Главная / Начальные классы / Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.














Использование пословиц и поговорок

на уроках русского языка и литературного чтения

в начальной школе.





Чернова С.В

учитель начальных классов

МОУ ООШ №3

г Переславль-Залесский

2014г





Содержание:

  1. Введение. Стр.

  2. Глава 1. История возникновения и создания пословиц и поговорок. Стр.

  3. Глава 2. Пословицы и поговорки как учебный материал. Стр.

  4. Глава 3. Методика работы над пословицами и поговорками. Стр.

  5. Глава 4. Работа над пословицами и поговорками на уроках литературного чтения. Стр.

4.1. Виды работ с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения во 2 классе. Стр.

4.2. Виды работ с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения в 3 классе. Стр.

4.3. Виды работ с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения в 4 классе Стр.

6. Глава 5. Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка. Стр.

5.1. При изучении безударных гласных, проверяемых ударением. Стр.

5.2. Правописание звонких и глухих согласных. Стр.

5.3. Непрверяемые безударные гласные. Стр.

7. Глава 6. Игры, упражнения и задания с использованием послвичного материала. Стр.

8. Заключение. Стр.

9. Список использованной литературы. Стр









Введение

В современной начальной школе перед учителем стоят задачи:открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.

Материальные и духовные ценности, созданные человеческим обществом характеризуют определённый уровень развития общества. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми — всё впитывает в себя ребёнок, наблюдая, слушая, читая. В пословицах и поговорках запечатлён весь познавательный опыт народа, его морально — этические, социально — эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами.

Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, её восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, её история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове». (65, с.296). Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу — родной язык, остались бессмертными».

«Русский народ создал огромную изустную литературу — мудрые пословицы и поговорки... Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик. Была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам,связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» (66 с.17) Слова А.Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор — это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас.

Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе. Использование пословиц и поговорок в обучении имеет давнюю историю, и обращение к ним современного учителя было бы делом далеко небесполезным.

В этой истории значительное место занимает Ф.И. Буслаев, который в своей работе «О преподавании отечественного языка» (1844г.) изучение пословиц и поговорок выделял в качестве самостоятельного вопроса.

Перед написанием данной работы мы изучили исследования психологов: И.В. Дубровиной, П.П. Блонского, В. Кузина, а также методические рекомендации учёных и педагогов: В.А.Изотовой, А.А. Синцовой, Л.А.Харитоновой, Л.С.Ульяницкой, Н.Н. Светловской.

Большое внимание в исследовании этих педагогов и психологов уделяется вопросам психологии младшего школьника, даются практические рекомендации по развитию чувств, речи младших школьников средствами фольклора.

Не случайно фольклор широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент произведения устного народного творчества.

Целью данной работы является обобщение сведений о возможности использования пословиц и поговорок для активизации познавательной мотивации на уроках литературного чтения в начальной школе

В соответствии с целью были определены основные задачи:

  • изучить состояние проблемы в теории и практике обучения;

  • выявить наиболее эффективные методы и приёмы в работе над данным материалом;

  • показать дидактический аспект работы над пословицами и поговорками на литературного чтения в начальной школе.

Важнейшие источники исследования:

  • литература по вопросам теории и методики проблемы:

  • опыт учителей, методистов, описанный в литературе, периодической печати.

Методы исследования:

  • сравнение, сопоставление, анализ учебно — методической литературы по проблеме исследования;

  • изучение состояния проблемы в опыте учителей;

  • наблюдение за учебным процессом.

Объём и структура работы: работа состоит из


I. История возникновения и создания пословиц

Возникновение пословиц относится к глубокой древности. В них сосредоточен и выражен в краткой художественной форме свод знаний, наблюдений, примет трудового народа. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям.

Источники появления пословиц довольно разнообразны. Главные из них — непосредственные жизненные набдюдения людей, социально — исторический опыт народа. Часть пословиц и поговорок, бытующих в народе, восходит к книжным источникам. Дидактические стихотворения из старинных рукописей, стихи поэтов, а также произведения, вышедшие из классического Востока, в определённой степени пополнили состав восточных пословиц.

Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к её врагам, стойкость, мужество и героизм русского народа — всё это отразилось в коротких, но мудрых изречениях.

Трудовые люди, создающие все богатства страны и защищавшие её от иноземных захватчиков, долгие века изнывали под тяжким гнётом эксплуатации и порабощения. Виновников своей тяжёлой жизни, своих страданий народ видел в боярах, чиновниках, церковниках, помещиках, а затем в капиталистах. Немало создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная жизнь крестьянина, противопоставленная сытой и беззаботной жизни выжимающего из него все соки господина (Убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест; Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку; Мужицкими мозолями бары сыто живут). Особенно много пословиц, едко высмеивающих попов и монахов, их жадность, корыстолюбие, эгоизм (Попу да вору всё впору; Волчья пасть да поповские глаза — ненасытная яма).

Бедняку некуда и некому было пожаловаться. Чиновники стояли на страже тех же крепостников (Где сила, там и закон). В суд нельзя было прийти без взятки, что было возможно только богачам. И, конечно, дело всегда решалось в их пользу. (Где суд там и неправда).

Жизнь постоянно убеждала народные массы, что ни бог, которому они молились, ни царь, на которого они надеялись, не приносят желаемого облегчения. До бога высоко, до царя далеко — такой вывод неизбежен. Возлагать надежды можно было только на собственные силы. В самые тяжёлые времена народ не переставал мечтать о воле (в каменном мешке, а думка вольна), о расправе над своими хозяевами (Есть и на чёрта гроза; Пустить красного петуха), о счастливой жизни (Будет и на нашей улице праздник). Классовая борьба, явная или скрытая, никогда не прекращалась, и меткое слово было острым оружием в этой борьбе. Недаром среди феодалов возникли такие пословицы: Холопье слово, что рогатина; Смерда взгляд хуже брани.

Но постепенно менялись взгляды и представления людей. Особенно резкая перемена в сознании народа наступила после Великой Октябрьской революции. Впервые в истории человечества было создано государство рабочих и крестьян, все трудящиеся получили равные права, женщины освободились от многовекового семейного и социального рабства, народ стал подлинным хозяином собственной судьбы и завоевал условия для свободного творческого труда. Пословицы не могли пройти мимо этих революционных преобразований: Ленина завет облетел весь свет; Была лучина и свеча, а теперь лампочка Ильича. Эти и многие другие изречения говорят о коренных изменениях в жизни трудящихся.

Но, создавая новое, народ не выбрасывает всё то лучшее, что накоплено за века нашими предками. Конечно, для сохранения такой, например пословицы: Деньга попа купит и бога обманет — у нас нет никаких условий. Но любовь к труду, умение и мастерство, смелость, честность, любовь к родине, дружба и другие качества, которые раньше не могли проявляться в полную силу, лишь в наше время получили все возможности для наиболее полного раскрытия. И пословицы, говорящие об этих качествах, всегда будут нашими спутниками. Не утратили своего значения и пословицы, разящие острым словом хвастовство, лень, эгоизм, лицемерие и другие пороки в поведении людей. Всегда, например, будут справедливы слова:Ленивый могилы не стоит.

Созданием новых и сохранением старых пословиц не ограничивается жизнь. Многие пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями. Жизнь отдельных пословиц можно проследить на протяжении многих столетий.

В начале 12 века летописец включил в «Повесть временных лет» древнюю даже для него пословицу: Погибоша, аки обре (погибли как обры). Речь шла об обрах, или аврах, которые нападали на славянские племена и покорили некоторые из них, но в конце 8 века были разбиты. Сходные пословицы создавались и о других врагах русского народа. Нам известна пословица: Погиб как швед под Полтавой, - которая возникла после победы войск Петра 1 над шведами в 1709 году. Разгром наполеоновской армии в 1812 году дал новый вариант этой пословице: Пропал, как француз в Москве. После свержения царизма в 1917 году возникло изречение: Погиб без славы, как орёл двуглавый.

В наше время пословицы переделываются на новый лад. Была пословица: Не топор тешет, а плотник; теперь говорят: Не трактор пашет, а тракторист. Раньше всегда говорили: Один в поле не воин. У наших солдат она зазвучала по-новому: Если по-русски скроен, и один а поле воин. Во время Великой Отечественной войны в 1941-1945гг. пословица: С миру по нитке — голому рубаха записана в таком виде: С миру по нитке — Гитлеру верёвка.

Русские писатели широко используют неиссякаемые запасы народной мудрости. Однако они не только берут из народного языка, но и обогащают его. Многие удачные выражения из произведений художественной литературы становятся пословицами и поговорками: Счастливые часов не наблюдают; Как не порадеть родному человеку; Молчалины блаженствуют на свете; Не поздоровится от эдаких похвал; Числом поболее, ценою подешевле — вот несколько изречений из комедии Грибоедова «Горе от ума», бытующих в языке в качестве пословиц. Любви все возрасты покорны; Мы все глядим в Наполеоны; Что пройдёт, то будет мило; А счастье было так возможно — все эти строки из произведений А.С.Пушкина можно слышать в устной речи. Человек, восклицающий: Есть ещё порох в пороховницах! - может иногда не знать, что это слова из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

И.А.Крылов, опиравшийся в своём творчестве на живой разговорный язык и часто вводивший народные пословицы и поговорки в свои басни, сам создал немало пословичных выражений (А Васька слушает, да ест; А воз и ныне там; А слона -то я и неприметил; Услужливый дурак опаснее врага; Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?)

Много пословиц, поговорок, метких выражений вошло в разговорный язык из произведений других русских писателей прошлого и нашего времени.

Собирание пословиц и поговорок начинается ещё в 17 веке,когда некоторые любители стали составлять рукописные сборники. С конца 17 века пословицы печатаются уже отдельными книгами. В 30-50-е годы 19 столетия собиранием пословиц занимался русский учёный и писатель Владимир Иванович Даль (1801-1872). В его сборник «Пословицы русского народа» вошло около 30 000 текстов. Он выделил для своих пословиц 179 рубрик: пословицы о предметах веры, о судьбе, о счастье и удаче, о богатстве и бедности, о достатке, скупости и прочем.

С тех пор публиковалось много сборников пословиц и поговорок, но в наше время сборник В.И. Даля является наиболее полным и ценным.

II. Пословицы и поговорки как учебный материал

Что же представляют собой пословицы и поговорки как учебный материал?

Особенность пословиц состоит в том, что они сохраняют два плана — буквальный и переносный. Чаще всего под пословицей понимают меткое образное изречение (обычно назидательного характера), типизирующее самые различные явления жизни и имеющие форму законченного предложения. Пословица выражает законченное суждение (БСЭ.М., 1975, Т.20).

Поговоркой именуют краткое образное изречение, отличающееся от пословицы незавершённостью умозаключения( там же).

В силу своей специфики пословица, стремясь к наиболее яркой выразительности, довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет («Речи как мёд, а дела как полынь», «Спи камешком, а вставай пёрышком», «Ласковое слово, что весенний день»..). Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например: «В лесу лес не равен, в миру — люди» (Деревья в лесу все разные. И люди тоже разные. У каждого своя внешность, свой характер).

Антитеза — одно из наиболее характерных художественных средств. В пословицах проявляется стремление нравственно — этически воздействовать на слушателя, показывая, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, т.е. Пословица, характеризуя явление, даёт ему оценку (Труд кормит, а что же лень? Ученье свет, а неученье что? Готовь сани летом, а что же зимой?...)

Реже, чем сравнение и антитеза используется в пословицах эпитет («Жизнь дана на добрые дела», «Всякое дело мастара боится», «Длинная нитка — ленивая швея»...). Главное в работе над эпитетом: помочь детям понять их роль в создании образа пословицы и оценить их точность, яркость и выразительность. Уместным будет задание такого типа:

Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:

За (какой?) головой, как за каменной горой,

Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.

(Какое?) слово, что весенний день.

Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.

Огромной изобразительной силой обладает метафора. Цель работы с пословицами, содержащими метафору: развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение находить в тексте метафоры; накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность; развитие у детей творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений.

Очень часто в пословицах и поговорках встречается такое средство художественного изображения, как гипербола. При работе над данным средством необходимо показать детям роль преувеличения. Используя гиперболу народ намеренно обращает внимание на важность таких качеств как трудолюбие, смелость, терпение...

Многие пословицы и поговорки донесли до нас слова и выражения, которые сейчас крайне редко, или совсем не употребляются в нашей речи — устаревшие слова. С данными пословицами и поговорками так же необходимо знакомить детей, ведь это одна из страниц нашей истории. Можно давать задание определять значение устаревших слов по толковому словарю, что будет развивать умение работы со справочным материалом.

Для пословиц и поговорок характерна ритмическая организация, опирающаяся на правильное чередование ударных и безударных слогов. Работа над ритмом пословиц и поговорок крайне необходима, т.к. Она будет являться основой для выразительного чтения стихотворений, басен...

III. Методика работы над пословицами и поговорками

Пословицы и поговорки обязательно используются в работе всеми учителями начальных классов. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательноц деятельности.

Пословицы и поговорки позволяют оживить урок, повысит его познавательное значение, привить любовь к языку.

Работа с пословицами и поговорками кропотливая, так как применение их к событиям во многих случаях затруднено. Прежде чем начать работу с пословицами и поговорками, учитель должен продумать объяснение их детям, ситуации и случаи применения их в речи, составить предложения, устно обыграть их. Можно завести с детьми специальную тетрадь для пословиц.

Основная работа с пословицами — это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы «труд кормит, а лень портит». Ребята говорят: тот кто работает, тот трудится, того уважают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. За труд ему платят деньги. Лень портит человека».

При работе с пословичным материалом следует обратить внимание на следующие моменты:

  • знакомство с мудрым словом возможно не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках;

  • подбирать и применять только те пословицы и поговорки, которые доступны пониманию учащихся;

  • пословицы и поговорки можно использовать на любом этапе урока;

  • количество пословиц и поговорок, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически и практически, и экспериментально — их не должно быть более 7-9. Именно такое количество предложений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 45 минут;

  • перечень пословиц и поговорок должен систематически пополняться. В их подборе принимают участие и ученики. Они подбирают пословицы, записывают их в тетрадь по чтению, природоведению или запоминают наизусть;

  • некоторые пословицы могут использоваться несколько раз при изучении разных тем.




IV. Работа с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения

Работу над пословицами и поговорками целесообразно начинать после изучения литературного произведения, с которым они связаны тематически. Методика работы приблизительно одинакова.

Например, на заключительном этапе изучения сказки «Лиса и журавль», после того, как определены главная мысль сказки, идея произведения, учитель обращается к пословице «Как аукнется, так и откликнется». Он задаёт вопросы учащимся: «Как вы поняли эту пословицу? Вспомните, как угощала лиса журавля. Как вы думаете, журавль обиделся на лису или нет? Как журавль поступил поступил? Почему? Как вы думаете, лиса обиделась?»

Учитель комментирует и разбирает смысл пословицы на примере сказки «Лиса и журавль»: «Если ты кого -то обидел. То с тобой могут поступить так же и тебе тоже будет обидно. Поэтому помни: как ты относишься к людям, так и люди будут относиться к тебе. В этом заключается смысл пословицы»

1.Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения во 2 классе.

  1. Составь из данных слов пословицу, объясни её смысл и определи тему: учиться, пригодится, смолоду, навек.

  2. Из данных пословиц выбери ту, которая относится к теме «Родина».

Где терпенье, там и уменье.

Всякому мила своя сторона.

Нет друга — ищи, а нашёл — береги.

  1. Прочитай пословицы, объясни их смысл и определи тему.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Один за всех, все за одного.

  1. Подумай, какие из следующих пословиц подходят к высказыванию: «Много есть на свете и кроме России всяких хороших городов и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина».

Жить — Родине служить.

Родина — мать, умей за неё постоять.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Всякому мила своя сторона.

  1. Найдите ошибки, исправьте их, объясните смысл пословиц.

Кто любит пруд - того люди чтут.

С детства не намучаешься, всю жизнь научишься.

У работящего в руках тело спорится.

  1. Вспомните начало пословиц, определите их тему.

......................, а товарища выручай.

......................., там и уменье.

......................., умей за неё постоять.

  1. Выберите из пословиц ту, которая больше других подходит к стихотворению.

Если хочешь пить, то колодец копай.

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай.

Если ж ты одинок, то чуть — чуть потерпи.

И потянутся путники по одному

И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

В. Берестов.

Нет друга — ищи, а нашёл — береги.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

  1. Соедините начало и продолжение пословиц, объясните их смысл.

Без труда не выта - дело огнём горит.

щишь

В умелых руках так и не будет скуки.

Не сиди сложа руки и рыбку из пруда.

  1. Вспомните и назовите три пословицы к теме «Учение».


2. Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения в 3 классе.

1. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Где ум, там и толк», и объясните её смысл.

Любишь брать, люби и отдавать.

Как поживёшь, так и прослывёшь.

Чужим умом жить- добра не нажить.

2. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Век живи — век учись», и объясните её смысл.

Хорошие дети — отцу и матери утешенье.

Рука победит одного, знания поборю тысячи.

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

3. Выберите пословицу, относящуюся к теме «За правое дело стой смело», и объясните её смысл.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Ешь, пей, да дело разумей.

Лучше поздно, чем никогда.

4. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Нет худа без добра», и объясните её смысл.

Кто сам плут, тот и другим не верит.

Перестань о том тужить, чему нельзя пособить.

Иное зло и терпеньем одолеть можно.

5. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Доброе дело навек», и объясните её смысл.

Доброе дело само себя хвалит.

Бежит, словно под ним земля горит.

В лихости нет ни проку, ни зависти.

6. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Жадность — покою лютый враг», и объясните её смысл.

Гнева не пугайся, а ласку не пугай.

Берут завидки на чужие пожитки.

7. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Не всё то золото, что блестит», и объясните её смысл.

Одна ласточка весны не делает.

Личиком белёнок, да душой чернёнок.

8. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Молодость не грех, а старость не смех», и объясните её смысл.

Чужим умом жить, добра не нажить.

На словах одно, а на деле другое.

И старость не страшна, коли молодые помогут.

9. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Любовь правдой крепка», и объясните её смысл.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всяк полюбит.

И мудрому человеку совет требуется.

10. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Всему своё время», и объясните её смысл.

Берегите платье снову, а честь смолоду.

Наперёд не узнаешь, где найдёшь, где потеряешь.

Повторенье — мать ученья.

11. Выберите пословицу, относящуюся к теме «На что и клад, коли в семье лад», и объясните её смысл.

Земля тарелка: что положишь, то и возьмёшь.

После дела гуляй смело.

Согласную семьб и горе не берёт.

12. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Все за одного — один за всех», и объясните её смысл.

По прутику всю метлу переломать можно.

Кулаком победишь одного, а умом тысячи.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

13. Выберите пословицу, относящуюся к теме «За родной край и жизнь отдай», и объясните её смысл.

Нет такого дружка, как родна матушка.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Доброе дело — правду говорить смело.

14. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Что посеешь, то и пожнёшь», и объясните её смысл.

Старый ворон не каркнет даром.

Пчела мала и та работает.

На добрый привет и добрый ответ.

3. Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения в 4 классе.

1. Составьте мини — рассказ по пословице.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Старый друг лучше новых двух.

Друзья познаются в беде.

Дракою прав не будешь.

Хорошо в гостях, а дома лучше.

Не смейся над старым, и сам будешь стар.

Мир не без добрых людей.

Враньё не введёт в добро.

Наскоро делать — переделывать.

2. данные пословицы разделите на две группы: назидательные и ироничные.

Век живи, век учись.

Не грози щуке морем.

От доброго слова язык не отсохнет.

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто за правду горой, тот истинный герой.

Легко чужими руками жар загребать.

Дай с ноготок, запросит с локоток.

Не место красит человека, а человек место.

3. Назовите автора, его произведения, из которых эти пословицы вошли в язык.

А воз и ныне там.

А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь.

Вперёд чужой беде не смейся, голубок.

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

4.Нарисуй рисунок, отображая смысл одной из пословиц.

Слезами горю не поможешь.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Где счастье, там и радость.

Человек не для себя родится.

Всякому мила своя сторона.

5. Разыграй мини — сценку, раскрывающую смысл пословиц (работа в парах).

Ум хорошо, а два лучше.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Кто не работает, тот не ест.

От правды некуда деться.

Доброе дело само себя хвалит.

Вместе тошно, а врозь скучно.

Дружба, что стекло: сломаешь — не починишь.

Заварила кашу — расхлёбывай.

V. Виды работ с пословицами на уроках русского языка

  1. При изучении безударных гласных, проверяемых ударением:

а) Конец — делу венец.

Кончил дело, гуляй смело.

(В первом случае имеется слово с безударной гласной, а во втором — этот гласный находится под ударением.)

Слаще всех плодов — плод честного труда.

В данной пословице имеются и проверяемое слово, и проверочное.

б) Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова:

Если г..ворить, то до всего дог..воришься.

Липнет, как см..ла к ст..не.

Как оса, лезет в гл..за.

Где счастье пл..дится, там и зав..сть р..дится.

Всякая с..сна в св..ём б..ру шумит.

На р..дной ст..ронке и камешек знаком.

Умён на сл..вах, да глуп на д..лах.

Без надобности не л..чись, зд..ровее будешь.

Дер..во держится св..ими к..рнями, а человек пищей.

За общим ст..лом еда вкуснее.

Н..га споткнётся, а гююлююве достанется.

От радости старые м..л..деют, от печали м..л..дые худеют.

Царапина была — не л..чил, язвой стала — вылечить хочет.

Зол..то позн..ётся в ..гне, человек в труде.

Не та с..бака кусает, что лает, а та, что м..лчит да хв..стом виляет.

От б..бра б..брёнок, от свиньи — поросёнок.

Держи гол..ву в хол..де, живот в гол..де, а ноги в т..пле.

Язык б..лтает, а г..л..ва не знает.

Учился ч..тать да п..сать, а выучился петь, да пл..сать.

  1. Правописание звонких и глухих согласных .

а) Береги нос в большой мороз.

Учащиеся устанавливают, что в слове нос и в слове мороз на конце слышится один и тот же глухой согласный, а пишется в одном случае с, а в другом -з. Под пословицей записываются слова:

нос — носа

мороз — мороза

Свой глаз — алмаз.

Дороже алмаза свои два глаза.

б) Нужно попытаться вспомнить такие пословицы, в которых есть проверочные слова. Например:

Не шуба греет, а хлеб.

Много снега — много хлеба.

Для закрепления орфограммы даются другие пословицы.

в) Ученикам предлагается подобрать к словам с сомнительной согласной проверочное слово:

Зелёный наря.. радует взгля...

Где тру.., там и радость.

Зимой сне.. глубокий — летом хле.. высокий.

Доброе слово человеку как дож..ь в засуху.

Береги нос в большой моро.. .

В дороге хле.. не помеха.

Был бы обе.. , а ло..ка сыщется.

Ешь пироги, а хле.. береги.

Гне.. - плохой советчик.

Договор дороже дене...

Боярин шуту ра.., да с ним не выходит в ря...

Русский наро... в словах гор.., в делах твёр...

Лицом хоро..., да душою не приго...

В чужой ло..ке всегда больше ры..ки.

Моло.. - с игру..ками, стар — с поду..ками.

Молодос..ь — пта..кой, старос..ь — черепа..кой.

Не всякая нахо..ка — кла...

Ле..ка ноша на чужом плече.

С него взя..ки гла..ки.

Речи у него сла..ки, да кусают за пя..ки.

Было в ме..ке, стало в гор..ке.

Чтобы ры..ку съесть, надо в воду лезть.

Из одной кле..ки, да неровны де..ки.

Сладок мё.., да не по две ло..ки в ро...

Хороша ка..ка, да мала ча..ка.

Хорошенького понемно..ку, сла..кого не досыта.

Ко..ке — игру..ки, мы..ке — слё..ки.

Кривая яблоня, да яблоки сла..ки.

Одному вер..ки, другому коре..ки.

По Ива..ке и руба..ка.

Быль за ска..кой не угонится.

Сядем ря..ком, да поговорим ла..ком.

Голосиста пта..ка, да грязна руба..ка.

  1. Непроверяемые безударные гласные.

На уроках русского языка периодически нужно записывать эти слова на доске, чтобы учащиеся визуально воспринимали их написание.

Мороз да метели под февраль налетели.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Человек без родины, что соловей без песни.

Плотника не шуба греет, а топор.

Умный себя винит, глупый — своего товарища.



VI. Игры, упражнения и задания с использованием пословичного материала

  1. Подборка пословиц и поговорок к произведению. Можно подобрать одну пословицу или поговорку, раскрывающую основную мысль произведения, а можно несколько для работы над текстом произведения.

  2. Подборка или распределения пословиц и поговорок на определённую тему (о добре и зле, о природе, о лени, о труде...).

  3. Сравнение пословиц и поговорок разных народов одной тематической группы.

  4. Соотнесение пословиц и поговорок с соответствующими иллюстрациями к ним.

а) к одной иллюстрации подобрать несколько пословиц;

б) к одной пословице подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих её смысл.

  1. «Собери пословицу». Восстановление текста пословицы из отдельных частей, на которые она разделена. При этом могут применяться различные по форме фигуры, которые надо соединить так, чтобы была возможность прочесть написанное.

  2. «Вспомните пословицу!» Назвать 20 пословиц и поговорок, в которых упоминается одно из следующих слов: дом, свинья, ворона, кошка, цыплята, телега, конь, яблоня, камень, собака, колодец, платье, дрова, телёнок, оса, топор, овца, сапоги, мешок, кувшин.

  3. Назвать пословицы, связанные со всеми изображёнными на какой — либо сюжетной картинке предметами.

  4. Игра «Кто больше?» за определённое время записать или назвать как можно больше пословиц на определённую тему или с определённым словом.

  5. Игра «Пословицы шутят».

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё -то место заняла?

Первый клин комом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами с ушами.

Не ноги горшки обжигают.

От бобра бобра не ищут.

В здоровом теле здоровый пух.

Крутится как булка в колесе.

На безрыбье и бак — рыба.

Яйца куницу не учат.

Не делай из муки слона.

Голода не бойся, по пояс мойся.

Два сапога — тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Голод - не щётка.

Один в золе не воин.

Трус своей лени боится.

Жди у горя погоды.

Толочь в ступе соду.

Полк в овечьей шкуре.

Трус кормит, а лень портит.

Лучшее — врач хорошего.

Нашла коза на камень.

Рождённый ползать метать не может.

Лось человека не красит.

Терпение и пруд всё перетрут.

Правда глаза полет.

Не зная броду не суйся в моду.

Купить кита в мешке.

  1. Отгадать пословицу по двум словам.

Дело — безделье.

Дело — потеха.

Дружба — служба.

(Маленькое дело лучше большого безделья. Делу время, а потехе час. Дружба дружбой, а служба службой.)

  1. «Добавьте букву!»

К каждому слову прибавить одну букву в начале, в середине или в конце, чтобы образовались новые слова (например, шпага- шпагат, база — базар и т.д.) Из добавленных букв при чтении сверху вниз при чтении составится пословица.

  1. «Шутка наборщика»

Попробуйте расшифровать эту пословицу.

-О — Ч — Л Д — Л — Г — Л — Й — М — Л - !

(Кончил дело — гуляй смело.)

  1. «Где пословица зарыта?»

Составьте пословицу из слов, причём берите из них столько букв, сколько указано в скобках.

УХА (1), КАПУСТА (2), ФАРА (2), ХАЛАТ (2), ГЛАГОЛ (3), КОЗА (2), ВЕЛОСИПЕД (3), ВЕНИК (2), ИМЯ (1).

(У страха глаза велики.)

  1. «Собери пословицу».

В каждой пословице выберите по слову и составьте новую.

а) От иной похвалы хоть в землю уйти.

Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Не солома красит гумно, а зерно.

Человека встречают по одёжке, а провожают по уму.

Где охота и труд, там и поля цветут.

(Землю солнце красит, а человека труд.)

б) Все за одного, один за всех.

Не всё то золото, что блестит.

Не бойся браться, так и не страшись делать.

Виноватый винится, а правый ничего не боится.

Из дуги оглобли не сделать.

(За всё браться — ничего не сделать.)

  1. Заключение:

Как показал опыт проведения уроков, на которых был использован пословичный материал, использование вышеназванных типов упражнений не только возможно, но и целесообразно, т.к. пословицы и поговорки:

- помогают привлечь внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова;

- помогают с помощью разнообразных языковых средств понять их роль в создании образа и оценить их точность, яркость и выразительность;

- обогащают и активизируют словаро учащихся;

- развивают устную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность;

- развивают поэтический слух.

Значение пословиц и поговорок очень велико. Не зря сам народ говорит: «Имеешь ум — следуй за умом, нет его — следуй за пословицей». А.С. Пушкин восторженно восклицал: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! И что за золото!» «Вот как хорошо сочиняют мужики, - сказал как — то Л.Н. Толстой, читая сборник русских пословиц. - Всё просто, слов мало, а чувства много».

Необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок , поднять их на более высокий уровень. А чтобы проводить эту работу с учащимися, учитель должен правильно использовать истоки педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.










Список использованной литературы:

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. - М.: Детская литература, 1988г.

  1. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д. Ушинского. // Начальная школа. - 1994г., №3.

  2. Вавилова Н.С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа. - 1994г., №3.

  3. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.: Просвещение, 1963 г.

  4. Гвоздарёв Ю.А. Язык есть исповедь народа.. - М.: Просвещение, 1993г.

  5. Даль В.И. Пословицы русского народа. - М.: Изд — во Эксмо, 2003г.

  6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: 1955г.

  7. Евстифеева Н.А. Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения. // Начальная школа. 2007г. №9

  8. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного народного творчества русского народа. // Начальная школа. 2000г. - №5.

  9. Кабинетская Т.Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. - Псков: ПОИУУ, 1994г.

  10. Кислиденко Л.А. Использование пословиц на уроках. // Начальная школа. 1997г. №7

  11. Кирюхина О. Используйте на уроках русского языка. // Начальная школа. 2001г. №9

  12. Королёва Т.П. Работа с пословицами на уроках русского языка. // Начальная школа. 2000г. №7

  13. Тупицина Т.С. Пословица — всем умам помощница. // Начальная школа. 1991г. №7

  14. Черногрудова Е.П. Возможности использования русских народных пословиц на уроках. // Начальная школа. 2009г. №9

  15. Яковлева К.Н. Краткие методические указания к использованию пословиц и поговорок на уроках. // Начальная школа. 2009г. №4.

















Приложение 1

Использование пословиц, поговорок

и фразеологических оборотов при словарно-орфографической работе

1 ДОРОГА

Всякая дорога вдвоём веселей.

Добрая слава за печкой сидит, а худая по дорожке бежит.

Пробить себе дорогу.

Идти по плохой дорожке.

Беседа дорогу коротает, а песня – работу.

В иное место дорога широка, да назад узка.

Объясните смысл пословиц и значение фразеологических оборотов. Сгруппируйте пословицы и фразеологические обороты в зависимости от того, в каком падеже в них стоит существительное ДОРОГА.

2 ПАССАЖИР

Ехал в Казань – ехал в Рязань.

Тише едешь – дальше будешь.

Поехала кума неведомо куда.

Долгие проводы – лишние слёзы.

Рано оседлали да поздно поскакали.

Определите какие из них и каким образом могут быть связаны со словом ПАССАЖИР.

3 БЕСЕДА

Зовут к соседу на весёлую беседу.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Жить в соседях – быть в беседах.

Из данных пословиц и поговорок назовите ту, в которой нет глаголов. Прочитайте и объясните смысл пословицы, в которой нет имен прилагательных. Что можете сказать об оставшейся поговорке?

4 ВЕЛЕТЬ

Азбука – к мудрости ступенька.

Век живи – век учись.

Для учения нет старости.

Учи показом, а не рассказом.

Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.

Что общего в данных пословицах и поговорках? Выделите из них те, в которых нам велят что-то сделать.

5 ТОВАРИЩ

Конный пешему не товарищ.

Волк коню не товарищ.

Определите смысл данных пословиц. Найдите в этих пословицах сходные по значению слова, которые имеют общую часть.

6 ЗАВТРАК, ОБЕД

На доске написано пять пословиц с изученными словами и один фразеологический оборот. Прочитайте их, вставляя одно из изученных слов.

Ложка хороша к ….

Кормить ….

За … соловей, а после … - воробей.

Ужин не ужин, был бы ….

Не будет хлеба, не будет и ….

Каков дед, таков и ….

7 ОВЕС

Сей овёс в грязь – будешь князь.

Овёс любит хоть воду, да в пору.

Сей овёс, когда босая нога на  пашне не зябнет.

Овес и сквозь лапоть прорастёт.

Прочитайте пословицы. О каких новых качествах овса узнали? Напишите одну из данных пословиц по памяти.

8 ЯБЛОКО

Яблоку негде упасть, яблоко раздора, как румяное яблочко, яблочко от яблоко от яблоньки недалеко падает.

Прочитайте запись на доске, соблюдая такую последовательность:

1) фразеологические обороты; 2) пословица.

Раскройте смысл пословицы.

9 ТОПОР

За комаром не ходят с топором.

Хоть топор вешай.

Дал топор, дал и топорище.

Сказал, как топором отрубил.

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Как тонет, топор сулит, вытащишь – топорища жаль.

Топор острее, так и дело спорее.

Топор одевает, топор обувает.

Не топор тешет, а плотник.

Раскройте смысл пословиц и фразеологических оборотов.

Напишите пословицы о доброте, в которых есть слово ТОПОР.

10 СОЛОМА

Семеро одну соломину подымают.

Не солома красит гумно, а зерно.

Лежит на соломе, а говорит с ковра.

Не подкладывай к огню соломы.

Дома и солома съедома.

Привыкает корова и ко ржаной соломе.

Соломой не подопрёшь хоромины.

Объясните смысл каждой пословицы. Среди написанных пословиц найдите те, смысл которых определяется какими-либо качествами соломы.

11 КОРАБЛЬ

Сжечь корабли.

Воду кораблям, песок журавлям.

Большому кораблю – большое плавание.

Попасть с корабля на бал.

Прочитайте по группам пословицы и фразеологические обороты и объясните их смысл. Охарактеризуйте слово КОРАБЛЬ как часть речи.

12 ОРЕХ

Под орех разделать.

На орехи досталось.

Твердый орешек.

Когда зубов не стало, тогда и орехов принесли.

Клади в карман орехи, да гляди – нет ли прорехи.

Не по зубам мне эти орешки.

Не разгрызёшь ореха, так и не съешь ядра.

13 ЯГОДА

Гриб не хлеб, а ягода не трава.

С одной ягоды сыт не будешь.

Ягоду не видал сорок два года, а хоть бы и век,  так нужды нет.

Можно ли объединить данные пословицы в одну группу и по какому признаку?

(Ягоды не основная пища).












Приложение 2

Фрагмент конспекта урока чтения

по традиционной системе во 2 классе

на тему: «Загадки, пословицы, поговорки».


Цели: 1) продолжить работу над жанрами устного народного творчества; учить

детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и

поговорках;

работать над формированием нравственных ценностей у детей;

2) развивать сообразительность, умение рассуждать, сравнивать;

3) приобщать к богатствам народного языка, воспитывать культуру

общения.

Ход фрагмента урока:

1. Работа с пословицами:

1) Рассказ учителя: «Ответы на все случаи жизни есть

у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя, радость ли

на всякие переживания даст разумный совет, наставление,

утешение или развеселит пословица. Никто не знает, когда

возникли пословицы и поговорки. Несомненно лишь одно: они

пришли из далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость

народа. В них выражен народный опыт, наблюдения, это

своеобразный учебник жизни, так как они помогают оценить свои

поступки и действия других людей».

2) Чтение пословиц:

(прочитав пословицу учитель спрашивает детей)

Беседа: - Понравилась ли вам пословица?

Создание - Мне она тоже очень понравилась. Вот только, я не

поняла, проблемной почему здесь написано, что «поговорка – цветок,

пословица - ситуации: ягодка»? Что значит слово «цветок»?

(У растений появляются красивые цветы.)

- Значит поговорка это что-то красивое?

- А, можем ли мы сказать по отдельному цветку какой из

него вырастет плод? (Нет.)

Микро-вывод: - Вот и поговорка красива, прекрасна, но ещё не совсем

завершённая мысль.

- О пословице сказано, что она ягодка. А что значит

слово «ягодка»? (Ягодка – это плоды земляники, смородины)

Микро-вывод: - А раз ягода – это плод, а плоды мы с вами употребляем в

пищу, это не просто красиво и вкусно, это ещё и полезно.

- Давайте прочитаем ещё несколько определений пословицы,

которые ей дал сам народ.

- Как вы думаете, почему «пословица недаром

молвится»? (Она нужна людям. Она помогает понять главное. В

ней есть оценка хорошему и плохому.)

Работа с - Тематика пословиц разнообразна. Мы с вами разберём

толь-

учебником: ко несколько разделов.

а) – Прочитаем пословицы о Родине (чтение вслух

хорошо читающим учеником).

- Как вы понимаете эти пословицы? (Нужно защищать свою Родину.

Наши деды отдавали жизнь за Родину).

- Согласны ли вы с этими пословицами?

- Когда может употребляться каждая из них? (Когда говорят о

смелых и решительных людях, которые любят сою Родину, как

родную мать).

- Как вы относитесь к тому месту, где родились и выросли? (Я

родился в деревне и сейчас здесь живу, я люблю свою деревню).

б) – Прочитаем пословицы о дружбе (аналогичная работа).

- Каким должен быть настоящий друг? (Настоящий друг – это

человек, который тебя понимает, поддерживает в трудную ми-

нуту, помогает).

в) – Прочитаем пословицы об умении и трудолюбии.

(аналогичная работа).

- Как вы оцениваете свой труд, помогаете ли вы родителям,

друзьям? Как? (Я помогаю маме – мою посуду, подметаю пол.

Когда меня о чём-то просят старшие, то я всегда стараюсь

сделать это как можно лучше).

- Как вы думаете, почему так много пословиц посвящено в

учебнике умению и трудолюбию? (Труд - очень важен в жизни

людей. Труд всегда ценили. И наши родители работают).

г) – Прочитайте пословицы о лени и

нерадивости.

(аналогичная работа).

- Кто такой лентяй? (Человек, который ничего не

хочет делать, не помогает маме и папе, а всё время играет или

смотрит телевизор).

д) – Прочитайте пословицы о природе

(аналогичная работа).

Слово учителя: - Послушайте, что сказал великий писатель М.А. Шолохов о пословицах: «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость. Из бездны времён дошли до нас… радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень…».


























Приложение 3.

Фрагмент конспекта урока чтения

по традиционной системе во 2 классе

на тему: «Обобщение по разделу: «Устное творчество русского народа».

Цели: 1) обобщить знания о пословицах и поговорках русского народа,

продолжить формирование нравственных ценностей у детей;

2) развивать литературный вкус и логическое мышление;

3) воспитывать интерес и любовь к творчеству народа.

Ход фрагмента урока:

1. Игра «Собери пословицу».

- Восстановите исходный текст.

на доске: Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами.

(Записываем версии детей:

Не изба, а красна углами, красна пирогами.

Не пирогами изба красна, а углами.

Не красна изба углами, а красна пирогами –

исходная пословица. Не отбрасываем ни один из полученных

вариантов, обсуждаем каждый из них.)

- Почему именно третий вариант остался в памяти народной?

- Как вы понимаете слово «красна»? (Это значит красивая.

Приятно придти в тот дом, где тебя усадят за стол и угостят

чем-нибудь. Мы должны быть гостеприимными хозяевами. Важен

не внешний вид, а то как тебя встретят).

- Как нужно встречать гостей? (Нужно быть вежливым, пригласить

за стол, поставить угощение).

- Как вы понимаете – «гостеприимный человек»? (Человек,

который любит принимать у себя своих друзей, знакомых,

всегда рад приходу гостей).

2. Игра «Закончи пословицу».

- Я называю первую половину пословицы, а вы вторую.

Кто много читает… (тот много

знает).

- Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше книг мы

прочтём, тем больше мы будем знать).

- Когда так говорят?

Мир освещается солнцем… (а человек знанием).

Труд человека кормит… (а лень портит).

Повторенье - … (мать

ученья).

Не спеши языком… (торопись делом).

- Какая из пословиц понравилась и почему?

- Чему учат пословицы? (Учиться, трудиться, любить, дружить

и т.д.).

- Каким бы человеком вы хотели вырасти? (Трудолюбивым,

много знающим, настоящим учёным).

3. Игра «Назови пословицу».

- Восстановите пословицу по этим словам (слова на

табличках).

Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем

больше дров).

- Как вы понимаете пословицу? (Чем дальше идёт

время, тем больше трудностей возникает, из которых нелегко

найти выход).

Дело – мастер (Дело мастера боится).

Дело – безделье (Маленькое дело лучше большого

безделья).

Дело – потеха (Делу – время, потехе – час).

Язык – дело (Не спеши языком, торопись

делом).

- Придумайте свою историю к одной из пословиц. («Делу –

время, потехе - час». Вчера мы с мамой делали уборку на

улице вокруг нашего дома. Мы собирали мусор, ветки,

старые листья. Когда мы закончили уборку, то пошли домой

смотреть телевизор).

(Выступает 2-3 ученика).

4. Игра «Найди лишнюю пословицу».

на доске: Хвастать – не косить, спина не болит.

Не спеши языком – торопись делом.

Язык до Киева доведёт.

От слова до дела сто перегонов.

(Суть первой, второй и четвёртой пословиц сводится к

тому, что не всегда слова совпадают с делами, следовательно,

лишней является третья пословица).

5. Обобщение. Подведение итогов.



Приложение 4.

Фрагмент конспекта урока чтения

по традиционной системе во 2 классе

на тему: «Обобщение по разделу: «Устное творчество русского народа»

Цели: продолжить формирование нравственных качеств личности, развивать

умение работать в коллективе; выяснять сущности пословиц, их

воспитательную направленность.

Ход фрагмента урока:

Занятие начинается с выяснения сущности пословиц как законченной

мысли, выраженной в лаконичной, сжатой речевой форме.

1. Повторение.

а) - Вспомните как можно больше пословиц.

(Все перечисленные учениками пословицы выписываются на доске

и пронумеровываются).

б) Разбиение класса на группы по трое,

четверо (по желанию).

2. Работа в группах.

- Задание: распределите пословицы по группам, в зависимости

от их тематики, подготовьтесь объяснить смысл каждой

пословицы.

(Пока дети работают - учитель наблюдает, а ассистент –

записывает все пословицы названные детьми на заранее

подготовленные лепестки ромашки).

3. Подведение итогов.

Выступление следует после 6-7 минут подготовки.

Дети называют раздел и номера пословиц, которые вошли в этот

раздел (при этом ничего не объясняя). Остальные в это время

фиксируют ответы своих товарищей. Анализ этой работы будет

проведён после игры «Ромашка».

4. Игра «Ромашка».

- Правила игры: срываете лепесток, читаете и объясняете

смысл пословицы.

Анализ: - Были ли ошибки в определении тематики пословиц?

- Какие?

- Почему вы так решили?

5. Обобщение. Подведение итогов.

Приложение 5.

Все орфограммы начальной школы в пословицах и поговорках

Гласные после шипящих.

Делу время – потехе час.

Не торопись отвечать – торопись слушать.

В чужие сани не садись.

Грибы ищут – по лесу рыщут.

Шила в мешке не утаишь.

Чужим богат не будешь.

Чужая душа – потёмки.

Век живи – век учись.

Яйца курицу не учат.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Сам погибай, а товарища выручай.

Знания – дело наживное.

Голову держи в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

На вкус и цвет товарища нет.

Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.

Держи карман шире.

Чай пить – не дрова рубить.

Конь бежит, земля дрожит.

Дом, как полная чаша.

Чудеса в решете.

Январь – году начало, зиме – середина.

Соловей с вороной в одном лесу живут, да разные песни поют.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.

Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.


Имена собственные.


Ехал в Казань, заехал в Рязань.

У лодыря Егорки, всегда отговорки.

Куда Макар телят не гонял.

Москва слезам не верит.

Язык до Киева доведёт.


Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.


Белые ручки чужие труды любят.

Какова яблоня, таковы и яблочки.

Ложка дёгтя в бочку мёда.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Синичка – воробью сестричка.

Сначала цветочки, а уж потом ягодки.

Зимний ветер морозу помощник.

Старый друг лучше новых двух.


Правописание слов с ь – показателем мягкости.


Больше думай, меньше говори.

Смелость города берёт.

Осень – перемен восемь.

Больному всё горько.

Жить – Родине служить.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.


Разделительный мягкий знак.


Бьётся как рыба об лёд.

Снегирь зимою поёт, на снег, вьюгу и слякоть.

Здоровью цены нет.

Не игла шьёт, а руки.

Февраль силён метелью, а март – капелью.

Осенью у воробья пир.

Ученье – путь к уменью.

Апрельские ручьи землю будят.

Если зимою вьюги, то летом – ненастье.

Ветер без крыльев летает.

Где была радуга, там дождь прольётся.

Где хотенье – там и уменье.

Терпенье и труд всё перетрут.

Откладывай безделье. Не откладывай дела.

Всяк кузнец своего счастья.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Птице – крылья, а человеку – разум.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Повторенье – мать ученья.


Непроверяемые безударные гласные.


Два медведя в одной берлоге живут.

Худ обед, когда хлеба нет.

Работай до поту, так поешь в охоту.

Без капусты щи не густы.

Дорога ложка к обеду.

Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

На вкус и цвет товарища нет.

Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.

Пустили козла в огород.

Не дорог обед, а дорог привет.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Не молот железо куёт, а кузнец молотом бьёт.

Всякая дорога вдвоём веселей.

Тяп да ляп не выйдет корабль.


Безударные гласные, проверяемые ударением.


Большой говорун – плохой работник.

Сядем рядком да поговорим ладком.

Тогда пляши, когда играю.

Утро вечера мудренее.

Беда ум родит.

За худой головой и ногам не покой.

У страха глаза велики.

Не на пользу читать коли только вершки хватать.

Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам.

По платью встречают, по уму провожают.

Какие труды, такие плоды.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Дерево сильно корнями, а человек своими трудами.

Зерно в колосу, торопись сжать полосу.

Всякому мила своя сторона.

Новый год – к весне поворот.

Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.

Где птица не летает, а своё гнездо знает.


Парные звонкие и глухие согласные.


Береги нос в большой мороз.

Кошка клубком – на мороз.

В зимний холод всякий молод.

Кошка на порог, а мышка в уголок.

Кто любит труд, того люди чтут.

Терпенье и труд всё перетрут.

Сорвать прут не большой труд.

В мае дождь – будет рожь.

Пей, ешь, а правду режь.

Красна ягодка, да на вкус горька.

Рыбка мелка, да уха сладка.

Бровь да глаз рядом живут.

Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

На мышку и кошка зверь.

Мёд есть – в улей лезть.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Хвост голове не указка.

Хлеб – всему голова.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хрен редьки не слаще.

Мал золотник, да дорог.

По Сеньке шапка.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

На языке мёд, а на сердце лёд.

Старый друг лучше новых двух.

Снег глубок - год хорош.


Непроизносимые согласные.


И на нашей улице будет праздник.

Ленивому всегда праздник.

Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

Тёплые и звёздные ночи в апреле – к урожаю.

На языке мёд, а на сердце – лёд.


Двойные согласные.

Ссора до добра не доводит.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.

Истинную цену розе знает лишь соловей.

Весенний день год кормит.

Ленивому каждый день суббота.


Предлоги и приставки.


Скромность всякому к лицу.

Совесть без зубов, а гложет.

Сорока на хвосте принесла.

Без труда нет плода.

День на минуту, болтовни на час.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

Жизнь прожить, не поле перейти.

Замолчал, как воды в рот набрал.

Легко сказать, да тяжело сделать.

Снегирь под окном чирикает, к оттепели.

Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

Это ещё вилами на воде написано.

Одна пчела не много мёда натаскает.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Белый свет не клином сошёлся.

Ум за разум зашёл.

Подал ручку, да подставил ножку.

Легко чужими руками жар загребать.

Нашла коса на камень.


Разделительный твёрдый знак.


Лето собирает, а зима съедает.

Ветер снег съедает.

Съел бы пирог, да в печи сжёг.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.


Правописание существительных с шипящими на конце.


Белый лебедь серому не товарищ.

Сытый голодному не товарищ.

Будет день – будет и ночь.

Всякая вещь хороша на своём месте.

Здоровому врач не нужен.

Как в мае дождь – так и будет рожь.

Даст небо дождь, а земля рожь.

Ложь человека не красит.

Летом свет во всю ночь.


Правописание не с глаголами.


Не спеши языком, торопись делом.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.

Ссора до добра не доведёт.

С огнём не шути и воде не верь.

По снегу грибы не ищи.

Всех сластей не переешь, всех нарядов не переносишь.

Где не бывал, о том не сказывай.

Не хвастай силой, не хвались умом.

Семеро одного не ждут.


Падежные окончания существительных.


При солнышке тепло, при матери добро.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Птица рада весне, а младенец - матери.

Не грози щуке морем.

Чему научишься в молодости, пригодится в старости.

Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.

Друг познаётся в опасности.


Окончания прилагательных.


Горькая правда лучше сладкой лжи.

Держись старого друга.

Старый друг лучше новых двух.

Малое слово большую работу творит.

Чёрная земля золотую рожь родит.

Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.

Утренняя роса – добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.

Дождливое лето хуже осени.

Зима снежная – лето дождливое.

Маленькое дело лучше безделья.

На трусливого человека всегда собак много.

Хорошие речи приятно слушать.


Глаголы на – тся, ться.


Грамоте учиться всегда пригодится.

Учиться никогда не поздно.

С умным человеком разговаривать, что мёду напиться.

Надо беречься, чтобы не обжечься.

Волков бояться – в лес не ходить.

Где тонко, там и рвётся.

Слухами земля полнится.

Пуганая ворона куста боится.

В тихом омуте черти водятся.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Без слов дом не строится, без пословицы речь не молвится.


Безударные личные окончания глаголов.


Доброе слово само себя хвалит.

Правда глаза колет.

Труд человека кормит, а лень портит.

Своя ноша не тянет.

Кто не сеет, тот не жнёт.

Улитка едет, когда-то будет.

Сытый голодного не разумеет.

Видит око далеко, а ум ещё дальше.

И сила уму уступает.

Много видит, да мало слышит.

Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

Мягко стелет, да жёстко спать.

Перо пишет, а ум водит.

Одним ухом спит, другим слышит.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Сладким портят, а горьким лечат.

Трус погибает, а храбрый побеждает.


Глаголы 2 лица единственного числа.


Баснями сыт не будешь.

Без беды друга не узнаешь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Напишешь пером, не вырубишь топором.

Тише едешь, дальше будешь.

Не поклоняясь до земли и грибка не подымешь.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Близок локоть, да не укусишь.

Слезами горю не поможешь.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Кашу маслом не испортишь.

За чужим погонишься, своё потеряешь.

Слышал звон, да не знаешь где он.

Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.

Упустишь время – потеряешь час.

В решете воду не удержишь.

Конь вырвется – догонишь, а слово сказанное не воротишь.

Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.

Тише едешь, дальше будешь.

Поспешишь, людей насмешишь.


Однородные члены предложения.


Без нитки да иголки шубу не сшить.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Солнце летом греет, а зимой морозит.

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах рисует.

За совесть, за честь, хоть голову снесть.

Кто встал пораньше, ушёл подальше.

Семь раз примерь, один отрежь.


Правописание местоимений.


У вас дрова рубят, а к нам щепки летят.

У него на вербе груши растут.

Друг тот, кто в беде с тобой.

В чужом глазу соринку заметит, а у себя и бревна не разглядит.

Кто любит труд, того люди чтут.





































Приложение 6.







































Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
  • Начальные классы
Описание:

Обобщение сведений о возможности  использования пословиц и поговорок  для активизации познавательной мотивации на уроках литературного чтения в начальной школе.

 

Как показал опыт проведения уроков, на которых был использован пословичный материал, использование вышеназванных типов упражнений не только возможно, но и целесообразно, т.к. пословицы и поговорки:

 

- помогают привлечь внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова;

 

- помогают с помощью разнообразных языковых средств понять их роль в создании образа и оценить их точность, яркость и выразительность;

 

- обогащают и активизируют словаро учащихся;

 

- развивают устную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность;

 

- развивают поэтический слух.

Автор Чернова Светлана Валентиновна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3866
Номер материала 26577
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓