Главная / Другое / Использование метода проектов в учебной деятельности

Использование метода проектов в учебной деятельности

Использование метода проектов в учебной деятельности


Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда и многое другое.

Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков, поэтому периодически на уроках можно использовать метод создания творческих проектов.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира.

«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».

«Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в ученые заведения. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике»

Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов» .

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.

В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов – это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.



Российская Педагогическая Энциклопедия дает такое определение проекта: "Учебный проект - это совместное "учитель-ученик” продумывание, распределение деятельности, оценки результатов на каждом этапе и конечная оценка результата и деятельности (рефлексия)”.

Особенно интенсивно мысль начинает работать, когда собственная жизнь и нужда, интерес требуют разрешения данного вопроса и побуждают искать решение.

Действительно, при создании проекта ученики сталкиваются с проблемными ситуациями, явно или смутно осознаваемыми. Во время работы над проектом, в подборе материала активно используется наблюдение, выдвигаются гипотезы, идет экспериментальная их проверка, разрешается интерес, проблемность ситуации.

Результаты выполненных проектов должны получаться "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

                Готовый проект защищается на конференциях или зачетных уроках.

Актуальность данной технологии особенно возрастает в современной школе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях,  их метапредметный характер.

Цель проектного обучения заключается в создание условий, при которых студенты

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения и системное мышление.



Суть проектного обучения заключается в том, что студент в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и конструирует новые.

В его основе лежит

развитие познавательных навыков учащихся,

умения самостоятельно конструировать свои знания,

умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию,

самостоятельно выдвигать гипотезы,

умение принимать решения,

развитие критического мышления,

умения исследовательской, творческой деятельности.


Основные требования к использованию проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.


План проведения проекта

1.Организационно-установочный

Учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта при участии преподавателя. Формировании рабочих групп (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая), распределение обязанностей в группах

2.Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта

Формулировка идеи и цели проекта. Для этого ребятам предлагается ответить на вопросы:

-Для чего создается данный проект?

-Чем вызвана необходимость его создания?

-Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?

-Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?

-Найдет ли он своих потребителей?

Обсуждение задач, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта:

-Поиск и изучение информации (научной, технической, методической и т.п.) необходимой для выполнения проекта;

-Анализ проблемы, с которой связан проект;

-Материально-техническое обеспечение выполнения проекта;

-Поиск источников финансирования.

3.Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся

 Обсуждение вопросов:

-Каким должен быть проект для того, чтобы соответствовать поставленной цели?

-Какие необходимые для реализации проекта знания, умения и навыки учащиеся имеют сейчас и должны иметь к моменту исполнения определенных этапов и видов работы?

-Как лучше распределить обязанности среди членов группы


4.Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов

Определение структуры проекта . За каждым разделом курса необходимо (по желанию после предварительного обсуждения) закрепить одного или нескольких учащихся. Они подготавливают примерный план изложения своего раздела. Затем идет обсуждение этих планов и согласование их между собой

5.Работа над проектом

На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях. Руководителя проекта координирует деятельности участников проекта и постоянно контролирует ходом и сроки производимых работ

6.Подведение итогов, оформление результатов

Проводится анализ результатов деятельности исполнителей проекта с точки зрения его цели и задач, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, готовится необходимая документация по проекту и его презентация. Руководитель на этом этапе организует процесс выявления и устранения недостатков выполненного проекта и подготовки презентации.

7.Презентация проекта.

Защита проекта в виде демонстрации презентации в электронном виде.

Учебные проекты могут быть текущие (выполняются самостоятельно, включая часть содержания обучения) и итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала) .

По срокам выполнения их можно разделить на

краткосрочные (разработан на нескольких уроках);

среднесрочные (от недели до месяца);

долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

Количество участников проекта определяет сам учитель.

По территориальному признаку учебные проекты можно разделить на

внутренние или региональные проекты (внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, Интернет-сети) ;

международные проекты (с участием представителей различных стран) .

Роль преподавателя в создании проекта очень велика. Он должен не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

Преподаватель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.

Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Он выступает в роли эксперта, консультанта, является авторитетным источником информации.

Формы продуктов проектной деятельности

  • Web-сайт

  • Анализ данных социологического опроса

  • Сравнительно-сопоставительный анализ

  • Атлас, карта, учебное пособие

  • Видеофильм

  • Выставка

  • Газета, журнал, справочник

  • Костюм, модель, коллекция

  • Игра, мультимидийный продукт

  • Музыкальное или художественное произведение

  • Постановка, праздник

  • Экскурсия, поход

Виды презентаций проектов

  • Деловая игра

  • Демонстрация продукта, выполненного на основе ИКТ

  • Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей

  • Игра с залом

  • Научная конференция, доклад

  • Пресс-конференция

  • Путешествие, экскурсия

  • Реклама

  • Ролевая игра

  • Спектакль

  • Соревнование

  • Телепередача и т.д.


По завершению проекта преподаватель должен оценить каждого участника проекта это можно сделать по следующим критериям:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;

  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;

  • степень осмысления использованной информации;

  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

  • социальное и прикладное значение полученных результатов.



Информационная среда для разработки проекта

  1. Графические редакторы

  2. Текстовый процессор

MS WORD

  1. Базы данных

MS ACCESS

  1. Табличный процессор

MS EXCEL

  1. MS Publisher

  2. MS PowerPoint

Список литературы:

  1. http://wiki.iteach.ru/    

  2. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся./Авт.: Алексеев Н.Г. и др. - Ж. "Исследовательская работа школьников", 2002.

  3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (основные положения). / Сборник статей "Исследовательская деятельность учащихся". - М., 2003.

  4. Монахов В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии. //Педагогика, № 6, 1997.

  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат - М., 2000.

  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003

  7. Полат Е.С., Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе школы. // Методическое пособие. М, 1993;

  8. Риверс С.М. Метод целевых заданий и Дальтон план в школе 1 ступени. // М.-Раб. Просвет, 1928.

  9. Российская Педагогическая Энциклопедия, в 2-х т. // M., Изд-во Бол. Рос. Энц., 1993 – т.1. – с. 567;

Использование метода проектов в учебной деятельности
  • Другое
Описание:

Использование метода проектов в учебной деятельности

 

Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда и многое другое.

Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков, поэтому периодически на уроках можно использовать метод создания творческих проектов.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира.

«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

          Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».

          «Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в ученые заведения. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике»

           Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов» .

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.

            В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность.

       “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов – это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.

 

Российская Педагогическая Энциклопедия дает такое определение проекта: "Учебный проект - это совместное "учитель-ученик” продумывание, распределение деятельности, оценки результатов на каждом этапе и конечная оценка результата и деятельности (рефлексия)”.

Особенно интенсивно мысль начинает работать, когда собственная жизнь и нужда, интерес требуют разрешения данного вопроса и побуждают искать решение.

Действительно, при создании проекта ученики сталкиваются с проблемными ситуациями, явно или смутно осознаваемыми. Во время работы над проектом, в подборе материала активно используется наблюдение, выдвигаются гипотезы, идет экспериментальная их проверка, разрешается интерес, проблемность ситуации.

Результаты выполненных проектов должны получаться "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

                Готовый проект защищается на конференциях или зачетных уроках.

Актуальность данной технологии особенно возрастает в современной школе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях,  их метапредметный характер.

Цель проектного обучения заключается в создание условий, при которых студенты

-          самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-          учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-          приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-  развивают у себя исследовательские умения и системное мышление.

 

Суть проектного обучения заключается в том, что студент в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и конструирует новые.

В его основе лежит

 развитие познавательных навыков учащихся,

умения самостоятельно конструировать свои знания,

 умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать   полученную информацию,

самостоятельно выдвигать гипотезы,

умение принимать решения,

 развитие критического мышления,

умения исследовательской, творческой деятельности.

 

Основные требования к использованию проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

 

План проведения проекта      

1.Организационно-установочный

Учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта при участии преподавателя. Формировании рабочих групп (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая), распределение обязанностей в группах

2.Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта

Формулировка идеи и цели проекта. Для этого ребятам предлагается ответить на вопросы:

-Для чего создается данный проект?

-Чем вызвана необходимость его создания?

-Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?

-Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?

-Найдет ли он своих потребителей?

Обсуждение задач, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта:

-Поиск и изучение информации (научной, технической, методической и т.п.) необходимой для выполнения проекта;

-Анализ проблемы, с которой связан проект;

-Материально-техническое обеспечение выполнения проекта;

-Поиск источников финансирования.

3.Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся

 Обсуждение вопросов:

-Каким должен быть проект для того, чтобы соответствовать поставленной цели?

-Какие необходимые для реализации проекта знания, умения и навыки учащиеся имеют сейчас и должны иметь к моменту исполнения определенных этапов и видов работы?

-Как лучше распределить обязанности среди членов группы


4.Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов

Определение структуры проекта . За каждым разделом курса необходимо (по желанию после предварительного обсуждения) закрепить одного или нескольких учащихся. Они подготавливают примерный план изложения своего раздела. Затем идет обсуждение этих планов и согласование их между собой

5.Работа над проектом

На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях. Руководителя проекта координирует деятельности участников проекта и постоянно контролирует ходом и сроки производимых работ

6.Подведение итогов, оформление результатов

Проводится анализ результатов деятельности исполнителей проекта с точки зрения его цели и задач, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, готовится необходимая документация по проекту и его презентация. Руководитель на этом этапе организует процесс выявления и устранения недостатков выполненного проекта и подготовки презентации.

7.Презентация проекта.

Защита проекта в виде демонстрации презентации в электронном виде.

Учебные проекты могут быть текущие (выполняются самостоятельно, включая часть содержания обучения)  и итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала) .

По срокам выполнения их можно разделить на

краткосрочные (разработан на нескольких уроках);

среднесрочные (от недели до месяца); 

долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

Количество участников проекта определяет сам учитель.

По территориальному признаку учебные проекты можно разделить на

внутренние или региональные проекты (внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, Интернет-сети) ;

международные проекты (с участием представителей различных стран) .

Роль преподавателя в создании проекта очень велика. Он должен не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

Преподаватель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.

Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Он выступает в роли эксперта, консультанта, является авторитетным источником информации.

Формы продуктов проектной деятельности

·         Web-сайт

·         Анализ данных социологического опроса

·         Сравнительно-сопоставительный анализ

·         Атлас, карта, учебное пособие

·         Видеофильм

·         Выставка

·         Газета, журнал, справочник

·         Костюм, модель, коллекция

·         Игра, мультимидийный продукт

·         Музыкальное или художественное произведение

·         Постановка, праздник

·         Экскурсия, поход

Виды презентаций проектов

·         Деловая игра

·         Демонстрация продукта, выполненного на основе ИКТ

·         Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей

·         Игра с залом

·         Научная конференция, доклад

·         Пресс-конференция

·         Путешествие, экскурсия

·         Реклама

·         Ролевая игра

·         Спектакль

·         Соревнование

·         Телепередача и т.д.

 

По завершению проекта преподаватель должен оценить каждого участника проекта это можно сделать по следующим критериям:

         степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;

         количество новой информации использованной для выполнения проекта;

         степень осмысления использованной информации;

         уровень сложности и степень владения использованными методиками;

         оригинальность идеи, способа решения проблемы;

         осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

         творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

         социальное и прикладное значение полученных результатов.

 

Информационная среда  для разработки проекта

1.      Графические редакторы

2.      Текстовый процессор

MS WORD

3.      Базы данных

MS ACCESS

4.      Табличный процессор

MS EXCEL

5.      MS Publisher

6.      MS PowerPoint

Список литературы:

 

  1. http://wiki.iteach.ru/    
  2. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся./Авт.: Алексеев Н.Г. и др. - Ж. "Исследовательская работа школьников", 2002.
  3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (основные положения). / Сборник статей "Исследовательская деятельность учащихся". - М., 2003.
  4. Монахов В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии. //Педагогика, № 6, 1997.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат - М., 2000.
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
  7. Полат Е.С., Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе школы. // Методическое пособие. М, 1993;
  8. Риверс С.М. Метод целевых заданий и Дальтон план в школе 1 ступени. // М.-Раб. Просвет, 1928.
  9. Российская Педагогическая Энциклопедия, в 2-х т. // M., Изд-во Бол. Рос. Энц., 1993 – т.1. – с. 567;Использование метода проектов в учебной деятельности

     

    Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда и многое другое.

    Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков, поэтому периодически на уроках можно использовать метод создания творческих проектов.

    Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира.

    «Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

              Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».

              «Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в ученые заведения. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике»

               Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов» .

    Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.

                В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность.

           “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

    Метод проектов – это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.

     

    Российская Педагогическая Энциклопедия дает такое определение проекта: "Учебный проект - это совместное "учитель-ученик” продумывание, распределение деятельности, оценки результатов на каждом этапе и конечная оценка результата и деятельности (рефлексия)”.

    Особенно интенсивно мысль начинает работать, когда собственная жизнь и нужда, интерес требуют разрешения данного вопроса и побуждают искать решение.

    Действительно, при создании проекта ученики сталкиваются с проблемными ситуациями, явно или смутно осознаваемыми. Во время работы над проектом, в подборе материала активно используется наблюдение, выдвигаются гипотезы, идет экспериментальная их проверка, разрешается интерес, проблемность ситуации.

    Результаты выполненных проектов должны получаться "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

                    Готовый проект защищается на конференциях или зачетных уроках.

    Актуальность данной технологии особенно возрастает в современной школе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях,  их метапредметный характер.

    Цель проектного обучения заключается в создание условий, при которых студенты

    -          самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

    -          учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

    -          приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

    -  развивают у себя исследовательские умения и системное мышление.

     

    Суть проектного обучения заключается в том, что студент в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и конструирует новые.

    В его основе лежит

     развитие познавательных навыков учащихся,

    умения самостоятельно конструировать свои знания,

     умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать   полученную информацию,

    самостоятельно выдвигать гипотезы,

    умение принимать решения,

     развитие критического мышления,

    умения исследовательской, творческой деятельности.

     

    Основные требования к использованию проектов:

    1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
    2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
    3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
    4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
    5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

     

    План проведения проекта      

    1.Организационно-установочный

    Учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта при участии преподавателя. Формировании рабочих групп (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая), распределение обязанностей в группах

    2.Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта

    Формулировка идеи и цели проекта. Для этого ребятам предлагается ответить на вопросы:

    -Для чего создается данный проект?

    -Чем вызвана необходимость его создания?

    -Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?

    -Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?

    -Найдет ли он своих потребителей?

    Обсуждение задач, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта:

    -Поиск и изучение информации (научной, технической, методической и т.п.) необходимой для выполнения проекта;

    -Анализ проблемы, с которой связан проект;

    -Материально-техническое обеспечение выполнения проекта;

    -Поиск источников финансирования.

    3.Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся

     Обсуждение вопросов:

    -Каким должен быть проект для того, чтобы соответствовать поставленной цели?

    -Какие необходимые для реализации проекта знания, умения и навыки учащиеся имеют сейчас и должны иметь к моменту исполнения определенных этапов и видов работы?

    -Как лучше распределить обязанности среди членов группы


    4.Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов

    Определение структуры проекта . За каждым разделом курса необходимо (по желанию после предварительного обсуждения) закрепить одного или нескольких учащихся. Они подготавливают примерный план изложения своего раздела. Затем идет обсуждение этих планов и согласование их между собой

    5.Работа над проектом

    На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях. Руководителя проекта координирует деятельности участников проекта и постоянно контролирует ходом и сроки производимых работ

    6.Подведение итогов, оформление результатов

    Проводится анализ результатов деятельности исполнителей проекта с точки зрения его цели и задач, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, готовится необходимая документация по проекту и его презентация. Руководитель на этом этапе организует процесс выявления и устранения недостатков выполненного проекта и подготовки презентации.

    7.Презентация проекта.

    Защита проекта в виде демонстрации презентации в электронном виде.

    Учебные проекты могут быть текущие (выполняются самостоятельно, включая часть содержания обучения)  и итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала) .

    По срокам выполнения их можно разделить на

    краткосрочные (разработан на нескольких уроках);

    среднесрочные (от недели до месяца); 

    долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

    Количество участников проекта определяет сам учитель.

    По территориальному признаку учебные проекты можно разделить на

    внутренние или региональные проекты (внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, Интернет-сети) ;

    международные проекты (с участием представителей различных стран) .

    Роль преподавателя в создании проекта очень велика. Он должен не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

    Преподаватель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.

    Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Он выступает в роли эксперта, консультанта, является авторитетным источником информации.

    Формы продуктов проектной деятельности

    ·         Web-сайт

    ·         Анализ данных социологического опроса

    ·         Сравнительно-сопоставительный анализ

    ·         Атлас, карта, учебное пособие

    ·         Видеофильм

    ·         Выставка

    ·         Газета, журнал, справочник

    ·         Костюм, модель, коллекция

    ·         Игра, мультимидийный продукт

    ·         Музыкальное или художественное произведение

    ·         Постановка, праздник

    ·         Экскурсия, поход

    Виды презентаций проектов

    ·         Деловая игра

    ·         Демонстрация продукта, выполненного на основе ИКТ

    ·         Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей

    ·         Игра с залом

    ·         Научная конференция, доклад

    ·         Пресс-конференция

    ·         Путешествие, экскурсия

    ·         Реклама

    ·         Ролевая игра

    ·         Спектакль

    ·         Соревнование

    ·         Телепередача и т.д.

     

    По завершению проекта преподаватель должен оценить каждого участника проекта это можно сделать по следующим критериям:

             степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;

             количество новой информации использованной для выполнения проекта;

             степень осмысления использованной информации;

             уровень сложности и степень владения использованными методиками;

             оригинальность идеи, способа решения проблемы;

             осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

             творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

             социальное и прикладное значение полученных результатов.

     

    Информационная среда  для разработки проекта

    1.      Графические редакторы

    2.      Текстовый процессор

    MS WORD

    3.      Базы данных

    MS ACCESS

    4.      Табличный процессор

    MS EXCEL

    5.      MS Publisher

    6.      MS PowerPoint

    Список литературы:

    1. http://wiki.iteach.ru/    
    2. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся./Авт.: Алексеев Н.Г. и др. - Ж. "Исследовательская работа школьников", 2002.
    3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (основные положения). / Сборник статей "Исследовательская деятельность учащихся". - М., 2003.
    4. Монахов В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии. //Педагогика, № 6, 1997.
    5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат - М., 2000.
    6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
    7. Полат Е.С., Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе школы. // Методическое пособие. М, 1993;
    8. Риверс С.М. Метод целевых заданий и Дальтон план в школе 1 ступени. // М.-Раб. Просвет, 1928.
    9. Российская Педагогическая Энциклопедия, в 2-х т. // M., Изд-во Бол. Рос. Энц., 1993 – т.1. – с. 567;
Автор Гунякина Любовь Викторовна
Дата добавления 09.12.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 913
Номер материала 6798
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы