Главная / Классному руководителю / Использование проектной деятельности обучающихся в воспитательной работе

Использование проектной деятельности обучающихся в воспитательной работе





И. Е. Крылова, учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы»

Использование проектной деятельности учащихся

в воспитательной работе


В воспитании детей главное,

чтобы они этого не замечали…


Школа была и остаётся важнейшим этапом в жизни каждого человека, местом, где ученик приобретает знания, познаёт окружающий мир, учится общению и взаимодействию со сверстниками, испытывает множество, порой самых противоречивых, эмоций, вырабатывает привычки и нравственные качества личности, которые будут сопутствовать ему всю жизнь. Естествен -но, что направляющим и регулирующим эти знания является учитель. Применяя различные формы, методы и средства обучения, он должен, для достижения высоких результатов работы, выстроить процесс воспитания и развития ученика как можно более доступно, увлекательно и незаметно. Огромную роль здесь играет и личность самого учителя, его стремление к саморазвитию, поиску новых технологий и воплощению новшеств в жизнь.

В наше время – в век технического прогресса, в век электроники, некоторые функции обучения и воспитания успешно могут помочь реализовать компьютеры. Не секрет, что они занимают большую часть свободного времени учащихся всех возрастов и поэтому являются неотъемлемой частью их детского мира.

Сегодня, как и раньше, процессы обучения и воспитания неразрывно связаны друг с другом. Я попыталась организовать воспитательную работу и работу по программе обучения в своём классе, опираясь на увлечения и интересы современных детей. И, надо заметить, что с каждым разом мастерство учащихся в выполнении своего задания растёт, ведь они делают то, что им по душе. Начинали мы с самого простого – выполнение проектов по теме урока (чаще это были предметы устного цикла: окружающий мир и литературное чтение) – составляли различные схемы, планы, описания событий и героев. А сейчас перешли к более сложным заданиям – исследовательским работам. Особое место им я отвожу в воспитательной работе.

Так или иначе, каждый учитель в работе с детьми затрагивает проблемы воспитания в ходе беседы, диалога, внеклассного мероприятия. Также всем хорошо известна старинная поговорка, которой чаще всего мы и следуем в детстве – «доверяй, но проверяй», понимая её по-своему.

Соединив всё это воедино, я предложила своим ребятам самим поискать ответы на интересующие их вопросы и оформить их в виде исследовательской работы в проекте-презентации. А на классных часах каждый из ребят выступит со своим исследованием и попытается рассказать и доказать своим одноклассникам «что такое хорошо и что такое плохо». Стимулом к работе было, конечно же, оценивание самими детьми и возможность со своей презентацией принять участие в конкурсах исследовательских работ.

В воспитательной работе выделяют следующие разделы:

  • духовно – нравственное воспитание;

  • семейное воспитание;

  • воспитание здорового образа жизни;

  • патриотическое воспитание;

  • экологическое воспитание;

  • этическое воспитание.

Именно по данным разделам и была организована работа, причём каждый учащийся смог выбрать то направление, которое ему наиболее интересно и выступить на одноимённом тематическом классном часе.

Ребят необычайно увлекла эта работа, времени было достаточно, и они постоянно что-то придумывали, искали новое, советовались – работа кипела. А самое главное – был наглядно виден результат их собственного труда, и бесценны выводы, которые они нашли сами, занимаясь тем делом, которое их увлекает, притягивает, сами того не замечая, выполнив при этом непростое задание учителя. Кроме того, невозможно не заметить обучающего ( учатся работать на компьютере, овладевают знаниями по предметам) и развивающего ( воображение, внимание, мышление, творческие способности) значения данной работы.

Вот некоторые темы исследовательских работ учащихся:

  • « Хорошо ли обманывать?»;

  • « В чём секрет сказок А.С.Пушкина?»;

  • « От чего разрушаются зубы?»;

  • « Почему плавать в бассейне безопаснее для здоровья?»;

  • « Влияние городского воздуха на жизнь растений »;

  • « Загрязнённый воздух или причины изменения климата Земли».


Примерами лучших работ являются:



Исследовательская работа на тему:

«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОИХ ПРЕДКОВ?»

Выполнила ученица 4а класса

Полякова Дарья


В связи с тем, что 2008 год объявлен Годом Семьи, а также с тем, что во все времена семья является самой главной частью в жизни каждого человека, данное исследование можно считать своевременным и актуальным.

Цель исследования:

привлечь внимание к знаниям родословной семьи каждого учащегося, сохранению семейных обычаев и традиций.

Задачи исследования:

  1. Выяснить, знают ли одноклассники своих предков.

  2. На примере составления своей родословной, заинтересовать одноклассников в изучении истории семьи, её обычаев и традиций.

  3. Воспитывать любовь и уважение к своим предкам, культуру общения между родственниками.

Этапы исследования:

  1. Подготовительный

  • проанализировать знания о поколениях своей семьи;

  • наметить план исследовательской работы;

  • составить анкету.

  1. Экспериментальный

  • анкетирование одноклассников о знаниях поколений своей семьи;

  • представление данных анкеты в виде диаграммы;

  • составление генеалогического древа своей семьи.

  1. Оформление проекта и создание презентации.

  2. Подведение итогов исследования.


После анализа собственных знаний о поколениях своей семьи и знаний одноклассников, полученных в результате анкетирования, в исследовании приводиться диаграмма, которая демонстрирует, что больше половины учащихся не знают даже имён и отчеств бабушек и дедушек, не говоря уже о более далёких предках. Перед исследователем встают вопросы: А нужны ли эти знания? Каково значение знаний своей родословной?

Проведя беседы с родственниками, изучив семейные альбомы, автор проекта узнаёт многое о прошлом своей семьи.

Результаты исследования:

  1. Было составлено генеалогическое древо семьи Поляковых.

  2. Были найдены семейные фотографии, сделанные в начале ХХ века, которые рассказали о жизни и занятиях предыдущих поколений (они приведены в работе, наряду с современными);

  3. Обнаружены интересные факты в традициях выбора имён для детей данной семьи.

  4. Установились более доверительные отношения между родственниками, взаимопонимание с родными разных поколений.


После демонстрации данной работы, многие из учащихся заинтересовались изучением своей родословной. Но прежде всего ребята поняли, в чём важность знаний истории своей семьи, какое значение несёт каждый член семьи в установлении межродственных связей, и какое влияние оказали и оказывают события в жизни, поступки, качества каждого предка на нашу современную жизнь. Тем самым ответив на вопрос, так волновавший автора работы, о том, что действительно необходимо знать семейные

традиции, чтить своих предков, пытаться понять поступки своих родных, прощать, любить и дорожить близкими людьми.



Исследовательская работа на тему:

«ПРАВДА ЛИ, ЧТО В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ?»

Выполнили ученики 4а класса:

Кожевников Евгений

Глушков Кирилл

Смышляев Александр


Авторы данного проекта взяли тему, близкую их увлечению спортом. Заметив, что некоторые одноклассники к таким занятиям равнодушны, поставили под сомнение тот факт, что тренировки имеют такое большое значение, о котором говорят взрослые. И решили проверить, верна ли поговорка, слышимая ими с детства «В здоровом теле – здоровый дух».

Предмет исследования: занятия спортом.

Цель исследования: определить роль занятий спортом в жизни учащихся.

Задачи исследования:

  1. Выяснить, влияет ли спорт на главную деятельность школьника – учебную.

  2. Установить, оказывают ли влияние занятия физической культурой на здоровье учащихся.

  3. Представить своё исследование для обсуждения с одноклассниками по теме «Здоровый образ жизни».

Этапы исследования:

  1. Подготовительный

  • наметить цели и задачи исследования;

  • разработать план проведения исследования;

  • поинтересоваться у одноклассников о присутствии в их внешкольном расписании занятий спортом (регулярности, частоте);

  1. Экспериментальный

  • провели анкетирование одноклассников, целью которого было выяснить, сколько раз в неделю они уделяют занятиям спортом;

  • сопоставили результаты с успеваемостью учащихся и выводы представили в виде диаграммы, которая показывает, что те школьники, которые занимаются спортом чаще и в учёбе достигают более высоких результатов;

  • выяснили у медсестры количество пропусков по болезни и также с помощью диаграммы наглядно показали, что от частоты занятий спортом зависит и физическое здоровье учащихся, те, кто реже занимается спортом, болеет чаще.

  1. Оформление проекта и создание презентации.

  2. Подведение итогов исследования.

Результаты исследования:

  1. Сделали вывод о пользе занятий физической культуры и спортом, доказали справедливость и актуальность старинной поговорки «В здоровом теле – здоровый дух»;

  2. Продемонстрировали данную исследовательскую работу учащимся, наглядно доказав им необходимость спортивных занятий для правильного физического и умственного развития.

  3. Способствовали привлечению учащихся к занятиям физической культурой.


Практикуя использование проектной деятельности в воспитательной работе, учитель отдаёт учащимся обе роли: воспитателя и воспитуемого. Не имея чётких назиданий и указаний, учащиеся самостоятельно, с интересом и более детально рассматривают разные аспекты воспитательной работы, делая заведомо правильные выводы и стремясь представить доказательства и как можно более убедительно изложить их своим одноклассникам. Таким образом, сам процесс воспитания проходит, исключая диктаторство и абсолютное подчинение, а переходит в плавное рассуждение и определение истины путём высказывания и обсуждения различных вариантов и поиска из множества единственно правильного решения. И пусть в некоторых случаях приходится заново «изобретать велосипед», зато такие воспитательные уроки на детей оказывают влияния гораздо больше и усваиваются ими гораздо лучше, а именно это и является нашей целью.





















ЛИТЕРАТУРА

к статье учителя

МОУ «Гимназия №4 им. А.С. Пушкина»

КРЫЛОВОЙ ИРИНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ


  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998.

  2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – М., 1987.

  3. Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах (Серия «Сердце отдаю детям»).- Ростов н/Д, «Феникс», 2004.

  4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.,1972.

  5. Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -
    М.: Мир безопасности, 1998.

  6. Федосюк Ю. Что означает Ваша фамилия? – М,: Детская лите­ратура, 1969.

  7. ЧерёмошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. – Ярославль: Ака­демия развития, 1997.





Интернет - ресурсы





  1. http://school-08.berdsk-edu.ru/p23aa1.html – Воспитательная работа в начальной школе.

  2. www.BestReferat.ru/referat-78163.html - Воспитательная работа в начальных классах.

  3. http://kosber.edurm.ru/vospitatelnaya_rabota.html - Воспитательная деятельность школы.









Использование проектной деятельности обучающихся в воспитательной работе
  • Классному руководителю
Описание:

  Статья "Использование проектной деятельности обучающихся в воспитательной работе" представляет собой информацию для классных руководителей из личного опыта учителя о способах привлечения учащихся к проектной и исследовательской деятельности, о способах формирования способности к самостоятельному исследованию и применении проектных работ в воспитательной работе с классом.

      В статье также представлены несколько вариантов исследовательских проектов, которые были выполнены учащимися 4 класса и могут быть взяты учителями для дальнейшего исследования.

Автор Крылова Ирина Евгеньевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 475
Номер материала 47834
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓