Главная / Русский язык и литература / Использование синквейна как элемента развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

Использование синквейна как элемента развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

Использование синквейна как элемента развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

Маликова Инзиля Ангамовна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание литературы

Главной задачей школьного литературного образования является развитие личности ребенка, способной чувствовать красоту, переживать, видеть мир в его единстве. Испокон века считается, что учитель должен объяснить, а ученики – понять, выучить и ответить. Методика же развивающего обучения направлена как раз на активизацию процесса обучения как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Но, в первую очередь, активизация обучения может быть осуществлена только при условии активной творческой деятельности именно учителя. Чтобы научить детей размышлять, анализировать, сопоставлять, делать большие или маленькие открытия, учитель сам должен быть творческим человеком, изобретать новые формы и методы работы на уроке, быть увлеченным своим предметом и любящим его.

Каким образом на уроках можно применять технологию развивающего обучения? Таких путей несколько: нетрадиционные по форме и тематике уроки, использование на уроках межпредметных связей ( интегрированные уроки), работа на уроке с нестандартными (проблемными) ситуациями, вопросами и заданиями. Особое внимание хотелось бы уделить такой форме работы, как составление синквейна.

Безусловно, многие учителя знакомы с синквейном и используют его в своей работе.

Однако очень часто синквейн используется только в среднем звене как некая полуигровая форма работы по развитию речи. Даже в методической литературе дидактический синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Но в то же время нельзя не согласиться с тем, что синквейн формирует способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Он требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. В связи с этим в своей педагогической деятельности я использую систему работы с синквейном на уроках литературы и русского языка.

Немаловажную роль в методике развивающего обучения зачастую играют и отдельные, нестандартные, фрагменты уроков. Некоторые фрагменты из них я хочу сейчас привести как примеры.

Использование технологических методов развития критического мышления на уроках литературы

Синквейн
Это один из видов технологии развития критического мышления. Он может быть использован на разных стадиях урока: на стадии вызова – сжатое обобщение актуализации опорных знаний; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала. Внешняя форма синквейна проста:

находится в тексте ключевое слово, оно будет заглавием.
Вторая строчка – придумываются два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
Третья строчка – три глагола, характеризующих ключевое слово.
Четвёртая строчка – предложение из четырёх слов (служебные части речи не считаются).
Пятая строчка – вывод словом или словосочетанием.
Привожу примеры.
Урок по теме : «Комедия «Горе от ума». Молодое поколение в комедии». 9 класс.
На «стадии вызова» можно поиграть в игру «Да – нет». (Это тоже инновационный метод в обучении).
Учитель:
Отгадайте ключевое слово темы нашего урока. (Слово «молодёжь»).
Описание игры «Да – нет».
Учащимся разрешаю задать всего 12 вопросов, если они не отгадали, то проиграли мне. Никто из них не получит в награду дополнительный балл к оценке за урок. Ученику, первому нашедшему правильный ответ, к оценке за урок добавляется один балл. Если оценка за урок у данного ученика была высокой и не требовалось её повышения, то «премированный» балл может быть использован на следующем уроке.
Эта игра активизирует учебный процесс, помогает позитивной настроенности на обучение. Вопросы должны учащимися составляться так, чтобы на них можно было ответить одним словом: или «да», или «нет». Например:
1. Это слово упоминается в комедии Грибоедова? (нет)
2. Это слово обозначает понятие? (да)
3. Это понятие литературоведческое? (нет)
4. Это понятие, относящееся к обществу?
5. и так далее…

Ключевое слово найдено – молодёжь.
Учитель:
-Чацкий в комедии Грибоедова является представителем прогрессивной молодёжи. Какой должна быть молодёжь, по мнению писателя? (Предлагаются варианты прилагательных для синквейна, выбираются два более точных).
-Что делает молодёжь? (Строим следующую строку синквейна, придумываем три глагола).
Оформляем главную мысль о молодёжи в предложение.
Последняя строчка – вывод из всего сказанного.
Получаем вариант синквейна:

Молодёжь
Прогрессивная, активная.
Стремится, борется, побеждает.
Вносит обновления в жизнь общества.
Надежда на свершения.

Синквейн на эту же тему в конце урока, на стадии рефлексии, будет совсем иным. Учащиеся, изучив тему «Молодое поколение в комедии Грибоедова», познакомятся с антиподом Чацкому – Молчалиным, ограниченным Скалозубом, заблуждающейся Софьей, расчётливой служанкой Лизой, поймут, что эти представители молодёжи не оправдывают надежды писателя на скорые перемены в развитии общества.
Вывод может выглядеть так:

Молодёжь.
Прогрессивная, консервативная.
Борется, заблуждается, угождает.
Не вселяет надежды на лучшее будущее.
Застой в развитии.

Дополнительный материал. Примеры синквейна.

Учитель.
Добрый, справедливый.
Любит, верит, надеется.
Влечёт в безбрежный океан знаний.
Компас в океане.

Ученики.
Задорные, интересные.
Радуют, огорчают, учат.
Бодрят силы учителя оптимизмом.
Источник молодости.

Школа.
Вечная, незабываемая.
Бурлит, выпускает, принимает.
Из родника берут начало реки.
Родник детства.

Это замечательное средство для развития творческих способностей учащихся в любом классе и на уроках литературы, и на уроках русского языка.
Синквейн - это стихотворение из 5 строк.


1 строка - одно слово, обозначающее предмет, о котором идет речь.


2 строка - два слова, обозначающие признаки или свойства предмета.


3 строка - три слова, обозначающие действия этого предмета.


4 строка - фраза из 4х слов, выражающая личные отношения автора синквейна к предмету.


5 строка - одно слово, характеризующее суть предмета.

Снег. Русь.
Пушистый, искрящийся. Очаровывающая, уходящая.
Летит, искрится, падает. Завораживает, пленяет, меняется.
Я любуюсь его красотой. Прошлое достойно нашей памяти.
Чудо. Родина.



Синквейны, составленные учащимися ( при анализе стихотворения Пастернака «Февраль»)

Февраль.
Теплый, яркий,
Радует, приближает.
Настроение весеннее.
Пробуждение.

Февраль.
Холодный, ветреный,
Свистит, радует, предвещает.
Уходит Зима.
Весна.

Ливень,
Мокрый, холодный, прозрачный,
Хлещет, освежает, творит.
Начало весны.
О, преображение!

Ливень,
Сильный, могучий,
Льет, пугает, разрушает.
Бежать некуда.
Природа.

Слякоть
Скользкая, холодная, грязная,
Скользим, держимся, падаем,
Притяжение,
Холодно и мерзко.

Чернила.
Черные, жгучие,
Пишут, рисуют, марают.
Без них нет смысла.
Творчество.

Слезы,
Печальные, грустные, радостные,
Унижают, страдают, радуют.
Заставляют людей плакать.
Душа.

Слезы.
Горькие, жидкие.
Плачем, проливаем, кричим.
Душа.
Слабость.

Слезы,
Кристальные, прозрачные, соленые,
Просим, отворачиваемся,
Плохо мне.
Спокойствие.

Слезы
Грустные, радостные,
Текут, страдаем, полегчает,
Говорят правду.
Заставляют жить.

Грачи
Черные, страшные,
Летают, каркают, печалят.
Предвещают дождь.
Птицы.

Грусть
Грустная, печальная.
Замыкаемся, тоскуем, грустим.
Признак печали,
Уныние.



Синквейн на уроке русского языка.

( Тема: « Повторение. Синтаксис и пунктуация»9 класс)

Творческая разминка:

- Мы напряжённо трудились на уроке. Предлагаю переключиться и сделать творческую разминку. Раздаю вам на карточке правила написания синквейна, т.е. пятистишия по теме урока. Работаем в паре. Придумайте по заданному плану синквейн по теме урока и запишите его цветным мелом на доске.

Включается музыка.

Ученики записывают и зачитывают синквейн.

Пример синквейна:

Знаки препинания!

Сложные и необходимые.

Различают, разделяют, выделяют.

Пунктуация и синтаксис всегда рядом.

Пунктограммы!

На уроках литературы часто встречаются контрастные мотивы, образы. И акцентировать внимание учащихся на богатстве смысловой антитезы помогает даймонд.

Даймонд. Он состоит из 7 строк:

1 и 7 – имена существительные, выражающие противоположные понятия;

2 и 6 – по два прилагательных, раскрывающих признаки существительных,

3 и 5 – по три глагола или деепричастия;

4 - состоит из четырех слов: первые два характеризуют существительное 1 строки, вторые два характеризуют существительное 7 строки.

Вот, например, какой даймонд составили на уроке по повести И.С.Тургенева «Ася»:

Свидание

Долгожданное, радостное

Зовет, охватывает и поглощает.

Радость жизни разрушает малодушие.

Огорчает, пугает и губит

Грустное, опустошающее

Расставание.

В процессе обсуждения синквейнов ребята делают верные выводы по предложенным вопросам, кратко их формулируют, дают развернутые ответы с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна. Синквейн позволяет вспомнить самые существенные детали, образы, фразы, по-новому взглянуть на изученное ранее произведение, подготовить учащихся к целостному анализу нравственных вопросов, рассматриваемых русской литературой.





Использование синквейна как элемента развивающего обучения на уроках русского языка и литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

      Главной задачей школьного литературного образования является развитие личности ребенка, способной чувствовать красоту, переживать, видеть мир в его единстве.Испокон века считается, что учитель должен объяснить, а ученики – понять, выучить и ответить. Методика же развивающего обучения направлена как раз на активизацию процесса обучения как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Но, в первую очередь, активизация обучения может быть осуществлена только при условии активной творческой деятельности именно учителя. Чтобы научить детей размышлять, анализировать, сопоставлять, делать большие или маленькие открытия, учитель сам должен быть творческим человеком, изобретать новые формы и методы работы на уроке, быть увлеченным своим предметом и любящим его.

Каким образом на уроках можно применять технологию развивающего обучения? Таких путей несколько: нетрадиционные по форме и тематике уроки, использование на уроках межпредметных связей ( интегрированные уроки), работа на уроке с нестандартными (проблемными) ситуациями, вопросами и заданиями. Особое внимание хотелось бы уделить такой форме работы, как составление синквейна.

 

Безусловно, многие  учителя знакомы с синквейном и используют его в своей работе.

Автор Маликова Инзиля Ангамовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1408
Номер материала 53369
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓