Главная / Классному руководителю / Использование техники городецкой росписи в художественном творчестве

Использование техники городецкой росписи в художественном творчестве

Муниципальное образовательное учреждение Шатковская средняя общеобразовательная школа №1.



Районное методическое объединение воспитателей группы продленного дня по теме:

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе художественной деятельности».


Мастер- класс

"Использование техники городецкой росписи в художественном творчестве"






Подготовила

воспитатель ГПД

1 категории

МОУ Шатковская СОШ №1

Журкина Екатерина Ивановна





2013 год

Р. П. Шатки




 Цели занятия

  1. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

  2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

  3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование для учащихся

  • модели для раскрашивания

  • гуашь

  • кисти

  • баночка для воды

  • лист бумаги

  • салфетка

  • палитра

 Оборудование для учителя

  • образцы городецкой росписи, открытки, репродукции

  • плакаты «Городецкая роспись»

  • презентации «Городецкая роспись»




Планируемые результаты.

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

- иметь представление о многообразии и красоте форм, узоров, расцветок городецкой росписи.

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Регулятивные:

- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

- работать индивидуально;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Методы:

1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2.Наглядный метод

3. Применение ИКТ (презентация)















Ход занятия



Этап занятия

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД


I. Организационный момент (1 мин.)

Создание эмоционального настроя

Самооценка готовности к занятию


Встали ровно, прозвенел звонок.

Начинаем наше занятие.

Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

Садитесь.


(С)Ученик:

Есть на Волге город древний

По названью – Городец.

Славиться по всей России своей росписью, творец.

Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.


Регулятивные(правильность выбора учебных принадлежностей)

Настрой на занятие.

Самооценка готовности к занятию.


II. Целеполагание (1 мин.)


Определение цели занятия


Воспитатель: Сегодня мы окунемся в сказку, в которую нас зовет красота городецкой росписи. Попробуем сами составить узор из основных элементов росписи. А поможет нам туда отправиться Василиса Прекрасная (музыка, заходит девочка в русском народном костюме с образцами изделий гор.рос.)



(С) Ученик:

Городецкая роспись. Как ее нам не знать! Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.


Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста)

Регулятивные (в сотрудничестве с воспитателем ставить творческие и учебные задачи)


III. Введение в тему (3 мин.)


Проявление интереса к теме


(С) Воспитатель: Какие красивые изделия показала нам Василиса.

Что же на них изображено?

Воспитатель: Красота. Мы приглашаем и тебя поучиться с нами составлять узор из элементов гор.рос.

Давайте посмотрим отрывок из фильма о возникновении гор.рос.

Характерная особенность городецкого промысла - исполнение рисунка на цветных фонах: жёлтом, зелёном, голубом, синем, красном.Яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.



(С) Ученик: Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!


Познавательные (ознакомление с многообразием сюжетов в росписи)

Личностные (развитие эстетических чувств, духовно-нравственное развитие детей по средством формирования особого отношения к росписи).

Коммуникативные (формирование собственного мнения )

Рассуждают о многообразии и красоте изделий.



IV. Техника выполнения городецкой росписи.(3 мин.)

Правильность выполнения задания


(С) Композиции городецкой росписи можно разделить на 3 вида: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива: “птица”, “конь”, сюжетная роспись.

Мы будем расписывать наши изделия, используя цветочную роспись.

(С) Процесс выполнения городецкой росписи делится на три этапа:

1)подмалёвок, 2).оттенки, 3) оживка. Подмалёвок в городецкой росписи важнейший этап. От того, как будут распределены цветовые пятна и формы, зависит внешний вид работы в целом. Подмалёвок выполняется без предварительного нанесения контуров карандашом, сразу кистью, поэтому важно закрепить последовательность выполнения мазков.

(С)Последовательность изображения цветка – купавки. Купавка - традиционный городецкий цветок.

Выполнение росписи: 1) мазком выполняем кружок – яблочко 2) в верхней части кружка пишем малиновый кружок меньшего размера 3) в середине яблочка пишем малиновый серпик. 4) по краю яблочка выполняем малиновые скобочки с нажимом. 5) оживка белилами : малиновый кружок в центре заполняем тонкой белильной спиралькой, от центра к краям пишем тонкие белильные лепестки.

(С)Последовательность изображения цветка – розы. Городецкая роза.

Выполнение росписи: 1) выполняем красный кружок-яблочко 2) приписываем к кружку красные лепестки – скобочки с нажимом. 3) внутри каждой скобочки – лепестка красным цветом выполняем тонкую штриховку. 4) в середине розы пишем малиновый кружок и серпик, затем узор белилами, состоящий из тычинок, мелких скобочек и “жемчужинок” - мелких точек.


Давайте мы немного разомнемся, и начнем расписывать изделия.


Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней)


Коммуникативные (задавать существенные вопросы)


V.Физкультминутка (1 мин.)


Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.




VI. Творческая практическая деятельность учащихся.(14 мин.)

Применение новых знаний

Вы попробуете создать свою собственную композицию из элементов городецкой росписи и расписать в технике городецкой росписи макет разделочной доски, чаши и подноса. Приятной работы, приобретения мастерства и творческих успехов.


Рисуют узор

Регулятивные (работа по образцу)

Личностные (составление своего узора) Коммуникативные (общение с соседом по парте)


VII. Рефлексия (итог урока). (3 мин.)

Оценка


- Приглашаю всех прикрепить свои работы на выставке.

-Вы молодцы хорошо сегодня потрудились.

-С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

-Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?


Рефлексия

– Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?

– Кто считает, что работу не успел завершить?

– Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?



УченикРисовали мы цветы

Небывалой красоты

Красоте той нет конца-

Это все из Городца!

(С)Ученик

Не в лесу и не в поле,
Не в лугах, не на воле
Распустились цветы
Столь земной красоты.


Коммуникативные (умение выражать свои мысли)


Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы)










Муниципальное образовательное учреждение Шатковская средняя общеобразовательная школа №1.



Районное методическое объединение воспитателей группы продленного дня по теме:

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе художественной деятельности».


Мастер- класс

"Использование техники городецкой росписи в художественном творчестве"






Подготовила

воспитатель ГПД

1 категории

МОУ Шатковская СОШ №1

Журкина Екатерина Ивановна





2013 год

Р. П. Шатки





В. Встали ровно, прозвенел звонок.

Начинаем наше занятие.

Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

Садитесь.

В Нижегородской области, где и мы с вами живём, есть небольшой городок, который славиться по всей нашей огромной стране. Что это за город нам расскажет Гурьева Маша.

С)Ученик:

Есть на Волге город древний

По названью – Городец.

Славиться по всей России своей росписью, творец.

Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Воспитатель: Сегодня мы окунемся в сказку, в которую нас зовет красота городецкой росписи. Попробуем сами составить узор из основных элементов росписи. А поможет нам туда отправиться Василиса (музыка, заходит девочка в русском народном костюме с образцами изделий гор.рос.)

Здравствуй Василиса! Проходи, поведай нам, что ты знаешь о городецкой росписи.

(С) Василиса:

Городецкая роспись. Как ее нам не знать!

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать

Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.


Красивые узоры показала нам Василиса . Расскажи подробнее что же на них изображено? (Показывает на доске)

 Василиса: Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!

Воспитатель: Действительно чудо – роспись! Мы приглашаем и тебя поучиться с нами составлять узор из элементов гор.рос.

Давайте посмотрим отрывок из фильма о возникновении гор.рос. (Включаю отрывок)

Характерная особенность городецкого промысла - исполнение рисунка на цветных фонах: жёлтом, зелёном, голубом, синем, красном. Яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.

(С) Композиции городецкой росписи можно разделить на 3 вида: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива: “птица”, “конь”, сюжетная роспись.

Мы будем расписывать наши модели, используя цветочную роспись. Цветы (С) в городецкой росписи имеют своё название ромашка, розан, купавка, роза. Выполняются они на основе круга, у ромашки и розана сердцевина в центре, у купавки и розы сердцевина сбоку и лепестки похожи на скобки. Формы листьев похожи на тыквенные семечки, а вот прожилки в них самые разнообразные. Это и штриховка и капли.

Словарная работа:

(С) Процесс выполнения городецкой росписи делится на три этапа:

1)подмалёвка, 2). тенёвка, 3) оживка.

Подмалевка - круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться. Подмалёвок в городецкой росписи важнейший этап. От того, как будут распределены цветовые пятна и формы, зависит внешний вид работы в целом. Подмалёвок выполняется без предварительного нанесения контуров карандашом, сразу кистью, поэтому важно закрепить последовательность выполнения мазков.

Теневка (оттенок) - нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Оживка (разживка) - тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

Объясняю и показываю

Вы попробуете создать свою собственную композицию из элементов городецкой росписи и расписать в технике городецкой росписи макет разделочной доски, чаши и подноса. Приятной работы, приобретения мастерства и творческих успехов.

Городецкая роспись начинается с подмалевка широкой кистью, плавным движением руки мы рисуем круги. Там, где мы нарисовали круги, позднее появятся цветы, поэтому сразу определяемся какого цвета они будут.

(С) Купавка - традиционный городецкий цветок.

Выполнение росписи: 1) мазком выполняем кружок – яблочко 2) в верхней части кружка пишем малиновый кружок меньшего размера 3) в середине яблочка пишем малиновый серпик. 4) по краю яблочка выполняем малиновые скобочки с нажимом. 5) оживка белилами : малиновый кружок в центре заполняем тонкой белильной спиралькой, от центра к краям пишем тонкие белильные лепестки.

(С) Городецкая роза.

Выполнение росписи: 1) выполняем красный кружок-яблочко 2) приписываем к кружку красные лепестки – скобочки с нажимом. 3) внутри каждой скобочки – лепестка красным цветом выполняем тонкую штриховку. 4) в середине розы пишем малиновый кружок и серпик, затем узор белилами, состоящий из тычинок, мелких скобочек и “жемчужинок” - мелких точек.


Физкультминутка

Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.


После того, как краски подмалевка подсохнут можно начинать тенёвку. Теневкой называют более подробную прорисовку силуэта темной краской. Так появляются сердцевины и лепестки цветов, прожилки листьев в виде капель и травинок. Тенёвка подчеркивает основные цвета изображений, оттеняет их. Розовый цвет цветка оттеняет красный цвет лепестков, голубой темно – синим.

Завершающий этап городецкой росписи – оживка. Оживка выполняется тонкой кисть белилами (белой гуашью). Рисунок под кистью с белилами словно оживает. Появляются тонкие усики, решетки, маленькие точки, спиральки, капельки и травинки. Белая краска подчеркивает образы доводя их до совершенства. Оживка требует от мастера максимального старания т. к. небрежно выполненная оживка может испортить всю работу.


Посмотрим , что у вас получилось? Выбираю работы на выставку.

Приглашаю всех прикрепить свои работы на выставке.

УченикРисовали мы цветы

Небывалой красоты

Красоте той нет конца-

Это все из Городца!

(С)Ученик  Не в лесу и не в поле,
Не в лугах, не на воле
Распустились цветы
Столь земной красоты.

-Вы молодцы хорошо сегодня потрудились.

-С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

-Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Рефлексия

– Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?

– Кто считает, что работу не успел завершить?

– Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?

Использование техники городецкой росписи в художественном творчестве
  • Классному руководителю
Описание:
  1. 1. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развивать  познавательную  активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
  2. 2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
  3. 3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
  4. Выполнена презентация к этому занятию, ищите в других материалах.
Автор Журкина Екатерина Ивановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 500
Номер материала 38143
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓