Главная / Начальные классы / Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения.

Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения.

Использование инновационных технологий

на уроках литературного чтения.


Никонова Елена Александровнаучитель начальных классов высшей категории

МАОУ « Гимназия №4»

(1 слайд)

На данном этапе в системе современного образования происходят большие изменения. В его основе лежит активность и учителя, и, конечно же, ученика. Сегодня нет учителя, который не задумывался над тем, как бы сделать урок интересным, ярким, чтобы увлечь ребят предметом, чтобы они работали не только активно, но и творчески. Исследования показывают, что именно на активных занятиях учащиеся усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя. Каждый творческий учитель имеет свой набор современных методов преподавания, которые способствуют активному обучению учащихся и развития у них мышления.

Работая в школе 28 лет, я постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися. Стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик на уроках работал активно и увлеченно; создаю условия для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса, стимулирую учащихся к самостоятельности; помогаю преодолеть отставание и ликвидировать пробелы в знаниях; стремлюсь повысить самооценку личности школьника и создаю условия для развития творческих способностей. (2 слайд) Ведь основная цель обучения – это воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться и совершенствоваться самостоятельно.

Инновационный подход позволяет организовать учебный процесс так, чтобы ребёнку урок был и в радость, и приносил пользу. Как же правильно построить современный урок? Чтобы ответить на этот вопрос, я побывала на уроках своих коллег, которые уже работают по новым технологиям, изучила литературу по этой проблеме, участвовала в семинарах, вебинарах (по темам «Особенности построения вопросов на уроках с применением элементов проблемного обучения», « Методика проведения оргдеятельностных проектов»), мастер-классах и поняла, что можно создать все необходимые условия для обучения учащихся, но познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнавать. Как же сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом команды класса? (3 слайд) Одна мудрость учит нас: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь». По такому принципу в основу обучения положена активная деятельность. Одним из путей повышения результативности в изучении школьных предметов является внедрение активных форм работы на разных этапах урока. Принципиальное отличие этих методов заключается в том, что при их применении создаются такие условия, при которых учащиеся имеют возможность для активного обмена знаниями и опытом работы не только с учителем, но и с другими участниками образовательного процесса. Можно сделать вывод: чтобы вести урок по инновационным технологиям надо научить ребенка в первую очередь сотрудничать.

А что же такое сотрудничество? Во-первых, на уроке необходимо дать ребенку возможность высказаться. Ребенок должен понимать, о чём его спрашивает учитель. Именно те уроки чтения, на которых ученики спрашивают, творят, решают и спорят по содержанию произведения, воспитывают живой интерес ребенка к книге.

Каждому учителю хочется, чтобы уроки  чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать его в умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у детей интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные умения и навыки. Однако, несмотря на усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и к отставанию в учёбе, что влияет на эффективность работы всего класса. Поэтому многие учителя стараются использовать новые технологии: нестандартные приёмы, которые помогают развивать интерес учащихся к чтению, поиску ответов на возникающие вопросы. На уроках основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, прочитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. (4 слайд) Но для слабо читающих учащихся это вызывает затруднения. И они выпадают из работы всего класса. С этой проблемой столкнулась и я. В моём классе оказалось много таких ребят. Поэтому мне пришлось задуматься, как же организовать уроки, чтобы слабо читающим ученикам хотелось многократно читать текс и не терять их внимание во время урока.

По исследованиям психологов у таких детей наблюдается тревожность, т.к. они не понимают прочитанный текст и не понимают, что спрашивает их учитель. Пока ребёнок не проговорит и не повторит, он не понимает ничего. Поэтому у детей в структуре урока должна быть возможность говорить, а это и есть творчество. Для этого на уроках часто говорю: нарисуйте, посоветуйтесь, проверьте, помогите, найдите ошибки и т. д. Когда дети будут друг другу доказывать или помогать, тогда и поймут, о чем идёт речь.

Человек устроен так, что мы помним то, что было в практике или в нашей деятельности. Если этого не было, то через 1-2 недели все забудется. На моих уроках часто звучат вопросы и предложе-ния: «Как вы поняли? Нарисуйте.. Сделайте модель… Сравните… Сделайте вместе…Опишите вместе…» и т. д. Учащиеся активно работают, развиваются, чувствуя себя исследователями. Они высказывают свои мнения смело, используют в речи фразы: «По - моему…», «Я считаю…», «Я думаю…», «По моему мнению…» и т.п. Мне, как учителю, необходимо так выстроить педагогический процесс, чтобы любая тема была дана во всех видах деятельности: учащиеся выстраивали модели, обсуждали их с другими участниками учебного процесса. (5 слайд) Вот некоторые технологии и приёмы, которые уже зарекомендовали себя в моей педагогической практике:

- чтение и рисование рисунка к прочитанному тексту;

- творческое дополнение или изменение иллюстрации учебника;

- подбор музыки к произведению, определить её характер и настроение;

- чтение произведения и соотнесение рисунков с событиями в произведении;

- нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос;

- составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту);

- составление словесного плана или плана в виде рисунка;

- нахождение предложений, которые стали поговорками или фразеологизмами;

- чтение с выписыванием слов на заданную тему;

- поиск слов в тексте, описывающих пейзаж или героя;

- рисование портрета героя, опираясь на эпитеты, метафоры и сравнения, найденные в рассказе;

- выделение рифм, обращений; устаревших слов, выражений и составление толкового словаря;

- драматизация произведений;

- групповая работа по заданию;

- литературные игры;

- творческий пересказ.

Такие задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

На уроках литературного чтения мои учащиеся часто рисуют. Рисунок – это средство мышле-ния, реализация представлений учащихся. Не все дети любят рисовать, но каждому интересно, что думают другие о его рисунке. Можно обсудить рисунки, в ходе обсуждения высказать свою точку зрения. Можно разбить все рисунки по группам в соответствии с планом текста. А ещё интереснее попробовать загадать эпизод произведения, и смогут ли твои товарищи догадаться по иллюстрации, что тебе понравилось, и смогут ли они обосновать свой выбор. Вот здесь то, часто и рождаются дискуссии. А это и есть то самое активное сотрудничество. Таким образом, рисунки помогают лучше усваивать текст и обобщать услышанный материал, ведь каждый нарисовал что-то свое, а вместе – получилась общая картина.

Зная, что для выработки у школьников внимательного отношения к художественному тексту, умения воспринимать прочитанный текс, замечать детали, на уроках нужно применять разнообразные и интересные для учащихся приемы проверки. (6 слайд) Так активно проходят уроки с элементами «драматизации». В 1 и 2 классе в разделе учебника «Наш театр», мы читали произведения по ролям, знакомились с профессиями людей, которые помогают в подготовке спектаклей (режиссёр, актёр, драматург, костюмер, декоратор), пробовали свои силы в их качестве (писали свои пьесы, составляли сценарии спектаклей, рисовали декорации, костюмы героев и т.д.). В 3 классе же мы перешли к развёрнутым драматическим представлениям с декорациями, костюмами и репетициями. К инновационным технологиям относится групповая работа. Дети объединяются в группы, и каждая группа получает свою определённую задачу. Вот и здесь, группа декораторов готовит декорации, артисты – учат свои роли, репетируют с режиссёрами и готовятся к выступлению. Или же каждая группа готовит свою сценку, и выполняют все необходимые функции. Так у нас в классе появилась русская печка к сказке «По щучьему велению», которая даже могла сама ехать в лес за дровами, а сколько музыкальных инструментов приготовили к басне И.А.Крылова «Квартет». (7 слайд) Какие замечательные костюмы Ивана-царевича, Серого волка, Жар-птицы, Елены Прекрасной и царей были приготовлены к русской народной сказке «Иван царевич и Серый волк»! Ребята раскрываются совершенно с другой стороны. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. В такую творческую работу включены все ученики класса и слабо читающие, и те, кто испытывает затруднения в пересказе текста. Поэтому слабые учащиеся выясняют у сильных товарищей то, что им непонятно, а сильные же стремятся, чтобы слабые разобрались в задании, смогли его хорошо выполнить и не подвели свою команду. Здесь дифференцированный подход уже применяют сами ученики. Они самостоятельно оценивают свои возможности, способности своих товарищей и каждый получает посильную роль. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Благодаря такому подходу, у моих слабых ребят стало получаться заучивать стихи наизусть и стремление читать их выразительно. А ведь раньше они не могли справиться с такими заданиями, да и не старались их выполнять. В такой же работе каждый хочет принять активное участие и каждый получает свою оценку, так как это трудоёмкая работа не одного дня. И за время подготовки ребятам приходилось несколько раз перечитать текст и пересказать его, представить героев и их характеры, окружающие их картины.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является и метод проектов. Это способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, учит формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению. Работа над проектом – процесс творческий. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Так в первом полугодии 3 класса мы инсценировали русские народные сказки: « По щучьему велению», «Иван царевич и Серый волк», « летучий корабль», «Морозко». Это была наша большая работа над проектом «Наш театр». (8 слайд) Итогом этой работы стала пьеса «Наша новогодняя сказка», которую мы написали с учащимися класса для новогоднего праздника. В неё вошли все герои этих сказок. Иван Дурак на печке ездил за ёлочкой в лес, а Иван-царевич с Серым волком добывали огоньки у Жар-птицы и золотую цепь на ёлочку, на летучем корабле выручали Деда Мороза. Ребята написали свои маленькие эпизоды с полюбившимися героями, которые мы потом соединили в одну пьесу. Каждый получил свою роль. Здесь мы смогли использовать те декорации и костюмы, которые группы приготовили к сказкам и использовали ранее на уроках.

К активным методам можно отнести и творческий пересказ, когда учащимся предлагается придумать свою концовку или продолжение произведения. Так к сказке «Волшебный барабан» один ученик придумал продолжение, где герой сказки солдат отправился на Украину, заиграл в барабан, все начали танцевать и перестали воевать навсегда. После прослушивания всех предложений проходит обсуждение у кого интереснее, поучительнее получилось и почему. Нравиться учащимся и пересказ от имени разных героев, или когда необходимо прорекламировать данное произведение, чтобы друг захотел его прочитать. Это помогает выработать у учащихся умение искать, выбирать нужное, систематизировать, анализировать, то есть глубже вникать в прочитанное произведение. Учащиеся понимают, как важно читать быстро и осознанно, чтобы не только ответить на поставленные вопросы, но и подготовить нужный пересказ.

(9 слайд) В нашей гимназии учителя давно используют метод литературной игры. Игра, наряду с трудом и учением, один из основных видов деятельности человека. В отличие от обычных игр педагогическая игра обладает наличием поставленной цели обучения и соответствующего педагогического результата. Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям, викторины, кроссворды (10 слайд), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий произведений по серии вопросов и т.д. (11 слайд). Такие игры поострены на словесном материале и разделяются следующим образом: игры и упражнения по развитию речи; литературные головоломки, игры со словами; литературные викторины. В процессе литературных игр развиваются интеллектуальные, волевые качества личности, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей. Уроки чтения, проживаемые в игре, помогают ещё раз пережить эмоциональную радость от встречи с литератур-ными героями, узнать о новых, ещё непрочитанных книгах. Такие уроки пробуждают интерес к чтению, нахождению нужного произведения в библиотеке, а не в книге по литературному чтению.

Использование игровой деятельности на моих уроках литературного чтения, позволило ученикам по-новому взглянуть на вопросы и задания к произведению или по разделу. Литературные игры позволили создать благоприятные условия для детского творчества; обеспечить личную заинтересованность каждого участника в игровой и учебной деятельности; развивать коммуникативные умения ребят при работе в группах; развивать умение четко формулировать и обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию и находить компромиссные варианты; повысить познавательный интерес на уроках литературного чтения.

А значит, на таких уроках дети готовятся к самостоятельности, уже начиная с первого задания: организовать команду, придумать название и девиз. После выполнения данного задания я предлагаю командам продолжить работу и придумать вопросы к данному произведению. (12 слайд) Это задание очень нравилось учащимся всегда. Оно казалось им очень лёгким. Многие придумывали одинаковые простые поверхностные вопросы, что было скучно и неинтересно. Пришлось изменить условие и предложить им отбирать самый сложный вопрос из тех, что придумали члены команды, и тогда он может принести своей команде баллы, если никакая другая команда не сможет ответить на него. Так одна команда отобрала вопрос по произведению А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеде»: сколько животных упоминается в этой сказке? Отвечая на данный вопрос, никто не вспомнил про коней, донских жеребцов, лис и соболей, которыми торговали купцы, это и помогло команде выиграть. Это заставило ребят перечитывать произведения, внимательно вчитываться в каждый эпизод, советоваться с товарищами и не спешить давать необдуманный ответ.

В игре по произведениям Л.Н.Толстова всем запомнилось домашнее задание: придумать и проинсценировать разговор собачки и льва во время их знакомства, придумать правила поведения для второй собачки, чтобы лев не разорвал её. Это задание продемонстрировало не только творческие способности учащихся, но и их коммуникативные умения. При выборе иллюстраций к произведениям данного автора, литературного героя с его личными приметами или героев одного произведения было легко определить уровень подготовки каждой команды к уроку внеклассного чтения. (13 слайд) С целью активировать подготовку к уроку-игре по басням И.А.Крылова, домашним заданием было поработать сыщиками и узнать любимых животных автора, т.е. тех которые чаще всего встречаются в его баснях. Во время игры, назвав этих животных, команды получили по карточке с одним из них, на которой надо было вписать как можно больше названий басен с данным героем. В конце 3 класса мы провели итоговую игру, где были вопросы, задания по изученным произведениям, инсценировали любую понравившуюся басню Крылова, а другие команды угадывали басню и следили, не допустили ли их товарищи ошибок.

Таким образом, игровая деятельность является хорошим средством для формирования познавательного интереса учащихся к литературе, она способна привлечь их внимание, показать красоту предмета. Но пользоваться ею надо умело, использовать игры в системе, не упуская сути предмета и не придавать игре характер обычного упражнения. Ведь игра — это всегда праздник для ребёнка.

Начиная работу по созданию своих литературных игр, я поставила задачу создать систему постепенно усложняющихся игр, в которых последовательно будут закрепляться все те знания, которые получают дети. Эти игры требуют особого внимания со стороны учителя, ведь в них, с одной стороны, должно быть правильно и точно передано учебное содержание, а с другой стороны, необходимо придать этому содержанию интересный, эмоциональный характер, чтобы учебная задача выступала как игровая. Они должны были заинтересовать ребёнка, показать привлекательность чтения. Эти игры хороши тем, что позволяют мне учитывать и индивидуальные особенности детей, давать им игровые задания в соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помогать в игре слабому ученику, создавая ситуацию успеха. Тогда игра позволяет ученику испытать радость умственного напряжения и преодоления интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач. При проведении этих игр, необходимо очень постепенно усложнять задачу, переходя от одного варианта к другому и помнить о необходимости в любой момент оказать незаметную помощь. Наводящими вопросами выводить слабых учащихся на нужный ответ. И здесь же обязательно необходимо похвалить такого ученика. Он справился с заданием и, значит, не зря потратил время на чтение. Ведь не зря родители часто жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются за советом к педагогам: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Цель учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников. Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в совокупности и составляют читательский интерес. (14 слайд) Таким образом, «привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать». Работа по формированию читательского интереса и осуществляется через уроки литературного, чтения внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, литературные праздники.

В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Если дети научатся творчески мыслить и рассуждать, им легче будет преодолевать трудности в обучении. Учащимся уроки с творческими заданиями нравятся, дети получают большое удовольствие, как на самих уроках, так и при выполнении самостоятельных работ. А творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю, чтобы тот не останавливался на запоминании фактов, а искал их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.

(15 слайд) В последние годы, как новое техническое средство, на уроках стали активно внедрять ИКТ. Эффективность применения информационных технологий на уроках не подлежит сомнению. Они помогают повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении, сделав его более гуманным по отношению к учащемуся, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы, как ученика, так и учителя.

Использование методов активного обучения позволяет отойти от традиционного проведения уроков чтения и внеклассного чтения и способствовать воспитанию активного, сознательного, мыслящего читателя. (16 слайд) Все эти инновационные технологии повышают интерес  учащихся к уроку, работе с текстом, совершенствуют  читательский интерес, технику чтения, учат активно взаимодействовать не только с учителем, но и с другими учениками. Инновации - это важный признак современного образования. Образование меняется по содержанию, формам, методам, реагирует на изменения в обществе, учитывает мировые тенденции. Образовательные инновации - результат творческого поиска учителей: новые идеи, технологии, подходы, методики обучения, а также отдельные элементы учебно - воспитательного процесса. Я осознаю, насколько ответственна моя работа, но она не перестает быть для меня интересной. Это большая и сложная работа, но она актуальна и оправдывает себя. Данный материал из опыта моей работы, поможет учителям  начальных классов организовать работу детей на уроках литературного чтения. (17 слайд) Все описываемые инновационные технологии помогают повысить познавательный интерес к чтению, сделать уроки творческими и прививают учащимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное отношение о прочитанном, делать выводы и обобщать. Одновременно расширяется и обогащается методический арсенал учителя.




























































Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения.
  • Начальные классы
Описание:

В статье приводятся инновационные методы и приёмы, которые способствуют развитию познавательного интереса к чтению, развитию самостоятельного и формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.Ведь только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах. В. А.Сухомлинский писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

От навыка чтения в огромной роли зависит качество знаний по другим предметам. От техники чтения зависит грамотность письма, осознанное понимание содержания задач, математических заданий.

Поэтому задача учителя – пробудить у детей интерес, желание учиться, познавать, открывать новое, и, конечно, овладеть высокой техникой чтения.

Автор Никонова Елена Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1800
Номер материала 30362
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓