Использование произведений зауральских поэтов на
уроках природоведения и биологии как одна из возможностей воспитания у
обучающихся любви к родной природе
Усольцева И.В.,
учитель биологии МБОУ г. Кургана
«Средняя общеобразовательная школа №26»
Уроки природоведения и биологии призваны не только
формировать у обучающихся знания, универсальные учебные действия, но и
воспитывать чувство любви к природе. Любви осознанной, действенной,
созидательной.
Не секрет, что городские дети редко бывают в лесу, в поле, на
речке. Им трудно полюбить то, о чем они знают только со страниц учебника. Лев
Николаевич Толстой говорил: «Человек - часть природы, к пониманию которой
приходит через труд». В нашем случае - это труд познания. Но пробудить у
школьника интерес к изучению биологии, наверное, проще, чем заронить в его
сердце искорку искренней любви к природе малой родины.
На своих уроках обращаюсь к стихам зауральских поэтов. Картины
природы в них, часто, очень реалистичны, прописаны с большим чувством. Авторы,
словно, раскрывают свою душу, делятся переживаниями, находят сочные эпитеты,
описывая тот или иной природный объект, природное явление. Эти эмоции, идущие
от сердец мастеров художественного слова, делают наш разговор о природе менее
формальным, более искренним. Осмысление стихотворного отрывка будит фантазию
школьника, приводит к пониманию уникальности окружающего мира. Так, на уроке
природоведения по теме «Солнце как одна из звезд» использую отрывок
стихотворения Николая Морозова «Изморозь души»:
Завис над
горизонтом шар -
Оранжевая
плазмы склера.
Не источает
солнце жар,
Земли
поникла биосфера.
На уроке природоведения по теме «Погодные явления» предваряю
объяснение об атмосферном явлении «гроза» маленьким стихотворением поэтессы Надежды
Рождественской «В мае»:
Гроза
надвинулась нежданно
Вечерний
разорвав покой.
И вновь
бушует над Курганом
Весенний
ливень голубой.
Он в листьев
падает ладони,
На тротуары,
на гранит.
На языке
крылатых молний
С землёю
небо говорит.
А для объяснения взаимосвязи живых организмов в природном
сообществе на уроках биологии в 6 классе предлагаю школьникам обратиться к
сказке Леонида Куликова «Дятел - наш приятель». Здесь на доступных примерах
живым языком показывается сложное и многообразное влияние одних живых
организмов на другие, главное свойство экосистемы - способность к
самоподдерживанию. Очень нагляден отрывок из сказки, показывающий насколько
важно видовое разнообразие для обеспечения стабильности экосистемы:
На деревья
пали беды:
Разгулялись
короеды.
Грызли
дерево рвачи
Дровосеки - усачи.
Тьма
прожорливых личинок
Стригла
веточки осинок.
Сели
гусеницы в ряд,
С хрустом
листики едят...
Заболел
бедняга лес,
Похудел,
замолк, облез...
Это - описание последствий того, что из леса был изгнан дятел.
Интересно то, что даже те дети, которые в раннем детстве читали эту сказку,
теперь, благодаря психофизиологическим особенностям своего возраста, способны
осмыслить ее на новом уровне. И самое главное, эта сказка - повествование
нашего земляка о нашем, зауральском, лесе.
При объяснении влияния факторов неживой природы на живые
организмы, предлагаю прочитать отрывок из стихотворения Антонины Баевой
«Зажелтела листва...», где показана зависимость сезонной периодичности в жизни
растений от изменения длины светового дня:
Зажелтела
листва, задубела,
Стала ломкой
и жесткой,
Как жесть,
Медных денег
С березоньки
белой
Поопало на
землю -
Не счесть.
У этой же поэтессы есть и иллюстрация изменения поведения
животных в ответ на увеличение светлого времени суток:
К северу
гуси летят,
Старые гуси
летят.
Стаями гуси
летят,
Передохнуть
не хотят.
Им не до
корма сейчас,
Им не до
речек сейчас,
Не до озер,
не до сна:
Их подгоняет
весна.
В трудный,
В большой
перелет
Старый вожак
их ведет.
Только
вперед,
Только
вперед,
Не прерывая
полет.
К северу
гуси летят,
Стаями гуси
летят,
К старым
гнездовьям спешат,
Не оглянутся
назад.
Все вышеописанное - это только примеры, частичка огромного
поэтического богатства, созданного и накопленного на родной Зауральской земле.
Любовь - это чувство, которое подпитывается эмоциями. Урок учителя -
естественника, на мой взгляд, не может быть сухим, не эмоциональным, несущим
обыденную, пусть еще не изученную школьниками, информацию. Мы, учителя,
раскрасили урок красками компьютерных презентаций. Давайте озвучим его
поэтическими строками, актуальными при изучении каждой конкретной темы. Любовь
надо воспитывать. Воспитывать на своем примере. Учитель, вдохновенно говорящий
о природе родного края, думаю может воспитать поколение любящих и бережно
относящихся к природе людей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.