Инфоурок Математика Другие методич. материалыИспользование приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики с целью развития личности учащихся

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики с целью развития личности учащихся

Скачать материал
Скачать материал "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики с целью развития личности учащихся"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Районный конкурс профессионального мастерства 
«Учитель года – 2015»Конкурсно...

    1 слайд

    Районный конкурс профессионального мастерства
    «Учитель года – 2015»
    Конкурсное задание «Методический семинар»
    Учитель математики
    первой квалификационной категории
    Закусило Татьяна Александровна

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
    Онохинская средняя общеобразовательная школа

  • Тема: «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уро...

    2 слайд

    Тема: «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики с целью развития личности учащихся»
    Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

    Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

    Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
    ТРКМ вооружает методами и способами самостоятельной работы.
    Ученики теряются в новой ситуации.
    Ученики ограничены в гибкости мышления

  • Актуальность выбранной темы.Происходящие изменения в современном обществе тре...

    3 слайд

    Актуальность выбранной темы.
    Происходящие изменения в современном обществе требуют модели образования, ориентированной на развитие личности обучающегося, его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации и самоопределению.
    Требования, предъявляемые к выпускнику школы, не могут быть достигнуты без хорошо развитого мышления.
    Актуальными в педагогическом процессе сегодня становятся инновационные технологии, направленные на развитие творческой личности.

  • Цель и задачиЦель - исследовать эффективность применения технологии развития...

    4 слайд

    Цель и задачи
    Цель - исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся.
    Задачи :
    1) обеспечить переход от пассивно-воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем;
    2) научить применению полученных знаний в реальной жизненной ситуации для решения практической проблемы;
    3) создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся;
    4) освоить и внедрить в практику современные технологии, реализующие компетентностный подход в обучении математике .



  • Инновационность проектаУчитель, владеющий технологией развития критического м...

    5 слайд

    Инновационность проекта
    Учитель, владеющий технологией развития критического мышления, способен:
    создать условия для развития личности, способной критически мыслить,
    проектировать пути и способы достижения поставленных задач,
    анализировать собственную деятельность;
    использовать разнообразный комплекс методов и приёмов ТРКМ, так как данная технология является общепедагогической, надпредметной, личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.

  • Подходы к теме в истории отечественной педагогикиЛ. С. Выготский
(1896 – 1934...

    6 слайд

    Подходы к теме в истории отечественной педагогики
    Л. С. Выготский
    (1896 – 1934 г)
    «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.»
    А. М. Матюшкин
    (1927 – 2004 г)
    « уровень развития творческого мышления зависит от качества овладения теоретическими знаниями, от установления разнообразных связей между ними.»

  • Мышление самостоятельноеОсновано на убедительной аргументацииНачинается с пос...

    7 слайд

    Мышление самостоятельное
    Основано на убедительной аргументации
    Начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
    Информация является отправным, а не конечным пунктом
    мышление социальное
    Признаки критического мышления:

  • Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:

    8 слайд

    Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:

  • Модель построения уроков в технологии развития критического мышления

    9 слайд

    Модель построения уроков в технологии развития критического мышления

  • Приём  «До-После» 
Описание: прием из технологии развития критического мышлен...

    10 слайд

    Приём «До-После»
    Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
    Формирует:
    умение прогнозировать события;
    умение соотносить известные и неизвестные факты;
    умение выражать свои мысли;
    умение сравнивать и делать вывод.
    В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
    Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
    Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.
    Стратегия “Вопросительные слова”.
     
    Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
    Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

    Приёмы обучения в технологии развития критического мышления

  • Приём «Толстый и тонкий вопрос»

Это прием из технологии развития критическог...

    11 слайд

    Приём «Толстый и тонкий вопрос»

    Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
    Стратегия позволяет формировать:
    умение формулировать вопросы;
    умение соотносить понятия.
    Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.
    Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
    После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
    Приём "Инсерт".

    Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.
    "Инсерт" - это:
    I - interactive - самоактивизирующая
    N - noting
    S - system - системная разметка
    E - effective - для эффективного
    R - reading - чтения
    T - thinking - и размышления
    Приём используется в три этапа:
    В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
    Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;
    Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
    Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
    Приёмы обучения в технологии развития критического мышления

  • Стратегия “ИДЕАЛ”

Это стратегия технологии развития критического мышления....

    12 слайд

    Стратегия “ИДЕАЛ”

    Это стратегия технологии развития критического мышления.
    Стратегия позволяет формировать:
    умения определять проблему;
    умение находить и формулировать пути решения проблемы;
    умение выбирать сильное решение.
    Пример.
    Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как.
    Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
    Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
    А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.
    Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.
    Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

    Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
    Приёмы обучения в технологии развития критического мышления

  • Приём «З-Х-У»

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной...

    13 слайд

    Приём «З-Х-У»

    Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
    Формирует:
    •умение определять уровень собственных знаний;
    •умение анализировать информацию;
    •умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
    Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
    На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
    Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.
    Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
    Приёмы обучения в технологии развития критического мышления

  • Приём “Генераторы-критики”

Педагог ставит проблему, не требующую длительного...

    14 слайд

    Приём “Генераторы-критики”

    Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.
    Пример.
    Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.
    Приём "Синквейн"

    Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
    1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
    Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
    Приёмы обучения в технологии развития критического мышления

  • Приём  "Ромашка" Блума 
Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, кажды...

    15 слайд

    Приём "Ромашка" Блума
    Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
    Пример.
    Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
    Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
    Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
    Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
    Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
    Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?".
    Приёмы обучения в технологии развития критического мышления

  • Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, раз...

    16 слайд

    Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Всё это необходимо не только на уроке математики. В этом заключается метапредметность данной технологии и её значимость.

  • Результативность сдачи экзамена по математике

    17 слайд

    Результативность сдачи экзамена по математике

  • Интерес к предмету математика 
2014-2015 учебный год

    18 слайд

    Интерес к предмету математика
    2014-2015 учебный год

  • Ожидаемые результаты:
Применение данной технологии учителями в образовательно...

    19 слайд

    Ожидаемые результаты:
    Применение данной технологии учителями в образовательном процессе даст возможность учащимся овладеть УУД, так как ТРКМ позволяет решать задачи:
     образовательной мотивации: повышения интереса к процессу учения и активного восприятия учебного материала;  
    информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
    социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

  • Список используемой литературы:


Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие крити...

    20 слайд

    Список используемой литературы:


    Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
    Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
    Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
    Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В.Давыдова. – М.: АСТ:Астрель, 2010.
    Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании./ И. В.Роберт– М.: Школа-Пресс, 2007.)
    Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. Том 2. - М., 1999.-с.187.
    Фестиваль  педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
    Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
    Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998










Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

                                                                                                                                                                        

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 729 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 747
    • PPTX 622.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Закусило Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 9749
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование умений и навыков самостоятельной работы у обучающихся 5-9 классов на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 451 человек

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 859 человек

Курс повышения квалификации

Мастерство мышления: развитие SoftSkills и математической логики

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 10 регионов

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 840 человек из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 339 человек

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе