Главная / Начальные классы / Использование интерактивных метдов обучения на урока чтения

Использование интерактивных метдов обучения на урока чтения

hello_html_m33b90379.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_50f95d74.gifhello_html_50f95d74.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_50f95d74.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_50f95d74.gifhello_html_55414733.gifhello_html_m5502113.gifhello_html_m345b5a9.gifhello_html_m345b5a9.gifhello_html_m200cdd62.gifhello_html_m3c8cfd50.gifhello_html_m3c8cfd50.gifhello_html_m3c8cfd50.gifhello_html_56ecc9ce.gifhello_html_m345b5a9.gifhello_html_m345b5a9.gifhello_html_56ecc9ce.gifhello_html_mb2deea5.gifhello_html_m3c8cfd50.gifhello_html_m3c8cfd50.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ




  1. Описание опыта________________________________________7


  1. Разработка системы уроков.______________________________16


2.1 Урок внеклассного чтения и развития речи______________ 17


2.2 Урок мини-проект___________________________________ 22


2.3 Урок – гостинная____________________________________ 28


    1. Урок – путешествие__________________________________32


  1. Разработка внеклассного мероприятия_____________________37


  1. Творческая разработка___________________________________45


  1. Приложения____________________________________________57





























УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА




Полное название школы









Использование интерактивных методов обучения

на уроках чтения с целью привития интереса к предмету, формирования коммуникативных навыков, совершенствования техники чтения.









Из опыта работы

старшего учителя

учителя начальных классов

Сорокиной

Светланы Николаевны







На конкурс «Учитель года 2011»






г. Красноперекопск

2010




Чтение – это лучшее учение в любом возрасте. Работая над проблемой, «Использование интерактивных методов обучения на уроках чтения с целью привития интереса к предмету, формирования коммуникативных навыков, совершенствования техники чтения», считаю, что главное в моей работе – добиваться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребёнка. Формирование навыка чтения уже на начальном этапе обучения должно основываться на возникновении и развитии стойкого интереса к чтению, что в дальнейшем обеспечит решение других познавательных задач.


Реализации данной проблемы способствует внедрение новых педагогических технологий. Меня заинтересовали интерактивные методы обучения, позволяющие создавать ситуацию успеха для каждого ученика и на каждом уроке.


Данные методы обучения позволяют реализовывать:

во-первых, субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;

во-вторых, решать одновременно три основные задачи:

  • Активизировать познавательную деятельность;

  • Развивать коммуникативные умения и навыки;

  • Способствовать успешной социализации личности.

В результате применения интерактивных методов удается:

  • усилить мотивацию к изучению предмета;

  • создать благоприятную атмосферу на уроке;

  • исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;

  • направить мыслительную деятельность учащихся на самопроизвольное запоминание специальных терминов и понятий;

  • отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.

Использование интерактивных методов сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока. Реализуется интерактивное обучение через опыт и сотрудничество, что позволяет учитывать различия в стилях познания учащихся, применять игровые, поисковые, исследовательские методы работы.

Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму проведения урока, которая учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству и помогала:

  • задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);

  • в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни ребенка);



Обязательные условия организации интерактивного обучения:



  • Доверительные, позитивные отношения в системе «учитель-ученик»;

  • Многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся.





Апробировала и предлагаю для использования на различных этапах урока следующие интерактивные формы организации учебно-воспитательного процесса:

Этапы урока

расчет времени, в %

Дидактическая цель данного этапа урока

Интерактивные формы

1 этап

Мотивация учебной деятельности

5 %

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы

Блицопрос”

Микрофон”

Мозговой штурм”

2 этап

Сообщение темы и цели урока

5%

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока

Через эпиграф, слово, название

3 этап

Изучение материала (получение необходимой информации)

5%

Инструктирование учащихся по выполнению заданий

Презентация домашнего задания

Ознакомление с раздаточным материалом

Мини-лекция

4 этап

Отработка умений и навыков (выполнение интерактивных заданий)

60%

Практическое усвоение материала

Аквариум”

Пресс”

Карусель”

Стимуляция

Дебаты

Семинар

Снежный ком”

Микрофон”

Защита проекта”

Работа в малых группах

5 этап

Подведение итогов (рефлексия)

25%

Обсуждение с целью закрепления материала

Большой круг”

Неожиданное предложение”

Снежный ком”

Творческое задание”

Проект”

Пресс”

Распределение учебного времени в данной схеме можно считать условным. По своему усмотрению, и в зависимости от особенностей урока, можно продлевать или сокращать те или иные этапы, однако желательно, чтобы все перечисленные этапы урока сохранялись.

Положительные стороны

использования интерактивных методов обучения:



  • Изменяется роль учителя: он перестаёт быть центральной фигурой -регулируя  процесс обучения, занимается его общей организацией; готовит необходимые задания, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.



  • Участники процесса, при совместном решении поставленных задач, обращаются к социальному опыту – собственному и других людей; преодолевают возникающие конфликты, находят компромиссные решения.



Из опыта работы могу точно сказать: не верьте, если Вам скажут, что играть легко. Игра – трудная и непредсказуемая форма проведения урока. Во время учебной игры учителю приходится быть и взрослым и ребенком, незаметным и мудрым, всегда готовым к импровизации, творчеству и … ошибке. Да, именно к ошибке, так как иногда не все получается, как задумывается, всегда есть степень риска, что что-то пойдет не так. Поэтому я, зная учащихся класса, в котором будет проходить игра, составляю риск-анализ и продумываю заранее пути выхода из возможных незапланированных ситуаций.

Ситуации могут быть такими:

1. Уход от темы. Переход учебной игры в развлекательную.

Пути выхода из сложившейся ситуации:

  • Концентрация внимания на тему обсуждения;

  • Изменение ситуации сменой постановки вопроса;

  • Завершение обсуждения темы;

2. Отсутствие навыков игровой деятельности

Пути выхода из сложившейся ситуации:

  • Более подробно объяснять условия;

  • Постепенное усложнение игр: идти от простых игровых приемов к более сложным.

3. Затягивание дискуссии, обсуждения

Пути выхода из сложившейся ситуации:

  • Ввести и выполнять специальные правила;

  • Ограничить процедуру игры временными рамками.

4. Ученик бездельничает или вызывающе ведет себя

Пути выхода из сложившейся ситуации:

  • Дать индивидуальное задание;

  • Изменить его роль в игре.

5. Нет активности

Пути выхода из сложившейся ситуации:

  • Ввести проблемный вопрос;

  • Изменить форму работы;

  • Сделать уточнения по процедуре игры.

6. Повышенная физическая активность (например, после уроков физической культуры или активной большой перемены)

Пути выхода из сложившейся ситуации:

  • Аутотренинг;

  • Упражнения для глаз, против ОРЗ и т.п.;

  • Элемент неожиданности.

7. Боязнь публичного выступления (может иметь несколько причин: нарушение речи, дефекты)

Пути выхода из сложившейся ситуации:

  • Задействовать в другой сфере деятельности (запись высказываний, помощь в организации работы, жюри);

  • При работе в группе продумать ответы в письменном виде (рейтинги, тесты, анкеты)

8. Речь не развита

Пути выхода из сложившейся ситуации:

  • Короткие диалоговые задания (вопрос – ответ);

  • Рассказ по готовой схеме.





Убеждена, что интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Большую часть интерактивных заданий можно считать универсальными, они хорошо подходят при изучении различных тем. Желаемых результатов трудно достичь, если использовать интерактивные задания от случая к случаю. Постоянство же требует максимальных усилий от учителя. И все же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление современной педагогики.

















































Разработка системы уроков

в______классе

по теме________________________________________




























Урок внеклассного чтения и развития речи.

Тема урока: Осень – золотая красавица.

Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения и умения осмысливать прочитанное; развивать умение быстро ориентироваться в тексте и формулировать оценочные суждения; создать условия для ситуации успеха на уроке; обогащать речь детей образными словами и высказываниями; развивать творческое воображение; учить видеть красоту земли осенью; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: книги об осени, рисунки на тему «Золотая осень», карточки со словами для игр, карточки для парной работы, рисунок «Паровоза», корзина с дарами осени.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.

Улыбнемся друг другу,

Посмотрим ласково!

Пожелаем друг другу добра,

И солнышко прибавит нам тепла!

II. Мотивация учебной деятельности.

- Закройте глазки, напишите носиком буквы С, О, Н, Е, Ь. Подумайте, какое слово можно составить из них.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Об осени).

1. Упражнение «Составь гроздь»



Осень

За окном Представлены картины

сейчас осень с изображением осени


На календаре октябрь – Стоит корзина с

второй месяц осени дарами осени


1 гр. готовили 2 гр. готовили 3 гр. подготовили

презентацию презентацию выставку книг об осени

рисунков на тему стихотворений

«Осень золотая» об осени



2. Упражнение «Микрофон».

- Подумайте и скажите, каким должен быть наш урок. (Интересный, поучительный, немного сказочный, продуктивный, веселый, активный…).

- А какими вы должны быть на уроке?

III. Создание эмоционального фона урока.

  1. Чтение стихотворения учителем Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

  2. Слово учителя об осени, о дарах осени.

IV. Актуализация опорных знаний.

Презентация подготовленных мини-проектов.

а) проект «Книги об осени» (выставка книг).

Выступление учащихся.

1 ученик: Я очень люблю золотую осень. И когда наступает эта пора, то мне хочется постоянно быть на природе, наблюдать за изменениями вокруг. Сегодня я шла в школу и любовалась тем, как золотые листочки срывались с веточек и падали на землю.

2 ученик: Я тоже очень люблю осень и думаю, именно поэтому очень многие поэты и писатели восхищались красавицей осенью в своих произведениях.

3 ученик: Сегодня мы подготовили Вашему вниманию выставку книг об осени. (Называет их).

- Кто из вас уже читал какую-либо из них?

- Какие впечатления возникли от прочитанного?

- Если некоторые из вас заинтересовались увиденными книгами и захотели их прочитать, вы можете на перемене рассмотреть их поближе, мы подскажем, где можно их взять.

б) Проект «Любимые стихи об осени».

Чтение стихов учениками.

Ребята класса называют лучшего чтеца проекта.


в) Проект « Я рисую осень».

1 ученик: Прежде, чем отправить свою любимую дочку Осень на землю матушка Природа очень старательно готовила ее к этому путешествию. Но ходит по земле Осень так тихонько, что заметить ее присутствие могут только самые внимательные и наблюдательные.

2 ученик: Мы предлагаем Вашему вниманию галерею рисунков «Осень золотая».

Учитель: Какие цвета помогли Вам показать, что Осень уже начала одевать природу в осенний наряд? (Ответы детей).

V. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим любоваться осенними пейзажами, будем учиться быть более наблюдательными, видеть красоту земли осенью, читать произведения писателей и поэтов об осени.

- Куда бы вы хотели отправиться, чтобы лучше увидеть мир красоты осенней природы? (Лучше всего отправиться в лес).

- Отправимся в дорогу. Ваши рисунки нам в этом помогут. Каждый рисунок – это вагон поезда. Нам нужен только паровоз. (Прикрепляется паровоз).

VI. Работа над темой.

  1. Игра «Блиц».

- Поезд едет очень быстро, поэтому надписи мы видим только одно мгновение. Давайте попробуем их прочесть.

ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ СЕНТЯБРЬ

- Что это за слова?

- Последовательно ли расположены их названия?

АИСТЫ ЖУРАВЛИ ЛАСТОЧКИ

(Вывешиваю рисунки)

- Какое отношение к осени имеют эти птицы?

- Какие еще птицы улетают в теплы края?

2. Чистоговорка об осени.

3. Физкультминутка.

4. Упражнение «Карусель».

- Представьте себе, что там за деревьями затаилась сама Осень. Давайте попробуем рассказать, как она выглядит.

Центральная группа

получает карточку

Подвижная группа

каждый получает отдельную карточку с названием одежды.

листочки

ягодки

грибочки

каштаны

желуди

яблоки

цветочки

шляпка

платочки

платья

кофточка

юбочка

сапожки

корзина

После выполнения вывешивается картинка «Девушка Осень» и выносится корзинка с дарами.

5. Физкультминутка «Мы осенние листочки».

6. Работа над рассказом «Золотые листочки» М. Клеца (у каждого ребенка текст 104 слова).

7. Чтение текста подготовленными учащимися.

8. Беседа.

- На что похожи листочки деревьев в этой сказке?

9. Чтение текста учениками.

  • выразительное чтение текста учениками;

  • учитель – ученик (начало предложения учитель, концовку ученик);

  • ученик – ученик;

  • «Волна»;

  • «Земля – небо»;

  • выборочное чтение.

10. Игра «Отгадайте слово»

Д…БР… … (добрая)

З…Л…Т… … (золотая)

СВ…Т…Л… … (светлая)

КР…С…В… … (красивая)

С…ЛНЦ… (солнце)

VII. Итог урока.

- Сегодня мы любовались осенними пейзажами, много говорили о красоте земли осенью. И возвратившись из путешествия, я думаю, каждый из вас ощутил, что сегодняшний урок прибавил в каждое сердце тепло от общения друг с другом и общения с природой.

И в благодарность за урок, от имени Осени, я хочу угостить Вас ее дарами.
















Урок – мини-прект.

Чтение — это окошечко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

В. А. Сухомлинский

Тема: «Зайчик» А. Блок. Рассказ В. Бианки «Страшно».

Цель: Расширять представления учащихся о красоте родной природы, о её влиянии на формирование эстетических чувств у людей. Совершенствовать навыки быстрого выразительного чтения. Развивать воображение, наблюдательность, память, образное мышление, речь, умение слушать учителя, самостоятельно работать в группах, точно высказывать свою мысль, делать анализ прочитанного. Воспитывать любовь к природе, желание трудиться в группе, интерес к чтению, учебе.

Оборудование: учебник «Книга для чтения» Т. Д. Поповой, И. Н. Лапшиной; иллюстрации осеннего неба, эмблемы классов школы искусств, магнитофон с кассетами записей мелодий «Времена года» П. И. Чайковского и А.Вивальди; раздаточный материал для работы в группах; таблицы для упражнений по развитию техники чтения; краски, альбомы.

Ход урока

І. Организация класса

Учитель. Сегодня на уроке чтения мы с вами отправимся в школу искусств.

Как вы думаете, чему там можно научиться? (Рисовать, писать стихи, играть на музыкальных инструментах, танцевать, ставить спектакли.)

Правильно. Но мы не только познакомимся со школой искусств, а и сами будем её учениками. И нам с вами надо будет выполнять задания. Поможет нам в этом наша Книга по чтению. В школу искусств поступают те, кто хорошо и быстро сможет выполнить упражнения.

ІІ. Актуализация опорных знаний

1. Мозговой штурм

По какому полю движется комбайн? (Полю пшеницы)

На каком поле играют футболисты? (Футбольном)

По какому полю движутся наши глаза, когда мы читаем? (Полю зрения)

Чтоб глаза не уставали, на что нужно ориентироваться? (На центр страницы)

Каким бывает поле зрения? (Узким и широким)

2. Упражнение «Волшебные квадраты»

С О М М О Л

А А О У

Д О К Р О К

3. Упражнение «Пирамиды»

Л Е С С Т А Я

Л И С Т О К П Т И Ц Ы

П Е Ч А Л Е Н В Ы С О К О

К Р А С И В Ы Е Г Р У С Т Н О

Л О Ж Б И Н К И

Б Ы Л И Н К И

ІІІ. Работа над темой урока

1. Сообщение темы и ожидание

Что характеризуют слова последнего столбика?

А какое сейчас время года?

Я хочу, чтоб вы быстро просмотрели рассказ В. Бианки «Страшно…» и определили, о чем мы сегодня с вами будем читать, говорить? (Об осени, о зайчике,об охотнике, о красоте природы.)

Ответы в рисунках закрепляются на доске.

2. Распределение по группам

Сейчас осень, мы очень много говорили об особенностях этой поры года. А сегодня я предлагаю вам самим побыть художниками, поэтами, писателями, музыкантами, артистами и отправиться в школу искусств, где вас ждут задания. На стенах висят таблички с указателями классов школы искусств.

Каждый выбирает себе занятие по интересу, но помните, что в группе должно быть не больше 6 человек.

Внимательно послушайте стихотворение А.Блока «Зайчик»и подумайте, каким бывает лес осенью.


3. Упражнение «Карусель»

На доске висят картины с изображением осеннего леса. Каждая группа выбирает себе тот пейзаж, который больше всего понравился, и под ним на листе за 1 минуту описывает, какой именно лес здесь изображен.

Подбирайте красивые, точные слова из родного языка, характеризующие осенний лес. Группы пишут. Меняются местами, дополняя эпитетами столбики слов.

Группы возвращаются на исходные места и защищают свои определения.



Как вы понимаете выражение «Осенью расплакались тонкие былинки»?

Можем ли мы сказать, что былинки — понятие одушевленное? Почему? Докажите.

(Подвести отвечающих детей к тому, что поэт в переносном значении использует слово «расплакались», для того чтобы показать нам в осеннем пейзаже единство человека с природой, влияние окружающего мира на формирование эстетических чувств.)

4. Коллективная работа над изучением рассказа

А сейчас мы определим состояние зайчика в осеннем лесу,прочитав рассказ В. Бианки «Страшно…».

1) Чтение рассказа «Страшно…» учителем и детьми

2) Словарная работа

Какие слова вам не ясны?

Работа над выражением «глазами зыркает», «ножки шебуршат».

5. Этноминутка

6. Упражнение «Шкала «0 – 10»

Так почему же осенью зайчишке в лесу страшно? А в другие времена года?

Физкультминутка

Солнце по небу гуляло, на прогулку нас позвало.

Мы в лесок пошли грибы нашли.

Стали их собирать, низко приседать.

Тучка по небу плыла, дождь осенний принесла.

Дождик льет все сильней, поспешим домой скорей.

7. Работа в группах

Отдохнули? Продолжим работу в школе искусств. Все вы по группам получаете задания. На их выполнение вы имеете 7 мин.

8. Выполнение заданий в группах. Составление «Мини – проекта»

ХУДОЖНИКИ

Инструкция

1) Вспомните содержание рассказа.

2) Обдумайте изображение испуганного зайчишки.

Опорные слова: зайчишка – белячишка, прижался к земле, белеет весь пятнами пошел, в мох вжавшись, притаился, не шевельнётся.

3) Нарисуйте зайчишку в осеннем лесу.

ПОЭТЫ

Инструкция

1) Вспомните содержание рассказа, известные вам стихотворения об осени.

2) Составьте стихи, используя опорные слова: нет уж солнышка на небе, тучи по небу плывут, птиц не слышны голоса, осень ходит по земле, печальное небо, бедный заинька дрожит , волк и страшная лиса.

3) Запишите придуманные вами стихотворения.

ПРОЗАИКИ

Инструкция

1) Вспомните содержание рассказа, известные вам стихотворения об осени.

2) Составьте рассказ, используя такие слова и словосочетания: пришла осень, небо серое, печальное, редко ласкает солнышко, тучи плывут, в воздухе кружатся листья, холодно, небо тревожное, чистое, ласковое, крики птиц, стаи гусей, журавлей.

3) Запишите составленное вами сочинение-миниатюру.

МУЗЫКАНТЫ

Инструкция

1) Вспомните содержание рассказа.

2) Обдумайте картину осеннего леса. Составьте опорные слова для его описания.

3) Из магнитофонных записей подберите музыку к описанию осеннего леса.

АРТИСТЫ

Инструкция

1) Вспомните содержание рассказа.

2) Вспомните предложения: «Уж не ястреба ли крылья шелестят в ветвях? Уж не лисонькины ли ножки шебуршат листвой? А вдруг охотник? ». Представьте себе эти ситуации. Придумайте монологи, из которых мы бы узнали, что говорили герои, предчувствуя встречу с зайчишкой .

3) Покажите сценку с этим монологом.

9. Презентация работ

Начинают музыканты, после продолжают прозаики, поэты, артисты, художники.

ІV. Итог урока

Понравилось ли вам быть учениками школы искусств?

Как вы думаете, пригодятся ли вам умения, которыми вы сегодня овладели на уроке, в будущем?

. Что вы хотели б узнать, чему научиться в дальнейшем на наших уроках?

Я рада была услышать от вас такие интересные предложения. Думаю, мы с вами обязательно рассмотрим их на наших уроках. Мне понравились ваши творческие работы, поэтому я всем хочу подарить на память о школе искусств красивые закладки для книг



















Урок - гостинная

Тема урока: О. Высотская «Что нам осень принесла?». А. Прокофьев «Загадка». Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд…»

Цель: расширить знания детей о загадках, о дарах осени; развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки, логическое мышление, воображение, сообразительность, речь; обогащать словарный запас учащихся; учить делать сравнительный анализ; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: предметные картинки, карточки с пословицами, названиями даров осени, карточки с играми, осенние листочки.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.

Проверка подготовленности к уроку, организация внимания.

  1. Повторение изученного материала.

  1. Блиц-опрос.

- Дети, какое сейчас время года?

- Какие приметы осени вы знаете?

- Что отличает раннюю осень от поздней?

- О какой осени идет речь в стихотворении И Бунина «Сегодня на пустой поляне? Я. Акима «Осень»?

2. Конкурс на лучшее чтение стихотворения И. Бунина «Сегодня на пустой поляне», Я. Акима «Осень».

3. Работа над пословицами.

- Какие пословицы об осени вы подобрали?

- Поиграем в игру «Закончи пословицу».

Весна красна, да голодна, осень … … (дождлива да сыта)

День прозевал – … … (урожай прозевал)

Хлеб убирают – … … (на небе взирают)

Зерно в колосочке – … … (не спи в холодочке)



  1. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня на уроке мы узнаем, с какими дарами приходит осень, поговорим о загадках, проверим свою сообразительность и смекалку, познакомимся со стихотворением Э. Мошковской «Где тихий-тихий пруд…»

IV. Восприятие и осознание нового материала.

  1. Чтение учителем стихотворения О. Высотской «Что нам осень принесла» с. 38.

  2. Лексическая работа.

Фургон – закрытый кузов грузового автомобиля.

  1. Чтение многосложных слов.

фур-го-ны тол-сто-пу-зы

ду-шис-ты-е на-ли-ты-е

бак-ла-жа-ны ан-то-нов-кой

  1. Жужжащее чтение учащихся.

  2. Упражнение «Карусель» (класс делится на две «Карусели»)

- Задание постоянной группе.

Карточка № 1

Подберите к данным словам слова-признаки из стихотворения и дополните их своими словами.




- Задание подвижной группе.

Карточка № 2

Покажите свое слово; выслушайте ответ товарища; дополните другими словами.


Булки и батоны


Дыни


Баклажаны


Груши


Тыквы


Арбузы


Яблоки


После выполнения задания группы меняются местами.

  1. Физкультминутка «Золотые листочки».

  2. Загадывание загадок о дарах осени.

  3. Сообщение учителя.

- В русской речи словом «загадки» обозначается всякая неизвестность, которую человек хочет разгадать, узнать, открыть.

- Сегодня на уроке вы прочитаете и отгадаете загадку А. Прокофьева.

9. Работа с загадкой с. 39.

- Чтение и отгадывание.

- Лексическая работа.

- Беседа.

10. Упражнение «Два – четыре – все». Упражнение выполняется по рядам. Загадывание подготовленных загадок.

- Вначале в паре (загадывают друг другу).

- Затем две пары объединяются (загадывают по одной по паре).

- Весь ряд слушает загадки и выбирает одну лучшую от ряда.

- По одной загадке от ряда слушает весь класс.

11. Работа со стихотворением Э. Мошковской «Где тихий-тихий пруд…».

  • Самостоятельное чтение.

- Чью беседу подслушала поэтесса?

  • Лексическая работа.

  • Деление текста стихотворения на части и их анализ.

  • Беседа.

  • Чтение с различными заданиями:

- ученик – ученику;

- «Волна»;

- «День и ночь»;

- чтение с передачей осеннего настроения.

V. Итог урока.

- Какие богатства осень дарит людям?

- Что называется загадкой?

- Какие чувства вы испытываете в конце урока, покажите соответствующий листочек.







Урок -путешествие

Тема урока: Н. Сладков «Осенняя елочка», И. Токмакова «Осинка», «Дуб», «Рябина». В. Коркин «Сонные грибы».

Цель: совершить путешествие в осенний лес; расширить знания о деревьях, грибах, обогащать словарный запас учащихся; учить правильно составлять предложения; вырабатывать технику чтения; развивать смекалку, сообразительность, прививать любовь к поэтическому слову, развивать коммуникативные навыки, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки с загадками, карта путешествия «Сказочный осенний лес»; детские рисунки; рисунки Мудрой Совы; портрет Н. Сладкова; выставка книг.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.

Дорогие ребятишки!

Взяв с собою в руки книжки,

Приглашаю я вас путешествовать

Знания свои совершенствовать!

  1. Мотивация учебной деятельности.

  1. Работа над загадкой.

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)

- Как догадались, что это дерево?

2. Сообщение учителя.

- Сегодня на уроке мы отправляемся в сказочный осенний лес. Мудрая Сова принесла нам загадки о деревьях и растениях, которые встретятся нам в лесу. Давайте вместе отгадаем эти загадки и составим карту движения по лесу, чтобы не заблудиться.

3. Составление карты путешествия.

Работа над загадками.

В сенокос – горька

А в мороз – сладка.

Что за ягодка? (Рябина)


Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)


Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет

А в иголках круглый год. (Ель)


Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)


Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб).






Карта путешествий

«В сказочный осенний лес»

Елочная

Рябиновая Грибная

Осинка

Дубовая


III. Сообщение темы и задач урока.

  • На уроке вы узнаете много интересного о жизни деревьев осенью, о грибной поре.

  1. Восприятие и осознание нового материала.

Станция «Елочная»

  1. Беседа.

- Прочитайте название первого рассказа («Осенняя елочка» Н. Сладкова).

- Как вы думаете, название какой станции соответствует нашему рассказу.

2. Работа с текстом.

- чтение учителем;

- лексическая работа;

- самостоятельное чтение с предварительной работой.

раз-дви-ну-ла рас-те-рян-на-я

вы-су-ну-лась сча-стли-ва-я

у-див-лен-но ста-но-вит-ся

о-смот-ре-лась раз-ноц-вет-на-я

ё-лоч-ки-но-го лист-вен-ной

вспо-ми-на-ют

3.Станция «Осинка»

- Отправляемся дальше по сказочному лесу.

- На какую станцию прибыли? Почему она так называется? Что знаете об этом дереве?

- Прочитайте стихотворение И. Токмаковой «Осинка».

- Почему об осинке сказано, что она зябнет?

- Как деревья спасаются от холода? Найдите и прочитайте.

4. Станция «Дубовая»

- Прочитайте стихотворение И. Токмаковой «Дуб».

- Что нового узнали из стихотворения?

- Найдите строки, где говорится, что дуб очень стойкое дерево. Знаете, что дуб и осина сбрасывают листья последними.

- Что вы хотите пожелать дереву?

- Как бы вы помогли дереву?

5. Станция «Рябиновая».

Чтение стихотворения И. Токмаковой «Рябина».

Лексическая работа по учебнику.

- Какая на вкус рябина? (Попробовать).

- После первых осенних заморозков ягоды рябины становятся сладкими. Рябина чудесная пища для зимующих птиц и ценное лекарственное растение.

6. Физкультминутка «Сбор грибов».

7. Станция «Грибная».

а) Чтение стихотворений В. Лифшица «О грибах» заранее подготовленными учащимися.

- Узнайте, о каких грибах идет речь?

б) Упражнение «Аквариум»

  • Группа в центре круга получает две карточки: одну с грибами, другую с заданием.

  • Выполняя задание, разрабатывает памятку грибника.

  • Выступает с отчетом.

  • Заслушиваем мнение о выполненном задании, группы наблюдателей.



I группа



в) Чтение стихотворения В. Коркина «Сонные грибы» молча.

Беседа.

- Как вы думаете, почему стихотворение называется «Сонные грибы»?

- Когда засыпает природа?

- Быстро или медленно нужно читать это стихотворение? Почему?

8. Упражнение «Два – четыре – все».

«Два» - составьте из рассыпавшихся слов предложение.

«Четыре» - составьте из предложений одну из частей рассказа.

«Все» - составьте рассказ.

V. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Была ли полезной информация, полученная на уроке?

Шкала «0 – 10» (приколите листочек)

ДА НЕ ЗНАЮ НЕТ















Внеклассное мероприятие

Праздник осени

raznoe_020_kolokolthikВедущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени. На празднике прозвучат стихи, песни, загадки. Мы с вами увидим интересные сценки и танцы, поиграем в разные игры, вы примете участие в различных конкурсах и узнаете много нового об осенних месяцах. Итак, начинаем!


ПЕСНЯ «АХ, КАКАЯ ОСЕНЬ!»

Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Всё поспело для ребят.


Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим.


Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Приходи, мы ждем тебя,
Осень золотая.
..


Осень: Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья! Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной? Я пришла на праздник к вам петь и веселиться. Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!


ПЕСНЯ «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»

Осень: Спасибо вам, ребята! Очень много хорошего услышала я о себе. А пришла я к вам на праздник не одна, а вместе с тремя братьями – осенними месяцами. Они помогут мне провести наш праздник.

Сентябрь: http://vneklassa.narod.ru/kartinki/kartinki_03_1/tireswing_swaying_hc.gif

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…

Что за месяц к вам пришел?... (Сентябрь)

Осень: Сентябрь – младший брат осени. Название сентября происходит от латинского «септимус» и означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счету от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета.

Cентябрь: Ребята! А что вы знаете обо мне?

Упражнение « Микрофон».

Ребята. Сентябрь – чародей света.
               Сентябрь – отлетная пора для птиц.

Осень. А какие приметы сентября вы знаете?

Ребята. Гром в сентябре предвещает теплую осень. Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима. Паутина стелется по растениям – к осеннему теплу.

Осень. Молодцы, ребята!

Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну – две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов.



ПЕСНЯ «ГРИБОЧКИ».


Ведущий: Какая команда соберет больше грибов? Чтобы собрать грибы, вам нужно отгадать мои загадки.


ЗАГАДКИ О ГРИБАХ.


Осень:http://vneklassa.narod.ru/kartinki/kartinki_03_1/pile_of_leaves_2.gif

А пока вы собирали грибы –

Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько

кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены.

В пурпуре осеннем

только дуб зеленый.

Утешает осень:

«Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!».


ПЕСНЯ «ЗАКРУЖИЛА ОСЕНЬ».


Ведущий: Нельзя нам на свете прожить без чудес. Они нас повсюду встречают. Волшебный осенний и сказочный лес нас в гости к себе приглашает. Закружится ветер под песню дождя, листочки нам под ноги бросит. Какая красивая это пора: пришла к нам опять чудо-осень!

Под фонограмму песни А.Укупника: "Осенний лист, постой не падай. Осенний лист, ты так лучист. Еще побудь со мною рядом, не улетай, осенний лист..." девочки исполняют танец с листьями.

Ведущий: Осенью наступает золотая пора. Художница-осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Это богатство красок и привлекает к себе художников. И хотя мы с вами еще не настоящие художники, мы тоже постараемся передать в рисунках все краски осени.
Мы вырезали название нашего праздника из белой бумаги. Ваша задача – раскрасить их осенними красками. Каждый раскрасит фломастерами по одной букве, а затем из них мы составим название нашего праздника: «Золотая красавица – осень!».

Под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»

Ребята и гости праздника раскрашивают буквы. Из разноцветных букв складывается название праздника.

Ведущий: Вы хотите поиграть? ... Будем листья собирать.


ИГРА «КТО БОЛЬШЕ СОБЕРЕТ ЛИСТЬЕВ?»

На полу разбрасывают по одинаковому количеству осенних листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый из них собирает листья определенного цвета. Кто соберет больше?


или ИГРА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ «КТО БЫСТРЕЕ?»

На полу по кругу раскладывают листья (их количество - на один меньше, чем игроков). Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры.


Октябрь:
Всё мрачней лицо природы –
http://vneklassa.narod.ru/kartinki/kartinki_03_1/geese_group_fly_hc.gif

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился? (Октябрь)

Осень: Октябрь называют вершиной осени. Почему? (это середина осени). Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом.

Собрались и http://vneklassa.narod.ru/kartinki/kartinki_03_1/leaves_falling_hc.gif

полетели утки

в дальнюю дорогу.

Под корнями

старой ели

мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,

стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

про запас грибы в дупло.
Прячет на зиму кедровка

в старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари ...
Зимовать к нам прилетели

северяне-снегири.

Октябрь: Ребята! А что вы знаете обо мне?

Упражнение « Микрофон».

Ребята. Октябрь землю кроет, где снежком, где ледком.

В октябре лист на дереве не держится.

Осень. А какие приметы октября вы знаете?

Ребята. Октябрьский гром предвещает бесснежную зиму.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

Поздний грибок – поздний снежок.

Осень. Молодцы.

Ведущий: Действительно, дни и ночи стали холоднее, не только животные, но и люди готовятся к зиме: на полях и в огородах идет уборка овощей. А какие овощи заготавливают на зиму? Отгадайте мои загадки!


ЗАГАДКИ ОБ ОВОЩАХ

(По мере отгадывания загадок действующие лица следующей сценки выходят на сцену и надевают свои шапочки с изображением овощей).


СЦЕНКА «РЕПКА» - на новый лад.


ПЕСНЯ «УРОЖАЙНАЯ».


ИГРА «УЗНАЙ ПО ВКУСУ».

Ведущий выносит на тарелочке разрезанные, на маленькие кусочки овощи. Дети с завязанными глазами пробуют овощи и отгадывают их по вкусу. А после игры и участники, и гости праздника с удовольствием съедают заготовленные для игры овощи.

Ноябрь:
Поле черно-былым стало,
Падает то дождь, то снег.
http://vneklassa.narod.ru/kartinki/kartinki_03_1/rain_cloud_raining_hc.gif

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

Осень: Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова «груда», что значило разъезженный, плохой и замерзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.

Упражнение « Микрофон».


Ноябрь: А какие приметы ноября вы знаете?

Ребята. В ноябре зима с осенью борется.

Ноябрь – месяц слякоти и пороши.

В ноябре рассвет с сумерками в середине дня встречаются.

Осень. Я вижу, вы прекрасно знаете приметы осени.

Ведущий:
Ходит осень по дорожке,

промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета...

Затерялось лето где-то.
Дождь осенний налил лужи,

перейти скорей их нужно!


ИГРА «ПЕРЕЙДИ ЛУЖИ!».

Участвуют пять мальчиков и пять девочек. На полу раскладывают листы бумаги. Делают две дорожки. Ребята должны пробежать, наступая только на листы бумаги. Все остальное пространство залито водой. Кто быстрее и аккуратнее справится с этим заданием.


Ведущий: Красива природа на исходе осени. Ярко-красные ягоды красуются на деревьях рябины, но календарь неумолим, гаснут яркие краски осени. Скоро зима.


ПЕСНЯ «ВОТ И ОСЕНЬ НА ДВОРЕ»


Ведущий: В народе было принято устраивать проводы осени.
И устраивали эти проводы после того, как был собран весь урожай.
Давайте и мы с вами проводим осень – посидим за чашкой чая.
Праздничное чаепитие. risunok_1a


Ведущий:

Жалко с вами расставаться,

но пришла пора прощаться.

Вы подарок наш примите,

чаще в гости приходите.

"Осень" вносит корзину с яблоками и угощает детей и гостей праздника.


































Творческая разработка по теме

«Методика использования интерактивных методов обучения в структуре урока».

Применение интерактивных методов обучения сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока. Реализуется интерактивное обучение через опыт и сотрудничество, что позволяет учитывать различия в стилях познания учащихся, применять игровые, поисковые, исследовательские методы работы.

Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму проведения урока, которая учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству и помогала:

  • задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);

в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни ребенка);



В традиционной структуре выделяют следующие этапы урока:

  1. Мотивация

  2. Объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов.

  3. Предоставление необходимой информации.

  4. Интерактивные упражнения (центральная часть занятия).

  5. Рефлексия.




Апробировала и предлагаю для использования на различных этапах урока следующие интерактивные формы организации учебно-воспитательного процесса:

I. Мотивация (не более 5% времени урока)

На данном этапе могут быть использованы такие интерактивные упражнения: «Блиц-опрос», «Микрофон», «Мозговой штурм», «Банан».


Методика проведения интерактивного упражнения «Микрофон»

Организация работы.

1.Поставь учащимся вопрос.

Цель этапа – сфокусировать внимание учащихся на проблеме и вызвать интерес к изучаемой теме.

2.Предложи микрофон.

3.Давайте слово только тому, кто получил «микрофон».

4.Дать указание, чтобы учащиеся говорили лаконично и быстро.

5.Не комментируйте и не оценивайте ответы.

6.Создайте мотивационную ситуацию. Например: урок чтения во втором классе по теме «Осень наступила».

Вопрос: «Какие приметы осени вы знаете?»


«Мозговой штурм»

Организация работы

  1. Определите проблему, которую необходимо решить.

  2. Приготовьте лист бумаги для записи идеи, запишите проблему в виде вопроса.

  3. Напомните правила первого этапа

- цель – собрать как можно больше идей;

- каждый имеет право высказаться;

- принимается любое предложение, даже невероятное;

- высказывания не критикуются и не обсуждаются.

4.Высказывацте свои идеи.

5.Записывайте их в порядке поступления без исправлений.

6.Обсудите и оцените предложенные идеи.

Например: урок чтения во втором классе по теме «В. Бианки «Страшно», А, Блок «Зайчик». Проблема: «Какие отрицательные чувства испытываем мы с приходом осени?»

- увядает природа;

- улетают птицы;

- день становится короче;

- случайно люди собирают грибы и ягоды, которыми можно отравиться;

- портится погода, идут дожди, становится холодно;

- необходимо больше одежды.


«Банан»

Организация работы.

1.Выберите ключевое слово урока.

2.Определить слово и фразу, при помощи, которых вы зашифруете слово.

3.Зашифруйте ключевое слово без смены последовательности букв.

4.Дайте учащимся задание найти и зачеркнуть фразу, слово, чтобы получить ключевое слово урока.

5.Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте мотивационные факторы у учащихся.

Например: урок чтения во втором классе по теме «В. Бианки «Страшно», А. Блок «Зайчик».

- Отгадайте загадку

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, что знает

Когда это бывает? (осенью)

- Исключите слово осень, и определите название произведения В. Бианки, над которым мы будем сегодня работать


С о т с р е а н ш ь н о

- Отгадайте загадку

Осень в гости к нам пришла.

И с собою принесла

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно…(Листопад)

- исключите слово «листопад» и узнаете название стихотворения А. Блока

Л и з с а т й о ч п и а к д

- Зачеркните фразу «Осень - славная пора» и определите ключевое слово произведений.

О з с е а н ь с й л а ч в н а я п и о р к а


II.Объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов (не более 5% времени урока).

Цель этапа – обеспечить понимание учащимися содержания их деятельности, то есть того, чего они должны достичь и что от них ждёт учитель.

Из интерактивных упражнений могут быть использованы такие: «Дешифровщик», «Морской бой», «Загадочные домики».


«Дешифровщик»

Организация работы.

1.Определите ключевое слово урока.

2.Зашифруйте его.

3.Дайте задание учащимся расшифровать и объявить тему урока.

Например: тема: «Н. Сладков «золотой дождь».

- Расшифровать тему урока

КОД – ПОДСКАЗКА


1 2 3 4 5 6 7 8 9

АБВ ГДЕ ЖЗИ ЙКЛ МНО ПРСТ УФХ ЦЧШ ЩЪИЬ

0

ЭЮЯ


354561056259


«Загадочные домики»

Организация работы

1.Зашифруйте тему урока при помощи чисел и действий с ними

1 У 2 НЕТ 3 ПОГОДЫ 4 ПРИРОДЫ 5 ПЛОХОЙ






99



83



66



35







1 – 34 – 19 – 78


2.Выполните такие вычисления

- перемножьте цифры каждого из чисел, записанных в домиках;

- выполните действия, указанные под каждым домиком с полученными от умножений результатами;

- цифры полученных чисел показывают последовательность размещения фрагментов темы урока


3*5-1=14

6*6-34=2

8*3-19=5

9*9-78=3

- запишите результаты на доску 14, 2, 5, 3

- используя по порядку цифры полученных чисел, прочитайте тему урока.



III.Предоставление необходимой информации (не более10-15% времени урока)

Цель этапа – дать учащимся достаточно информации, чтобы потом на её основе выполнять практические задания.

Во время сообщения необходимой информации можно использовать такие интерактивные упражнения: «Мозговой штурм», «Карусель», «Углы», «Пять слов – три слова», «Аквариум».


«Карусель»

Организация работы

Расставьте стулья (парты) для учащихся в два круга. Учащиеся, которые сидят во внутреннем круге, расположены спиной к центру, а те, которые сидят во внешнем кругу, - лицом в центр, таким образом, учащиеся сидят друг против друга. Внутренний круг неподвижен, наружный - подвижен. По сигналу ведущего все его участники передвигаются на один стул вправо и оказываются перед новым партнёром.

Цель – пройти весь круг, выполняя поставленные задания.

Например: урок чтения во втором классе по теме «Художник – осень»

- Из выставки картин об осени, выбрать наиболее понравившуюся и описать её используя материал текста «Художник – осень», участник напротив дополняет высказывание описывающего;

- так переходя от одного к другому ученику, получается наиболее полное описание картины с использованием элементов этноса, смешения жанров.


«Аквариум»

Организация работы.

1.Объедините учащихся в две – четыре группы и познакомьте с заданием.

2.Предложите одной группе сесть в центре класса, образовав круг.

3.Подайте команду начать обсуждение проблемы по алгоритму:

- прочитать вслух ситуацию;

- обсудить её в группе, применяя метод дискуссии;

- придти к общему решению за 3-5 минут.

4.Остальные ученики слушают, не вмешиваясь в обсуждение, наблюдая, выполняют ли участники дискуссии правила её проведения.

Когда завершается отведённое для дискуссии время, группа возвращается на свои места, а учитель ставит классу вопрос:

- Согласны ли вы с мнением группы?

- Была ли эта мысль достаточно доказана?

- Какой из аргументов вы считаете наиболее убедительным?


«Углы»

Организация работы.

1.На больших листах бумаги напишите разные точки зрения по теме урока и пронумеруйте их.

2.Объявите учащимся, какая точка зрения в каком углу расположена.

3.Предложите детям присоединиться к какому-нибудь углу.

4.Учащиеся должны между участниками одного и того же угла себе пару и обсудить причины своего выбора.

5.Одна пара объединяется с другой парой(с того же угла). Каждый участник говорит другой паре причины выбора своего партнёра.

6.В каждом углу учащиеся выбирают спикера, который рассказывает всей аудитории причины, названные в его углу.

Например: урок чтения во втором классе по теме «Осень наступила». Начиная изучать тему, ученикам предлагают выбрать любимое время года и назвать две причины6почему именно это время года их любимое.



ЗИМА ЛЕТО

ОСЕНЬ ВЕСНА



«Пять слов – три слова»

Организация работы.

1.Объявите тему обсуждения.

2.Объэдините учащихся в группы по четыре человека.

3.Предложите каждому члену группы самостоятельно записать на отдельном листе бумаги пять слов, которые придут ему на мысль во время работы над выбранной темой.

4.Объеденённые группы обговаривают записанные слова и убирают те, которые повторяются.

5.На большом листе бумаги секретари групп записывают три слова, которые наиболее характеризуют обсуждаемую тему. Лист вывешивают на доске.

6.Спикеры групп зачитывают эти слова и объясняют их для учащихся класса.

7.Обратите внимание на все слова, которые записали группы, проанализируйте их и откиньте повторы.

8.Предложите учащимся на основе опорных слов составить небольшой рассказ по обговариваемой теме.


IV. Интерактивные упражнения (50-60% времени урока)

Цель этапа – практическое усвоение учебного материала, достижение поставленных целей урока.

Среди центральных интерактивных упражнений целесообразными являются: система обозначений «Помощь», «Ажурная пилка», «Выбери позицию».


«Помощь»

Организация работы.

1.Актуализация (обсуждение перед чтением или изучением):

- групповая «мозговая атака» по теме;

- запись на доске информации, полученной после «мозговой атаки»;

- классификация информации.

2.Понимание содержания (чтения или изучения). Читая текст, учащиеся делают обозначения: «+»(«Я это знал»), «-» («Я этого не знал»), «!» (Это интересно»)

3. Рефлексия после обсуждения или чтения.

4.Индивидуально или коллективно учащиеся составляют таблицу.


«+» (то, что знали)

«-» (то, о чём узнали)






5. Дети говорят или пишут о том, что они думают по поводу изученного.

6. После чтения дети могут написать или нарисовать рисунки к теме.



«Ажурная пилка»

Организация работы (учитель заранее готовит детей к работе в разных группах).

1.Каждая «домашняя» группа получает задание, изучает его и обговаривает свой материал.

2.Распределить роли в группе: спикер, секретарь, докладчик, секундант.

3.Объединить детей в «экспертные» группы. Члены этих групп становятся экспертами по той теме, которая изучалась в «домашней» группе.

4.За определённое время каждый ученик должен донести информацию до членов других групп и воспринять новую информацию от представителей других групп.

5.Дети возвращаются в «домашние» группы, в которых делятся той информацией, которую получили от других групп.

6.Учащиеся формируют общие решения и выводы.


«Выбери позицию»

Организация работы.

1.Предложите учащимся дискуссионные вопросы и попросите их высказать своё отношение к ним.

2.Напишите три плаката: «За», «Против», «Не знаю». Огласите проблемный вопрос.

Например: Нужно запретить вырубку лесов.

3.Ученики становятся возле плакатов. Которые они выбрали.

4.Учитель выбирает несколько учеников и просит их обосновать свою позицию, предлагает всем, кто разделяет одну и ту же точку зрения, обговорить её и выбрать общие аргументы на её защиту, используя метод Пресс.

5.После заслушивания разных точек мнения, учитель спрашивает, не изменил ли кто своей позиции, не хотят ли перейти к другому плакату. Предложите учащимся перейти и обосновать свою причину перехода.

6.Попросите участников назвать самые убедительные аргументы своей и противоположной стороны. Данные учитель заносит в таблицу.


За

Не знаю

Против




7.Подведите общий итог обсуждения дискуссионного вопроса.



  1. Рефлексия.

Цель этапа – вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – её содержание, тип, способы, пути их решения, полученные результаты.

На этапе рефлексии целесообразны интерактивные упражнения: неоконченные предложения, интервью, алфавитный суп, от А до Я .


«Неоконченные предложения»

Организация работы

1.Определите тему, по которой дети будут высказываться в кругу идей.

2.Используя представляемый микрофон, учитель, формулирует незаконченные предложения и предлагает ученикам высказываясь, закончить их.

Например:

-Сегодняшний урок научил меня…

- Это решение я принял по тому, что…

- Прочитанный рассказ подталкивает меня…

- Самым интересным заданием на уроке было…


«Интервью»

Организация работы.

1.Объэдините детей в группы.

2.Распределите роли: корреспондент и респондент.

3.Кореспондент составляет три вопроса по теме урока, а респондент отвечает на них.

4.Учащиеся меняются ролями.


«Алфавитный суп»

Организация работы.

1.Разрежте алфавит и удалите с него буквы «ь, ы, й»

2.Предложите каждому учащемуся вытянуть с волшебного мешочка букву и придумать итоговое предложение по теме урока, которое начинается с этой буквы.


«От А до Я»

Организация работы.

1.Объедените детей в группы по 4-6 человек.

2.Каждой группе предложите по одной части алфавита, например: от А до Ж, от Ж до К, от К до Н и так далее.

3.Задания для групп: придумать итоговые предложения, которые начинаются с этих букв.

4.Учащиеся зачитывают свои предложения в алфавитном порядке.

























ПРИЛОЖЕНИЯ









52


Использование интерактивных метдов обучения на урока чтения
  • Начальные классы
Описание:

 Обобщен опыт работы по проблеме "Использование итерактивных метдов обучения на уроках чтения с целью привития интереса к предмету, формирования коммуникативных навыков, совершенствования техники чтения."

Реализации данной проблемы способствует  внедрение  новых педагогических технологий. Меня  заинтересовали интерактивные  методы  обучения,  позволяющие создавать ситуацию успеха для каждого ученика и на каждом уроке.

Использование  интерактивных методов сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока. Реализуется интерактивное обучение через опыт и сотрудничество, что позволяет учитывать  различия в стилях познания учащихся, применять игровые, поисковые, исследовательские методы работы.

Автор Сорокина Светлана Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 613
Номер материала 53133
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓