- 02.10.2020
- 5223
- 259
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Опыт сложился в результате стремления учителя включить в учебную деятельность на уроке всех учащихся, иметь оперативную обратную связь на уроке с каждым учеником, сформировать общеучебные умения и навыки, в частности, научить слушать учителя.
Мною разработаны различные виды математических диктантов , которые системно применяются в учебном процессе. на всех этапах ,как метод обучения и формы контроля знаний учащихся. С их применением активизируется познавательная деятельность учащихся на уроке, возрастает продуктивность их учебного труда.
Математический диктант - это метод обучения, активизирующий учебно-познавательную деятельность учащихся на всех этапах процесса обучения посредством выполнения краткосрочной письменной работы, содержание которой определяется целями урока и подается в устной форме.
Функции математического диктанта:
- способ организации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, позволяющий включить в работу весь класс.
- средство целенаправленного формирования и проверки знаний, умений и навыков, позволяющее получить срочную обратную связь.
- форма реализации индивидуального подхода в обучении.
Каждое задание должно быть независимой частью, чтобы учащийся, не справившийся с одним из заданий, имел возможность выполнить другое.
Первое задание должно быть доступно всем учащимся, т.к. на его базе решается второе.
1-3 задания соответствуют стандарту математического образования.
4 задание - типовая задача, включающая применение нескольких стандартных алгоритмов,
5 задание может быть:
- комбинированной задачей, требующей применения алгоритмов в новых условиях;
- задачей, при анализе которой требуется переформулировка условия;
- заданием на составление задачи и др.
Отдельно предлагается дополнительное задание, оцениваемое по желанию.
При составлении математических диктантов соблюдается принцип "От простого к сложному".
При решении 1-3 заданий слабым учащимся может быть оказана индивидуальная помощь в виде:
а) алгоритма решения, записанного в общем виде;
б) примера-образца;
в) карточки-консультации.
4 задание решается по правилу или алгоритму, воспроизводимому по памяти.
5 задание требует от учащегося применения знаний в проблемной или нестандартной ситуации, самостоятельного конструирования нового алгоритма на основе ранее изученных.
Разноуровневые задания позволяют включить в посильную работу весь класс, способствуют формированию познавательного интереса к занятиям математикой.
Условия эффективности: понимание учащимися структуры диктанта, умение адекватно оценить свои учебные возможности и рационально организовать свою деятельность при выполнении математического диктанта.
Технология проведения математических диктантов
1. Учитель диктует каждое задание с повтором в оптимальном темпе.
2. Учащиеся записывают ответы под копирку.
3. Лист с копиркой сдается на проверку учителю или ученику.
4. Проверка диктанта:
- учитель (ученик) читает ответы, а учащиеся отмечают их знаками:
"+" - ответ верный;
"-" - ошибка;
"?" - не могут определить, является ли ответ верным (затем обязательно спрашивают об этом учителя).
- учитель (ученик) записывает на доске ответ (решение) каждого задания;
- тексты ответов (решений) сверяются по ранее записанному на доске или спроецированному на экран тексту.
Формы проверки: самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем.
5. Оценка диктанта:
┌──────────────┬───────────────┬──────────────┬────────────────┐
│Кол-во заданий│ Оценка "3" │ Оценка "4" │ Оценка "5" │
│матем.диктанта│ │ │ │
├──────────────┼───────────────┼──────────────┼────────────────┤
│ 5 заданий │ 3 │ 4 │ 5 │
├──────────────┼───────────────┼──────────────┼────────────────┤
│ 10 заданий │ 6,7 │ 8,9 │ 10 │
└──────────────┴───────────────┴──────────────┴────────────────┘
6. Последующая организация учебного процесса:
Обсуждение вопросов, которые вызвали затруднение или особенно важны для понимания нового материала.
┌──────────────────────────────────┐
│ 1 задание. Учитель: │
│- Поднимите руку, у кого выполнено│
│ верно первое задание? │
└───────────────┬──────────────────┘
нет┌──────┴─────┐да
┌──┤ошибок много├──┐
┌───────────────┐ │ └────────────┘ │
│ предлагается │ │ │
│перейти ко 2-му│ │ │ ┌────────────────────┐
│ заданию ├<─┘ └─>┤1)даются необходимые│
└───────────────┴<─┐ │ разъяснения (учи- │
│ │ телем или учащ-ся)│
и т.д. │ │2)предлагается вы- │
└─────────────────────┤ полнить аналогич- │
│ ное задание по хо-│
│ ду проверки │
└────────────────────┘
Результат:
- повышение активности за счет четкой организации деятельности;
- достижение всеми учащимися базового уровня усвоения материала;
- увеличение числа учащихся, у своивших материал на повышенном уровне сложности;
- информированность учащихся о результатах выполнения заданий.
Условия эффективности:
1) на начальных этапах возможно троекратное повторение заданий;
2) в том случае, когда предлагается выполнить часть большой задачи (этап решения) на доске может быть сделан чартеж либо краткая запись;
3) если ответы зачитывает ученик, то необходима коллективная оценка каждого ответа;
4) оценка в журнал ставится после проверки работы учителем или по результатам само - и взаимопроверки в случае их совпадения.
Если выполнение очередного задания математического диктанта вызывает затруднения у большинства учащихся, учитель может не предлагать более сложных заданий, а тщательно разобрать затруднения. На следующем уроке можно предложить более сложные задания.
Виды математических диктантов.
По дидактической цели и форме представления заданий могут быть на проверку:
- усвоения понятий, определений, соотношений между величинами;
- сформированности умений выполнять графические изображения: чертежи, графики, рисунки, диаграммы;
- усвоения отдельных этапов алгоритма решение задачи;
- умения решать ключевые задачи;
- знаний с помощью тестовых заданий.
Математический диктант на проверку усвоения понятий,
определений, соотношений между величинами
Используется на этапах проверки домашнего задания, первичного закрепления, формирования умений и навыков, и содержит задания, в которых требуется заполнить пропуски "ключевых" слов, знаков и других символов, определяющих соотношение величин, сущность понятий и определений.
Пример. Математика 5 класс. Тема урока "Меньше или больше".
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь определить взаимное расположение точек на координатном луче в зависимости от их координат; уметь сравнивать натуральные числа с помощью координатного луча, путем сравнения количества цифр в числах и путем сравнения цифр одного разряда.
1. Вставьте пропущенное слово.
I вариант.
Точка с меньшей координатой лежит на координатном луче ... точки с большей координатой.
II вариант.
Точка с большей координатой лежит на координатном луче ... точки с меньшей координатою.
2.
I вариант │ II вариант
Точка
А (3) │ М (7)
лежит ... точки
В (10) │ С (2)
│
3.
Точка
С (374) │ Е (527)
Лежит ... точки
Д (347) │ М (572)
│
4.
Сравните числа
402 ... 399 │ 101 ... 98
│
5.
Сравните числа
│
35** ... 31** │ 29** ... 27**
│
Дополнительно
а) Сравните числа
│
*2** ... *7* │ *5* ... *1**
б) Составьте задание, аналогичное
│
2 заданию │ 4 заданию
Результат: рефлексия знаний учащихся на различных этапах учебно-познавательного процесса.
Математический диктант на проверку сформированности умений выполнять графические изображения
Состоит из цепочки заданий, в результате выполнения которых может получиться чертеж, график, рисунок, диаграмма.
Пример. Математика 6 класс. Тема урока: "Координатная плоскость".
Ключевая задача: отметить точку в координатной плоскости по заданным координатам.
До урока учащиеся чертят систему координат.
Учитель диктует координаты точек, ученик отмечает точки в координатной плоскости, последовательно соединяя их прямыми линиями.
Пример: отметьте точку с координатами (-1; 11). Проверьте друг у друга, верно ли отмечена точка. Отметьте точку с координтами (1; 9) и соедините ее прямой линией с первой точкой.
(2; 6), (3; 5), (2; 4), (1; 4), (0; 3), (0; 0), (1; -2),
(0; -2), (-2; 1); (-3; -1), (-2; -2), (-7; -2), (-9; 0),
(-9; 1), (-9; 0), (-7; 3), (-2; 5), (0; 7), (-2; 11),
(-1; 11).
Проверка: в изображении должен получиться зайчик.
Оценка: взаимооценка по заданным учителем критериям: точность, аккуратность и своевременность, а также законченность выполнения задания.
Результат: многократное повторение повышает усвоение материала.
Математический диктант на проверку усвоения отдельных этапов алгоритма решения задачи.
Могут быть двух типов:
1. во всех заданиях варьируется один этап алгоритма;
2. первое задание соответствует первому шагу алгоритма; второе задание - второму и т.д.
Пример математического диктанта второго типа.
Математика 5 класс
Упрощение выражений. Тема "Решение задач с помощью уравнений".
Чтобы успешно решать задачи с помощью уравнений, учащиеся должны понимать структуру алгоритма решения задачи, его этапов.
1. В 1 корзине
I вариант II вариант
в 2 раза │ в 3 раза
│
больше яблок, чем во второй. Запишите, заполняя пропуски: Пусть х кг яблок в ... корзине, тогда ... кг яблок в ... корзине.
2. Составьте уравнение к задаче
I вариант II вариант
в I цехе х рабочих | всего │ в I цехе 2х рабочих | всего
во II цехе 3х рабочих| 200 раб.│ во II цехе х рабочих | 300 раб.
3. Решите уравнения.
I вариант II вариант
4х + х = 50 │ 6х + х = 70
│
4. Задача. Одно число больше другого в 3 раза. Разность чисел равна 12. Найдите большее число.
──┐
х - первое число │
> 12
3х - второе число│
──┘
х + 3х = 12
4х = 12
х = 12:4
х = 3
Верно ли решена задача? Если да, запишите ответ. Если нет, получите и запишите верный ответ.
5. Решите задачу. День длиннее ночи
I вариант II вариант
на 3 часа │ на 4 часа
│
Сколько часов длится день?
Дополнительно:
а) Составьте задачу, аналогичную 5 задаче;
б) Решите уравнение, полученное во 2-м задании.
в) Составьте условие задачи к уравнению 3-го задания.
Результат: понимание учащимися структуры алгоритма, его этапов.
Условия эффективности: при проверке главное внимание должно быть уделено существенным для данного этапа решения признакам, поэтому по ходу проверки в качестве примеров-аналогов приводятся задания с различными несущественными признаками.
Математический диктант па проверку умения решать ключевые задачи.
Включает задания, предполагающие многократное повторение ключевых вопросов темы. Варьирование требований происходит по мере усложнения заданий.
Пример. Математика 5 класс.
Тема "Упрощение выражений". Тема урока "Решение задач с помощью уравнений".
1 задание. Составьте уравнение для решения задачи.
I вариант II вариант
─┐ ─┐
? 1-е число х │ │ ? 1-е число х │
> сумма чисел 18│ > разность
? 2-е число 2х │ │ ? 2-е число 3х │ чисел 14
─┘ ─┘
2 задание. Составьте уравнение для решения задачи.
I вариант II вариант
─┐
?Васе х лет <───────────┐ │ ? 1 цех х рабочие │
Папе 3х лет ───────────┘ │ > всего 240
старше на 20 лет ? ? 2 цех 2х рабочих │
─┘
6 661 452 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Большакова Елена Алевтиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.