Главная / Начальные классы / «Использование результатов внешней оценки учебных достижений выпускников начальной школы в деятельности учителя общеобразовательной организации»

«Использование результатов внешней оценки учебных достижений выпускников начальной школы в деятельности учителя общеобразовательной организации»




Автономное образовательное учреждение Вологодской области

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Вологодский институт развития образования»



Зачетная работа слушателя

дополнительной профессиональной

образовательной программы повышения квалификации





«Использование результатов внешней оценки учебных достижений выпускников начальной школы в деятельности учителя общеобразовательной организации»







Работу выполнила:

Салова Надежда Алексеевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа №2 г.Грязовца»

Стаж в должности учителя- 28 лет;

Направление – педагог по программе формирования УУД начальной школы




Вологда

2014

Аналитическая справка результатов работы по программе формирования УУД начальной школы учащихся 4-го класса МБОУ «Средняя школа №2 г.Грязовца» в 2014 году

Цель: продемонстрировать результаты освоения технологии использования результатов внешней оценки учебных достижений выпускников начальной школы в деятельности учителя.

Задачи:

  1. Составить характеристику результатов внешней оценки в текстовом и графическом вариантах.

  2. Провести анализ результатов работы по русскому языку учащихся 4-го класса; выявить по итогам анализа возможные причины низких результатов и факторы, способствовавшие достижению высоких результатов.

  3. Разработать рекомендации по устранению причин низких результатов и распространению опыта работы по достижению высоких результатов.

Структура и содержание зачетной работы

  1. Титульный лист

  2. Введение

  3. Основная часть

  4. Рекомендации по итогам анализа

  5. Заключение

  6. Список литературы (использованных источников (ресурсов))


Введение

Цели внешней оценки мониторинга: оценка системы образования мониторинг выпускника начальной школы

Ключевые вопросы внешней оценки (мониторинга): степень овладения выпускниками начальной школы сформированности УУД у обучающихся 4 класса


Цели диагностической работы по программе формирования УУД начальной школы : проверка и оценка уровня сформированности УУД обучающимися начальной школы (4 класс)при решении разнообразных задач учебного и практического характера

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по программе формирования УУД начальной школы .


Характеристика участников внешней оценки


Школа : МБОУ ГМР ВО «Средняя школа №2 г. Грязовца»,городская , средняя.

Реализует следующие программы:

-основная образовательная программа НОО, основная образовательная программа ООО,среднего общего образования, среднего профильного обучения (2 группы-социально-гуманитарная и физико-математическая).

Пилотная (5 класс –ФГОС ООО)


Статус класса: непилотный класс, общеобразовательный

Количество учащихся: 23 человек, из них 12 мальчиков и 11девочек

Уровень успеваемости: 100 %

Группы здоровья: 3 обучающихся имеют 1 группу здоровья, 16 человек- 2 группу здоровья,3 человека-3 группу, 1 человек-подготовительную.

Уровень готовности учащихся к обучению в 5 классе: базовый -13 человек; повышенный – 10 человек.

hello_html_m43442a45.png





УМК: Перспективная начальная школа

Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Н.Г.Агаркова, Т.А.Байкова,А.Л.Чекин,О.Н.Федотова,Г.В.Трафимова, Л.Г.Кудрова





Характеристика учителя, работавшего в классе

Образование: высшее

Квалификационная категория: высшая

Общий педагогический стаж: 40 лет

Стаж работы по УМК «Перспективная начальная школа»: 4 года

Возраст учителя: 59 лет

Информация о повышении квалификации: По накопительной системе прошла обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии реализации» в объеме 72 часов.

Объекты оценки: проверка знаний выпускников начальной школы по

Универсальным учебным действиям

Объекты оценки: проверка и оценка уровня сформированности УУД обучающимися начальной школы по трём группам:


1 группа умений включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и ориентацию в тексте. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий данной группы, можно выделить следующие: определение основной идеи текста, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, о чем говорится в тексте, понимание основной идеи).



2 группа умений включает в себя работу с текстом: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий, можно выделить следующие: анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.

3 группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний..


Описание инструментария

На выполнение работы было отведено 40 минут, включая инструктаж детей. Диагностическая работа «Метапредметные результаты» состояла из 4 вариантов. 1 вариант-17 заданий, 2 вариант-16 заданий,3 вариант-17 заданий, 4 вариант-20 заданий.


Цель итоговой работы определила её структуру и уровень сложности заданий. Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, а второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки.


Итоговая работа направлена на выявление у учащихся 4 класса одного из основных метапредметных результатов обучения – сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая и учебные; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.


Под метапредметными результатами разработчиками новых образовательных стандартов понимаются способы действий, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.


Варианты предлагаемой итоговой работы включают информационные тексты, содержание которых базируются на исторических, обществоведческих и естественнонаучных фактах. Данные содержательные области в целом охватывают возможности формирования метапредметных результатов, создаваемые различными школьными предметами.




Краткая характеристика организационной схемы проведения внешней оценки, особенности ее проведения


Работы учащихся проверялись и оценивались учителями начальной школы. Проверка работ осуществлялась в соответствии со специально разработанным документом «Рекомендации по оценке выполнения заданий итоговой работы для учащихся 4 классов Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. Задания с выбором нескольких правильных ответов из ряда предложенных оцениваются 1 или 0 баллов. За задания с кратким или развернутым ответами можно получить от 2 до 0 баллов, разница в оценивании зависит от полноты и точности выполнения задания.

Часть ответов учащихся непосредственно вводилась в электронную форму и не нуждалась в проверке (например, задания с выбором ответа или с кратким ответом в виде числа). Часть ответов была оценена до введения в электронную форму.


Баллы за выполнение заданий, которые проверялись учителями, выставлялись в работы учащихся, в специальные клеточки на полях около задания. Если ответ на задание отсутствовал, то в клеточку (а затем и в электронные формы) выставляется латинская буква «N».


После проведения и оценки работ учащихся осуществлялся ввод данных в электронную форму для ввода и обработки результатов.

Независимые представители при проведении работы не присутствовали.



Распределение заданий по основным разделам

Задания по группам умений

Число заданий в демонстрационном варианте

1вариант

2вариант

3вариант

4 вариант

Общее понимание текста, ориентация в тексте

6

6

7

7

Глубокое и детальное понимание содержание и формы текста


8

6

7

9

Использование информации из текста для различных целей

3

4

3

4

Итого:

17

16

17

20






























hello_html_7f670e40.png




Основная часть аналитической справки

Анализ и представление результатов

  1. Анализ основных показателей результативности:

Успешность выполнения работы


hello_html_m2a3c3265.png



Вывод: Средний % от максимального балла за всю работу в 4 классе МБОУ «Средняя школа №2 г.Грязовца» высокий, выше, чем в регионе на 9% и во всех регионах на 5 %.


Успешность выполнения работы по группам умений


hello_html_m75fa91a8.png


Вывод:Средний % от максимального балла по 1 группе умений в 4 классе МБОУ «Средняя школа №2 г.Грязовца» высокий, выше, чем в регионе на 10% и во всех регионах на 6 %.




hello_html_54a7afb6.png


Вывод:Средний % от максимального балла по 2 группе умений в 4 классе МБОУ «Средняя школа №2 г.Грязовца» высокий, выше, чем в регионе на 8% и во всех регионах на 3 %.




hello_html_3af7fca4.png


Вывод: Средний % от максимального балла по 3 группе умений в 4 классе МБОУ «Средняя школа №2 г.Грязовца» высокий, выше, чем в регионе на 11% и во всех регионах на 8 %.


















Выполнение базового и повышенного уровня (% учащихся)


hello_html_m4b972793.png






Выполнение базового уровня


hello_html_262b8215.png


.

Вывод: С базовым уровнем класс школы справился лучше, чем регион и все регионы в целом на 21-16 %. соответственно, а с повышенным на 17-7%соответственно.

Выполнение повышенного уровня



hello_html_m37fadfb8.png




Вывод: С повышенным уровнем класс школы справился лучше, чем регион и все регионы в целом на 17 - 7 %.













Уровень индивидуальных достижений учащихся класса по результатам мониторинга «Межпредметные результаты»



hello_html_4c5915e8.png





Уровень достижения выполнения итоговой работы « метапредметные результаты» %


hello_html_m69ad74f0.png



hello_html_m704a254e.png

Вывод: С базовым уровнем класс школы справился лучше, чем регион и все регионы в целом на 4-9%. соответственно, а с повышенным на 17-7%соответственно.



hello_html_553f9e39.png










Проблемные зоны и сильные позиции

Наименование раздела (темы)

Описание группы умений

Проверяемое умение

Типология заданий (пример задания)

Результат выполнения задания (%)*

Сильные позиции


Общее понимание текста, ориентация в тексте.











Общее понимание текста, ориентация в тексте.


















































Общее понимание текста, ориентация в тексте.



Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста


















Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

























Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста




Общее понимание текста, ориентация в тексте.













Общее понимание текста, ориентация в тексте.




















































Общее понимание текста, ориентация в тексте.





Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста




















Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста



























Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста









Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста











































Использование информации из текста для различных целей




















Использование информации из текста для различных целей











Использование информации из текста для различных целей




Умение находить информацию в тексте














Определять цель написания текста





















































Объяснять образные выражения, использованные в тексте




Находить вывод на основе фактов, изложенных в тексте





















Определять по содержанию текста значение незнакомых слов.



























Обосновывать вывод автора,на основе анализа текста и фотографий









Соотносить во времени годы жизни известных граждан России с годами жизни героя текста.










































Использовать информацию из текста для решения учебно- познавательной задачи
















Использовать информацию из текста для объяснения предложенной ситуации, представленной в виде рисунка.






Использовать информацию из текста для решения учебно- практической задачи


Вариант 1

Задание 3 (задание базового уровня сложности)

Какие награды получил Владимир Даль? Выпиши из текста названия двух любых его наград.

Вариант 1

Задание 12

Каким псевдонимом подписывал В.Даль свои сочинения.

Вариант 2.

Задание1.

Ты прочитал текст №1.»Удивительные животные». С какой целью автор написал этот текст? Обведи номер выбранного ответа?

1)убедить читателя, что слоны добрые и послушные животные

2)рассказать о разных видах слонов и их повадках

3)перечислить удивительные свойства африканских слонов

4)привлечь внимание к проблеме охраны слонов

Задание 2.

Как ведут себя слоны, если один из них попал в яму? Обведи номер выбранного ответа.

1)бережно поддерживают упавшего слона с боков

2)уходят подальше от опасного места,чтобы не провалиться в яму

3)Забрасывают яму,чтобы упавший слон мог выбраться

4)протягивают свои хоботы и сообща вытаскивают товарища

Задание 3.

Какие из перечисленных ниже продуктов слоны не станут употреблять в пищу? Обведи номер выбранного ответа.

1)бананы и яблоки

2)белый хлеб и сухари

3)куриные котлеты

4)шоколадные конфеты

Вариант 4.

Задание 10.

Подчеркни предложение в тексте, в котором говорится о том, что изучают этнографы?


Вариант3.

Задание 7.

Как назывались рабочие, которые во времена Кулибина тащили по реке суда?


Вариант 1

Задание 8.

Почему основной материал для своего словаря В.Даль собрал во время войны?Обведи номер выбранного ответа.

1)В армии он мог услышать речь русских людей из разных мест.

2)Командование выделило для перевозки записок верблюда.

3)После боёв у него было время для записи в тетради новых слов.

4)На войне у него была возможность объездить разные страны.



Вариант 3

Задание 5.

В тексте тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста волне понятно.

Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца,обозначенное цифрой. На линеечке рядом с буквой напиши соответствующую цифру

СЛОВО

А) жернова

Б)самоучка

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

1)каменные круги для перемалывания зёрен

2)заводские машины

3)человек , сам обучающий других

4)человек, научившийся всему сам


Вариант 4

Задание 3

Стив Блюм написал, что животные ведут себя подобно людям. Рассмотри приведённые фотографии из его книги и напиши, почему он сделал такой вывод.




Вариант 1

Задание 14.

В таблице приведены имена известных граждан России и годы их жизни. С кем из этих людей мог встреться В.Даль? Обведи соответствующую цифру в таблице.


Известные граждане России

Годы жизни

1.

Пётр 1

1672-1725

2.

М.И.кутузов

1745-1813

3.

Кузьма Минин

1570-1616

4.

С.А.Есение

1895-1925




Вариант 3.

Задание14.

В таблице приводятся имена известных граждан России и годы их жизни. С кем из этих людей мог встретиться И.Кулибин? Обведи соответствующую цифру в таблице.



Известные граждане России

Годы жизни

1.

Пётр 1

1672-1725

2.

К.Э.Циолковский

1857-1935

3.

А.С.Пушкин

1799-1837

4.

Дмитрий Пожарский

1578-1642


Вариант 3.

Задание 17.

В нижнем Новгороде ежегодно проводится конференция имени Ивана Кулибина, где делают доклады о том, как защитить права авторов на их изобретения, чтобы их идеи не присваивали другие.

Почему вопросы защиты прав автора на изобретения обсуждаются на конференции, которая носит имя Ивана Кулибина?

Вариант 1.

Задание 15.

Ольга Громова сделала иллюстрации к книге Александра Ткаченко « Владимир Даль».Какую мысль из текста о Владимире Дале она постаралась передать на своём рисунке.Обведи номер ответа, который ты считаешь верным.

1)Иностранцы, приезжающие в Россию не понимали русских крестьян.

2)Богатые люди разоваривали с бедными крестьянами высокомерно и невежливо.

3)Богатые люди в России говорили на иностранных языках и не понимали народ.

4) Богатые люди в России не пользовались словарём Даля.

Вариант 2

Задание 12.

Представь , что ты дрессировщик слонов в цирке. В твоей труппе три взрослых слона и слонёнок 10 лет. Вы отправляетесь на неделю выступать в другой город. Подсчитай, какие запасы корма необходимо взять с собой. Запиши решение и ответ.










100%










100%





100%





















100%















100%











100%







100%







100%























100%































100%











100%





















100%



























16,7%

















16.7%













16.7%

Выводы по данным таблицы:


Учащиеся класса хорошо справились с заданиями 1 и 2 группы, процент справляемости с заданиями выше, чем по региону и всем регионам, но задания 3 группы вызвали затруднения, хотя процент справляемости выше среднего по региону и всем регионам.(Диаграмма справляемости выше)


Результаты работы: Выпускники начальной школы данного класса продемонстрировали высокие результаты по следующим группам формирования метапредметных результатов


-1 группа :определение основной идеи текста, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, о чем говорится в тексте, понимание основной идеи).


-2 группа : анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.



Группы , по которым учащиеся показали результаты ниже вышеназванных ,это:

-3 группа умений , которая включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний..Считаю, что причиной низкого формирования данных умений могут быть недостаточная уверенность педагога класса по формированию УД согласно требований ФГОС, так как класс обучался по стандартам 2004 года, впервые работа по данному УМК, где ещё не подведены итоги положительных и отрицательных сторон с целью самооценки своей деятельности и применения технологий для преодоления проблем и слабых позиций, недостаточное изучение концептуальной линии УМК.




Рекомендации по итогам анализа результатов мониторинга


Проанализировав результаты мониторинга по программе формирования УУД в 4 классе МБОУ «Средняя школа №2 Г.Грязовца», считаю необходимым дать следующие рекомендации учителям, работающим в среднем звене


1. Обратить внимание на следующие группы формирования метапредметных результатов: использование информации текста для различных целей


Скорректировать Рабочие программы по предметам так, чтобы в 5 классе больше внимания уделялось работе с данной группой :вести факультативы или кружки, увеличить количество часов по работе с текстом


2. Учителю начальных классов на заседании методического объединения поделиться опытом с коллегами по формированию метапредметных результатов, а именно по работе с умениями 3 группы


3.Применять результаты стартовой диагностики для реализации намеченной программы работы по формированию УУД (работа с психологом по формированию внимания, логического мышления)


Анализируя программу УМК «Перспективная начальная школа» по по предметам, можно сделать вывод о том, что программа предусматривает работу с текстом по всем 3 направлениям. Поэтому , учителю на будущее необходимо пересмотреть свои поурочные планы и скорректировать работу над умениями, которые вызывают у обучающихся затруднения.


А также пройти курсы повышения профессионального уровня учителя минимум на период - 3 года с указанием направлений, форм, ориентировочных сроков и перечня вопросов (тем) , конкретно по программе формирования метапредметных результатов;


- более широкого использования возможностей УМК и поиска дополнительных методических материалов по низкорезультативным темам;


- проведения дополнительных внутришкольных, внутриклассных и индивидуальных исследований для уточнения причин выявленных проблем по итогам оценочной процедуры, указав направления и методы.


Субъекты реализации предложенных решений (рекомендаций) Решения для реализации принимает весь коллектив преподавателей, исполняет учитель начальных классов и учителя, работающие в 5 классе .Администрация школы , завуч, руководитель ШМО осуществляет контроль за исполнением принятых решений. Эффективность принятых решений будет оцениваться через проведение школьных мониторингов, через выступления на объединениях, через подачу открытых уроков .


Риски и перспективы принятых решений


Риски:

-учитель может ослабить внимание на работу с другими группами умений ,и они могут стать проблемными зонами,

-может произойти «натаскивание » детей на выполнение конкретного вида умений,

-западание работы по программе, так как учитель будет стремиться больше работать с текстом


Перспективы:

-у обучающихся сформируется устойчивое внимание , и они смогут справится с данной проблемой,

-«подтянут » работу с умениями , включающими в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний., что будет способствовать успешному выполнению данного вида заданий

-Направления использования результатов анализа в дальнейшем Данные результаты в дальнейшем будут использовать учителя начальных классов для анализа и сравнения своей работы в своём классе, учителя-предметники с целью устранения проблемных зон, администрация школы с целью контроля .


Основные выводы по работе, в т.ч. достижение цели и решение задач


-С данными результата мониторинга, выводами и рекомендациями необходимо познакомить всех учителей начальных классов школы, с целью недопущения подобных пробелов в знаниях выпускников начальной школы; учителей – предметников, преподающих в основном звене, с целью ликвидации пробелов в знаниях пятиклассников. Через индивидуальную работу довести до сведения детей, выполнявших работу и их родителей.




Рекомендуемый перечень литературы (источников и ресурсов)

для использования подготовки зачетной работы:

1) Методические материалы по вопросам оценки качества образования, в т.ч. статьи, выступления, презентации (электронная папка);


2) Документы:

Федеральный государственный стандарт начального общего образования;

Примерная образовательная программа начального общего образования

Основная образовательная программа общеобразовательной организации;

Рабочие программы по предметам учителя начальных классов того класса, в котором проводились работы;

Рабочие программы по предметам учителей 5 классов, по которым в настоящее время учатся дети;

Учебно-методический комплект, используемый педагогом класса для реализации программы начального общего образования в соответствии с ФГОС;

Учебно-методические комплекты, используемые педагогами основного звена в настоящее время;

Контрольно-измерительные материалы, использованные в мониторинге начального общего образования в 2014, а также рекомендации по проведению и проверке работ;

итоговая справка с результатами мониторинга 8 регионов;

формы с результатами по классам общеобразовательных организаций по видам работ (Ф-ОИД-…- 1, Ф-ОИД-…- 2, Ф-ОИД-… - 3, Ф-ОИД-…- 4);

3) статистические данные и контекстная информация

- электронные формы первичной ввода информации по результатам проведения работ;

- по итогам мониторига (регионального, муниципального и институционального, внутришкольного и внутриклассного уровней);


- результаты успеваемости учащихся;

- контекстная информация об учителях школы (категория, повышение квалификации, стаж и т.д.)



«Использование результатов внешней оценки учебных достижений выпускников начальной школы в деятельности учителя общеобразовательной организации»
  • Начальные классы
Описание:

Аналитическая справка результатов работы по программе формирования УУД начальной школы  учащихся 4-го класса МБОУ «Средняя школа №2 г.Грязовца» в 2014 году

Цель: продемонстрировать результаты освоения технологии использования результатов внешней оценки учебных достижений выпускников начальной школы в деятельности учителя.

Задачи:

1.                Составить характеристику результатов внешней оценки в текстовом и графическом вариантах.

2.                Провести анализ результатов работы по русскому языку учащихся 4-го класса; выявить по итогам анализа возможные причины низких результатов и факторы, способствовавшие достижению высоких результатов.

3.                Разработать рекомендации по устранению причин низких результатов и распространению опыта работы по достижению высоких результатов.

Структура и содержание зачетной работы

1.                Титульный лист

2.                Введение

3.                Основная часть

4.                Рекомендации по итогам анализа

5.                Заключение

6.                Список литературы (использованных источников (ресурсов))

 

Введение

      Цели внешней оценки мониторинга: оценка системы образования мониторинг выпускника начальной школы

     Ключевые вопросы внешней оценки  (мониторинга): степень овладения выпускниками начальной школы сформированности УУД у обучающихся 4 класса

 

     Цели диагностической работы по программе формирования УУД начальной  школы  :  проверка и оценка уровня сформированности УУД обучающимися начальной школы (4 класс)при  решении разнообразных задач учебного и практического характера

 Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по  программе формирования  УУД начальной  школы .

 

Автор Салова Надежда Алексеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1625
Номер материала 52933
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓