Главная / Классному руководителю / Использование классным руководителем педагогических возможностей в организации условий для успешного прохождения ребёнком этапов его личностного становления

Использование классным руководителем педагогических возможностей в организации условий для успешного прохождения ребёнком этапов его личностного становления

М/О









Тема:

«Использование классным руководителем педагогических возможностей в организации условий для успешного прохождения ребёнком этапов его личностного становления».




Классный руководитель 6 класса:

Рудакова Е. Н.













Тема: «Использование классным руководителем педагогических возможностей в организации условий для успешного прохождения ребёнком этапов его личностного становления».


Цель: Создание оптимальных условий для саморазвития и самопознания каждого ребёнка с учётом его интересов и базовых потребностей на основе его индивидуальных способностей.


Задачи:

-Создание воспитательной среды, необходимой для формирования экологической культуры личности;

-формирование правосознания ученика, гражданской позиции;

-формирование нравственности, культуры личности и культуры здорового образа жизни;

-вовлечение в кружки, секции;

-организация сотрудничества и взаимодействия обучающихся, учителей и родителей.


Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколений россиян – самая острая проблема школы, семьи и государства.

Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, гражданина России, способность взять на себя ответственность за свою судьбу, город, Отечество.

А в этих условия школа не может переложить всю вину на родителей, порой формально решая проблемы нравственного воспитания. Вот и приходится искать новые подходы в организации сотрудничества с ними, менять содержание и формы взаимодействия с семьёй.

Семья и образовательное учреждение представляют два важных института социализации детей: для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон: взаимное уважение, доброжелательность, честность.

Воспитательное взаимодействие между пе­дагогом и ребенком следует строить на основе гуманисти­ческих принципов. Главное соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.

1. Ребенок не может быть средством в достижении педа­гогических целей.

2. Самореализация педагога — в творческой самореализа­ции ребенка.

3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание -диалог культур.

7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно ре­зультаты действий.

8. Доверяя — не проверяй!

9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.

10. Умей признать свою ошибку.

11. Защищая ребенка, учи его защищаться.

Нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя). К ним она относит:

а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как лич­ности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпе­ние, умение прощать;

б) приверженность к диалоговым формам общения с деть­ми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д) признание права ребенка на свободу поступка, выбо­ра, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

е) поощрение и одобрение самостоятельности, независи­мости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирова­ние самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.

Воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. «Воспитание, без желания самого ребенка совершенствовать себя невоз­можно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорга­низации и самореабилитации. Ученики О.С. Газмана разра­ботали и описали механизм педагогической поддержки ре­бенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, вы­полняемых ими на следующих пяти этапах:

I этап (диагностический) — фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, уста­новление контакта с ребенком, вербализация постановки про­блемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) — организация совместно с ребен­ком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

  • III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отноше­ний и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимули­рование его инициативы и действий, координация деятель­ности специалистов в школе и за ее пределами, безотлага­тельная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком об­суждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельнос­ти, констатация факта разрешимости проблемы или пере­формулирование затруднения, осмысление ребенком и пе­дагогом нового опыта жизнедеятельности.

Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формиро­вание качеств его личности происходит тогда, когда классным руководителем создаются благоприятные условия для развития школьника в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой); в общении со средствами мас­совой коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверст­никами; в обыденной (бытовой) сфере. Деятельность, об­щение и бытие ребенка, являются теми сферами и теми основными средствами, окуль­туривая которые классный руководитель осуществляет физическое, нрав­ственное воспитание, содействует развитию способностей.

По­этому к основным критериям результативности воспитатель­ного процесса возможно отнести такие, как:

готовность ребенка к самоопределению, самореализа­ции, самоорганизации и самореабилитации;

развитость индивидуальных способностей ученика;

нравственная направленность личности;

физическое и психическое здоровье школьника;

сформированность базовой культуры учащегося;

защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.

Эти критерии позволяют рассматривать и оценивать эф­фективность процесса воспитания и как фактора самореализации ребенка, и как важнейшего условия становления индивидуальности школьника.


Воспитание успешно, если оно системно. Воспитание понимается при этом как личностно ориентированное взаимодействие семьи и школы, целью которого является обеспечение условий развития ребёнка, его личностного роста становление его личности в школьной среде.

Классным руководителем я работаю второй год. Это короткий срок моей педагогической деятельности, но мой класс старается быть самостоятельным, дисциплинированным, воспитанным.

Я создала свою воспитательную систему «Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования личности ребёнка», так как результативность учебно-воспитательного процесса может быть обеспечена через организацию взаимодействия семьи и школы. Характер взаимоотношений основан на доверии, взаимной ответственности, сотрудничестве.

Использую разные формы работы: деловые игры, мозговой штурм, музыкальные викторины, театрализация.












Использование классным руководителем педагогических возможностей в организации условий для успешного прохождения ребёнком этапов его личностного становления
  • Классному руководителю
Описание:

Цель: Создание оптимальных условий для саморазвития и самопознания каждого ребёнка с учётом его интересов и базовых потребностей на основе его индивидуальных способностей.

 

Задачи:

-Создание воспитательной среды, необходимой для формирования экологической культуры личности;

-формирование правосознания  ученика, гражданской позиции;

-формирование нравственности, культуры личности и культуры здорового образа жизни;

-вовлечение в кружки, секции;

 

-организация сотрудничества и взаимодействия обучающихся, учителей и родителей.

 

Автор Рудакова Елена Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 652
Номер материала 29367
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓