Главная / Классному руководителю / Использование технологии критического мышления на занятиях детского творческого объединения «Зелёный свет» для воспитания самооценки

Использование технологии критического мышления на занятиях детского творческого объединения «Зелёный свет» для воспитания самооценки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр творческого развития и Гуманитарного образования

«Радуга»




Районный конкурс «Педагогические чтения»






Использование технологии критического мышления на занятиях детского творческого объединения «Зелёный свет»

для воспитания самооценки







Автор: Мышкина И. Д.

методист, педагог

дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

г. Тайшета






г. Тайшет

2014 г.




Оглавление:


  1. Введение……………………………………………………………….……3

1.1 Актуальность проблемы……………………………………….….……3

  1. Научная обоснованность……………………………………….........…….4

    1. Технология развития критического мышления……………..……….4

  2. Воспитание самооценки, используя технологию критического мышления…………………….…………………………………………….5

    1. Цели технологии……………………………………………………….5

    2. Принципы технологии…………………………………………………5

    3. Алгоритм организации…………………………………………...……6

  3. Методы и приемы, используемые в технологии……………………..7-11

4.1 Описание………………………………………………………….…7-8

4.2 Применение…………………………………………..…………….9-11

  1. Результативность…………………………………….…………..……….12

    1. Исследование самооценки…………………………………….… 12

    2. Исследования психологического климата коллектива……………12

  2. Заключение…………………………………………………………..……13

  3. Список используемой литературы……………………………..………..14

Введение.




«Глубочайшим свойством человеческой натуры является

страстное стремление людей

быть оцененными по достоинству». У. Джеймс.



Я всегда задаю себе вопрос, как сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, свободно на моих занятиях, мог адекватно оценить свои возможности, преодолев страх общения с учителем, а самое главное – научился свободно мыслить? Ответ на этот вопрос даёт мне система дополнительного образования, которая позволяет оценить человека по достоинству.



Актуальность.


Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.


«Оценивать – значит созидать… Без оценки был бы пуст орех бытия». Ф.Ницше.


Народная мудрость гласит: «Старайся быть разумным, а не богатым: богатства можно лишиться, а разумность всегда с тобой».


Педагогическая оценка дает педагогу возможность творчески подходить к обучению и воспитанию ребенка, обеспечивая ему эмоциональный комфорт и создавая условия для наиболее эффективного личностного и интеллектуального роста.

























Научная обоснованность.


Исследования ряда работ ученых позволяют сделать вывод о том, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. В настоящее время совершенно четко проявилась необходимость поиска эффек­тивных способов организации оценочной деятельности учителя и учащихся.


«Оценка – очень важное средство воспитания у детей способности к самооценке, без преувеличения своих заслуг и достоинств, без зависти и недоброжелательности к более сильным товарищам, способности к нравственно достойному признанию своих недостатков без каких-либо душевных надломов». П.Груздев.


Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Технологии оценивания основываются на концепциях и стратегиях, преобладающих в тех или иных образовательных системах. Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождается потребностью учащегося или педагога получить информацию о том, соответствует ли качество знаний и умений учащегося по предмету требованиям образовательной программы.

Целью оценочной деятельности является, таким образом:

  1. контроль успеваемости учащихся и

  2. формирование у них адекватной самооценки.


Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания.


Я занимаюсь изучением, апробацией и внедрением технологии «Развитие критического мышления» (РКМ).


Надо сказать, что технология РКМ была разработана американскими педагогами К.Мередит, Д.Огл, Д.Стил, Ч.Темпл. Однако целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка, была обоснована в 30 –е годы 20 века выдающимся русским ученым – психологом Л.С.Выготским. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься отечественные и зарубежные ученые.

























Воспитание самооценки, используя технологию критического мышления



Технология РКМ – это технология, которая предполагает такую организацию образовательного процесса, когда в итоге совместной деятельности учителя и учащихся происходит постановка учениками и решение проблем, анализ фактов, выработка определенной точки зрения на проблему и формирование способов отстоять эту точку зрения логическими доводами. Происходит получение «живого» знания, личностно – ориентированного знания, когда на всех этапах знание имеет личностный смысл и самооценку.


Цели технологии РКМ:


  1. Создание условий не просто для получения готовых знаний, а включение в процесс их получения, в способы их получения.

  2. Воспитание коммуникативных умений: сотрудничать, работая в группе, уважать мнение других и проявлять личную инициативу.

  3. Развитие мыслительных навыков на творческом уровне, волевой сферы, положительных мотивов учебной деятельности.

  4. Развитие адекватной самооценки.



Принципы технологии РКМ:



  1. Креативности - требует признания ребенка как творца, являющегося от природы любознательным и способным рассматривать серьезные проблемы и выдвигать оригинальные идеи.

  2. Активности субъектов образовательного процесса, реализация которого предполагает, что в технологии признается важная роль как учителя. Он побуждает учеников к познавательной деятельности и помогает формировать умения и навыки продуктивного творческого мышления – умение видеть проблему, умение взглянуть по-новому, умение выдвигать идеи без боязни ошибиться, умение конструктивно оценивать новые собственные идеи и идеи других. Так и ученика, который внимательно работает в группе, творчески преобразует информацию, т.е. творчески её перерабатывает. Создаются условия для последующего самообразования ребенка – «не рыбу дать, а удочку».

  3. Идея личностной ориентации образовательного процесса. Содержание образования соотносится с конкретными жизненными целями ребенка. Содержание, методы и приемы носят вариативный характер и направлены на самореализацию, самоутверждение и выработку индивидуальных способов учебной работы.


Специфика организации процесса обучения в данной технологии – это трехфазовая структура занятия: вызов, осмысление, рефлексия.













Алгоритм организации технологии РКМ:


  1. Стадия вызова.

Главная задача – пробудить интерес к изучаемой теме.

Организация деятельности:

А) создание положительной мотивации к изучаемой теме, связанную с ней личностную значимость изучаемого материала;

Б) структурирование процесса изучения материала – ориентировочная основа деятельности;

В) актуализация имеющихся знаний и представлений, т.е. работа с субъектным опытом.


2. Стадия осмысления.

Главная задача – создать условия для окультуривания субъектного опыта через его обогащение результатами общественно – исторического опыта.

Организация деятельности:

А) получение новой информации (рассказ учителя, работа с источником информации…);

Б) соотнесение новой информации с собственными знаниями и представлениями.


3. Стадия рефлексии.

Главная задача – осмысление и анализ учеником полученной информации (процесса и результата), выработка собственного отношения к полученным знаниям, воспитание адекватной самооценки.

Результат предполагает:

А) целостное осмысление и обобщение полученной информации;

Б) анализ процесса изучения материала;

В) выработка собственного отношения к изучаемому материалу и возникновение нового вызова.































Методы и приемы, используемые в технологии.


Методы

Алгоритм использования

Возможности

Стадия, этап применения

1.

Совместный поиск

1.Учитель просит учеников наметить 3 вопроса по теме:

А) общий вопрос по теме,

Б) два частных вопроса по теме, ответы на которые можно найти по ходу.

2.Вопросы презентуются на аудиторию, и по их поводу организуется дискуссия.

3.По ходу учитель отмечает последовательность рассмотрения вопросов.

1.Организация группового обсуждения.

2.Актуализация проблемного поля.

3.Пути решения проблемы.

Стадия вызова

2.

«Мозговой штурм»

1.На обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2-3 минуты.

2.Высказывание нельзя сразу критиковать и оценивать.

3.Все ответы фиксируются на доске.

4.Записанная на доске информация анализируется.

5.Совместно отбираются наиболее оптимальные решения.

1.Активизация мышления.

2.Разрешение проблемы.

3.Формирование нестандартного мышления.

Стадия вызова

3.

Кластер

1.В центре листа, на доске, пишется ключевое слово – тема, проблема, которую планируется рассмотреть.

2.Вокруг этого слова записываются слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

3.Между идеями устанавливаются связи.

4.Писать ассоциации и устанавливать связи нужно пока не закончится время (5минут). 5.Если можно, то перерисовать собственный кластер в систематизированном виде.

1.Осознание и определение личностных смыслов материала, который нужно изучить.

2.Установление обратной связи.

Вызов

Осмысление

Рефлексия

4.

Взаимоопрос

1.Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопрос по сути информации. Вопрос должен носить проблемный характер: почему, зачем, докажи, объясни, в чем причина, чем похожи, чем отличаются…

2.Переход к следующему абзацу после обсуждения.

1.Достижение высоких результатов (глубина, осознанность).

2.Формирование умения самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей).

Рефлексия

Осмысление

5.

Кубик

1.Вырезается кубик, склеивается, на каждой грани кубика написано задание:

а) опиши это (цвет, форма, размер…),

Б) сравни это (на что похоже, чем отличается…),

В) проассоциируй это (что напоминает, что вызывает…),

Г) проанализируй это (из чего сделано, состоит, в чем причина, следствие…),

Д) примени это (что с этим можно сделать, как применить…),

Е) приведи за и против.

2.Ученики делятся на 6 групп.

3.Учитель бросает кубик и определяет, в каком направлении работает группа.

4.Ученики могут написать письменно сочинение или выступить устно с групповым сообщением.

1.Дает целостное всестороннее представление.

2.Создает условия для творческой интерпретации имеющихся знаний.

3. Воспитывает адекватную самооценку.

Рефлексия

6.

Синквейн (значит пять)

1.Каждому ученику дается пять минут, чтобы написать свой синквейн, т.е. стихотворение из пяти строк:

1 строка - имя существительное, называющее одним словом тему

2 строка – описание темы двумя прилагательными

3 строка – три глагола или глагольные формы, которые называют самые характерные действия предмета обсуждения

4 строка – это фраза из четырех слов, показывающая личностное отношение к теме

5 строка – синоним темы, подчеркивающий ее суть

2.Ученики могут объединиться в пары для обсуждения, озвучивания синквейна.

1.Учит находить точные, лаконичные способы выражения мысли.

2.Помогает в творческой форме удерживать содержание занятия.




Этап рефлексии

7. Концептуальная таблица

1.Если необходимо сравнить два или более объекта (процесс, явление), выстраивают таблицу:

Критерии

Объекты для сравнения



2.Работа организуется в три этапа:

А) определение параметров (причем их дети могут определить сами), по которым будет происходить сравнение,

Б) групповая, парная или индивидуальная работа по заполнению таблицы,

В) обсуждение.

1.Формируется умение выделять критерии.

2.Осуществляется сравнительный анализ.

3.Создаются условия для рефлексивного осмысления текста.

4. Развиваются коммуникативные и деловые умения (умение работать в малых группах, выступать с докладом, четко и аргументировано излагать свою мысль и т.д.).

Преимущественно на этапе рефлексии

8.

Выходная карта

1.В конце занятия учитель просит учащихся записать три тезиса:

А) самая важная идея занятия,

Б) самая спорная мысль занятия,

Б) идея, которую я бы хотел обсудить на следующем занятии.

2.Ученик сдает карту, подводя содержательный итог всему занятию.

1.Ученик учится оценивать собственную деятельность и значимость изучаемого материала.

2.Учитель получает информацию о самочувствии ребенка.

Рефлексия









Применение технологии РКМ в воспитательном и образовательном процессе

на занятиях ДТО «Зелёный свет»


  1. Стадия вызова. «Мозговой штурм».


Выборы Совета кружковцев, знакомство с новой группой ДТО.

А) активизация мышления – вопрос – проблема.

Представьте, что мы с вами попали в кораблекрушение, и нас выбросило на необитаемый остров. Жить хочется. Что будем делать?

1 группа – вы обеспечиваете пропитание, проживание на острове.

2 группа – вы отвечаете за быт, развлечения.

3 группа – подготовка и возвращение на родину.

Б) разрешение проблемы – выборы Совета кружковцев – это активные участники с нестандартным мышлением.


  1. Стадия осмысления. Взаимоопрос.


  1. Групповая работа в 4-ке по схеме и по плану:

Работа по схеме:

hello_html_m4ef05db8.gif1 №2

(1 шаг)

hello_html_38fff4e8.gif3 №4

------------------------------------------------------------------------

hello_html_62b7c551.gifhello_html_m58715c74.gif3 №4

(2 шаг)

1 №2

  -----------------------------------------------------------------------

hello_html_m4ef05db8.gif4 №3

(3 шаг)

hello_html_38fff4e8.gif2 №1


Работа по плану:

1.Прочитать про себя свою карточку.

2.Читает текст своей карточки 1 вариант – 2-му варианту, а 3 вариант – 4-му варианту.

3.Читает 2 вариант 1-му, а 4 вариант – 3-му, наоборот, свою карточку.

4.Карточки отдать соседу и рассказать текст для оценивания: без запинок, подсмотрел,

прочитал.

5.Смена мест и пересказ другой карточки.

6.Диктант.


Раздел №2. «Пешеходная азбука».

Примерное содержание карточек


1. Дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.


2. Улица – пространство вне помещения под открытым небом. В населенных пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда.


3. Пассажир – человек, который находится в транспортном средстве, но не является его водителем.

4. Пешеход – человек, который ходит по улицам пешком. Если человек работает на дороге, то он не является пешеходом.


Примерный диктант:

  1. Человек, который находится в транспорте, является его пассажиром (─).

  2. Если человек работает на дороге, то он не является пешеходом (┼).

  3. Обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли – это дорога (┼).

  4. Мы с вами участники дорожного движения. (┼)

  5. Два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда – это улица. (┼ )

  6. Знать Правила дорожного движения обязательно только для водителя. (─)


  1. Раздел №3. «Игра – дело серьезное. Дорожное лото (фрагмент игры)»

Правила игры:

  1. Вырезаются полоски – карточки.

  2. Карточки с вопросом и ответом раздаются играющим. Ответ не соответствует вопросу.

  3. На 1-й карточке ответа нет. Это значит, что игрок начинает игру – задает 1-й вопрос.

  4. Остальные внимательно слушают и ищут ответ на своих карточках.

  5. Кто ответит, задает свой вопрос, читая его на своей карточке.

  6. Внимание на громкость, выразительность чтения, правильность и скорость ответов.

  7. Подведение итогов.


Примерное содержание карточек


В. Где должны ходить пешеходы?


О. Пешеходы должны ходить по тротуару. Тротуар – дорога для пешеходов.

В. Как должны ходить пешеходы по тротуару?

О. Пешеходы должны идти по правой стороне тротуара, чтобы не мешать идущим навстречу пешеходам.

В. Где должны идти пешеходы при отсутствии тротуара?

О. При отсутствии тротуара или пешеходной дорожки пешеходы должны идти по левой стороне обочины, навстречу движению транспорта.

В. Где разрешается ходить только пешеходам?

О. Пешеходам разрешается ходить только по пешеходным дорожкам.

В. Что такое перекресток?

О. Перекрёсток – это место пересечения улиц и дорог.

В. Каких участников дорожного движения ты знаешь?

О. Участниками дорожного движения являются водители, пешеходы, пассажиры.

В. Что такое дорога?

О. Дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

В. Что такое проезжая часть?

О. Проезжая часть – это элемент дороги, предназначенный только для движения безрельсовых транспортных средств.

В. Что такое обочина?

О. Обочина – это край дороги, боковая часть дороги.

В. Для чего нужен светофор?

О. Cветофор регулирует движение транспорта и пешеходов на дорогах.

В. Для чего нужны дорожные знаки?

О. Дорожные знаки помогают движению транспорта и пешеходов.

В. Какие дорожные знаки называются предупреждающими?

О. Предупреждающие дорожные знаки имеют форму треугольника с красной каймой. Они предупреждают водителей и пешеходов об опасных участках на дорогах.

В. Какие дорожные знаки называются запрещающими?

О. Запрещающие дорожные знаки имеют форму круга с красной каймой. Это знаки – «начальники». Никто не имеет права нарушать их приказы.

В. Какие дорожные знаки называются предписывающими?

О. Предписывающие знаки имеют форму круга голубого цвета с белыми символами.

В. Какие дорожные знаки называются информационно-указательными?

О. Они имеют форму квадрата или прямоугольника, большей частью голубого цвета. Эти знаки сообщают водителям, пешеходам и пассажирам об остановках общественного транспорта, местах стоянок, различных переходах, указывают направление движения.



  1. Рефлексия. Синквейн.

Привожу пример по теме учебной дисциплины «Основы безопасности движения»


1 строка - имя существительное, называющее одним словом тему

Правила

2 строка – описание темы двумя прилагательными

Дорожные

Обязательные

3 строка – три глагола или глагольные формы, которые называют самые характерные действия предмета обсуждения

Учиться

Думать

Действовать

4 строка – это фраза из четырех слов, показывающая личностное отношение к теме

Правила движения достойны уважения

5 строка – синоним темы, подчеркивающий ее суть


Обязательства














Результативность.

Обобщая всё вышесказанное, подвожу итоги работы:


  1. Исследования самооценки. (Методика: В.Г. Щур, С.Г. Якобсон).


Диагностика исследования самооценки



Самооценка

1 группа ДТО «Зелёный свет»

2 группа ДТО «Зелёный свет»

3 группа ДТО «Зелёный свет»

на начало уч.года

1 полугодие

на начало уч.года

1 полугодие

на начало уч.года

1 полугодие

Завышенная

7

5

5

4

6

4

Адекватная

2

7

5

7

3

8

Заниженная

4

2

3

2

4

1

Ребенок с завышенной самооценкой (или же с тенденцией к ней) нечувствителен к ситуации обучения, не умеет видеть во взрослом учителя.
Ребенок с позитивной, адекватной самооценкой (даже если он себя объективно переоценивает) имеет достаточные внутренние ресурсы для развития и обучения. Он нуждается в более точных представлениях о себе, во внимании взрослого, к которому, может быть, в высокой степени чувствителен.
Ребенок с низкой самооценкой остро нуждается в эмоциональном тепле и поддержке, в создании ситуации искусственного успеха, в закреплении позитивных эмоций и в поддержании психологического комфорта. А также в систематической помощи в принятии себя, в умении оказать себе одобрение и пр.


  1. Исследования психологического климата коллектива.
    (Методика: В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).


Диагностика психологического климата коллектива


Коллектив ДТО «Зелёный свет»

Психологический климат коллектива ДТО «Зелёный свет»

на начало уч.года

1 полугодие

1 группа

Низкий

Средний

2 группа

Низкий

Средний

3 группа

Средний

Высокий


  1. В группах ДТО «Зелёный свет» создан благоприятный психологический климат, атмосфера товарищества и взаимопомощи. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. На моих занятиях каждый ученик свободен, раскован, охотно участвует в играх, не обижается, если оказывается проигравшим, готов к поисковой творческой работе. Всё это и есть условие для развития критического мышления личности и воспитания адекватной самооценки.









Заключение.


Одним из критериев оценки качества обучения воспитанников рассматривается модель выпускника учреждения дополнительного образования (А.В. Берсенева, А.И. Щетинская и др.). Данная модель выглядит следующим образом: воспитанник имеет глубокие знания, умения и навыки по профилю деятельности, высокий уровень познавательной активности, характеризуется развитыми общими и специальными способностями, ориентирован на нравственные и общечеловеческие ценности, гуманное взаимодействие с окружающей средой, имеет потребность в постоянном совершенствовании, мотивирован на сохранение своего здоровья и здоровый образ жизни.

Как видим из примера, в данной модели представлена система ключевых компетенций (учебные, исследовательские, социально-личностные, коммуникативные, в области сотрудничества, личностно-адаптивные). По моему мнению, технология критического мышления способствует развитию ключевых компетенций.

Наблюдая за моими учениками во время занятий, вижу, как горят их глаза желанием понять, решить проблемные вопросы, отстоять свою точку зрения, выслушать товарища.

Все это, на мой взгляд, воспитывает адекватную самооценку и настоящую личность.


«Быть личностью – это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором ты живешь». А. Асмолов.


































Список используемой литературы.



  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Григорьев Д.В., Степанов, П.В. – М.: Просвещение, 2010. – 223с.

  1. Журналы «Начальная школа» - 2000 – 2009г.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Воло­дарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просве­щение, 2008. – 151 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 23с

  3. Концепция общероссийской системы оценки качества образования /Вестник образования России, 2007. – № 15. – С. 18-29.

  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний: в 2 ч. /М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой]. – М.: Просвещение, 2009. – 215 с.

  1. Педагогические теории. Системы и технологии обучения. Машарова Т. В. – Киров: Изд-во ВГПУ, 1997г.

  1. Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120с

  1. Понимать детей – дело интересное. Гобова Е. С. – М. «Просвещение» - 1983г.

  2. Технология: чтение и письмо для развития критического мышления. Генике Е. – - М. «Просвещение»
































Использование технологии критического мышления на занятиях детского творческого объединения «Зелёный свет» для воспитания самооценки
  • Классному руководителю
Описание:

  Использование технологии критического мышления на занятиях детского творческого объединения «Зелёный свет»

 

для воспитания самооценки

1.    Введение……………………………………………………………….……3

    1.1 Актуальность проблемы……………………………………….….……3

2.    Научная обоснованность……………………………………….........…….4

2.1  Технология развития критического мышления……………..……….4

3.     Воспитание самооценки, используя технологию  критического мышления…………………….…………………………………………….5

3.1  Цели технологии……………………………………………………….5

3.2  Принципы технологии…………………………………………………5

3.3  Алгоритм организации…………………………………………...……6

4.    Методы и приемы, используемые в технологии……………………..7-11

4.1 Описание………………………………………………………….…7-8

4.2 Применение…………………………………………..…………….9-11

5.    Результативность…………………………………….…………..……….12

5.1  Исследование  самооценки…………………………………….…     12

5.2  Исследования  психологического климата коллектива……………12

6.    Заключение…………………………………………………………..……13

 

7.    Список используемой литературы……………………………..………..14

Автор Мышкина Ирина Дмитриевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 359
Номер материала 28141
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓