Использование современных
инновационных технологий в обучении изобразительному искусству и МХК
Учитель ИЗО и МХК Петренко М.К.
"Детская
природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным
ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с
картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете
ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же
ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс,
от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не надо искать),
начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно".
К.Д. Ушинский
Изобразительное искусство - сложный
предмет, который содержит в себе знания о композиции, о пропорциях, о
перспективе и т.д. Задача современной школы - формировать способность
действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного
общества. Моя педагогическая деятельность направлена на формирования
устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным
традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной,
эмоциональной сферы и творческого потенциала. Свою задачу, как учитель, я вижу
в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, приобщать их к
общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а
также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого
восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему.
В обучении изобразительному искусству и МХК использую системно-деятельностный
метод. Эти уроки способствуют формированию метапредметных знаний. Большое
внимание уделяю формированию и совершенствованию универсальных учебных действий,
направленных на достижение высоких личностных образовательных результатов
учащимися, на своих уроках применяю различные формы обучения: деловые игры,
уроки обобщения, уроки-путешествия, уроки индивидуальной и коллективной
творческой деятельности учащихся, беседы, экскурсии.
В связи с модернизацией
российского образования одной из главных задач является обеспечение
современного качества образования, где сохраняется его базовая основа, но, которая
должна соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности,
общества и государства. В педагогике понятие «компетентности» рассматривают как
опыт различной деятельности, результатом которой становятся умения, способности
и личностные ориентиры учащихся. Сформировать комплекс компетентностей
позволяют современные педагогические технологии, которые приходят на смену
традиционным методам. Особо актуальными новые педагогические технологии
становятся на уроках МХК и ИЗО, где у учащиеся формируется целый комплекс
компетентностей: интеллектуальной, коммуникационной, информационной,
общекультурной.
Что такое инновация в образовании? Инновационные процессы в
сегодняшнем образовании не являются чем-то модным и придуманным. Под
инновациями мы понимаем внедрение в учебный процесс новых современных
методик, разработок, программ: здоровье сберегающие, информационные,
личностно-ориентированные и многие другие, которые позволяют повысить качество
знаний школьников.
Педагогическая
инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической
практики, повышение качества обучения. Для решения этих задач на уроках в
школе применяю многочисленные инновационные технологии:
- обучение в сотрудничестве (обучение в сотрудничестве – это совместное (поделенное,
распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают
вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания);
- дифференцированное обучение (цель дифференцированного
обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных
особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть
индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои
силы, обеспечить его максимальное развитие.);
·
технологии личностно-ориентированного обучения
(личностно-ориентированное обучение — это такое
обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность,
самоценность.);
·
игровые технологии;
·
активные методы обучения (методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить
обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение
развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его
индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает
развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних
противоречий изучаемых моделей;
·
технология интегрированного обучения (интегрированное
обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким
использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков:урок-лекция;урок-путешествие;урок-экспедиция;урок-исследование;урок-инсценировка;учебная
конференция; урок-экскурсия; мультимедиа- урок; проблемный урок.
·
метод учебного проекта (учебный творческий
проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный
или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или
объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.);
·
разноуровневое обучение (разноуровневое обучение — это педагогическая
технология организации
учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность
одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам
школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в
зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося);
·
проблемное обучение (обучение, при котором учитель, опираясь на знание
закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами
ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей
учеников в процессе обучения:1) объяснительный метод
– состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов
данной науки, их описание и объяснение;2) репродуктивный метод –
применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений
и навыков, для заучивания учебного материала и т. д.;3) практический
метод – является сочетанием приемов обработки навыков практических действий по
изготовлению предметов, их обработки с целью совершенствования, предполагает
деятельность, связанную с техническим моделированием и
конструированием;4) частично-поисковый метод – является сочетанием
восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой
деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех
этапов познавательного процесса;5) исследовательский метод – представляет
умственные действия по формулировке проблемы и нахождения путей ее решения.);
·
технология развивающего обучения (В системе Л. В. Занкова урок имеет гибкую
структуру, включающую дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному
искусству, дидактические игры, интенсивную самостоятельную деятельность
учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки,
классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.
Система направлена на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать
практически. Развивающее обучение в системе Эльконина-Давыдова должно
формировать у школьников теоретическое мышление, то есть должно быть
ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и
причинно-следственных связей между ними.
В данном случае ученик усваивает не столько знания вообще, а
учится учиться во процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления, аналитических
способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания от
абстрактного к конкретному.);
·
информационные технологии обучения.
Немного подробнее об
информационных технологиях обучения.
В первую очередь,
методические инновации в современном образовании связаны с внедрением в
педагогику информационных компьютерных технологий. В
соответствии с Законом РФ "Об образовании и требованиями к системе
образования", возникает острая необходимость в новых подходах к
преподаванию изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Это во
многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций,
фольклора, музыки в рамках регионального компонента. ИКТ
являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения,
повышающих качество образования. Создание мультимедийных уроков развивает
познавательную активность и творческий потенциал учащихся, повышает статус
предмета. Преимущества использования компьютерных технологий на уроках
изобразительного искусства очевидны:
·
возможность обеспечить визуальное восприятие информации;
·
обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
·
иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает
возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного
произведения;
·
обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего
времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно
выполнять задание;
·
применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить
учебный процесс и заинтересовать детей.
Современный ученик –
это постоянный пользователь персонального компьютера. К сожалению, подобного
рода увлечения не редко пагубно влияют на образ жизни учащегося: его
успеваемость в школе, социальную адаптацию. Задача педагогов и родителей
грамотно дозировать использование ребенком ПК, потому как исключить это
невозможно, да и не нужно. Появилась возможность
совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы,
видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как уроки изобразительного
искусства построены на зрительном ряде, использование возможностей
мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где
используется наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли
художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые порой
детям не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не может заменить
учителя, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала
воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную
творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.
В результате можно
определить формы применения компьютера на уроках изобразительного искусства и
МХК:
·
как источник информации и новых знаний;
·
поддержка целей и задач урока, поставленных учителем;
·
организация проектной деятельности учащихся.
В зависимости от типологии урока используются различные фильмы-
презентации, слайд-фильмы или тестовые задания.
Фильм-презентация -
может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже.
Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями учителя. При этом
предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы, делать
пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.
Мультимедийная
презентация - один из эффективных методов организации обучения на уроках,
мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной
системы.
Слайд-фильм -
используется на всех уроках, его можно включать в любой этап урока. При
просмотре слайд-фильма учащиеся включаются в работу, как правило, сразу.
Идеально подходит на уроках поэтапного рисования или тестовых заданий.
Компьютер также может
использовать и сам учащийся в качестве выполнения домашнего задания. Тем самым
показывая высокий уровень самостоятельности - творческий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.