Главная / Логопедия / Использование пословиц в работе логопеда.

Использование пословиц в работе логопеда.

Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

п/п

Разделы программы

Примеры использования произведений УНТ

1.









































2.













3.





















4.













5.

























6.































7.





8.

Развитие навыка звуко-буквенного анализа.







































Фонематический анализ и синтез слов.













Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.



















Формирование навыков слогового анализа и синтеза.











Словарная работа.

























Анализ предложений.































Связная речь.





Развитие психических функций.

  1. Соединить правильно части пословиц и поговорок. Подчеркнуть в них все гласные буквы:

Труд кормит, да дело знай.

Новых друзей наживай, а лень портит.

Играть играй, а старых не забывай.

  1. В названиях русских народных сказок изменена всего одна буква. Найти эти «неправильные» буквы и восстановить подлинные названия сказок:

Золотая рубка (Золотая рыбка).

Кит и лиса (Кот и лиса).

Корочка Ряба (Курочка Ряба).

Миша и медведь (Маша и медведь).

Кепка (Репка).

Иван – крестьянский сон (Иван – крестьянский сын).

Лиса и котёл (Лиса и козёл).

  1. Составить другие предложения, в которых слова начинались бы с первых букв данных пословиц:

Без ученья нет уменья. (Багаж утром надо упаковать.)

Дело мастера боится. (Дедушка мастерит бочку.)

Скромность красит человека. (Саша купил чемодан.)



  1. Определить количество слогов в названиях сказок, назвать все слоги:

Репка, Колобок, Снегурочка, Золушка.

  1. Вставить там, где нужно, мягкий знак:

Ласточ(ь)ка ден(ь) начинает, а соловей вечер кон(ь)чает.

Радост(ь) не веч(ь)на, печал(ь) не бесконеч(ь)на.

Люби брат(ь), люби и отдават(ь).



Найти в пословицах однокоренные слова. Записать их, добавляя ещё по 3-4 однокоренных слова. В каждом слове выделить корень, поставить ударение:

Ум да разум надоумят сразу.

Думай, да чтобы не передумать.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Мил гость, что недолго гостит.

Горе горевать – не пир пировать.

С плохими косцами плох и укос.

Маленькое дело лучше плохого безделья.



  1. «Расколдовать» слова – подчеркнуть в каждом из них лишний слог. Прочитать лишние слоги по порядку. Какая пословица спряталась между словами?

паСУльто, шуДЯТба, брюНЕки, косПОтюм, рубашСЛОка, туВАМфли, таАпочки, галоПОши, боДЕтинки, саЛАМпоги

  1. Составить из слогов названия сказок.



  1. В сказке «Три медведя» найти слова, образованные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

  2. Вставить в пословицы слова с противоположным значением:

Близкий сосед лучше (дальней) родни.

Верёвка хороша длинная, а речь (короткая).

Горькая правда лучше (сладкой) (лжи).

Ранняя пташка носик прочищает, а (поздняя) глаза протирает.

  1. Работа с многозначностью слов.

Какие слова надо вставить в пословицы, объяснить их лексическое значение:

Нашла (коса) на камень. (Коса) – девичья краса.

Что на уме, то и на (языке). (Язык) до Киева доведёт.



  1. В отрывках из сказок определить границы предложений, расставить точки и заглавные буквы:

попав в чудесный лес, Настенька огляделась в траве росли арбузы и ананасы апельсины и абрикосы так и падали в руки тихо пела арфа у фонтана стоял на одной ноге аист среди травы рос сказочной красоты аленький цветочек

  1. Соединить части пословиц:

Добро помни, по уму провожают.

Трудно найти, а падчерицу ругает.

По одежде встречают, а зло забывай.

Мачеха свою дочь хвалит, легко потерять.

  1. Найти в пословицах предлоги, выписать их:

Жизнь дана на добрые дела.

Все – за одного, один – за всех, тогда и в деле будет успех.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.



Восстановление текстов из сказок (расставить предложения в правильном порядке).



Отгадать названия русских сказок:

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке. (Колобок)

А дорога далека,

А корзина нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка)

По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра. (По щучьему велению)

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка! (Снегурочка)

Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Лиса и журавль)

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят)

Ах, ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (Петушок – золотой гребешок)







Использование пословиц в работе логопеда.
  • Логопедия
Описание:

Художественное слово в работе логопеда с детьми, с родителями и педагогами.

Возможности использования   пословиц учителем-логопедом в работе с детьми, педагогами и родителями велики и разнообразны:

  1. Использование пословиц для автоматизации, дифференциации звуков звуков и совершенствования звуковой стороны речи;
  2. Использование пословиц для развития общеречевых навыков, для отработки интонационной выразительности, обучение использованию выразительных средств;
  3. Использование пословиц для  расширения словарного запаса и развития связной речи;
  4. Для развития мимики и жестов;
  5. В обучении делать выводы, умозаключения пословицей;
  6. Пословицы могут служить  опорой  для изучения некоторых грамматических  категорий  (антонимы,  предлоги, слов признаков, действий…)  
  7. Помогают знакомить детей  с народной мудростью, традициями.
  8. Пословицы являются средством умственного воспитания, учат понимать скрытый смысл  фраз, помогают в обучении детей делать выводы, умозаключения пословицей;
  9. Помогают в обучении детей  яркому и образному выражению  своих мыслей, развитию понимания красоты  русской  речи.
  10. Помогают поддерживать связь поколений.
  11. Учат детей использовать меткое слово для характеристики героя или человека.
  12. Использование пословиц для создания формы занятий
  13. Использование пословиц для решения воспитательных задач, для формирования культурного поведения и положительных качеств личности (вежливость, скромность, трудолюбие, ответственности…)
  14. С помощью пословиц можно решать спорные ситуации с родителями и коллегами.
Автор Мартыненко Елена Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 781
Номер материала 28457
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓