Главная / Иностранные языки / Использование современных здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка

Использование современных здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка



Использование современных здоровьесберегающих технологий

на уроках немецкого языка

Нет никакого сомнения в том, что компьютер быстро внедряется в преподавание и занимает важное место на уроках.

Но повсеместное проникновение средств ИКТ в общее среднее образование делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники и иных средств информатизации, которые могут отрицательно сказываться на здоровье школьников.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало в последнее время не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой: ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. В связи с этим на сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. «Здоровьесберегающие технологии» интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии как педагогическое понятие.

Здоровьесберегающие образовательные технологии это – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников Понятие здоровьесберегающие образовательные технологии появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами, как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Но это не одно и то же.

Задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха учащихся, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволили бы снять утомление и избежать переутомления. Важным элементом здоровьесберегающих технологий является также обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе, создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Понятие “здоровьесберегающая технология” относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья.

Каким должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

  1. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, проводятся физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников; используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, чередование видов деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена рода занятий через 7–10 мин; предъявление разнообразных заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

  2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.

  3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются видеоматериалы, средства ИКТ; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения;

  4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими;

  5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.

  6. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни.

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка.

Так как я преподаю немецкий язык, то, конечно, меня более всего интересует, какие приемы здоровьесбережения можно применить на уроках немецкого языка. Считаю, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка имеет первостепенное значение. Ведь немецкий язык – это серьезный и сложный предмет.

Поэтому на моих уроках  я использую:

 а) методы позитивной психологической поддержки ученика;

б) учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями;

 в) поддержание познавательного интереса к изучению языка

 г) принцип двигательной активности на уроке.

Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”и т.д. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7–10 минут (нерациональная смена через 15–20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). На моих уроках присутствуют элементы технологий личностно-ориентированного и дифференцированного обучения: интерактивного, проблемного обучения, игровые моменты, ролевые игры, активно использую ИКТ.

Прием «Написание синквейна»

Слово «синквейн» происходит от французского и означает пятистрочное стихотворение, написанное по определенным правилам. Используя данный прием, ученику потребуется синтезировать известную ему информацию или материал по той или иной теме. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это слово определяет тему синквейна. На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих эту тему. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка - это слово синонимичное слову, определяющему тему в первой строке, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Использование данного приема дает хорошие результаты на стадии рефлексии или анализа прочитанного.

Приём «Кластер»

Прием «Кластер» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия или темы, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие, а вокруг смысловые единицы связанные с ним и т.д. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме: этот прием эффективен при обучении и закреплении лексики. Также можно варьировать формы кластера («Ёлочка», «Птица», «Паук», «Солнышко» и т.д.)

Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования упражнений, сопровождающиеся движениями. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке немецкого языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. При подборе таких заданий стараюсь следить за тем, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока.

  • при изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать ее в воздухе;

  • при изучении темы «Животные»: изобразить животное мимикой, жестами, голосом, движениями;

  • игра «Бинго» (алфавит, цвет, цифры, животные, фрукты и овощи, одежда, город и т. д.);

  • изобразить действия, которые выполняются каждый день

Песня на уроке – хороший вид релаксации, представляющий возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать веселые, шуточные. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. На примере песен можно показать спряжения глаголов, активизировать лексику по темам. При подборе песен и стихотворений к уроку обращаю внимание на следующее:

  • важно, чтобы грамматический и лексический материал сочетался с темой урока;

  • необходимо подбирать стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;

  • текст чаще воспроизводится в записи или проговаривается учителем, особенно в начальной школе, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.

Для разнообразия занятий, можно предложить передать содержание стихов, рифмовок, песен в рисунках. Рассказывая короткие стихи, одновременно можно их рисовать мелом, фломастером. Рисование развивает творческое воображение, зрительную память, а также координацию движений пальцев и кистей рук.

Punkt, Punkt …
Punkt, Punkt, Komma, Strich –
fertig ist nun das Gesicht.
Körper, Arme, Beine dran – 
fertig ist der Hampelmann.
Hände, Füße und ein Hut.
Ist der Hampelmann nicht gut?!
Punkt, Punkt, Komma, Strich fertig ist das Mondgesicht.

В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок я включаю оздоровительные моменты: фонетическую зарядку, физкультминутки, динамические паузы; минутки релаксации; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз. Они не только способствуют поднятию работоспособности детей, но и одновременно дают возможность повторить изученный языковой материал. Физкультминутки можно провести в сопровождении речевок, рифмовок, песен, которые произносятся детьми, или прослушиваются в записи. В ходе проведения физкультминуток учащиеся запоминают и новые слова, словосочетания (названия движений и действий, которые производятся во время физкультминуток), закрепляют отдельные формы глаголов. Хоровое проговаривание речевок, рифмовок, небольших стихотворений должно быть неотъемлемой частью физкультминуток. Тексты следует произносить четко, но не громко.

Языковой материал для сопровождения физкультминуток подбираю с учетом знаний детей, но в течение года материал необходимо усложнять. В начале физкультминутки сопровождаются простыми рифмовками типа:

Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle turnen wir.

Затем в рифмовку вместо глагола turnen вводятся глаголы marschieren, springen, Ball spielen, tanzen и т.д. Дети произносят текст рифмовки, производят простые движения, имитирующие называемые действия.

Ich bin groß,
Du bist klein, .
Er ist lustig,
Wir sind fein!
Ihr seid sportlich,
Sie sind fleißig.
Alle kommen
Aus Leipzig!

Затем в рифмовки включаются слова, обозначающие части тела. Например:

Mit dem Kopfe nick, nick, nick.
Mit dem Finger tick, tick, tick.
Mit den Händen klapp, klapp, klapp.
Mit den Füßen trapp, trapp, trapp.
Mit dem Kopfe nick, nick, nick.
Mit dem Finger tick, tick, tick.
Einmal hin, einmal her
Rundherum ist nicht so schwer.

Затем эта же лексика закрепляется в новых более сложных рифмовках.

Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, cнять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений.

1. Крепко зажмурьте глаза на 3–5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20 по-немецки).

2. Быстро поморгайте глазами в течение 30–60 сек (считаем десятками от 10 до 100).

Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон. С этой целью используются методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

Упражнение «Комплименты».

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова на немецком языке, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

Игра «Вам-сообщение».

По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

Игра «Подарок».

Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

Методика «Утренний сбор»

Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.

Медитативно - релаксационные упражнения.

1.Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».

-ученик должен сказать три предложения, что он видит;

-три предложения, что он слышит,

-три предложения о том, что он чувствует.

Количество предложений зависит от уровня обучения.

2. Упражнение на релаксацию и визуализацию.

Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина.

Учитель на немецком языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика. Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т.д.

Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д. Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках.

В рамках технологии здоровьесбережения учителю ИЯ рекомендуется:

  1. Следите за обстановкой и гигиеническими условиями в классе (кабинете): температурой и свежестью воздуха, рациональностью освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

  2. Используйте на уроке частую смену видов речевой деятельности

  3. Применяйте различные методы обучения и формы работы, ТСО (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповую, парную, индивидуальную, самостоятельную работу), чередуя их не позже чем через 10–15 минут; 

  4. Используйте методы, способствующие активизации и творческому самовыражению учащихся

  5. Применяйте физкультминутки, динамические паузы или минуты релаксации

  6. Обязательно наличие внешней мотивации (оценка, поддержка, соревновательный момент). 

  7. Стимулируйте внутреннюю мотивацию – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к материалу, удовольствие от полученных знаний. 

  8. Включайте в содержательную часть урока вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни ( «Спорт и здоровый образ жизни»;«Климат и его влияние на здоровье человека»; «Здоровое питание и его влияние на здоровье человека»;«Профилактика болезней»;«Природная среда как фактор здоровья населения»;«Проблемы молодежи»)

  9. Поддерживайте у детей веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе. 

  10. Создавайте на уроке положительний психологический климат

Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка – задача особой важности для преподавателей иностранного языка. Они позволяют легче и успешнее овладеть необходимыми знаниям на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку и сделать процесс обучения увлекательным.







Приложение

Физкультминутки на уроках немецкого языка

Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle turnen wir.
Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle stehen wir.
Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle sitzen wir.
Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle springen wir.

Рифмовки включаются слова, обозначающие части тела.
Mit dem Kopfe nick, nick, nick
Mit dem Finger tick, tick, tick
Mit den Händen klapp, klapp, klapp
Mit den Füßen trapp, trapp, trapp.
Mit dem Kopfe nick, nick, nick
Mit dem Finger tick, tick, tick
Einmal hin, einmal her
Rundherum ist nicht so schwer.


Die Arme, die Hände
die Füße und Bein
wir müssen sie üben
um kräftig zu sein.

Можно разучить рифмовки, позволяющие закрепить лексику “Виды транспорта”. Дети с удовольствием имитируют езду на различных видах транспорта.

Kling, klang Gloribus
wir fahren mit dem Autobus
Kling, klang Glorian
wir fahren mit der
Straßenbahn
Kling, klang Glorio
wir fahren mit der Metro.

По теме „Sport“ можно использовать речевку, под которую можно маршировать:
Wasser, Sonne, Luft und Wind
Uns`re besten Freunde sind.
Alle Kinder, groß und klein
wollen gute Sportler sein
Frühling, Sommer, Herbst und
Winter - Sport ist gut für alle Kinder.
Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben,
Sport und Spiel wird groß geschieben.
(Эта рифмовка вместо маршировки может сопровождаться простыми движениями: дети поднимают руки вверх, в стороны, вытягивают их вперед, делают хлопок над головой, опускают руки вниз.)

К теме „Der Herbst“

Es regnet, es regnet und alles ist nass
Plätze, Straßen, Bäume, Dächer, Häuser, Graß.
Mäntel, Jacken, Stiefel, Mützen!
Sollen uns vor Kälte schützen!


При работе над темой „der Winter“
Schön ist der Winter
für Große und Kinder.

Eins, zwei, drei, vier,
Schlittschuh laufen alle wir.
Fünf, sechs, sieben, acht
wir machen eine Schneeballschlacht.
Eins, zwei, drei – juchei,
Wir spielen alle Eishockey.
Eins, zwei, drei, vier
alle, alle rodeln wir
Hurra, ihr Leut
wir fahren Schlitten heut’.
Wir (fahren) laufen Schi, wie fein ist das
Auch Rodeln macht uns großen Spaß.
Hurra, es ist soweit!
Heute nacht hat es geschneit!
Schnell einen Ball gemacht,
und auf, zur Schneeballschlacht.
He – juchhe –
im ersten, weichen Schnel.


При работе над темой „Das Zimmer“
Eins, zwei, drei, vier
unser Zimmer fegen wir
Eins, zwei, drei, vier,
Staub wischen alle wir.


К теме „der Sommer“ хорошо подходит рифмовка:
Heute ist das Wetter warm,
heute kann’s nicht schaden
Schnell herunter an der See,
heute gehen wir baden.
Eins, zwei, drei, vier,
alle, alle, baden wir,
schwimmen wir,
tauchen wir,
in der Sonne liegen wir.
Kommt, wir wollen Blumen
pflücken, unser Zimmer
damit schmücken.


Для проведения физкультминуток подходят игры с мячом:

  1. Ball, roll herbei,
    1, 2, 3, Ball, roll herbei!
    1, 2, 3, und 4, Ball, rolle fort von hier!
    1, 2, 3, Ball roll herbei

  1. Seht meinen Ball mal an!
    Seht, wie er springen kann!
    Hopp, hopp, ho!
    Macht’s auch mal so

Hopp, hopp, hopp
Pferdchen, lauf Galopp!
Uber Stock und über Steine,
aber brich nicht deine Beine!
Immer im Galopp! Hopp, hopp, hopp!

Имитационная игра

Цель: эмоциональный настрой.

Учащиеся стоят лицом друг к другу.

Ich gebe dir meine linke (rechte) Hand (протягивают друг другу поочередно руки)

Und einen dicken Kuss dazu (округляют губки)

Ich mag dich (кладут руку на сердце)

Wie ein Elefant (показывают большие уши слона)

So gross! (тянутся вверх)

Und immer zu! (обнимают друг друга/ пожимают друг другу руки)

Задания такого рода способствуют воспитанию внимания, чувства музыкального ритма, темпа, правильного речевого дыхания и артикуляции.


Geisterhaus

Mein Haus hat vier Ecken

(дети рисуют в воздухе квадрат)

Geister sich verstecken

(руки за спиной)

in diesen vier Ecken

(указательными пальцами

рисуют квадрат в воздухе)

Ich öffne die Fenster

(движение руками как

при открывании окна)

weg sind die Gespenster.

(изобразить с помощью

рук приведение)

Die Sonne

Groß ist die Sonne

Hell und warm ihr Schein.

(дети изображают в воздухе солнце)

Keiner könnte ohne Sonne sein.

Eine dicke Wolke

hat sie zugesetzt.

(руками закрывают лицо)

Doch schon ruft sie:

Da bin ich.

Ich hab mich nur versteckt.“

(руки от лица прячут за спину)





Wettermassage



Es tröpfelt,

es regnet,

es donnert,

es blitzt!



Es nieselt,

es hagelt,

Schauer,

Sturm,

Sonnenschein



  1. Дети на столе пальчиками показывают эти явления природы.

  2. Можно вызвать желающего. Дети показывают на его спине осадки, а он старается отгадать.

Der Regen

Es nieselt, es tröpfelt, (тихо постукиваем кончиками пальцев по столу)

es regnet, es gießt, (кладем кончики пальцев на стол и стучим чаще и громче)

es hagelt, (хлопаем в ладоши)

es donnert (стучим кулаком по столу)

und alle Leute laufen weg. (прячем руки за спину)

Песня на уроке – хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать веселые, шуточные. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.



Guten Tag! Guten Tag!

Hallo! Wie geht´s?

Danke, prima, gut.

Tschüs! Auf Wiedersehen!

Klatsch in die Hände,

klap-klap-klap.

Klatsch in die Hände

Eins, zwei, drei!

Stampf mit den Füßen,

trap-trap-trap.

Stampf mit den Füßen

Eins, zwei, drei



Проговаривание скороговорок в разных темпах и разной интонацией (весело/грустно, быстро/медленно, тихо/громко) заставляет функционировать речевой аппарат в рамках изучаемого языка.

Als Anna abends alles aß, aß Anna abends Ananas.

Blaukraut bleibt Blaukraut, Brautkleid bleibt Brautkleid.

Fünf fleißige Fischer fangen fünf fette Fische.

Eine lange Schlange ringlet sich um eine lange Stange … usw.

После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы можно использовать подвижные и пальчиковые игры. Они помогают созданию внутренней наглядности, необходимой для представления на занятии определенной ситуации, синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке. Как известно, движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Простые движения рук снимают умственную усталость, помогают снять напряжение с губ. С помощью пальчиковой гимнастики можно улучшить произношение многих звуков. А это очень важно, так как говорение, наряду с аудированием, является наиболее важным видом речевой деятельности на начальном этапе обучения иностранному языку.



Das ist der Daumen,

der schüttelt die Pflaumen,

der liest sie auf,

der trägt sie heim,

und der kleine isst sie ganz allein.

(согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их,

начиная с большого пальца)

Ладони прижаты друг к другу.

Похлопываем пальчик о пальчик,

начиная с мизинца.

Mutter, Mutter (мизинчики)

Was? Was? Was? (безымянные)

Gäste kommen. (средние)

Gut (указательные)

Und was? (большие)

Morgen, Morgen (чмокающие движения губами)



Перед выполнением контрольных работ полезно делать упражнения на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание – глубокое, медленное сначала только через левую, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач. Упражнение проводится по команде учителя: «Atmen ein! Atmen aus

После продолжительного зрительного напряжения очень хорошо, например, следующее упражнение. В руке перед глазами держим карандаш или ручку (близкий объект). В качестве дальнего объекта может быть сам учитель, стоящий перед классом. В течение одной минуты по команде учителя (Seht (bitte) auf mich, (jetzt) – auf den Kugelschreiber) дети быстро переводят взгляд с близкого объекта на удаленный. Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения, очень благоприятно действуя на глаза при близорукости слабой степени.

Можно также добавить другое упражнение для глаз. Дети выполняют следующие движения глазами: сначала вверх, вниз, затем направо, налево.

Для разнообразия занятий, можно предложить передать содержание стихов, рифмовок, песен в рисунках. Рассказывая короткие стихи, одновременно можно их рисовать мелом, фломастером. Рисование развивает творческое воображение, зрительную память, а также координацию движений пальцев и кистей рук.





Punkt, Punkt …

Punkt, Punkt, Komma, Strich-

fertig ist nun das Gesicht.

Körper, Arme, Beine dran-

fertig ist der Hampelmann.

Hände, Füße und ein Hut.

Ist der Hampelmann nicht gut?!

Punkt, Punkt, Komma, Strich

fertig ist das Mondgesicht.

Ein Paar Ohren, wie die Möhren,

einen Hals, wie Schmalz,

einen Bauch, wie Rauch,

ein Paar Beine, wie ‘ne Sechs,

fertig ist die alte Hexe

Проговаривание хором рифмованного текста, сопровождая его жестами.



Katrin

Katrin nimmt mit:

Eine Tafel Schokolade,

eine Flasche Limonade,

drei Bonbons und einen Ball,

Bleistift auf jeden Fall,

einen Luftballon, ein Bärchen.

Ist sie nicht ein braves Mädchen?

Der kleine Matrose

Ein kleiner Matrose

umsegelte die Welt.

Er liebte ein Mädchen

und hatte kein Geld.

Das Mädchen wollt sterben

Und wer war schuld daran?

Der kleine Matrose

in seinem Liebeswahn.

Скороговорки

Als Anna Abends alles aß, aß Anna Abends Ananas.

Blaukraut bleibt Blaukraut, Brautkleid bleibt Brautkleid.

Fünf fleißige Fischer fangen fünf fette Fische.

Kleine Kinder können keinen Kaffee kochen

Kritische Kröten kauen keine konkreten Kroketten

Selten ess ich Essig; ess ich Essig, ess ich Essig mit Salat

Wilde Wiesel wollten wissen, wo warme Würstchen wachsen

Wenn Fliegen hinter Fliegen fliegen, fliegen Fliegen Fliegen nach

Wenn Robben robben, robben Robben

Физкультминутки/зарядки с движениями



Katrin



Katrin nimmt mit:

Eine Tafel Schokolade,

eine Flasche Limonade,

drei Bonbons und einen Ball,

Bleistift auf jeden Fall,

einen Luftballon, ein Bärchen.

Ist sie nicht ein braves Mädchen?



Der kleine Matrose



Ein kleiner Matrose

umsegelte die Welt.

Er liebte ein Mädchen

und hatte kein Geld.

Das Mädchen woll´t sterben

Und wer war schuld daran?

Der kleine Matrose

in seinem Liebeswahn.









Guten Morgen!

Guten Morgen ruft die Sonne,

(вытянуть руки вверх)

Guten Morgen ruft der Wind,

(раскачивать руками

из стороны в сторону)

Guten Morgen ruft der Vogel,

(махать руками,

как птица крыльями)

Guten Morgen ruft das Kind.

(пожать друг другу руки)









Guten Tag!

Guten Tag, guten Tag!

(жест приветствия)

Sagen alle Kinder.

Große Kinder

(поднимаем руки вверх)

Kleine Kinder

(опускаем руки вниз)

Dicke Kinder

(руки в стороны)

Dünne Kinder

(руки перед собой)

Guten Tag, guten Tag!

(жест приветствия)

Sagen alle Kinder.

1, 2, 3 - (2 хлопка руками) Vater isst ein Ei - (2 удара ногами)

3, 2, 1 - (2 хлопка руками) Mutter isst keins - (2 удара ногами)

4, 5, 6 -(2 хлопка руками) Thomas macht´n Klecks - (2 удара ногами)

6, 5, 4 -(2 хлопка руками) Rudi mag Bier - (2 удара ногами)



7, 8, 9, 10 – (2 хлопка руками) Das kann ich leicht versteh´n - (2 удара ногами)

10, 7, 3 - (2 хлопка руками) Das Gedicht ist vorbei - (2 удара ногами)

Körperteile

Kopf und Schulter

Knie und Fuß – 2 mal

Augen, Ohren, Nase, Mund

Knie und Fuß

Ellbogen, Knie und Fuß

Hände, Beine,

Brust, Bauch und Popo

Песни с движениями



Liebe Schwester, tanz mit mir,

beide Hände reich ich dir.

Einmal hin, einmal her

Rundherum, das ist nicht schwer.

Mit den Füßen tapp, tapp, tapp!

Mit den Händen klapp, klapp, klapp!

Einmal hin, einmal her,

rundherum, das ist nicht schwer.

Mit dem Köpfchen nick, nick, nick!

Mit den Fingern tick, tick, tick!

Einmal hin, einmal her,

rundherum, das ist nicht schwer



Der Koch

Meister Koch, Koch, Koch

(хлопаем ладошами над головой)

fiel ins Loch, Loch, Loch,

(хлопаем ладонями по голове)

das war tief, tief, tief,

(хлопаем ладонями по плечам,

коленям, икрам, по полу)

und er rief, rief, rief:

(складываем ладоши вместе

в виде рупора)

Liebe Frau, Frau, Frau,

(прижимаем левую

руку к груди)

das tut weh, au, au!

(качаем головой

и морщимся от боли)

Hol mich raus, raus, raus

(поднимаемся на цыпочки)

In dein gold´nes Haus,

(изображаем руками

большой дом с крышей)

in dein´n gold´nen Schuh!“

(топаем ногами)

Und wie alt bist du?

(поворачиваемся к другу

и задаем вопрос)

Kinne Wippchen,

(щекотать подбородок)

rote Lippchen,

(погладить губы)

Stoppelnäschen,

(прикоснуться к носу)

Augenbräunchen,

(обрисовать брови)

zupft, zupft, zupf mein Härchen!

(теребить волосы















Использование современных здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка
  • Иностранные языки
Описание:

      Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало в последнее время не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой: ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. В связи с этим на сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. «Здоровьесберегающие технологии» интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

    Так как я преподаю немецкий язык, то, конечно, меня более всего интересует, какие приемы здоровьесбережения можно применить на уроках немецкого языка. О таких приемах пойдет речь в данной методической разработке.

Автор Ярмончук Наталья Валерьевна
Дата добавления 03.04.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел Другое
Просмотров 1343
Номер материала 59178
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓