Главная / Физика / Использование педагогических технологий на уроках физики

Использование педагогических технологий на уроках физики

Педагогические технологии

на основе эффективности управления

и организации учебного процесса.


Подготовила: Радионова Е. Я. –учитель физики Луганской СОШ.


Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Это позволяет усилить мотивацию учащихся к учебе.

Кроме того, применение компьютера на уроках позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок по настоящему продуктивным, процесс учебы интересным, осуществляет дифференцированный подход к обучению, позволяет объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Среди разнообразных направлений педагогических технологий стоит выделить:

  • проблемное обучение;

  • обучение в сотрудничестве;

  • игровую деятельность;

  • разноуровневое обучение;

  • проектное обучение.

Проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, а также сформировать устойчивый интерес к предмету исследования. При работе над проектом осуществляется сотрудничество ученика и учителя, что способствует решению главной задачи любой школы - формированию личности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологий, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми": если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Дети должны получать удовлетворение от результата своего труда.

В проектной деятельности очень хорошо применять программные среды. Программные среды не ориентированы на конкретную предметную область, а представляют собой своего рода конструктор знаний, с помощью которого дети имеют возможность самостоятельно осваивать понятия через моделирование их содержания в форме компьютерного программирования. Обучение в форме конструирования программ позволяет существенно повысить познавательную мотивацию детей, связать учебные знания с личным опытом ребенка, позволяет включать в содержание обучения понятий, овладение которыми при традиционном обучении затруднено. Кроме того, творческая деятельность детей в средах открывает большие возможности по диагностике умственного развития, особенности личности и креативности ребенка.

Значимая роль отводиться также и мультимедийным презентациям Power Point, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких образов. Использование презентаций позволяет построить урок на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, что повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.

Кроме этого я считаю необходимо использовать всевозможные тестовые комплексы, которых на сегодняшний момент существует великое множество. Каждый преподаватель может выбрать свой, который будет использоваться для своей конкретной цели.


Педагогическая технология обучения, основанная на принципах уровневой дифференциации, была создана доктором педагогических наук, профессором Караевым Ж.А.

В условиях современного образования возникает необходимость в изменении сущности типа образовательного процесса это связано с тем, что для учащихся становится все более актуальным, не процесс изучения, не знания, умения и навыки как результат этого процесса, а учение и самообразование при котором знания , умения и навыки становятся средствами развития и саморазвития личности.

Гумманизационный подход заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится личность учащихся как целостная система, которая сама способна обучаться, чтобы приучить ученика к самостоятельному труду и объективной самооценке своей учебной деятельности.

По принципам новой технологии учитель должен организовать в первую очередь глубокое изучение личности ребенка, при чем это организовать так, чтобы учащиеся воспринимали его работу по самопознанию нужную для них самих, а не для учителя, так как в противном случае они будут говорить, писать не то, что думают сами, а то, что, по их мнению, будет приятно учителю.

При организации самостоятельной деятельности учащихся огромную роль играют рабочие тетради. Педагогическая технология уровневой дифференциации обучения считает главной единицей учебного процесса не отдельный урок, а учебный модуль .

Рабочие тетради, разработки модулей , расписываются соответственно отведенному количеству часов программы. Урок изучения новой темы содержит: вопросы-самоусвоения ( вопросы—актуализации), необходимые для усвоения нового материала.

Значение слова «актуализация» подразумевает , что прежние знания необходимо сделать актуальными, нужными в данный момент, т. Е. активизировать работу памяти и подготовить восприятия и усвоения новых.

Вопросы-самоусвоения даются на 10-15 минут. Чтение должно быть тонким инструментом овладения знаниями, усвоения материала, учащихся организовано самостоятельно. Должна создаваться проблемная ситуация постановка системы поискового характера которые ведут к раскрытию основных положений новой темы и делают учащихся непосредственными участниками процесса познания. Учитель подсказывает, дает советы, указания.

Далее закрепляя изученное учащиеся работают с заданиями- тренажерами.

На 3 этапе переходят к выполнению разноуровневых заданий по трем уровням сложности, начиная с 1 уровня. У учащихся создается дух соревнования, выполняя все три уровня. Каждый ученик обязан выполнить задание первого уровня усвоения и имеет право выполнять задания высших уровней.

Четвертый этап – это проверка знаний – самостоятельная разноуровневая работа и разноуровневые тесты, дающая возможность выявить неусвоенные знания. Проводятся коррекционные уроки.

На 5 этапе проводится разноуровневая контрольная работа.

При применении данной технологии микроцель первого уровня реализуется на 100%. Такая результативность гарантируется строгой последовательностью усложнения в уровневых заданий.

Другой лавной причиной гарантии результата является оригинальный подход к применению специального оценивания деятельности учащихся в условиях использования педагогической технологии обучения, где оценка не является наказанием за промах, а служит стимулом самостоятельного развития обучаемых.

Педагогическое мастерство не приходит само по себе откуда-то извне. Оно символизирует собой наличие должной, профессиональной культуры учителя, и стремление к ней. Мастерство педагога - сложное дело, но овладение им доступно каждому вдумчиво, творчески работающему учителю, если он стремится всей душой и действиями к нему и учитывает психологический аспект своей деятельности. Век в котором мы живем « все больше людей включается в творческую деятельность».Необходимо учащихся вооружить знаниями, умениями творить, изобретать, применять. Успешное осуществление творческого обучения учащихся возможно лишь на основе изучения и переосмысления достижений педагогической науки и практики. В последнее время особое внимание уделяется проблемному обучению. Лавинообразный поток информации, с которым приходится сталкиваться современному школьнику при изучению учебных предметов, нередко дезориентирует его, рождает перегрузку, а следовательно, и не уверенность в своих силах. Опытные, творчески работающие учителя снимают подобное явление, они одновременно вооружают учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками, учат их отбирать, концентрировать, соотносить, располагать в должной системе, обосновывать, применять.

Привлечение дополнительной информации оживляет урок: повышается любознательность и активность учащихся. При творческом подходе, обеспечивается формирование и совершенствование умений, стандартное и творческое их применение. Задания направлены на развитие, у учащихся умений решать учебные задачи с измененными условиями, содействовать формированию критичности мышления и самостоятельности, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала. Учащемуся предоставляется возможность в зависимости от его способностей, желания, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий и тем темп усвоения учебного материала по предмету.

Использование педагогических технологий на уроках физики
  • Физика
Описание:

Педагогические технологии

на основе эффективности управления

и организации учебного процесса.

 

Подготовила: Радионова Е. Я. –учитель физики Луганской СОШ.

 

       Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам  обучения относятся информационные технологии. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Это позволяет усилить мотивацию учащихся к учебе.

Кроме того, применение компьютера на уроках позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок по настоящему продуктивным, процесс учебы интересным, осуществляет дифференцированный подход к обучению, позволяет объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Среди разнообразных направлений  педагогических технологий стоит выделить:

·                   проблемное обучение;

·                   обучение в сотрудничестве;

·                   игровую деятельность;

·                   разноуровневое обучение;

·                   проектное обучение.

Проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, а также сформировать устойчивый интерес к предмету исследования. При работе над проектом осуществляется сотрудничество ученика и учителя, что способствует решению главной задачи любой школы - формированию личности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологий, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми": если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Дети должны получать удовлетворение от результата своего труда.

В проектной деятельности очень хорошо применять программные среды. Программные среды  не ориентированы на конкретную предметную область, а представляют собой своего рода конструктор знаний, с помощью которого дети имеют возможность самостоятельно осваивать понятия через моделирование их содержания в форме компьютерного программирования. Обучение в форме конструирования программ позволяет существенно повысить познавательную мотивацию детей, связать учебные знания с личным опытом  ребенка, позволяет включать в содержание обучения понятий, овладение которыми при традиционном обучении затруднено. Кроме того, творческая деятельность детей в средах открывает большие возможности по диагностике умственного развития, особенности личности и креативности ребенка.

Значимая роль отводиться также и мультимедийным презентациям PowerPoint, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких образов. Использование презентаций  позволяет построить урок на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, что повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.

Кроме этого я считаю необходимо использовать всевозможные тестовые комплексы, которых на сегодняшний момент существует великое множество. Каждый преподаватель может выбрать свой, который будет использоваться для своей конкретной цели.

 

      Педагогическая технология обучения, основанная на принципах уровневой дифференциации, была создана доктором педагогических наук, профессором Караевым Ж.А.

В условиях современного образования возникает необходимость в изменении сущности типа образовательного процесса это связано с тем, что для учащихся  становится все более актуальным, не процесс изучения, не знания, умения и навыки как результат этого процесса, а учение и самообразование при котором знания , умения и навыки становятся средствами развития и саморазвития личности.

Гумманизационный подход заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится личность учащихся как целостная система, которая сама способна обучаться, чтобы приучить ученика к самостоятельному труду и объективной самооценке своей учебной деятельности.

По принципам новой технологии учитель должен организовать  в первую очередь глубокое изучение личности ребенка, при чем это организовать так, чтобы учащиеся воспринимали его работу по самопознанию нужную для них самих, а не для учителя, так как в противном случае они будут говорить, писать не то, что думают сами, а то, что, по их мнению, будет приятно учителю.

При организации самостоятельной деятельности учащихся огромную роль играют рабочие тетради. Педагогическая технология уровневой  дифференциации обучения считает главной единицей учебного процесса не отдельный урок, а учебный модуль .

Рабочие тетради, разработки модулей , расписываются соответственно отведенному количеству часов программы. Урок изучения новой темы содержит: вопросы-самоусвоения ( вопросы—актуализации), необходимые для усвоения нового материала.

Значение слова «актуализация» подразумевает , что прежние знания необходимо сделать актуальными, нужными в данный момент, т. Е. активизировать работу памяти и подготовить восприятия и усвоения новых.

Вопросы-самоусвоения даются на 10-15 минут. Чтение должно быть тонким инструментом овладения знаниями, усвоения материала, учащихся организовано самостоятельно. Должна создаваться проблемная ситуация постановка системы поискового характера которые ведут к раскрытию основных положений новой темы и делают учащихся непосредственными участниками процесса познания. Учитель подсказывает, дает советы, указания.

Далее закрепляя изученное учащиеся работают с заданиями- тренажерами.

На 3 этапе переходят к выполнению разноуровневых заданий по трем уровням сложности, начиная с 1 уровня. У учащихся создается дух соревнования, выполняя все три уровня. Каждый ученик обязан выполнить задание первого уровня  усвоения и имеет право выполнять задания высших уровней.

         Четвертый этап – это проверка знаний – самостоятельная разноуровневая  работа и разноуровневые тесты, дающая возможность выявить неусвоенные знания.  Проводятся коррекционные уроки.

На 5 этапе проводится  разноуровневая контрольная работа.

При применении данной технологии микроцель первого уровня реализуется на 100%. Такая результативность гарантируется строгой последовательностью усложнения в уровневых заданий.

 Другой лавной причиной гарантии результата является оригинальный подход к применению специального оценивания деятельности учащихся в условиях использования  педагогической технологии обучения, где оценка не является наказанием за промах, а служит стимулом самостоятельного развития обучаемых.

                                 Педагогическое мастерство не приходит само по себе откуда-то извне. Оно символизирует собой наличие должной,  профессиональной культуры учителя, и стремление к ней. Мастерство педагога - сложное дело, но овладение им доступно  каждому вдумчиво, творчески работающему учителю, если он стремится всей душой и действиями к нему и учитывает психологический аспект своей деятельности. Век в котором мы живем « все больше людей включается в творческую деятельность».Необходимо учащихся вооружить знаниями, умениями творить, изобретать, применять. Успешное осуществление творческого обучения учащихся возможно лишь на основе изучения и переосмысления достижений педагогической науки и практики. В последнее время особое внимание уделяется проблемному обучению. Лавинообразный поток информации, с которым приходится сталкиваться современному школьнику при изучению учебных предметов, нередко дезориентирует его, рождает перегрузку, а следовательно, и не уверенность в своих силах. Опытные, творчески работающие учителя снимают подобное явление, они одновременно вооружают учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками, учат их отбирать, концентрировать, соотносить, располагать в должной системе, обосновывать, применять.

 

Привлечение дополнительной информации оживляет урок: повышается любознательность и активность учащихся. При творческом подходе, обеспечивается формирование и совершенствование умений, стандартное и творческое их применение. Задания направлены на развитие,  у учащихся умений решать учебные задачи с измененными условиями, содействовать формированию критичности мышления и самостоятельности, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала. Учащемуся предоставляется  возможность в зависимости от его способностей, желания, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий и тем темп усвоения учебного материала по предмету. 

Автор Радионова Екатерина Яковлевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 646
Номер материала 36151
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓