Муниципальное
образовательное учреждение Шатковская средняя общеобразовательная школа №1.
Районное
методическое объединение воспитателей группы продленного дня по теме:
«Развитие
творческих способностей младших школьников в процессе художественной
деятельности».
Мастер- класс
"Использование техники городецкой росписи в художественном
творчестве"
Подготовила
воспитатель ГПД
1 категории
МОУ Шатковская СОШ
№1
Журкина Екатерина
Ивановна
2013 год
Р. П. Шатки
Цели
занятия
1.
Познакомить с узорами в
изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развивать
познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус.
Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2.
Формировать практические умения
и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой
росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов
Городецкой росписи.
3.
Воспитывать интерес к искусству
Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества
как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность
детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование для
учащихся
- модели
для раскрашивания
- гуашь
- кисти
- баночка
для воды
- лист
бумаги
- салфетка
- палитра
Оборудование для
учителя
- образцы
городецкой росписи, открытки, репродукции
- плакаты
«Городецкая роспись»
- презентации
«Городецкая роспись»
Планируемые результаты.
Личностные:
-проявлять положительное отношение к школе и
учебной деятельности;
- участвовать в оценке работ, ответов
одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;
- иметь представление о многообразии и красоте
форм, узоров, расцветок городецкой росписи.
- стремление к самообразованию, самоконтролю и
анализу своих действий.
Регулятивные:
- применять и сохранять учебную задачу,
соответствующую этапу обучения;
- ставить и формулировать для себя новые
задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;
- организовывать свою деятельность, определять
ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты;
- выполнять учебное действие в соответствии с
заданием.
Коммуникативные:
- организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
- работать индивидуально;
- допускать существование различных точек
зрения, договариваться, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию,
задавать вопросы.
Формы работы:
индивидуальная, фронтальная
Методы:
1.Словесные методы: объяснение, описание,
разъяснение.
2.Наглядный метод
3. Применение ИКТ (презентация)
Ход
занятия
Этап
занятия
|
Результат
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учеников
|
УУД
|
I.
Организационный момент (1 мин.)
|
Создание
эмоционального настроя
Самооценка
готовности к занятию
|
Встали
ровно, прозвенел звонок.
Начинаем
наше занятие.
Ребята,
давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа,
улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.
Садитесь.
|
(С)Ученик:
Есть
на Волге город древний
По
названью – Городец.
Славиться
по всей России своей росписью, творец.
Распускаются
букеты, ярко красками горя.
Чудо
птицы там порхают,
Будто
в сказку нас зовя.
|
Регулятивные(правильность
выбора учебных принадлежностей)
Настрой
на занятие.
Самооценка
готовности к занятию.
|
II.
Целеполагание (1 мин.)
|
Определение
цели занятия
|
Воспитатель: Сегодня мы
окунемся в сказку, в которую нас зовет красота городецкой росписи. Попробуем
сами составить узор из основных элементов росписи. А поможет нам туда
отправиться Василиса Прекрасная (музыка, заходит девочка в русском народном
костюме с образцами изделий гор.рос.)
|
(С) Ученик:
Городецкая роспись. Как ее нам не знать!
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
|
Познавательные
(развитие способности смыслового восприятия текста)
Регулятивные
(в сотрудничестве с воспитателем ставить творческие и учебные задачи)
|
III.
Введение в тему (3 мин.)
|
Проявление
интереса к теме
|
(С) Воспитатель: Какие красивые изделия показала нам Василиса.
Что же на них изображено?
Воспитатель: Красота.
Мы приглашаем и тебя поучиться с нами составлять узор из элементов гор.рос.
Давайте посмотрим отрывок из фильма о возникновении гор.рос.
Характерная
особенность городецкого промысла - исполнение рисунка на цветных фонах:
жёлтом, зелёном, голубом, синем, красном.Яркие краски и роспись по принципу
размещения крупных красочных пятен.
|
(С) Ученик: Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
|
Познавательные
(ознакомление с многообразием сюжетов в росписи)
Личностные
(развитие эстетических чувств, духовно-нравственное развитие детей по
средством формирования особого отношения к росписи).
Коммуникативные
(формирование собственного мнения )
Рассуждают
о многообразии и красоте изделий.
|
IV. Техника выполнения городецкой росписи.(3 мин.)
|
Правильность
выполнения задания
|
(С) Композиции городецкой росписи можно разделить на 3 вида: цветочная
роспись, цветочная роспись с включением мотива: “птица”, “конь”, сюжетная
роспись.
Мы будем расписывать наши изделия, используя
цветочную роспись.
(С) Процесс
выполнения городецкой росписи делится на три этапа:
1)подмалёвок,
2).оттенки, 3) оживка. Подмалёвок в городецкой росписи важнейший этап.
От того, как будут распределены цветовые пятна и формы, зависит внешний вид
работы в целом. Подмалёвок выполняется без предварительного нанесения
контуров карандашом, сразу кистью, поэтому важно закрепить последовательность
выполнения мазков.
(С)Последовательность
изображения цветка – купавки. Купавка - традиционный городецкий цветок.
Выполнение
росписи: 1) мазком выполняем кружок – яблочко 2) в верхней части кружка пишем
малиновый кружок меньшего размера 3) в середине яблочка пишем малиновый
серпик. 4) по краю яблочка выполняем малиновые скобочки с нажимом. 5) оживка
белилами : малиновый кружок в центре заполняем тонкой белильной спиралькой,
от центра к краям пишем тонкие белильные лепестки.
(С)Последовательность
изображения цветка – розы. Городецкая роза.
Выполнение
росписи: 1) выполняем красный кружок-яблочко 2) приписываем к кружку красные
лепестки – скобочки с нажимом. 3) внутри каждой скобочки – лепестка красным
цветом выполняем тонкую штриховку. 4) в середине розы пишем малиновый кружок
и серпик, затем узор белилами, состоящий из тычинок, мелких скобочек и
“жемчужинок” - мелких точек.
Давайте мы немного разомнемся, и начнем расписывать изделия.
|
|
Регулятивные
(развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в
соответствии с ней)
Коммуникативные
(задавать существенные вопросы)
|
V.Физкультминутка
(1 мин.)
|
|
Солнце
вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
|
|
|
VI. Творческая практическая
деятельность учащихся.(14 мин.)
|
Применение
новых знаний
|
Вы
попробуете создать свою собственную композицию из элементов городецкой
росписи и расписать в технике городецкой росписи макет разделочной
доски, чаши и подноса. Приятной работы, приобретения мастерства и
творческих успехов.
|
Рисуют узор
|
Регулятивные
(работа по образцу)
Личностные
(составление своего узора) Коммуникативные (общение с соседом по парте)
|
VII.
Рефлексия (итог урока). (3 мин.)
|
Оценка
|
- Приглашаю
всех прикрепить свои работы на выставке.
-Вы
молодцы хорошо сегодня потрудились.
-С
каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
-Какие
элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
Рефлексия
– Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился
полностью?
– Кто считает, что работу не успел
завершить?
– Кто бы хотел продолжить знакомство с
другими народными промыслами?
|
Ученик: Рисовали мы цветы
Небывалой
красоты
Красоте
той нет конца-
Это все
из Городца!
(С)Ученик:
Не в лесу
и не в поле,
Не в лугах, не на воле
Распустились цветы
Столь земной красоты.
|
Коммуникативные
(умение выражать свои мысли)
Личностные
(ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы)
|
Муниципальное
образовательное учреждение Шатковская средняя общеобразовательная школа №1.
Районное
методическое объединение воспитателей группы продленного дня по теме:
«Развитие
творческих способностей младших школьников в процессе художественной
деятельности».
Мастер- класс
"Использование техники городецкой росписи в художественном
творчестве"
Подготовила
воспитатель ГПД
1 категории
МОУ Шатковская СОШ
№1
Журкина Екатерина
Ивановна
2013 год
Р. П. Шатки
В. Встали ровно, прозвенел звонок.
Начинаем
наше занятие.
Ребята,
давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся
друг другу и пожелаем хорошей работы.
Садитесь.
В
Нижегородской области, где и мы с вами живём, есть
небольшой городок, который славиться по всей нашей огромной стране. Что это за
город нам расскажет Гурьева Маша.
С)Ученик:
Есть
на Волге город древний
По
названью – Городец.
Славиться
по всей России своей росписью, творец.
Распускаются
букеты, ярко красками горя.
Чудо
птицы там порхают,
Будто
в сказку нас зовя.
Воспитатель: Сегодня мы окунемся в сказку, в
которую нас зовет красота городецкой росписи. Попробуем сами составить узор из
основных элементов росписи. А поможет нам туда отправиться Василиса (музыка,
заходит девочка в русском народном костюме с образцами изделий гор.рос.)
Здравствуй
Василиса! Проходи, поведай нам, что ты знаешь о городецкой росписи.
(С) Василиса:
Городецкая роспись. Как ее нам не знать!
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Красивые узоры показала нам Василиса . Расскажи подробнее что же
на них изображено? (Показывает на доске)
Василиса:
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Воспитатель: Действительно
чудо – роспись! Мы приглашаем и тебя поучиться с нами составлять узор из
элементов гор.рос.
Давайте посмотрим отрывок из фильма о возникновении гор.рос. (Включаю
отрывок)
Характерная особенность городецкого промысла -
исполнение рисунка на цветных фонах: жёлтом, зелёном, голубом, синем, красном. Яркие
краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.
(С)
Композиции городецкой росписи можно разделить на 3 вида:
цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива: “птица”, “конь”,
сюжетная роспись.
Мы будем расписывать наши модели, используя
цветочную роспись. Цветы (С) в городецкой росписи имеют
своё название ромашка, розан, купавка, роза. Выполняются
они на основе круга, у ромашки и розана сердцевина в центре, у купавки и
розы сердцевина сбоку и лепестки похожи на скобки. Формы листьев похожи на
тыквенные семечки, а вот прожилки в них самые разнообразные. Это и штриховка и
капли.
Словарная работа:
(С) Процесс
выполнения городецкой росписи делится на три этапа:
1)подмалёвка, 2). тенёвка, 3) оживка.
Подмалевка - круговое движение кистью,
нанесение одного цветового пятна. Главное при этом — научиться брать нужное
количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится
бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться. Подмалёвок в
городецкой росписи важнейший этап. От того, как будут распределены цветовые
пятна и формы, зависит внешний вид работы в целом. Подмалёвок выполняется без
предварительного нанесения контуров карандашом, сразу кистью, поэтому важно
закрепить последовательность выполнения мазков.
Теневка (оттенок) - нанесение скобки.
Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к
бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на
кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была
перпендикулярна листу бумаги.
Оживка (разживка) - тонкая разделка орнаментальных форм белилами.
Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую
объемность.
Объясняю и показываю
Вы попробуете
создать свою собственную композицию из элементов городецкой росписи и
расписать в технике городецкой росписи макет разделочной доски, чаши и подноса.
Приятной работы, приобретения мастерства и творческих успехов.
Городецкая роспись начинается с подмалевка
широкой кистью, плавным движением руки мы рисуем круги. Там, где мы нарисовали
круги, позднее появятся цветы, поэтому сразу определяемся какого цвета они
будут.
(С) Купавка
- традиционный городецкий цветок.
Выполнение
росписи: 1) мазком выполняем кружок – яблочко 2) в верхней части кружка пишем
малиновый кружок меньшего размера 3) в середине яблочка пишем малиновый серпик.
4) по краю яблочка выполняем малиновые скобочки с нажимом. 5) оживка белилами :
малиновый кружок в центре заполняем тонкой белильной спиралькой, от центра к
краям пишем тонкие белильные лепестки.
(С) Городецкая
роза.
Выполнение
росписи: 1) выполняем красный кружок-яблочко 2) приписываем к кружку красные
лепестки – скобочки с нажимом. 3) внутри каждой скобочки – лепестка красным
цветом выполняем тонкую штриховку. 4) в середине розы пишем малиновый кружок и
серпик, затем узор белилами, состоящий из тычинок, мелких скобочек и
“жемчужинок” - мелких точек.
Физкультминутка
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
После того, как краски подмалевка подсохнут можно
начинать тенёвку. Теневкой называют более подробную прорисовку силуэта темной
краской. Так появляются сердцевины и лепестки цветов, прожилки листьев в виде
капель и травинок. Тенёвка подчеркивает основные цвета изображений, оттеняет
их. Розовый цвет цветка оттеняет красный цвет лепестков, голубой темно – синим.
Завершающий этап городецкой росписи – оживка. Оживка
выполняется тонкой кисть белилами (белой гуашью). Рисунок под кистью с
белилами словно оживает. Появляются тонкие усики, решетки, маленькие точки,
спиральки, капельки и травинки. Белая краска подчеркивает образы доводя их до
совершенства. Оживка требует от мастера максимального старания т. к. небрежно
выполненная оживка может испортить всю работу.
Посмотрим
, что у вас получилось? Выбираю работы на выставку.
Приглашаю
всех прикрепить свои работы на выставке.
Ученик: Рисовали мы цветы
Небывалой
красоты
Красоте той
нет конца-
Это все из
Городца!
(С)Ученик: Не в лесу и не в поле,
Не в лугах, не на воле
Распустились цветы
Столь земной красоты.
-Вы
молодцы хорошо сегодня потрудились.
-С
каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
-Какие
элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
Рефлексия
– Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?
– Кто считает, что работу не успел завершить?
– Кто бы хотел продолжить знакомство с другими
народными промыслами?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.