Использование
новых образовательных технологий
(в
том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Новые
приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных
эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов
обучения и воспитания. Одной из основных задач для меня является развитие у
учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном
процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому
познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой
проблемы для меня является разработка и внедрение в учебно-воспитательную среду
учебного заведения Комплексной модульной программы «Маленькая страна».
Программа позволяет применять современные обучающие технологии, разнообразить
формы и средства обучения, повышает творческую активность учащихся.
Отличительной
особенностью программы является создание в учебном заведении инновационной
образовательной модели, обеспечивающей интеграцию базового и дополнительного
образования через сюжетно-ролевые игры, которые проводится в школе во время, до
и после учебных занятий. Школа
стала для детей единым образовательным пространством, вторым домом, куда они
спешат, стремятся каждое утро.
Важно,
чтобы ребенок учился с удовольствием. Как сделать обучение радостным? На
помощь пришли игровые технологии, обладающие образовательной развивающей
и воспитывающей функциями. Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её
называют и королевой детства, и источником радости, и восьмым чудом света. И
все определения правильные. Игра не только развлечение и забава, заполняющие
досуг школьников, но вместе с тем как одно из серьёзных средств педагогического
воздействия на ребят. Игра - трансфер знаний. Через
систему игровых мероприятий я обучаю детей не просто играть и веселиться,
помогаю усваивать учебный материал.
Реализация
программы «Маленькая страна» осуществляется через сюжетно-ролевые игры:
«Маленький принц», «Путешествие по Маленькой стране», «Вокруг Cвета». Содержание
сюжетно-ролевых игр раскрывается ребенком с помощью роли, которую он на себя
берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой
игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо
персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном
персонаже. Именно роль позволяет ему совершать героические, смелые поступки.
Благодаря игровой роли ребенок выполняет те действия, которые в обычной,
неигровой обстановке кажутся ему малопривлекательными. Действуя в воображаемой
ситуации, он как бы перешагивает рубеж своих возможностей: становится более
сдержанным, волевым, организованным, решительным, самостоятельным, настойчивым.
Программа
рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и делится на 3 этапа. На каждом этапе разработана система уроков
и мероприятий, реализующих конкретные задачи, объединённых темой и идеей. Чтобы
помочь детям лучше понять сюжет игры, используется сказочный персонаж. В данном
случае – это Маленький принц. Этот герой объединяет все модули программы в одно
целое.
Первый
этап - это сюжетно – ролевая игра «Маленький Принц», которая начинается в 1
классе. Это космическое путешествие ребят по разным планетам в поисках
Маленького принца. В результате поиска
Маленького принца, ребята получают основополагающие знания о жизни, знакомятся
с поручениями, учатся жить в коллективе. Преодолевая эти «испытания», ребята
изучают, закрепляют учебный материал и находят Маленького принца.
Приведу
пример, как можно на уроках использовать сюжетно-ролевую игру. На уроках музыки
дети разучивают песни, соответствующие теме путешествия: о космосе, дружбе,
взаимовыручке и т.д. На уроках технологии изготавливают ракету для путешествия,
работают с конструктором и другими материалами, делают аппликации, раскрывающие
содержание игры. Например, попав на пустынную планету «Нравственность» первоклассники
рассказывают её обитателям о природе, животных, дружеских взаимоотношений в
классе, о ценностях Земли. На уроках окружающего мира есть соответствующая тема
«Что? Где? Когда?» А на уроках изобразительного искусства мы рисуем животных,
растения, которые нас окружают. На уроках русского языка и математики в этот
период проходят уроки закрепления и повторения, на которых я даю детям разные «испытания»,
чтобы спасти Маленького принца. На уроках математики можно инсценировать
задачи. Очень оживляет урок прием, когда в роли учителя выступает ученик.
Повышению познавательной активности учащихся на уроке способствуют и часто
используемые игровые и занимательные задания (кроссворды, загадки, ребусы,
литературные викторины). Я часто применяю и нетрадиционные формы урока. Это
интегрированные уроки (например, урок математики сочетается с уроками
технологии, на которых производятся различные расчеты, вычерчиваются
геометрические фигуры с заданными размерами и т.д.), уроки, имитирующие
общественно-культурные мероприятия (урок-путешествие, заочная экскурсия в
прошлое), уроки, включающие в себя традиционные формы внеклассной работы (КВН,
«Клуб знатоков», концерт и др.).
Второй
этап охватывает 2 и 3 классы. Это сюжетно – ролевая игра «Путешествие по
Маленькой стране». Дети знакомятся с традициями школы. Третий этап называется
«Вокруг Света» и проводится в 4 классе. В 4 классе ребята знакомятся с жизнью
детей других стран. Теперь Маленький
принц будет путешествовать вместе с ребятами. Так, играя, дети учатся
регулировать степень внимания, анализировать, сопоставлять, обобщать
происходящее на уроке, делать выводы. Кроме того, введение элемента
соревнования при использовании игровых технологий помогает органично соединить
выполнение дидактических заданий с игровым результатом.
Одной
из ведущих технологий для реализации Комплексной модульной программы «Маленькая
страна» является здоровьесберегающая. На мой взгляд, формирование
ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного
человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах игры,
красной нитью проходит через все этапы урока, поскольку предусматривает чёткое
чередование видов деятельности и осуществляется в следующих направлениях:
соблюдение
санитарно-гигиенических норм при проведении урока
• своевременное
проветривание,
• оптимальный
температурный режим,
• достаточное
освещение,
• соблюдение
чистоты;
организация тематических
физминуток на каждом уроке
• упражнения,
направленные на развитие опорно-двигательного аппарата,
• гимнастика
для глаз,
• релаксационные
упражнения;
создание
комфортного психологического климата
• доброжелательный
тон общения,
• педагогическая
поддержка в затруднительных для ученика ситуациях,
• использование
личностно ориентированного подхода к обучению,
• мажорный
тон урока,
• использование
музыкального сопровождения;
организация
процесса обучения
• пропаганда
здорового образа жизни через содержание учебного материала,
• оптимальное
чередование различных видов деятельности в течение урока,
• дифференцированное
домашнее задание,
• задание
по выбору учащихся,
• оптимальный
объем домашнего задания.
На
результативность использования здоровьесберегающей технологии указывает низкий
уровень школьной тревожности в классах, результаты анкетирований, проводимых
школьным психологом среди учащихся и родителей, отсутствие жалоб родителей о
наличии конфликтных ситуаций в классе и перегрузке обучающихся.
Каждый ребенок индивидуален, поэтому я всегда помню о том, что требуется
создать такие условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие
индивидуальности ребенка. В своей работе я применяю приемы из технологии
личностно ориентированного обучения: дифференцированный подход к учащимся в
зависимости от их уровня обученности, воспитанности, от психофизиологических
особенностей.
«Маленькая
страна» представляет собой не некий линейно выстроенный курс, движение,
совершаемое в установленной очерёдности, а скорее «мешок с подарками», из
которого дети и педагог выбирают то, что их в данный момент заинтересовало. Индивидуальная,
парная, коллективная работа, работа в мини группах проводится на уроках и
занятиях по внеурочной деятельности с применением заданий разного уровня
сложности с использованием всё тех же сюжетно-ролевых игр, со всеми героями
игры, символами и атрибутами. Разные
дети – разные задания, как правило, 2-3 уровней. Для
индивидуальной самостоятельной работы подготовлены специальные дидактические
пособия. Они содержат задания разной трудности. Работая самостоятельно, ученик
продвигается своим темпом, не связан с классом. Он проявляет при этом максимум
усилий, ответственности, рассчитывает на собственные силы. Индивидуальная
работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей.
Задания могут быть сформулированы и предложены учащимся как обязательные.
Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать
добровольно. Домашняя работа учащихся носит так же индивидуальный характер.
Огромную
положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной
технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в
нашей школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их
качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного
использования компьютерной и мультимедийной техники. В соответствии с требованиями
я учу не только работать с учебниками, словарями, справочной литературой как
источниками информации, но и активно использую ресурсы Интернет. В моей
практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:
•
подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса
(печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы,
собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
•
представление наглядного материала на
уроке, на занятиях внеурочной деятельности (презентация, работа с интерактивной
доской)
•
создание персонального сайта для общения с коллегами, родителями и учащимися;
•
ведение электронного журнала, документации
учителя и классного руководителя;
•
создание «портфолио» учителя и ученика;
•
участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
•
электронная почта;
•
составление отчётов, графиков, диаграмм;
•
тестирование по предметам, проверка техники чтения;
•
поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков,
проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной
и воспитательной работы;
•
проведение родительских собраний и лекториев;
•
воспитательные события и социальные проекты;
•
музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев;
•
тренажёры по предметам, тестирования;
•
развивающие игры по предметам.
Ещё
раз хочу подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерная, в
особенности, может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля,
средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем
информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии
существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются
интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится
качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.
Эффективно
используется мною проектная деятельность. Задача
учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы процесса
познания мира учащимися. Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы
каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться,
реализовать свой познавательный интерес? Ответ на этот вопрос я нашла, работая
с учащимися над проектами. Эта
технология позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся,
критическое мышление; умение ориентироваться в информационном пространстве,
самостоятельно конструировать свои знания и искать пути решения проблемы. При
этом формируются личностные качества обучающихся: мотивация, рефлексия и
самооценка, умение делать выбор. При выполнении проекта от ребенка требуется
умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему
приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную
работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы
различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
«Исходи
из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем
проще проект. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных
предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется
проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Проектирование
ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам
генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять,
прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное,
происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует
мышление, умения, способности, межличностные отношения. Участие в проектной деятельности
позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.
Важное
место в моём арсенале современных образовательных технологий занимает технология
исследовательской деятельности. Внедрение в практику работы данной технологии
способствует обучению учащихся различным способам работы с источниками
информации, формированию способности самостоятельно создавать
учебно-исследовательскую работу. О результативности использования технологии
исследовательской деятельности свидетельствуют победы учащихся в конкурсах
различного уровня.
В настоящее время большую популярность приобретает
образовательная технология «Портфолио». Использование технологии
«Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему
осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных,
но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио (портфель
достижений) – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует
его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфолио является
основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы по итогам
обучения и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем
звене.
Важной задачей портфолио ученика является привлечение внимания
родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и
самими учащимися. Портфолио включает в себя средства фиксации результатов:
• листы
достижений обучающихся;
• выборочные
материалы самоанализа и самооценки учащихся;
• дневники
наблюдения учителя, психолога;
• подборка
детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину
знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии
• результаты
стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического
тестирования
• материалы
итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ,
если последние проводились
Анализ
работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
Система
оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице.
Позиции
|
Компоненты
|
Баллы
|
Победа
|
Призёр
|
Участие
|
Результат
|
Блок
А
Контрольные
работы:
Входной контроль;
промежуточный
контроль;
итоговый
контроль
|
Математика
Русский
язык
Литературное
чтение
Окружающий
мир
|
5
|
4
|
3
|
|
Блок
Б
Проекты
по предметам
|
Математика
Русский
язык
Литературное
чтение
Окружающий
мир
|
5
|
4
|
3
|
|
Блок
В
Любые
контрольные работы по выбору
(два)
|
Математика
Русский
язык
Литературное
чтение
Окружающий
мир
|
5
|
4
|
3
|
|
Блок
Г
Олимпиады;
интеллектуальные конкурсы;
соревнования
|
Школьные
Районные
Городские
Межрегиональные
|
5
10
20
40
|
4
8
16
32
|
3
6
12
24
|
|
Блок
Д
Социально-общественная
активность
|
Школьные
мероприятия
Районные
мероприятия
Городские
мероприятия
|
5
10
20
|
4
8
16
|
3
6
12
|
|
Средний
общий балл по предметам
|
|
Итого:
|
|
Итоговый
рейтинг = сумма результатов по блокам А,Б,В,Г,Д + ср. балл
|
Оценки по каждому блоку суммируется, вносятся в
итоговый документ «Сводную итоговую ведомость». Ведомость утверждается
директором и заверяется печатью школы.
По
результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный
рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество балл в
классе, параллели, школе. Победители поощряются.
Каждая
конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию,
структуру, характерные только для нее. Опыт моей работы показывает, что
моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это
требование времени. Современные
образовательные технологии, повышающие интерес детей к учебе, предполагают иной
уровень отношений в школе и более качественный результат. Учитель уже в
начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы
сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к
саморазвитию. А значит, обязательно, приведут моих
учеников к успеху сначала в школе, а потом - в жизни.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.