Тема: Использование
проектной технологии в обучении иностранному языку.
Стандарты второго
поколения вносят существенные изменения в работу учителя. Они предполагают
развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных
действий.
Проектная технология отвечает
требованиям современного стандарта и способствует формированию у обучающихся
умению учиться и организовывать свою деятельность и способствует достижению
метапредметных, личностных и предметных результатов.
В курсе обучения
немецкому языку проектную технологию я использую практически по любой теме. Проект
– это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в разных формах.
Это может быть
коллаж, афиша, проведение интервью и исследований по разным темам, демонстрация
моделей с комментариями, создание путеводителя по городу.
Метод проектов
целесообразно применять в учебном процессе, если:
- существует проблема, требующая
решения;
- предполагается самостоятельная
работа учащихся;
- используются исследовательские
методы работы.
Основные принципы
проектной работы, на которые я опираюсь:
1)Вариативность.
Вариативная деятельность на уроке (индивидуальная, парная, групповая формы
работы). Применение различных текстов (диалоги, письма, таблицы, диаграммы,
описания, комиксы и тд)
2) Решение
проблем. Проблемы заставляют детей думать, а, думая, они учатся.
3) Когнитивный
подход к грамматике. Предоставлять школьникам разные возможности для применения
изученных грамматических правил.
4) Учение с
увлечением.
5) Использование
личностного фактора.
6) Адаптация
знаний. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится ученик.
Основные этапы
работы над проектом я выделяю следующие:
1.Обсуждение
общего замысла проекта. Создание положительного настроя на работу над проектом.
Ребята обсуждают, выдвигают собственные идеи.
2.Выбор темы
проекта. Обычно предлагаю учащимся несколько тем для создания проекта, чтобы у
них была возможность выбора.
3.Формулирование
проблем, которые необходимо решить в ходе работы над проектом. Определение
целей и задач, которые необходимо решить. Выдвижение гипотез
4.Формирование
групп или определение участников. Желательно, чтобы над проектом работали все
учащиеся класса. Распределение ролей в группе.
5.Сбор информации
по теме проекта. Учащиеся должны учиться отбирать ту информацию, которая
поможет им при решении проблем. Проведение исследования.
6.Анализ и
систематизация проделанной работы.
7.Оформление
результатов работы.
8.Защита проекта.
9.Обсуждение
проекта и его оценка.
Эти этапы я
использовала в своей работе. Сейчас все эти этапы положены в основу
междисциплинарной программы «Основы проектной и исследовательской
деятельности». Давайте сравним.
Технология организации учебного исследования учащихся, проекта
Возникновение темы
|
Темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие на
острие обсуждения
|
Доклады и сообщения учащихся, наиболее
интересные задания, требующие дальнейшей разработки
|
Рекомендуемый учителем список тем исследований
|
Собственные вопросы и интересы обучающихся
|
Воплощение исследования
|
Выбор руководителя
|
Составление плана или проекта будущей работы
|
Непосредственная работа с материалом, наблюдение,
эксперимент
|
Написание работы
|
Анализ полученного материала, систематизация,
классификация
|
Синтез
|
Обобщение, выводы
|
Первая оценка работы
|
Первое чтение работы руководителем
|
Консультации
|
Презентация замысла исследования
|
Подготовка к презентации работы
|
Редактирование окончательного
варианта
работы
|
Составление тезисов
|
Оформление наглядного материала
|
Презентация результатов
исследования, проекта
|
Учителю не
рекомендуется исправлять ошибки при презентации проекта. Необходимо
доброжелательно принимать все, что ученики сделали. Это их творчество, это
средство воспитания у учащихся уверенности в себе.
Учитель выполняет
роль консультанта при работе над проектом. Ученики обычно приходят на
консультацию с черновым вариантом проекта, тогда я помогаю им исправить
грамматические, лексические ошибки.
Важно помнить,
что проект – это реальная возможность использовать знания, полученные на других
предметах, средствами иностранного языка.
Изучение разных
тем на уроках немецкого языка предполагает обращение к краеведческому
материалу, что способствует расширению кругозора обучающихся, развитию их
познавательного интереса. Например, изучая тему «Что мы называем Родиной» в 7
классе, мы с ребятами работаем над проектом «Мой любимый уголок России». Или
работая по теме «Лицо города-визитная карточка страны», где обучающиеся
знакомятся с различными городами Германии, разрабатываем проект «Альбом
памятных мест города Омска» и др. В тоже время обращение к краеведческому
материалу позволяет реализовывать цели ФГОС – развитие личностных результатов
освоения ООП (развитие основ гражданской индентичности, осознание своей
этнической и национальной принадлежности и тд).
Обычно перед
началом работы над проектом обговариваю с учащимися критерии оценивания
проекта. Критериями оценки проекта могут быть следующие:
·
наличие
презентации (можно оговорить количество слайдов), соблюдение требований к
созданию презентации;
·
соответствие
проекта теме, оригинальное раскрытие темы;
·
полнота и
логичное изложение материала;
·
степень
владения лексико-грамматическим материалом по теме;
·
работа в
команде.
Следуя
требованиям ФГОС я внесла некоторые изменения в работу над проектом:
Каждая группа, начиная работать над
проектом, обязательно начинает с планирования своей работы и заполняет лист
планирования и продвижения по заданию, в котором оговаривается степень участия
каждого члена группы, распределяются задания и затем отмечается результат
выполнения.
Лист планирования и продвижения по заданию
Тема, выбранная группой
______________________________________
запишите
выбранную вами тему
Форма представления проекта- ------------------------------------
Что делаем
|
Кто делает
|
Отметка о выполнении
(+ или –)
|
1.
|
|
|
2.
|
|
|
3.
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
|
|
|
Кроме того, при
работе над проектом уделяю внимание взаимооцениванию и самооценке обучающихся.
Как правило, работа над проектом групповая. После окончания работы предлагаю
обучающимся оценить работу группы, как они планировали свою работу, что у них
получилось. Для этого предлагаю им листы самооценки, которые имеют следующий
вид:
Лист
самооценки
Оцени
работу своей группы. Отметь Ú вариант
ответа, с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены
группы принимали участие в работе над проектом?
А. Да, все работали
одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а
кто-то меньше.
- Дружно ли вы
работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не
было.
Б. Работали дружно, спорили,
но не ссорились.
В. Очень трудно было
договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится
результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы
сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке
знаком x.
Также использую при работе над
проектом метод наблюдения как один из методов оценивания для отслеживания
индивидуального развития обучающегося, степени cформированности метапредметных УУД.
|
1
группа
|
2
группа
|
Кто
активен
|
Кто
пассивен
|
Кто
активен
|
Кто
пассивен
|
Целеполагание
|
|
|
|
|
Планирование
|
|
|
|
|
Распределение
функций и их
выполнение
|
|
|
|
|
Активность
при презентации
|
|
|
|
|
Разрешение
конфликтов
|
|
|
|
|
Для презентации проекта использую
лист наблюдений «Оценка устной презентации»:
Вид
деятельности
|
Оценочная
характеристика
учителя
|
Оценочная
характеристика
обучающегося
|
Излагает
доступными языковыми средствами
|
|
|
Использует
разнообразные
Грамматические
структуры и выражения
|
|
|
Привлекает
аудиторию с помощью дикции, изменения тона и др.средств
|
|
|
Сообщение
логически связанное
|
|
|
За год обучающиеся выполняют 3-4
проекта. Провожу отслеживание развития метапредметных результатов.
Свои работы, а также
систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, листы наблюдений и
др.) помещаются в портфолио обучающихся, которые помогают отследить их
развитие.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.