- 01.10.2020
- 641
- 5
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Использование современных образовательных технологий в специальной (коррекционной) школе – интернате 8 вида.
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе VIII вида:
1.технология разноуровневого обучения
2.коррекционно - развивающие технологии
3.технология проблемного обучения
4.метод проектов
5личностно-ориентированное обучение,
6.игровые технологии
7.информационно-коммуникационные технологии
8.нравственная технология
9.здоровьесберегающие технологии
Технология разноуровневого обучения.
Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов.Можно также применять и при изучении новой темы. Объясняю материал от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.
Технология проблемного обучения
На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Игровые технологии
В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.
Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
Информационные технологии на уроках в начальной школе я использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Технология нравственного воспитания
способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках стараюсь воспитывать правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения».
На своих уроках использую элементы здоровьесберегающих технологии, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
Я хочу остановиться на технологии личностно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов.
«Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».
Исходя из вышесказанного, я решила изучить данный вопрос и внедрить принципы этого обучения на практике.
Тема: Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов.
Задачи:
1.Изучить принципы личностно-ориентированного подхода в обучении;
2.Направить свои усилия на создание теоретических и методических основ личностно-ориентированного образования с использованием эффективных методов и приемов;
3.Создать условия для реализации личностно-ориентированного подхода.
Личностно ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. А правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.
Основная задача личностно - ориентированного обучения, считает И. С. Якиманская, состоит в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
Наиболее значимые принципы личностно- ориентированного обучения являются:
- использование субъектного опыта ребенка;
- предоставления свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору;
- реализация детского творчества;
- информационная база урока - развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя.
На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель - эксперт, консультант.
Основные принципы личностно ориентированного подхода:
- самоактуализации
- индивидуальности
- субъектности
- выбора
- творчества и успеха
- доверия и поддержки
Используемые методы:
- Диалога
- Игровые
- Рефлексивные
- Пед.поддержки
- Диагностические
Компоненты учебной деятельности:
1. Учебный интерес.
2. Целеполагание.
3. Учебные действия:
а) принятие учебной задачи;
б) преобразование учебной задачи;
в) планирование;
г) моделирование;
д) соотнесение результата с образцом;
е) контроль;
ж) оценка.
Формы учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы формирования учебной деятельности:
1. Иллюстративно-объяснительные.
2. Репродуктивные.
3. Исследовательские:
а) частично-поисковый;
б) поисковый;
в) проблемный.
Успешность учебного процесса зависит от того, насколько учитель сможет профессионально оказать компетентную помощь младшим школьникам в формировании основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация:
- происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень нравятся творческие работы, нарисовать, придумать, сочинить, выучить стих);
- используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью
Обучение в начальной школе уже носит личностно ориентированную направленность.
Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности. Цель личностно ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по моему мнению, суть личностно – ориентированного обучения.
Не секрет что в школу приходят ученики с разным потенциалом, с разным запасом знаний. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно , если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагаются задания, к которым он еще не готов, с которыми он еще не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справляясь с заданием, скучает. Хорошо если у ребенка есть возможность выбора заданий по своим силам. Для этого использую поуровневые задания. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью ложности. Задания составлены так, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями. Для достижения цели использую карточки.
При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня).
Целесообразность поуровневого обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.
- темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями учащегося
- происходит открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и ученика.
Учитель формирует проблему, ставит ее перед учащимися, предлагает высказать идеи для ее разрешения. При этом всегда учитель поощряет собственную точку зрения учащихся, оригинальный замысел, т.е. постоянное создание ситуации успеха.
- учителем ученику предоставляется возможность выбора работы
Очень важный компонент личностно-ориентированного обучения - развитие мотивации учебной деятельности. Мне, например, дети часто говорят, что им тогда всё понятно, когда интересно. Надо иметь в виду, что интерес это синоним учебной мотивации. Как его сформировать?
В своей практике я использую дидактические игры, которые помогают мне в формировании ряда умений и навыков, обеспечивающих включение детей в познавательную учебную деятельность. В игре «Минутка», например, дети учились быстро и аккуратно готовить своё рабочее место к уроку. Мудрая Сова ежедневно напоминает ребятам: «Внимание! Проверь дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?». Элемент соревнования - «Чей ряд быстрее выполнит задание Мудрой Совы?» - активизирует детей, они стараются за более короткий срок подготовиться к уроку. Подобная игра проводится и в конце урока: «Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно по порядку: книги, ручку и тетрадки?».
Как и многие учителя, использую для приветствия стишки, направленные на самоорганизацию детей и эмоциональный настрой, повторяемые хором:
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!
Для подготовки детей к письму использую стихи-правила:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Организационный момент стараюсь проводить в нетрадиционной форме. Помогают в этом девизы и высказывания. Необходимо обязательно побеседовать с детьми о том, как они понимают эти слова, какой вкладывают в них смысл. Например:
- «Математика - царица наук!». Почему, ребята, так говорят? Математика – наука трудная. Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями? Молодцы! Тогда за работу!
- Улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Она позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Вижу, что настроение у вас радостное, деловое! Тогда начнем работать!
При личностно-ориентированном подходе к обучению очень важен целевой компонент. На своих уроках я стараюсь организовать работу таким образом, чтобы дети сами формулировали тему урока и цели учения.
Не давать тему урока в готовом виде, а подвести к ней через неожиданное открытие, разгадывание кроссворда.
Следующий компонент ЛОО - использование наглядности на уроках.
Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. Возрастные и психологические особенности младших школьников указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса. Именно положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Все поощрения классифицируются по средствам выражения. Мимические и пантомимические: аплодисменты товарищей, улыбка и ласковый взгляд учителя, пожатие руки.
Словесные: «Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо поработали» (В течение урока учитель называет имена, наиболее активных детей).
Материализованные: различные наклейки, медальки за активный труд на уроке и т. п.; благодарность в дневнике, лучшая обложка на тетрадь, мини-открытки со словами «Спасибо за труд, у тебя всё получится, будь внимателен, всё получится».
Деятельностные: познавательная игра («Найди закономерность и продолжи», «Расшифруй слово», « Раскрась») и более сложные задания.
Меня заинтересовал опыт учителей, использующих прием «движение по ступени». Освоил одну ступень - поднимайся выше иди дальше. В кабинете для работы на стенд можно поместить плакат такого содержания:
КОНТРОЛЬ
ПРИМЕНЕНИЕ
ЗАЧЕМ?
КАК?
ЧТО?
На первом уроке мы намечаем вопросы, на которые нужно ответить в течение занятий, отведенных на изучение темы. Вопросы формулируем в соответствии со ступеньками. Например:
Что называют задачей?
Как решать задачи?
Зачем надо уметь решать задачи?
Где применяются задачи?
Как мы усвоили тему?
Постепенно, отвечая на поставленные вопросы, двигаясь по ступенькам вверх, дети постигают истину. Таким образом, происходит осознанное восприятие материала, что очень важно при изучении предмета.
При личностно-ориентированном подходе к обучению очень важен отказ учителя от деления детей на «сильных» и «слабых». Учителя должны работать под девизом: “Нет сильных и слабых учеников. Есть ученики, заинтересованные в работе и незаинтересованные”.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса можно добиться умелой организацией групповой работы. Группы формируются разноуровневые, так как организую работу по принципу: сильный помогает слабому. У сильного ученика появляется возможность закрепить свои знания, помогая слабому ученику, а слабый ученик не боится спросить у товарища. Оценивается работа всей группы в целом, а затем и работа всего класса.
При использовании на уроках дифференцированных заданий, карточки раскрашиваются в разные цвета по уровням сложности. Дети сами выбирают свой уровень в зависимости от того, как усвоили тему. При этом мы решили, что самые простые задания будут обозначены яркими цветами. А яркие цвета снимают эмоциональное напряжение у слабых учеников. Таким образом, ребёнок быстро находит посильное для него задание. Нельзя не упомянуть очень важной составляющей личностно-ориентированного обучения – контролирующей и оценочной деятельности ученика. Оценку деятельности обучающихся на уроке надо проводить не только по конечному результату (правильно - не правильно), но и по процессу его достижения. Для того, чтобы ребенок не замкнулся в себе, не потерял интерес к поиску истины, общение строится таким образом, чтобы дать ребенку понять, что в процессе совместного обсуждения, споров и разногласий — всегда найдется правильное решение, что учитель готов выслушать любое мнение ребёнка «правильное» или «неправильное», и обязательно положительно оценить любую мыслительную деятельность своего ученика.
При проверке работ я не исправляю ошибки, а только отмечаю пример или слово, в котором она была допущена. При таком подходе ученику необходимо найти ошибку и, соответственно, исправить её. Это очень хорошо развивает контролирующую деятельность самого школьника.
На своих уроках с детьми использую:
1. Разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка.
2. Создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
3. Стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
4. Использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
5. Поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные.
6. Создаю ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создаю обстановку для естественного самовыражения ученика.
Основы организации личностно-ориентированного урока.
Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. На уроках чтения и развития речи я веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. . Все детские версии я обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.
При актуализации знаний на уроке я использую игру «Ты – мне, я – тебе». Суть этой игры в том, что дети задают друг другу вопросы по содержанию произведения, работая в парах или группах. Вопросы ученики могут брать из учебника или придумывать сами. Приветствуется и то и другое, так как, на мой взгляд, выбирая из имеющихся вопросов, или придумывая их, дети проявляют самостоятельность в рамках своего индивидуального развития и, в любом случае, анализируют содержание материала, продумывая варианты ответа. Кроме того, избежать неверных суждений помогают диалоги по содержанию произведения на предшествующих уроках. Плюс этой игры еще в том, что дети чувствуют себя более раскрепощено, работая друг с другом, чем если такая же работа происходит с участием учителя.
Нравится моим ученикам, и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению
На уроках письма и развития речи также предусмотрено множество возможностей для реализации личностно ориентированного подхода к обучению младших школьников. Существенную помощь в усвоении учебного материала оказывают памятки. Система работы по их введению и использованию предусмотрена опорой на индивидуальные различия детей. «Как правильно списывать?», «Как писать без ошибок?» - эти и другие вопросы задают себе дети в процессе обучения и находят ответы на них в подробных и доступных памятках. Ссылки на них используются регулярно для того, чтобы приучить ребенка оценивать свои возможности и самому решать: нужно ему такое напоминание или нет. Как правило, дети с более высокой самооценкой и развитым мышлением быстрее запоминают порядок действий для решения той или иной орфографической задачи и не прибегают к помощи памятки. Некоторые дети, которые по своей природе неуверенны в своих силах, или же имеют пробелы в знаниях, обращаются к памятке для самопроверки. А другая часть детей, пользуется памятками наиболее часто, так как особенности их памяти, мышления не позволяют добиться желаемого результата так быстро, как другим учащимся и им требуется гораздо больше времени, чтобы освоить правильный способ действия. Обращение к памяткам позволяет избежать ошибок, а значит, способствует повышению самооценки, получению удовлетворения от проделанной работы, заинтересованности учением.
На уроках математики я веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку осуществляю, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим матер
6 655 248 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Бусыгина Жанна Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.