Главная / Русский язык и литература / Использование материалов по историко-культурному наследию Орловского края как средство воспитания на уроках русского языка.

Использование материалов по историко-культурному наследию Орловского края как средство воспитания на уроках русского языка.

Касьян Наталья Ивановна


Использование материалов по историко-культурному наследию

Орловского края как средство воспитания

на уроках русского языка.


В последнее время заметно усилился интерес к проблеме повышения эффективности урока. Большая часть методистов и учителей свое внимание сосредотачивают на поисках новых, более совершенных форм организации занятий, структуры урока, на совершенствование методики обучения, на способах активизации учащихся и так далее.

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.

Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);

самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность


Что касается другой стороны этого целостного педагогического процесса – воспитания, то в последнее время методистов интересовал вопрос: школа воспитывает или обучает?

Принятие закона о воспитании в содержании образования подвело черту между этим спором и подтвердило: школа и воспитывает, и обучает.

В современной педагогике воспитание вновь становится приоритетным направлением в деятельности государственных органов и учреждений системы образования.

В конце 80-х – 90-х годах в обществе возник кризис ценностной системы, произошла полная деидеологизация как образования, так и общества в целом. В результате – идейный и духовный вакуум.

В связи с этим пострадала одна из ведущих идей воспитательной системы - духовно-нравственное воспитание. Идеалы советского периода были разрушены, новая система не была построена. Все это привело к отказу от национальной самобытности, национальных традиций и культуры; к пренебрежению собственными национальными интересами и приобщению к идее единого мирового государства и гражданства; ко вседозволенности, к засилью далеко не лучших примеров западного образа жизни.

Отсутствие четко обоснованного понятия национальной идеи повлекло за собой неоднозначное восприятие основных принципов и содержания духовно-нравственного воспитания. А именно оно определяет то, что представляет собой личность.

В связи с вышесказанным, цели и задачи в направлении духовно-нравственного воспитания должны формироваться на примерах, традиционных для российской цивилизации и культуры, исходя из глубокого понимания духовно-нравственных качеств и идеалов служения Отечеству

Несомненно, одной из важнейших духовных ценностей человека является любовь к своему Отечеству, то самое чувство, которое А.С. Пушкин охарактеризовал как «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Поэтому одним из самых актуальных и обсуждаемых вопросов является вопрос, связанный с патриотическим воспитанием учащейся молодежи.

Закон РФ «Об образовании» гласит, что целью воспитания является «обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала».

Из многочисленных задач Программы развития воспитания в системе образования РФ особо можно выделить следующую:

- формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей.

Реализация этих задач возможна на уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках русского языка с использованием и изучением местного историко-культурного материала, который имеет и образовательный и воспитательный потенциал.

На уроках русского языка, помимо специальных, формируются важнейшие общеучебные умения и осваиваются универсальные учебные действия, помогающие в изучении других предметов школьной программы: умение формулировать цель своей деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, извлекать и обрабатывать необходимую информацию из различных источников и др. Это дает основание говорить о метапредметности в изучении русского языка.

Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные языковые традиции, разные формы существования (национальный литературный язык, диалекты, разговорный язык). Великие мастера русской литературы, музыкального и театрального искусства, памятники архитектуры, заповедные зоны Орловщины, богатейшая флора и фауна, – бесценный материал для изучения на уроках русского языка, способствующий духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

На уроках русского языка формируется языковая личность с ценным взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком, родной речью, родной историей и культурой.

Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классу интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Методисты объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать краеведение. Использование на уроках по русскому языку местного языкового и краеведческого материала, не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление о ее истории и сегодняшнем дне. Все это даст возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека.

Обращение к региональному компоненту в образовании, его разумно организованное изучение, овладение родной речью может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения.

Главное в воспитании национального самосознания при обучении русскому языку состоит в том, чтобы показать, что именно язык обеспечивает для каждого соотечественника возможность понять другого и быть понятым, приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью.

Одно из очевидных последствий глобализации — изменение культурного содержания образования. Из монокультурного оно во все большей мере становится поликультурным. В российских школах обучаются дети разных национальностей и вероисповеданий. Сельские малочисленные школы не являются исключением. В современной научной литературе приводится термин «поликультурное общеобразовательное учреждение», под которым понимается учреждение с многокультурным контингентом, призванное удовлетворять общеобразовательные, социокультурные и адаптивные потребности учащейся молодежи. Современная сельская школа является таковым образовательным учреждением.

В Концепции модернизации отечественного образования отмечается потребность в том, чтобы более полно учитывать «значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности»1 Однако не стоит смешивать понятия «полиэтническое образование», которое отражает вопросы, связанные с нормализацией отношений между этнически разными группами и индивидами, и «поликультурное образование», являющееся, по сути, педагогической попыткой «помочь понять свою культуру, роль обобщений и стереотипов в коммуникации между различными культурами, осознать свое "Я"»2

Таким образом, в настоящее время одним из направлений научно-методической работы учителя-словесника становится разработка содержания регионального компонента при изучении русского языка в 5-11 классах в условиях малочисленной сельской общеобразовательной школы и совместного обучения детей разных национальностей.

Историко-культурное наследие как совокупность ценностей, оставленных нам предками, воплощено в материальных объектах (продуктах сотворчества человека и природы), людях, точнее в их образе жизни, обычаях, навыках, духовно-культурных феноменах. Помимо прочих функций, наследие обеспечивает достаточно прочную связь времен, своего рода ось, нанизывающую часто значительно больше поколений (участников), чем можно увидеть (различить) при первом знакомстве с конкретными объектами наследия. Интересно, что именно сельская местность часто выступает в роли главного хранителя исторических связей, вековых традиций и обычаев, народной мудрости, а также объектов духовного, культурного и природного наследия.

Процесс выявления сельского наследия тесно связан с особенностями восприятия традиционного деревенского общества, зачастую рассматриваемого современниками как образ прошлого, приговоренного к вымиранию, и входящего в противоречие с экономическим и социальным прогрессом. Изучение уже выявленного и инвентаризованного наследия необходимо, в первую очередь, для его надежного сохранения и воспроизводства. Сохранение наследия, таким образом, предполагает его учет и бережное использование, результатом чего становятся духовно-культурные и материальные преобразования.

В дополнение к перечню традиционных задач преподавания русского языка в школе с учетом использования материалов историко-культурного наследия Орловского края могут быть определены следующие:

  • на примере художественных произведениях писателей-орловцев познакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка в Орловской губернии;

  • обогатить словарный запас школьников за счет местного языкового материала с точки зрения его познавательной и эстетической ценности;

  • на основе изученных языковых явлений, характерных для Орловской губернии 18-19 веков, расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей;

  • показать феноменальность русского языка, раскрыть пути языкового обогащения;

  • включить обучающихся в активную коммуникацию со сверстниками и взрослыми.

Включение местного материала в уроки лексики, морфологии, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики (задания и упражнения по культуре речи, дидактические языковые материалы – отрывки из произведений местных поэтов и писателей) предполагает возможность проведения как традиционных, так и интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков–путешествий и т.д.

Краеведческие материалы, используемые на уроках русского языка, можно разделить на несколько групп:

1) лингвистические;

2) тематические;

3) отрывки из художественных произведений писателей нашего края;

4) материалы периодической печати;

5) рассказы местных жителей.

Они помогают пробудить в учащихся интерес к истории, культуре родного края, воспитывать гражданина своего Отечества

Кроме того, в результате использования материалов по историко-культурному наследию на уроках русского языка формируются метапредметные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

коммуникативная составляющая (письменная): умение оформить свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации; изложить тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовать вспомогательные средства;

выступление перед аудиторией сверстников: умение определить содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией; использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления и невербальные средства или наглядные материалы;

диалог: умение высказать свое мнение и узнать мнение партнера в рамках диалога;

групповая коммуникация: умение самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; задать вопросы, позволяющие уточнить и понять идеи друг друга, сопоставить свои идеи с идеями других членов группы, развить и уточнить идеи;

информационная составляющая: умение указывать, какая информация требуется для решения поставленной задачи; в источниках какого типа следует искать заданную информацию; извлечь информацию по заданному вопросу из статистического, исторического источников, художественной литературы; систематизировать извлеченную информацию в рамках сложной структуры;

проектировочная составляющая: умение ставить задачи, адекватные заданной цели; самостоятельно планировать характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки; указывать причины успехов и неудач в своей деятельности; называть трудности, возникшие при решении задачи, предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности; умение планировать ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи; самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности; оценивать продукт своей деятельности по критериям, самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности

Таким образом, материалы по историко-культурному наследию Орловского края востребованы. Они помогают учителю русского языка без назиданий воспитывать в учениках уважение к своим землякам, родному краю, осуществлять межпредметные связи. Групповая и индивидуальная исследовательско-поисковая работа позволяет в комплексе решать задачи образования, воспитания и развития ребенка.

Уроки русского языка помогают обобщить работу всех краеведов родного края, познакомить детей с их корнями, историей рода, земли, где они родились.





1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование. № 4. 2002. С. 255.

2 Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.

6


Использование материалов по историко-культурному наследию Орловского края как средство воспитания на уроках русского языка.
  • Русский язык и литература
Описание:
Использование материалов по историко-культурному наследию Орловского края как средство воспитания

на уроках русского языка.

В последнее время заметно усилился интерес к проблеме повышения эффективности урока. Большая часть методистов и учителей свое внимание сосредотачивают на поисках новых, более совершенных форм организации занятий, структуры урока, на совершенствование методики обучения, на способах активизации учащихся и так далее.

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания.  Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.

Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

• информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

• коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

• самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);

• самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность

 

Что касается другой стороны этого целостного педагогического процесса – воспитания, то в последнее время методистов интересовал вопрос: школа воспитывает или обучает?

Принятие закона о воспитании в содержании образования подвело черту между этим спором и подтвердило: школа и воспитывает, и обучает.

В современной педагогике воспитание вновь становится приоритетным направлением в деятельности государственных органов и учреждений системы образования.

В конце 80-х – 90-х годах в обществе возник кризис ценностной системы, произошла полная деидеологизация как образования, так и общества в целом. В результате – идейный и духовный вакуум.

В связи с этим пострадала одна из ведущих идей воспитательной системы - духовно-нравственное воспитание. Идеалы советского периода были разрушены, новая система не была построена. Все это привело к отказу от национальной самобытности, национальных традиций и культуры; к пренебрежению собственными национальными интересами и приобщению к идее единого мирового государства и гражданства; ко вседозволенности, к засилью далеко не лучших примеров западного образа жизни.

Отсутствие четко обоснованного понятия национальной идеи повлекло за собой неоднозначное восприятие основных принципов и содержания духовно-нравственного воспитания. А именно оно определяет то, что представляет собой личность.

В связи с вышесказанным, цели и задачи в направлении духовно-нравственного воспитания должны формироваться на примерах, традиционных для российской цивилизации и культуры, исходя из глубокого понимания духовно-нравственных качеств и идеалов служения Отечеству

Несомненно, одной из важнейших духовных ценностей человека является любовь к своему Отечеству, то самое чувство, которое А.С. Пушкин охарактеризовал как «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Поэтому одним из самых актуальных и обсуждаемых вопросов является вопрос, связанный с патриотическим воспитанием учащейся молодежи.

Закон РФ «Об образовании» гласит, что целью воспитания является «обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала».

Из многочисленных задач Программы развития воспитания в системе образования РФ особо можно выделить следующую:

- формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей.

Реализация этих задач возможна на уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках русского языка с использованием и изучением местного историко-культурного  материала, который имеет и образовательный  и воспитательный потенциал.

На уроках русского языка, помимо специальных, формируются важнейшие общеучебные умения и осваиваются универсальные учебные действия,  помогающие в изучении других предметов школьной программы: умение формулировать цель своей деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, извлекать и обрабатывать необходимую информацию из различных источников и др. Это дает основание говорить о метапредметности в изучении русского языка. 

Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные языковые традиции, разные формы существования (национальный литературный язык, диалекты, разговорный язык). Великие мастера русской литературы, музыкального и театрального искусства, памятники архитектуры, заповедные зоны Орловщины, богатейшая флора и фауна, – бесценный материал для изучения на уроках русского языка, способствующий духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

На уроках русского языка формируется языковая личность с ценным взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком, родной речью, родной историей и культурой.

Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классу интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Методисты объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать краеведение. Использование на уроках по русскому языку местного языкового и краеведческого материала, не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление о ее истории и сегодняшнем дне. Все это даст возможность воспитать не только патриота,  но и гуманного, социально культурного человека.

Обращение к региональному компоненту в образовании, его разумно организованное изучение, овладение родной речью может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения.

Главное в воспитании национального самосознания при обучении русскому языку состоит в том, чтобы показать, что именно язык обеспечивает для каждого соотечественника возможность понять другого и быть понятым, приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью.

Одно из очевидных последствий глобализации — изменение культурного содержания образования. Из монокультурного оно во все большей мере становится поликультурным. В российских школах обучаются дети разных национальностей и вероисповеданий. Сельские малочисленные школы не являются исключением. В современной научной литературе приводится термин «поликультурное общеобразовательное учреждение», под которым понимается учреждение с многокультурным контингентом, призванное удовлетворять общеобразовательные, социокультурные и адаптивные потребности учащейся молодежи. Современная сельская школа является таковым образовательным учреждением.

В Концепции модернизации отечественного образования отмечается потребность в том, чтобы более полно учитывать «значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности»[1] Однако не стоит смешивать понятия «полиэтническое образование», которое отражает вопросы, связанные с нормализацией отношений между этнически разными группами и индивидами, и «поликультурное образование», являющееся, по сути, педагогической попыткой «помочь понять свою культуру, роль обобщений и стереотипов в коммуникации между различными культурами, осознать свое "Я"»[2]

Таким образом, в настоящее время одним из направлений научно-методической работы учителя-словесника становится разработка содержания регионального компонента при изучении русского языка в 5-11 классах в условиях малочисленной сельской общеобразовательной школы и совместного обучения детей разных национальностей.

Историко-культурное наследие как совокупность ценностей, оставленных нам предками, воплощено в материальных объектах (продуктах сотворчества человека и природы), людях, точнее в их образе жизни, обычаях, навыках, духовно-культурных феноменах. Помимо прочих функций, наследие обеспечивает достаточно прочную связь времен, своего рода ось, нанизывающую часто значительно больше поколений (участников), чем можно увидеть (различить) при первом знакомстве с конкретными объектами наследия. Интересно, что именно сельская местность часто выступает в роли главного хранителя исторических связей, вековых традиций и обычаев, народной мудрости, а также объектов духовного, культурного и природного наследия.

Процесс выявления сельского наследия тесно связан с особенностями восприятия традиционного деревенского общества, зачастую рассматриваемого современниками как образ прошлого, приговоренного к вымиранию, и входящего в противоречие с экономическим и социальным прогрессом. Изучение уже выявленного и инвентаризованного наследия необходимо, в первую очередь, для его надежного сохранения и воспроизводства. Сохранение наследия, таким образом, предполагает его учет и бережное использование, результатом чего становятся духовно-культурные и материальные преобразования.

В дополнение к перечню традиционных задач преподавания русского языка в школе с учетом использования материалов историко-культурного наследия Орловского края могут быть определены следующие:

·     на примерехудожественных произведениях писателей-орловцев познакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка в Орловской губернии;

·     обогатить словарный запас школьников за счет местного языкового материала с точки зрения его познавательной и эстетической ценности;

·     на основе изученных языковых явлений, характерных для Орловской губернии 18-19 веков, расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей;

·     показать феноменальность русского языка, раскрыть пути языкового обогащения;

·     включить обучающихся в активную коммуникацию со сверстниками и взрослыми.

Включение местного материала в уроки лексики, морфологии, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики (задания и упражнения по культуре речи, дидактические языковые материалы – отрывки из произведений местных поэтов и  писателей) предполагает возможность проведения как традиционных, так и интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков–путешествий и т.д.

Краеведческие материалы, используемые на уроках русского языка, можно разделить на несколько групп:

1) лингвистические;

2) тематические;

3) отрывки из художественных произведений писателей нашего края;

4) материалы периодической печати;

5) рассказы местных жителей.

Они помогают пробудить в учащихся интерес к истории, культуре родного края, воспитывать гражданина своего Отечества

Кроме того, в результате использования материалов по историко-культурному наследию на уроках русского языка формируются метапредметные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

коммуникативная составляющая (письменная): умение оформить свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации; изложить тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовать вспомогательные средства;

выступление перед аудиторией сверстников: умениеопределить содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией; использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления и невербальные средства или наглядные материалы;

диалог: умение высказать свое мнение и узнать мнение партнера в рамках диалога;

групповая коммуникация: умение самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; задать вопросы, позволяющие уточнить и понять идеи друг друга, сопоставить свои идеи с идеями других членов группы, развить и уточнить идеи;

информационная составляющая: умение указывать, какая информация требуется для решения поставленной задачи; в источниках какого типа следует искать заданную информацию; извлечь информацию по заданному вопросу из статистического, исторического источников, художественной литературы; систематизировать извлеченную информацию в рамках сложной структуры;

проектировочная составляющая: умение ставить задачи, адекватные заданной цели; самостоятельно планировать характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки; указывать причины успехов и неудач в своей деятельности; называть трудности, возникшие при решении задачи, предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности; умение планировать ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи; самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности; оценивать продукт своей деятельности по критериям, самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности

Таким образом, материалы по историко-культурному наследию Орловского края востребованы. Они помогают учителю русского языка без назиданий воспитывать в учениках уважение к своим землякам, родному краю, осуществлять межпредметные связи.  Групповая и индивидуальная исследовательско-поисковая работа позволяет в комплексе решать задачи образования, воспитания и развития ребенка.

Уроки русского языка помогают обобщить работу всех краеведов родного края, познакомить детей с их корнями, историей рода, земли, где они родились.

 

 

 

 

 


[1] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование. № 4. 2002. С. 255.

[2] Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.

Автор Касьян Наталья Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 599
Номер материала 46636
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓