Инфоурок Биология Другие методич. материалыИспользование произведений зауральских поэтов на уроках природоведения и биологии как одна из возможностей воспитания у обучающихся любви к родной природе

Использование произведений зауральских поэтов на уроках природоведения и биологии как одна из возможностей воспитания у обучающихся любви к родной природе

Скачать материал

Использование произведений зауральских поэтов на уроках природоведения и биологии как одна из возможностей воспитания у обучающихся любви к родной природе

Усольцева И.В.,

учитель биологии МБОУ г. Кургана

«Средняя общеобразовательная школа №26»

 

         Уроки природоведения и биологии призваны не только формировать у обучающихся знания, универсальные учебные действия, но и воспитывать чувство любви к природе. Любви осознанной, действенной, созидательной.

         Не секрет, что городские дети редко бывают в лесу, в поле, на речке. Им трудно полюбить то, о чем они знают только со страниц учебника. Лев Николаевич Толстой говорил: «Человек - часть природы, к пониманию которой приходит через труд». В нашем случае - это труд познания. Но пробудить у школьника интерес к изучению биологии, наверное, проще, чем заронить в его сердце искорку искренней любви к природе малой родины.

         На своих уроках обращаюсь к стихам зауральских поэтов. Картины природы в них, часто, очень реалистичны, прописаны с большим чувством. Авторы, словно, раскрывают свою душу, делятся переживаниями, находят сочные эпитеты, описывая тот или иной природный объект, природное явление. Эти эмоции, идущие от сердец мастеров художественного слова, делают наш разговор о природе менее формальным, более искренним. Осмысление стихотворного отрывка будит фантазию школьника, приводит к пониманию уникальности окружающего мира. Так, на уроке природоведения по теме «Солнце как одна из звезд» использую отрывок стихотворения Николая Морозова «Изморозь души»:

 

         Завис над горизонтом шар -

         Оранжевая плазмы склера.

         Не источает солнце жар,

         Земли поникла биосфера.

 

         На уроке природоведения по теме «Погодные явления» предваряю объяснение об атмосферном явлении «гроза» маленьким стихотворением поэтессы Надежды Рождественской «В мае»:

 

         Гроза надвинулась нежданно

         Вечерний разорвав покой.

         И вновь бушует над Курганом

         Весенний ливень голубой.

         Он в листьев падает ладони,

         На тротуары, на гранит.

         На языке крылатых молний

         С землёю небо говорит.

         А для объяснения взаимосвязи живых организмов в природном сообществе на уроках биологии в 6 классе предлагаю школьникам обратиться к сказке Леонида Куликова «Дятел - наш приятель». Здесь на доступных примерах живым языком показывается сложное и многообразное влияние одних живых организмов на другие, главное свойство экосистемы - способность к самоподдерживанию. Очень нагляден отрывок из сказки, показывающий насколько важно видовое разнообразие для обеспечения стабильности экосистемы:

 

         На деревья пали беды:

         Разгулялись короеды.

         Грызли дерево рвачи

         Дровосеки - усачи.

         Тьма прожорливых личинок

         Стригла веточки осинок.

         Сели гусеницы в ряд,

         С хрустом листики едят...

         Заболел бедняга лес,

         Похудел, замолк, облез...

 

         Это - описание последствий того, что из леса был изгнан дятел. Интересно то, что даже те дети, которые в раннем детстве читали эту сказку, теперь, благодаря психофизиологическим особенностям своего возраста, способны осмыслить ее на новом уровне. И самое главное, эта сказка - повествование нашего земляка о нашем, зауральском, лесе.

         При объяснении влияния факторов неживой природы на живые организмы, предлагаю прочитать отрывок из стихотворения Антонины Баевой «Зажелтела листва...», где показана зависимость сезонной периодичности в жизни растений от изменения длины светового дня:

 

         Зажелтела листва, задубела,

         Стала ломкой и жесткой,

         Как жесть,

         Медных денег

         С березоньки белой

         Поопало на землю -

         Не счесть.

 

         У этой же поэтессы есть и иллюстрация изменения поведения животных в ответ на увеличение светлого времени суток:

 

         К северу гуси летят,

         Старые гуси летят.

         Стаями гуси летят,

         Передохнуть не хотят.

         Им не до корма сейчас,

         Им не до речек сейчас,

         Не до озер, не до сна:

         Их подгоняет весна.

         В трудный,

         В большой перелет

         Старый вожак их ведет.

         Только вперед,

         Только вперед,

         Не прерывая полет.

         К северу гуси летят,

         Стаями гуси летят,

         К старым гнездовьям спешат,

         Не оглянутся назад.

        

         Все вышеописанное - это только примеры, частичка огромного поэтического богатства, созданного и накопленного на родной Зауральской земле. Любовь - это чувство, которое подпитывается эмоциями. Урок учителя - естественника, на мой взгляд, не может быть сухим, не эмоциональным, несущим обыденную, пусть еще не изученную школьниками, информацию. Мы, учителя, раскрасили урок красками компьютерных презентаций. Давайте озвучим его поэтическими строками, актуальными при изучении каждой конкретной темы. Любовь надо воспитывать. Воспитывать на своем примере. Учитель, вдохновенно говорящий о природе родного края, думаю может воспитать поколение любящих и бережно относящихся к природе людей.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Использование произведений зауральских поэтов на уроках природоведения и биологии как одна из возможностей воспитания у обучающихся любви к родной природе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Психолог в социальной сфере

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Уроки природоведения и биологии призваны не только формировать у обучающихся знания, универсальные учебные действия, но и воспитывать чувство любви к родной природе. Кто может ярче всего показать красоту родного края, воспеть его в своих произведениях? В нашем случае, это художники и поэты Зауралья. Зная и любя нашу местную природу, они вложили частичку своей души в свои художественные полотна, в свои стихи. Хорошо, когда учитель понимает необходимость в установлении межпредметных связей. А еще лучше, когда он может и хочет сделать это на своем уроке. И это у него получается естественно. Предлагаю коллегам свой опыт использования творчества зауральских поэтов на уроках природоведения и биологии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по биологии на тему "Строение и функции клетки"
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Каменский А.А., Касперская Е.К., Сивоглазов В.И.
  • Тема: § 9. Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Вакуоли. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения
  • 05.10.2020
  • 451
  • 8
«Биология (базовый уровень)», Каменский А.А., Касперская Е.К., Сивоглазов В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 389
    • DOCX 15.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Усольцева Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Усольцева Ирина Владимировна
    Усольцева Ирина Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3786
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 360 человек

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек