Л.В. Дмитриева
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
МБОУ г.
Иркутска СОШ №77
Многие
изменения, происходящие сегодня в российском обществе, привели к пересмотру не
только форм, но и содержания современного школьного образования. Эти изменения
обусловлены увеличением потока информации, с которой связана деятельность
любого человека.
Психологическая
готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с
первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной
грамотностью.
Современное
общество невозможно представить без информационных технологий. Новые цифровые
образовательные ресурсы, компьютерные технологии дают возможность расширить
информационное пространство, повысить творческий потенциал, как учащихся, так и
самого учителя.
Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) на уроках в начальной
школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего
мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать
умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических
средств. Необходимость использования мультимедийных технологий в
образовательной среде вытекает также из необходимости развития дистанционного
обучения в связи с увеличением числа детей с ограниченными возможностями.
Практика прошлых лет доказала полезность и мобильность дистанционного обучения
в период массовых сезонных эпидемий гриппа. В развитии дополнительного
образования мультимедийные технологии позволят улучшить качество услуг
дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, а
также помогут выявлению и поддержке одаренных детей и детей с повышенной
познавательной мотивацией. Возможность пользоваться дополнительной информацией,
не ограничиваясь рамками урочной деятельности, способствует более полному и
качественному обучению.
Применение
компьютерной техники в начальной школе ведет к созданию новых технологий
обучения. При этом совершенно необязательно разрушать все то, что годами
нарабатывалось российской начальной школой. Как показали результаты
экспериментальной работы, оптимальное сочетание классических методов обучения
младших школьников с новыми информационными технологиями существенно дополняет
и поддерживает традиционное обучение:
- стабильно
высокой мотивацией учения за счет игровой, исследовательской формы учебных
заданий, мгновенной реакции компьютера на правильность их выполнения;
возможностью дифференциации процесса обучения за счет индивидуального темпа и
последовательности выполнения заданий различного уровня сложности;
- расширением
спектра способов предъявления учебной информации за счет использования
различных мультимедийных средств;
- изменением
форм организации учебной деятельности за счет применения электронных учебных
материалов, предназначенных для использования на уроке и во внеурочное время;
- возможностью
гибкого управления учебным процессом за счет объективно текущего и итогового
контроля деятельности учащихся.
Кроме
того, можно прогнозировать, что применение новых информационных технологий в
образовательном процессе позволит обеспечить доступное качественное начальное
образование всем учащимся начальной школы независимо от их способностей,
географического расположения школы и с учетом психолого–педагогических особенностей
школьников.
Применение ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы
активизации познавательной деятельности: равенства позиций, доверительности,
обратной связи, выработки исследовательской позиции.
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более
50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение
процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это
основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский:
«Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать
картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Одним из
достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за
счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ
на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к
уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает
наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает
объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.
Использование
ИКТ позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
(анимация, музыка); с привлечением наглядности и большого количества
дидактического материала.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является
то, что центром деятельности становится ученик, который выстраивает процесс
познания, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов. Учитель же
выступает в роли помощника, консультанта, поощряет оригинальные находки,
стимулирует активность, инициативу, самостоятельность.
Применение
на уроках ИКТ помогает сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным,
наглядным; сокращает время для контроля и проверки знаний учащихся; учит детей
навыкам контроля и самоконтроля.
Основная
цель применения ИКТ -
развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности.
При
разработке урока с использованием ИКТ особое внимание необходимо уделять
вопросам здоровья учащихся. Поурочный план таких уроков включает в себя
физические и динамические паузы, зарядку для глаз, другие элементы
здоровьесберегающих технологий.
Незаменимым
помощником компьютер является и на уроках математики, русского языка,
литературного чтения.
В своей
работе я использую информационные технологии на всех этапах урока: при
объяснении нового материала, закреплении и повторении, контроле, а также при
проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.
В
начальных классах я использую не только тренировочные и контролирующие
программы, но и информационные. Они учат младших школьников находить нужную им
информацию. Например, виртуальные энциклопедии «Хочу всё знать», «Энциклопедия
животных», «Природа России», «От плуга до лазера», «Детская энциклопедия
Кирилла и Мефодия» и другие содержат не только текстовую информацию, но и
фото-, аудио-, видеоряды, анимацию, карты, схемы, викторины, которые дополнят
любой учебный курс. Я веду работу по формированию собственной медиатеки. На уроках
окружающего мира, математики, русского языка, технологии, изобразительного
искусства, литературного чтения, на классных часах и на внеклассных
мероприятиях, я использую для работы тесты и слайды, составленные мной,
видеосюжеты со звуковым сопровождением и демонстрации картин, портретов
известных политиков России, поэтов и писателей, композиторов и художников. Таким образом,
использование на занятиях, уроках и воспитательных мероприятиях иллюстративного
мультимедийного материала (видео, слайд-шоу, анимации, демонстрации опытов), а
также справочного материала (словарей, энциклопедий, интерактивных карт и
таблиц, презентаций, электронных пособий) делает учебно-воспитательный процесс
интересным и увлекательным.
Таким
образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников.
Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается
сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная
работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети моего
класса активны на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по
изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с
высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию.
Литература
1. Стандарты
второго поколения. Примерные программы по учебным предметам: Русский язык и
Литература. М., «Просвещение» 2010
2. Марданова
Е.У. Формирование навыков использования информационной среды. Начальная школа,
2009. №4.
3. Полат Е.С.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.:
Издательский центр «Академия», 2003.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.