Главная / Директору-завучу / Использование инновационных технологий как одно из средств развития понятийного мышления ученика

Использование инновационных технологий как одно из средств развития понятийного мышления ученика

Использование инновационных технологий как одно из средств развития понятийного мышления ученика (из опыта работы учителя МКОУ «Коломыцевская СОШ» Лискинского района Чернявской Е. П.)


Ведущей идеей современного образования является развитие личности, способной к самореализации, самовыражению и самосовершенствованию. Необходимо в полной мере учитывать её возможности, склонности, способности и интересы для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала. Я ставлю целью – обеспечение образования высокого качества, воспитание активных и сознательных граждан демократического общества. Реализация этой идеи позволяет предоставить наиболее способным учащимся выбор предметов для углубленного изучения и осуществить фундаментальную подготовку для дальнейшего обучения, осознать каждому школьнику важность и необходимость образования как основы для последующего личностного и профессионального развития. В течение последних 15–20 лет система исторических и социальных наук в России вступила в новую фазу своего развития. Это обусловлено сменой самого общественного устройства страны, устранением монополии марксистско-ленинской доктрины в формировании мировоззрения. Следствием этого стало активное использование иных социальных теорий и исторических концепций. В российских общественных науках произошла переоценка целого ряда ключевых событий мировой и отечественной истории. Многие проблемы до сих пор остаются дискуссионными как для профессионального сообщества, так и для общественности. [8, С. 9]

Современное образование нуждается в существенном обновлении (приведении к современным требованиям) методологии построения предметного курса, иной концептуализации философских основ и принципов отбора содержания. Основами этого обновления должны стать принципы многообразия и дискуссионная рефлексия теоретических и содержательных альтернатив. Многообразие точек зрения, открытость новым интерпретациям вроде бы давно известных истин, дискуссионность как основной дидактический принцип – все это становится основой методики преподавания гуманитарных дисциплин. Такой подход формирует умение мыслить самостоятельно, находить реальные проблемы, доказывать свою точку зрения. [11, С.7]

Когда учитель, как и  любой другой человек, заболевает и идёт к врачу, он предпочитает, чтобы его  обследовали и лечили с помощью самых современных технологий. Учитель читает газеты и журналы, смотрит передачи об инновациях в медицине, при общем ироничном отношении к рекламе интересуется рекламой новых лекарств – словом, естественно, неравнодушен к тому, что связано с физическим здоровьем человека.

Но кроме физического здоровья существует ещё и здоровье нравственное. Нравственные болезни разрушают как человека, так и общество в целом. С ними гораздо сложнее бороться. Если заболевает общество,  подобное лечение обходится очень дорого. Но ведь нравственные болезни, как впрочем, и физические, можно предупредить. И в этом большую роль может и должна играть система образования, школа, учитель. Забота о нравственном здоровье учеников предполагает постоянное совершенствование, движение вперёд, овладение новейшими педагогическими технологиями, отказ от привычных авторитарных методов в обучении.

Кроме того, как отмечают педагоги и психологи, у современного поколения сложился своеобразный способ освоения мира и жизни, с которым невозможно не считаться. Для жизнепроявления человека нового поколения характерно развитие практического сознания и чувство ценности жизни, связывающее его с обществом. Именно с энергией практического действия и желанием подтверждения собственных возможностей приходит ребёнок в школу. Внешний мир становится условием развития личности, основанного на её собственном опыте.  Конечно, перевернуть современное образование, приобщив его к задачам, которые ставит перед ним новый ученик, пока в полной мере невозможно. Но внести в образовательное пространство  хотя бы фрагментарную обращённость к реальным жизненным тенденциям необходимо. Педагогически удобным в этом смысле представляется урок и формы его проведения. [9, С. 16]

Основным способом проявления активности ученика является развитие его мышления, прежде всего, критического и творческого и увеличение количества элементов самостоятельного поиска и решения учебных задач. С этой целью мною изучены и апробированы различные технологии обучения.

Больше всего ученикам нравятся игровые приёмы. Они могут занимать как весь урок, так и часть его. Проведение игрового урока не всегда возможно по разным причинам и не в последнюю очередь из-за малого количества учебных часов, отведённых на предмет, а элементы игры удобно использовать практически на любом уроке.
Например, «Цепочка»: ученики по очереди задают вопросы друг другу, вовлекая весь класс в составление вопросов и ответов. «Верю - не верю»: учителем называются утверждения, ученики должны выразить согласие или несогласие (вставанием, поднятием руки и т.д.). Данный приём можно применять также и в письменном виде.
[1, С. 52]

Эффективным диагностирующим материалом является упражнение на составление синквейна по изученному вопросу, так как позволяет  увидеть в целом уровень усвоения материала учащимися, а также присутствие оценочных ассоциаций, передающих личностное восприятие. Достаточно результативным является применение «рассказов с ошибками». Учителем или же самими учениками составляются предложения или целые рассказы, содержащие исторические ошибки. Данное упражнение позволяет развивать мышление, аналитические умения, внимание и наблюдательность. [5, С. 21]

Особое внимание следует уделить отработке понятий. Для более глубокого понимания и лучшего запоминания учащиеся получают задание изобразить понятие графически и подобрать ассоциирующиеся слова. При использовании подобного задания на этапе проверки знаний, изображения и ассоциации представляются остальным группам без называния понятия, что позволяет быстро и объективно отследить степень понимания и усвоения терминологического аппарата.

Таким образом, деятельность учителей демонстрирует постоянное накопление и применение различных элементов активных форм обучения, что сопровождается положительными изменениями в знаниях учеников, повышением  уровня мотивации к учению.

Ещё одной из основных целей обучения я вижу формирование понятийного мышления. Основная задача школы состоит в том, чтобы ввести подростка в систему наук, познакомить с основами научных знаний. Любая же наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. В основе этой структуры лежат понятия и аксиомы, из которых постепенно выводятся более частные, специальные понятия.

Именно поэтому школьнику, чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и взаимосвязь, необходимо обладать понятийным мышлением. Если это условие соблюдается, то ученик легко понимает то, что ему объясняют на уроке, и то, что он сам читает в учебниках и в других научных пособиях и книгах.

Если же понятийное мышление у учащегося не сформировано, то он может образно представлять сообщаемые ему отдельные научные факты и положения, но в основном ему приходится заучивать предлагаемую информацию наизусть. Заучить же наизусть весь материал учебников, не понимая сути излагаемых явлений, процессов и событий, практически невозможно.

При этом необходимо отметить, что ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере его взросления, оно формируется в процессе обучения только в том случае, когда ученику приходится систематически овладевать научными понятиями в ходе специально организованной учебной деятельности. Причем понятие не должно быть просто заучено, способствовать его усвоению и запоминанию может своеобразное мини-исследование.

Алгоритм его построения определяется тем, что понятийное мышление состоит как минимум из трех операций: 1) интуитивного выделение сущностного признака; 2) установления категориальной принадлежности; 3) формирование логической связи между явлениями. [10, С. 37]

В связи с этим можно выделить следующие этапы работы с понятием:

  • знакомство с явлением, выделение сущностного признака;

  • затем учащиеся должны определить ключевое слово, ответив на вопрос: Что это за явление? К какому виду (типу) себе подобных явлений оно относится?

  • далее они должны определить отличительные признаки явления, т.е. ответить на вопрос: Чем оно отличается от себе подобных?

Другой вариант работы с понятием – это обращение к этимологии происхождения слова.

В случае если понятие является составным словом, то проводится работа с его составляющими (социология, психология, демократия и др.), на основе анализа слова учащиеся формулируют его определение.

Систематическая отработка и пополнение понятийного аппарата, работа над развитием понятийного мышления школьников дает возможность развивать у них способность к категоризации, умение находить логическую связь между явлениями, видеть закономерности. Именно такое мышление лежит в основе ряда частных интеллектуальных навыков, необходимых при обучении в старших классах.

Кроме того, я использую разнообразные технологии такие как:

Технология проблемного обучения. В качестве психологической основы проблемного обучения обычно выступает тезис: "Мышление начинается с проблемной ситуации". Система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы составляет суть технологии проблемного обучения. На каждом уроке истории и обществознания ставится проблемно-познавательная задача, которую учащиеся решают вместе с учителем. Данные приёмы обучения способствуют повышению интереса к предмету, росту качества знаний, умений и навыков у учащихся. За последние три года история и обществознание занимают первые места в рейтинге любимых предметов у учащихся школы. Девиз данной технологии: «Жить значит иметь проблемы, а решать их значит расти интеллектуально». [4.1.]

Технология развития критического мышления (ТРКМ). Девиз: «Там, где думают одинаково – никто не думает слишком много!». Если вы задумываетесь о том, как в эпоху информационного общества научить учеников самих добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения     личности, развить способность учащихся к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовать групповую и парную работу на уроке, создать в классе атмосферу партнерства, то технология развития критического мышления для Вас! Именно способность критически мыслить и оценивать те или иные события помогают развивать логическое мышление у учащихся. [4.3.]

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Девиз: «Уж лучше совсем не  помышлять об  отыскании каких бы  то ни было истин,  чем делать это без  всякого метода...»

Какой  должна быть система образования в ХХI веке? Наиболее четко и коротко идеал можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению». Важнейший момент в этом учебном процессе - переход от преимущественно нерефлексивного к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.

В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе  частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности. [4.2.].

Самым эффективным воплощением данной технологии на практике стали регулярно организуемые кратив-бои как на уроках, так и во внеурочное время. Обучающиеся сами находят и подбирают по соответствующей тематике открытые задачи, а затем их успешно решают.

Технология «Дебаты». Девиз: «Тот, кто пытается победить в споре с помощью крика и брани, показывает, что его доводы слишком слабы.»

Использование технологии "Дебаты" в обучении школьников содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены.

Технология формирует:

- умение определять и отстаивать свою позицию,

- ораторское мастерство и умение вести диалог;

- командный дух и лидерские качеств [4.3.]

Технология проектно-исследовательского обучения. Девиз: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие - самая трудная вещь на свете!»

Технология проектов и исследований предлагает обучение "путем делания", то есть такое, при котором все знания извлекаются из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Деятельность учащихся направлена на решение проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и  новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Технология проектно-исследовательского обучения позволяет наиболее благоприятным способом создать natural environment («естественную среду»), т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования качеств человека, позволяющих ему быть востребованным и успешным в современном обществе, а именно: компетентности решения проблем, коммуникативной и информационной  культуры. Проектно-исследовательская деятельность – основа для углубления знаний по различным предметам. С помощью данной технологии осуществляется работа с одарёнными детьми, ведётся подготовка к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, осуществляется подготовка к ЕГЭ и т. п. [7, С. 27]

Образ других народов или собственный образ, который живёт в нашей душе, зависит от того, как в детстве нас учили истории. Это запечатлевается на всю жизнь. Для каждого из нас это открытие мира, открытие его прошлого, и на сложившиеся в детстве представления впоследствии накладываются как мимолётные размышления, так и устойчивые понятия о чём-то. Однако то, что удовлетворяло нашу любознательность, пробуждало наши первые эмоции, остаётся неизгладимым. На своих уроках и стараюсь показать и помочь увидеть это неизгладимое, идёт ли речь о нас или о других.

Современный мир в результате процесса глобализации вступает в новую эпоху, характеризующуюся закономерностями и тенденциями. Россия сегодня претендует на роль одного из лидеров в многополярной политической системе отношений, что выдвигает новые требования к гражданской ответственности наших соотечественников, молодежи. Этот фактор выдвигает необходимость поиска  новых подходов к построению образования. Поэтому своей главной целью я вижу обеспечение условий для понимания  глобального контекста происходящих в обществе  явлений, а также их исторических корней. При этом на первое место выдвигается  понимание роли России в современном мире, геополитических перспектив развития страны. Такой подход позволяет сформировать у учащихся широкий взгляд на происходящие события, умение видеть их в контексте общих процессов, понимать значимость своего участия в общественной жизни, формулировать вызовы и риски современного развития, предполагать адекватные ответы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. «Мой выбор». М., 2002 г. 

  2. Журнал «Преподавание истории в школе» за 2008-2013 гг.

  3. Интернет ссылки:

    1. http://www.natm.ru/triz/trizpr00.htm;

    2. http://studopedia.net/11_23950_tvorchestvo-i-kreativnost-kriticheskoe-mishlenie-motivatsiy;

  4.  Романовская Е. И. Метод проектов в образовательном процессе. М.,2006 г. 

  5. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. М., 2005 г.




5


Использование инновационных технологий как одно из средств развития понятийного мышления ученика
  • Директору-завучу
Описание:

Ведущей идеей современного образования является развитие личности, способной к самореализации, самовыражению и самосовершенствованию. Необходимо в полной мере  учитывать её возможности, склонности, способности и интересы для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала. Я ставлю целью – обеспечение образования высокого качества, воспитание активных и сознательных граждан демократического общества. Реализация этой идеи позволяет предоставить наиболее способным учащимся выбор предметов для углубленного изучения  и осуществить фундаментальную подготовку для дальнейшего обучения, осознать каждому школьнику важность и необходимость образования как основы для последующего личностного и профессионального развития. В течение последних 15–20 лет система исторических и социальных наук в России вступила в новую фазу своего развития. Это обусловлено сменой самого общественного устройства страны, устранением монополии марксистско­-ленинской доктрины в формировании мировоззрения. Следствием этого стало активное использование иных социальных теорий и исторических концепций. В российских общественных науках произошла переоценка целого ряда ключевых событий мировой и отечественной истории. Многие проблемы до сих пор остаются дискуссионными как для профессионального сообщества, так и для общественности. 

Автор Голутвина Елена Николаевна
Дата добавления 02.04.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 509
Номер материала 59127
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓