Главная / Начальные классы / Использование интерактивного метода при моделировании самостоятельной работы

Использование интерактивного метода при моделировании самостоятельной работы

hello_html_6811fe7f.gifhello_html_m2bb32712.gifhello_html_m559b7cf9.gifhello_html_m5a82c9a8.gifhello_html_7e891e58.gifhello_html_mcdf008e.gifhello_html_m519d87c8.gifhello_html_5635d6a4.gifhello_html_2754189f.gifhello_html_m23096baf.gifhello_html_m1d435272.gifhello_html_m7bed69e9.gifhello_html_2cf072e6.gifhello_html_5160660d.gifhello_html_5160660d.gifhello_html_10a0c04b.gifhello_html_m51eb1d11.gifhello_html_m51eb1d11.gifhello_html_c0d1387.gifhello_html_61dc2e53.gifhello_html_m5dad236d.gifhello_html_5160660d.gifhello_html_m5dad236d.gifhello_html_m63e27022.gifhello_html_m63e27022.gifhello_html_5160660d.gifhello_html_29a8ee2c.gifhello_html_m212c9552.gifhello_html_9f93bff.gifhello_html_m69f393ba.gifhello_html_m63e27022.gifhello_html_m63e27022.gifhello_html_m212c9552.gifhello_html_67442736.gifhello_html_m212c9552.gifhello_html_m11f0be58.gifhello_html_m481cace1.gifhello_html_38b5e107.gifhello_html_174c377d.gifhello_html_52b038d9.gifhello_html_4e15496e.gifhello_html_4d561459.gifhello_html_m3518fa5e.gifhello_html_2cf072e6.gifhello_html_m649f4dbc.gifhello_html_m5c1c70f9.gifhello_html_7512d2c9.gifhello_html_m4dc77a55.gifhello_html_2c7cf57e.gifhello_html_m75073bfd.gifhello_html_m57adc830.gifhello_html_m4f969de5.gifhello_html_m4459a504.gifhello_html_m57adc830.gifhello_html_58258ea9.gifhello_html_m4250b759.gifhello_html_58258ea9.gifhello_html_34908e48.gifhello_html_f1b7c50.gifhello_html_1de0aa23.gifhello_html_m71149aae.gifhello_html_m18738b4f.gifhello_html_m2f5b0cf0.gifhello_html_m7dbfba6c.gifhello_html_7c6c4496.gifhello_html_m71149aae.gifhello_html_m53ceb674.gifhello_html_56b818ff.gifhello_html_7c6c4496.gif

Использование интерактивного метода в моделировании самостоятельной работы

Лецких Л.А., учитель начальных классов,

МАОУ СОШ №21, г.Кунгур


Для решения актуальных задач в учебном процессе учителя, руководители ШМО, администрация могут использовать интерактивные методы. В нашем случае мы использовали метод модерации в моделировании самостоятельной работы. Именно этот инновационный подход позволяет учитывать опыт, знания каждого участника, аккумулировать все это в единое мнение, делает наглядными результаты мыслительной деятельности. Как же должно проходить модерационное занятие (урок) в группе?

Первое занятие внешне во многом напоминает «мозговой штурм», однако, модерационный семинар имеет существенные отличия. Он строго должен соответствовать установленным правилам, от выполнения которых зависит его успешность и результативность.

Во-первых, при организации модерации обращается особое внимание на процессы, составляющие ядро метода и обеспечивающие его результативность: визуализацию, вербализацию, презентацию, обратную связь. Для обеспечения продуктивного протекания этих процессов необходимо придерживаться «правил игры»:

Правило 1.Высказывания должны быть краткими.

Правило 2. Не разрешается говорить нескольким участникам одновременно.

Правило 3. Главные идеи и предложения должны визуализироваться.

Правило 4. Все обсуждения ведутся письменно.

Во-вторых, соблюдается регламент игры.

В-третьих, осуществляется этапность процесса модерации.

I этап. Настрой членов группы на предстоящую работу.

Модератор – организатор групповой работы, обозначает задачи предстоящей мыслительной деятельности и указывает на результаты, которые нужно получить.

II этап. Определяется и формулируется проблема. В ходе дискуссии каждое мнение записывается на карточках, которые прикрепляются на стенд. Определяется значимость каждого мнения, выявляются приоритеты.

III этап. Идет обсуждение темы в группе и общая презентация результатов.

IV этап. Обобщение и конкретизация результатов работы. В итоге составляется список задач, выработанных с целью разрешения проблемы, с указанием конкретных мероприятий, сроков их выполнения и т.д.

V этап. Подведение итогов работы и обмен впечатлениями.

Значимыми этапами в работе группы являются III-IV, на которых разрабатывается алгоритм деятельности каждого учителя (ученика) по решению проблемы. В нашем случае - по созданию необходимого научно-методического обеспечения самостоятельной работы по выбранным предметам УМК.

Обращение к интерактивному методу – методу модерации помогло учителям привести имеющиеся знания в систему, сформировать целостное представление об основной идее, ее компонентах, определить сильные и слабые стороны деятельности. Так, в результате групповой работы, появились обобщенные модели:

  • самостоятельной работы учащихся

  • концептуальная модель мониторинга качества самостоятельной работы

  • модель педагогических концепций по учебным предметам (у каждого члена ПТГ)

  • анализа перспективного планирования

  • создания психологического портрета ученика начальной школы

  • отобраны учебные задания разного уровня

Реализация на практике разработанной программы научно-методического обеспечения самостоятельной работы, позволила учителям провести корректировку учебных заданий в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме этого, был подготовлен диагностический материал, на предмет определения мотивации к самостоятельной работе, работоспособности. Проведен анализ полученных результатов, разработаны методические указания к разным видам учебных заданий, найдены пути устранения «подводных камней» в процессе проведения самостоятельной работы.

Мониторинг качества самостоятельной работы показал, насколько эффективно она проведена в том или ином классе.

Осуществление же научного подхода к моделированию самостоятельной работы, созданию научно-методического обеспечения этой деятельности, эффективное руководство самостоятельной работой – все это позволило сделать нам следующие выводы:

- правильно организованная и постоянно направляемая учителем самостоятельная работа учащихся, способствует развитию критического мышления, коммуникативных, познавательных и творческих способностей; получению учащимися более глубоких и прочных знаний; ускорению темпа формирования у учащихся умений и навыков практического характера.

- а использование интерактивного метода позволило провести коррекцию педагогической деятельности, но и повысить эффективность проведения самостоятельной работы.


Литература


  1. Васильева Р.А. Самостоятельная работа учащихся на уроке./ Р.А. Васильева Г.Ф.Суворова.– М.: Педагогика, 1995.

  2. Истомина Н.Б. Индивидуальные самостоятельные работы на уроках математики //Начальная школа. -1999. - № 1.- С. 33-36.

  3. Педагогическое моделирование: теория и практика.- М.,2006.

  4. Петров А.В. «Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации». – СПб.: Изд-во «Речь», 2005

  5. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.- М., 1980.

  6. Тестов, А.Р. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации / А.Р. Тестов //Начальная школа. – 1999. - № 2. – С. 34-36.

  7. Юнина Е.А. Педагогическая риторика. – Пермь, 1995.

  8. Юнина Е.А. Современные образовательные технологии. М.:2006, 69 с.

  9. Юнина Е.А.Современная парадигма образования в аспекте риторической культуры.- Пермь, 2004.

  10. Internet-сайт портала Исследовательской деятельности учащихся

http://www.researcher.ru/

  1. Internet-сайт портала «Образование: исследовано в мире»

  2. http://www.oim.ru/

  3. www.moi-universitet.ru/dk









Приведем примеры накопленного методического материала в результате модерационных семинаров

Приложение 1.


Обобщенная модель самостоятельной работы учащихся

Учитель

Самостоятельная работа






Задача

(ядро)




управление,самоуправление с/р




продолж.

с/р


навык с/р

сознательность,самостоятельность, ,активность


мыслит.напряжение







Аудиторная

деятельность

Внеаудиторная деятельность






Теоретический

цикл

Практический цикл





Формы







фронтальная

индивидуальная

групповая





Виды учебных заданий в ходе самостоятельной работы





характеру

направленности

по сложности











Этапы выполнения самостоятельной работы






2

1


7

6

5

4

3





У

Контроль над деятельностью





теоретический цикл (тесты и др.)

(


практический цикл






Рефлексия




Оценка за выполненную работу
































Приложение 2.


Концептуальная модель мониторинга качества самостоятельной работы


Наименование предмета Мониторинг качества с/р

исследования


направлен на


Цель исследования создание информационного

обеспечения управления



опирается на

Принципы гуманизации , гуманитаризации, информатизации



достигается через



Средства диагностику информационные

технологии


зависит от




Ресурсы личностного информационного профессиональной

фактора ресурса компетентности

кадров мониторинга



приводит к




Результаты объективной оценке к объективной оценке

качества проведения с/р учебных достижений
















Приложение 3.


Диагностика параметров учебной самостоятельности младших школьников (по методике Н.В. Калининой)





Учащимся предлагалась анкета, вопросы которой были направлены на изучение таких параметров учебной самостоятельности, как: успеваемость, мотивация, активность, организованность, ответственность и самостоятельность. Каждый вопрос имел три варианта ответа, учащимся необходимо было выбрать один ответ и отметить его знаком «+».


Лист самооценки

Отметь крестиком в каждом параметре один из показателей

I. Успеваемость:

1) Отличная

2) Хорошая

3) Средняя

4) Низкая

II. Мотивация:

Старательно выполняю самостоятельную работу, потому что:

Мне это интересное

Хочу получить хорошую оценку

Хочу, чтобы не ругали родители

III. Активность:

1) Предпочитаю задания, но требующие размышления, объяснения своими словами.

2) Активно выполняю только несложные задания.

3) Я не люблю самостоятельные работы.

IV. Организованность:

1) Выполняя самостоятельную работу, умею организовать рабочее место, всегда вовремя выполняю самостоятельную работу.

2) Скорее всего, умею хорошо организовать рабочее место,

3) Иногда не хватает времени для выполнения самостоятельной работы.

4)Должен признать, что совсем не умею организовать свою самостоятельную работу без посторонней помощи, всегда не успеваю вовремя выполнить задания.

V. Ответственность:

1) Любую работу на уроках и дома всегда выполняю без помощи учителя и родителей.

2) Иногда выполняю работу под контролем учителя или родителей.

4) Всегда выполняю работу под контролем учителя или родителей.

VI. Самостоятельность:

1) Справляюсь с заданием любой сложности без помощи учителя.

2)Без помощи могу выполнить задания средней сложности.

3)При выполнении заданий всегда нуждаюсь в помощи учителя.


После суммирования баллов, полученных каждым учеником, определялись уровни сформированности самостоятельной учебной деятельности:

Высокий уровень (8-12 баллов) – успеваемость ученика отличная или хорошая, учащийся проявляет устойчивый учебно-познавательный интерес к самостоятельной работе, инициативу, если требуется выполнить нестандартное упражнение, самостоятельно выполняет самостоятельную работу без помощи учителя, умеет организовать свое рабочее место, планировать время и способы действия при выполнении самостоятельной работы.



Средний уровень (4-7 баллов) – успеваемость ученика хорошая или средняя, учащийся проявляет ситуативный учебно-познавательный интерес к самостоятельной работе, инициативу, если требуется выполнить доступные задания, но требующие размышления, выполняет самостоятельно без помощи учителя только задания средней сложности, умеет организовать свое рабочее место, планировать время и способы действия при выполнении самостоятельной работы.

Низкий уровень (0-3 балла) – успеваемость ученика низкая, учащийся не проявляет интерес к самостоятельной работе, выполняет самостоятельно без помощи учителя только задания репродуктивного характера, не умеет организовать свое рабочее место, планировать время и способы действия при выполнении самостоятельной работы.

С целью выявления уровня сформированности умений самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка была разработана диагностическая самостоятельная работа, состоящая из трех заданий. Каждое задание имело три уровня сложности: 1 – воспроизводящий, 2 – реконструктивно-вариативный и 3 – частично-поисковый. За каждый правильно выполненный уровень учащийся получал один балл.


Приложение 4


Учебные достижения учащихся 2б класса в ходе выполнения самостоятельной работы


















Приложение 5


Уровень сформированности умений самостоятельной работы








































Приложение 6

Бланк результатов исследования уровня учебной самостоятельности учащихся

3 «Д» класса


ФИО ученика

Диагностическая методика

Методика Н.В.Калининой

Самостоятельная работа

Кол-во баллов

уровень

Кол-во баллов

уровень

1.Барашков Д.

4

средний

2

реконструктивно-вариативный

2.Бородулин Д.

9

высокий

2

реконструктивно-вариативный

3.Бушмакова Ю.

10

высокий

3

частично-поисковый

4.Гилева В.

4

средний

1

воспроизводящий

5.Денисов А.

1

низкий

1

воспроизводящий

6.Денисова Д.

11

высокий

2

реконструктивно-вариативный

7.Друзин А.

1

низкий

1

воспроизводящий

8.Дульцев Р.

6

средний

2

реконструктивно-вариативный

9.Ваняшкина У.

1

низкий

1

воспроизводящий

10.Жигалов А.

7

средний

2

реконструктивно-вариативный

11.Запольских Д.

7

средний

2

реконструктивно-вариативный

12.Кокорин И.

6

средний


1

воспроизводящий

13.Кириллов Н.

11

высокий

3

частично-поисковый

14.Кокшаров С.

4

средний

1

воспроизводящий

15.Кузнецова М.

9

высокий

2

реконструктивно-вариативный

16.Максимова У.

2

низкий

1

воспроизводящий

17.Пивкина Е.

2

низкий

1

воспроизводящий

18.Подосенова А.

5

средний

1

воспроизводящий

19.Полякова А.

11

высокий

3

частично-поисковый

20.Пономарев Д.

6

средний

2

реконструктивно-вариативный

21.Попова М.

11

высокий

2

реконструктивно-вариативный

22.Трофимов А.

6

средний

1

воспроизводящий

23.Шевченко М.

9

высокий

2

реконструктивно-вариативный













































































































































































































Метод «Модерации» (moderator – посредник, регулятор). Этот методпозволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.[2]


При использовании этого метода каждый педагог может:

сосредоточиться на содержании;

действовать целенаправленно;

сохранить возможность для импровизации;

проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения;

проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.


Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы.


Метод «Модерации» может применяться как отдельный метод или синтезироваться с Технологией Открытого Пространства, которая также предусматривает: активное участие каждого, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.


Открытое пространство рассматривается как интерактивный метод успешного стимулирования педагогов на творческую креативную деятельность. Может применяться как сама по себе, так и на педсовете.


Надо отметить, что при использовании ТОП на педсовете не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы, а также дополнительных материалов, они будут только мешать работе. Это принципиальное отличие данной формы организации педсовета от традиционных. Как же организовать работу по методу ТОП?


Рассмотрим основные термины и этапы организации работы.

Тема. Для эффективного использования ТОП формулируется привлекательная тема для педагогов, которая будет являться центральным механизмом для концентрации дискуссии и вдохновения участников педсовета. В нашем случае тема перекликается с одной из годовых задач детского сада.

Группа. Для методики ОП лучше всего использовать большую группу педагогов - минимум 20 человек. Если участников меньше, теряется необходимое разнообразие, которое необходимо для подлинного взаимообмена. Лидеру группы необходимо обеспечить свободу высказывания любой точки зрения, на это нужно нацелить педагогов вначале.

Время, необходимое для проведения встречи, зависит от специфики ожидаемых результатов. По методике от 1 часа до 5 часов.

Пространство. Существенным фактором при организации пространства является комфорт. Лучше всего использовать большую комнату с небольшими уголками для работы малых групп. Используются стулья, которые можно двигать, маленькие столики, тумбы, вокруг которых могут объединяться рабочие группы.

Исходная расстановка – это расставленные в полукруг стулья, большая белая стена в комнате или занавес, чтобы можно было прикреплять бумагу с клейкой лентой. Центр круга должен быть пустым.[2]


Рассмотрим этапы ОП в синтезе с методом «Модерации»:

Первый этап - опрос педагогов. В начале педсовета проводится опрос педагогов. Чего ждут они от этого педагогического совета? Насколько актуальна тема для них лично, в их работе.

Второй этап - поиск. Поиск самого актуального для педагогов вопроса, на который бы они хотели получить ответ на педагогическом совете. Педагоги, на листках анонимно пишут вопрос. После, собранные листки группируются по темам или направлениям работы. На этом этапе у некоторых педагогов возникают затруднения в формулировке вопроса, особенно у молодых специалистов, поэтому лучше заранее нацелить их на специфику педсовета, познакомить с темой.

Третий этап - выбор. На плакате помещаются все собранные у педагогов листки с ответами и распределяются по содержательным кластерам (группам). Затем все члены педагогического совета делятся на рабочие группы в зависимости от количества кластеров. В нашем случае рабочие группы разделились по проблемам привлечения родителей к активизации речи детей и развития речи детей во время составления творческих и описательных рассказов.

Четвертый этап - проработка. Педагоги в рабочих группах детально работают над выделенной темой. Надо отметить, что на этом этапе при первоначальном использовании этого метода у некоторых педагогов возникают проблемы в обсуждении вопросов. Они сначала не понимают, как можно обсуждать вопрос, на который они сами хотят получить ответ. Они ждут, когда им кто – либо объяснит или детально расскажет, как решить эту проблему. Понимание приходит только в процессе обсуждения вопроса. Поэтому иногда необходима помощь лидера (руководителя или методиста). В помощь педагогам раздаются заранее распечатанные карточки с таблицами, на которых стоят вопросы. Педагоги выбирают те карточки, на которых вопросы им более понятны и близки.


Карточка №1[2]Если да, то как? Если нет, то в чем причины?(сдерживающие факторы)

Что еще можно сделать? Что я уже делаю? (обмен опытом)



Карточка №2[2]Как должно быть? Как на самом деле?

Что для этого должно быть сделано? Что должны сначала сделать?



Карточка №3[2]Аргументы «за» Аргументы «против»

Что еще не ясно? Что должны сначала сделать?


Пятый этап - мероприятия – как заказ на работу. Обсуждение конкретных мероприятий для решения проблемы.


Карточка 4[2] Что? Для чего? Кто? Когда?

Глагол действия

Пригласить ….

Обновить …..


Шестой этап - заключение. Зачитываются все предлагаемые педагогами мероприятия. Из отдельных заключений рабочих групп составляется общее заключение. На данном педсовете в итоге педагоги составили план мероприятий по развитию речевой активности детей, их речевого творчества совместно с родителями, используя современные методы и технологии. В конце педсовета идет оценка работы над темой. (Довольны ли педагоги результатом обсуждения? Устраивают ли их предложенные перспективы решения?) При этом хочется отметить, что не всегда педагоги довольны результатом обсуждения. В этом случае необходимо сделать анализ работы педагогов, выявить причины неэффективности обсуждения.


























Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)

Просмотров: 4181


Ушакова И.А.,

учитель математики и

информатики МОУ СОШ м-на Вынгапуровский


Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качестваего результатов. Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социальноэкономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу. Основные причины, выдвигающие задачу развития образования в центр государственной образовательной политики, — это поворот к личности обучаемых (развитие личности — смысл и цель современного образования) и развитие процессов глобализации. Для России как части мирового сообщества это еще и новые требования формирующегося информационного общества к системе образования.

Учитель всегда были центральными фигурами в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь сотворцами новой практики.

Технология модерации позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся, помогает эффективно управлять педагогу процессом обучения, воспитания и развития.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.

В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижениерезультатов.

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.

При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.

Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии положены следующие ключевые принципы:


Принципы модерации:

- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);

- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);

- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);

- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).


Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план образовательного мероприятия, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.


Фазы (этапы) модерации:

- инициация (начало урока, знакомство);

- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

- эмоциональная разрядка (разминки).


Каждая фаза – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию. Активные методы обучения, используемые в каждой фазе модерации, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса.

На этапе планирования урока с использованием модерации педагог формулирует не только цели обучения. Такой принцип, как воспитание через предмет, в технологии модерации находит свое прямое воплощение. Поэтому не важно, планируете ли Вы урок математики, физики или литературы, в процессе урока обучающиеся будут достигать и цели изучения Вашего предмета, и цели воспитания, развития и социализации. И все эти цели, а также пути их достижения необходимо планировать и через соответствующую организацию образовательного процесса реализовывать на каждом уроке.

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;

упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);

мотивация всех участников образовательного процесса;

мониторинг образовательного процесса;

рефлексия педагога и обучающихся;

анализ деятельности участников и оценка результатов.

Начнем рассказ о ключевых процессах модерации с основополагающего процесса – интеракции. Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет модерации, нет и ожидаемых эффектов. Чтобы обоснованно рассчитывать на успех в обучении, педагог на этапе планирования урока должен предусмотреть и заложить в план механизмы эффективной интеракции, а в процессе урока качественно их реализовать.

Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа.В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс.

При формировании групп важно понимать, что от этого во многом будет зависеть эффективность взаимодействия обучающихся и качество образовательного процесса.

Можно работать в одних группах на всех уроках, можно формировать группы для каждого урока. При том и другом подходе есть свои плюсы и минусы, выбор зависит от эффективности работы группы, групповой динамики, конкретных задач урока и, в целом, образовательного процесса.

Критерием эффективности взаимодействия обучающихся является способность группы успешно действовать для достижения поставленных целей. Целью группы на уроке может быть обсуждение конкретного вопроса по изучаемой теме, решение задачи, подготовка выступления, разработка проекта, проведение исследования и др.

Целью построения коммуникативного процесса должен стать эффективный обмен информацией между его участниками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников информации, удобные каналы коммуникации, условия для свободной генерации, точной передачи и восприятия информации всеми участниками процесса, продумать нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов коммуникации, а также серьезных искажений при передаче информации.

Через информацию учащиеся получают новые знания, и от того, как будет организован процесс передачи, получения и переработки информации, во многом зависит качество приобретенных знаний и умений. Коммуникации пронизывают весь образовательный процесс и охватывают каждого его участника. Планируя урок, семинар, внеклассное занятие, другое образовательное мероприятие, обязательно придется задуматься об особенностях коммуникаций, возникающих в процессе обучения.

Изменение роли, принципов, способов организации и содержания образования естественным образом вызывает изменение форм и методов, используемых для обучения, воспитания и развития. В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Следовательно, в отличие от традиционного обучения, при котором коммуникация развивалась, в основном между учителем и учеником и учителем и классом, в интерактивном обучении возникают новые взаимодействия. Для достижения эффективности обучения учитель должен организовывать, стимулировать и контролировать возникновение и развитие коммуникаций в малых группах, между группами, между обучающимся и группой и т.д.

На эффективность коммуникативного процесса оказывает серьезное влияние грамотная организация обратной связи, как между обучающимися внутри малых групп и между группами, так и между учителем и обучающимися. Следует уходить от понимания коммуникаций как одностороннего информирования, сегодня требуется переход от информирования к взаимодействию, когда ключевое значение приобретает реакция, обратная связь получателя, показывающая, что он не только принял, но и понял сообщение. Использование техник постановки вопросов, активного слушания содействует построению эффективной обратной связи и значительно обогащает коммуникативный процесс.

Разрабатывая план урока важно помнить о значении модальностей (репрезентативных систем) для качественного восприятия информации.

В зависимости от индивидуальных особенностей восприятия информации, часть обучающихся предпочитает получать новую информацию в виде картинок, образов, другая часть лучше понимает учителя при устном изложении темы, а третьим для качественного усвоения новых знаний требуется, что называется, попробовать их «на зубок» - потрогать, ощутить, повертеть в руках, разобрать и собрать, сделать что-то самим.

Коммуникация – это еще и процесс как прямого, так и непрямого воздействия, осуществляемого вербальными и невербальными способами. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз чаще передают намного больше информации, чем слова. Эти сигналы отчетливо воспринимаются учениками и встраиваются в общую систему получаемой информацииГоворя о невербальном общении, надо сказать, что и учитель, внимательно наблюдая за учащимися, может видеть и понимать о происходящем в голове обучающегося намного больше, чем о том будет сказано вслух. Эта дополнительная информация позволяет более эффективно строить отношения с обучающимся, а понимание и проницательность ценятся детьми не меньше, чем взрослыми.

Для эффективной реализации такого принципа модерации как прозрачность, который позволяет педагогу и обучающимся ясно видеть весь ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты, необходимо спланировать и осуществить еще один ключевой процесс – визуализацию.

Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся. Красочно оформленные презентации создают приподнятое настроение у обучающихся и учителя, праздничную атмосферу и позитивное мотивационное поле в классе. Имея визуализированный ход образовательного процесса учителю очень легко подводить промежуточные и итоговые результаты урока, а обучающимся вспомнить и закрепить новый материал. Кроме того, подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний.

Включение визуализации в образовательный процесс позволяет активно задействовать мощный зрительный канал получения информации.

Есть еще один важный эффект визуализации. Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений!

Проведение подготовленных командами презентаций позволяет всем обучающимся еще раз рассмотреть изучаемый материал, представленный в простой и понятной форме, задать друг другу вопросы и обсудить ответы. Все это обеспечивает более глубокое понимание новой темы. В процессе представления и обсуждения материала урока учителю очень хорошо видно, как обучающиеся усвоили материал, все ли правильно они поняли, что позволяет педагогу прямо в процессе обсуждения внести при необходимости коррективы в понимание новой темы, дополнительно объяснить проявившиеся сложные моменты темы.

Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному сотрудничеству – катализатором этих процессов является мотивация.

Однако, использование модерации само по себе уже приводит к повышению мотивированности обучающихся. От чего это зависит? На это влияют несколько факторов. Назовем главные из них.


1. Постановка, в соответствии с технологией модерации, ясных и понятных целей урока, выяснение ожиданий обучающихся, учет этих ожиданий и встраивание их в канву урока делает процесс обучения понятным и желанным для детей. Поставленные цели сами по себе обладают притягивающим, мотивирующим действием. Знание перестает быть чем-то искусственным, пугающим, навязанным извне.

2. Признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал. Это убедительно показывают уже ставшие привычными для школ уроки самоуправления. Реально ощутить свою значимость, свой вклад в своё же обучение и в обучения своих товарищей придает привычным школьным процессам совсем иной, мотивационный, характер.

3. Работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками команды. В итоге - значительный рост мотивации обучающихся, концентрация на образовательных целях, раскрытие и развитие потенциала каждого участника команды.

4. Использование в каждой части урока игровых методов обучения, позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего урока, делают урок желанным, ожидаемым детьми.

5. Различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей. Активное использование визуальных форм при подаче нового материала учителем, для представления итогов работы в малых группах обучающимися, обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы, закрепление и устойчивое сохранение полученных знаний.

6. Смена напряженной работы веселыми разминками, когда учитель не только не запрещает, но наоборот, выступает в роли организатора такого поведения во время урока, позволяет ребятам сбросить с плеч накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения эффективного и качественного обучения.

7. Положительная энергетика урока дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу. Позитивный настрой учителя, поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество, командную игру, соревнование, разнообразные формы обучения, а также его новая роль (не начальника, а старшего товарища) – оказывают сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить работоспособность и хорошее настроение на весь школьный день.

Хороший план – половина дела, но остается и вторая половина – реализация плана урока. Уход от традиционной формы обучения и переход к использованию модерации, активных методов обучения может на первых порах вызывать определенные трудности с соблюдением графика урока. Увлеченность обучающихся и педагога процессом, несомненно, хороша, но при потере контроля может привести к невыполнению плана урока. Поэтому учителю важно мониторить не только содержание, но и время выполнения каждой части урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока.

Любая команда в своем развитии проходит ряд закономерных стадий. Учитывая, что основой технологии модерации является групповая работа обучающихся, педагогу следует внимательно отслеживать групповую динамику с тем, чтобы, при необходимости, оказывать поддержку командам или отдельным обучающимся и вносить коррективы в их работу.

Задача мониторинга групповой динамики – обеспечить плавность прохождения стадий развития группы и достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. При развитии сотрудничества в команде, обучающиеся реально становятся обучающими себя. Трудно переоценить значение групповой работы для формирования жизненно важных качеств и универсальных навыков, для социализации обучающихся. В команде моделируются все будущие процессы, с которыми будет сталкиваться выпускник школы и в университете, и в профессиональном коллективе, и в семье. Использование модерации позволяет еще в школе заложить и развить необходимые навыки и качества личности, которые в дальнейшей жизни помогут выпускникам эффективно адаптироваться и уверенно чувствовать себя в новых, взрослых условиях.

Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования.

Достижение обучающимся необходимого уровня понимания нового материала, новых принципов, новых отношений, критический анализ ценностей и принятие нравственных установок, возможно только при пропускании их через себя, осмыслении и осознании. Самопознание через полученную извне информацию, активная ее переработка и предметное рассмотрение, оценка себя и своего поведения в различных ситуациях – это важнейшее условие личностного роста и развития. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса.

Необходимо на каждом уроке помнить о важности этой фазы модерации и сохранять возможности для полноценного ее проведения. Понимание материала в отличие от механического запоминания дает возможность обучающемуся гибко встраивать новые знания в существующую систему знаний и, самое главное, позволяет активно использовать новые знания в совокупности с уже существующими. Этот результат обеспечивает эффективное поведение человека в нестандартных условиях, когда нет готовых решений и ответ на вызов внешнего окружения необходимо сгенерировать, сотворить. Учитывая реалии сегодняшней жизни, такой результат является целью современного обучения, поэтому столь важное внимание в технологии модерации уделяется рефлексии.

Анализ деятельности и оценка результатов направлены на получение обратной связи всеми участниками образовательного процесса, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса как учениками, так и педагогом. Формулирование и фиксация результатов обучения, воспитания и развития используется не только для коррекции образовательной деятельности педагога и обучающихся, но и служит для оказания сильного мотивирующего воздействия.

Урок закончен, надо подвести итоги, обеспечить обучающихся обратной связью, создать у всех участников ощущение завершенности процесса. Учитывая временные рамки урока, для эффективного проведения этой фазы модерации рационально также использовать активные методы подведения итогов. Применяя их, можно проанализировать и оценить не только содержательные результаты урока, но и выяснить эмоциональное самочувствие обучающихся. Учителю этот эмоциональный барометр точно покажет правильность построения урока, отношение обучающихся к образовательному процессу и самому педагогу, желание (а не обязанность) вновь встретиться в следующий раз.

По итогам работы надо обязательно четко сформулировать полученные результаты и отметить их как важные шаги на пути к поставленным целям. Достижение результата – это успех, пусть маленькая, но победа, а победа, как известно, окрыляет, придает уверенности в своих силах, настраивает на следующие достижения. Завершение урока положительной оценкой его результатов – это мотивирующий переход к следующим урокам, к следующим классам, к выходу в самостоятельную жизнь.

Вы познакомились со всеми ключевыми вопросами технологии модерации! приобретенные знания послужат стимулом к осмыслению Вашей профессиональной деятельности, поиску и внедрению новых подходов, нового отношения и новых решений, направленных на совершенствование образовательного процесса, изменение качества учительского труда, приведение в соответствие деятельности школы потребностям современной жизни. С тем, чтобы школа могла полноценно выполнять свою главную функцию – помогать ребятам эффективно готовиться к самостоятельной жизни.



Используемая литература: www.moi-universitet.ru/dk

Использование интерактивного метода при моделировании самостоятельной работы
  • Начальные классы
Описание:

Для решения актуальных задач в учебном процессе учителя, руководители ШМО, администрация  могут использовать интерактивные методы. В нашем случае мы использовали метод модерации в моделировании самостоятельной работы. Именно этот инновационный подход позволяет учитывать опыт, знания каждого участника, аккумулировать все это в единое мнение, делает наглядными результаты мыслительной деятельности. Как же должно проходить  модерационное занятие (урок) в группе? Вот об этом и статья.

Литература 

1.      Васильева Р.А. Самостоятельная работа учащихся на уроке./ Р.А. Васильева Г.Ф.Суворова.– М.: Педагогика, 1995.

2.      Истомина Н.Б. Индивидуальные самостоятельные работы на уроках математики //Начальная школа. -1999. - № 1.- С. 33-36.

3.      Педагогическое моделирование: теория и практика.- М.,2006.

4.      Петров А.В. «Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации». – СПб.: Изд-во «Речь», 2005

5.      Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.- М., 1980.

6.      Тестов, А.Р. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации / А.Р. Тестов //Начальная школа. – 1999. - № 2. – С. 34-36.

7.      Юнина Е.А. Педагогическая риторика. – Пермь, 1995.

8.      Юнина Е.А. Современные образовательные технологии. М.:2006, 69 с.

9.      Юнина Е.А.Современная парадигма образования в аспекте риторической культуры.- Пермь, 2004.

10.  Internet-сайт портала Исследовательской деятельности учащихся

http://www.researcher.ru/

11.  Internet-сайт портала «Образование: исследовано в мире»

12.  http://www.oim.ru/

Автор Лецких Людмила Арнольдовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 590
Номер материала 26987
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓