Главная / Другое / Использование краеведческого материала на уроках ИКН

Использование краеведческого материала на уроках ИКН

Использование краеведческого материала на уроках ИКН

Кармазикова М.Л., учитель

марийского (государственного) языка и ИКН МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»


Побуждению интереса учащихся к изучаемому предмету может способствовать использование краеведческого материала. Широкое применение краеведческого и лингвокраеведческого материала способствует обогащению духовного мира личности школьника и реализации диалога культур. На уроках марийского языка и ИКН обучающиеся приобретают знания:

  • о духовной и материальной культуре марийского народа (фольклор, литература, музыка, живопись, история, быт и т.д.);

  • о взаимосвязях культур родственных финно-угорских народов и народов, живущих в Марий Эл;

  • о марийском языке (возникновение письменности, развитие, сходство и различие с родным языком ученика и т.д.)

Такое широкое использование краеведческого материала в содержании обучения должно способствовать развитию интересов, знать ещё больше о своём родном крае, о его истории, культуре, об интересных людях науки и искусства. То есть, для развития познавательных интересов обучающихся на уроках марийского (государственного) языка и ИКН может быть тот ценный учебный материал из художественной, публицистической, справочно-энциклопедической, научной литературы, который поможет иметь им целостное представление о республике Марий Эл и марийской культуре.

Не зная об истории, о природных богатствах, о ратных трудах и трудовых подвигах, которые совершили местные жители, нельзя правильно определить место родного края в истории нашей Родины.

Осмысление и использование краеведческого материала на уроках активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет разнообразить содержание уроков, вносит в преподавание ИКН и марийского (государственного) языка конкретность и убедительность.

Одним из важных средств идейного и нравственного воспитания является литературное краеведение, которое активно используется на уроках. Чтобы заинтересовать детей предметом - мало одной хрестоматии. На уроках ИКН необходимо использовать и периодическую печать: газеты «Марийская правда», «Йамды ли!», «Край горномарийский», «Жера», журналы: «Марий Эл учитель», «У сем» и др.

Учащиеся знакомятся с литературной жизнью своего родного края, с устным народным творчеством, встречаются с писателями, журналистами, краеведами.

Отражением судьбы горномарийского народа является жизнь первого писателя в горном крае Никона Васильевича Игнатьева. Пример его жизни – подтверждение мысли о том, что немало талантливых людей среди марийцев, которые могут преодолеть все жизненные невзгоды, и при этом не растерять лучшие человеческие качества. А его упорству в достижении поставленной цели в деле просвещения родного народа можно только позавидовать. Обо всём этом обучающиеся узнают на уроке ИКН.

Обучающиеся также изучают историю появления населённых пунктов родного края, появление названий улиц и площадей; делают зарисовки природы, памятных мест, ведут летопись событий; оформляют альбомы и стенды, которые служат прекрасным материалом для использования их на уроке.

Изучая историю нашего края нельзя упустить из виду яркие примеры из прошлого края. Обучающимся интересна история дуба Пугачёва, под которым Емельян Пугачёв, предводитель крестьянской войны 1773 -1775 годов, отдыхал со своим войском. А уроженка тех мест художница Е.Атлашкина (из д.Шигаково Звениговской стороны) и её казанская коллега М.Васильева запечатлели это событие в своей картине «Пугачёв в марийской деревне». В честь этих событий в г.Козьмодемьянске есть гора Пугачёва. Это название у обучающихся тоже вызывает большой интерес.

Изучая археологические памятники, часто упоминаем о первой стоянке древних людей, найденной на территории марийского края. Это Юнго-Кушергинская стоянка на территории Горномарийского района. Обучающимся знакомо название д.Юнга-Кушерга, поэтому они к этому памятнику археологии проявляют живой интерес, ищут описания предметов, найденных при раскопках, интересуются точным месторасположением стоянки.

Целенаправленное использование этих материалов, способствующее повышению познавательной активности обучающихся, ведёт не только к углублению их знаний по тому или иному предмету, но и способствует формированию целостного видения мира, помогает установить неведомые им прежде связи между явлениями.

Краеведческий материал близок, доступен, понятен и интересен обучающимся, поэтому его необходимо максимально использовать при изучении марийского (государственного) языка и ИКН в среднем звене, т.к. многие произведения, изучаемые в этот период, повествуют о прошлой жизни марийского народа. Материалы краеведения могут помочь в оживлении изучаемого, с их помощью можно перекинуть «мостик» от прошлого к настоящему и наоборот. К примеру, изучение драмы С.Чавайна «Акпатыр» можно предварить рассказом о дубе Пугачёва, об участии местных жителей в восстании.

Краеведческая работа способствует углублённому изучению окружающей среды, формированию мировоззрения, приобретению исследовательской деятельности, помогает выбору профессии.

Основы знаний по краеведению закладываются в начальной школе, где начинается ознакомление учеников с родным краем, его природой, историей, а также образом жизни населяющих его людей.

В марийском крае с давних пор дружно живут представители многих народов, но особая роль в её судьбе принадлежит народу мари. Углублённое изучение окружающей среды, образа жизни народов, живущих на данной территории, показывает, что именно культура народа мари сформировала особый уклад жизни этой земли, способствующей установлению гармонической взаимосвязи между человеком и природой.

Самобытность образа жизни мари определяется их отношением к природе, истории, религии, морально-этнической культуре, здоровью.

Окружающий мир: небо, леса, озёра и реки являются родной стихией марийского народа, а обычаи, связанные с природой, свято им соблюдаются. Изучая природу, историю края, его быт, культуру обучающиеся начинают осознавать себя частицей своего народа.

Таким образом, использование краеведческого материала на уроке ИКН и марийского (государственного) языка имеет огромное образовательное и воспитательное значение.





















Использование краеведческого материала на уроках ИКН
  • Другое
Описание:

Побуждению интереса учащихся к изучаемому предмету может способствовать использование краеведческого материала. Широкое применение краеведческого и лингвокраеведческого материала способствует обогащению духовного мира личности школьника и реализации диалога культур. На уроках марийского языка и ИКН обучающиеся приобретают знания:

•о духовной и материальной культуре марийского народа (фольклор, литература, музыка, живопись, история, быт и т.д.);

•о взаимосвязях культур родственных финно-угорских народов и народов, живущих в Марий Эл;

•о марийском языке (возникновение письменности, развитие, сходство и различие с родным языком ученика и т.д.)

Такое широкое использование краеведческого материала в содержании обучения должно способствовать развитию интересов, знать ещё больше о своём родном крае, о его истории, культуре, об интересных людях науки и искусства. То есть, для развития познавательных интересов обучающихся на уроках марийского (государственного) языка и ИКН может быть тот ценный учебный материал из художественной, публицистической, справочно-энциклопедической, научной литературы, который поможет иметь им  целостное представление о республике Марий Эл и марийской культуре. 

Не зная об истории, о природных богатствах, о ратных трудах и трудовых подвигах, которые совершили местные жители, нельзя правильно определить место родного края в истории нашей Родины.

Осмысление и использование краеведческого материала на уроках активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет разнообразить содержание уроков, вносит в преподавание ИКН и марийского (государственного) языка конкретность и убедительность.

Одним из важных средств идейного и нравственного воспитания является литературное краеведение, которое активно используется на уроках. Чтобы заинтересовать детей предметом -  мало одной хрестоматии. На уроках ИКН необходимо использовать и периодическую печать: газеты «Марийская правда», «Йамды ли!», «Край горномарийский», «Жера», журналы: «Марий Эл учитель», «У сем» и др.

Учащиеся знакомятся с литературной жизнью своего родного края, с устным народным творчеством, встречаются с писателями, журналистами, краеведами.

Отражением судьбы горномарийского народа является жизнь первого писателя в горном крае Никона Васильевича Игнатьева. Пример его жизни – подтверждение мысли о том, что немало талантливых людей среди марийцев, которые могут преодолеть все жизненные невзгоды, и при этом не растерять лучшие человеческие качества. А его упорству в достижении поставленной цели в деле просвещения родного народа можно только позавидовать. Обо всём этом обучающиеся узнают на уроке ИКН.

Обучающиеся также изучают историю появления населённых пунктов родного края, появление названий улиц и площадей; делают зарисовки природы, памятных мест, ведут летопись событий; оформляют альбомы и стенды, которые служат прекрасным материалом для использования их на уроке.

Изучая историю нашего края нельзя упустить из виду яркие примеры из прошлого края. Обучающимся интересна история дуба Пугачёва, под которым Емельян Пугачёв, предводитель крестьянской войны 1773 -1775 годов, отдыхал со своим войском. А уроженка тех мест художница Е.Атлашкина (из д.Шигаково Звениговской стороны) и её казанская коллега М.Васильева запечатлели это событие в своей картине «Пугачёв в марийской деревне». В честь этих событий в г.Козьмодемьянске есть гора Пугачёва. Это название у обучающихся тоже вызывает большой интерес.

Изучая археологические памятники, часто упоминаем о первой стоянке древних людей, найденной на территории марийского края. Это Юнго-Кушергинская стоянка на территории Горномарийского района. Обучающимся знакомо название д.Юнга-Кушерга, поэтому они к этому памятнику археологии проявляют живой интерес, ищут описания предметов, найденных при раскопках, интересуются точным месторасположением стоянки. 

Целенаправленное использование этих материалов, способствующее повышению познавательной активности обучающихся, ведёт не только к углублению их знаний по тому или иному предмету, но и способствует формированию целостного видения мира, помогает установить неведомые им прежде связи между явлениями.

Краеведческий материал близок, доступен, понятен и интересен обучающимся, поэтому его необходимо максимально использовать при изучении марийского (государственного) языка и ИКН в среднем звене, т.к. многие произведения, изучаемые в этот период, повествуют о прошлой жизни марийского народа. Материалы краеведения могут помочь в оживлении изучаемого, с их помощью можно перекинуть «мостик» от прошлого к настоящему и наоборот. К примеру, изучение драмы С.Чавайна «Акпатыр» можно предварить рассказом о дубе Пугачёва, об участии местных жителей в восстании.

Краеведческая работа способствует углублённому изучению окружающей среды, формированию мировоззрения, приобретению исследовательской деятельности, помогает выбору профессии.

Основы знаний по краеведению закладываются в начальной школе, где начинается ознакомление учеников с родным краем, его природой, историей, а также образом жизни населяющих его людей.

В марийском крае с давних пор дружно живут представители многих народов, но особая роль в её судьбе принадлежит народу мари. Углублённое изучение окружающей среды, образа жизни народов, живущих на данной территории, показывает, что именно культура народа мари сформировала особый уклад жизни этой земли, способствующей установлению гармонической взаимосвязи между человеком и природой. 

Самобытность образа жизни мари определяется их отношением к природе, истории, религии, морально-этнической культуре, здоровью.

Окружающий мир: небо, леса, озёра и реки являются родной стихией марийского народа, а обычаи, связанные с природой, свято им соблюдаются. Изучая природу, историю края, его быт, культуру обучающиеся начинают осознавать себя частицей своего народа.

Таким образом, использование краеведческого материала на уроке ИКН и марийского (государственного) языка имеет огромное образовательное и воспитательное значение.

 

Автор Кармазикова Марина Леонидовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 603
Номер материала 28748
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓