ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА
УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Е.А.
Самандас
муниципальное
общеобразовательное учреждение «Опытненская средняя общеобразовательная школа»
Изменение
в политической, экономической и социальной жизни страны непосредственно повлияли
на школьную географию. Школьное краеведение получило новый импульс, связанный
с усилением региональной политики, так как связан с изучением своего края, его
географии, истории, культуры населения.
Знаем
ли мы географию, историю и культуру родного края? Гордится ли рядовой житель
Хакасии историей древней своей земли? Наверное, в общей массе знания по
краеведению у нас скупы, обрывочны и не у каждого вызывает трепет, желание
сохранить, возродить. А ведь история Хакасии – одна из уникальнейших на Земле.
Между
тем во многих государствах ближнего зарубежья, например, на Кавказе, любой
человек, даже со средним аттестатом прекрасно знает историю своих предков.
Хотелось
бы надеяться, что у нас где-то генетически заложен интерес к познанию прошлого
именно того народа, на чьей территории мы проживаем. Ведь связь с землей,
природой очень велика, и она должна разрушить негативные стереотипы к изучению
Хакасии, разбудить интерес и жажду познания. Возрождение культуры и традиций
надо начинать через детей, ведь грядущее Отечества отражается в наших
сегодняшних мальчишках и девчонках.
В
течение ряда лет я работаю по проблеме регионального компонента в преподавании
географии. Это связано с тем, что одним из направлений при воспитании личности
ученика является краеведение, которое содействует осуществлению общего
образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся.
Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам,
чувства уважения к людям труда, ветеранам войны, которые живут рядом.
Любовь
к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек
родился, вырос, живет. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край –
республика Хакасия. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и
своими корнями уходит в седую старину. Хакасская земля – свидетель важнейших
исторических событий прошлого и настоящего.
Главная
цель краеведения – формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим
ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, свободы, демократии,
ответственной за судьбу своей страны.
Основные
задачи географического краеведения:
-
всестороннее изучение учащимися природных и социально-экономических условий
родного края;
-
использование добытых краеведческих знаний, практических умений и навыков в
целях осмысленного усвоения учебного материала и активизации
учебно-воспитательной работы.
Составными
частями географического краеведения являются учебная и внеклассная
краеведческая работа. Оба эти направления тесно взаимосвязаны между собой и
дополняют друг друга.
Основные
формы учебной краеведческой работы – это урок, экскурсии и внеурочные занятия,
а внеклассной – кружки, экскурсии, походы, викторины, конференции, олимпиады,
олимпиады, вечера и др.
Методы
краеведения: полевые исследования, литературный, картографический,
статистический,
Для
осуществления краеведческого перехода в изучении географии необходима
определенная система. Основу такой системы составляет постепенное накопление
знаний о своей местности по мере изучения курсов природоведения и географии,
начиная с 6 класса, их дальнейшее углубление, расширение и использование этих
знаний при изучении различных разделов и тем курса географии. Завершается
краеведческая подготовка учащихся в 8 и 9 классах.
Краеведческое
изучение своего края позволяет привести в систему знания учащихся, полученных в
курсах физической и экономической и экономической географии России, соединить и
взаимосвязать отдельные сведения в комплексной географической характеристике и
в тоже время закрепить умения работы с картами, статистическими и другими
литературными источниками.
Изучение
краеведческого материала начинается в начальном курсе физической географии.
Начальный курс - это первый этап физико-географического образования учащихся –
азбука нового предмета географии. Знания о своей местности обеспечивают
конкретность, доступность и наглядность изучаемого материала.
Для
того, чтобы облегчить работу учащихся на уроке составляются опорные логические
схемы, которые помогают в изучении и закреплении материала.
В
теме «Развитие географических знаний о Земле» используется материл о первом
исследователе природы Хакасско – Минусинской котловины Д.Г. Мессершмидте. А в
8 классе дается более обширный материал из истории географических открытий
Хакасско- Минусинской котловины.
При
изучении темы «План и карта» дети с удовольствием выполняют творческие задания.
Многие рассказы составляются на основе местного материала, с использованием
топографических знаков.
При
изучении темы «Климат Хакасии» используются сведения многолетних наблюдений
метеостанции «Хакасская», которая расположена на территории нашего села. Эти
данные использую на уроках в 6, 8, 9 классах, для построения розы ветров,
графиков хода среднегодовых температур и осадков и др. Во время экскурсий
работники метеослужбы знакомят со своей работой, показывают различные приборы,
с помощью которых изучается атмосфера Земли.
Рассказывая
о внутренних водах в теме «Гидросфера», отмечаю крупные реки Хакасии: Енисей,
Абакан, Чулым, Томь. Общая протяженность рек – 8 тысяч км. Реки, как известно,
не только источники энергии, транспортные артерии, рыбохозяйственные угодья,
это и мир красоты, источники вдохновенья и радости. Обращается внимание на
уникальность наших минеральных озер: Шира, Белё, Иткуль, Чёрное и другие. Всего
на территории республики – около 500 озер, в том числе примерно 390 пресных и
110 солёных.
Региональный
компонент используется при изучении и других тем, где учащиеся готовят
сообщения, доклады, например, о растительном и животном мире Хакасии, о редких
и исчезающих растениях (животных), занесенных в Красную книгу Хакасии и России.
Больше
возможности изучения своего родного края появляется в курсе «География
России», где предусмотрено программой целая серия уроков: «Природа Хакасии» в 8
классе и «Население и хозяйство Хакасии» в 9 классе.
Уроки
я провожу под девизом: «Любить Родину – значит знать её!» Это достигается
постоянным использованием краеведческого материала, тем более, что каждая тема
как физической, так и экономической географии дает такую возможность.
Приемы
работы с краеведческими материалами самые разнообразные. Это и сведения,
которые приводятся на уроке, и рассказы ребят о природе тех мест, где им
удалось побывать, их сообщения о предприятиях, где работают родители, экскурсии
в природу и краеведческий музей.
Уже
на первом уроке показываю специфику экономико-географического положения
Хакасии, говоря о том, что наша республика расположена почти в центре Азии,
отмечая при этом положительные и отрицательные черты географического положения.
В
ходе изучения темы «Природные ресурсы Хакасии» особое внимание уделяется
минералам и горным породам, залегающим в недрах нашей республики: каменный
уголь, железная руда, мрамор, золото, медь и др. Собран материал об истории
развития золотого промысла в Хакасии.
Тема
«Почвенно-растительный покров и животный мир» лучше усваивается учащимися, при
проведении экскурсий в краеведческом музее. На территории нашего села имеется
возможность посетить дендрарий и Хакасский ботанический сад при научно-исследовательском
институте аграрных проблем Хакасии (НИИ АПХ). Ботанический сад института
создан в 1992 году под руководством Н.И.Лиховид для сбора, изучения и культивирования,
прежде всего, местных полезных и редких растений. Более 50 лет существует
дендрарий бывшей Хакасской сельскохозяйственной опытной станции (ныне НИИ),
насчитывающий более 800 таксонов из разных флористических областей Земли.
Сотрудники института рассказывают о коллекции растений, которую удалось собрать
за время существования Опытной станции и НИИ АПХ.
Не
меньшими возможностями использования краеведческого материала обладают
экономико-географические темы. Как правило, в классах есть учащиеся, чьи
родители работают на предприятиях, о которых идет речь на уроках. Поэтому дети
могут приготовить сообщение.
Краеведческий материал повышает интерес к обучению, позволяет учащимся
на местных примерах осознать важность перехода к рыночной экономике, развития
новых форм хозяйства не только республики Хакасия, но и России. На этих уроках
с учащимися обсуждаем эффективность существования различных форм собственности,
развитие новых форм хозяйства: малых предприятий, акционерных обществ и других.
В
заключительной теме «Экономические связи Хакасии» учащиеся узнают, что
продукция наших предприятий известна не только в России, но и во многих
странах мира. Это продукция: ОАО «Вагонмаш», «МКК – Саянский мрамор»,
«Хакасский бентонит», «Саянская фольга», Саянского алюминиевого завода и
других.
Особый интерес вызывает тема «Население», так как учащиеся принимают
участие в сборе материала об истории нашего села, школы, интересных людях. Был
собран материал для научной работы по теме «Население и демографические
проблемы нашего села», «Улицы села Зеленое».
Немалое значение в школьном краеведении имеет топонимика, так как само
слово «краеведение» означает значение своего края. Краеведение охватывает
большой круг вопросов – изучение истории, природы, этнографии, фольклора,
экономики своей местности. Топонимика, раскрывая смысловое значение местных
географических названий - городов, сел, гор, рек, озер, активизирует
познавательный интерес.
Привлечение топонимического материала – это не только средство,
облегчающее запоминание учебного материала, делающее учебный материал
занимательным, легче усваиваемым, но и воспитательное средство, помогающее
показать изменения, которые произошли в нашей стране, республике. По названиям
можно узнать многое, что уже ушло из памяти людей, восстановить картину былого
расселения народов, а иногда и былой облик местности.
За последние
годы повысился интерес к изучению географии. Дети стали приглядываться ко
всему, все замечать, расспрашивать старших, участвовать в сборе местного
материала. Как следствие, многие учащиеся стали выбирать для сдачи
государственного экзамена географию.
Постоянное применение местных материалов повышает интерес учащихся к
изучению природы и хозяйства своей страны, учит самостоятельно добывать
различные сведения, воспитывает патриотизм, любовь к земле, на которой мы
живем. Я глубоко убеждена в том, всё, что дается по изучению своего родного
края, западает в душу детей, что они с гордостью будут рассказывать о том
месте, где живут. Недаром говорит русская пословица: «Нет ничего краше, чем
Родина наша».
Список литературы
- Бутанаев В.Я. Топонимический словарь.
–Абакан, 1995 г.
- Кышпанаков В.А., Кустов Ю.И. Экономическая и
социальная география Хакасии.- Абакан, 1994
г.
- Прокофьев С.М. Природа Хакасии.- Абакан, 1993
г.
- Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика.-
М.: Просвещение, 1990г.
- Султреков С.Н. Родная Хакасия.- Абакан,
1995г.
- Редкие и исчезающие виды растений Хакасии /
РАСХН. Сиб. отд-ние НИИ АПХ. ХГУ.- Новосибирск,1999г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.