Главная / География / Использование краеведческого материала на уроках географии и во внеурочное время

Использование краеведческого материала на уроках географии и во внеурочное время

Пермский край


Кишертский район









Из опыта работы

«Использование краеведческого

материала на уроках географии и

во внеурочное время»









Лунегова Любовь Николаевна

учитель географии

МБОУ «Шумковская основная

общеобразовательная школа»



2013 год


Оглавление



1 Введение…………………………………………………………… ….. 3

II. Использование краеведческого материала на уроках географии

и во внеурочное время

1.Обзор литературы……………………………………………………6

2.Краеведческая работа на уроках географии……………………. ..9

3.Внеклассное краеведение……………………………………….. ….21

III Заключение……………………………………………………………24

IV Список литературы………………………………………………… 26

V. Приложения………………………………………………………… 27




















Введение


В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения, и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма, духовности. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического воспитания.

Актуальность проблемы связана с общественной потребностью формирования нравственно-здоровой, духовно-полноценной, трудоспособной личности, источником формирования которой является природа, народная культура, обычаи, традиции нашего народа.

Краеведение как народное знание о своих местах зародилось в далеком прошлом. Сегодня это одна из составляющих школьного географического образования, которая обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом.

Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живет. Неотъемлемой частью нашей страны является Пермский край, с его удивительной природой, удивительными людьми. Географическое краеведение прочно вошло в практику учебно-воспитательной работы современной общеобразовательной школы. Оно расценивается как одно из эффективных педагогических средств активизации всей учебно-воспитательной и организационно-методической работы. Объектами краеведения являются природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Все это объекты разных наук, и, следовательно, при изучении используются разные методы, присущие соответствующим областям знания. Но именно география является тем интегрирующим школьным предметом, перед которым стоят такие сложные задачи, как формирование гармонично развитой личности, обладающей экологическим сознанием, любовью к своей стране и “малой Родине”, знанием основ рационального природопользования, особенностей территориальной организации производительных сил и общества в целом и т.д.

Роль краеведческой работы в общей системе образования и воспитания позволяет рассматривать школьное краеведение как систему.

Основными принципами географического краеведения являются: подчинение географического краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы и соответствие его уровню развития и подготовленности учащихся, комплексный подход в организации работы, систематичность, непрерывность, поисково-исследовательский характер, общественно-полезная значимость, природоохранная и профориентационная направленность.

В процессе работы учащиеся знакомятся с характером и содержанием труда многих профессий, что расширяет политехнический кругозор учащихся, облегчая ориентировку в дальнейшем выборе профессии. В формировании интересов юных краеведов, в развитии их склонностей и способностей большую роль играют экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, туристические походы, геологические экспедиции.

Современное школьное краеведение находится в весьма сложном положении: с одной стороны, все признают его необходимость и даже обязательность, но с другой стороны, ему не находится места в учебных планах, поскольку по программе в школе на тему “Краеведение” отводится несколько часов в конце учебного года в 8 и 9 классах. В силу многих причин на эту тему у учителя не хватает даже резервного времени. Хотя и есть региональный компонент, но он чаще всего отдается на другие предметы и, как следствие, школьники практически не изучают и не знают географии родного края. Эти выводы подтверждаются и результатами вступительных экзаменов на географический факультет университета.

Вторая и не менее важная проблема – это отсутствие учебных пособий, методических указаний и атласов отдельных районов области, которые могли бы значительно улучшить качество краеведческой работы, помочь учителю организовать самостоятельное, поисково-исследовательское освоение материала. Нехватка подобного рода публикаций остро ощущается в сельской глубинке области на фоне общей низкой обеспеченности географической литературой.

В свете вышесказанного я занялась подготовкой и разработкой учебных пособий по курсу краеведения и дидактического материала, который и представляю в своей работе.

Главная цель краеведения – формирование личности, приобщение ее к общечеловеческим ценностям культуры, ответственной за судьбу своей страны. Поэтому меня заинтересовала эта тема. Наш Кишертский район небольшой, но природный, исторический и человеческий потенциал его велик. С 1999 года мы работаем в направлении Русской эколого- краеведческой школы. Оно тесным образом связано с географией. Изучая свой край ( природу, историю, обычаи, традиции населения), его богатства формируются нравственные качества у детей: любовь к родному краю, любовь к прекрасному, любовь к своим предкам, к своей истории. Этого так не хватает сейчас молодому поколению. Через уроки географии и внеклассную работу, используя краеведческий материал, возможно воспитать в своих учащихся эти качества.

В работе предпринята попытка обобщить опыт организации краеведческой работы в школе через уроки географии и внеурочную деятельность.

1.Обзор литературы


Краеведение – это знание своего края. Краеведение в школе охватывает большой круг вопросов – изучение истории, природы, населения, этнографии, фольклора, экономики своей местности.

«Краеведение позволяет увидеть мир в капле воды, переключиться с книжных рельсов на реальную жизнь» - так образно определил сущность краеведения выдающийся географ прошлого столетия Н.Н. Баранский.

Еще в 17 веке великий ученый – педагог Ян Амос Коменский в своей книге «Великая дидактика» достаточно точно сформулировал идею о преподавании географии на основе изучения родного края. В основе школьного курса географии лежит простая истина, что свое, близкое и родное в природе, человеческой жизни, в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далекое.

Большой интерес к школьному краеведению проявлял основоположник научной педагогики К.Д.Ушинский.

Известные в нашей стране методисты И.С. Матрусов и А.В. Даринский, занимавшиеся изучением истории становления географии как учебного предмета, отмечают ее краеведческое начало. А.М. Даринский приводит мнение общественного деятеля конца 18 века Н.Н. Новикова о воспитании детей : «Не заставляйте детей ваших из книг или по наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать», а также высказывания Н.В.Гоголя и Д.Д.Семенова. Н.Н. Гоголь в статье «Мысли о географии для детей» с исключительной силой и яркостью настаивал на том, что для такого предмета как география, сухое, исключительно книжное преподавание географии должно развивать у учащихся «инстинкт местности». Д.Д.Семенов, который справедливо считается родоначальником школьного краеведения и географических школьных экскурсий, высказывался так: «Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдаем постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик».

В 90-е годы 20 века вновь обостряется внимание к краеведческому принципу в обучении географии. О.В.Шульгина в своей работе «Возрождение исторической географии и краеведения в процессе модернизации гуманитарного образования» отмечает, что впервые термин «краеведение» был предложен в 1914 году Ланьковым. Однако в школьной программе по географии для школьного краеведения не отводится достаточного времени. Преподаватели географии в большинстве случаев по собственной инициативе знакомят учеников с родным краем. Изучая ближайшее окружение, школьники решают те познавательные и воспитательные задачи, о которых говорили просветители еще в 18 веке.

В программах курсов «География России» среди воспитательных задач краеведения В.А.Горбанев ставит на первое место развитие эмоционального отношения учащихся к окружающему миру. Именно эмоциональный элемент психики ребенка позволяет формировать личность и взгляды, стимулировать активность учащихся. Известно, что эмоции стимулируют мыслительную деятельность и обогащают внутренний мир человека.

В.Н. Линник в своей работе «Проблемы формирования личности и индивидуальный подход к учащимся» среди задач школьного краеведения называет творческую деятельность учащихся. Ее стимулируют сами методы и приемы сбора краеведческого материала, его новизна. Они способствуют развитию наблюдательности и формируют навыки поисково- исследовательского характера.

Необходимо отметить эстетическую направленность патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед учащимися величия и красоты природы. Учитель пробуждает восхищение, глубокую гордость и искреннюю любовь к своему родному краю, к своей Родине. Родной край – это объективная среда, способствующая формированию патриотических чувств. Подобные воспитательные задачи реализуются в краеведении не только через познание природы, но и через конкретные личности.

Таким образом, воспитательные задачи – это развитие эмоционального восприятия мира, творческой деятельности, ценностного отношения к миру и воспитанию эстетических чувств и патриотизма и одновременно, привитие навыков и умений поисково- исследовательского характера.

Первая ступень в познании – чувственное восприятие явлений и процессов окружающего мира, а результативность абстрактного мышления зависит от ясности и конкретности изучаемого предмета или явления. Поэтому основное назначение краеведческого материала состоит в том, чтобы связать чувственное восприятие с абстрактным мышлением.

Дмитриева В.Т. в своей работе «Формирование географической картины мира средствами информационных технологий» отмечает, что развитие современной географии как науки и учебной дисциплины невозможно без применения компьютерных технологий, которые открывают совершенно новые варианты обучения школьников. Образ территории в географии выступает исходным пунктом и одновременно результатом учебной деятельности». Значит, содержание, организационные формы и методы краеведения определяются задачами воспитания, требованиями программы, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально- экономическими условиями родного края. Многие методисты считают, что в организации краеведческой работы следует придерживаться следующих принципов:

- комплексный подход, т.е. всестороннее изучение родного края;

- принцип наглядности в краеведении имеет особое значение, и внедрение современных технологий открывает огромные возможности в усилении наглядного представления об изучаемых явлениях и процессах. Краеведческая работа дает эффективные результаты, если соблюдаются систематичность и непрерывность организации учебного процесса. Для организации краеведческой работы можно привлечь учителей истории, литературы, биологии и др.

- поисково- исследовательское направление, оно способствует формированию и развитию познавательной деятельности учащихся и интереса, к овладению элементарными приемами научного исследования, умениями и навыками самостоятельного приобретения знаний, развитию творческих способностей.

В краеведческом принципе обучения можно выделить два направления:

- географо- краеведческая работа на уроке;

- внеклассное краеведение.

Краеведческая работа на уроках географии


Программа базового содержания по географии предполагает широкое применение краеведческого принципа в обучении географии, для реализации которого предусмотрены:

- практические работы учащихся на местности, обработка собранных материалов, на основе чего учащиеся создают соответствующие модели географической действительности;

- краеведческий подход, в процессе которого осуществляется органическая связь краеведческого материала с теоретическим. Местные объекты и явления играют роль «географической лаборатории» и для познания, и для применения знаний и приемов самостоятельной работы.

Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии требует умелого сочетания методов и приемов учебной работы. В одних случаях усвоение географических понятий происходит в процессе непосредственного изучения края; в других – из рассказов, чтения литературных и научных произведений о своем крае (при изучении Урала в 8 классе использую сказку- присказку про родной Урал,- Е.А.Пермяка) или из бесед о родных местах на уроках учащиеся узнают об особенностях природы и хозяйства России. Кроме этого использование на уроках предметов, характеризующих жизнь людей и природу своего края, или иллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале

(коллекция горных пород и отпечатков растений и животных нашего края, гербарии растений нашего района), а также происхождение географических названий способствует усвоению учебной программы.

Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии связано с насыщением местным географическим материалом учебной программы и выполнением определенной краеведческой работы. Очень важно, чтобы эта работа была органически связана со всем учебным процессом, а краеведческий материал стал бы исходным при изучении различных тем географии. Во время беседы предлагаю учащимся вопросы о своем крае, которые органически связаны с изучаемым материалом, возникают ассоциации, которые способствуют пониманию и облегчают запоминание.

Значение краеведения для активизации урока очень большое. Привлечение сведений о своем крае, особенно при изложении нового материала, вызывает у учащихся большое внимание и интерес к предмету. Так при изучении озера Байкал в 8 классе, чтобы показать исключительную прозрачность воды озера Байкал, я предлагаю ученикам вспомнить, на какой глубине в местной реке (Барде) видны придонные камни.

«На глубине 2-3 метров»,- отвечают учащиеся. И очень удивляются, узнав, что в Байкале в спокойную погоду дно просматривается на глубине 30-40м. Барду они считали довольно прозрачной рекой. Какой же прозрачности должна быть вода Байкала?

Урок географии в 6 классе тема «Ветер». В начале урока спрашиваю сводку погоды на сегодняшний день. Дежурный сообщает данные о температуре, осадках, о направлении ветра. Спрашиваю: «Почему сегодня ветер северо- восточный»? Учащиеся не могут сразу ответить на этот вопрос, перед ними возникла проблема, которую мы должны решить к концу урока. А в конце урока они дают обоснованный ответ на этот вопрос, объясняя причину возникновения ветра разницей в температуре и давлении воздуха своей местности и удаленной от нее территории, лежащей к северо- востоку.

Большое значение имеет краеведческий материал в работе с картой, особенно на уроках по первоначальному ее изучению. Учащиеся составляют характеристики сезонов своего края, вычерчивают графики температур и осадков, оформляют таблицы сезонного развития природы и сроков сельскохозяйственных работ.

Первоначальные представления о родном крае учащиеся получают в младших классах. Они являются той основой, опираясь на которую ведется дальнейшая работа по осуществлению краеведческого подхода в преподавании географии.

Уже на первом уроке мы с ребятами организуем наблюдения за погодой. Данные о погоде учащиеся записывают в тетрадь, календарь погоды.

В тетради же они заполняют полевой дневник по осенней экскурсии.

Полевой дневник

1.Описать местность окружающую вас:

а) частью какой равнины является;

б) холмистая, плоская;

в) использование человеком


2.По обнажению определить какие горные породы слагают местность (обрыв реки)

Зарисовать обнажение (Масштаб: 1м:10см, ширина 3 см)

3.Определить высоту холма с помощью нивелира и заполнить таблицу:


п/п

высота

Расстояние

1

0


2

1


3

2


4

3


5

4



4. Определить высоту соседнего холма на глаз и проверить с помощью нивелира

Высота на глаз = Высота с нивелиром=


5. Крутизна склона холма в градусах:


6. Определить ширину реки Барда


п/п

0

2

4

6

8

10

12

глубина









Профиль дна реки: Масштаб: в 1см 50 см

0____2____4____6____8_____10_____12____________________-

7. Определить скорость течения реки ( м/сек)


8. Описание реки по плану:

а) название;

б) куда впадает;

в) в каком направлении течет;

г) особенности берегов;

д) скорость течения реки, ширина, глубина;

е) питание реки, режим;

ж) хозяйственное использование


9. Как изменяет река рельеф местности ( почему пересечена оврагами, как они образовались).

Данные осенней экскурсии мы используем при изучении тем:

«План местности», «Литосфера», «Гидросфера», где дается материал, который опирается на непосредственные наблюдения и практические работы учащихся на местности в ближайших окрестностях школы. Например, урок по теме « Съемка местности» провожу на школьном стадионе или на правом берегу реки Барды (здесь находятся остатки окопов с Гражданской войны).

Дети учатся приемам работы при глазомерной съемке, отрабатывают условные знаки, ориентирование на местности и осматривают остатки окопов, а у памятника на берегу реки я рассказываю им о красноармейце, погибшем в 1918 году в бою с белогвардейцами.

При изучении темы «Литосфера» использую материал экскурсии, вспоминая не только характер рельефа, но и особенности отдельных его элементов. Показываю горные породы, слагающие земную кору, вместе с учащимися пытаемся объяснить процессы образования и развития отдельных форм рельефа, определяя высоты с помощью нивелира. Рассматриваем холмистую равнину, которая довольно хорошо представлена в нашей местности.

Знакомясь с внутренними водами учащиеся усваивают процессы происхождения подземных и поверхностных вод и их связь с различными элементами природного окружения ( рельефом, климатом).

Изучение раздела «Гидросферы» начинаю с вопросов о водах своей местности:

-Много ли в нашей местности источников?

-Какие это источники и где они образуются?

- Каковы причины их образования?

- Какие реки в нашей местности, куда текут и впадают?

На уроках выясняем значение для жизни на Земле рельефа и вод. Знакомимся с примерами их хозяйственного использования (особое внимание уделяю нашей реке Барде, крупному притоку Сылвы.), привлекаю школьников к общественно-полезному труду и разнообразной внеклассной деятельности (охрана вод, борьба с ростом оврагов, эрозией почв, к наблюдениям за режимом реки). Во время экскурсий мы очищаем родники, пляж на реке Барда и т.д.

Понятие климат, климатообразующие факторы формирую на основе знаний о погоде своей местности, ее сезонных изменениях, которые получаем в результате систематических наблюдений. Используем местные признаки предсказания погоды (учащиеся собирают данные, беседуя с родителями, бабушками, дедушками). Во время наблюдений за погодой накапливаем фактический материал, который помогает понять закономерности, протекающие в атмосфере и простейшую зависимость между ними. Это помогает нам разобраться в определении различных типов погоды.

При изучении темы «Взаимосвязи компонентов природы» конкретные представления о взаимосвязях компонентов природы рассматриваем с учащимися на краеведческом материале (болото, пойма, луг). Для этого проводим весеннюю экскурсию. Часто она совпадает с маршрутом осенней экскурсии, т.к. экскурсии проводим по экологической тропе, созданной в школе.

Курс географии материков и океанов также имеет возможности для использования конкретного краеведческого материала, но эти возможности ограничены.

Так при изучении географического положения материков, и определяя координаты их крайних точек, устанавливаем с учащимися, какие места расположены на одинаковой широте или долготе с нашей местностью и чем отличается географическое положение, изучаемой территории от географического положения родного края. Особенно при изучении Северной Америки, Евразии. Сравниваем среднюю температуру января, июля, среднее количество осадков, выпадающее в Северной Америке и в Пермском крае. При изучении отдельных стран материков, знакомясь с населением, их бытом сравниваем с нашими жилищами, культурой народов (Страны Северной Европы: население относится к уральской языковой семье, к финской группе, как и наше коренное население Пермского края - коми- пермяки ).

Более глубокую связь преподавания краеведения осуществляю в процессе изучения географии России в 8-9 классах.

В курсе 8 класса за счет регионального компонента в течение года изучаем курс географическое краеведение, который рассчитан на 33 часа. Мною составлена программа.

Курс называется - Ощущение родного края.

Неповторима красота нашей природы, неисчислимы богатства земных недр, со всем этим знакомимся с учащимися 8 класса. Курс знакомит школьников с теми природными богатствами, что нас окружают, с теми местами, где ребята живут, которые любят. (Приложение № 1)

На уроках географического краеведения мы с ребятами изучаем природу родного края – нашей малой родины – Кишертского района. Малая территория наиболее доступна для непосредственных наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого рода материалов. Изучение малой родины идет полностью на местном материале, собранном учащимися. Занятия проводятся в виде путешествий, экспедиций, при этом учащиеся сами собирают материал, обрабатывают его. Создают кроссворды, ребусы, рефераты.( Приложение № 4). Так при изучении темы «Внутренние воды Прикамья» мы говорим о нашей красавице реке - Сылве. Провожу урок под названием - Слово о Сылве, которая берет свое начало в Свердловской области.

Цель урока: знакомство с внутренними водами родного края.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с крупными реками Кишертского района.

2. Показать роль рек в жизни людей (на примере р. Сылвы).

3. Развивать потребность у детей бережного отношения к природным богатствам.

Начинаю урок с вопросов:

-Какие крупные реки нашего края вы знаете?

- Какие притоки реки Камы самые крупные?

-Сылва - притоком какой реки является?

-Что вам известно об этой реке?

-Какие реки Кишертского района вам известны?

Река Сылва известна человеку давно. С ней связаны имена великих людей Прикамья.

276 лет назад- 30 июля 1720 года в Кунгур прибыл Василий Никитич Татищев. Однажды – с берегов реки Сылвы - он начал делать свои первые шаги на Урале.

Автор «Путешествия из Петербурга в Москву А.Н.Радищев проезжал город Кунгур дважды - по пути в сибирскую ссылку (ноябрь 1790 г) и возвращаясь из нее (май 1797г). Он писал: «…Переезжая Кунгур, гора высокая. Стоит на реке Ирень и Сылве». Город старинный, худо построен...По Сылве ходят суда в Каму, а оттуда в Волгу…»

«…Берег Сылвы обделан местами деревом. Место красивое вокруг поля…»

«…Вид Кунгура, лежащего на высоком берегу Сылвы, в которую при городе впадает Ирень. Берега белого известного плетняка…».

-Где берет начало река?

Говоря о начале реки привожу записи подполковника Генерального штаба(1864г) Х.Мозеля, где сказано «Сылва, берет свое начало в болотистых лесах Красноуральского уезда, течет сначала на северо- запад, по даче наследников Корнета Яковлева, через Сылвенский завод и по Кунгурскому уезду до деревни Урминский, потом поворачивает на юго- запад и входит опять в Красноуфимский уезд, течет по нему многими извилинами, мимо заводов Молебского и Тисовского, направляясь на северо- запад, потом течет по уездам: Красноуфимскому, Кунгурскому, мимо города Кунгура и Пермскому, где близ деревни Ляды впадает в Чусовую. Вся длина Сылвы около 350 верст, ширина от 25 до 70 саженей, а глубина от 4 до 11 футов. Скорость течения посредственная, дно каменистое и песчаное, берега высокие и местами крутые.

- Какое значение имела река для человека? ( описание Х.Мозеля)

«… Сылва как сплавная река, имеет важное значение для края, по ней сплавляется лес, дрова, металлы, ржана мука, льняное семя, соли и пр. в большом количестве». Далее «… Сылва сплавна в весеннее время от речки Вогулки до впадения в Чусовую, на протяжении 260 верст.

От устья речки Вогулки до Молебского завода, на протяжении около 20 верст, сплавляются только плоты с дровами и лесом, а ниже Молебского завода, производится сплав металлов в судах….

На Сылве находятся следующие пристани: Молебская, Тисовская, Суксунская».

Рассматриваем притоки реки в Кишертском районе ( Барда, Лек, Кишертка). Свидетельством давней жизни людей по берегам реки служат археологические памятники. В Кишертском районе их 49 по берегам реки расположены: Лопаиха (поселение 17-18 в.в) Нижнее Падуково, селище, железный век; Спасо-Барда, поселение 17-18в.в.; Гусельниково, селище, железный век 1-1 тысячелетие нашей эры; Морозково, поселение 17-18 .; Усть-Барда –городище и селище, железный и бронзовый в.в; Лобач, городище, ранний железный век, неволинская культура; Посад: селище и кладбище, железный век (русские). Время идет и меняется обстановка в долине реки; не существует завода в пос. Сылва, 100 лет не действует завод в Молебке, не работает завод в Тису, солеваренный завод в Красном Яру, завод по постройке пароходов в Кунгуре…

Раньше единственным средством переправы через реку были паромы, только в нашем районе их было 10, сейчас мосты.

На уроке говорим о прекрасных местах на берегах Сылвы: камни- рифы, заказник «Предуралье», гора Кленовая и др. Затем выясняем значение реки в настоящее время. И заканчиваем разговор стихотворением о реке Сылве, написанное местным краеведом А.И. Шадриным:

Ты служила прибрежным заводам,

Ты кормила, поила людей.

Ты причастна к народным заботам,

Повидала врагов и друзей.

Много лет водный путь был единый,

Появились дороги в Сибирь-

Позакрылись заводы в низинах.

Стала узкою водная ширь.

Поубавилось лесу, селений

На красивых твоих берегах,

На лугах – меньше нужных растений,

Меньше рыбы в речных омутах.

Все от ферм, от дворов и стоянок

Подтекает к реке по весне.

Берега и обрывы в изъянах,

Много хлама на сылвенском дне.

Пять районов признательны Сылве:

Сколько в лоно ей надо принять,

К нам неся животворные силы!

Нам и надо ее сохранять.

В качестве домашнего задания учащиеся составляют кроссворды по рекам и озерам Кишертского района, которые используются в дальнейшей работе, а некоторые учащиеся пишут сочинения о реке.

Сочинение – сказка о Сылве «Сказка о речном царе», написанное ученицей. Она довольно красноречива. Процитирую ее с некоторыми сокращениями:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил- был речной царь. И была у него во владении река Сылва… Много в ней мелкой и крупной рыбы тогда водилось, много было раков и всякой другой живности…Жизнь в Сылве текла спокойно и счастливо. А главное, что речной царь жил в мире с людьми. Между ними был подписан договор о дружбе и добрососедстве. Царь щедро одаривал людей своими богатствами, а они благодарили его за это и не пытались взять больше, чем было положено. О загрязнении реки не могло быть и речи. И если все же случайно в реке появлялись палки или другой мусор, то его быстро убирали окуни- санитары. Вот, как - то раз пришли к царю дочери с печальной вестью. Случилась беда – люди нарушили договор. В Сылву было сброшено столько мусора, что не под силу окуням оказалось его убрать, хотя трудились они уже вторые сутки. Решил царь наказать людей и стал давать рыбы меньше и меньше. Но тут снова новость: приплыла щука из отдаленного притока Сылвы и сообщила о том, что к царскому подводному дворцу движется пятно мазута – люди начали сбрасывать в воду отходы производства. Что делать? Собрал речной царь совет министров. И решили они покинуть реку, оставить Сылву без хозяина.

С тех пор с каждым годом реку засоряют все больше и больше, а рыбы в ней все меньше и меньше. Что же будет с Сылвой ? »

Ими составлены кроссворды по темам: животный и растительный мир Пермской области, «Лекарственные растения нашего края»(Приложение №4)

В последнее время широко применяю компьютерные презентации, чтобы учащиеся получили яркий запоминающийся образ той или иной территории края. Учащиеся сами с удовольствием создают презентации по различным темам курса: «Внутренние воды края», «Животный и растительный мир края», «Редкие животные и растения района», «Знаменитые люди Прикамья», «Земля Пермская» и др. На уроках краеведения использую энциклопедию Пермского края в электронном виде. Вместе с учащимися знакомимся с природой различных уголков Пермского края, т. к. мы живем в сельской местности и побывать в отдаленных территориях края мы не можем, а с помощью видео- и электронных пособий это возможно.

Таким образом, у учащихся формируется образ нашего Пермского края.

На уроках социально-экономической географии в 9 классе краеведческий материал включаю при изучении темы «Население России». Многонациональный характер населения России отражается и на национальном составе Пермского края, Кишертского района, где проживают русские, коми- пермяки, удмурты, башкиры, татары, марийцы т.е. народы разных языковых семей и групп. Это связано с историей заселения нашей территории.

Большой интерес у учащихся вызывают социокультурные практикумы в учебнике А.И.Алексеева «География: население и хозяйство России», где требуется проводить небольшие опросы среди населения и делать анализ полученных результатов (социокультурный практикум в теме «Расселение и урбанизация», необходимо провести исследование по оценке населением своего места проживания. В основе исследования лежит анкетирование местных жителей).

Такие работы помогают учащимся приобретать навыки исследовательской работы. Кроме этого мы обязательно проводим работу с рубрикой «Мой край в судьбе России». Учащиеся имеют возможность сравнить процессы, происходящие в России и Пермском крае, Кишертском районе и Андреевском поселении.

При изучении хозяйства России изучаем промышленные предприятия Пермского края. Тема «Электроэнергетика»- говорим о типах электростанций – ГЭС – Камская, Воткинская, ТЭС- Добрянская ГРЭС; тема «Химическая и лесная промышленность» – о производстве минеральных удобрений в Березниках и Соликамске, о комплексной переработке нефте- и газохимического сырья., которое осуществляется в производственном объединении «Лукойл ПНОС». Лесопромышленный комплекс региона – один из ведущих в стране. Он производит более 4% лесопромышленной продукции России. Изучая сельское хозяйство, разговор ведем о наших хозяйствах, их специализации и проблемах. Эти вопросы близки учащимся, так как родители их работают в сельском хозяйстве. Более подробно о хозяйстве Пермского края и его проблемах затрагиваем с учащимися при изучения Уральского экономического района.

Одной из составляющих частей учебно- методического комплекса по краеведению являются дидактические материалы для учащихся. Они способствуют совершенствованию методов обучения, активизируют самостоятельную познавательную деятельность, развивают интеллектуальные способности и познавательный интерес к родному краю учащихся. Знания учащихся по любому предмету, в том числе и по краеведению, необходимо постоянно контролировать. Контроль будет более эффективным, если учитель обеспечен разнообразным материалом для проверки результатов обучения. Мною собраны и разработаны с помощью детей дидактические материалы, которые использую для контроля знаний учащихся. Данные дидактические материалы ориентированы на применение знаний и умений, проверку уровня их сформированности. Задания рассчитаны на непродолжительное время, их можно использовать на разных этапах урока: в начале - с целью проверки, в середине урока и в конце – для закрепления изученного материала. Задания могут выполняться индивидуально, парами и группами. Могут быть использованы для само – и взаимоконтроля.

Задания в основном рассчитаны на воспроизведение знаний на узнавание (репродуктивный уровень). Часть заданий предполагает работу с картой, учебником, рисунками, схемами, таблицами. Кроме того, имеются творческие задания, направленные на самостоятельную работу, раскрытию причинно - следственных связей.

Использую в работе дидактические материалы, разработанные по курсу- задания, кроссворды, дидактические игры по географии Пермского края, географические диктанты, разработанные Хлюпиной Т.Л. Их дополняю материалами по Кишертскому району. Географические диктанты – это быстрая контрольная работа с элементами тестирования, имеющая игровой, состязательный характер. ( Приложения № 2 карточки – задания)

Использую тестовые технологии для контроля (Приложение №3), кроссворды и чайнворды, ребусы (Приложение № 4). Все это дает возможность заинтересовать учащихся в изучении своего края, стимулирует их к исследовательской работе.

3. Внеклассное краеведение

Цель внеклассного краеведения – практическое изучение родного края. Во многом оно опирается на теоретические знания учащихся, дает возможность более глубоко и всесторонне подойти к изучению своей местности. Через внеклассное краеведение учащиеся не только изучают географию своего края, но и, активно применяют приобретенные знания и умения в общественно полезной природоохранной деятельности. В школе работает летний профильный эколого- краеведческий лагерь. На протяжении нескольких лет работаю в краеведческом лагере по программе, созданной для учащихся 6-8 классов (Приложение№ 5). Дети в лагере собирают материал о родном крае через экскурсии, походы, поездки по родному краю. Изучение края начали с наших населенных пунктов: деревень Медведево, Сидорята и др. Изучали природу поселения. Оказывается, наша территория древняя и на ней в далеком прошлом было древнее Пермское море. Остатки растений и животных того времени мы нашли в виде отпечатков на горных породах у Рудника и Морозковского рифа, Лобач. Собрали целую коллекцию отпечатков. Изучая почвы нашего края, мы брали почвенные монолиты и определяли виды почв. Учащиеся побывали в Мазуевке, где познакомились с историей этого села, с карстовыми озерами, памятниками природы: Белый Камень и Волчья Яма. Кроме этого побывали на месте старого металлургического завода, созданного Ф. Молодым в 18 веке. С экскурсиями были в селе Спасо-Барда, село Посад, Кишерть. У села Посад много природных памятников – Гора Кленовая, Лобач, Кунгурская лесостепь, в старичных озерах изучали растительный и животный мир. На экскурсиях с нами был профессор биологических наук К.И. Еропкин, который нам поведал об уникальном растительном мире нашей территории. Были на экскурсии в Суксуне. Посетили краеведческий музей, познакомились с удивительным человеком, мастером на все руки – Собакиным. Были мы с учащимися и на оптико- механическом заводе Суксуна. Знакомились с производством Суксунского самовара. Съездили на экскурсию в Кунгурский экоцентр. Вместе с ними были на берегу реки Сылвы и собрали богатый материал по горным породам (мрамор, известняки и др).

Из полученного материала учащиеся создали коллекции, гербарии, обеспечивая школу наглядными пособиями.

В школе создана экологическая тропа. Программа эколого- краеведческой тропы сочетает в себе доведение до учащихся теоретической информации и выполнение ряда практических заданий.

Станция №1 Лиственичный парк, болото, суходольный луг, на котором расположен школьный стадион. На этой станции учащиеся знакомятся с историей территории, историей создания лиственничного парка, с растительным и животным миром болота и суходольного луга.

Станция №2. «Панорама села». Находится на месте, с которого хорошо просматривается все село. Учащиеся знакомятся с историей села, влиянием людей на природу, как изменилось это влияние к настоящему времени; рассматривают низинные, пойменные луга, которые затопляются один раз в десять лет.

Станция № 3 «Черемуховая река»- Барда. На этой станции учащиеся знакомятся с историей реки, изучают ее (скорость течения, характер течения, глубину и другие характеристики). Исследуют берега реки и влияние реки на жизнь человека.

Станция № 4 «Старичное озеро и прибрежная пойма». На этой станции знакомимся с видами озер (старичное), прибрежной поймой реки Барды. Здесь на этой станции учащиеся учатся общаться с природой, не оставляя после себя ни единого отрицательного следа.

Станция № 5 «Итоговая». На этой станции учащиеся знакомятся со смешанным лесом (европейской и сибирской елью, можжевеловым кустарником). Посещают остатки окопов, оставшиеся со времен Гражданской войны и посещают памятник красноармейцу у устья реки Барды.

Пройдя по тропе, учащиеся много нового узнают не только о природе своей местности, но и ее истории. На экологической тропе дети выполняют практические работы по географии.

В результате работы краеведческих лагерей нами собран богатый материал, который оформлен в виде экспозиции в кабинете экологии. В экспозиции имеются разделы по Пермскому краю, Кишертскому району

(географическое положение, административное деление, характеристика рельефа, геологического строения территории, климат, внутренние воды района, животный и растительный мир). Кишертский район богат природными памятниками и небольшая экспозиция посвящена Кунгурской лесостепи, карстовым озерам. Собран и оформлен уголок по почвам района (серая лесная почва, дерново- подзолистая карбонатная и др). Учащимися созданы гербарии растений нашего края (растения водоемов, растения Красной книги, ядовитые растения, растения лугов) коллекция насекомых, земноводных, рыб.

Особое место занимают витрины с отпечатками растений и животных нашего края, собранные учащимися на территории района, поселения. Названия отпечатков растений и животных на горных породах мы определяли с помощью ученых с кафедры палеонтологии ПГУ. Этот материал используется учащимися для исследовательских работ. Работа выпускницы школы «Палеонтологическая летопись нашей территории» (2004 год) стала дипломантом областного уровня. Экспозиция используется для проведения экскурсий, уроков географии, экологии, окружающего мира в начальных классах. На экскурсии приезжают учащиеся из других школ района.

Участвовали в конкурсах социальных проектов «Чистая вода» (муниципальный уровень) и в проект «Зеленая смена» (на областном уровне), где выигрывали гранты.

Учащиеся школы, работая с литературой и беседуя со сторожилами сел, деревень, собрали материал по топонимике: ойконимы, гидронимы, элементы рельефа. (Приложение № 6)

Много интересных мест в районе, которые привлекают туристов. Нами созданы туристические маршруты по нашим природным объектам.

(Приложение № 7).

Весь материал собранный по природе Кишертского района мы с учащимися собрали в небольшой альбом, который назвали «Присылвенский край – Кишертский район» (Приложение №8)



Заключение

С введением в школьные учебные планы региональных курсов значение краеведческого принципа образования возрастает. Реализация задач регионального компонента требует не только создания учебно- методического комплекса (УМК) по любому предмету как необходимого условия успешного обучения и воспитания учащихся, успешной работы учителя, но и использование новых технологий.

Родной край, знакомая с детства природа в сознании детей выступают как их Родина, через это знакомство пытаюсь воспитывать способность к творчеству, высокие душевные качества, пытливость. Для этого необходимо проводить краеведческую работу в системе через уроки географии и внеклассную деятельность.

Владея методикой обучения предметов и основами теории педагогики, психологии, осуществляю дифференцированный подход в обучении

с учетом индивидуальных способностей и психологических особенностей детей (различные задания по содержанию, характеру, объему, право выбора учащимися практических работ разного уровня). В работе применяю как традиционный комбинированный урок, так и другие виды организации учебных занятий: семинары, урок- игра, урок – путешествие и др.

Большое внимание уделяю организации практических работ, требующих от учащихся навыков наблюдения и эксперимента. Учу оформлять результаты наблюдений в виде дневников, схем, таблиц и на их основе делать аналитические выводы и составлять возможные прогнозы развития явления, устанавливать взаимосвязи изучаемых процессов. Для активизации учебной деятельности использую проблемные ситуации. После обучения на курсах по ИКТ – компетентности, применяю ИКТ технологии в обучении

( электронные учебники для 6-10 классов, энциклопедии, презентации т.д.)

На уроках географии использую межпредметные связи: с биологией, экологией, литературой, ИЗО, музыкой и др. предметами.

В течение последних лет работаю над темой «Использование краеведческого материала на уроках географии и во внеурочное время». Собран богатый краеведческий материал по родному краю и совместно с учащимися школы оформлена экспозиция в кабинете экологии по Кишертскому району ( почвы, растения и животный мир района) Создан УМК по краеведению. Первая часть УМК программа «Географическое краеведение 8 класс», вторая часть УМК дидактические материалы (разнообразные карточки с заданиями, кроссворды, географические диктанты, тесты, ребусы). Созданы компьютерные презентации по темам: «Земля Пермская», «Внутренние воды Прикамья», « Имена в истории Прикамья».

Краеведческая работа дает свои результаты.

Дети участвуют в исследовательской работе, приобретая знания и умения на уроках географии. Участвуя во внеклассной деятельности, пишут рефераты (работа ученицы «Палеонтологическая летопись нашей территории» стала дипломантом областного уровня в 2010г). Принимали участие в конкурсах социальных проектов «Чистая вода» (муниципальный уровень) и «Зеленая смена» (областной уровень), были победителями грантов. Ежегодно дети участвуют в олимпиадах по географии, занимая высокие места, Марафон знаний (2009 год : 5-7 классы – 2,3 место по географии, 9- класс – 2 место).

Учащиеся 7-9 классов ежегодно выбирают географию в качестве экзамена по выбору в итоговой аттестации. Успешно сдают его, причем выбирают географию дети со слабыми способностями, слабой учебной мотивацией.

Считаю, что немаловажную роль в этом играет краеведческая работа, которая формирует познавательный интерес учащихся к предмету, к своей родине. Побуждает к учению через создание ситуации успеха, формирует навыки самостоятельной работы, способствует воспитанию положительно ориентированной личности. В 2009 году принимала участие в областной научно- практической конференции в г. Чернушке « Этническая культура и современная школа», где выступала по теме «Роль краеведения в формировании духовности и патриотизма школьников».

В перспективе планирую создать материалы по краеведению на электронных носителях, по всем темам программы «Географическое краеведение». Создать видеотеку по памятникам природы Кишертского района, что поможет наиболее ярко представить природу нашего края и Кишертского района.






















Список литературы

1.Горбанев В.А. Место изучения своей родины в программах географии.

ж. «География в школе» №9., 2002

2. Дмитриева В.Т.Формирование географической картины мира средствами информационных технологий. ж. «География и экология».,№7, 2006

3.Линник В.Н. Проблемы формирования личности и индивидуальный подход к учащимся., М., Просвещение 2000.

4.Хлюпина Т.Л.Краеведческий аспект в преподавании географии., Пермь 1997

5.Черных Е.А., Похожаева И.Т. Твое Прикамье. Пермь.,2002

6.Шульгина О.В. Возрождение исторической географии и краеведения в

процессе модернизации гуманитарного образования. ж., «География в

школе»., № 8, 2002





















Приложение №1

Географическое краеведение 8 класс (34часа)


Ощущение родного края. С этого чувства и начинается любовь к Родине. С ощущения родной земли, на которой родился и рос.

Цель программы: познакомить учащихся с неповторимой красотой нашей природы, неисчислимыми богатствами земных недр Прикамья и нашего района.

Задачи программы:

воспитание у учащихся гордости за свой край, его историю, осознание красоты и неповторимости природы своего края.

Знакомство с природой, хозяйственной деятельностью народа нашего края воспитывает у учащихся гордость за творение своего народа.

Программа предусматривает знакомство учащихся с особенностями природы Пермского края и Кишертского района, со знаменитыми людьми Прикамья. Затрагивает экологические проблемы края.

Методологической основой курса являются учебник «География . Пермская область Пермь,1999г., атлас «Пермская область»,

Занятия проводятся в форме путешествий, экскурсий, бесед, экспедиций.

Основные темы:

1.Территория, географическое положение Пермского края – 3 часа

2.Природа Пермского края – 19 часов

3.Заповедники Пермского края и заказники – 3 часа

4.Знаменитые люди Прикамья. – 3 часа

5.Экологические проблемы Пермского края и пути их решения – 5 часов

1.Введение – 1 час

Задача: знакомство с особенностями нового курса, с используемой литературой, картами Пермского края.

2.Территория и географическое положение Пермского края и Кишертского района– 2 часа.

Задача: знакомство с картой Пермского края и Кишертского района, составом территории, границами, историей образования.

3. Природа Пермского края – 19 часов

Задача: познакомить учащихся с особенностями природы нашего края

1.Геологическое строение и рельеф Пермского края, рельеф нашего района. Полезные ископаемые – 4 часа

Практическая работа: основные формы рельефа нашего села.

2. Климат Пермского края и основные климатообразующие факторы. Климат Кишертского района.- 4 часа.

Работа с климатической картой области.

Практическая работа: Характеристика климата Кишертского района.

3. Внутренние воды Пермского края и Кишертского района ( реки, озера, пруды, подземные воды). Их практическое значение – 3 часа

4. Почвы нашего края. Их разнообразие и значение – 4 часа

Почвы нашего района. Работа на местности. ( почвенные разрезы).

5. Растительный и животный мир Прикамья. – 4 часа

Экскурсия в природу, в краеведческий музей.

Практическая работа: используя знания о рельефе, климате и почвах края оценить растительный и животный мир.

4..Заповедники Пермского края и заказники Кишертского района

-3 часа.

Задача: познакомить учащихся с основными формами охраны природы.

Заповедники : Басеги, Вишерский;

Заказники района: Предуралье, Сылвенский. Их назначение.

Экскурсия : Природа заказника «Предуралье».

Памятники природы Кишертского района : скалы, карстовые озера

Создание туристических маршрутов по Присылвенскому краю

5.Знаменитые люди Пермского края – 3 часа

Задача: познакомить учащихся с выдающимися людьми Прикамья.

Попов, Славянов, Воронихин А.Н., Верещагин В.П., Мешков, ДягилевС.А.

Мамин – Сибиряк Д.Н., Решетников Ф.М.

6.Экологические проблемы Пермского края – 5 часов

Задача: познакомиться с экологической ситуацией Прикамья и формирование экологической грамотности.

Понятие экологии. Роль экологии в охране природы и жизни человека

Оценка экологической обстановки на территории Пермского края

и Кишертского района

Методы борьбы с загрязнением окружающей среды.

Литература:

1.Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь., 1994

2.Малеев К.С.Николаев С.Ф.Пермская область.,Пермь.,1959.

3.Миханек К.С. Эколого- краеведческая характеристика Пермской области. Пермь., 1999.

4.Назаров Н.Н. Шарыгин М.Д. География Пермской области., Пермь., 1999.

5.Хлюпина Т.Л. Краеведческий аспект в преподавании географии.Пермь., 1997

6.Шестаков И.В. Прошлое земли Кишертской, Усть – Кишерть., 1989


Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

-особенности и содержание курса;

-особенности географического положения Пермского края и своей территории;

-этапы и направления заселения и освоения территории;

-основные формы рельефа, закономерности размещения, влияние

внешних и внутренних процессов;

- геологические памятники природы;

- опасные явления, связанные с рельефом и климатом территории;

- главные водные объекты, их географию, природные особенности;

- главные реки, их природные и экологические особенности, рекреационные ценности;

- факторы почвообразования и особенности почв края, виды мелиорации;

-охраняемые растения Пермского края и своей территории, ядовитые и лекарственные растения;

- особенности животного мира, его взаимосвязи с компонентами природы;

- меры по охране животного и растительного мира «Красной книги»;

-особенности минеральных, агроклиматических, водных, лесных, почвенных, рекреационных ресурсов и проблемы их использования;

- экологическую ситуацию в Прикамье, Кишертском районе, мероприятия по охране и преобразовании природы;

- экологические проблемы края, района и мероприятия по их решению;

-формы охраны природы, заповедники Пермского края «Вишерский»,«Басеги», национальный парк «Сылвенский», заказник «Предуралье» памятники природы Кишертского района;

- правила личного поведения в природе;

- главные особенности природы Пермского края.

Учащиеся должны уметь:

- характеризовать географическое положение Пермского края и своего района и оценивать его;

-устанавливать зависимость между географическим положением и особенностями природы, видами хозяйственной деятельности;

- характеризовать влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей;

-выявлять экологические проблемы

- объяснять закономерности изменения климата;

- анализировать климатическую карту, оценивать агроклиматические ресурсы;

- по разным источникам выявлять особенности климатических условий, зависимость от них хозяйственной деятельности людей;

- делать выводы об использовании рек;

- уметь оценивать почвенные ресурсы, растительные ресурсы;

- выявлять проблемы взаимодействия человека с природой;

- уметь оценивать условия для жизни и хозяйственной деятельности человека;

-работать с материалами периодической печати.


hello_html_2041230c.gif


Приложение № 3


Тесты по краеведению

«Птицы нашего края»

  1. Какие птицы перелетные?

а) скворец б) поползень в) ласточка

2. Какая из птиц вьет гнездо зимой?

а) клест б) ворона в) голубь

3.Какие птицы прилетают к нам зимой?

а) сойка б) свиристель в) снегирь

4. Что из «меню» на кормушке следует исключить?

а) сало б) белый хлеб в) черный хлеб

5. Какая птица не боится качающейся кормушки?

а) воробей б) синица в) голубь

6. Что для птиц страшней всего зимой?

а) жажда б) холод в) голод

7. Какая из птиц отправляется осенью на юг пешком?

а) коростель б) куропатка в) тетерев


«Крупные звери наших лесов»

  1. Смешанный способ питания имеет:

а) кабан б) медведь в) лось

2. Впадает в спячку:

а) олень б) медведь в) кабан

3. Священное животное народов Прикамья:

а) лось б) олень в) медведь

4. Меняют окраску, рисунок шерсти, когда становятся взрослыми:

а) медведь б) кабан в) лось

«Первоцветы нашего края»

  1. Какие из растений луковичные?

а) медуница б) ветреница в) гусиный лук

2. Какое из названий неправильное?

а) хохлатка б) подснежник в) горицвет

3. Назови исчезающие растения:

а) сон – трава (прострел) б) ирис сибирский

в) Марьин корень ( пион дикий)

4. Назови редкие растения:

а) ветреница лютичная б) горицвет в) венерин башмачок

5. Где можно встретить сон- траву?

а) лиственный лес б) сосновый лес в) еловый лес

6. Назови растения водоемов:

а) лилия белая б) кубышка желтая в) незабудка



«Леса»

  1. Сбрасывают листву на зиму:

а) осина б) лиственница в) сосна г) клен

2. Кто всегда дрожит?

а) береза б) ель в) осина г) клен

3. Сок какого растения богат витаминами и полезен?

а) береза б) ель в) рябина г) черемуха

4. Из каких растений делают веники для бани?

а) осина б) пихта в) береза г) сосна

5. Из древесины какого дерева делали мачты для кораблей?

а) береза б) сосна в) кедр г) ель

6. Из древесины какого дерева сделаны сваи (опоры) домов в Венеции?

а) сосна б) кедр в) лиственница г) береза

7. Из коры какого дерева можно плести лапти?

а) липа б) ель в) дуб г) рябина


«Братья наши меньшие»

  1. Умеют плавать:

а) белка б) еж в) летучая мышь г) заяц

2. Залегают в спячку:

а) еж б) соболь в) лиса г) летучая мышь

3. Редкие животные, занесенные в «Красную книгу»:

а) летучая мышь б) выхухоль в) белка – летяга г) медведь

4. Про это сказано: конструкторы изучают механизм их полета, благодаря им созданы локационные приборы для ориентирования в пространстве, уничтожают лесных и садовых вредителей:

а) белка- летяга б) филин в) летучая мышь г) сова

5. Питаются растительной и животной пищей:

а) соболь б) еж в) белка

6. Кто имеет норку под водой?

а) соболь б) выхухоль в) бобр г) утка


«Деревья и кустарники»


  1. Выбери главный признак дерева:

а) высокое б) много листьев в) ствол один, толстый

2. Выбери ягодные кустарники:

а) бузина б) сирень в) боярышник

3.Ягоды какого кустарника держат первенство по запасам витамина «С»:

а) малина б) смородина в) облепиха г) шиповник

4. Листья и ягоды этого кустарника используют в народной медицине:

а) малина б) смородина в) сирень г) ирга

5.Эти кустарники украшают скверы:

а) акация б) шиповник в) сирень г) малина

6. Выбери главный признак кустарников:

а) низкое б) стволов много, но они тонкие в) есть ягоды


7. Что лишнее:

а) береза б) клен в) шиповник


«История Перми»


1.Название нашего города в 1723 году:

а) Рифей б) Егошихинский завод в) Пермь

2.Священное животное коми, изображенное на гербе города, губернии:

а) олень б) медведь в) лось

3. Первый глава города Перми:

а) В.Татищев б) Одинцов в) Бергмен

4. Первое каменное здание города Перми:

а) Казенная палата б) заводоуправление в) собор Петра и Павла

5. Дата основания города Перми:

а) 1780год б) 1723год в) 1799год

6. Причины появления нового поселения Егошихинский завод:

а) указ Петра 1 б) открытие месторождения меди в) удобное расположение


«Дома и памятники города Перми»


  1. В чьем доме располагается ныне Камское речное пароходство?

а) Любимого б) Мешкова в) Свиязева

2. По чьему проекту построен дом Мешкова?

а) Воронихина б) Росси в) Свиязева

3. Откуда прибыл первый паровоз в Пермь?

а) Екатеринбурга б) Чусового в) Москвы

4. Изобретатели первого паровоза:

а) Черепановы б) Ползуновы в) Каменские

5. Чем владел хозяин дома на набережной Протопопов?

а) почтовой конторой б) железной дорогой в) рудниками

6. На чем раньше доставляли почту адресатам на:

а) машинах б) лошадях в) пароходах

7. Кто из знаменитых людей останавливался в гостиничных номерах Королева?

а) В.Маяковский б) А.Пушкин в) М.Романов

8. На какой улице появился первый книжный магазин Перми:

а) Петропавловской б) Покровской в) Сибирской

9. Первая музыкальная постановка Пермского театра оперы и балета:

а) балет «Лебединое озеро» б) опера «Иван Сусанин» в) балет «Жизель»

10 Кто, кроме городской казны, выделил деньги на строительство каменного здания Пермского театра оперы балета:

а) Любимов б) Дягилев в) П.Чайковский

11. Кому принадлежал дом, где в наши дни расположен ТЮЗ:

а) Любимовым б) Дягилевым в) Каменским

12. По чьему проекту построен дом Благородного собрания:

а) Быховца б) Свиязева в) Воронихина

13. В честь кого были построены в городе ротонды:

а) царя Николая -2 б) царя Петра 1 в) царя Александра 1

14. Самый страшный пожар в Перми был:

а) в 1842г. б) в 1924г. в) 1870 г.

15. Аптека- это учреждение, где:

а) лечат людей б) готовят лекарства и продают их в) делают очки

16. Кому раньше принадлежал дом, где ныне размещается Дом ученых:

а) Грибушину б) Мешкову в) Любимовым

17. Чем особенно знаменит Дом губернатора:

а) жили губернаторы

б) проводились встречи почетных гостей города балы

в) сохранился герб города

18. Мировая известность Дягилева:

а) художник б) меценат ( спонсор) в области искусства

в) скульптор

19. Кто принимал участие в росписи часовни Каменских:

а) Н.Рерих б) А.Зеленин в) В.Васнецов


«Памятники и мемориальные доски города Перми»


  1. У каких заводов установлены стелы с именами погибших на фронтах Великой Отечественной войны:

а) АО «Инкар» б) АО «Пермские моторы»

в) АО «Мотовилихинские моторы»

2. Какие поселки выросли из бараков эвакуированных в годы Великой Отечественной войны:

а) Краснова б) Крохалева в)Громова

3. Автор памятника Фронту и Тылу:

а) П.Екубенко б) В.Клыков в) И.Свиязев

4. День Победы мы отмечаем с:

а)7 ноября 1917 года б) 22 июня 1941 года в) 9 мая 1945 года

5. С какими ранениями бойцы поступали в госпитали г. Перми в годы Великой Отечественной войны:

а) глаз б) головы в) брюшной полости (живота)

6. Назовите фамилию первого врача- офтальмолога г. Перми:

а) Н.Крамер б) Е.Серебряников в) Ф.Граль

7. Какие области приняли участие в формирование и обмундирование Уральского добровольческого корпуса:

а) Пермская б) Челябинская в) Свердловская

8. Фотографии двух памятников «Танк» в каких городах помещены в книге «Город мой - Пермь» Н.В.Шатровой

а) Берлин б) Пермь в) Прага

9. Какие персонажи сказок А.С.Пушкина изображены на ограде вокруг памятника:

а) старик б) Балда в) Данила-мастер

10. Чья фамилия пропущена? Чья лишняя?

а) Попов Л.С. б) Пушкин А.С. в) Д.Н.Мамин –Сибиряк

11. Кто из перечисленных людей не писатель:

а) Д.Н.Мамин-Сибиряк б) П.П.Бажов в) Л.С.Попов

12. Чем известен Н.Г.Славянов:

а) изобретатель радио б) изобретатель дуговой сварки в) парового двигателя


«Улицы и сады Перми»


1.Какие высказывания правильны:

а) горизонтально расположенные улицы были названы в честь соборов

б) горизонтально расположенные улицы были названы в честь городов

в) вертикально расположенные улицы названы были в честь городов

2. Какие пары старых и новых названий улиц верны:

а) Кунгурская – Комсомольский проспект

б) Сибирская – К.Маркса в) Покровская- Ленина

3. Достопримечательности Кунгурской улицы ( Комсомольского проспекта

а) часовня Стефана Пермского б) Кафедральный собор в) Дом Любимого

г) Духовная семинария

4. Откуда был доставлен иконостас для Кафедрального собора:

а) Соликамск б) Пыскор в) Кунгур

5. Что было построено в честь приезда в Пермь Александра 1:

а) застава б) Ротонда в) тротуары

6. Один из первых краеведов Прикамья:

а) Д.Д.Смышляев б) К.Ф.Модерах в) В.Н.Татищев

7. В каком саду любил гулять писатель А.Н.Герцен:

а) Театральный б) Набережный в) Загородный

8. Егошихинский лог - любимое место отдыха писателя:

а) В.Г.Короленко б) П.П.Бажова в) Д.Н.Мамин-Сибиряк



«Пермская художественная галерея»


  1. Кому принадлежит идея создания художественного отдела при Пермском краеведческом музее:

а) Д.Д.Смышляеву б) П.Н.Серебренникову в) К.Ф.Модераху

2. На третьем этаже галереи расположена выставка:

а) голландской живописи б) пейзажи русских художников

в) деревянной скульптуры

3. В каком здании размещается галерея в наши дни:

а) Архирейского дома б) Кафедрального собора в) Духовной семинарии

4. Произведения каких пермских художников есть в собрании галереи:

а) Е.и С.Колюпановых б) Е.Широкова в) И.Шишкина

5. В собрании пермской художественной галереи есть:

а) картины б) скелет мамонта в) скульптуры г) иконы

д) предметы прикладного творчества

6. Что создано А.Н.Тумбасовым:

а) скульптуры б) картины, зарисовки в) рассказы, очерки

7. Е.Н.Широков- мастер…

а) портрета б) пейзажа в) натюрморта

8. Кто из художников изобразил в своих работах уголки Перми:

а) А.Н.Тумбасов б) А.П.Зырянов в) Е.Н.Широков


«Знаменитые люди Прикамья»


1.Первый доктор Перми:

а) В.Н.Татищев б) Ф.Х.Граль в) В.Н.Пирогов

2. Кому из известных людей Перми посвящена была частушка:

а) Ф.К.Гралю б) К.Ф.Модераху в) В.Н.Татищеву

3. Как город Пермь принял участие в русско - турецкой войне 1877-1778 года:

а) добровольческий корпус б) егерский пермский полк

в) санитарный отряд

4. Кто написал первую для Урала инструкцию «О сбережении лесов», возглавил разведку полезных ископаемых и сделал многое другое:

а)Ф.Х.Граль б) В.Н.Татищев в) К.Ф.Модерах

5. Кто из известных архитекторов вышел из крепостных:

а) А.Н.Воронихин б) И.И.Свиязев в) К.Росси

6. Кто написал книгу об искусстве кладки печей:

а) А.Н.Воронихин б) И.И.Свиязев в) К.Росси

7. Имя этого архитектора хорошо известно в С.Петербурге:

а) Быховец б) А.Н.Воронихин в) И.И. Свиязев

8. О ком из известных людей в Прикамье собран материал А.С.Пушкиным и должна была выйти книга:

а) К.Ф.Модерах б) Ф.К.Граль в) В.Н.Татищев

9. Кто из губернаторов был человеком принципиальным, не брал взяток:

а) К.Ф.Модерах б)Ф.К.Граль В) В.Н.Татищев

10. Кто видел в штурмовщине вред:

а) Ф.К.Граль б) В.Н. Татищев в) К.Ф.Модерах

11. Кто из архитекторов мечтал превратить Пермь в Уральский С.-Петербург:

а) И.И.Свиязев б) К.Росси в) А.Н.Воронихин


«Древнее Прикамье. Заселение русичами Урала»


1.Что такое пиктография:

а) изображение текста фигурами б) письмо на глиняных досках

в) письмо на бересте.

2.Как современные люди узнали о жизни древних людей:

а) из телевизора б) книг в) по раскопкам

3. От какого события началось новое летоисчисление:

а) от появления первого человека на Земле

б) от рождения Иисуса Христа в) от прихода русских на Урал

4. Какое занятие основным было у древних жителей:

а) рыбная ловля б) строительство жилья в) охота


5. Что такое Пермский звериный стиль:

а) пермский зоосад б) фигурки из бронзы древних людей

в) книжки про зверей

6. Производство железа было делом:

а) мужчин б) женщин

7. Литьем занимались:

а) мужчины б) женщины

8. Как переводиться слово «Чусовая»:

а) лесная вода б) быстрая вода в) талая вода

9. Топонимика – это наука о….:

а) истории названий б) о жестах (движениях) в) о письменности

10. Какой праздник возрожден в Прикамье в 1994 году:

а) оленя б) медведя в) изгнание беса

11. Что символизирует собой Луна и Солнце:

а) богатство б) жизнь в) благополучие

12.Какие обереги существуют у народов Прикамья:

а) лоскутки б) круги в) куклы

13. Кто населял уральские земли изначально:

а) татары б) русские в) коми

«Дворяне и известные династии на Урале»


  1. Какому знатному роду принадлежал дом на набережной Камы в Перми:

а) Шаховских б) Яковлевых в) Демидовых

2. Основа любого древнего герба:

а) щит б) мантия в) корона

3. Что подарил невесте Григорий Демидов:

а) усадьбу б) дом в) город

4. Кто из Демидовых был любителем итальянского искусства:

а) Николай б) Анатолий в) Григорий

5. Кто из Демидовых заказал К.Брюллову картину «Последний день Помпеи»:

а) Николай б) Анатолий в) Григорий

6. Судьба какого представителя известного российского рода переплелась с родом Наполеона Боанапарта:

а) Строгановых б) Демидовых в) Абамелек- Лазоревых

7. Кто помог Николаю Акинфиевичу Демидову навести порядок на заводах после бунта рабочих:

а)Б.Г.Шаховский б) М.М.Голицын в) К.Ф.Модерах

8. Кто был летописцем рода Строгановых и похоронен на Урале:

а) В.А.Всеволожский б) Ф.А.Волегов в) Б.Г.Шаховский

9. Кто пожаловал земли Строгановым в Прикамье:

а) Иван 4 б) Екатерина 2 в) Петр 1

10. На гербе какого знатного человека высечены слова: «Земные блага Отечеству, себе ( оставляю) - имя»:

а) Голицыных б) Демидовых в) Строгановых


«Жемчужины Северного Урала»


  1. Первая столица Перми Великой:

а) Соликамск б) Чердынь в) Покча

2. Что составляло основу всех древних поселений:

а) крепость б) дома жителей в) близость реки

3. Почему стала умирать Чердынь:

а) набеги сибирских татар б) проложили новую дорогу в) пожары

4. Почему Чердынь стала столицей Перми Великой:

а) красивый город б) указ царя в) открытие новой дороги через Чердынь

5. Какой экспонат из Пыскора хранится в Пермской художественной галерее:

а) иконостас б) золотая купель в) библия

6. В каком населенном пункте Прикамья был снаряжен отряд В.Т. Аленина ( Ермака):

а) Соликамск б) Орел- городок в) Усолье

7. Где в Прикамье была расположена судоверфь:

а) Соликамск б) Орел- городок в) Усолье

8. Почему говорят, что Усолье – Петербургу брат:

а) столичный город б) недалеко от С.-Петербурга в) не уступает по красоте, у воды, затопляется


«Город Соликамск »


  1. Когда основано первое поселение Соль Камская:

а) 1723г. б) 15 век в) 17 век

2. Когда Соликамск стал столицей Перми Великой:

а) 1597г. б) 1723г в) 1825 г.

3. Кто сделал Соликамск самым красивым городом Прикамья:

а) Суровцев б) Строганов в) Демидов

4. В каком порядке перечисленные населенные пункты были столицами Перми Великой:

а) Соликамск б) Покча в) Чердынь

5. Соликамск находится на реке:

а) Волга б) Кама в) Чердынь

6.Кто открыл дорогу через Урал на 200 км короче прежней:

а) Артемий Бабинов б) Акинфий Демидов в) Григорий Строганов

7. Кто такие М.М. Потапов, Н.Г. и С.И. Олейниковы:

а) писатели б) художники в) архитекторы

8. С чем связано современное возрождение г. Соликамска:

а) добыча каменного угля б) добыча каменной и магниевой солей

в) добыча поваренной соли

9. Кто стоял у истоков организации первого ботанического сада России:

а) Павел Суровцев б) Михаил Турчанинов в) Григорий Демидов г) Павел Строганов

10. При каком доме в Перми во время пожара 1942 года сгорела оранжерея:

а) дом Строганова б) дом Турчанинова в) дом Мешкова ( Яковлева)

г) дом Теплоухова

11. Кто создал сад- дендрарий в Ильинском:

а) Теплоухов б) Генкель в) Демидов г) Турчанинов

д) Строганов

12. Кто основал ботанический сад ПГУ:

а) Турчанинов б) Строганов в) Теплоухов г) Генкель

д) Демидов


«Старинные города Прикамья»


  1. Какой русский писатель видел остатки крепости в Кунгуре:

а) А.Н.Радищев б) А.С.Пушкин в) В.Г. Короленко

2. Основной промысел в Кунгуре:

а) кирпичный б) ткацкий в) кожевенный

3. Главные достопримечательности в Кунгуре:

а) церкви б) трактиры в) ледяная пещера

4. Что сегодня процветает в Кунгуре:

а) кожевенное производство б) камнерезное дело в) ледяная пещера

5. Кто такие Е.Трубецкая, М.Волконская, А.Муравьева :

а) жены декабристов б) писательницы в) представители знатных родов

6. Через какой город проследовал Ефим Артамонов – изобретатель первого железного велосипеда:

а) Кунгур б) Оханск в) Соликамск

7. В районе какого города упал крупный метеорит:

а) Оханск б) Кунгур в) Соликамск

8. Кто из великих путешественников останавливался в Осе для пополнения провиантом своего отряда:

а) Афонасий Никитин б) Миклухо- Маклай в) В.Беринг

9. Кто брал крепость Осу:

а) С. Разин б) Е.Пугачев в) Салават Юлаев

10 Знаменитые хирурги Осы:

а) В.Мелентьев б) Н.Серебренников в) А. Поносов

11. Основное изображение на старом гербе Осы:

а) нефтяная вышка б) борть пчелиная в) рыболовные снасти


«Где жили, что носили, что и из чего ели наши предки»


  1. Особенности северной постройки:

а) амбар б) крытый двор в) баня

2. Из древесины какого дерева делали нижние венцы дома:

а) ели б) сосны в) лиственницы

3. Где нельзя было ставить дом:

а) на месте разрушенной церкви б) перекрестке дорог в) где была баня

4. Что клали под углы дома для благополучия:

а) горшок каши б) деньги в) зеркало

5. Что занимало большую часть избы:

а) печь б) стол в) скамья

6. Что располагалось в красном углу:

а) стол б) иконы в) печь

7. Изображение кого на двери подклета отпугивало злых духов:

а)петухи б) львы в) солнце

8. Первое освещение деревенской избы:

а) лучина б) свеча в) керосиновая лампа

9. Какие сладости умели делать наши предки:

а) торты б) пряники в) куличи


10. Из какой муки пекли блины:

а) пшеничной б) гороховой в) гречишной

11. Из какого мяса готовили мясные блюда:

а) свинины б) говядины в) баранины г) дичи

12. Исконно уральским блюдом считается:

а) пельмени б) куличи в) каши

13. Обязательно на поминальном столе были:

а) каши б) блины в) холодец

14. Какое блюдо называли выгонщиком:

а) пироги б) пельмени в) кисель

15. Посуда наших предков была:

а) глиняная б) берестяная в) деревянная г) металлическая

16. Наши предки шили себе одежду из:

а) холста б) шерсти в) сарапинки г) пониточины

17. Рубаху с воротником носили:

а) в праздники б) в будни

18. Узор по низу рубахи, рукавов, вороту означал:

а) красоту б) оберег в) признак мастерства

19. Что могли носить представители высших сословий:

а) шабур б) порты в) сарафан

20. Обязательная принадлежность гардероба женщины и мужчины:

а) рубаха б) пояс в) шляпа

21.Откуда пришел обычай завязывать платок под подбородком:

а) Франции б) России в) Германии

22. Обувь мехом наружу называется:

а) коты б) унты в) чуни

23.На голове женщины народа коми носили:

а) кокошник б) шамшур в) почеток

24.Зачем женщины народа коми прятали волосы под головной убор:

а) мода такая б) чтобы домовой не утащил на чердак

в) муж не должен видеть волосы

25. В старину были судебные процессы по поводу гардероба:

а) отсутствие пояса б) шапка не той высоты

в) «окосматил женщину»


Ответы:

«Птицы нашего края»

  1. а,б 2-в, 3-в, 4-в, 5-б, 6-в, 7-а.

«Крупные звери наших лесов»

1-а, 2-б, 3-а,б,в; 4-б

«Первоцветы нашего края»

1-в; 2-б; 3-а,б,в; 4-а, б,в; 5-б, 6-а,б

«Леса»

1-а; 2-в, 3-а 4-в, 5-б, 6-в, 7-а

«Братья наши меньшие»

1-а,б; 2-а, 3-б, в; 4-в, 5-а, 6-в

«Деревья и кустарники»

1-в, 2-а, в; 3-б, 4-а,б; 5-а,б,в; 6-б, 7-в

«История Перми»

1-б, 2-б, 3-а, 4-в, 5-б, 6-а

«Дома и памятники города Перми»


1-б, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в, 6-б, 7-а,в; 8-в, 9-б,10-а,б;

11-а, 12-б, 13-в, 14-а, 15-б, 16-а, 17-в,18-б, 19-а,б,в


«Памятники и мемориальные доски города Перми»


1-а, б; 2-а,б,в; 3-б, 4-в, 5-а,б; 6-б, 7-а,б,в; 8-б,в; 9-а,б; 10-Пушкин( Бажов), 11-в, 12-б

«Улицы и сада Перми»

1-а,в; 2-а, б,в; 3-а, б,г; 4-б, 5-б,в; 6-в, 7-в, 8-в


«Пермская художественная галерея»

1-б, 2-в, 3-б, 4-а, б; 5-а,в,г,д; 6-б,7-а,8-б


«Знаменитые люди Прикамья»

1-б, 2-а, 3-в, 4-б,5-а,б; 6-б, 7-б, 8-в, 9-а, 10-в, 11-а


«Древнее Прикамье. Заселение русичами Урала»


1-а, 2-в, 3-б, 4-в, 5-б, 6-а, 7-б, 8-б, 9-а, 10-в, 11-б, 12-б,в; 13-в

«Дворяне и известные династии на Урале»


1-б, 2-а, 3-в, 4-а, 5-б, 6-б, 7-в, 8-б, 9-а, 10-в


«Жемчужины Северного Урала»


1-в, 2-а, 3-б, 4-в, 5-а, 6-б, 7-б, 8-в

«Город Соликамск»


1-б, 2-а, 3-а, 4-б,в,а; 5-в, 6-а, 7-б, 8-б, 9-в, 10-в, 11-а, 12-г


«Старинные города Прикамья»


1-в, 2-в, 3-а,б,в; 4-б,в; 5-а, 6-б, 7-а, 8-в, 9-б,в; 10-а, 11-б


«Где жили, что носили, что и из чего ели наши предки»


1-б,2-в, 3-б,в; 4-а,б,в; 5-а, 6-а,б; 7-б, 8-а, 9-б,в; 10-а,б,в; 11-б,в,г; 12-а,

13-б,в; 14-в, 15-а,б,в; 16-а,б,в; 17-а, 18-б, 19-в, 20-а,б; 21-в, 22-б, 23-а,б,в; 24-б, 25-в



Приложение №4

Карточки - задания


Географическое положение района

1-1

  1. Определите, какими цифрами обозначены

соседи Кишертского района

-Березовский район

-Кунгурский район

- Суксунский район

-Свердловская область


2.Какие географические объекты обозначены цифрами: 5,6?

1-2

1. Пользуясь картосхемой, дайте

характеристику географического

положения своего населенного

пункта:

а) в какой части района расположен

б) положение по отношению

к географическим объектам

( формам рельефа, рекам);

в) транспортное положение;

г) положение по отношению к

Кишерти и Перми;

д) вывод о географическом


Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые

2-1

1.Пользуясь атласом Пермской области, определите какие тектонические структуры лежат в основании Кишертского района? Какая тектоническая структура изображена на рисунке?





2. По геологической карте определите, породами какого возраста

сложена территория Кишертского района?




2-2

1. Чем объяснить широкое распространение на территории района карстовых явлений?

2. Какую опасность для хозяйственной деятельности людей они представляют?

3. Есть ли на территории района пещеры? Какие?



2-3

1. По картам атласа опишите рельеф своего района:

- форма рельефа;

- высота над уровнем моря;

- тектоническая структура, лежащая в основании поверхности;

- породами какого возраста сложена;

- полезные ископаемые;

- особые явления


2-4

1.Заполните таблицу:

Полезные ископаемые района

Возможности использования в хозяйстве

1



2



3



4



5



  1. Какое значение эти полезные ископаемые имеют в хозяйстве России?


2-5

1.Какие опасные природные явления, связанные с литосферой, наблюдаются на территории нашего района?


2. Заполните таблицу:


Опасные явления

Мероприятия по их предупреждению

1



2












Климат


3-1

1. В данном высказывании впиши вместо точек пропущенные слова:

«Климат местности зависит прежде всего от…, так как оно обуславливает высоту… и количество …».

2. Пользуясь атласом Пермской области, выявите закономерности изменения величины суммарной солнечной радиации на территории края.



3-2

1. Пользуясь климатической диаграммой и фенологическим кругом, опиши климат нашей местности:

-тип климата, климатообразующие факторы

- сезоны года ( протяженность в сутках, время начала, особенности);

- температурный режим ( средние температуры января и июля, максимальная, минимальная температуры);

- режим осадков ( общее количество, распределение по месяцам, виды по сезонам);

- опасные климатические явления;

- влияние климата на деятельность человека.


3-3

1. какие неблагоприятные метеорологические явления наблюдаются в нашем районе? Укажите причину их возникновения и возможные меры борьбы с этими явлениями. Сведения оформите в таблицу.

Неблагоприятные явления

Причины возникновения

Возможные меры борьбы













2.Почему в нашей местности помидоры в основном выращивают под пленкой, а не в открытом грунте?

3-4

1.Предположите, как бы изменился климат Кишертского района, если бы он был расположен за Уральскими горами?

2. Какие свойства климата человек использует для оздоровления как целебные?

3. Как можно оценить климат нашей местности для жизни человека:

комфортный, неблагоприятный, экстремальный?



Внутренние воды

4-1

1. В чем выражается влияние климата на реки? Какие источники питания преобладают у рек нашего района?

2. Каковы особенности режима рек нашей местности?

3. Какие опасные явления для жизни человека наблюдаются на наших реках?

4-2

1. Укажите, какие типы внутренних вод ( из перечисленных ) встречаются на территории нашего района:

- реки, озера, водохранилища, болота, пруды, ледники, снежники, многолетняя мерзлота, подземные воды.

2. Какие из перечисленных признаков относятся к озеру Молебное:

а) сточное или бессточное;

б) пресное или соленое;

в) мелкое или среднее;

г) поверхностное или подземное;

д) искусственное или природное

е) пойменное, карстовое, старичное


4-3

1. Когда на реках района наблюдаются эти явления: межень, ледостав, половодье? Впишите их в указанный график:


зима

весна

лето

осень


















2.Что является основным источником загрязнения внутренних вод нашего района? В каком экологическом состоянии находится река Сылва и Барда?


Почвы

5-1

1. Что такое почва? Чем почва отличается от горных пород?

2. Пользуясь атласом Пермской области, определите, какие типы почв преобладают на территории района?

5-2.

1. Определите, какие ниже перечисленные признаки относятся к указанным типам почв: подзолистые, дерново- подзолистые, серые лесные:

а) темноцветные ; б) низкое естественное плодородие;

в) высокое естественное плодородие ; г) образуются в хвойных лесах;

д) образуются после вырубки темнохвойных лесов при развитии травянистой растительности;

е) характерен горизонт, по окраске и структуре напоминающий печную золу;

ж) самые распространенные в области;

з) образуются в условиях обильного промывного режима


5-3

1. Что такое мелиорация? Какие виды мелиорации проводятся в нашей местности?

2. Назовите пословицы и поговорки, в которых отражено отношение народа к земле и крестьянскому труду на земле.


5-4

1. В нашей школе есть пришкольный участок. Оцените состояние нашего участка( тип почвы, плодородие, использование земли, урожайность культур)

2. Ваши предложения по:

- составу выращиваемых культур;

- рациональному использованию земли;

-повышению плодородия;

- обустройству участка


56


Использование краеведческого материала на уроках географии и во внеурочное время
  • География
Описание:

   Главная цель краеведения – формирование личности, приобщение ее к общечеловеческим ценностям культуры, ответственной за судьбу своей страны. Поэтому меня заинтересовала эта тема. Наш Кишертский район небольшой, но природный, исторический и человеческий  потенциал его велик. С 1999 года мы работаем в направлении Русской эколого- краеведческой  школы. Оно тесным образом связано с географией. Изучая свой край ( природу, историю, обычаи, традиции населения), его богатства  формируются нравственные качества у детей: любовь к родному краю, любовь к прекрасному, любовь к своим предкам, к своей истории. Этого так не хватает сейчас молодому поколению. Через уроки географии и внеклассную работу, используя краеведческий материал,  возможно воспитать в своих учащихся эти качества.

 

   В работе предпринята попытка обобщить опыт организации краеведческой работы в школе через уроки  географии и внеурочную деятельность. 

Автор Лунегова Любовь Николаевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1160
Номер материала 20987
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓