Главная / Начальные классы / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Л.В. Дмитриева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

МБОУ г. Иркутска СОШ №77


Многие изменения, происходящие сегодня в российском обществе, привели к пересмотру не только форм, но и содержания современного школьного образования. Эти изменения обусловлены увеличением потока информации, с которой связана деятельность любого человека.

Психологическая  готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью.

Современное общество невозможно представить без информационных технологий. Новые цифровые образовательные ресурсы, компьютерные технологии дают возможность расширить информационное пространство, повысить творческий потенциал, как учащихся, так и самого учителя.
Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Необходимость использования мультимедийных технологий в образовательной среде вытекает также из необходимости развития дистанционного обучения в связи с увеличением числа детей с ограниченными возможностями. Практика прошлых лет доказала полезность и мобильность дистанционного обучения в период массовых сезонных эпидемий гриппа. В развитии дополнительного образования мультимедийные технологии позволят улучшить качество услуг дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также помогут выявлению и поддержке одаренных детей и детей с повышенной познавательной мотивацией. Возможность пользоваться дополнительной информацией, не ограничиваясь рамками урочной деятельности, способствует более полному и качественному обучению.

Применение компьютерной техники в начальной школе ведет к созданию новых технологий обучения. При этом совершенно необязательно разрушать все то, что годами нарабатывалось российской начальной школой. Как показали результаты экспериментальной работы, оптимальное сочетание классических методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение:

  • стабильно высокой мотивацией учения за счет игровой, исследовательской формы учебных заданий, мгновенной реакции компьютера на правильность их выполнения;
    возможностью дифференциации процесса обучения за счет индивидуального темпа и последовательности выполнения заданий различного уровня сложности;

  • расширением спектра способов предъявления учебной информации за счет использования различных мультимедийных средств;

  • изменением форм организации учебной деятельности за счет применения электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроке и во внеурочное время;

  • возможностью гибкого управления учебным процессом за счет объективно текущего и итогового контроля деятельности учащихся.

Кроме того, можно прогнозировать, что применение новых информационных технологий в образовательном процессе позволит обеспечить доступное качественное начальное образование всем учащимся начальной школы независимо от их способностей, географического расположения школы и с учетом психолого–педагогических особенностей школьников.
Применение ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: равенства позиций, доверительности, обратной связи, выработки исследовательской позиции.
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка); с привлечением наглядности и большого количества дидактического материала.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который выстраивает процесс познания, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов. Учитель же выступает в роли помощника, консультанта, поощряет оригинальные находки, стимулирует активность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроках ИКТ помогает сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наглядным; сокращает время для контроля и проверки знаний учащихся; учит детей навыкам контроля и самоконтроля.

Основная цель применения ИКТ развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности.

При разработке урока с использованием ИКТ особое внимание необходимо уделять вопросам здоровья учащихся. Поурочный план таких уроков включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, другие элементы здоровьесберегающих технологий.

Незаменимым помощником компьютер является и на уроках математики, русского языка, литературного чтения.

В своей работе я использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении и повторении, контроле, а также при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.
В начальных классах я использую не только тренировочные и контролирующие программы, но и информационные. Они учат младших школьников находить нужную им информацию. Например, виртуальные энциклопедии «Хочу всё знать», «Энциклопедия животных», «Природа России», «От плуга до лазера», «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» и другие содержат не только текстовую информацию, но и фото-, аудио-, видеоряды, анимацию, карты, схемы, викторины, которые дополнят любой учебный курс. Я веду работу по формированию собственной медиатеки. На уроках окружающего мира, математики, русского языка, технологии, изобразительного искусства, литературного чтения, на классных часах и на внеклассных мероприятиях, я использую для работы тесты и слайды, составленные мной, видеосюжеты со звуковым сопровождением и демонстрации картин, портретов известных политиков России, поэтов и писателей, композиторов и художников. Таким образом, использование на занятиях, уроках и воспитательных мероприятиях иллюстративного мультимедийного материала (видео, слайд-шоу, анимации, демонстрации опытов), а также справочного материала (словарей, энциклопедий, интерактивных карт и таблиц, презентаций, электронных пособий) делает учебно-воспитательный процесс интересным и увлекательным.
Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети моего класса активны на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию.


Литература

  1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам: Русский язык и Литература. М., «Просвещение» 2010

  2. Марданова Е.У. Формирование навыков использования информационной среды. Начальная школа, 2009. №4.

  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
  • Начальные классы
Описание:

Многие изменения, происходящие сегодня в российском обществе, привели к пересмотру не только форм, но и содержания современного школьного образования. Эти изменения обусловлены увеличением потока информации, с которой связана деятельность любого человека.

Психологическая  готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью.

Современное общество невозможно представить без информационных технологий. Новые цифровые образовательные ресурсы, компьютерные технологии дают возможность расширить информационное пространство, повысить творческий потенциал, как учащихся, так и самого учителя.

Автор Дмитриева Людмила Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 279
Номер материала 45078
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓