Инфоурок Биология Другие методич. материалыИспользование компьютерных технологий при изучении вопросов природоохранного направления на уроках биологии и краеведения

Использование компьютерных технологий при изучении вопросов природоохранного направления на уроках биологии и краеведения

Скачать материал

Использование компьютерных технологий при изучении вопросов природоохранного направления на уроках биологии и краеведения.

  "Охрана природы — проблема педагогическая". Так выразился профессор, биолог, краевед, учёный-охотовед сибирского края Василий Николаевич Скалон.

    Воспитывать истинного друга природы, рачительного её хозяина — задача чрезвычайно трудная, но вполне решаемая. Мы, учителя биологии,  делаем  это на всех уроках, на которых  возможно  затрагивать вопросы охраны природы.    Но долгое время это, своего рода,  была игра в одни ворота. Хотя, ещё во второй половине XX века доктор географических наук Ю.Н. Куражсковский отмечал, что  эту проблему  государству решить  не так уж трудно. Вот что он говорил: «Прежде всего, надо дать всему народу – от школьника до пенсионера,  от рабочего до министра – необходимый минимум экологических знаний и научить ими пользоваться, и если взяться за дело, … то задача вполне может быть решена в масштабах всей страны в один - два года». К сожалению, не суждено было сбыться этим оптимистическим прогнозам, т.к. в масштабах страны этот вопрос никогда не решался.  И вот наконец-то в этом году об охране природы заговорил сам президент Российской Федерации.

«…пусть и с опозданием, но к нам пришло понимание того, что беречь природу - жизненно важно».

            [Д.А.Медведев -  выступление, посвященное Всемирному Дню эколога]

"Я согласен, что бороться нужно с экологической безграмотностью и безразличием. И вообще, у нас, кстати сказать, даже нормального экологического курса-то в программе нет. Мне, во всяком случае, недавно об этом сказали экологи. Если действительно этому не уделять внимания с самого раннего возраста, если экология не станет одним из курсов, который преподаётся в школе, то нормального экологического сознания у людей точно не будет".

        Экологическое образование и воспитание учащихся - сложный педагогический процесс. В конечном счете, он должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального общественного достояния, приумножать которое - долг каждого гражданина страны. Ведь экологические знания выступают в роли теоретической основы рационального поведения человека (и общества в целом) в природе и одного из важных аспектов научной картины мира. Поэтому под экологическим образованием и воспитанием следует понимать психолого-педагогический процесс, направленный на формирование у учащихся знаний о научных основах природопользования, убеждений в необходимости действовать в соответствии с ними, практических навыков и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

    На сегодняшний день мы все являемся свидетелями того, как принимаются к действию замечания президента, связанные с развитием физкультуры и спорта в стране (введение третьего часа физической культуры в инвариантную часть учебного плана). Есть надежда, что «…экология станет одним из курсов, который преподаётся в школе» в ближайшие годы.

         А пока нет такого курса мы с вами, учителя биологии,  должны при любой возможности «экологизировать» свой предмет. В курсах ботаники, зоологии и общей биологии давать представление об охраняемых территориях,   уделять внимание не только воздействиям человека на природу техногенного, но и персонального характера, например в ситуациях рекреации,  воспитывать у обучающихся бережное, ответственное отношение к природе. Конечно же, эти вопросы наиболее успешно можно решать в процессе практической природоохранительной деятельности, но это  почти невозможно сделать в рамках урока биологии. А вот использование  информационных технологий, несомненно, поможет в более глубоком  понимании материала, связанного с рассмотрением  вопросов охраны природы. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит русская пословица.

          Компьютеры и информационные технологии – инструмент с богатейшими возможностями, способный привнести в школьный урок элемент новизны, облегчить учителям задачу подготовки к занятиям, а обучающимся – понимание и лучшее усвоение экологических вопросов природоохранного характера.

    Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам,  стараются ее получить более интересным для них способом – через Интернет.  Использование новых информационных (компьютерных) технологий в курсе биологии значительно повышает уровень обученности при низкой мотивации обучающихся. Применение компьютера на уроках  может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Всем известно, что школы, за исключением немногих, не располагают не только достойной, но можно даже сказать, что не располагают вообще  наглядностью по биологии. Поэтому компьютерные технологии на современном уроке биологии - это незаменимые помощники. Особенно выигрывают элементы уроков или целые уроки, посвященные изучению охраны природы родного края, на которых используются данные технологии. «Где же  взять материал для работы в данной технологии?» - спросите вы. Вот это уже вопрос. На сегодняшний день много всевозможных информационных носителей поступает в продажу, но материала природоохранного направления в них практически не встретишь и, конечно же,  связанного с охраной природы родного края  ещё меньше. Но даже тот мизер, который  посвящён этим вопросам, я считаю, мало отвечает желаемым требованиям. Вот такой пример, пусть не обижаются разработчики данного диска (государственное учреждение «Природный парк Донской»). Оформление, товарный вид – всё замечательно, но содержание…  Набор фотографий без подписей, снимки фотогалереи  зачастую с неправильным названием  или вовсе  без названия. Конечно же, использовать такой материал без доработки невозможно, поэтому на уроках использую собственные мультимедийные презентации.

     Мультимедийные презентации следует отнести к наиболее эффективным формам представления материала по биологии, связанного с вопросами охраны природы, т.к. их использование  целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

    Презентация даёт возможность учителю   избежать формального подхода к проведению уроков и позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов.

            А теперь мне бы хотелось представить вашему вниманию некоторые уроки и  моменты уроков, связанные с применением авторских компьютерных презентаций при знакомстве с вопросами природоохранного направления.

      Урок биологического краеведения «По страницам  Красной книги», посвящён охране природы Волгоградской области. Если вы помните, в рабочей тетради по краеведению к данному уроку нет иллюстративного материала, зато большое количество названий краснокнижных объектов. Авторская мультимедийная презентация делает такое занятие, несомненно, более  выигрышным. Учащиеся наглядно знакомятся с разными категориями растений и животных, занесёнными в Красную книгу Волгоградской области.

     Ещё один пример работы в данной технологии. Это презентация учащихся 11 класса к уроку проекту «ГЭС – польза или вред?». Работу ребята выполняли в группах. Чтобы ответить на данный вопрос, каждая группа провела собственные исследования по предложенным темам:  « Волжская ГЭС - производитель электроэнергии»,  «Влияние ГЭС на состояние Волго-Ахтубинской поймы», «Влияние Волжской ГЭС на популяции проходных рыб», «Уменьшение скорости течения воды в Волге – причина усилившегося гельминтоза рыб». Одну из презентаций такого исследования вы можете увидеть.

   Презентации с природоохранными элементами могут применяться на любом этапе урока: при изучении нового материала, в качестве закрепления и при проверке знаний.

      И ещё один элемент урока, с использованием мультимедийной презентации – игровой. Он сделан по типу телевизионной передачи «Своя игра».

 

Когда-нибудь время придёт такое,

Мне же его не застать,

Кабинет биологии будет чудо сплошное,

О котором только можно мечтать.

Будет в нём всё, что так необходимо,

Чтоб достойно уроки проводить.

Будет… но пока что всё не так, и дни проходят мимо.

Я же вечерами в творческих мучениях опять.

Думаю, творю и сочиняю,  

И с крадущимся борюсь я сном…

Что посеешь, мы-то точно знаем,

То пожнём и на ЕГЭ потом.

Нет, не жалуюсь нисколько

Ведь сама я путь сей избрала.

Об одном прошу судьбу я только,

Чтоб успеть всё, силы мне дала.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Использование компьютерных технологий при изучении вопросов природоохранного направления на уроках биологии и краеведения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

          Компьютеры и информационные технологии – инструмент с богатейшими возможностями, способный привнести в школьный урок элемент новизны, облегчить учителям задачу подготовки к занятиям, а обучающимся – понимание и лучшее усвоение экологических вопросов природоохранного характера.

    Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам,  стараются ее получить более интересным для них способом – через Интернет.  Использование новых информационных (компьютерных) технологий в курсе биологии значительно повышает уровень обученности при низкой мотивации обучающихся. Применение компьютера на уроках  может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 976 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.11.2014 229
    • DOCX 42.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сотникова Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сотникова Татьяна Ивановна
    Сотникова Татьяна Ивановна
    • На сайте: 10 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9037
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 159 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 85 человек

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек

Мини-курс

Методология и организация образовательного процесса по информатике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе