На уроках русского языка в
начальной школе значительное место отводится текстам упражнений. И зачастую
дети выполняют эту работу без желания, часто она носит репродуктивный
характер. Существует проблема: как пробудить у ученика желание учить русский
язык, грамотно писать, как с помощью текстов упражнений развивать у ребёнка
логику, память, внимание? Решение этой проблемы я нашла для себя в
использовании методики Г.А. Бакулиной. «Субъективизация процесса обучения
русскому языку в начальной школе».
Обучение учеников средствами
субъективизации заключается в том, что учащиеся:
- овладевают
содержанием материала более глубоко и осмысленно, за
счёт практически самостоятельного (под общим руководством учителя)
прохождения пути формирования того или иного
понятия, включая
формулирование его определения;
в процессе
обучения у них одновременно
развиваются интеллектуальные качества (внимание, память, мышление, устная
речь);
- все тексты имеют воспитывающе
- познавательный характер;
- задания поискового и
проблемного характера.
Субъективизация создаёт условия
обучения, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми
способами поиска информации, учатся думать и говорить, что повышает интерес к
процессу обучения, обеспечивает высокий эмоциональный подъём. Цель обучения
средствами субъективизации - качественно новый уровень организации учебного
процесса, предусматривающий прямое и непосредственное участие учащихся в
планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. Всё
это соответствует ФГОС НОО, что тоже является немаловажным фактором для
учителя.
Для организации процесса обучения в
русле субъективизации используются различные типы уроков с сохранением всех их
основных этапов: словарно-орфографической работы, изучения нового материала,
закрепления, повторения и т.д.
Новым элементом урока русского
языка является мобилизующий этап.(Актуализация знаний). Он проводится в самом
начале урока и помогает обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в
учебную деятельность, углубленное внимание ученика к изучаемой на уроке теме.
Следуя рекомендациям Г.А. Бакулиной, составляю упражнения, чтобы с их помощью
можно было учащимся решать следующие задачи:
самостоятельно определять и
формулировать темы урока;
повторять материала и углублять
знания по конкретной теме;
совершенствовать важнейшие качества
интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.).
Работа с упражнениями начального
этапа требует соблюдения ряда условий:
1. Подбор
учебного материала к упражнениям и составление заданий к ним
осуществляется таким образом, чтобы углубление знаний по лингвистике
сочеталось с интенсивной речемыслительной деятельностью.
2. Задания
учителя взаимосвязаны единой смысловой линией, которая
обеспечивает повторение изученного материала и
самостоятельное
формулирование школьниками новой темы, предназначенной для изучения.
3. При
выполнении каждого задания от учащихся требуется логичный
доказательный ответ, а при формулировании темы урока - построение
умозаключения.
Опорные слова для формулировки темы
размещаю на доске, или на экране.
В качестве пример рассмотрим, как
такая работа осуществляется при ознакомлении с темой «Число имён
существительных».
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске слова: тарелка, туча,
ложка, доски, ландыши.
На какие группы мы можем разделить
данные слова?
Дети предлагают разные варианты.
Опираясь на последний ответ.
Сформулируйте тему урока .
На доске опорные слова для
формулирования темы урока.
Далее учитель задаёт вопросы и
одновременно на доске выстраивает схему( это могут делать и ученики)
- Как изменяются имена
существительные?
- В каком числе они употребляются?
- Что обозначают имена
существительные в единственном числе?
- Что обозначают имена
существительные во множественном числе?
- Что изменяется в имени
существительном при изменении его числа?
Далее составляется схема:
Число имён
существительных
Единственное
множественное
Один
предмет много предметов.
Рассмотрим несколько вариантов текстовых
упражнений, которые могут быть использованы в 3- 4 классах. Часто ученики пишут
в тетради не весь текст, а только его часть. Но какую именно часть-они
определяют сами по указанным ориентирам. Чаще всего они связаны с изучаемой
темой урока. Например, при изучении темы «Глагол» учитель может предложить
следующие ориентиры:
- напишите ту часть текста, в каждом
предложении которой имеются глаголы;
- напишите ту часть текста, в которой есть
глаголы настоящего времени;
Напишите ту часть текста. В которой
имеются два глагола с приставками;
Можно составлять и другие различные
задания на усмотрение учителя.
Часто использую задания, направленные на
развития умения находить в тексте слова на различные виды орфограмм, считаю,
что такая работа развивает орфографическую зоркость, интеллектуальные
качества.( смотри приложение).
Прочитай внимательно текст упражнения.
Выпиши в таблицу слова на изученные орфограммы.(таблица в приложении)
Утро
в лесу
Солнечные лучи осветили лесную поляну. По
краям её рос частый ельник. Среди елей белели тонкие берёзы. На них золотыми
прядями желтели листья. Трава и деревья искрились огоньками. На каждой травинке
блестели капли росы. Всё дышало тишиной и покоем.
Но вот пробудились птицы. Свист и
щебетанье наполнили воздух. Лес просыпался, светлел, оживал.
Виды
упражнений
1. Упражнения
на восстановление в тексте слов одной и той же части речи с использованием
справочного материала.
Например при работе над
темой «Глагол» ученикам может быть предложен следующий текст.
Букет
цветов
Жизнь
цветка в букете коротка. Как цветам жизнь?
Рекомендуется листья с нижней части стебля. У роз
необходимо и шипы. Конец стебля цветка надо в
воде. Воду для цветов желательно комнатной температуры.
Можно
в неё соль или сахар.
Справка: удалять,
продлить, срезать, добавить, брать, подрезать.
Задание1. Познакомьтесь
с данной записью. Сформулируйте задание, соответствующее теме сегодняшнего
урока. ( Вместо условных обозначений надо вставить в текст подходящие по смыслу
глаголы из справки).
Задание 2. Расскажите
об орфограмме в корне. Которая преобладает в глаголах неопределенной формы.
Какие слова других частей речи вы смогли бы присоединить к этой группе? (
Цветам, воде).
Задание 3.Укажите
самый короткий по составу глагол в неопределённой форме. ( брать) .
2. Упражнения
на восстановление слов в тексте по имеющимся в них орфограммам.
Упражнения выполняются
при изучении, закреплении или повторении любого орфографического правила или
нескольких правил.
ЧК
у ёжика остренькая. А на животе пс шёрстка. Она серого
цвета. Иглы у жи бурые. Лапки пбг. Заметит
ёжик нс и сворачивается клубком. Живёт ёжик в норке. Очень
любит нбг. Ёжик приносит ь,
Он уничтожает змей,
мышей, слизняков.
Справка: мягкая,
мордочка, пользу, молоко, опасность, короткие, ёжика.
Условные
обозначения:
Пс- парный согласный;
Пбг- проверяемая
безударная гласная;
Нс- непроизносимый
согласный;
Нбг- непроверяемая
безударная гласная.
Задание1.прочитайте
запись на доске и слова для справок. Сформулируйте задание к упражнению.( В
данный текст надо вставить пропущенные слова. Слова следует взять из справки,
определив нужное по имеющейся в них орфограмме.
Аналогичные упражнения можно использовать
при изучении темы « Состав слова».
3.Восстановление
текста по таблице
Данный вид упражнений можно использовать
при изучении любой темы. Для этого каждое предложение текста пишется с
отдельной строки. Последовательность предложений меняется. В таблице отражаются
условия установления последовательности предложений. Они могут быть разными, но
всегда соответствовать теме урока.
Например при изучении темы « Что такое
приставка? Как найти в слове приставку?» . Можно использовать следующий текст.
Данную работу можно выполнять в парах, группах.
В три часа в тёмном небе «блеет» бекас.
В пять часов в лесу уже звучит большой птичий
концерт, и только опытное ухо услышит в нём отдельных исполнителей.
В четыре на поляну вылетает тетерев,
сверкает белым подхвостьем, чуфыркает и бормочет.
Событий в лесу множество, но каждому из
них отведено своё место, свои часы и минуты.
№п.п
|
Кол-во слов с приставками
|
1
|
1
|
2
|
-
|
3
|
2
|
4
|
3
|
Существуют и другие виды упражнений ,
такие как на восстановление текста по причинно- следственным связям, входящих в
него предложений и установлению последовательности происходящих в них действий.
Восстановление в тексте пропущенных фразеологических оборотов.
Проведение уроков русского языка с
использованием тематических упражнений, направленных на интеллектуальное
развитие учащихся. Постепенно, медленно, но всё же способствует развитию
языковой интуиции даже у самых слабых учеников. Удалось «разговорит
неразговорчивых», пробудить интерес к интеллектуальной работе на уроке.
Большинство учащихся формулируют полностью или частично тему и цель урока, что
позволяет на более осознанном, личностно-ориентированном уровне усваивать новый
материал. Школьники внимательнее стали работать с текстом, что расширяет не
только их лексический, но и интеллектуальный уровень. Значительно повысилась
познавательная активность, которая влияет на характер общения в учебных и во
внеучебных ситуациях. Школьники стали более открытыми, уверенными в себе,
способными к содержательному интеллектуальному общению.
Учащиеся принимают участие во
Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок», в олимпиадах Участие детей в
Международной дистанционной олимпиаде по русскому языку проекта infourok.
Литература:
Г. А. Бакулина «Интеллектуальное
развитие младших школьников на уроках русского языка». 2 класс.
Журнал «Начальная школа» №4,2012г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.