собственные...
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Схоластик Сократ «Голова ребенка — не сосуд, который нужно заполнить, это факел,
Описание слайда:

Схоластик Сократ «Голова ребенка — не сосуд, который нужно заполнить, это факел, который нужно зажечь»

№ слайда 3 Ян Амос Коменский «Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову
Описание слайда:

Ян Амос Коменский «Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни».

№ слайда 4 Основная цель современной школы: создание условий для развития потенциала молодо
Описание слайда:

Основная цель современной школы: создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации личности, создать условия для самоопределения, выбора профессии для свободной адаптации в современной жизни всестороннее развитие мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания. выпускники школы должны обладать такими качествами, как: деловитость, дисциплина, ответственность, самостоятельность, конкурентоспособность.

№ слайда 5 Цель ТРКМ Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникат
Описание слайда:

Цель ТРКМ Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью направлена на: развитие посредством чтения и письма стиля мышления учащихся развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. обеспечить интерактивное включение учащихся в образовательный процесс: принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать сравнивать доказывать и т.д.

№ слайда 6 Думать критически это: Проявлять любознательность Использовать исследовательские
Описание слайда:

Думать критически это: Проявлять любознательность Использовать исследовательские методы Ставить перед собой вопросы Осуществлять планомерный поиск ответов Вскрывать причины и последствия фактов Сомнение в общепринятых истинах Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

№ слайда 7 Критическое мышление способствует: Взаимоуважению партнеров, пониманию и продукт
Описание слайда:

Критическое мышление способствует: Взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; Облегчает понимание различных «взглядов на мир»; Позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности; Создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

№ слайда 8 Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Это мышление: 1. самосто
Описание слайда:

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Это мышление: 1. самостоятельное 2. обобщённое 3. проблемное, оценочное 4. аргументированное 5. социальное

№ слайда 9 Критический мыслитель в ТРКМ
Описание слайда:

Критический мыслитель в ТРКМ

№ слайда 10 Технология дает ученику: повышение эффективности восприятия информации- к изучае
Описание слайда:

Технология дает ученику: повышение эффективности восприятия информации- к изучаемому материалу, и к самому процессу обучения умение критически мыслить умение ответственно относиться к собственному образованию умение работать в сотрудничестве с другими повышение качества образования учеников желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни

№ слайда 11 Технология дает учителю: умение создать в классе атмосферу открытости и ответств
Описание слайда:

Технология дает учителю: умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

№ слайда 12 При использовании ТРКМ планируется трехфазная структура урока вызов осмысление
Описание слайда:

При использовании ТРКМ планируется трехфазная структура урока вызов осмысление рефлексия

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Роль учителя в ТРКМ: направляет учащихся сталкивает различные суждения создает у
Описание слайда:

Роль учителя в ТРКМ: направляет учащихся сталкивает различные суждения создает условия к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

№ слайда 15 Формы и средства развития КМ сбор данных анализ текстов сопоставление альтернати
Описание слайда:

Формы и средства развития КМ сбор данных анализ текстов сопоставление альтернативных точек зрения коллективное обсуждение разные виды парной и групповой работы дебаты дискуссии публикации письменных работ учащихся

№ слайда 16 Вывод 1. Стимулируя познавательную деятельность ребят, повышая их собственные ус
Описание слайда:

Вывод 1. Стимулируя познавательную деятельность ребят, повышая их собственные усилия в овладении знаниями можно добиться развития познавательного интереса к биологии; 2. В обучении надо работать над развитием всех учащихся: как сильных, так и слабых; 3. Использование данных приемов и методов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по биологии; 4. Педагогическая теория приобретает действенную силу - когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство; 5. Система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем

№ слайда 17
Описание слайда:

Использование технологии развития критического мышления
  • Биология
Описание:

Задачей  современной  школы является всестороннее развитие мышления учащихся, умение самостоятельно пополнять свои знания. В процессе изучения предметов естественнонаучного цикла существует много возможностей для развития умений и навыков, необходимых для   проектной, исследовательской деятельности, в том числе и критического мышления.     Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией.

          Каждый учитель,  создавая свою систему преподавания учитывает требования современности, а на выбор технологий обучения влияют и особенности личности учителя. Среди огромного разнообразия педагогических технологий наиболее близки мне стали две: технология развития «критического мышления» и метод проектов.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Обучающиеся, умеющие критически мыслить, владеют разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способны аргументировать свою точку зрения, и чувствуют уверенность в работе с различными типами и источниками информации.

Определение понятия «Критическое»

«Критическое» происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения.

Определение понятия «Мышление»

«Мыслить»— стараться обнаружить конкретные связи между нашими действиями и их последствиями, так чтобы они стали продолжением других. Благодаря мышлению становится возможным целенаправленное действие.

 «Критическое мышление» значит «искусство суждения, основанное на критериях».

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.

Технология развития критического мышления  (ТРКМ) включает три стадии: вызов – осмысление – рефлексию

Сочетая ТРКМ с ИКТ выполняется ряд важнейших современных задач по формированию у учащихся комплекса медиаобразовательных умений, включающих умения:

·        находить требующуюся информацию в различных источниках;

·        критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;

·        систематизировать информацию по заданным признакам.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни, обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Особенность данной технологии: учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания; применяются разнообразные формы и работы с текстом, организация дискуссий; технология позволяет обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

·        Стимулируя познавательную деятельность ребят, повышая их собственные усилия в овладении знаниями можно добиться развития познавательного интереса к биологии;

·        В обучении надо работать над развитием всех учащихся: как сильных, так и слабых;

·        Использование данных приемов и методов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по биологии;

·        Педагогическая теория приобретает действенную силу - когда  она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство;

 

·        Система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем 

Автор Кучумова Ирина Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2212
Номер материала 48309
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓