ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.
Основной целью образования
сегодня является разностороннее и своевременное развитие учащихся, т. е.
ученики должны уметь осмыслить, оценить, проанализировать и синтезировать
информацию, полученную в результате наблюдения, опыта, размышления или
рассуждения. Этой цели можно добиться, систематически используя технологии
развития критического мышления.
Критическое мышление – ведущее
современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и
обучения в Казахстане. [1,С.154] Критическое мышление предполагает готовность к
воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых
или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к
организованным общественным действиям и развитию критического мышления у
других.
В современном образовании большую
роль отводят развитию предметов естественно – математического цикла, добавляют
часы на факультативы, кружковую работу, школы работают по профилям. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого
должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование
различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать
самих школьников к получению знаний.
Технологии развития
критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия
информации;
- повышение интереса как к изучаемому
материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников.
Технологии развития критического
мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости
и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и
систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического
мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать источником ценной профессиональной
информации для других учителей.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает
задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Для
решения возникающих проблем, необходимо, чтобы учащиеся не просто шаблонно
повторяли действия учителя, лишь иногда импровизируя, а мыслили и творчески, подходили
к решению любой проблемы или задачи, встающей перед ними. На мой взгляд, целенаправленное
развитие критического мышления позволит учащимся избежать репродуктивного
уровня осмысления учебного материала, позволит им глубже проникать в суть возникающих
перед ними проблем, нестандартно подходить к решению задач.
Технология развития
критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного
процесса, которая применима к любой программе и любому предмету.
Так и на уроках информатики есть
возможность применять различные методы и стратегии для развития критического
мышления.
Технология развития
критического мышления предполагает использование на уроке трех стадий: стадии
вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.
1-я стадия - «Вызов» - ученик
ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
Задачи
стадии вызова:
–
актуализация имеющихся знаний;
–
пробуждение интереса к получению новой информации;
–
постановка учеником собственных целей обучения на данном уроке и по данной
теме.
2-я стадия - «Осмысление». На
данной стадии ученик под руководством учителя отвечает на вопросы, которые сам
поставил перед собой на первой стадии - «Что хочу знать?». Учитель может предложить кроме текста учебника
альтернативные источники информации. А ученики со временем начинают более
вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы.
Задачи стадии
реализации смысла:
- помочь активно
воспринимать изучаемый материал,
- помочь
соотнести старые знания с новыми.
3 –я стадия - «Рефлексия» размышление
и обобщение того, «что узнал» ученик на уроке. Стадия
рефлексии необходима для того, чтобы ученики сами смогли проанализировать,
удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.
Задачи стадии
рефлексии:
- помочь
обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал,
- помочь
самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
На каждой стадии урока используются
различные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную
деятельность.
На стадии вызова
возможно использование таких методов, как:
- предположение темы урока по
ключевым словам разгаданного ребуса, например:
информатика исполнитель
компьютер
- по слайдам просмотренной
презентации,
- составление кластеров,
- работа с «тонкими» и «толстыми» вопросами,
- работа с таблицами,
- «верные и неверные утверждения»,
- «Корзина идей»,
- «Перевернутые логические
цепочки» и т.д.
Способы организации работы на стадии «вызова» можно
проводить как в форме индивидуальной работы, так и в её сочетание с парной и
групповой работой. На
этапе «вызова» применение таких методов работы позволяет учащимся не только
вспомнить материал, изученный на прошлых уроках, но и учиться работать в
группе, слушать и слышать друг друга, анализировать информацию, делать выводы,
искать пути решения поставленной задачи. Использование таких методов работы
позволяет заметить, что ученики больше общаются друг с другом, интересуются
мнением других учеников в группе, медленные ученики не ведут себя обособленно
так, как и им достается определенная роль в группе.
На стадии
осмысления возможно использование таких методов, как:
- информационное
домино,
- нахождение
информации,
- выбор
нужной информации
с помощью
ресурсов интернета,
- составление
алгоритма решения задачи,
обсуждение
его в парах,
- поиск
нового решения задачи,
- работа
по готовому алгоритму, где требуется изучить ресурс, составить к алгоритму
тонкие и толстые вопросы и проработать их в парах,
- «Шесть
шляп»,
- составление
синквейна и т. д.
На уроках информатики стадия
«осмысления » проходит, в основном, в виде практических работ, на которых можно
проводить такие формы работы, как воспользуйся ресурсами Интернет для поиска
информации, найди дополнительную информацию, проанализируй как ее применить в
работе, как текстовую информацию представить в виде числовой, а затем представь
ее графически в виде диаграмм и т. д. Выполняя такие задания, ученики не только
отрабатывают практические навыки работы на компьютере, но и учатся
осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы и применять ее на
практике.
На стадии вызова и рефлексии используются такие методы, как
- инсерт -приём
используется в три этапа:
1. В процессе
чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал;
" + " - новое; " - " - думал иначе; " ?
" - не понял, есть вопросы);
2. Затем
заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков
маркировки;
3. Обсуждают
записи, внесённые в таблицу.
-
таблица – ЗХУ (знаю –хочу знать – узнал)
На стадии «рефлексии» возможно использование таких методов, как:
-
ромашка вопросов Блума – вопросы 1 - простой, 2 - уточняющий, 3 – объясняющий,
4 – творческий, 5 – оценочный, 6 - практический),
-
стратегия «Вопросительные слова»,
-
эссе и т. д
Такие виды работы
предполагают организацию работы учащихся вместе: в
парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой
выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Тем
самым учитель не дает готовый теоретический материал урока, а лишь направляет
действия учеников по изучению нового материала. Если ученик сумел освоить сам
теоретический материал, то запоминание не будет механическим, а обучение
поверхностным. Процесс обучения сообща в большей степени
приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы
принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих
коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе
выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.
Считаю необходимым применения
данных форм в системе, так как большинство ребят с удовольствием выполняют
задания через новые для них приемы.
При дальнейшем внедрении в свою
педагогическую деятельность технологии развития критического мышления, прогнозирую
такие результаты:, у учеников должны сформироваться такие характерные
особенности, как
- рациональность – стремление найти
лучшее объяснение
- непредубежденность – рассмотрение
и признание множества возможных точек зрения и перспектив
- суждение – признание степени и
значения доказательств
- дисциплина – стремление быть
точным и всесторонним
- самосознание – осознание
субъективности собственных предположений. [1,С.150]
Список литературы.
1. АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы». Руководство для учителя, 2012. 154 с.
2. АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы». Руководство для учителя, 2012. 150с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.