Главная / Начальные классы / Использование современных технологий на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Использование современных технологий на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»






Опыт работы



по использованию



современных технологий



в образовательном процессе


hello_html_7f6c2fae.gif



















Автор опыта: учитель

начальных классов высшей

квалификационной категории

МБОУ «Гимназия»

Туманова Надежда Валентиновна





2012 год







В современный период развития общеобразовательной школы формирование личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Любая активность связана с индивидуальными целями и намерениями, потребностями человека. Общественные ценности не могут быть навязаны, они должны быть согласованы с индивидуальными ценностями ученика, ставшими содержанием его внутреннего мира, источником субъективной активности.

Отношение школьников к учению характеризуется активностью, которая определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:

-готовность выполнять учебные задания;

- стремление к самостоятельной деятельности;

- сознательность выполнения заданий;

- систематичность обучения;

- стремление повысить свой личный уровень и др.

Управление активностью школьников в педагогике называют активизацией. Главная цель активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу.

Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Мы переходим с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Я работаю учителем начальных классов более 35 лет. Для меня урок – это не только основная форма организации учебного процесса, но и место встречи с личностью ученика. А для того, чтобы обучение на самом деле имело развивающий характер, необходимо соблюдать одно важное условие – развиваемый субъект должен быть включен в активную деятельность и общение.

Главной задачей для меня является вовлечь учащихся в активный познавательный процесс, развивать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний.

Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока.

Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. В 2008 -2009 учебном году я начала проводить уроки окружающего мира с компьютерным сопровождением. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Сначала я приобрела Детскую медиаэнциклопедию Кирилла и Мефодия. Но на уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает драгоценное время. Я пришла к выводу, что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к параграфам учебника. Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. В результате я собрала коллекцию уроков-презентаций для уроков природоведения (1- 4 класс).

Опыт, который приобретают ребята на уроке, при подготовке к уроку, создавая презентации, помог учащимся подготовить презентации для защиты научных работ разной тематики: «Цветочное оформление Салехард», «Ножницы как источник познания», «Школьная форма: за и против», «Мир кукол на Земле».

С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи:

  • усиливаю интенсивность урока;

  • повышаю мотивацию учащихся;

  • провожу мониторинг их достижений;

Ещё Конфуций сказал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». С этими мудрыми словами можно соглашаться, а можно и не соглашаться. Но, как бы мы порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам, нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, один из которых - применение новых образовательных технологий.

Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать. На слайде показан процесс демонстрации ответов к занимательным задачам, которые дети нашли самостоятельно. Эта работа даёт свои положительные результаты. В 2010 году ученики 4 а класса на городской олимпиаде получили одно призовое место и пять человек стали победителями, а Бубенщиков Егор получил Грант главы города «Росток надежды».

Педагогике известны средства, содержащие в себе реальные возможности формирования и повышения познавательной активности – игровые технологии, технология проблемного обучения и др. На протяжении своей педагогической деятельности в решении данной проблемы я в системе использовала дидактическую игру, изучила методику и возможности проблемного обучения.

В последние годы возросли требования современного общества к формированию коммуникативных навыков выпускников школы. Поэтому при поиске новых эффективных методов развития познавательной активности своих воспитанников я сделала свой выбор в пользу методики формирования коммуникативных навыков учащихся посредством использования соответствующих образовательных технологий.

Совершенствование форм и методов работы для педагога – непрерывный процесс. Работа по формированию активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования коммуникативных технологий продолжалась в течение последних лет.

Проблема активизации познавательной деятельности волновала меня с первых дней работы в школе. На протяжении всех лет педагогической деятельности накоплен обширный опыт по использованию игрового, занимательного материала в целях повышения познавательной активности школьников; изучена методика создания проблемных ситуаций. Данная система работы имела положительный эффект в росте качества усвоения детьми учебного материала. Но за это время многое изменилось в жизни общества, а, следовательно, и в жизни школы. Выпускник школы, который будет жить и работать в XXI веке, должен обладать теми качествами личности, в которых заинтересовано современное общество.

В частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,

  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления,

  • грамотно работать с информацией,

  • быть коммуникабельным,

  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Продолжив личные педагогические исследования по проблеме включения школьника в активный познавательный процесс, пришла к выводу, что эффективным в данном направлении будет использование новых форм работы, способствующих также формированию коммуникативных навыков школьников.

Роль данных технологий, использованных в опыте, заключается в активизации познавательной деятельности посредством использования групповых форм работы на уроке, а также формировании коммуникативных навыков школьников: умении вести диалог, дискутировать на уроке, работать в сотрудничестве (группах, парах).

Идея личностно-ориентированного подхода, целью которого является создание максимального благоприятных условий для развития учащихся, выявления и использования его индивидуальных особенностей в учебной деятельности – основа моих педагогических взглядов.

К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития». Сегодня невозможно работать в начальной школе, не применяя технологию деятельностного метода обучения. Эта новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные стрессы, а самое главное – делает учёбу в школе единым образовательным процессом.

Образование младшего школьника и его речевое развитие всё более обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный процесс. Одним из аспектов указанной взаимосвязи является внимательное отношение в школьном обучении к функциям языка как средству общения, познания окружающего мира, а также саморазвития ученика как личности со своими интересами, потребностями и способностями их осуществить.

Коммуникативный опыт – один из важнейших факторов, определяющий, как представляет ребенок свои способности и связанные с ним возможности. Поэтому естественно предположить, что общение влияет на смелость детей при поисках новой информации, на их настойчивость при решении задач, поставленных в порядке инициативного целеполагания.

Считаю, что достижение поставленных целей начальной школы возможно при использовании в учебном процессе коммуникативных образовательных технологий. Особенностью данных технологий является построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации. Ведущий метод – общение. Формы обучения – обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия.

Дети овладевают знаниями на любом уроке (русского языка, математики, литературного чтения и др.) через речевую деятельность (внутреннюю или внешнюю). Составляющим компонентом интерактивного, личностно-ориентированного обучения является учебный диалог. Под учебным диалогом следует понимать субъект-субъектное взаимодействие учащихся (учителя и учащихся), перерастающее в продуктивное учебное сотрудничество, которое возникает в ходе организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии по постановке и решению учебных задач.

Диалог как форма речи первичен, естественен, является более простой формой общения. Поэтому на практике при решении определенной учебной задачи совершенствую эту форму, обучая более совершенному владению языком в диалоге, и только затем перехожу к обучению детей монологической форме речи. На уроке школьники ставят и решают учебные задачи, учатся постановке вопросов учителю, сверстникам. Обучение учащихся ведению учебного диалога включает в себя 3 этапа:

  1. обучение учащихся постановке вопросов;

  2. обучение учащихся работе в парах, группах;

  3. обучение учащихся ведению групповой и общеклассной дискуссии.

Эта работа проводилась мною поэтапно с 1 по 4 класс, при этом в содержание каждого следующего этапа обучения входило содержание предыдущего, но на более высоком уровне.

1 класс

-Обучение умению задавать вопросы учителю, запрашивая недостающую информацию (разграничение области знания и незнания – первичная рефлексия);

-работа в парах: диалог учащихся между собой при выполнении совместных действий;

-обучение устному высказыванию: элементарное рассуждение.

2 класс

- Обучение умению задавать вопросы учителю, товарищам;

- работа в парах: планирование совместных действий, само- и взаимооценка;

- работа в группах по 3-4 человека по поводу совместного решения учебной задачи (под руководством учителя);

- обучение связному устному (рассуждение) и письменному высказыванию (описание, повествование)

3 класс

-Самостоятельная постановка вопросов по содержанию учебной проблемы;

-работа в парах по решению учебной задачи: планирование, выполнение, контроль и оценка совместных действий, само- и взаимооценка;

-самостоятельная работа в группах по поводу решения учебной задачи;

-обучение связному высказыванию (рассуждение, высказывания смешанного типа)

4 класс

-Работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи (планирование, распределение ролей, выполнение, контроль и оценка совместных действий);

- ведение групповой, общеклассной дискуссии;

- устный монолог-рассуждение, монолог-доказательство



Решение диалога как своеобразного коммуникативного навыка приходится проектировать учителю многопланово, многовариантно. Ход диалога непредсказуем и может не соответствовать задуманному учителем. Проект должен быть прогностичным – в идеале должен предвидеть все возможные сценарии разворачивания событий. В центре проекта – деятельность учащихся, а не учителя.

Класс делится на группы разными способами. Нецелесообразно создавать группы с рядом сидящими детьми: и без того они общаются и сотрудничают между собой. В каждой группе собираются ученики с разным уровнем знаний, с разным темпераментом и характером, которые заданную проблему рассматривают с разных точек зрения. Тем самым появляется возможность самореализации каждого ученика.

Используя коммуникативные технологии в работе по развитию познавательной активности у учащихся начальных классов, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, я добилась положительных результатов. Прежде всего, на уроках исчезли страх и безразличие, у детей появился интерес к учёбе, они стали активными участниками учебного процесса. Сильный ученик старается сделать как можно больше, а слабый тянется за ним, сильный учит «слабого». Детям очень нравится групповая форма работы, работа в парах, выполнение карточек с разноуровневыми заданиями, самостоятельна работа с текстами, подготовка сообщений, докладов к урокам, выполнение творческих заданий. Эти изменения должным образом отразились на успеваемости школьников.

Качество знаний по предметам составило в 2008 – 2009 учебном году 82,5%, в 2009- 2010 учебном году 91,5%, 2010 – 2011 году 91, 5% при 100% успеваемости.

В настоящее время выпускники начальной школы 2011 года обучаются в 5 классе и успешно выполняют образовательный минимум. По отзывам учителей, классного руководителя, родителей все они умеют общаться, высказывать своё мнение, отстаивать собственную точку зрения, осознают свою социальную значимость, обладают достаточно широким кругозором.















7


Использование современных технологий на уроках в начальной школе (из опыта работы)
  • Начальные классы
Описание:

    В современный период развития общеобразовательной школы формирование личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Любая активность связана с индивидуальными целями  и намерениями, потребностями человека.

    Общественные ценности не могут быть навязаны, они должны быть согласованы с индивидуальными ценностями ученика, ставшими содержанием его внутреннего мира, источником субъективной активности. 

Роль современных  технологий, использованных в  опыте,  заключается в активизации познавательной деятельности посредством использования групповых форм работы на уроке, а  также формировании коммуникативных навыков школьников: умении вести диалог, дискутировать на уроке, работать в сотрудничестве (группах, парах).

Автор Туманова Надежда Валентиновна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1346
Номер материала 24432
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓