Главная / География / «Использование технологии критического мышления на уроках географии»

«Использование технологии критического мышления на уроках географии»

Тема ДИПЛОМНой РАБОТы: «Использование технологии критического мышления на уроках географии»

2 курс на базе ВПО по специальности 5В011600– «География»

Научный руководитель: ст.преподаватель кафедры экологии и географии Дюсупова Ж.М.


Основное общее образование - завершающая ступень обязательного образования в Республике Казахстан. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Мышление оценочное, рефлексивное.

Таким образом научить детей мыслить критически - это «единственное средство современной культуры и всей человеческой цивилизации, которое может одновременно и утолить жажду по определенности, по ясным ориентирам, и существенно уменьшить опасность погружения в иллюзии».

Актуальность исследования определяется социальным заказом общества на творческую личность учащегося, выпускника школы, обладающего критическим мышлением, способного осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей учебной деятельности и генерировать новые идеи и, одновременно с этим недостаточной разработанностью вопросов, связанных с развитием критического мышления школьников в процессе изучения географии; необходимостью теоретико-эмпирического поиска, обоснования и создания психолого-педагогических условий и средств, способствующих развитию критического мышления учащихся.

Объектом нашего исследования является процесс обучения географии в школе.

Предметом выступили развитие критического мышления школьников в процессе обучения географии.

Цель: выявить психолого-педагогические аспекты развития критического мышления подростков, исследовать технологию развития критического мышления школьников в процессе обучения и апробировать ее в опытно-экспериментальной работе.

Гипотеза: развитие критического мышления школьников в процессе обучения географии будет протекать наиболее эффективно, если:

1) будут учтены психологические особенности школьников подросткового возраста;

2) будет произведен отбор соответствующего учебного материала по географии с точки зрения развития критического мышления;

3) будут использованы различные методические приемы развития критического мышления на уроках и практических работах по географии;

4) развитие критического мышления школьников будет осуществляться целенаправленно.

Для реализации сформулированной цели были поставлены следующие задачи:

1) Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, выявить психологические особенности подросткового возраста как основу для развития критического мышления.

2) Описать технологии развития критического мышления подростков в процессе обучения географии (на уроках и практических работах), произвести отбор соответствующего учебного материала по географии с точки зрения развития критического мышления.

3) Апробировать технологию развития критического мышления учащихся в процессе обучения географии, проанализировать полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты.

В ходе исследования были использован следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся, изучение школьной документации, педагогический эксперимент.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения; содержит картосхемы, таблицы, диаграммы, схемы. Было использовано более 40 источников информации..

База исследования: в течение 2012-2013, 2013-2014 учебных годов проводилось изучение опыта работы учителя географии КГУ «СШ им. Ленина» с.Катон Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области, педагогический эксперимент с учащимися 6, 7 классов. В эксперименте участвовало 44 школьника.

Целью педагогического эксперимента является реализация экспериментальной системы обучения с использованием разработанных нами приемов развития критического мышления школьников в процессе обучения их географии.

В ходе нашего исследования были выявлены психолого-педагогические аспекты развития критического мышления подростков, исследована и апробирована в опытно-экспериментальной работе технология развития критического мышления школьников в процессе обучения географии. Разработаны, описаны и апробированы приемы развития критического мышления школьников 6-7 класса.

Критериями эффективности развития навыков критического мышления были выбраны:

  1. Владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видов информации;

  2. Умение формулировать корректные вопросы;

  3. Интерес к творческой деятельности;

  4. Самостоятельность учащихся в изучении предмета географии;

  5. Умение аргументировано отстаивать свою позицию;

  6. Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации;

  7. Положительная мотивация к учебному предмету;

В ходе опытно-экспериментальной работы доказано, что:

целенаправленное развитие критического мышления школьников 6-7 класса в процессе обучения их географии возможно при учете психологических особенностей школьников подросткового возраста;

для развития критического мышления школьников в процессе обучения их географии необходим отбор соответствующего учебного материала;

для более эффективного развития критического мышления шестиклассников нужно использовать различные методические приемы развития критического мышления на уроках и практических работах по географии;

в ходе обучения школьников географии развитие критического мышления не происходит спонтанно.

В результате проведенной диагностики по определению уровня сформированности компетентностей разрешения проблем, было выявлено, что на начальном этапе (2012-2013 учебный год, I полугодие) 80% учащихся находились на первом уровне и 20% на втором уровне.В следующий наблюдаемый период количество учащихся, находящихся на втором уровне увеличилось на 16%. А на выходе 36% учащихся находились на 3 уровне. Диагностика по уровня сформированности информационной компетентности позволяет сделать следующие выводы:

  1. на начальном этапе 72% учащихся находились на первом уровне;

  2. на выходе лишь 28% учащихся;

  3. количество учащихся второго уровня сформированности компетентности увеличилось на 36%;

  4. у 8% учащихся третий уровень.

В целом у учащихся наблюдается либо стабильность, либо положительная динамика.

Уровень сформированности коммуникативной компетентности также имеет положительную динамику: снижение на 26% учащихся с первым уровнем, рост на 16% учащихся со вторым уровнем, и на конечном этапе диагностики 8% учащихся достигли третьего уровня.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что применение технологии критического мышления позволяет формировать ключевые компетентности. При этом нужно отметить, что на выходе 52% учащихся находится на первом уровне сформированности компетентности решения проблем, по другим же компетентностям достигнутые уровни выше. Следовательно, в дальнейшей работе необходимо использовать методические приемы, направленные на формирование компетентностей разрешения проблем.

Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель реализована и гипотеза подтверждена эмпирически.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в ходе повышения квалификации учителей и в процессе профессиональной деятельности учителей географии.

Нами разработаны план-конспекты уроков, проведенные на базе КГУ «СШ им.В.Ленина» с.Катон Катон-Карагайского района ВКО по различным курсам географии с использованием технологии критического мышления; предложен перечень приемов технологии критического мышления, используемых на уроках географии.



Фаза урока

Используемые приемы технологии РКМЧП

Вызов

мозговой штурм

кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения

Игра-упражнение «Веер»

Прием «Поясните цитату»

Прием «Как вы объясните народную мудрость»

Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»

Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»

Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных

Прием «Верите ли вы, что…»

Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)

Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Осмысление

Прием инсерт (пометки на полях)

Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)

Чтение со стопами

Прием «Сводная таблица»

Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Прием «Зиг-заг»

Прием «Мое мнение»

Прием «Мозговой штурм»

Прием «Фишбоун»

Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?)

Стратегия решения проблем «Идеал»

Прием «Мудрые совы»

Рефлексия

Написание эссе

Рефлексивный экран вопросов

Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме

Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)

Что нового вы узнали на уроке

Написание синквейна





















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ


Уровень I

Уровень II

Уровень III

Уровень IV

Разрешение проблем

-демонстрирует понимание проблемы,

-демонстрирует понимание цели и задач деятельности,

-демонстрирует понимание последовательности действий

-формулирует цели и задачи деятельности по решению проблемы с помощью учителя,

-планирует свою деятельность.

-формулирует цель и задачи деятельности по решению проблемы,

-ставит достижимые и измеримые цели,

-проводит текущий контроль реализации плана деятельности

-предполагает последствия достижения результатов.

-формулирует и анализирует проблему,

-определяет стратегию решения проблемы,

-анализирует ресурсы и риски,

-проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности.

Работа с информацией

-осознаёт недостаток информации

в процессе реализации деятельности,

-применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника,

- демонстрирует понимание полученной информации,

-демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу

-осознает, какой информацией по вопросу он владеет, а какой-нет,

-применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников.

-планирует информационный поиск,

-владеет способами систематизации информации,

-критически относится к полученной информации,

-приводит аргументы

-определяет уровень информи-рованности, необходимый для принятия решения,

-выбирает информационные источники, адекватные цели задания,

-разрешает противоречия,

-делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенос-ти

Коммуникация

-соблюдает нормы изложения простого текста,

-соблюдает нормы речи в простом высказывании,

-работает с вопросами на уточнение,

-высказывает свои идеи, соблюдая процедуру при работе в группе.

-соблюдает нормы изложения сложного текста,

-соблюдает нормы речи в сложном высказывании,

-работает с вопросами на понимание,

-взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре.

-определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций,

-использует невербальные средства воздействия на аудиторию,

-работает с вопросами в развитие темы,

-совместно с членами группы получает результат взаимодействия.

-определяет средства письменной коммуникации, адекватные цели,

-использует риторические и логические приемы,

-работает с вопросами на дискредитацию,

-успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы





Ключевыекомпетентности

6 класс

2012-2013 уч.год, I полугодие

6 класс

2012-2013 уч.год, II полугодие

7 класс

2013-2014 уч.год, I полугодие


тема курса

форма задания

тема курса

форма задания

тема курса

форма задания

1. Разре-шения проблем.

Знакомства со способами обозначения абсолютной высоты и глубины на физической карте.

Творческое задание.

Одно озеро глубокое, другое мелкое. В каком больше воды?

Стадия рефлексии метод 5-ого эссе.

Состав гидросферы.

Стадия вызова, метод «мозговая атака».

На основе противоречия сформулировать проблему.

В общем объеме гидросферы пресные воды составляют 2%, а человеку в хозяйственной деятельности необходима пресная вода.

Климат Африки.

Вследствие чего на юго-западном побережье материка образовалась пустыня Намиб?

Стадия вызова, метод «продвинутая лекция»

(I вариант).

2. Информа-ционная.

Земля и ее строение.

Сейчас вы будете читать текст о внутреннем строении Земли.

Подумайте, каково ваше представление об этом.

Запишите все, что вы знаете или думаете об этом.

Стадия осмысления, метод чтения остановками.

Реки.


Приступите к чтению параграфа. Во время чтения делайте отметки на полях.

Стадия осмысления, прием инсерт или таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал».

Освоение Земли человеком.


Прочитайте параграф, подготовьте эссе, в котором раскройте следующие вопросы:

1. Какая информация и для чего вам была нужна?

2. Что нового вы узнали из текста?

3. Какие вопросы и противоречия остались неразрешенными?

Стадия рефлексии, (м.б.дом.работой), метод эссе.

3. Коммуни-кативная.

Горные породы и минералы.

Нарисуйте схему «Виды горных пород».

Оцените работу словами «правильно»/ «неправильно». Чтобы легче оценивать – подсказка в учебнике, а затем оцените работу рядом сидящего ученика.

Стадия вызова, метод самооценки, взаимоопроса.

Климат.

Обсудите в группе и самостоятельно запишите, в чем влияние климата на жизнь и деятельность человека.

Стадия осмысления, метод «групповая дискуссия».

Природные зоны мира.

Составить характеристику одной из природных зон (работа в группе).

Оценивается ответственность за результат при групповом взаимодействии. Задается вопрос: «Были ли в группе при выполнении этого задания распределены роли?».

Стадия осмысления, метод инсерт.


















Введение


1

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА


1.1

Анализ понятия «мышления», его сущностные характеристики и виды


1.2

Понятие «критическое мышление» и его характеристики


1.3

Содержание, цели и задачи технологии «Развитие критического мышления»


1.4

Развитие критического мышления как образовательная технология


1.5

Особенности развития критического мышления школьников в процессе обучения


2

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОCНОВЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ


2.1

Специфика учебного предмета «география»


2.2

Структура урока с использованием технологии критического мышления


2.3

Специфика развития критического мышления школьников на уроках географии


3

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА УРОКОВ ГЕОГРАФИИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


3.1

Урок по теме «Свойства вод Мирового океана: солёность и температура» в 6 классе


3.2

Урок по теме «Население мира. Расы» в 6 классе


3.3

Урок по теме «Ветер» в 6 классе


3.4

Урок по теме «Разнообразие рельефа земной коры» в 6 классе


3.5

Урок географии по теме «Соединенные Штаты Америки» в 7 классе



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Приложение А



Приложение Б



Приложение В




«Использование технологии критического мышления на уроках географии»
  • География
Описание:

«Использование технологии критического мышления на уроках географии»

Тема ДИПЛОМНой РАБОТы: «Использование технологии критического мышления на уроках географии»

 2 курс на базе ВПО по специальности 5В011600– «География»

Научный руководитель: ст.преподаватель кафедры экологии и географии Дюсупова Ж.М.

 

         Основное общее образование - завершающая ступень обязательного образования в Республике Казахстан. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Мышление оценочное, рефлексивное.

Таким образом научить детей мыслить критически - это «единственное средство современной культуры и всей человеческой цивилизации, которое может одновременно и утолить жажду по определенности, по ясным ориентирам, и существенно уменьшить опасность погружения в иллюзии».

Актуальность исследования определяется социальным заказом общества на творческую личность учащегося, выпускника школы, обладающего критическим мышлением, способного осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей учебной деятельности и генерировать новые идеи и, одновременно с этим недостаточной разработанностью вопросов, связанных с развитием критического мышления школьников в процессе изучения географии; необходимостью теоретико-эмпирического поиска, обоснования и создания психолого-педагогических условий и средств, способствующих развитию критического мышления учащихся.

Объектом нашего исследования является процесс обучения географии в школе.

Предметом выступили развитие критического мышления школьников в процессе обучения географии.

Цель: выявить психолого-педагогические аспекты развития критического мышления подростков, исследовать технологию развития критического мышления школьников в процессе обучения и апробировать ее в опытно-экспериментальной работе.

Гипотеза: развитие критического мышления школьников в процессе обучения географии будет протекать наиболее эффективно, если:

1) будут учтены психологические особенности школьников подросткового возраста;

2) будет произведен отбор соответствующего учебного материала по географии с точки зрения развития критического мышления;

3) будут использованы различные методические приемы развития критического мышления на уроках и практических работах по географии;

4) развитие критического мышления школьников будет осуществляться целенаправленно.

Для реализации сформулированной цели были поставлены следующие задачи:

1) Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, выявить психологические особенности подросткового возраста как основу для развития критического мышления.

2) Описать технологии развития критического мышления подростков в процессе обучения географии (на уроках и практических работах), произвести отбор соответствующего учебного материала по географии с точки зрения развития критического мышления.

3) Апробировать технологию развития критического мышления учащихся в процессе обучения географии, проанализировать полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты.

В ходе исследования были использован следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся, изучение школьной документации, педагогический эксперимент.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения; содержит  картосхемы, таблицы, диаграммы, схемы. Было использовано более 40 источников информации..

База исследования: в течение 2012-2013, 2013-2014 учебных годов проводилось изучение опыта работы учителя географии КГУ «СШ им. Ленина» с.Катон Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области, педагогический эксперимент с учащимися 6, 7 классов. В эксперименте участвовало 44 школьника.

Целью педагогического эксперимента является реализация экспериментальной системы обучения с использованием разработанных нами приемов развития критического мышления школьников в процессе обучения их географии.

В ходе нашего исследования были выявлены психолого-педагогические аспекты развития критического мышления подростков, исследована и апробирована в опытно-экспериментальной работе технология развития критического мышления школьников в процессе обучения географии. Разработаны, описаны и апробированы приемы развития критического мышления школьников 6-7 класса.

Критериями эффективности развития навыков критического мышления  были выбраны:

1        Владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видов информации;

2       Умение формулировать корректные вопросы;

3       Интерес к творческой деятельности;

4       Самостоятельность учащихся в изучении предмета географии;

5       Умение аргументировано отстаивать свою позицию;

6       Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации;

7       Положительная мотивация к учебному предмету;

В ходе опытно-экспериментальной работы доказано, что:

целенаправленное развитие критического мышления школьников 6-7 класса в процессе обучения их географии возможно при учете психологических особенностей школьников подросткового возраста;

для развития критического мышления школьников в процессе обучения их географии необходим отбор соответствующего учебного материала;

для более эффективного развития критического мышления шестиклассников нужно использовать различные методические приемы развития критического мышления на уроках и практических работах по географии;

в ходе обучения школьников географии развитие критического мышления не происходит спонтанно.

В результате проведенной диагностики по определению уровня сформированности компетентностей разрешения проблем, было выявлено, что на начальном этапе (2012-2013 учебный год, I полугодие) 80% учащихся находились на первом уровне и 20% на втором уровне.В следующий наблюдаемый период количество учащихся, находящихся на втором уровне увеличилось на 16%. А на выходе 36% учащихся находились на 3 уровне. Диагностика по уровня сформированности информационной компетентности позволяет сделать следующие выводы:

1       на начальном этапе 72% учащихся находились на первом уровне;

2       на выходе лишь 28% учащихся;

3       количество учащихся второго уровня сформированности компетентности увеличилось на 36%;

4       у 8% учащихся третий уровень.

В целом у учащихся наблюдается либо стабильность, либо положительная динамика.

Уровень сформированности коммуникативной компетентности также имеет положительную динамику: снижение на 26% учащихся с первым уровнем, рост на 16% учащихся со вторым уровнем, и на конечном этапе диагностики 8% учащихся достигли третьего уровня.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что применение технологии критического мышления позволяет формировать ключевые компетентности. При этом нужно отметить, что на выходе 52% учащихся находится на первом уровне сформированности компетентности решения проблем, по другим же компетентностям достигнутые уровни выше. Следовательно, в дальнейшей работе необходимо использовать методические приемы, направленные на формирование компетентностей разрешения проблем.

Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель реализована и гипотеза подтверждена эмпирически.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в ходе повышения квалификации учителей и в процессе профессиональной деятельности учителей географии.

Нами разработаны план-конспекты уроков, проведенные на базе КГУ «СШ им.В.Ленина» с.Катон Катон-Карагайского района ВКО  по различным курсам географии с использованием технологии критического мышления; предложен перечень приемов технологии критического мышления, используемых на уроках географии.

 

 

Фаза  урока

Используемые приемы технологии РКМЧП

Вызов

мозговой штурм

кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения

Игра-упражнение «Веер»

Прием «Поясните цитату»

Прием «Как вы объясните народную мудрость»

Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»

Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»

Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных

Прием «Верите ли вы, что…»

Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)

Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Осмысление

Прием инсерт (пометки на полях)

Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)

Чтение со стопами

Прием «Сводная таблица»

Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Прием «Зиг-заг»

Прием «Мое мнение»

Прием «Мозговой штурм»

Прием «Фишбоун»

Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?)

Стратегия решения проблем «Идеал»

Прием «Мудрые совы»

Рефлексия

Написание эссе

Рефлексивный экран вопросов

Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме

Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)

Что нового вы узнали на уроке

Написание синквейна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

 

            Уровень I

             Уровень II

           Уровень III

              Уровень IV

Разрешение проблем

-демонстрирует понимание проблемы,

-демонстрирует понимание цели и задач деятельности,

-демонстрирует понимание последовательности действий

-формулирует цели и задачи деятельности по решению проблемы с помощью учителя,

-планирует свою деятельность.

-формулирует  цель и задачи деятельности по решению проблемы,

-ставит достижимые и измеримые цели,

-проводит текущий контроль реализации плана деятельности

-предполагает последствия достижения результатов.

-формулирует и анализирует проблему,

-определяет стратегию решения проблемы,

-анализирует ресурсы и риски,

-проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности.

Работа с информацией

-осознаёт недостаток информации

 в процессе реализации деятельности,

-применяет предложенный учителем способ  получать информацию из одного источника,

- демонстрирует понимание  полученной информации,

-демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу

-осознает, какой информацией  по вопросу  он владеет, а какой-нет,

-применяет предложенный учителем  способ получать информацию из нескольких источников.

-планирует информационный поиск,

-владеет  способами  систематизации информации,

-критически относится к полученной информации,

-приводит аргументы

-определяет уровень информи-рованности, необходимый для принятия решения,

-выбирает информационные источники, адекватные цели задания,

-разрешает противоречия,

-делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенос-ти

Коммуникация

-соблюдает  нормы изложения простого текста,

-соблюдает нормы речи в простом высказывании,

-работает с вопросами на уточнение,

-высказывает свои идеи, соблюдая процедуру при работе в группе.

-соблюдает нормы изложения сложного текста,

-соблюдает нормы речи в сложном высказывании,

-работает с вопросами на понимание,

-взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре.

-определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций,

-использует невербальные средства воздействия на аудиторию,

-работает с вопросами в развитие темы,

-совместно с членами группы получает результат взаимодействия.

-определяет средства письменной коммуникации, адекватные цели,

-использует риторические и логические приемы,

-работает с вопросами на дискредитацию,

-успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы

 

 

Ключевыекомпетентности

6 класс

2012-2013 уч.год, I полугодие

6 класс

2012-2013 уч.год, II полугодие

7 класс

2013-2014 уч.год, I полугодие

тема курса

форма задания

тема курса

форма задания

тема курса

форма задания

1. Разре-шения проблем.

Знакомства со способами обозначения абсолютной высоты и глубины на физической карте.

Творческое задание.

Одно озеро глубокое, другое мелкое. В каком больше воды?

Стадия рефлексии метод 5-ого эссе.

Состав гидросферы.

Стадия вызова, метод «мозговая атака».

На основе противоречия сформулировать проблему.

В общем объеме гидросферы пресные воды составляют 2%, а человеку в хозяйственной деятельности необходима пресная вода.

Климат Африки.

Вследствие чего на юго-западном побережье материка образовалась пустыня Намиб?

Стадия вызова, метод «продвинутая лекция»

(I вариант).

2. Информа-ционная.

Земля и ее строение.

Сейчас вы будете читать текст о внутреннем строении Земли.

Подумайте, каково ваше представление об этом.

Запишите все, что вы знаете или думаете об этом.

Стадия осмысления, метод чтения остановками.

Реки.

 

Приступите к чтению параграфа. Во время чтения делайте отметки на полях.

Стадия осмысления, прием инсерт или таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал».

Освоение Земли человеком.

 

Прочитайте параграф, подготовьте  эссе, в котором раскройте следующие вопросы:

1. Какая информация и для чего вам была нужна?

2. Что нового вы узнали из текста?

3. Какие вопросы и противоречия остались неразрешенными?

Стадия рефлексии, (м.б.дом.работой), метод эссе.

3. Коммуни-кативная.

Горные породы и минералы.

Нарисуйте схему «Виды горных пород».

Оцените работу словами «правильно»/ «неправильно». Чтобы легче оценивать – подсказка в учебнике, а затем оцените работу рядом сидящего ученика.

Стадия вызова, метод самооценки, взаимоопроса.

Климат.

Обсудите в группе и самостоятельно запишите, в чем влияние климата на жизнь и деятельность человека.

Стадия осмысления, метод «групповая дискуссия».

Природные зоны мира.

Составить характеристику одной из природных зон (работа в группе).

Оценивается ответственность за результат при групповом взаимодействии. Задается вопрос: «Были ли в группе при выполнении этого задания распределены роли?».

Стадия осмысления, метод инсерт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

1

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

1.1

Анализ понятия «мышления», его сущностные характеристики и виды

 

1.2

Понятие «критическое мышление» и его характеристики

 

1.3

Содержание, цели и задачи технологии «Развитие критического мышления»

 

1.4

Развитие критического мышления как образовательная технология

 

1.5

Особенности развития критического мышления школьников в процессе обучения

 

2

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОCНОВЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

 

2.1

Специфика учебного предмета «география»

 

2.2

Структура урока с использованием технологии критического мышления

 

2.3

Специфика развития критического мышления школьников на уроках географии

 

3

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА УРОКОВ ГЕОГРАФИИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

3.1

Урок по теме «Свойства вод Мирового океана: солёность и температура» в 6 классе

 

3.2

Урок по теме «Население мира. Расы» в 6 классе

 

3.3

Урок по теме «Ветер» в 6 классе

 

3.4

Урок по теме «Разнообразие рельефа земной коры» в 6 классе

 

3.5

Урок географии по теме «Соединенные Штаты Америки» в 7 классе

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Приложение А

 

 

Приложение Б

 

 

Приложение В

 

 

 

Автор Мергазина Анар Ерлановна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел География
Подраздел
Просмотров 880
Номер материала 7503
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓