Главная / Начальные классы / Использование метода учебного проектирования в практике начального обучения

Использование метода учебного проектирования в практике начального обучения

Использование метода учебного проектирования

в практике начального обучения

Батурина Е. А, Жирикова Н. В.

"Руководящей основой нашей дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились" Я.А. Коменский.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности обучающегося в  образовательном процессе. Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.   Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями?  Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально.

Я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Работа в режиме проектной деятельности помогает выработать у обучающихся ключевые компетентности.  Проектная деятельность ориентирует обучающихся на коллективную, групповую, парную и индивидуальную деятельность. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.  

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Типология проектов может быть условно определена по шести признакам: по методу, доминирующему в проекте, по числу участников, по характеру контактов участников, по характеру координации проекта, по продолжительности проекта, по предметно-содержательной области.

В целом в проектной деятельности можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  1.  мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;   ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

  1. планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

  1. информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;   учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

  1. рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Как обеспечить эффективность проектной деятельности?

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающихся педагогу  необходимо:

1. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех.  Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

2. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.    Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки – наблюдения.

3. Создавать группу не более 5 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».

4. Учитывать возможность учебных предметов для реализации  проектной деятельности.

Наибольшую эффективность для реализации проектной деятельности имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изобразительное искусство, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность обучающихся.

5. Оценка выполненных проектов.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте. После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. В начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д.

На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Но, тем не менее, такой опыт имеется. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

4

Использование метода учебного проектирования в практике начального обучения
  • Начальные классы
Описание:

      Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности обучающегося в  образовательном процессе. Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.   Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями?  Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально. Я считаю, что это-метод учебного проекта.

Автор Батурина Елена Алексеевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 303
Номер материала 45481
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓