Главная / Русский язык и литература / Использование технологии музыкального воспитания на уроках русского языка и литературы

Использование технологии музыкального воспитания на уроках русского языка и литературы

Использование технологии музыкального воспитания на уроках русского языка и литературы
(из опыта работы учителя русского языка и литературы Долговой В.А.)

Художественное развитие личности влияет на духовную культуру человека, на реализацию его творческих способностей. Предметы искусства во многом лучше, чем научные дисциплины, дают представление о мире в единстве чувств и мыслей, погружая человека в мир красоты и нравственности, в мир ощущения людей разных эпох. Как соединить в рамках одного предмета передачу научных сведений и развитие эстетического вкуса?
И музыка, и речь состоят из звуков. Эти явления изначально родные и близкие, и их связь видна сразу. Музыкальность нашего языка отмечали многие. И.А.Ильин, философ, историк, исследователь религии, писал: «И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она, - наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм...»
Cвязь музыки и речи ясно чувствовал и великий русский композитор М.П.Мусоргский: «Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее…» Поэтому о музыке можно и нужно говорить на уроках русского языка и развития речи.
В век информационных технологий мы отходим в повседневной жизни от образности, чувствительности, беднеет наша речь, чуткость восприятия окружающего мира притупляется. Может быть, именно поэтому описания природы, выражение писателем чувств, которое встречается в художественных произведениях, становятся современному школьнику скучными, непонятными, не вызывают интереса и «пролистываются».
Помочь увидеть в повседневном прекрасное, прочувствовать эмоциональный настрой поэта, писателя, постичь природу, окружающий мир, Родину и язык поможет искусство. А задача учителя - научить понимать искусство, ведь «…богатства, которые дает человеку понимание искусства, - как считал Д.С.Лихачев, - невозможно отнять у человека… Искусство освещает и одновременно освящает жизнь…»
Музыка, как близкий изначально языку вид искусства, может помочь учителю русского языка и литературы научить ребят видеть богатство нашего языка, его образность, мелодичность, музыкальность, эмоциональность, прочувствовать и осмыслить художественный текст.
Уроки развития речи, на которых используются различные виды искусства, помогают развивать эстетический вкус, повышать речеведческую культуру, приобщают к прекрасному, учат видеть мелодичность, музыкальность языка и способствуют развитию высших человеческих чувств: чувства собственного достоинства, чести, дружбы, любви, сострадания и милосердия.
Конечно, такие уроки нельзя считать собственно уроками русского языка. Это интегрированные уроки, включающие в себя русский язык, литературу, музыку, изобразительное искусство, историю и т.д.
Хотелось бы перечислить основные направления, в которых может работать учитель, используя музыку на уроках русского языка и развития речи.
1) Сочинение – описание.
Описания времен года, утра, заката, описания игрушек, детской комнаты, описания картин, животных становятся более яркими, красочными, эмоциональными, если они сопровождаются звуками музыки. Звучащая музыка раскрепощает учащихся, волнует, освобождает мысли от скованности, рождает новые идеи, помогает лучше представить, увидеть описываемый предмет, явление. Музыка помогает ярче выразить то, что в рамках обычного урока может стать просто сухим текстом, в который с трудом вставляются выразительные средства, потому что этого требует учитель.
При помощи музыкального произведения можно почувствовать и устранить шероховатости на этапе проверки чернового варианта сочинения, если учащийся попробует прочитать его под звуки музыки. Какие же музыкальные произведения можно использовать в данном виде работы?
Описание природы станет выразительнее с использованием отрывков из «Времен года» П.И.Чайковского и Вивальди, с «Весной» Э.Грига и его же «Утром».
Описание животных можно сочетать с пьесами Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных»: «Лебедь», «Кенгуру», «Слон», «Черепаха», «Аквариум». Птичку, кошку, утку, волка можно услышать в симфонической сказке «Петя и волк». Эта работа будет интересной, потому что каждому животному соответствует звучание определенного инструмента.
Описание игрушек и детской комнаты прекрасно соединится с веселой «Итальянской полькой» С.Рахманинова, с «Маршем деревянных солдатиков» П.И.Чайковского, с «Вальсом-шуткой» Д.Д.Шостаковича и другими музыкальными произведениями.
Описание пейзажей вообще невозможно представить без музыки, ведь пейзажи Левитана сами по себе уже звучат и поют. Мне кажется, что картину «Весна - большая вода» И.Левитана, его же «Март», «Февральскую лазурь» Э.Грабаря и «Золотую осень» И.Остроухова можно описывать под музыку Чайковского, Бетховена и Вивальди, Шумана и Шуберта.
2) Сочинение - рассуждение под звуки музыки.
Есть музыка, которая сама по себе располагает к размышлению, а грамотно сформулированный вопрос может натолкнуть на интересные мысли. Например:

космический корабль “ Вояджер”, запущенный с Земли в 1977 году и отправленный в неизведанное пространство, несет на своем борту диск с музыкой И.С.Баха. А представлять человечество будет “Бранденбургский концерт №2”. Почему землянами была выбрана именно эта музыка? Верно ли это решение? Что может сказать о нашем мире музыка И.С.Баха? Можно ли ее назвать космической, ведь жил композитор с 1685 по 1750 гг.?

Или такой пример:

лето 1801 года Бетховен провел у друзей в Венгрии. Там он был покорен своей очаровательной ученицей, юной графиней Джульеттой Гвиччарди, он стал думать о ней, как о своей будущей жене. Но она высокомерно смотрела на своего учителя - пусть знаменитого, но не знатного происхождения, да к тому же еще и глохнущего. Джульетта отвернулась от Бетховена и вышла замуж за Роберта Галленберга - бездарного сочинителя музыки, зато графа. “Соната вроде фантазии”, названная впоследствии “Лунной”, была создана в этот тяжелый период жизни и была посвящена Джульетте Гвиччарди. Какими чувствами пронизана эта музыка? Какие чувства вызывает у слушателей? Какое место любовь занимает в нашем мире?

3) Анализ текста с точки зрения его музыкальности.
Можно привести огромнее количество примеров, когда художественное произведение легло в основу музыкального. Достаточно вспомнить пьесу А.Н.Островского «Снегурочка» и одноименную оперу Н.А.Римского-Корсакова, поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и оперу М.И.Глинки с тем же названием. П.И. Чайковский предварял свои пьесы из цикла «Времена года» отрывками стихов Вяземского, Пушкина, Толстого и т.д. А сколько было написано романсов на стихи Фета, Тютчева, Пушкина, Есенина и других поэтов. Все эти примеры говорят в пользу того, что часто художественное произведение, особенно лирическое, можно рассматривать с точки зрения музыкальности. Например:
звучит романс на стихи С.Есенина “Отговорила роща золотая…” Как можно проанализировать это произведение? Примерные вопросы для анализа:
- Что вы можете сказать о мелодии? (Медленная, плавная, печальная)

- Как характер мелодии соотносится с темой, идеей стихотворения? (Передает настроение лирического героя, размышляющего о смысле жизни, звучит тема одиночества).

- Мог ли темп музыки быть более быстрым?

- Каким образом из стихотворения получилась песня? (Путем повтора двух последних строчек каждой строфы получился припев).

- Какие слова несут главную смысловую нагрузку? Как они выделяются в песне? (Они протяжнее).

- Какие строфы более напряженные по своему содержанию? Как поющий выделяет их? И т.д.

При анализе произведения учитель может использовать следующие понятия: мажор, минор, песенность, протяжность, ритм, танцевальность, мелодичность и т.д. После такого музыкального анализа можно переходить и к вопросам, касающимся русского языка и литературы, используя приемы комплексного анализа текста:

- Назовите выразительные средства языка?

- Какова структура первого предложения, чем оно осложнено?

- Назовите слова с безударной гласной в корне слова? И т.д.

Такой анализ будет интереснее, ярче, выразительнее обычного.
Также можно использовать на уроках и совсем короткие отрывки из самых разных песен. Правильно подобранный материал поможет начать изучение новой темы или повторить пройденный материал, а займет это совсем немного времени и позволит сделать урок разнообразнее. Например:

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий, верный друг

- Выпишите все глаголы, определите их спряжение
- Какие однородные члены предложения встретились?

Делая выводы, хочется сказать, что музыка и любые виды искусства украшают нашу жизнь, делая ее ярче, богаче, разнообразнее, совершая с человеком удивительные преобразования. У. Шекспир писал:
Нет на земле живого существа
Столь жесткого, крутого, адски-злого,
Чтоб не могла хотя на час один
В нем музыка свершить переворота…
Музыка преобразит и урок, он станет выразительнее, эмоциональнее, эстетичнее и интереснее, и учеников, которые, возможно, раскроются по-новому. А об этом, я думаю, мечтает каждый учитель.

Использование технологии музыкального воспитания на уроках русского языка и литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

Методическая разработка об использовании музыкальных произведений на уроках русского языка и литературы, которая поможет разнообразить работу учителя и развить творческие способности учащихся.  Ведь уроки, на которых используются различные виды искусства, помогают развивать эстетический вкус, повышать речеведческую культуру, приобщают к прекрасному. В разработке  перечисляются основные направления, в которых может работать учитель, приводятся примеры  использования музыкальных произведений на уроках русского языка и литературы, на уроках развития речи.

Автор Долгова Виталия Алексеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 457
Номер материала 53480
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓