Главная / Начальные классы / Использование разноуровневых заданий при организации самостоятельной работы учащихся младшего школьного возраста.

Использование разноуровневых заданий при организации самостоятельной работы учащихся младшего школьного возраста.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 1»









Использование разноуровневых заданий при организации самостоятельной работы учащихся младшего школьного возраста.



Из опыта работы

преподавателя начальных классов I категории

Юмшановой

Елены Александровны






Пермь – 2011г.

Содержание работы.


Введение…………………………………………………………………………с.3

1. Теоретические основы организации самостоятельной деятельности и дифференцированной работы учащихся

    1. Понятие самостоятельной работы ……………..…………………..……с.5

    2. Дифференцированный подход. Что это такое?………………….….…..с.8

  1. Организация дифференцированной самостоятельной работы.

    1. Критерии распределения учащихся на группы………...……………...с.10

    2. Организация самостоятельной работы на уроках….…………………с. 14

    3. Методика составления дифференцированных заданий для самостоятельной работы…...……………………………………………………..с. 21

    4. Контроль за результатами работы…………………………………….с. 24

Заключение…………………………………………………………………….с.27

Список литературы……………………………………………………………с.29

Приложение……………………………………………………………………с.30











Введение

Каждый ребенок до поступления в начальную школу «накопил» свой опыт. Этот опыт у каждого индивидуален. Поэтому дети различаются по интеллектуальному развитию. При классно-урочной системе процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен для них.

Очень важно, чтобы уже в первые годы обучения у ребенка не пропало желание учиться, не возникло неверие в собственные силы. Но при этом нельзя допустить и противоположного эффекта, когда ребенку все легко дается. В таких случаях может появиться привычка относиться к материалу легкомысленно, небрежно, не задумываясь о сути и глубине знаний. В том и другом случае эффективность образования значительно снижается, более того накладывается отпечаток и на будущую взрослую жизнь. Поэтому крайне необходима индивидуализация обучения.

При современной системе образования очень сложно говорить о полной индивидуализации обучения. Т.к. в классах обучается свыше 20, а то и 30 человек, нет возможности вести обучение каждого ученика по индивидуальному плану. Да в этом и нет необходимости. Как правило учеников класса можно объединить в группы с примерно одинаковым уровнем развития. А для каждой группы уже можно подобрать задания определенной сложности. В этом случае речь ведется уже не об индивидуализации, а о дифференцированном подходе к обучению

Так же, «одним из условий повышения эффективности учебного процесса является организация самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. Развитие субъекта происходит в самом процессе его становления, когда школьник постепенно превращается в учащегося, т. е. в ребенка, изменяющего и совершенствующего самого себя.»[8]

Таким образом, наиболее целесообразно осуществлять дифференциацию именно во время самостоятельной работы. Однако имеющийся педагогический опыт не исчерпывает проблемы организации самостоятельной работы в условиях внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников. Нет ответов на некоторые вопросы:

  • как включать дифференцированную самостоятельную работу в процессе усвоения учащимися знаний,

  • каковы критерии оценки результатов дифференцированной работы учащихся,

  • как распределить детей по группам,

  • каким образом можно отследить эффективность такой работы?

Решение данных проблем определило цель работы: простроить систему организации самостоятельной работы с учетом дифференцированного подхода. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретический материал по данной проблеме;

  • разработать систему заданий для самостоятельной работы в условиях внутриклассной дифференциации,

  • изучить особенность воздействия разработанной системы на индивидуальное развитие учащихся, выявить практическую значимость методов дифференцированного обучения.





Глава 1. Теоретические основы организации самостоятельной деятельности и дифференцированной работы учащихся.

1.1. Понятие самостоятельной работы

В “Толковом словаре русского языка” под редакцией Ожегова С. И. и Шведова Н. Ю. дается такое определение: “Самостоятельный – 1)существующий отдельно от других, независимый; 2) решительный, обладающий собственной инициативой; 3) совершаемый собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.”[6]

За время обучения ребенка в школе, ему приходится овладевать большим количеством знаний и умений и, главное, уметь применять их на практике. Наиболее прочными являются, те знания и умения, которые были получены и закреплены в процессе самостоятельной работы. Развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности. Поэтому очень важно вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.

Проблему учебной самостоятельности нужно рассматривать на любой ступени образования. Это проблема всей школы. Но от того как будут заложены основы этой самостоятельности на первой ступени образования зависит успешность решения этой задачи на последующих этапах образования.

Эта проблема достаточно широко освещена в педагогической литературе. За идею самостоятельности учеников высказывались виднейшие классики педагогики Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др.

Значительный вклад в теорию и практику развития самостоятельности учащихся в процессе обучения внесли исследования В. К. Буряка, Е. Я. Голанта, Б. П. Есипова, М.И. Махмутова, П. И. Пидкасистого, А. В. Усовой, В. П. Беспалько и др.

В современной психологической, дидактической и методической литературе рассматриваются различные аспекты самостоятельной работы учащихся, и, в основном, встречаются три значения понятия “самостоятельная работа”:

  1. ученик должен выполнять работу сам, без непосредственного участия учителя;

  2. от ученика требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале;

  3. выполнение работы строго не регламентировано, ученику предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания.

Одно из определений дает Б.П.Есипов: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения,– это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий».[4]

Но такое определение понятия «самостоятельная работа» больше подходит к традиционному обучению. В таком случае учитель дает задание, которое, чаще всего, нужно выполнить по образцу. Школьники выполняют работу, сдают учителю, а тот проверяет работу и выставляет оценку.

При развивающем обучении такой вид самостоятельной работы не подходит. Самостоятельная работа предполагает не только тренировочные задания. Для самостоятельного образования предлагаются задания творческого, исследовательского вида, задания повышенной трудности. Но и этого не достаточно. Самостоятельная работа должна включать в себя умение планировать, проверять, оценивать, рефлексировать.

Многие основоположники теории развивающего образования в своих трудах уделяют особое внимание этому вопросу. Так Л. В. Занков подчеркивал: «Предоставление детям самостоятельности является необходимым условием воспитания воли, которая играет большую роль в жизни человека. Если учитель постоянно водит школьников на поводу, он тем самым допускает непонимание тех условий и источников, которые служат формированию силы воли. Постановка цели и выработка плана действий самими школьниками порождает сильный мотив к преодолению трудностей и препятствий, встречающихся на пути выполнения задуманного. Тогда-то происходит упражнение в их преодолении, т.е. упражнение волевого усилия, которое является одним из важнейших признаков развития воли».[5]

Для развивающего образования, конечно же, ближе трактовка самостоятельной работы как особой формы учебной деятельности, которая, в принципе, строится по тем же “правилам”, что и ее коллективные формы. И здесь было уместно, в противовес традиционному толкованию данного понятия, привести другое описание этого явления, с позиции самого субъекта деятельности: “Самостоятельная работа – целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корректируемая им по процессу и результату деятельность”. [3]

Ребенок должен иметь право на самостоятельный поиск. Нет ничего страшного в том, что этот поиск не всегда заканчивается удачей. Главное, чтобы школьник понимал, что «отрицательный результат – это тоже результат», нужно только не отчаиваться, а делать правильные выводы.

Но нет ниодного класса, ученики которого имеют абсолютно одинаковый уровень подготовки. Каждый ученик индивидуален. В начальной школе, а особенно в первом классе, индивидуальные различия особенно заметны. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. В связи с этим у каждого ребенка и свой уровень самостоятельности.

Поэтому есть смысл поднять вопрос о дифференцированном подходе к организации самостоятельной работе.

1.2. Дифференцированный подход. Что это такое?

Differentia (лат.) – различие, разделение

Дифференциацияодно из средств реализации личностно-ориентированного обучения. Специфика дифференцированного обучения – учет индивидуальных особенностей, присущих группам учеников.[7]

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения рассматривается в ряде педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.

В последние годы значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей так организовать учебной процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят деятельностью на уроках с учётом его способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников обычного класса.

«В современной школе учитель должен реализовывать функцию проектирования хода индивидуального развития каждого конкретного ребенка. Соответственно, на первый план выходят такие формы деятельности учителя, как разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование и т.д.»[9]

Обучение не может быть успешным если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых, трудности, испытываемые каждым, различия в темпе и степени усвоения материала. Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников. Таким образом, при дифференцированном подходе к организации обучения особенно хорошо реализуются следующие принципы:

  • принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности (требует учета реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье);

  • принцип вариативности (характеризуется использованием в процессе обучения не однотипных моделей обучения, равных для всех, а различных, зависящих от индивидуальных особенностей детей, их опыта).[8]

Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения материала: определение границ незнания, постановке учебной задачи, применения к решению задач, этапа контроля за овладением способом и др. Но данная работа больше направлена на организацию именно самостоятельной работы на уроке.

Подводя итог, сказанному, можно сделать следующие выводы:
1) обучение применительно к каждому отдельному ученику может быть развивающим лишь в том случае, если оно будет соответствовать уровню развития каждого ученика;
2) объективное выявление исходного уровня развития у каждого ученика - необходимое условие работы;
3) развитие умственных способностей предполагает специальные упражнения, которые должны быть оптимальной трудности.

Глава 2. Организация дифференцированной самостоятельной работы

2.1. Критерии распределения учащихся на группы

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Поэтому необходимо провести диагностику учащихся. Для этого нужно было исследовать внимание, произвольность, работоспособность, логическое мышление, способность к самоконтролю, познавательную мотивация, речевое развитие, развитие мелкой моторики.

Проведение такой диагностики осложнялось отсутствием психолога. В связи с этим появилась необходимость ознакомиться со специальной литературой, в которой описывались различные методики выявления уровня школьной зрелости.

Для изучения уровня психического развития, глазомера, способности к подражанию, степени развития мышц кисти руки я использовала тест Керна-Ирассека, который включает в себя три задания: рисование мужской фигуры, подражание письменным буквам и срисовывание группы точек. Сюда же была включена и методика «Графический диктант», разработанная Д. Б. Элькониным. Эта диагностика проводилась во время уроков сразу со всем классом. Для этого каждый ученик получил заготовленный заранее бланк. (Приложение I)

Полученные результаты характеризуют ребенка со стороны общего психического развития. Кроме этого, было необходимо провести и педагогическое обследование, которое проводилось в индивидуальном порядке. Во время этого обследования был выявлен уровень умения читать, составлять рассказ по серии картинок, решать простейшие задачи. Данные по каждому ребенку были сведены в общую таблицу. (Приложение II).На основании результатов обследования учащиеся были распределены в 3 группы.

1 группа учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе. Большинство из них относятся к игровому типу. Имеют низкий познавательный интерес, сохраняют дошкольный тип жизни, уклоняются от учебной цели. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя. В первом классе к такому типу можно было отнести 4% учеников моего класса.

2 группа - достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Они относятся к предучебному типу. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного. (58% учащихся).

3 группа - высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий. (37 % класса).

Данные показатели говорят о разнородности класса и невозможности работать со всеми учениками в едином, «среднем» темпе. Но не стоит забывать, что прогресс каждого ученика также индивидуален. Поэтому группы постоянно изменяются. Приходится уделять большое внимание усвоению учебного материала. Поэтому процесс изучения школьников непрерывный и развивающийся. К концу первого и во втором классе необходимо учитывать:

  1. Особенности умственного развития:
    а) внимание, память, мыслительные процессы;
    б) усвоение учебного материала - самостоятельность, темп работы;
    в) речь, начитанность, общий кругозор.
    2. Знания ученика и его отношения к учению:
    а) качество знаний по предметам;
    б) уровень общеучебных умений; умения слушать и слышать, организовать рабочее место и поддерживать порядок в нём, включаться сразу в работу, работать в заданном темпе, проверять правильность выполнения задания (самопроверка), умение довести работу до конца;
    в) отношение к своим успехам и неудачам в учебной работе, отношение к оценке учителя и товарищей;

г) прилежание, интерес к учебной работе.

Работа с каждой группой имеет свою специфику.

Учащимся, входящим в 3 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Нельзя не признать, что предлагаемые работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся. Но карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия.[2]

Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Карточки содержат задания творческого характера. Однако, некоторые задания, обязательные для учеников 3- ей группы, предлагаются в качестве добровольных.

Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 1-й группы, предлагаю им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.

Большую роль в распределении учащихся по группам играет анализ диагностических работ, которые занимают на уроке 10 – 15 минут.

Диагностическая работа № 1

Тема: «Позиционное чередование гласных звуков» (6 урок)

Цель: диагностика исходного уровня овладения особым видом письма с пропуском орфограмм слабых позиций.

  1. Поставь ударение в словах:

[‘валч’ата], [кач’эл’и], [сарн’ак],

  1. Зачеркни гласные в слабой позиции:

[варона], [малако], [с’идло]

  1. Запиши слова с пропуском орфограмм слабых позиций:

[бр’ивно], [салонка], [плат’ина].

После проведения диагностической работы можно реально оценить уровень овладения способом каждого ученика. Проанализировав результаты самостоятельной работы, я выяснила что 9 % учеников выполнили работу безошибочно, 45 % справились с 1 и 2 заданиями, но допустили ошибки в третьем, 41% с работой не справились. На основе этого анализа можно было составлять карточки для самостоятельной работы.

Но на протяжении времени отведенного на изучение одной темы происходит движение в группах. Некоторые ученики через несколько уроков могут справиться с заданиями более высокого уровня.

На упражнение в письме с пропуском слабых позиций отводится 9 уроков. Поэтому через 4 урока я провожу повторную диагностическую работу, на основании которой я могу сделать вывод о продвижении каждого ученика в овладении способом. Эта работа аналогична первой, но добавляются задания творческого характера.

Диагностическая работа №2

  1. Поставь ударение в словах:

[кав’ор], [кал’уч’к’и], [р’иб’ина]

  1. Зачеркни гласные в слабой позиции:

[д’итвара], [в’ич’эрн’ий’], [сасновый’]

  1. Запиши слова с пропуском орфограмм слабых позиций:

[пл’исат’], [в’ис’олый’], [кал’ина]

____________________________________________________

  1. Придумай свое задание и предложи правильный вариант решения.

Задание:______________________________________________________

Ответ:________________________________________________________

Проведя повторную диагностику, я увидела что состав групп изменился. Теперь с работой справилось 32% учащихся, частично справилось 50%, не справилось – 18%.

Ученики, которые уже и раньше выполняли задания высокого уровня получают звание консультанта. В их обязанности теп6ерь входит помощь остальным ученикам. Ребята с удовольствием выполняют эту работу, более того для некоторых это является своеобразным стимулом. Они не дают другим ученикам готовых ответов, а объясняют способ выполнения, отвечают на вопросы, приводят свои примеры для образца. Для такой работы нужен действительно самый высокий уровень овладения знаниями.

2.2. Организация самостоятельной работы на уроках

Этап закрепления изученного дает самые широкие возможности для организации дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через повторение элементов теории, с другой стороны, через выполнение заданий практического характера.

Учебный труд ребенка направлен не только на усвоение учащимися научных фактов, понятий, законов и правил, но и на усвоение наиболее рациональных приемов, привычек и методов учебной работы. Сюда относятся умения внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы и самому формулировать их, навыки самостоятельной работы с учебником и т.д.

Приемы умственной деятельности, методы овладения знаниями и умениями являются важным показателем уровня развития способностей ученика. Организуя дифференцированную работу на этапе закрепления учитель должен ясно представлять:

  1. закреплению каких навыков и приемов учебной деятельности служит предложенное ученику задание?

  2. какие приемы умственной деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения?

  3. какие ученики и в каком объеме могут выполнять задания творческого характера?

  4. какие ученики нуждаются в помощи учителя и в какой форме предложить эту помощь?

Для того, чтобы ответить на вопросы, которые встают перед педагогом, нужно своевременно проводить диагностические работы, анализ которых и покажет какие задания включать в работу, кому давать задания творческого характера, а кому требуется дополнительная помощь.

После проведения диагностической работы, целью которой являлось выявление уровня сформированности алгоритма списывания, все ошибки я выписала в таблицу. (Приложение III). Данная таблица показала, что наибольшее количество ошибок в работе - это пропуски и замена букв. Значит можно сделать вывод, что 6 человека ещё недостаточно овладели алгоритмом списывания. Поэтому для таких детей мною были подготовлены задания первого уровня.

Одиннадцать человек допустили единичные ошибки. Это значит что они используют алгоритм, но им требуется выполнить ряд тренировочных упражнений. Поэтому для них будет задание – списать текст по алгоритму.

Но специальное задание должно быть и для тех учащихся, которые выполнили работу без ошибок. Поэтому 4 человека из класса получили задание более высокого уровня.

Следует особое внимание обратить на тех учащихся, которые не могут самостоятельно понять задание. Чаще всего это дети с низким уровнем внимания. Они не умеют сразу включаться в работу. Чаще всего от них можно услышать слова: «Я не понял». Таким детям нужно помочь в прочтении задания. Разделить его на отдельные смысловые фразы. Чаще всего такой помощи достаточно для того, чтобы эти учащиеся включились в работу.

Решение этих проблем при помощи дифференцированных заданий способствует как закреплению учебного материала, так и умственному развитию учащихся в процессе обучения.

Необходимо также учитывать разный темп и различное качество усвоения программного материала. Действительно, одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала, другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя. Первых нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых нельзя торопить, переводить к более сложному материалу.

Задания для каждой группы подбираются в зависимости от их способностей. Например, в первом классе наибольшее внимание отводится урокам обучения грамоте. На этих уроках особенно хорошо заметна разница в подготовленности учащихся. Одни первоклассники приходят в школу владея беглым чтением целыми словами, другие – если и знают уже буквы, то читать еще не умеют совсем. На конец I четверти читали в минуту:

Менее 20 слов – 5 человек (23%)

20 – 50 слов – 11 человек (50%)

свыше 50 слов – 4 человека (17%)

Но ни одна минута на уроке не должна пропасть зря. Внимание первоклассников еще очень рассеянное. Ученики, которые хорошо умеют читать не должны привыкать к отдыху на уроке, а должны продвигаться в своем развитии вперед. Именно на этих уроках впервые и происходит знакомство детей с разноуровневыми заданиями. Каждый ученик получает свою карточку.

Низкий уровень включает в себя слоги, слова, короткие предложения. Буквы можно использовать только те, которые уже изучили.

Средний уровень предполагает работу с небольшими текстами. Для составления таких текстов можно использовать слова с неизученными буквами.

Высокий уровень позволяет работу со стихотворными или прозаическими текстами. Ограничений в использовании букв нет. Главными критериями отбора текстов являются интерес и доступность.

Такие карточки я использовала на уроках обучения грамоте.

«Тема: «Обозначение твердости мягкости согласных буквами У, Ю»

Цель: уточнить способ обозначения мягкости согласных с помощью гласных букв.

Перед началом урока проверить готовность к уроку (буквари, карточки с изученными буквами, наборы для звукового анализа слов, прописи, письменные принадлежности), раздать задания для самостоятельной работы.

Ход урока.

  1. Повторение.

    • Приготовьте карточки с буквами. Буквы, которые обозначают гласные звуки положите в первый ряд, а согласные – во второй. Сравните с соседом по парте результаты вашей работы.

    • Покажите знаком «МЫ» окончание работы. У кого не сошлись мнения? Попробуйте доказать свою точку зрения. Каким способом можно проверить согласный это звук или нет?

    • На какие две группы можно разложить буквы, которые обозначают гласные звуки? Вынести свой вариант на доску. Объясните, почему именно так распределили.

    • Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласного.

  2. Решение частной учебной задачи.

      • Составьте звуковую модель слов нули и Нюра.

Один ученик составляет модели на доске.

    • Согласны ли вы с мнением своего товарища? (Обсуждение)

    • Обозначьте звуки буквами. Проверьте правильность выполнения задания на доске. Задайте вопросы, которые у вас появились.

    • Почему не подходит во втором слове буква У для обозначения звука [у]?

Групповая работа.

    • Выберите подходящую букву. Назовите её. Какую работу выполняет Ю? Найдите место этой буквы на нашем поезде. Почему именно сюда поместили ее?

    • Проверьте правильность своей работы по Букварю на стр. 64.

    • Прочитайте по цепочке в своих группах слова с этой страницы.

Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.

  • Возьмите карточки. Прочитайте задание, которое вам нужно выполнить. Оно написано полужирным шрифтом. Если вы не поняли задание, то можете попросить помощи у консультантов или у учителя.

  • Если вопросов нет, приступайте к работе.

Уровень

Задачи

Содержание

Низкий

Расширять поле зрения.

Тренировать в умении прочитывать слоги с уже известными буквами.

Прочитай:

М У

М Ю

Л У

Л Ю

Н У

Н Ю

Р У

Р Ю

Инна, Нина, рана, луна, лук, люк

Нюра мыла Маню. У Нюры мыло.

Средний

Повышать технику чтения.

Готовить к знакомству с новыми буквами и звуками.

Прочитай. Найди буквы, которые не изучали.

Галя и Гена набрали много грибов. В корзине у Гали одни боровики. А у Гены – поганки. Вот он, гриб боровик! И красив он, и велик!

Высокий

Повышать технику чтения.

Работа над пониманием содержания прочитанного.

Прочитай.

ГОСПОДИН УЧИТЕЛЬ ЖУК

Вот стрекозы, мушки, мошки,

Пчёлы, осы и шмели,

Муравьи, сверчки, козявки

На урок к Жуку пришли.

«А» - акула, «Б» - букашка,

«В» - ворона, «Г» - глаза…

Шмель и муха, не болтайте!

Не шипите, стрекоза!

«Д» - дитя, «Е» - единица,

«Ж» - жаркое, «З» - зима…

Повторяйте, не сбиваясь:

«И» - игрушка, «К» - кума.

К. Лядов

Ответь на вопросы.

Кого обучал Жук? Что они изучали?

  • Прочитайте задание по карточке для себя.

  • Найдите себе пару. Прочитайте свои задания друг другу…»

Этот фрагмент урока показывает один из вариантов организации самостоятельной работы на уроке с учетом уровня развития учащихся. Такая работа позволяет повышать учебную мотивацию всех учащихся. Умеющие читать дети не только переживают ситуацию успеха, но и совершенствуют умение читать. Не секрет, что, стремясь научить нечитающих детей, учителю не всегда удается уделить внимание тем, кто уже владеет навыком чтения и нуждается в дальнейшем его развитии и совершенствовании. А дети, только начавшие знакомство с буквами, имеют возможность дополнительно поработать над алгоритмом чтения.



2.3. Методика составления дифференцированных заданий для самостоятельной работы

Чтобы было проще составлять карточки, я для себя выписала семь уровней оценки знаний, которые предлагают выделить А. Б. Воронцов и Э.А. Александрова:

  1. «Выбери верное решение»! Уровень усвоения: ученик не в состоянии самостоятельно выполнить задание, но уже может отличить верное решение от ошибочного. Неверные решения подбираются с учетом типичных ошибок при выполнении подобных заданий.

  2. «Выполни задание. Правильный ответ к нему приводится». Уровень усвоения: ученик уже может выполнить задание сам, но ему не хватает уверенности, навык еще не сложился. Поэтому необходима опора на правильный ответ или на его характеристики.

  3. « Реши задачу и выбери из нескольких приведенных ответов верный». Уровень усвоения: может самостоятельно, с минимальной подсказкой выполнить задание.

  4. «Выполни задание»! Уровень усвоения: ученик способен полностью самостоятельно выполнить задание.

  5. « Придумай и выполни задание, аналогичное № 4». Для выполнения этого задания надо хорошо понимать сущность задания-образца и видеть варианты его преобразования.

  6. «Придумай задачу с «ловушками» на ошибкоопасных местах».[1]

  7. Научи другого придумывать задачи, аналогичные предыдущим.

Задания 1 - 4 носят репродуктивный характер, а начиная с пятого требуют творческого применения полученных знаний.

Эти задания я условно разделила на три группы.

1 и 2 тип заданий я использую для составления карточек низкого уровня овладения способом. Ученик должен воспроизводить известные способы действий, работать по образцу.

3, 4 и 5 тип заданий – для второго уровня: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что, однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения.

6 и 7 тип – для третьего уровня прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, что, в свою очередь способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы.

На основе этой классификации у меня, к примеру появились следующие карточки, которые я использовала во втором классе при решении задач.

1 уровень.

  1. Прочитай задачу.

На клумбе росло 6 желтых астр и 3 розовых астры. Для букета срезали 5 астр. Сколько астр осталось на клумбе?

Кhello_html_m10cf145d.gifто из ребят правильно составил схему к задаче?

hello_html_m2f4cac47.gifhello_html_m67b69533.gif6 6 3

hello_html_m2f4cac47.gifhello_html_1cbd7991.gifhello_html_42c59984.gifhello_html_m3ac31907.gifhello_html_27c84c5c.gif3 ?

hello_html_249bbe2.gif5 5 ?

  1. Прочитай задачу:

В физкультурном зале 6 больших мячей, а маленьких на 2 меньше. Сколько всего мячей в спортивном зале?

Начерти схему к задаче и запиши решение к ней.

Ответ: 10 мячей было в спортивном зале.

2 уровень

  1. Реши задачу и выбери правильный ответ.

С одного куста смородины собрали 6 кг ягод, а с другого 5 кг. 7 кг ягод истратили на варенье, а остальные на компот. Сколько килограмм смородины истратили на компот?

  • 5 кг

  • 18 кг

  • 4 кг

  • 7 кг

  1. Прочитай задачу, начерти схему и реши задачу.

В магазин привезли 10 ящиков конфет, а печенья на 3 ящика меньше. Сколько всего ящиков привезли в магазин?

3 уровень

  1. Прочитай задачу.

Для ремонта купили а банок белой краски, а розовой краски на b банок больше. Сколько банок краски купили для ремонта?

Запиши решение задачи и придумай подобную.

  1. Придумай задачу с «ловушкой» по схеме:



hello_html_476db034.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m39069661.gifhello_html_m7536a134.gifhello_html_m44760c69.gifhello_html_5e6e9fe9.gifhello_html_2d2985a9.gif

?

Подобные задания разработаны для организации самостоятельной работы на уроках математики и русского языка по основным темам первого класса и первого полугодия второго класса. (Приложение IV)

    1. Контроль за результатами работы

Проблема дифференцированного контроля знаний - одна из наиболее сложных, на мой взгляд. Важно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН. Очень важно, чтобы оценка была "справедливой" в глазах ребенка.

К сожалению, в традиционной школе преобладает итоговый контроль. Конечно, он необходим и выполняет важнейшую функцию оценки результатов обучения. Но при развивающем обучении и, тем более, при дифференцированном подходе к организации самостоятельной работы очень важен текущий контроль, который, как указывалось выше, необходим для постоянной корректировки деления на группы. Этот контроль обеспечивает успешность всей деятельности на определенном этапе ее становления.

Текущий контроль выполняет и еще одну очень важную функцию. Это великолепный «полигон» для перехода от внешнего, учительского контроля к самоконтролю. Благодаря регулярным диагностическим работам учащийся в состоянии сам оценить свою работу, реально видит свои проблемы и учится самостоятельно оценивать свой уровень знаний.

В первом классе уровень самооценки еще очень низок. Первые шаги в оценивании собственных работ показали, что 29% учеников в классе имели завышенную самооценку, 24% - (к большому сожалению) заниженную и только 29% имели реальную самооценку. А 19% учащихся вообще отказываются оценивать свою работу. Конечно, при таком уровне самооценки школьники не могут сами определить свой уровень развития. Поэтому в первом классе разноуровневые задания лучше распределять самому учителю.

Во втором классе самооценка становится более адекватной. Но все равно еще многие ученики не всегда выбирают карточки с заданиями нужного уровня. Одни самоуверенно берут задания более высокого уровня (19%), другие, боясь ошибиться, специально стараются занизить свой уровень (10%). Но при этом увеличивается процент учащихся, которые могут аргументировано объяснить свой выбор (52%). (14% - по прежнему отказываются от самооценки). Текущий контроль дает больше возможности для воспитания реальной самооценки.

«Уже в начальной школе ученик может выбирать уровень сложности предлагаемого задания».[7] Но очень важно, чтобы школьник научился делать этот выбор правильно. Надеюсь, что в третьем классе учащиеся сами смогут выбирать задания для самостоятельной работы.

По завершению работы над открытым способом обязательно должна проводиться итоговая проверочная работа. Она необходима не только для подведения итогов овладения определенным способом действия. Но и для того, чтобы показать уровень усвоения. Поэтому в итоговую проверочную работу следует включать задания всех уровней. Примером такого контроля можно считать проверочную работу по русскому языку по теме «Проверка орфограмм слабых позиций с помощью изменений слова». (Приложение V)

Выполняя такую проверочную работу, ученик сам определяет количество и порядок выполнения заданий. Проверяя, учитель может оценить степень адекватности прогностической самооценки. Таким образом, данный тип проверки дает еще один импульс для осуществления перехода внешнего контроля и оценки в самоконтроль и самооценку.

Проверяет контрольную работу учитель. Результаты работы заносятся в специальную таблицу. В этой таблице необходимо зафиксировать:

  • уровень выбранных заданий;

  • количество выполненных заданий;

  • качество выполнения (в % или баллах);

  • адекватность выбора (+, -).

Заключение

     Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

Дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенного в личности каждого ученика. Это действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам. Внутриклассная дифференциация предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

В ходе экспериментальной работы выявлено, что при индивидуальном подходе возможно успешное решение проблемы внутриклассной дифференциации процесса обучения. Дифференцированное обучение детей позволяет достигать более высокого уровня развития самостоятельности учащихся.

Показателем эффективности работы может являться регулярная проверка техники чтения. Первые проверки показали, что в период обучения грамоте скорость чтения увеличивается у слабочитающих детей. Заданий, которые предлагает Букварь для них достаточно. Но для детей, которые хорошо читали еще на момент поступления в первый класс, этих заданий мало. Поэтому развитие этих учеников практически остановилось. Только после введения разноуровневых заданий снова стал заметен прогресс. (Приложение VI).

Изменился и уровень самостоятельности учащихся. На конец 1 класса 38% учащихся не могли без постороннего контроля и помощи выполнить задание. К концу первого полугодия второго класса картина изменилась. На данный момент только 19% учеников прибегают к посторонней помощи.

Более адекватной стала оценка собственных возможностей. На 23% увеличилось количество детей, которые реально могут оценить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Это можно узнать из графы «адекватность выбора» после проведения контрольных работ.


В ходе исследовательской работы были получены следующие результаты:
1. Исследованы основные тенденции развития теории и практики решения проблем дифференцирования процесса обучения и самостоятельной работы учащихся;
2. Разработана система дифференцированного подхода к организации самостоятельной работы;
3. Продолжается работа по разработке системы разноуровневых заданий для самостоятельной работы.



Список литературы



  1. Александрова Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 1 класс. (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): Пособие для учителя. – 2-е изд.- М.: Вита-пресс, 2001.

  2. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 1968. 

  3. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. ( Образовательная система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова). М., Издатель Рассказов А. И., 2002.

  4. Б. П. Есипов. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961, с.15

  5. Занков Л. В. Беседы с учителями. // Содружество ученого и учителя. М., Просвещение. 1991. с. 30.

  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., Азъ Ltd. 1992. с. 719.

  7. Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Издательство «Институт практической психологии»,1998 г.

  8. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  9. М. Холодная. Можно чего-то не знать, но обязательно быть умным. Ж. «Директор школы» №7. М., Сентябрь 2000

Приложение IV

Низкий

Средний

Высокий

  1. Сравнение. Отношение


  1. <, >, =?

А

hello_html_7d227518.gif

В

hello_html_7d227518.gifА В

М

hello_html_7d227518.gif

hello_html_3adaa68c.gif N

M N

K

hello_html_7d227518.gif

hello_html_f8d9b.gif L

K L


  1. Витя выше Саши, а Саша выше Коли. Укажи на схеме, где Витя, Саша, а где Коля.

hello_html_m4db2306d.gif

hello_html_m77b906e6.gif


hello_html_d2261d1.gif



равенства и неравенства


  1. <, >, = ?

hello_html_578fafb1.gif A

hello_html_7d227518.gif


M


hello_html_64711135.gif L

B

hello_html_7d227518.gif K

hello_html_5d6d69f2.gif

N

hello_html_3adaa68c.gif

A B; M N; K L.

  1. Маша старше Светы. Света старше Кати.

Начерти схему.











  1. Запиши все возможные формулы:


A

hello_html_7d227518.gif

B

hello_html_7d227518.gif

hello_html_bd91d0a.gif C


D

hello_html_7e8ccdcb.gif


_______________________________


  1. Миша веселее, чем Катя. Миша печальнее, чем Дима. Кто печальнее всех?

Разноуровневые задания по математике (1 класс)


  1. Действия сложения и

    1. Выбери подходящие формулы:

hello_html_m78c74630.gif А

hello_html_70c9c36b.gifhello_html_m2fe95fe8.gifhello_html_m2fe95fe8.gif

В С

В+С=А В=А+С С=А+В

А>B+C A>C A>B

B>A A

    1. Начерти схему. Проверь, правильно ли составлены формулы.

A=B+K

A>K

A


    1. Обозначь целое и части.

Образец: А

hello_html_3cd4f2b2.gifhello_html_m534256bc.gif


В С


М R

hello_html_3cd4f2b2.gifhello_html_m534256bc.gifhello_html_4bb2f9bb.gifhello_html_79a76cbf.gif L


К L

F

hello_html_m4e0bdb89.gif N

hello_html_m36d2df2a.gifhello_html_353e67df.gif M G

P


    1. Выбери схему, которая подходит к задаче.

У Миши 6 яблок, а у Даши на 2 яблока больше, чем у Миши. Сколько яблок у Даши?

6 2

hello_html_7d227518.gifhello_html_77de3b61.gifhello_html_77de3b61.gif М.

hello_html_m441d7c7e.gif Д. ?

  1. 6

hello_html_m9534073.gifhello_html_77de3b61.gifhello_html_77de3b61.gifМ.

hello_html_m2f4cac47.gifД. ? 2

  1. 6 ?

hello_html_m2f4cac47.gifhello_html_77de3b61.gifhello_html_77de3b61.gifМ.

hello_html_m36d2df2a.gifД. 2


    1. Реши задачу.

Вите 6 лет. Лене 3 года. На сколько лет Витя старше Лены?

В. 6 ?

hello_html_7d227518.gifhello_html_77de3b61.gifhello_html_77de3b61.gif

Л. 3

hello_html_m9534073.gif



    1. Какое уравнение составлено по схеме правильно?


В

hello_html_5d3f31b7.gif

hello_html_m2e8fe607.gifhello_html_m1cb14a3c.gifhello_html_m4dd59a80.gif


А Х


а)Х – В=А; б) В – Х=А

    1. Выбери верное решение.

x – 2=6 x – 2=6 x – 2=6

x=6 – 2 x=2+6 x=6+2

x=4 x=9 x=8


    1. Соедини названия компонентов с числами.

Слагаемое сумма слагаемое


3+2=5


разность уменьшаемое вычитаемое


7 –3=4


  1. Запиши ответы, которые помнишь.

4+1 3+3 5-3 4-0

2+7 6+4 10-2 6-1





вычитания

  1. Начерти схему и вставь пропущенные знаки и буквы

A=B+K

A…B

A…K

B=…




  1. Вставь пропущенные знаки.

А=В

А+С…В+С

А – Е…В – Е

А – К…А – Р

Найди «ловушку».

  1. По формуле составь запись с «лучиками»:

A+B=C A+B+C=D

K=M+E+D M=K+B













  1. Реши задачу.

Костя нашел 8 грибов. Это на 3 гриба больше, чем у Светы. Сколько грибов нашла Света?















  1. В зоопарке было 2 зебры. Туда привезли еще несколько зебр. Сколько зебр привезли, если их стало 6?

Выбери верный ответ.

    1. 4 зебры;

    2. 8 зебр;

    3. 6 – 2


      1. Составь уравнение.



А

hello_html_m28bf836.gif

hello_html_m2e8fe607.gifhello_html_m1cb14a3c.gifhello_html_m164f1eb7.gif


Х В



      1. Выбери правильный ответ.

5 – x=5


а) 1; б) 0; в) 10


  1. Зачеркни лишнее.

Слагаемое, вычитаемое, сумма, слагаемое.

Уменьшаемое, вычитаемое, сумма, разность.






  1. Реши.

2+1 5+2 5+4

6+3 9–1 7–2

5–1 7+1 4+4+1






  1. Найди «ловушку». Придумай своё задание с «ловушкой».

C=D, C…D+M, C…M, D=…







  1. Придумай задание, в котором величины могут заменять друг друга.




  1. Определи целое и части:

D=M+N A+B+C=K

C=A+K+D M=K+P

Научи других, как это делать.













  1. В классе учится z детей. Сколько в классе девочек, если мальчиков w?

Составь к задаче схему, запиши выражение.

Подставь подходящие числа и реши задачу.












  1. Придумай задачу по схеме:


hello_html_m4ba3cc82.gif

hello_html_7d227518.gifhello_html_711d87e4.gifhello_html_711d87e4.gif ?

?

в

hello_html_42c45ef8.gifhello_html_m440b4b44.gif

а


  1. Придумай как можно больше уравнений по схеме:


А

hello_html_m3b668ef9.gif

hello_html_m3ded7190.gifhello_html_m1cb14a3c.gifhello_html_m7c06e0b4.gifhello_html_m1cb14a3c.gif


Х В С



  1. Придумай уравнения с «ловушками»




  1. Назови компоненты при сложении и вычитании.









  1. Запиши выражения и найди результат.

Слагаемые 5 и 3;

Сумма 7, первое слагаемое 4;

Уменьшаемое 8, вычитаемое 3;

Разность 4, уменьшаемое 8;

Остаток 5, вычитаемое 2;



2 класс

Тема I. Введение понятия числа

  1. hello_html_m4fd3c8f9.gifКто правильно построил величину по мерке ▲▲ Е и числу 4.


▲▲▲▲▲▲▲▲


▲▲▲▲


▀ ▀ ▀ ▀ ▀ ▀ ▀ ▀

  1. Выбери правильный результат измерения. Неправильный зачеркни.


hello_html_m2f4cac47.gif

Длина отрезка 3 см, 4 см, 5 см.


  1. Выбери правильную заготовку и расставь числа на числовой прямой.


hello_html_6a4ba5e8.gif


hello_html_m48c8535c.gif


hello_html_m48c8535c.gif │ │ │ │ │ │ │ │

0

hello_html_m48c8535c.gif

  1. Сравни числа.


hello_html_m48c8535c.gif │ │ │ │ │ │ │ │

I II III IV V VI VII VIII

VII…II, III…VIII, I…V

Тема II. Сложение и вычитание чисел

  1. Покажи на числовом луче, как решали примеры.

hello_html_m4d383418.gif │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7+3=10 8-2=6 4+3=7

4+2=6 4+4=8 6-4=2



  1. Реши уравнения х+4=5 и 6-х=2 по плану:

    1. Нарисуй схему;

    2. обозначь целое и части;

    3. выбери правило:

      • чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть,

      • чтобы найти целое, надо сложить части;

    4. запиши решение;

    5. найди корень уравнения.


  1. Выбери правильное решение к задаче.

У Мальвины было 12 яблок, а у Буратино на 6 яблок больше. Сколько яблок было у Буратино?

а) 12+6=18(ябл.) в) 12+6=18(ябл.)

б) 12-6=6(ябл.) 12+18=30(ябл.)



  1. Построй величину по мерке Е


▀ ▀ ▀ и числу 5.






  1. Измерь длину отрезков.


hello_html_249bbe2.gif

hello_html_7cfc76bc.gif


hello_html_3adaa68c.gif

  1. Построй числовую прямую.










  1. Узнай какая нумерация использована. Построй числовую прямую и сравни числа.

III…ГIII, Г…∆, ГIIII…II




  1. Найди ошибки:

5+7=12 6-3=2 7-2=5

3+2=6 4+4=8 6-4=2

7+1=8 3+3=6 7+3=11





  1. Реши уравнения:

х-3=5-1 х+1=5+2












  1. Выбери правильный ответ.

У Сережи было 9 конвертов. Поздравляя друзей с Новым годом, он использовал 3 конверта. Сколько конвертов он использовал 8 Марта, если у него их осталось 2?

а) 14 конвертов; в) 8 конвертов;

б) 4 конверта;


  1. Придумай задание, в котором нужно построить величину. Используй числа различных нумераций.






  1. Составь инструкцию по пользованию линейкой.





  1. Научи других строить числовую прямую.









  1. Построй числовую прямую и сравни числа. Найди «ловушку».

a…0, 0…b, k…0, 0…c, m n.

Отметь на числовой прямой числа a, b и c, если известно, что a>b, b<c.



  1. Составь примеры, которые можно решить с помощью такой части прямой

│ │ │ │ │ │ │ hello_html_19d9db84.gif

3 4 5 6 7 8 9


│ │ │ │ │ hello_html_mecca5c0.gif

XI X IX IIIX VII

  1. Реши уравнения:

5-(х+1)=4 3+8-х=2












  1. В одном ларьке было 7 ящиков яблок, а в другом – 2 ящика апельсинов и 8 ящиков яблок.

Придумай вопросы к этому условию.





Разноуровневые задания по русскому языку

(1,2 класс)


  1. Вспомни орфограммы, которые встретились ребятам.

Ш_фр - … - шифр

Друж_ть - … - дружить

Свеч_ - … - свеча

Щ_ка - …щука

Ч_чело - … - чучело


  1. Выбери слова, в которых правильно поставлено ударение:

Щенок, лиса девочка

Щенок лиса девочка

девочка


  1. Даны слова: слон, встретить, цирк, зоопарк, короткий, нога, верхний, увидеть, нападать. Их нужно распределить по столбикам: в первый – слова-названия предметов, во второй – названия действий, в третий - признаков.

Кто из ребят правильно распределил слова по столбикам.

Дима:

слон короткий увидеть

цирк верхний нападать

зоопарк

нога

Света :

слон увидеть короткий

цирк нападать верхний

зоопарк

нога

Лиза:

слон короткий увидеть

цирк верхний нападать

нога зоопарк

  1. Слова разделены на слоги. Покажи, как их можно перенести.

Чай-ник, ма-лень-кий, ис-кать, я-зык, клей.


  1. Измени слово земля по падежам:

Есть

Нет

Даю

Вижу

Доволен

Думаю о

Выбери изменение слова, в котором ударение падает на первый слог.


  1. Вставь где нужно букву.

Ёлоч_ка, ч_лан, печ_ник, маш_нка, перч_тки, снеж_нка, печ_ль, защищ_ть






  1. Проверь правильно ли расставлено ударение в словах:

На даче идёт работа. Папа кладёт на тачку землю. Сын Витя возит её на клумбу. Мама и Юля сажают цветы.


  1. Распредели слова по столбикам: в первый – слова-названия предметов, во второй – названия действий, в третий – признаков: ветка, воробей, насыпала, сильный, дома, выскочить, прыгает, быстрый.


















  1. Выбери слова, которые правильно разделены для переноса:

ча-йник, встре-тил, му-хо-мор, ес-ть, А-лёша, воро-бей, во-робей.


  1. Измени слово с_сна по числам и падежам. Выбери изменение, которое может быть проверкой.

  1. Сделай буквенную запись, подчеркни все орфограммы.

[р’эч’ка], [карандашы], [ч’ашка], [пружына], [рощ’а], [соч’ный], [ч’улок], [утащ’у].




  1. Подбери слова, которые подходят к схеме

hello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gif


hello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gif


  1. Придумай по три слова, которые называют предметы, действия, признаки.





















  1. Оцени правильность выполнения работы своего товарища. Объясни в чём его ошибки и как их больше не далать.


  1. Придумай схему, которая поможет правильно изменять слова.




Использование разноуровневых заданий при организации самостоятельной работы учащихся младшего школьного возраста.
  • Начальные классы
Описание:

За время обучения ребенка  в школе, ему приходится овладевать большим количеством знаний и умений и, главное, уметь применять их на практике.

Наиболее прочными являются, те знания и умения, которые были получены и закреплены в процессе самостоятельной работы. Развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности. Поэтому очень важно вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.

От того как будут заложены основы этой самостоятельности на первой ступени образования зависит успешность решения этой задачи на последующих этапах образования.     

Автор Юмшанова Елена Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1675
Номер материала 48527
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓