Главная / Начальные классы / Использование на уроках русскогоязыка текстовых упражнений, направленных на интеллектуальное развитие обучающихся.

Использование на уроках русскогоязыка текстовых упражнений, направленных на интеллектуальное развитие обучающихся.

hello_html_5f3b4659.gifhello_html_m38055b35.gifhello_html_2d871454.gifhello_html_2a45390.gifhello_html_m7f09ade2.gifhello_html_m24b3339.gifhello_html_m3c8891b9.gifhello_html_m55b0ac6.gifhello_html_312ae44d.gifhello_html_55678c6d.gifНа уроках русского языка в начальной школе значительное место отводится текстам упражнений. И зачастую дети выполняют эту работу без желания, часто она носит репродуктивный характер. Существует проблема: как пробудить у ученика желание учить русский язык, грамотно писать, как с помощью текстов упражнений развивать у ребёнка логику, память, внимание? Решение этой проблемы я нашла для себя в использовании методики Г.А. Бакулиной. «Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе».

Обучение учеников средствами субъективизации заключается в том, что учащиеся:

-        овладевают содержанием материала более глубоко и осмысленно, за
счёт практически самостоятельного (под общим руководством учителя)
прохождения  пути  формирования  того  или  иного  понятия,  включая
формулирование его определения;

в    процессе    обучения    у    них    одновременно    развиваются интеллектуальные качества (внимание, память, мышление, устная речь);

  • все тексты имеют воспитывающе - познавательный характер;

  • задания поискового и проблемного характера.

Субъективизация создаёт условия обучения, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, учатся думать и говорить, что повышает интерес к процессу обучения, обеспечивает высокий эмоциональный подъём. Цель обучения средствами субъективизации - качественно новый уровень организации учебного процесса, предусматривающий прямое и непосредственное участие учащихся в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. Всё это соответствует ФГОС НОО, что тоже является немаловажным фактором для учителя.

Для организации процесса обучения в русле субъективизации используются различные типы уроков с сохранением всех их основных этапов: словарно-орфографической работы, изучения нового материала, закрепления, повторения и т.д.

Новым элементом урока русского языка является мобилизующий этап.(Актуализация знаний). Он проводится в самом начале урока и помогает обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность, углубленное внимание ученика к изучаемой на уроке теме. Следуя рекомендациям Г.А. Бакулиной, составляю упражнения, чтобы с их помощью можно было учащимся решать следующие задачи:

самостоятельно определять и формулировать темы урока;

повторять материала и углублять знания по конкретной теме;

совершенствовать важнейшие качества интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.).

Работа с упражнениями начального этапа требует соблюдения ряда условий:

  1. Подбор учебного материала к упражнениям и составление заданий к ним
    осуществляется таким образом, чтобы углубление знаний по лингвистике
    сочеталось с интенсивной речемыслительной деятельностью.

  2. Задания учителя взаимосвязаны единой смысловой линией, которая
    обеспечивает   повторение   изученного   материала   и   самостоятельное
    формулирование школьниками новой темы, предназначенной для изучения.

3.        При выполнении каждого задания от учащихся требуется   логичный
доказательный ответ, а   при формулировании темы урока - построение
умозаключения.

Опорные слова для формулировки темы размещаю на доске, или на экране.

В качестве пример рассмотрим, как такая работа осуществляется при ознакомлении с темой «Число имён существительных».

Ход урока

1.     Мобилизующий этап

На доске слова: тарелка, туча, ложка, доски, ландыши.

На какие группы мы можем разделить данные слова?

Дети предлагают разные варианты.

Опираясь на последний ответ. Сформулируйте тему урока .

На доске опорные слова для формулирования темы урока.

Далее учитель задаёт вопросы и одновременно на доске выстраивает схему( это могут делать и ученики)

- Как изменяются имена существительные?

- В каком числе они употребляются?

- Что обозначают имена существительные в единственном числе?

- Что обозначают имена существительные во множественном числе?

- Что изменяется в имени существительном при изменении его числа?

Далее составляется схема:

Число имён существительных



Единственное множественное

Один предмет много предметов.



Рассмотрим несколько вариантов текстовых упражнений, которые могут быть использованы в 3- 4 классах. Часто ученики пишут в тетради не весь текст, а только его часть. Но какую именно часть-они определяют сами по указанным ориентирам. Чаще всего они связаны с изучаемой темой урока. Например, при изучении темы «Глагол» учитель может предложить следующие ориентиры:

- напишите ту часть текста, в каждом предложении которой имеются глаголы;

- напишите ту часть текста, в которой есть глаголы настоящего времени;

Напишите ту часть текста. В которой имеются два глагола с приставками;

Можно составлять и другие различные задания на усмотрение учителя.

Часто использую задания, направленные на развития умения находить в тексте слова на различные виды орфограмм, считаю, что такая работа развивает орфографическую зоркость, интеллектуальные качества.( смотри приложение).

Прочитай внимательно текст упражнения. Выпиши в таблицу слова на изученные орфограммы.(таблица в приложении)

Утро в лесу

Солнечные лучи осветили лесную поляну. По краям её рос частый ельник. Среди елей белели тонкие берёзы. На них золотыми прядями желтели листья. Трава и деревья искрились огоньками. На каждой травинке блестели капли росы. Всё дышало тишиной и покоем.

Но вот пробудились птицы. Свист и щебетанье наполнили воздух. Лес просыпался, светлел, оживал.

Виды упражнений

  1. Упражнения на восстановление в тексте слов одной и той же части речи с использованием справочного материала.

Например при работе над темой «Глагол» ученикам может быть предложен следующий текст.

Букет цветов

Жизнь цветка в букете коротка. Как цветам жизнь? Рекомендуется листья с нижней части стебля. У роз необходимо и шипы. Конец стебля цветка надо в воде. Воду для цветов желательно комнатной температуры.

Можно в неё соль или сахар.

Справка: удалять, продлить, срезать, добавить, брать, подрезать.

Задание1. Познакомьтесь с данной записью. Сформулируйте задание, соответствующее теме сегодняшнего урока. ( Вместо условных обозначений надо вставить в текст подходящие по смыслу глаголы из справки).

Задание 2. Расскажите об орфограмме в корне. Которая преобладает в глаголах неопределенной формы. Какие слова других частей речи вы смогли бы присоединить к этой группе? ( Цветам, воде).

Задание 3.Укажите самый короткий по составу глагол в неопределённой форме. ( брать) .

  1. Упражнения на восстановление слов в тексте по имеющимся в них орфограммам.

Упражнения выполняются при изучении, закреплении или повторении любого орфографического правила или нескольких правил.



ЧК у ёжика остренькая. А на животе пс шёрстка. Она серого цвета. Иглы у жи бурые. Лапки пбг. Заметит ёжик нс и сворачивается клубком. Живёт ёжик в норке. Очень любит нбг. Ёжик приносит ь,

Он уничтожает змей, мышей, слизняков.



Справка: мягкая, мордочка, пользу, молоко, опасность, короткие, ёжика.



Условные обозначения:

Пс- парный согласный;

Пбг- проверяемая безударная гласная;

Нс- непроизносимый согласный;

Нбг- непроверяемая безударная гласная.

Задание1.прочитайте запись на доске и слова для справок. Сформулируйте задание к упражнению.( В данный текст надо вставить пропущенные слова. Слова следует взять из справки, определив нужное по имеющейся в них орфограмме.

Аналогичные упражнения можно использовать при изучении темы « Состав слова».

3.Восстановление текста по таблице

Данный вид упражнений можно использовать при изучении любой темы. Для этого каждое предложение текста пишется с отдельной строки. Последовательность предложений меняется. В таблице отражаются условия установления последовательности предложений. Они могут быть разными, но всегда соответствовать теме урока.

Например при изучении темы « Что такое приставка? Как найти в слове приставку?» . Можно использовать следующий текст. Данную работу можно выполнять в парах, группах.

В три часа в тёмном небе «блеет» бекас.

В пять часов в лесу уже звучит большой птичий концерт, и только опытное ухо услышит в нём отдельных исполнителей.

В четыре на поляну вылетает тетерев, сверкает белым подхвостьем, чуфыркает и бормочет.

Событий в лесу множество, но каждому из них отведено своё место, свои часы и минуты.

п.п

Кол-во слов с приставками

1

1

2

-

3

2

4

3



Существуют и другие виды упражнений , такие как на восстановление текста по причинно- следственным связям, входящих в него предложений и установлению последовательности происходящих в них действий. Восстановление в тексте пропущенных фразеологических оборотов.







Проведение уроков русского языка с использованием тематических упражнений, направленных на интеллектуальное развитие учащихся. Постепенно, медленно, но всё же способствует развитию языковой интуиции даже у самых слабых учеников. Удалось «разговорит неразговорчивых», пробудить интерес к интеллектуальной работе на уроке. Большинство учащихся формулируют полностью или частично тему и цель урока, что позволяет на более осознанном, личностно-ориентированном уровне усваивать новый материал. Школьники внимательнее стали работать с текстом, что расширяет не только их лексический, но и интеллектуальный уровень. Значительно повысилась познавательная активность, которая влияет на характер общения в учебных и во внеучебных ситуациях. Школьники стали более открытыми, уверенными в себе, способными к содержательному интеллектуальному общению.

Учащиеся принимают участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок», в олимпиадах Участие детей в Международной дистанционной олимпиаде по русскому языку проекта infourok.



Литература:

Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». 2 класс.

Журнал «Начальная школа» №4,2012г.

Использование на уроках русскогоязыка текстовых упражнений, направленных на интеллектуальное развитие обучающихся.
  • Начальные классы
Описание:

На уроках русского языка в начальной школе значительное место отводится текстам упражнений. И зачастую дети  выполняют эту работу  без желания, часто она носит репродуктивный характер.  Существует проблема: как пробудить у ученика желание учить русский язык, грамотно писать, как с помощью текстов упражнений развивать у ребёнка логику, память, внимание? Решение этой проблемы я  нашла для себя  в использовании методики Г.А. Бакулиной. «Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе».

Автор Гафарова Светлана Викторовна
Дата добавления 29.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 453
Номер материала 55271
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓