Главная / Биология / Использование современных образовательных технологий на уроках биологии.(Из опыта работы)

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии.(Из опыта работы)

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии.

Никишина Л.В.

Современный учитель, если он всерьёз задумывается о реализации задачи доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге проблем своего предмета. Ведь качество образования – это понятие, аккумулирующее в себе все стороны образовательного процесса, начиная от реально существующих санитарно-гигиенических условий пребывания детей в образовательном учреждении, и заканчивая достижениями воспитанников в освоении образовательных программ.

Я работаю в школе 31 год. В 2010 г. Мне была присвоена высшая квалификационная категория.

Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.

Проблема выбора необходимого метода возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и новые (а может быть хорошо забытые) методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и учеником. Объяснительно-иллюстративный метод уже не годится. Так как самостоятельная деятельность учащихся ограничена, снижена мотивация и замечается некоторая пассивность детей, нет возможности нащупать творческую “жилку” ребёнка.

В своей педагогической практике я использую множество педагогических технологий, в том числе, и современные. Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Работая над проблемой интеграции образовательной области “биология” с другими образовательными областями, я пришла к выводу, что основные из них – это проектные, информационные, интеграционные, моделирующие.

Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и предметные области. Сразу отмечу, что я использую в своей работе не только интеграцию предметных областей, но и методических приёмов.

Особое значение имеет предметное содержание деятельности и подбор соответствующих ему способов и средств деятельности учителя и ученика. В классах учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями. Поэтому учителю важно найти мотивацию урока для каждого ученика. Как повысить интерес к уроку, предмету, данной теме? Задумываясь над этим вопросом, я предположила, что строить деятельностный компонент следует, прежде всего, на интегративной основе.

Межпредметные связи позволяют мне заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Но, используя интегрированный подход в обучении, полагаю, мне удалось показать интеграцию образовательной области “биология» с предметными областями, такими как физика, химия, биология, психология, история, экономика и другие.

Исследовательская работа является первым этапом настоящего исследования, объектом которого является образовательный процесс. Поэтому такая работа проводится учащимися ежегодно. И, я считаю, исследования прошли успешно, так как учащиеся с удовольствием слушают доклады на НПК школы и делают необходимые выводы.

Позволю себе остановиться на интеграции урока “биологии” с литературой. Убедилась на своих уроках, что это позволяет раскрыть огромный творческий потенциал учащихся. Кроме того, творчество и культура всегда благоприятно влияют на духовно-нравственное формирование и развитие личности. Воспитание патриотических чувств и любви к Родине является одной из главнейших воспитательных педагогических задач.

Не секрет, что, подготавливая урок, надо перелистать не одну страницу дополнительной литературы. Но, думаю, что мне удаётся решать эту задачу ради того, чтобы повысить мотивацию учащихся на уроках. А ещё считаю, что проблема интеграции предметных областей очень важна и потому, что дети получают развивающее обучение, когда начинают получать или самостоятельно искать информацию, сопоставляя факты из географии, химии, физики т.д.

Самостоятельная работа учащихся над разрешением поставленной проблемы, получение конкретного результата и его публичное представление – это уже характер проектной деятельности.

1 этап – организационный. Проводится подготовка к работе: учащимся старших классов на уроках информационных технологий предлагается разработать и представить презентацию на заданную тему.

2 этап – планирование. Определив задачи, учащиеся делятся на группы (дифференцированный подход в обучении), которые работают над своим проектом. Название проекта дети определяют самостоятельно. В ходе обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится аналитическая деятельность: что уже есть, а что надо доработать и как действовать. Создаётся банк предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке целей, корректирует работу, следит за действиями учащихся.

3 этап – исследование. Урок начинается с повторения изученного материала, после чего дети начинают работать с компьютером. Учитель корректирует.

4 этап – практическая деятельность. Учитель сообщает о задачах каждой группе, после чего дети начинают работать, соблюдая технологический процесс.

5 этап – презентация. Результаты работы представляются в виде письменной творческой работы.

6 этап – оценка результатов. Участники проекта делятся своими мнениями, отвечают на поставленные вопросы, дополняют ответы. Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объём использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчёта.

Считаю, что разработка подобных проектов – это путь к саморазвитию творческой личности через осознание собственных потребностей и реализацию в практической деятельности. А именно на этом акцентирует внимание компетентностный подход в обучении. Смею заметить, что в процессе творческой работы дети получают глубокое удовлетворение от сделанного, если работа ведётся по определённому плану, намечена последовательность различных этапов работы, ощущается видимый результат. Думаю, что при таком подходе определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность. Испытываю гордость, когда учащиеся проводят исследовательскую работу даже по, казалось бы, недоступным для их возрастной категории темам. Многие творческие проекты ребята защищают на НПК.

В поле моей педагогической деятельности и профессиональных интересов – инновационная работа в школе, а именно: применение информационных технологий на уроках биологии. В нашей школе уделяется огромное внимание процессу информатизации образования. Поэтому, компьютер – один из моих помощников на уроке. Компьютер – просто находка для подготовки к урокам. А потом такие занятия уже становятся привычными, а, самое главное, желанными и одними, из наиболее эффективных. Я полагаю, что применение информационных технологий позволяет мне реализовать одну из ключевых образовательных компетенций – информационную. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в предмете “биология”.

То есть при помощи реализации объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Кроме того, я убедилась, что намного облегчается работа, а это ведёт к экономии времени. Кроме того, прослеживается заинтересованность учащихся при работе с компьютером. А также дети получают тестовые задания для подготовки, к олимпиадам, к ЕГЭ.

Стараюсь широко использовать построение уроков на основе моделирующего обучения (игровые: квест-технологии (соревновательные элементы), а также технологии дифференцированного подхода в обучении (групповые формы учебной работы) и построение уроков на основе коммуникационных технологий (диалоговая и дискуссионная форма работы). Замечу, что очень важны уроки-конференции, когда предлагаются вниманию одноклассников самостоятельно подготовленные доклады детей. Думаю, что при такой форме проведения уроков достигается их развивающая цель, а именно – самостоятельность мышления, умение выступать перед аудиторией, отделение от главного второстепенного, ответственность за свою работу. А это отражает коммуникативная образовательная компетенция.

Могу сказать, что в своей педагогической практике стараюсь чаще проводить элементы уроков-исследований, где дети активизируют умственную деятельность, учатся выбирать суть, анализируют, делают выводы. Все выше перечисленные технологии являются самыми актуальными на уроках биологии.

К современным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Но, известный факт, что огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям.

За истекшие пять лет мною были отработаны игровая деятельность, квест-технология, групповое (в том числе групповое самостоятельное) обучение, коллективное самостоятельное, обучение, уровневая дифференциация.

В современных условиях сегодняшнего дня вопрос организации познавательной деятельности обучающихся на уроках, в том числе и на уроках биологии, не утратил своей актуальности, а приобрёл современный вид.

Школа должна не только помочь своим учащимся достичь формально высокого образовательного уровня, но, самое главное, обеспечить условия для их непрерывного образования и самообразования, то есть удовлетворять насущные потребности в знаниях. Следовательно, необходимо вносить соответствующие изменения и в реализуемое содержание образования, и в форму организации учебного процесса, и в применяемые педагогические технологии.

Я считаю, что нынешнему поколению школьников предстоит решать неотложные и сложные народнохозяйственные задачи, в том числе проблемы лёгкой промышленности, здравоохранения, продовольственные проблемы. Наличие в интеллектуальном багаже данных проектов, также как и исполнение технологических знаний, и, особенно, умений и навыков, просто необходимо. Именно такие знания расширяют наши представления. Способствуют применению полученных знаний в практической деятельности для преобразования и усовершенствования известного. Творческая личность двигает прогрессом, изобретая всё новые и новые технологии. А значит, есть возможность создавать новую технику, материалы, технические и биологические системы.



Использование современных образовательных технологий на уроках биологии.(Из опыта работы)
  • Биология
Описание:

Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.

В своей педагогической практике я использую множество педагогических технологий, в том числе, и современные. 

 Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и предметные области.Межпредметные связи позволяют мне заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками

В поле моей педагогической деятельности и профессиональных интересов – инновационная работа в школе, а именно: применение информационных технологий на уроках биологии.

Большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям.

Школа должна не только помочь своим учащимся достичь формально высокого образовательного уровня, но, самое главное, обеспечить условия для их непрерывного образования и самообразования, то есть удовлетворять насущные потребности в знаниях

Автор Никишина Любовь Васильевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1319
Номер материала 15986
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓