Главная / Русский язык и литература / Использование компьютера на уроках русского языка

Использование компьютера на уроках русского языка

Использование компьютера на уроках русского языка



Уабиева А.А.

преподаватель русского языка



Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок русского языка был интересен учащимся, преподавателю приходится осваивать новые методы подачи материала. В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Практически, в каждом учебном заведении имеются компьютеры, компьютерные классы, учащиеся изучают такой предмет, как информатика. Это во многом облегчает использование компьютера на уроках русского языка (естественно, преподаватель сам должен владеть навыком общения с компьютером).

В процессе использования ИКТ на уроках формируется умение учащихся самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для преподавателя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка ,позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность учащихся. А если эта работа сопровождается ярким, эмоционально насыщенным учебным материалом, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала. Электронные учебники, видеолекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса.

Одним из существенных факторов необходимости использования информационных технологий является еще и дефицит источников учебного материала, возможность представления уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и т.д.). Наряду с этим, с помощью компьютерных технологий, мы решаем не только профессиональную задачу построения образовательного процесса, направленного на достижение целей образования, но и имеем возможность создавать и использовать образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование, что актуально для нашей страны.

ИКТ на уроке не самоцель, а ещё один способ постижения мира учащимся. ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если учащийся привлечен в активные действия в процессе обучения.

Задачи, стоящие перед преподавателем - словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать учащимся знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для учащегося техника выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения.

Методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский. Применяемые приемы: разъяснение с применением презентации, видеофрагментов, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д.

Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д. и т.п. Компьютерные технологии предполагают обучение общению учащегося с компьютером, но одновременно и коррекции преподавателем процесса обучения. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует повышению эффективности образовательного процесса. Доминантой при внедрении компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Компьютерная деятельность на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у учащегося повышенного интереса к нему.

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.

Таким образом, обучение русскому языку в колледже как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.

Взять одну из «болевых» точек изучения русского языка в колледже – орфографическую грамотность учащихся. Здесь необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность», которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе не найти лучшего помощника учителю, чем компьютер: учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы, создают для учащегося комфортную обучающую среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета.

Общеизвестно, что при использовании видеосюжетов мобилизуется психическая активность учащихся, повышается интерес к уроку, расширяется объём усваиваемого материала, формируются нравственные качества. Всё это позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов на уроках русского языка.

Видеосюжеты содержат интересный документальный и фактический материал, что помогает преподавателю обеспечить урок русского языка более совершенным изобразительным материалом по сравнению с репродукциями и фотографиями.

Использование видеосюжетов о родном крае, о странах и народах способствует патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся.

Просмотр видеосюжетов способствует развитию не только письменной, но и устной речи. Пересказывая увиденные сюжеты, учащиеся учатся приёмам построения речи, речевому этикету.

Для того . чтобы обучить учащихся умению наблюдать, анализировать, отбирать необходимый материал, можно использовать видеофрагменты продолжительностью 7-10 минут.

Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.

Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты.

В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения.

Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения

Хочу поделиться опытом, а также рассказать о некоторых компьютерных новинках, которые могут быть полезны в учебном процессе. Имея компьютер, преподаватель имеет неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных учащихся. Для своих уроков я печатаю тестовые задания, карточки — задания, вопросы и так далее. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных учащимся , повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, разместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы.

Курс русского языка в старших курсах направлен на работу с текстом — готовым, классическим, составленным самими учащимися. В работе над текстом соединяются в единый комплекс образовательные, практические и воспитательные задачи. Поставленные передо мной задачи помогает решить электронные учебники. Свежий материал, интересные задания, новая научная информация, предлагаемые в данном учебнике, делают уроки русского языка более насыщенными и интересными. Огромным достоинством учебника, на мой взгляд, являются тексты, подобранные в соответствии с определенной лексической темой. Многие задания к текстам позволяют отрабатывать элементы комплексного анализа текста.

К развивающим формам обучения, способствующим самостоятельной активной познавательной деятельности каждого учащегося, можно отнести занятия в сочетании с компьютерными технологиями, которые проявляются в следующих видах работы: работа индивидуальная, в паре, игра, где знания добываются самостоятельно.

Например, задания по орфографии отличаются большим разнообразием. Помимо работы с компьютером, с учебником включаются также задания для индивидуальной и парной работы, задания по развитию речи. Компьютер фактически играет роль " электронного преподавателя«. Машина, работая по заданной программе, осуществляет индивидуальный контроль за уровнем сформированности орфографических навыков у конкретного учащегося. Можно предложить следующие задания:



Задание 1:

выявляет уровень сформированности орфографических навыков по теме: вставьте пропущенные буквы (посв..тить рассказ сыну, посв..тить фонариком и т. д.)

Задание 2:

предполагает контроль за умением дифференцировать орфографические правила с одним и тем же опознавательным признаком орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением, и непроверяемые безударные гласные (например, вставьте пропущенные буквы, указывая номер правила:1) безударные гласные корня, проверяемые ударением;2) непроверяемые гласные — сл...зать с крыши, б...гут по дороге)

Задание 3:

направлено на выявление умения обнаруживать орфограмму. Сложность упражнения в том, что отсутствуют пропущенные буквы, указывающие на орфограмму.

Программа комментирует правильность ответа сообщениями и т. д. По завершению этапа программа оценивает ученика.

Наш экспериментальный опыт обучения орфографии с применением компьютера свидетельствует об эффективности данной технологии, что, как мне кажется, можно объяснить следующим:

учащийся работает активно и самостоятельно в пределах «подготовленной дидактической среде»;

изменяется форма контроля: учащегося контролирует компьютер, тщательно проверяя свою работу;

индивидуализация и дифференциация обучения, усиленные компьютером, сочетаются с парными и групповыми формами работы;

у учащегося вырабатываются умения соблюдать тишину, работать концентрированно, не мешая другим, развиваются навыки коммуникативной культуры;

формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения преподавателя: он наблюдает за ходом самостоятельной работы учащихся, оказывая индивидуальную помощь только в случае необходимости, осторожно направляя саморазвитие учащихся.

И ещё важный момент. Желательно при постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, первоначально самому преподавателю, хотя бы эскизно, попытаться выполнить работу, которую он собирается ставить перед учащимися. В результате можно ясно увидеть критерии оценки работы и трудоёмкость её выполнения, а также " подводные камни«, которые могут встретиться учащимся при той или иной формулировке задания.



В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении преподавателя методическими средствами.

Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.



Использование компьютера на уроках русского языка
  • Русский язык и литература
Описание:

Использование компьютера на уроках  русского языка

 

Уабиева А.А.

преподаватель  русского языка

 

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок русского языка был интересен учащимся, преподавателю приходится осваивать новые методы подачи материала. В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Практически, в каждом  учебном заведении  имеются компьютеры, компьютерные классы, учащиеся  изучают такой предмет, как информатика. Это во многом облегчает использование компьютера на уроках русского языка (естественно, преподаватель сам должен владеть навыком общения с компьютером).

В процессе использования ИКТ   на уроках формируется умение учащихся самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для преподавателя  новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка ,позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность учащихся. А если эта работа сопровождается ярким, эмоционально насыщенным учебным материалом, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала. Электронные учебники, видеолекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса.

   Одним из существенных факторов необходимости использования  информационных технологий  является еще и дефицит источников учебного материала, возможность представления уникальных  информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и т.д.). Наряду с этим, с помощью компьютерных технологий, мы решаем не только профессиональную задачу построения образовательного  процесса, направленного на достижение целей образования, но и имеем возможность создавать и использовать образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование, что актуально для нашей страны.

     ИКТ на уроке не самоцель, а ещё один способ постижения мира учащимся. ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если учащийся  привлечен в активные действия в процессе обучения.

  Задачи, стоящие перед преподавателем  - словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать учащимся знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для учащегося техника выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения.

     Методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский. Применяемые приемы: разъяснение с применением презентации, видеофрагментов, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д.

 Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д. и т.п. Компьютерные технологии предполагают обучение общению учащегося  с компьютером, но одновременно и коррекции преподавателем  процесса обучения. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует повышению эффективности образовательного процесса. Доминантой при внедрении компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения.      Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.  Компьютерная деятельность на уроке русского языка ориентирована на поддержку  традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у учащегося повышенного интереса к нему.

     Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.

  Таким образом, обучение русскому языку в колледже как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.

 Взять одну из «болевых» точек изучения русского языка в колледже – орфографическую грамотность учащихся. Здесь необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность», которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе не найти лучшего помощника учителю, чем компьютер: учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы, создают для учащегося комфортную обучающую среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета.       

    Общеизвестно, что при использовании видеосюжетов мобилизуется психическая активность учащихся, повышается интерес к уроку, расширяется объём усваиваемого материала,  формируются нравственные качества.  Всё это позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов на уроках русского языка.

    Видеосюжеты содержат интересный документальный и фактический материал, что помогает преподавателю  обеспечить урок русского языка более совершенным  изобразительным материалом по сравнению с репродукциями и фотографиями.        

    Использование видеосюжетов о родном крае, о странах  и народах способствует патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся.

 Просмотр видеосюжетов способствует  развитию не только письменной, но и устной речи. Пересказывая увиденные сюжеты, учащиеся  учатся приёмам построения речи, речевому этикету.

  Для того . чтобы обучить учащихся умению наблюдать, анализировать, отбирать необходимый материал, можно использовать видеофрагменты  продолжительностью 7-10 минут.

     Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.

     Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты.

    В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения.

   Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного  образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения

Хочу поделиться опытом, а также рассказать о некоторых компьютерных новинках, которые могут быть полезны в учебном процессе. Имея компьютер, преподаватель имеет неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных учащихся. Для своих уроков я печатаю тестовые задания, карточки — задания, вопросы и так далее. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных учащимся , повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, разместить  иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы.

Курс русского языка в старших курсах  направлен на работу с текстом — готовым, классическим, составленным самими учащимися. В работе над текстом соединяются в единый комплекс образовательные, практические и воспитательные задачи. Поставленные передо мной задачи помогает решить электронные учебники. Свежий материал, интересные задания, новая научная информация, предлагаемые в данном учебнике, делают уроки русского языка более насыщенными и интересными. Огромным достоинством учебника, на мой взгляд, являются тексты, подобранные в соответствии с определенной лексической темой. Многие  задания к текстам позволяют отрабатывать элементы комплексного анализа текста.

К развивающим формам обучения, способствующим самостоятельной активной познавательной деятельности каждого учащегося, можно отнести занятия в сочетании с компьютерными технологиями, которые проявляются в следующих видах работы: работа индивидуальная, в паре, игра, где знания добываются самостоятельно.

Например, задания по орфографии отличаются большим разнообразием. Помимо работы с компьютером, с учебником включаются также задания для индивидуальной и парной работы, задания по развитию речи. Компьютер фактически играет роль " электронного преподавателя«. Машина, работая по заданной программе, осуществляет индивидуальный контроль за уровнем сформированности орфографических навыков у конкретного учащегося. Можно предложить следующие задания:

 

Задание 1:

выявляет уровень сформированности орфографических навыков по теме: вставьте пропущенные буквы (посв..тить рассказ сыну, посв..тить фонариком и т. д.)

Задание 2:

предполагает контроль за умением дифференцировать орфографические правила с одним и тем же опознавательным признаком орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением, и непроверяемые безударные гласные (например, вставьте пропущенные буквы, указывая номер правила:1) безударные гласные корня, проверяемые ударением;2) непроверяемые гласные —  сл...зать с крыши, б...гут по дороге)

Задание 3:

направлено на выявление умения обнаруживать орфограмму. Сложность упражнения в том, что отсутствуют пропущенные буквы, указывающие на орфограмму.

Программа комментирует правильность ответа сообщениями и т. д. По завершению этапа программа оценивает ученика.

Наш экспериментальный опыт обучения орфографии с применением компьютера свидетельствует об эффективности данной технологии, что, как мне кажется, можно объяснить следующим:

— учащийся   работает активно и самостоятельно в пределах «подготовленной дидактической среде»;

— изменяется форма контроля: учащегося контролирует компьютер, тщательно проверяя свою работу;

— индивидуализация и дифференциация обучения, усиленные компьютером, сочетаются с парными и групповыми формами работы;

— у учащегося вырабатываются умения соблюдать тишину, работать концентрированно, не мешая другим, развиваются навыки коммуникативной культуры;

— формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения преподавателя: он наблюдает за ходом самостоятельной работы учащихся, оказывая индивидуальную помощь только в случае необходимости, осторожно направляя саморазвитие учащихся.

И ещё важный момент. Желательно при постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, первоначально самому преподавателю, хотя бы эскизно, попытаться выполнить работу, которую он собирается ставить перед учащимися. В результате можно ясно увидеть критерии оценки работы и трудоёмкость её выполнения, а также " подводные камни«, которые могут встретиться учащимся при той или иной формулировке задания.

 

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении преподавателя методическими средствами.

Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.

 

Автор Утебаева Алтынай Хамешовна
Дата добавления 24.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 425
Номер материала 54805
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓