Главная / Биология / Использование компьютерных технологий при изучении вопросов природоохранного направления на уроках биологии и краеведения

Использование компьютерных технологий при изучении вопросов природоохранного направления на уроках биологии и краеведения

Использование компьютерных технологий при изучении вопросов природоохранного направления на уроках биологии и краеведения.

"Охрана природы — проблема педагогическая". Так выразился профессор, биолог, краевед, учёный-охотовед сибирского края Василий Николаевич Скалон.

Воспитывать истинного друга природы, рачительного её хозяина — задача чрезвычайно трудная, но вполне решаемая. Мы, учителя биологии, делаем это на всех уроках, на которых возможно затрагивать вопросы охраны природы. Но долгое время это, своего рода, была игра в одни ворота. Хотя, ещё во второй половине XX века доктор географических наук Ю.Н. Куражсковский отмечал, что эту проблему государству решить не так уж трудно. Вот что он говорил: «Прежде всего, надо дать всему народу – от школьника до пенсионера, от рабочего до министра – необходимый минимум экологических знаний и научить ими пользоваться, и если взяться за дело, … то задача вполне может быть решена в масштабах всей страны в один - два года». К сожалению, не суждено было сбыться этим оптимистическим прогнозам, т.к. в масштабах страны этот вопрос никогда не решался. И вот наконец-то в этом году об охране природы заговорил сам президент Российской Федерации.

«…пусть и с опозданием, но к нам пришло понимание того, что беречь природу - жизненно важно».

[Д.А.Медведев - выступление, посвященное Всемирному Дню эколога]

"Я согласен, что бороться нужно с экологической безграмотностью и безразличием. И вообще, у нас, кстати сказать, даже нормального экологического курса-то в программе нет. Мне, во всяком случае, недавно об этом сказали экологи. Если действительно этому не уделять внимания с самого раннего возраста, если экология не станет одним из курсов, который преподаётся в школе, то нормального экологического сознания у людей точно не будет".

Экологическое образование и воспитание учащихся - сложный педагогический процесс. В конечном счете, он должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального общественного достояния, приумножать которое - долг каждого гражданина страны. Ведь экологические знания выступают в роли теоретической основы рационального поведения человека (и общества в целом) в природе и одного из важных аспектов научной картины мира. Поэтому под экологическим образованием и воспитанием следует понимать психолого-педагогический процесс, направленный на формирование у учащихся знаний о научных основах природопользования, убеждений в необходимости действовать в соответствии с ними, практических навыков и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

На сегодняшний день мы все являемся свидетелями того, как принимаются к действию замечания президента, связанные с развитием физкультуры и спорта в стране (введение третьего часа физической культуры в инвариантную часть учебного плана). Есть надежда, что «…экология станет одним из курсов, который преподаётся в школе» в ближайшие годы.

А пока нет такого курса мы с вами, учителя биологии, должны при любой возможности «экологизировать» свой предмет. В курсах ботаники, зоологии и общей биологии давать представление об охраняемых территориях, уделять внимание не только воздействиям человека на природу техногенного, но и персонального характера, например в ситуациях рекреации, воспитывать у обучающихся бережное, ответственное отношение к природе. Конечно же, эти вопросы наиболее успешно можно решать в процессе практической природоохранительной деятельности, но это почти невозможно сделать в рамках урока биологии. А вот использование информационных технологий, несомненно, поможет в более глубоком понимании материала, связанного с рассмотрением вопросов охраны природы. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит русская пословица.

Компьютеры и информационные технологии – инструмент с богатейшими возможностями, способный привнести в школьный урок элемент новизны, облегчить учителям задачу подготовки к занятиям, а обучающимся – понимание и лучшее усвоение экологических вопросов природоохранного характера.

Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, стараются ее получить более интересным для них способом – через Интернет. Использование новых информационных (компьютерных) технологий в курсе биологии значительно повышает уровень обученности при низкой мотивации обучающихся. Применение компьютера на уроках может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Всем известно, что школы, за исключением немногих, не располагают не только достойной, но можно даже сказать, что не располагают вообще наглядностью по биологии. Поэтому компьютерные технологии на современном уроке биологии - это незаменимые помощники. Особенно выигрывают элементы уроков или целые уроки, посвященные изучению охраны природы родного края, на которых используются данные технологии. «Где же взять материал для работы в данной технологии?» - спросите вы. Вот это уже вопрос. На сегодняшний день много всевозможных информационных носителей поступает в продажу, но материала природоохранного направления в них практически не встретишь и, конечно же, связанного с охраной природы родного края ещё меньше. Но даже тот мизер, который посвящён этим вопросам, я считаю, мало отвечает желаемым требованиям. Вот такой пример, пусть не обижаются разработчики данного диска (государственное учреждение «Природный парк Донской»). Оформление, товарный вид – всё замечательно, но содержание… Набор фотографий без подписей, снимки фотогалереи зачастую с неправильным названием или вовсе без названия. Конечно же, использовать такой материал без доработки невозможно, поэтому на уроках использую собственные мультимедийные презентации.

Мультимедийные презентации следует отнести к наиболее эффективным формам представления материала по биологии, связанного с вопросами охраны природы, т.к. их использование целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Презентация даёт возможность учителю избежать формального подхода к проведению уроков и позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов.

А теперь мне бы хотелось представить вашему вниманию некоторые уроки и моменты уроков, связанные с применением авторских компьютерных презентаций при знакомстве с вопросами природоохранного направления.

Урок биологического краеведения «По страницам Красной книги», посвящён охране природы Волгоградской области. Если вы помните, в рабочей тетради по краеведению к данному уроку нет иллюстративного материала, зато большое количество названий краснокнижных объектов. Авторская мультимедийная презентация делает такое занятие, несомненно, более выигрышным. Учащиеся наглядно знакомятся с разными категориями растений и животных, занесёнными в Красную книгу Волгоградской области.

Ещё один пример работы в данной технологии. Это презентация учащихся 11 класса к уроку проекту «ГЭС – польза или вред?». Работу ребята выполняли в группах. Чтобы ответить на данный вопрос, каждая группа провела собственные исследования по предложенным темам: « Волжская ГЭС - производитель электроэнергии», «Влияние ГЭС на состояние Волго-Ахтубинской поймы», «Влияние Волжской ГЭС на популяции проходных рыб», «Уменьшение скорости течения воды в Волге – причина усилившегося гельминтоза рыб». Одну из презентаций такого исследования вы можете увидеть.

Презентации с природоохранными элементами могут применяться на любом этапе урока: при изучении нового материала, в качестве закрепления и при проверке знаний.

И ещё один элемент урока, с использованием мультимедийной презентации – игровой. Он сделан по типу телевизионной передачи «Своя игра».


Когда-нибудь время придёт такое,

Мне же его не застать,

Кабинет биологии будет чудо сплошное,

О котором только можно мечтать.

Будет в нём всё, что так необходимо,

Чтоб достойно уроки проводить.

Будет… но пока что всё не так, и дни проходят мимо.

Я же вечерами в творческих мучениях опять.

Думаю, творю и сочиняю,

И с крадущимся борюсь я сном…

Что посеешь, мы-то точно знаем,

То пожнём и на ЕГЭ потом.

Нет, не жалуюсь нисколько

Ведь сама я путь сей избрала.

Об одном прошу судьбу я только,

Чтоб успеть всё, силы мне дала.

Использование компьютерных технологий при изучении вопросов природоохранного направления на уроках биологии и краеведения
  • Биология
Описание:

          Компьютеры и информационные технологии – инструмент с богатейшими возможностями, способный привнести в школьный урок элемент новизны, облегчить учителям задачу подготовки к занятиям, а обучающимся – понимание и лучшее усвоение экологических вопросов природоохранного характера.

    Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам,  стараются ее получить более интересным для них способом – через Интернет.  Использование новых информационных (компьютерных) технологий в курсе биологии значительно повышает уровень обученности при низкой мотивации обучающихся. Применение компьютера на уроках  может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. 

Автор Сотникова Татьяна Ивановна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 472
Номер материала 5659
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓