Главная / Биология / Использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»






Методическая разработка



Использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления

через чтение и письмо»






Выполнила:

учитель биологии и химии

муниципального образовательного учреждения

Покровская основная общеобразовательная школа

Рыбинского муниципального района

Иванова Жанна Альфредовна








Ярославль, 2010 г.



Содержание

Стр. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» …………………..…………………………. 4

1.1. Что такое критическое мышление?.................................................................................. 4

1.2. Базовая модель технологи РКМЧП……………………………………………………… 4

1.3. Классификация педагогического инструментария технологии

«Развитие критического мышления через чтение и письмо» ………………………….. 5

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ПОКРОВСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ РЫБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ..………………………………………………………… 6

2.1. Планирование учебных занятий с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках биологии …………………. 6

2.2. Эффективное применение педагогического инструментария технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.2.1. Графические приемы организации материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

2.2.2. Визуальные формы организации материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2.2.3. Формы письменной рефлексии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

2.2.4. Метод рефлексивного обобщения полученных знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП НА УРОКАХ

БИОЛОГИИ В ПОКРОВСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 13

3.1. Формы и методы диагностики сформированности критического мышления

у учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

3.2. Анализ использования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….……….... 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….……….. 16

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….………... 17








ВВЕДЕНИЕ

Модернизация сель­ских школ России обозначает важ­ней­ший путь развития современной шко­лы че­рез коренное изменение сло­жив­ших­ся сте­рео­ти­пов в фор­мах и мето­дах учебно-воспитательной ра­бо­ты. Пе­ред учи­те­ля­ми вста­ет про­бле­ма це­ле­сооб­раз­но­го вы­бо­ра эффективных технологий и пу­тей их ре­а­ли­за­ции. Решить поставленные задачи возможно через применение на уроках педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», направленной на формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

Теоретические основы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представлены в исследованиях Л.В.Байбородовой, И.О.Загашева, С.И.Заир-Бека, И.В.Муштавинской, Г.К.Селевко, Л.Н.Сухоруковой, на страницах научно-методических журналов и Интернет-сайтах.

В соответствии с требованиями нового Федерального Государственного стандарта образования и инициативы президента «Наша Новая школа» использование на уроках биологии в сельской школе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является актуальным. На основании выше изложенного цель методической разработки:

- рассмотрение особенностей использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках биологии.

Для реализации заявленной цели определяются следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы технологии «развитие критического мышления»;

- разработать методические рекомендации по использованию приёмов и методов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках биологии основной школы;

- проанализировать эффективность использования технологии на уроках биологии в Покровской основной общеобразовательной школе.

Новизна данной работы заключается в том, что нами были разработаны:

  1. классификация инструментария технологии РКМЧП;

  2. план характеристики отдельных приёмов и методов технологии РКМЧП;

  3. методические рекомендации по применению инструментария данной технологии. Представленные материалы и методические рекомендации будут полезны учителям биологии, студентам педагогических колледжей и высших учебных заведений, а также методистам естественнонаучного цикла и администрации образовательных учреждений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»

1.1. Что такое критическое мышление?

Профессор Ралф Х.Джонсон из Канады определяет критическое мышление как «особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения».

Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой.

Так, Роберт Эннис определяет критическое мышление как «принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить» [1].

Исходя из рассмотренного материала, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.

Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.

При всём разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления [7].

Таким образом, критическое мышление – это открытое мышление, не предусматривающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт.

1.2. Базовая модель технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Структура данной технологии стройна и логична. Технологические этапы РКМЧП включают в себя следующие стадии: вызов, осмысление содержания, рефлексия [1,2]. Учебный процесс, на котором полностью реализованы все стадии технологии РКМЧП, авторы-разработчики считают учебным занятием [1]. При применении отдельных приемов технологии – уроком с использованием данной технологии.

Проводя занятия в технологическом режиме, сталкиваешься с тем, что базовая модель «вызов – осмысление содержания – рефлексия» работает только при условии объединения сразу двух уроков. Тем не менее, все этапы технологии развития критического мышления посредством чтения и письма не обязательно имеют место на одном уроке – это может быть серия уроков. Очень важно, чтобы цикл «вызов – осмысление содержания – рефлексия» был завершён и имел выход на следующий вызов.

Для педагогов по организации учебного процесса С.И.Заир–Беком, И.В.Муштавинской предложена таблица, определяющая деятельность учителя и ученика на занятии. Даны рекомендации по использованию педагогического инструментария на определенных этапах (приложение 1).

1.3. Классификация педагогического инструментария технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Работая в режиме технологии развития критического мышления учащихся, учитель перестает быть главным источником информации, и, предлагая приемы технологии, превращает обучение в совместный поиск. Поэтому для эффективного использования приемов, методов и стратегий технологии нами был классифицирован педагогический инструментарий.

За основу классификации взяты способы организации работы в процессе обучения учащихся. Таблица 1

Классификация приемов и методов технологии РКМЧП

Способы организации работы

Название приемов, методов

Графические приемы организации материала

Кластер, таблица «З-Х-У»

Визуальные формы организации материала

Прием «Выглядит, как …», « Звучит, как…», сводная таблица, таблица «Кто? Что? Где? Почему?», приём «Плюс-минус-вопрос», бортовые журналы

Приемы и стратегии работы с информационными текстами

ИНСЕРТ, эффективная лекция, верные и неверные утверждения

Приемы чтения материала с использованием различных типов вопросов

Чтение с остановками, таблица «тонких и толстых вопросов»

Формы письменной рефлексии

Синквейн, эссе, портфолио

Метод рефлексивного обобщения полученных знаний

«Шесть шляп мышления»

Модели постановки и решения проблем

Стратегия «Идеал», прием «фишбоун»

Формы групповой работы

Стратегия «Зигзаг», игра «Как вы думаете»

Стратегии организации дискуссии

Совместный поиск, перекрестная дискуссия

Итак, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» базируется на позициях важности суждений каждого, не авторитарности учителя, опоры новых знаний на имеющийся опыт. Процесс обучения с использованием технологии развития критического мышления должен быть представлен целостной системой работы учителя.

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ПОКРОВСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ РЫБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

2.1 Планирование учебных занятий с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Организация работы педагогов- предметников основывается на рабочих программах. Целесообразно при составлении календарно- тематического планирования включать материалы по использованию приемов технологии РКМЧП (таблица 2), что позволит учителю формировать систему развития навыков критического мышления.

Таблица 2

Планирование темы: «Место человека в системе органического мира»

Общая тема

Количество часов

занятия

Тема занятия

Количество часов на занятие

Цель занятия

Приемы и

методы

Место человека в системе органического мира


3

1




2





3

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира


Черты сходства человека и животных. Сходство и различие человека и человекообразных обезьян. Человек разумный

Человек в современном мире





2







1

Сформировать знание о месте человека в системе органического мира;

Развитие способности к анализу и синтезу учебного материала;

Формирование навыков бесконфликтного общения


Верные и неверные утверждения,

бортовой журнал, «Шесть шляп мышления»


2.2. Эффективное применение педагогического инструментария технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Технология РКМЧП предлагает широкий набор методических приемов, методов и стратегий ведения урока, что способствует формированию навыков работы с различными источниками информации и умений бесконфликтного общения.

Предлагаем описание наиболее часто используемых в школьной практике приемов и методов данной технологии и их практическое применение на уроках биологии.


2.2.1. Графические приемы организации материала

Приём может быть применён: на стадии вызова. Систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопроса или заголовков смысловых блоков, но особенно большой потенциал он имеет на стадии рефлексии, поскольку способствует обобщению и систематизации материала, установлению причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками, более глубокому осмыслению содержания (таблица 3) .

Таблица 3

Кластер по теме: «Строение растительной клетки»

Определение понятия приёма

Цель применения

Рекомендации

по использованию приёма

Эффективность приёма

Кластер – это выделение крупных смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди

Систематизация учебного материала

Учитель рисует на доске модель, напоминающую Солнечную систему. В центре размещается овал, в который вписывается тема урока или ключевое понятие темы. Вокруг него, как планеты вокруг Солнца, рисуются овалы меньших размеров – это крупные смысловые единицы темы

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе. Максимальная продуктивность определяется наглядностью, компактностью, насыщенностью информацией, простотой исполнения

Например, при изучении темы «Строение растительной клетки» в 6 классе предлагаем учащимся в конце урока систематизировать изученный материал с помощью кластера. Работа выполняется учениками индивидуально, а также в парах и группах.

Цhello_html_m440f0483.gifентральный овал – ключевое понятие темы «Растительная клетка». Вокруг школьники расположили части, её составляющие (оболочка, цитоплазма, ядро), а также выделили то, что находится в них. Соединили в определённом порядке смысловые единицы с центральным овалом, а для наглядности раскрасили их разными цветами (схема 1). Схема 1






2.2.2. Визуальные формы организации материала

Приём представляет собой таблицу, состоящую из двух граф. В первую необходимо записать, что ученику известно по данной теме, а во вторую, – что нового узнал, вынес для себя (таблица 4).

Таблица 4

Бортовой журнал

Определение понятия приёма

Цель применения

Рекомендации по использованию приёма

Эффективность приёма

Бортовой журнал – приём обучающего письма, согласно которому учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли

Научить фиксировать свои мысли, связывать полученную информацию со своим личным опытом

Приём представляет собой работу с таблицей, состоящей из двух граф. В первую необходимо записать, что ученику известно по данной теме на стадии вызова, а во вторую, – что нового узнал, вынес для себя

Школьник, имея теоретические знания, сможет осознанно использовать их в своей жизни, т.к. материал изучается, основываясь на личном опыте ученика


Фрагмент урока по теме «Бесполое размножение» в 9 классе.

На стадии вызова школьники вспоминают, что это изучали в 6 классе (знают определение этого понятия и могут назвать способы бесполого размножения у растений и животных). Свои знания заносят в левую колонку таблицы 5. При более подробном прочтении и разборе текста параграфа заполняется правая колонка. Оказывается понятным, почему многие организмы размножаются другим способом.

Один из учеников сделал интересную запись в бортовом журнале: «Природа – страховая компания». Объяснил это тем, что мы через страховые компании можем предостеречь себя от любых случаев, а природа позаботилась о продолжении жизни живых существ, предусмотрев и засуху, и наводнения.

Таблица 5

Бортовой журнал урока по теме: «Бесполое размножение»

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Определение понятия



Способы размножения

Что такое генотип.

Стало ясно, почему существует половое размножение.

Природа – страховая компания





2.2.3. Формы письменной рефлексии

Этот приём может стать стратегией урока, но особенно часто применяется на стадии рефлексии, т.к. синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (таблица 6). Безусловно, интересно использование этого приёма в качестве средства творческого самовыражения.

Таблица 6

Синквейн по теме урока «Фотосинтез»

Определение понятия приёма

Цель применения

Рекомендации по использованию приёма

Эффективность приёма

Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме


Научиться резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, принимать мнения одноклассников; стимулирует развитие коммуникативных качеств у учащихся

Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй даётся описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов; в четвёртой строке приводится фраза обычно из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)

Продуктивность приёма видим в том, что прежде всего – это способ творческоё рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление



Например, на заключительном этапе урока «Фотосинтез» в 6 классе учитель предлагает написать синквейн по теме, разделившись на группы (пары). С одной стороны, работа в группе помогает сочинению стихотворения, а, с другой стороны, учит слушать мнения других, способствует развитию коммуникативных качеств.

Написав синквейн, ученики представляют итоги своей работы.

Пример:

Растения,

Зелёные и пестрые,

Фотосинтезируют, восхищают, спасают.

Без них умрёт всё живое.

Лаборатория.


Модно сделать вывод, что ученики знают, какова роль растений в природе и жизни человека, представляют процесс фотосинтеза, верно указывают признаки растений.

После обсуждения содержания синквейнов подводится итог урока.

2.2.4. Метод рефлексивного обобщения полученных знаний

Выражение «put on your thinking hat (cap)» на русский язык можно перевести, как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Эдвард де Боно предлагает «поразмыслить» с помощью шести шляп, представляющих различные способы мышления (таблица 7). Используется на стадии рефлексии, так как стимулирует учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, побуждает к определению направления дальнейшей работы.

Таблица 7

«Шесть шляп мышления»

Определение понятия метода

Цель применения


Рекомендации по использованию метода

Эффективность метода

Метод систематизации и обобщения материала шестью разными способами

Формирование у учащихся навыка к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, обобщение и систематизация материала

Учитель предлагает школьникам разделиться на шесть групп. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы

Стимулирует учащихся к оценке и систематизации изученного, исходя из собственного восприятия мира, поэтому прочность усвоения учебного материала повышается

Практическое применение метода на уроках биологии рассмотрено в пункте 2.3.

2.3. Методические рекомендации для разработки учебного занятия

Для получения более полного представления о работе в технологическом режиме «вызов- осмысление- рефлексия» нами представлен цикл занятий по анатомии человека в 8 классе. Успешному освоению знаний предшествовал пропедевтический урок в 7 классе (приложение 2). Занятие проводится согласно тематическому планированию 8 класса.

Занятие по теме: «Место человека в системе органического мира» (2 часа)

Задачи:

Образовательные:

- повторить систематические таксоны;

- определить место человека в системе живых существ;

- раскрыть значение рудиментов и атавизмов.

Развивающие:

- способствовать развитию у школьников умения критически анализировать информацию, способности к ее систематизации.

Воспитывающие:

- способствовать формированию умения слушать и тактично исправлять допущенные ошибки

Таблица 8

План занятия по теме «Место человека в системе органического мира»

Организация работы

Ход урока

Стадия вызова

На доске записана тема, сделана заготовка таблицы






Вопрос классу

Обсуждение в парах

Обобщение

Организационная часть урока. Введение в тему.

Учитель: «Необычайно сложен окружающий нас мир. Человек - его неотъемлемая часть. Как и все живые организмы, тело человека построено из клеток и межклеточного вещества. Человек связан многочисленными нитями родства с живыми организмами Земли. Во внешнем облике и внутреннем строении каждого из нас много общего и это можно объяснить не иначе как наследованием сходных особенностей от наших близких и далеких предков.

Где же место человека в мире живых существ?»

Вопросы обсуждаются учащимися. При этом все идеи записываются в левую колонку бортового журнала.

Таблица заполняется на доске (учитель записывает все мнения в таблицу, школьники дополняют свои таблицы записями, которые считают правильными)

Стадия осмысления содержания

Чтение лекции

Учитель предлагает ученикам прослушать первую часть лекции.

При этом первый вариант будет подчеркивать в своих таблицах то, что получит подтверждение по ходу рассказа, а второй вариант должен дополнить свои таблицы новой информацией из содержания лекции.

Учитель: « Человек разумный – вид в системе организмов нашей планеты.

В своей книге « Система природы» Карл Линней включил в род Homo – Человек, кроме Человека разумного (Homo sapiens) , еще Человека лесного и Человека пещерного, под которым он, видимо, подразумевал обезьян.

Однако только в книге Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) было доказано родство человека и животных. Позиция человека в естественной классификации представлена в таблице 6 (приложение 3)

Стадия рефлексии

и фронтальный опрос

В течение трех минут посмотрите свои записи и обменяйтесь информацией в парах».

Стадия вызова

Перед началом второй части лекции учитель предлагает найти среди утверждений, записанных на доске правильные (приложение 4).

Учитель рекомендует занести в левую часть ту информацию, которая знакома школьникам. Продолжает лекцию.

Учитель: «К настоящему времени выделяют следующие основные признаки человека, позволяющие отнести его к соответствующим группам животных

(табл.7 приложение 4).

Однако человеку свойственны признаки, отличающие его от животных».

( табл. 8 приложение 4).

В течение 3-5 минут учитель совместно с учениками проводит проверку правильности ответов по утверждениям. В ходе проверки устраняются неправильные ответы

Стадия вызова

Вопрос классу

Учитель задает вопрос классу: «Может ли человек родиться с хвостом?»

Свои мысли школьники высказывают и записывают в таблицу

Стадия осмысления

Чтение лекции

Рудименты и атавизмы – важные доказательства родства человека и животных.

Рефлексия

Обобщение и анализ полученных знаний

Учащиеся отвечают на вопросы.

С какими атавизмами может родиться человек?

Какие органы были утрачены? Почему?

Общая рефлексия

«Шесть шляп мышления»

Школьнику дает оценку полученной информации и своей работе от начала и до конца урока.

Домашнее задание

Уровень А- работа с конспектом. Б- составить синквейн. В – эссе на тему урока


Началом следующего урока будет защита синквейнов (приложение 5).

Итак, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» обладает большим потенциалом, так как применение на уроках биологии разнообразного инструментария помогает учителю развивать у школьников следующие компетентности:

1. Информационную (способствует активному восприятию и осмыслению информации).

2. Интеллектуально-познавательную (формирует умение анализировать, обобщать, систематизировать, сравнивать, классифицировать, выделять главное, делать выводы).

3. Рефлексивную, так как развивают умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы.

4. Деятельностную, так как учащиеся способны применять полученные навыки и знания в быту, различных жизненных ситуациях; ставить цели и определять пути их достижения.

5. Способствует формированию инициативности, самостоятельности, ответственности у обучающихся.

Занятия с использованием приемов, методов и стратегий технологии развития критического мышления эффективно чередовать с уроками, организованными с использованием других технологий открытого образования.











ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ПОКРОВСКОЙ ОСНОВНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

3.1. Формы и методы диагностики сформированности критического мышления у учащихся

Б.Блум выделяет следующие уровни сформированности основных показателей развития критического мышления:

1. Воспроизведение и вызов информации

2. Понимание – интерпретация материала, схем, таблиц.

3. Понимание понятий, законов, процедур в новых ситуациях.

4. Анализ - выделение скрытых предложений, нахождение ошибок в логике рассуждений.

5. Синтез – написание творческого сочинения, составление плана к тексту.

6. Оценка логики построения материала, значимости продукта деятельности.

В течение пяти лет на уроках биологии нами проводились сопровождающая и обобщающая диагностики. Цель: выявление сформированности критического мышления у учащихся школы. Школьникам предлагались задания, которые помогали определить степень развития определенного показателя.

Таблица 9

Диагностика сформированности критического мышления у учащихся школы по С.И.Заир-Беку

Учебный год


Показатели

2005-2006

Развитие навыка в %

2006-2007

Развитие навыка в %

2007-2008

Развитие навыка в %

2008-2009 Развитие навыка в %

2009-2010

1 полугодие

Воспроизведение и вызов информации

48%

60%

72%

84%

96%

Понимание

60%

60%

72%

72%

96%

Понимание понятий

24%

36%

60%

72%

84%

Анализ

12%

24%

36%

60%

72%

Синтез

12%

24%

36%

48%

60%

Оценка

12%

24%

36%

48%

72%

3.2. Анализ использования технологии развития критического мышления

Учебный процесс на уроках биологии на основной ступени обучения МОУ Покровская ООШ организован на основе систематического использования технологии РКМЧП. Разработаны рабочие программы учебного курса с учетом проведения специализированных уроков по технологии развития критического мышления, комплект сопровождающих методических материалов.

Эффективность организованного процесса с использованием приёмов, методов и стратегий технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» можно проанализировать по результатам внутришкольного учебного мониторинга.

Таблица10

Динамика качества знаний учащихся по предмету «Биология»

Учебный год

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

«4» - «5»

30,2%

37,8%

45%

45%

«3»

55,9%

59,2%

52,4%

55,0 %

«2»

13,9%

3,0%

2,6%

-

Успешность

86,1%

97%

97,4%

100%


Использование РКМЧП способствует лучшему усвоению детьми учебного материала. Успеваемость обучающихся по предмету возросла с 86,1% – 2004-2005 учебный год до 97% в 2005-2006 учебном году, что составляет 10,9%.

Уменьшилось и количество неуспевающих школьников по предмету с 13,9 до 0% что составило 13,9%. Немаловажным фактором является сохранение стабильных результатов в обучении среди всех категорий обучающихся с 2008 года .

Выросла результативность выступлений учащихся школы в муниципальных и региональных олимпиадах и конференциях. На протяжении трёх лет с 2004 по декабрь 2006 гг. учащиеся Покровской школы занимали призовые места в городских олимпиадах по экологии, хотя раньше не проявляли желания участвовать в них. В 2005-2008 гг. успех на заочной российской конференции «Первые шаги в науке» – третье, второе место. С 2008 года положительная динамика результатов сохраняется (приложение 6).

Таким образом, система работы учителя направлена на развитие у школьников способности к активному воспроизведению информации, готовности рассмотреть проблемы с разных точек зрения, умение отследить ход своих мыслей и строить логические выводы, способности применять полученные навыки и знания в различных ситуациях (приложение 7). Итак, использование приёмов и методов технологии РКМЧП способствует формированию у школьников важных качеств, необходимых в современной жизни.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Известно, что любое новшество встречает на своем пути и безоговорочное одобрение, и сдержанную поддержку и отчаянное сопротивление.

Хорошо владеть традиционной методикой преподавания необходимо. Разнообразить или украсить свой урок, применяя новый прием – значит повысить его продуктивность. От этого выигрывают все: и ученик, который научился чему-то новому, и учитель, который смог увлечь класс, повысить интерес к своему предмету.

Применение на уроках разнообразного набора инструментария технологии РКМЧП помогает учителю развивать у школьников различные виды компетентности.

Если занятия по развитию критического мышления проводятся регулярно, то ученики, как правило, более активно включаются в работу по предмету, получают боле высокие оценки. Для проведения таких уроков не нужны дополнительные дидактические материалы и пособия, что немаловажно для сельских школ.

Итак, подводя итоги пятилетней работы по использованию на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», можно сделать выводы, что данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она является общепедагогической, надпредметной, рефлексивной, компетентностно-ориентированной технологией, открытой для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1, – М., НИИ школьных технологий, 2006.

  3. Обучение в разновозрастных группах: из опыта учителей биологии (Методическое пособие.) / Под редакцией Л.В.Байбородовой, Л.Н.Сухоруковой. – Ярославль: ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 2005.

  4. Программа для общеобразовательных учреждений. Автор Сонин.Н.И Природоведение, 5 класс. Биология, 6-11 класс. – М.: Дрофа, 2006.

  5. Сборник нормативных документов по биологии (составители: Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.) – М.: Дрофа, 2004

  6. Загашев И.О. Умение задавать вопросы. // Перемена, 2001 г. №4,– с.12-13.

  7. Клустер Д. Что такое критическое мышление.// Подборки «Первое сентября.

  8. Калмыкова И.Р. Об интеграции американской технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с отечественной и зарубежной лингвистикой по вопросу продуцирования текстов

http://ucheba.com/ur_rus/k_metodkopilka/kalmikova.htm

9. Кондаков .А.М Государственный стандарт общего образования второго поколения

http://www.openclass.ru/knowledgedbs/28713














ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1

Технология развития критического мышления – стадии и методические приёмы

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

I. Вызов (evocation)

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы.

Графическая систематизация материала: кластер, таблицы, верные и неверные утверждения, рассказ предположение по ключевым словам, составление списка «известной информации»

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах

II. Осмысление содержания (realization of meaning)

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально или в парах

III. Рефлексия (reflection)

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения, дополнения; творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания

Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах







ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Занятие по теме: «Эпоха Возрождения и становление науки о человеке». 7 класс

«В одну и т уже реку нельзя войти дважды»

Гераклит

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать знания об эпохе Возрождения и естественных науках;

- изучить становление биологических наук.

Развивающие:

- развивать аналитическое и критическое мышление учащихся через проблемные вопросы и приёмы РКМЧП, способность к выделению главных мыслей и понятий и текстов, умение самооценки и взаимооценки.

Воспитательные:

- формировать: навык бесконфликтного ведения диалога, умение слушать и тактично исправлять допущенные ошибки.

Используемые приёмы и методы: синквейн, кластер, «Удивляй», Эффективная лекция», техника суммирование в парах, таблица тонких и толстых вопросов.


Таблица 2

План занятия Эпоха Возрождения и становление науки о человеке


Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические рекомендации.

1. фаза вызова.

Заключает договор на предстоящую работу. Объявляет тему занятия учащимся, формирует цели урока, раздаёт задания (прил.2.1)

Выбирают степень сложности задания, выполняют его.

Задания выполняются индивидуально или в парах.

2. стадия осмысления.

Учитель истории предлагает прочитать текст и составить развёрнутый план с ключевыми словами (прил.2.2); объясняет работу в парах.

Читают текст, письменно отвечают на вопросы с выделением ключевых понятий или словосочетаний и графически представляют в сопровождении с объяснением.

Ответы на вопросы в тетрадях (работа индивидуальная), составление графического плана в парах на листах бумаги.


Учитель биологии выдаёт карточки, рассказывает о становлении науки о человеке (прил.2.2)

Работа с карточками, оформление таблицы.

Работа в парах или индивидуально.

3. рефлексия.

1. предлагает учащимся систематизировать новую информацию в виде кластера (прил.2.3)

2. даёт задание написать синквейн (прил.2.3)

1. заполняет кластер «Эпоха возрождения и наука».

2. представляет классу кластеры.

3. пишут синквейн.

4. дают символическую оценку своей работы на занятии.

Кластер оформлять на доске. Работа осуществляется в парах.





Приложение 2.1


Таблица 3

«Тонкие и толстые вопросы»


Тонкие вопросы

Толстые вопросы

1. кто такие гуманисты?

1. почему именно Италия стала центром появления гуманистов и Возрождения?

2. каковы их идеи, взгляды?

2. с чем связан интерес человека к окружающему миру в начале Нового времени?

3. что изучает биология?

3. какие события способствовали развитию естественно-биологических наук?

4. какие разделы биологии тебе известны?

4. почему научные знания по биологии получили своё развитие лишь в конце эпохи Возрождения?

Выпишите номера утверждений.

Родина Возрождения – это Франция.

Гуманисты стремились глубоко изучить человека и правдиво его изобразить.

Причина возникновения гуманистов – это потребность общества не только в предприимчивых, но и образованных людях, имеющих знания о реальном мире.

Идеи Эпохи Возрождения обошли стороной Германию.

Один из разделов биологии называется – ботаникой.

Зоология – наука о животных.

Эволюция – это историческое развитие животного мира.


Приложение 2.2

Работа с текстом. Техника суммирования в парах.

Текст.

Возрождение или Ренессанс (с франц.) – это период или эпоха в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии – XIV-XVI вв., в других странах – конец XV-XVI вв.).

Итак, эпоха Возрождения или Ренессанса – это время подъёма культуры многих европейских стран, которое охватывает примерно два века XV-XVI, а в Италии ещё и XIV век.

В ту пору стремительно росли города, развивалась торговля. Купцы отправляли свои корабли в далёкие плаванья. Растущей буржуазии очень мешали разные средневековые запреты. Появились люди, не желавшие соглашаться с церковным учением о том, что жизнь на земле не должна интересовать человека, что его удел – отказываться от земных радостей во имя блаженства в загробном мире. Это были гуманисты, которые думали не о божественном, а о человеческом. Они верили в силу человека, призывали уважать, ценить его красоту и разум. «Гуманус» - в переводе с латинского означает человеческий. Благодаря их деятельности были найдены и возрождены произведения искусства и идей античной древности, отсюда и название эпохи – «Возрождение». Искусство, наука, изобретательство тесно переплетались в деятельности многих славных представителей того времени – Леонардо да Винчи, Ньютон Исаак, Николай Коперник и многие другие. Учения Николая Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея выводят человека на новую ступень знаний о Вселенной: они доказывают, что Земля обращается вокруг Солнца и Вселенная бесконечна. Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, а Уильям Гарвей дал описание кровообращения и работы сердца. Благодаря ним происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания. В XVII в. за человеческим разумом стали признавать возможность понять и объяснить мир.

Ответьте на вопросы.

Кто или что?

Что делает?

Когда?

Где?

Как?

Почему или зачем?

Представьте ответы графически.


Приложение 2.2

Действительно, людей всегда интересовали проблемы жизни и смерти, способы борьбы с недугами, сохранение здоровья и долголетия.

Первые мысли о изучении строения человека принадлежат учёным древней Греко-римской культуры (Гераклит, Аристотель, Гиппократ, Гален).

Именно Гален предположил, что человек устроен сходным образом с животными.

В эпоху Возрождения стало возможным заглянуть внутрь человека (Рафаэль Санти).

Слово «анатамэ» от лат. – расчленение. Вскрытие умерших людей – основной и наиболее древний метод изучения строения организма человека.

Строение человеческого тела и его органов изучает анатомия человека. Более подробные знания о предмете вы получите в следующем году. А теперь пройдите к выставке, посвящённой предмету, в ходе просмотра я отвечу на ваши вопросы.


Таблица 4

«Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?







Приложение 2.3


Кластер – приём, работающий на стадии вызова и рефлексии, один из видов графических органайзеров.


Синквейн – пятистишье; стихотворение из пяти строк, написанное в свободном размере. Смысл синквейна – передать самое главное. Данный приём применяется на стадии обобщения, чтобы раскрыть суть явления и выразить своё отношение к нему.

Таблица 5

Синквейн на стадии рефлексии


Сущ.

Эпоха

Прил.

Непросвещённая, религиозная

Гл.

Обескураживает, возмущает, удивляет

Предложение.

Начало развитие математики и естествознания

Сущ. (обобщающее)

Возрождение!


Список литературы

1. Колесов Д. В. Маш Р. Д. Беляев И. Н. 8кл. Человек: Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2005 год

2. Сонин Н. И. Биология. 8кл. Человек: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., Дрофа,2008 год



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тексты к занятию по теме: «Место человека в системе органического мира»

Верные - неверные утверждения

1.Человек представитель типа Хордовые.

2. У всех хордовых и человека над хордой развивается нервная трубка.

3.Основное сходство млекопитающих с человеком состоит в том, что тело имеет постоянную температуру тела.

4. Человек, как представитель отряда Приматы имеет пятипалую конечность.

5.Важным доказательством родства человека и животных являются рудименты и атавизмы.

Учитель рекомендует занести в левую часть ту информацию, которая знакома школьникам.

Таблица 6

Место человека в системе органического мира

Систематические группы

Название

Надцарство

Царство

Тип

Подтип

Класс

Подкласс

Отряд

Надсемейство

Семейство

Род

Вид

Эукариоты

Животные

Хордовые

Позвоночные, или Черепные

Млекопитающие

Плацентарные

Приматы

Человекообразные обезьяны

Люди

Человек

Человек разумный












ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица 7

Сходство человека и животных

Группа животных

Признаки, имеющиеся у человека

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные, или Черепные


Класс Млекопитающие


Подкласс Плацентарные

Отряд Приматы



Надсемейство Человекообразные обезьяны

В эмбриогенезе: Хорда, нервная трубка с жаберными щелями

Позвоночный столб, две пары конечностей, сердце на брюшной стороне тела

Млечные железы, волосяной покров,

Четырех камерное сердце, теплокровность

Развитие зародыша в матке, наличие плаценты

Передные конечности хватательного типа, хорошо развитые ключицы, пара млечных желез, замена молочных зубов на постоянные

Уменшение хвостового отдлела позвоночника, четыре группы крови, характерные черты строения мозга, развитие мимических мышц.


Таблица 8

Отличие в строения человека от других живых организмов

Система органов

Анатомические отличия

Достигнутые преимущества

Нервная система



Большой объем мозга, мощная кора больших полушарий с бороздами и извилинами

Абстрактное мышление, речь, сознание


Опорно – двигательная система

Изгибы позвоночника , сводчатая стопа,широкий таз, развитие мыщц нижних конечностей

Противопоставление большого пальца руки другим пальцам

Прямохождение



Способность к владению орудиями труда и их создание












ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Урок по теме: «Эволюция человека»

урок с применением технологии РКМЧП.8 класс.

Цели урока: сформировать представление школьников о антропогенезе человека,

закрепить знания о сходстве и различии человека и животных,

продолжать развитие умения работать с информационными текстами, в

в группах.

Ход урока.

  1. Вводное слово учителя (1минута).

Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наш разговор о месте человека среди других живых организмов. Предлагаю провести презентацию кластеров выполненных дома.

  1. Проверка знаний и умений учащихся (10 минут).

(Школьники демонстрируют кластеры, поясняя изображение. Идет обмен мнениями, поправляются допущенные ошибки и неточности).

3. Изучение нового материала (20 минут).

Продолжим нашу беседу(учитель сообщает тему урока).

Скажите : Как из обезьяны мог эволюционировать человек?

Школьники выдвигают гипотезы. Учитель фиксирует их на доске. Этот прием работы способствует выходу учеников к целям урока.

Хорошо, нами были выслушаны различные точки зрения. Подведем итог работы.

Антропогенез-происхождение и эволюция (развитие) человека, становление его как вида в процессе формирования общества. Движущими силами антропогенеза стали группы факторов: биологические и социальные. Составим таблицу и заполним ее.

Таблица 9

Движущие силы антропогенеза

Биологические факторы

Социальные факторы

Наследственная изменчивость

Трудовая деятельность

Естественный отбор

Общественный образ жизни

Борьба за существование

Развитие речи и мышления


Учитель предлагает прочитать текст и разделить его на смысловые части.

Были выделены три части :

  1. Представители семейства гоминид.

  2. Древнейшие люди.

  3. Древние люди и современный человек.

Учитель предлагает разделиться на группы и продолжить самостоятельную работу над тестом учебника ( ученики читают текст в учебнике и делают пометки карандашом. Отмеченная информация должна отвечать на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему?

4.Закрепление изученного материала (10 минут).

Выделенная группой информация заносится в таблицу. На этом этапе урока от рабочей группы может выступать один или несколько человек. Запись может иметь вид:

Таблица 10

«Кто? Что? Где? Когда? Почему?»

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

Австралопитек

Прямохождение,

использование предметов

Африка, Азия

10-5 млн.лет назад

Объем мозга 450-650 см в кубе, простейшие орудия труда

5.Домашнее задание (1 минута).

Уровень А- записи в тетради, с.12-16 учебника.

Уровень Б - записи в тетради, с.17вопросв разделе «Подумайте».

Уровень В – творческое задание на тему: « Человек произошел от…»


Список литературы

1. Каменский.А.А, Маклаков.А.С, Сарычев.Н.Ю Биология. Справочное пособие. М.,Росмэн,2005год.

2. Колесов Д. В. Маш Р. Д. Беляев И. Н. 8кл. Человек: Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2005 год

3. Сонин Н. И. Биология. 8кл. Человек: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., Дрофа,2008 год











ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Динамика результатов деятельности учащихся Покровской школы

Результативность выступлений учащихся Покровской ООШ в олимпиадах и конференциях по экологии и биологии


hello_html_m60830afb.gifhello_html_125a7f5f.gifДиаграмма участия школьников Покровской ООШ в мероприятиях различного уровня по биологии и экологии

hello_html_16dc9f4d.gif








ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Cпецифика использования приёмов и методов технологии РКМЧП

Урок по теме: «Отряды насекомых. Перепончатокрылые». 7 класс

Цель урока: сформировать у школьников представление об отряде перепончатокрылые;

знать общую характеристику отряда;

раскрыть понятие «общественные насекомые»;

развивать у школьников умение критически анализировать информацию;

уметь использовать полученные знания с целью применения их в быту.

Используемые приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, запись синквейна, маркировка текста.

Ход урока:

На стадии вызова к личному опыту учащихся.

  1. Какое чувство вызывают у вас пчёлы? Почему?

  2. Испытывали ли вы страх, когда видели рой ос?

  3. Видели ли вы муравейники? Что вы можете рассказать о его обитателях?

Затем произвожу прогнозирование по названию.

Тема урока: «Отряд перепончатокрылые». Как вы думаете, о каких насекомых пойдёт речь?

Прогноз, который выдают школьники, повышает общий интерес к чтению параграфа: всегда хочется узнать – кто же прав?

Данный приём помогает учащимся понять, что любое слово темы урока может многое сообщить о предстоящем чтении параграфа.

Далее сообщаю о том, что же объединяет перечисленных насекомых. (Учебник: В.В.Пасечник. Биология. 7 класс. Стр. 85-87)

Сообщив учащимся эти сведения, мы выделяем главные смысловые предложения. Работаем с текстом, подчёркивая нужные предложения в книге карандашом. Вводится понятие «общественные насекомые».

На стадии осмысления содержания учащимся предлагается текст, который мы вместе предварительно разбили на отрывки. Отрывков у нас получилось два.

1. Пчелы (Учебник: В.В.Пасечник. Биология. 7 класс. Стр. 87-89)

После чтения следует анализ прочитанного. Ребята отвечают на вопросы разного вида [6].

Возможные вопросы:

– Кто такие пчёлы? Где вы их видели?

– Попробуйте описать пчелу. Что было, если бы пчёлы не умели «танцевать»?

– Что нам может рассказать сота?

– Из чего образуется мёд?

– Почему пчела не садятся на красные цветы?

2. Муравьи (Учебник: В.В.Пасечник. Биология. 7 класс. Стр. 89-91)

Возможные вопросы:

– Почему муравьёв называют общественными насекомыми?

– Чем питаются муравьи?

– Что будет, если в муравейнике появится несколько самок?

– Неужели муравьи имеют крылья?

– Какие виды муравьёв входят в состав муравьиной семьи?

– Расскажите, что вы знаете о значении деятельности муравьёв?

На стадии рефлексии предлагаю ребятам написать синквейн, который запишется в тетрадь после презентации.

Домашнее задание: написание творческих работ о пользе и вреде «общественных насекомых.

Тема занятия: Осевой скелет человека. 8 класс

Задачи:

Обучающие: пополнение знания о строении и функциях скелета, сравнение его со скелетом млекопитающих животных, введение понятие «осевой скелет».

Воспитательные: развитие умения самооценки, умения выслушивать чужое мнение.

Развивающие: развитие познавательной активности учащихся и коммуникативных способностей. Развитие общеучебных умений, навыков самообразования.

Применяемые приемы: Экспресс диагностика, таблица «З-Х-У».

Таблица 11

План занятия. Осевой скелет человека

Этапы занятия.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Организационные, методические рекомендации.

1 Фаза вызова


Организация целеполагания учебной деятельности. Работает с колонками таблицы «З-Х-У».

Предлагает заполнить нижние графы таблицы. Предлагает обсудить записи. Координирует взаимообмен информацией между учащимися. Возвращает к работе над дополнением информации в графах таблицы.

Формируют тему и цели урока через таблицу «З-Х-У», высказывают и заполняют, что знают и что хотели бы узнать по данной теме.

Заполняют нижние графы таблицы. Производят взаимообмен информацией. Дополняют графы нужной ученику информацией

Работа осуществляется индивидуально.








Ведется фронтальный обмен информацией.

2. Фаза осмысления текста

Предлагает учащимся прочитать текст и устно обсудить ответы на вопросы, поставленные во второй графе.

Проводит фронтальный обмен информацией.

Возвращает к таблице «З-Х-У».

Помогает над классификацией новых категорий информации.

Читают текст, ищут ответы на вопросы.






Обмениваются полученной информацией.

Заполняют графу «Узнал».

Переход к работе над нижней частью таблицы.

Работа проводится в парах.






Учащиеся объединяются в группы.

Работа осуществляется индивидуально.

3. Стадия рефлексия.

Предлагает заполнить таблицу с категориями информации, которые недостаточно освещены.

Дает задание на дом по систематизации информации в виде кластера.

Работают над таблицей.

Дают символическую оценку своей работы на занятии.

Кластер оформляется на отдельном листе ватмана и демонстрируется классу каждой группой


Ход занятия.

На стадии вызова прошу учащихся вспомнить, что они знают о своем скелете.

Ответы были такими:

-.Скелет состоит из многих костей и хрящей;

- Есть череп;

- Позвоночник, который состоит из позвонков;

- Есть грудная клетка;

- Кости таза;

- Все кости нужны для ходьбы;

- Есть кости конечности.

Заносим уже имеющиеся знания в первый столбец таблицы.




Таблица 12

Работа над графами «Знаю. Хочу знать. Узнал»

Знаю

Хочу знать

Узнал

- Скелет состоит из костей и хрящей

- Есть череп

- Позвоночник, который состоит из позвонков

- Есть грудная клетка

- Кости таза

- Все кости нужны для ходьбы

- Есть кости конечности



Затем переходим к графам категории и источники информации. На этом этапе работы можно задать вопрос учащимся: откуда появились такие сведения?

- Я читал журнал «Здоровье»;

- Смотрел передачу по телевизору.

- Вы говорили, когда изучали отряд «Приматы».

Очень хорошо, что вы читаете такие журналы, смотрите передачи, особенно приятно, что помните материал 7-го класса, но главным источником информации сегодня станет текст параграфа. Для более детального изучения темы, предлагаю объединяться в пары.

«Необходимое замечание. Таблица «3-Х-У» заполняется учителем на доске, учащиеся ведут подобные записи в тетради, занося в свои таблицы в первую очередь факты из собственного опыта. Дополняют их теми версиями и фактами, прозвучавшими в классе, которые, с их точки зрения, заслуживают внимания» [1].

Вместе с ребятами вновь классифицируем столбец «Знаю» по категориям и заполняем нижнюю часть таблицы. Теперь она выглядит так:

Таблица 13

Работа с категориями и источниками информации

Категории информации

Источники информации

1. Функции скелета

2. Составные части

Череп

Скелет туловища

1. Журнал

2. Передача

3. Учитель


Следующим этапом работы на стадии вызова станет заполнение графы «Хочу узнать», для её заполнения спрашиваю: Чтобы они хотели узнать теперь?

Поступившие вопросы:

Какой скелет называют осевым?

Зачем в скелете нужны хрящи?

Как череп прикреплён к позвоночнику?

Какие отличия в скелете позвоночника человека в сравнении другими животными?

Зачем мне нужно это знать?

Запишем эти вопросы во вторую графу верхней части таблицы.

Стадия осмысления идет под девизом: «Наш главный источник информации – это текст параграфа».

После самостоятельного прочтения текста, возвращаю внимание к таблице. Теперь ребята могут ответить на возникшие ранее вопросы. Идет заполнение третей графы таблицы, потому что информация об осевом скелете человека значительно расширились.

Теперь таблица выглядит так:

Таблица 14

Работа над таблицей «ЗХУ» на стадии осмысления содержания

Знаю

Хочу знать

Узнал

- Скелет состоит из костей и хрящей

- Есть череп

- Позвоночник, который состоит из позвонков

- Есть грудная клетка

- Кости таза

- Все кости нужны для ходьбы

- Есть кости конечности

-.Какой скелет называют осевым?

-.Зачем в скелете нужны хрящи?

-.Как череп прикреплён к позвоночнику?

-.Какие отличия в скелете позвоночника человека в сравнении другими животными?

-.Зачем мне нужно это знать?

- Осевой скелет объединяет череп и скелет туловища.

- Они придают подвижность упругость и отличают сопряжения при беге, прыжках.

- С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков.

- Позвоночник человека имеет четыре изгиба, а у млекопитающих животных только шейный и крестцовый. Во избежание травм, искривлений позвоночника.

Категории информации

Источники информации

1. Функции скелета.

2. Составные части

Череп

Скелет туловища

3. Значение полученных знаний

1. Журнал

2. Телепередача

3. Учитель

4. Текст параграфа



Ребята, нам необходимо более детально рассмотреть вопросы о функции и частях скелета, а также определить значение этих знаний для вас. Работаем устно, а после обсуждения, изученного материала, заполним таблицу 15.


Таблица 15

Категории информации

Функции скелета

Части скелета

Значение полученных знаний





Вы хорошо поработали? Оцените свою работу с помощью экспресс - диагностики

Соедините на графике две точки, соответствующие вашему участию на занятии и его полезности [3].

hello_html_m7de815e3.gif

Список литературы

1. Колесов Д. В. Маш Р. Д. Беляев И. Н. 8кл. Человек: Учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2005 год

2. Сонин Н. И. Биология. 8кл. Человек: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., 2008 год







Тема занятия: Синтез белков в клетке. Транскрипция

Задачи.

Обучающие: знать, что называют биосинтезом, изучить первый этап синтеза белка – транскрипцию.

Воспитательные: развитие умений самооценки.

Развивающие: развитие познавательной активности учащихся, развитие умения конструирования своих знаний.

Таблица 16

План занятия по теме: « Транскрипция»

Этапы занятия.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Методические рекомендации.

1 Стадия вызова.

На доске записана тема урока, сделана заготовка таблицы.

Сообщает тему занятия учащимся, формирует задачи уроки с помощью таблицы

ЗХY

Заполняют письменную таблицу ЗХY и высказывают, что знают и что хотели бы узнать по данной теме.

Учащиеся могут работать как индивидуально, так и в парах.

Стадия осмысления, содержания.

Читает лекцию.

Продолжается заполнение таблицы ЗХY.

Задаёт вопросы

Учащиеся слушают и дополняют 3-ю колонку таблицы ЗХY.

Отвечают на вопросы учителя по ходу лекции.

Учащиеся работают индивидуально.

Рефлексия.

1. Предлагает учащимся систематизировать информацию через написание синквейна

2. Просит вернуться к графам источники и категории информации.

3. Дают задание по заполнению критериев информации на дом., составить словарь терминов

1. Пишут синквейна об одной из ключевых понятий темы и представляют его.

2. Заполняют нижние графы таблицы ЗХY. Дают символическую оценку своей работы на занятии

Учащиеся делятся на группы. Синквей зачитывается от каждой группы.

В ходе данного урока используются уже знакомые ученикам методы и приемы работы с информационными текстами, поэтому подробные пояснения не приводятся.

Список литературы

1.Каменский.А.А, Криксунов.Е.А 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.,Дрофа,2007 год.

2. Каменский.А.А, Маклаков.А.С, Сарычев.Н.Ю Биология. Справочное пособие. М.,Росмэн,2005год.


Использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
  • Биология
Описание:

В даннной методической разработке описан пятилетний опыт работы по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".

Даны описания особенно часто применяемых приемой и методов в обучении.

Описана базовая модель технологии.

Классифицирован педагогический инструментарий.

Показаны особенности проведения занятия в технологической режиме вызов-осмысление-рефлексия с выходом на новый вызов. Обоснован выбор применения технологии.

Указаны конкретные результаты обучения при систематическом применении технологии РКМЧП.

Описаны способы диагностики сформированности критического мышления. 

Автор Иванова Жанна Альфредовна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1665
Номер материала 11225
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓