Главная / Начальные классы / «Использование информационно – коммуникационных технологий в начальных классах». Обобщение опыта.

«Использование информационно – коммуникационных технологий в начальных классах». Обобщение опыта.

Обобщение опыта



«Использование информационно – коммуникационных технологий в начальных классах».

«Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствии актуальным и перспективным потребностям личности общества и государства».

XXI век – век высоких компьютерных технологий и электронной культуры, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс, а роль учителя в этом процессе - стать координатором информационного потока.

Подрастающее поколение существует сегодня не только во времени и реальном пространстве, но и в пространстве медиа. Это объективное явление необходимо учитывать в процессе модернизации образования. Сегодня появились целые самодостаточные медиасреды, которые вступают в противоречие с устоявшимися в педагогике средствами и методами воздействия на развивающуюся личность. К сознанию целого поколения можно «достучаться» лишь через Интернет, чаты, sms- и mms-сообщения, теле- и радиоэфир – в этом убеждены многие психологи и педагоги.

Принимая за реальность существование новых средств коммуникации, педагоги должны установить целесообразность и своевременность использования новых информационных технологий в начальное обучение. Для начальной школы это, очевидно, должно быть время, когда сформированы методы познания окружающего мира, адекватные данному возрастному этапу развития ребенка: наблюдение, сенсорная и читательская деятельность, - которые уже не могут быть подменены другими методами познания. Такой подход обеспечит развитие эмоционального пласта процесса познания (результат обучения) и целесообразное применение медиасредств в процессе обучения как вспомогательных (технология обучения). Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных коммуникационных технологий (далее ИКТ).

Внедрение в процесс обучения младших школьников ИКТ обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребят положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. При условии системного использования ИКТ в учебном процессе, в сочетании с традиционными методами обучения, можно значительно повысить эффективность обучения. Исследования психологов показывают, что в среднем лишь 15% информации эффективно усваивается учеником с помощью органов слуха и 25%-с помощью органов зрения. Вместе с тем результат комбинированного действия на указанные каналы восприятия превышает суммарное действие каждого из них в отдельности и составляет 65%. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Учет всех возможностей, потребностей и показателей в организации образовательного процесса – важная и объективная реальность настоящего времени в работе учителя.

«Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы» - говориться в Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы.

В настоящее время мы являемся свидетелями и потребителями активной информатизации общества. Можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование. Всё это стало причиной выбора мною для изучения и работы темы «Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах».

По результатам обследования учащихся моего класса (методика Акимовой  Г. Е) -63% детей относятся к визуалам. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышление хорошо развито). Данный факт помогает мне проектировать учебно-воспитательный процесс для достижения целей образования и целей работы по выбранному направлению.

Цель: Создать условия, способствующие максимальному развитию способностей учащихся и достижению нового результата обучения посредством применения ИКТ в образовательной деятельности.

Задачи:

  • создать организационные условия образовательной среды класса посредством ресурсов ИКТ;

  • развивать компетентности учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира (социальная, коммуникационная, технологическая и др.компетентности);

  • использовать в организации уроков функционально-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие мотивации обучения младших школьников;

  • развивать навыки рефлексии и самооценки школьников с применением ресурсов ИКТ;

  • вовлекать родителей в процесс непрерывного обучения ребёнка и совместную деятельность (в том числе проектную);

  • создать условия для презентации личных достижений и способностей каждым учеником класса.

Ожидаемые результаты:

  • готовность и способность учеников актуализировать полученную в различных формах информацию для самообразования и презентация результатов своей работы;

  • стабильная демонстрация школьниками опыта обмена, обработки и представления информации с помощью средств ИКТ;

  • представление на школьной (и выше) конференции индивидуальных и совместных с родителями проектов, отражающих разнообразные способности и увлечения учеников класса;

  • достижение и демонстрация новых результатов качества обучения.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

Богатейшие возможности для реализации обозначенных целей и задач предоставляют современные информационно-коммуникационные технологии.SNB10049

Этапы работы с ИКТ.

Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) – представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательная передача. Представляет собой объедение информационных и коммуникационных технологий. /http://inf.1september. ru./

Подготовительный:

  • Анализ образовательных возможностей ИКТ и их отбор.

  • Определение возможных направлений и форм использования ИКТ в образовательной деятельности.

  • Ревизия и модернизация материально – технических возможностей школы для использования ИКТ на уроках. Подбор учебной и методической литературы по применению ИКТ в образовательном процессе начальной школы. Формирование банка ЦОРов по предметам.

  • Отбор методик и технологий применения средств ИКТ, проектирование занятий на основе ИКТ, их апробация и анализ эффекта.

  • Разработка четкого алгоритма и регламента использования средств и ресурсов ИКТ на основе требований СаНПиН и технологий здоровьесбережения.

Внедренческий этап. Проектирование и встраивание презентаций, специальных программ, ЦОР и других ресурсов ИКТ в учебный процесс.

Аналитический. Анализ результатов учебной деятельности и достижений учащихся на основе использования ИКТ в образовательном процессе. Корректировка действий, используемых методик, технологий средств и ресурсов ИКТ, направленных на достижение новых результатов обучения школьников.

Классификация образовательных средств ИКТ по параметрам:

По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);

  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы);

  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио - видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии словари, периодические издания).

По формам применения ИКТ в образовательном и воспитательном процессах:

  • урочные;

  • внеклассные;

  • индивидуальные;

  • совместные с родителями.



Аспекты использования различных образовательных средств ИКТ

Мотивационный аспект. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе общеобразовательной школы может активизировать мотивацию учащихся в получении образования, поскольку создаются условия для:

  • максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся;

  • широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки;

  • раскрытия творческого потенциала учащихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.)

  • расширения круга общения через сетевые ресурсы;

  • освоения современных ИКТ.

Содержательный аспект. Возможности информационно-коммуникационных технологий могут быть использованы при применении новых форм, методов и приемов подачи учебного материала, при реализации курсов по выбору (курсы, которые учащиеся выбирают в соответствии со своими интересами).
Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения общеобразовательных учебных дисциплин. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д
4.4. Организационный аспект. Информационно - коммуникационные технологии могут быть использованы в различных вариантах организации обучения в начальной школе, а также в сочетании с другими технологиями личностно ориентированного обучения.

Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных достижений обучающихся на основе ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.

Использование ИКТ на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

  • повышается интерес, мотивация учебной деятельности;

  • осуществляется дифференцированный подход;

  • каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

  • за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;

  • облегчается процесс контроля и оценки знаний;

  • развиваются общеучебные компетентности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

Использование ИКТ в учебном процессе должно быть четко регламентировано и основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

  • в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;

  • большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;

  • высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же с использованием ИКТ позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;

  • мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода,  мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением  видеофрагментов.

В Концепции новых образовательных стандартов второго поколения поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.

Современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями и позволяют:

  1. Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация (на уроке это может быть презентация, которую создаёт либо учитель, либо ученик);

  2. Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;

  3. Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;

  4. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;

  5. Мобилизовать внимание обучаемого;

  6. Быть точным и объективным в оценке знаний;

  7. Печатать, воспроизводить и комментировать информацию;

  8. Выходить в мировое информационное сообщество;

  9. Формировать мотивацию к учению и познавательный интерес.

Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления:

Первое – ИКТ включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения.

Второе – ИКТ представляют собой, собственно, технологизацию учебного процесса в самом широком смысле – разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Так, например, на русском языке можно применять комплексные компьютерные программы. При этом режим работы комплексных компьютерных программ может бы обучающим, тренировочным и контролирующим. Интегрируя ИКТ в образовательный процесс, можно обеспечить:

  1. Развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером и работе со специальными обучающими программами;

  2. Развитие творческого мышления за счет выполнения заданий эвристического, исследовательского характера;

  3. Развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов.

Успешность интеграции ИКТ в учебно-воспитательный процесс во многом определяется мотивированностью обучаемых к применению этих технологий. Иногда ученики относятся к новшествам безразлично и даже отрицательно. Поэтому педагогу нужно найти способ, позволяющий и заинтересовать учащихся. А именно: сделать для них использование ИКТ органичным и необходимым.

Итак, место ИКТ в обучении – информационная поддержка деятельности преподавателя и учащихся. Роль ИКТ состоит в расширении образовательных возможностей обучаемых, интенсификации, дифференциации и индивидуализации их деятельности в процессе обучения младшего школьника.

Значение ИКТ заключается в создании предпосылок и условий для совершенствования качества образования, для формирования и развития личности человека, его способностей и социализация в современном обществе.

Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению на основе ИКТ

Для умения формировать мотивацию к учению учитель начальных классов должен хорошо знать особенности психологии младших школьников.

Развитие теоретического мышления: В младшем школьном возрасте идёт интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к перестройке воображения и памяти, превращению их в регулируемые произвольные процессы. У него развиваются способности к обобщению, выделению существенного и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьник научается самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. «На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребёнка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). К окончанию четвёртого класса с развитием теоретического мышления, т.е. мышления, развивается способность к рефлексии, которая является новообразованием подросткового возраста. В.В. Давыдов показал, что при выполнении детьми учебной деятельности на различном предметном материале были выявлены общие особенности психологического развития: рефлексия, анализ и планирование определяют существенную перестройку всей познавательной и личностной сферы детей. Таким образом, необходимо учащихся заинтересовать некоторой теоретической информацией. При представлении таковой в нестандартном виде (средствами ИКТ) интерес к представляемому увеличивается, восприятие и память работают четче и избирательнее.

Память становится мыслящей. Под влиянием обучения память развивается в 2-х направлениях:

  • Усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным).

  • Происходит сознательное управление памятью (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Восприятие становится думающим, поэтому для формирования мотивации к учению у учащихся на уроках необходимо концентрировать внимание на новом учебном материале с помощью схем, таблиц сравнительных и другой наглядности. При отсутствии или недостаточности такой - ИКТ выполнят заданную цель.

Внимание становится произвольным. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. По сравнению со старшим школьником, младшему школьнику трудно заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата в будущем. В младшем школьном возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Оно становится более конкретизированным, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то учитель стремится сделать урок интересным, занимательным, т.е. мотивировать обучение учащихся.

Таким образом, при формировании мотивов к учению учителю следует учитывать следующие психолого-педагогические особенности: непроизвольность внимания, развитие теоретического мышления. Необходимо также помнить, что память у младших школьников мыслящая, а восприятие думающее. Использование ИКТ- компонента в учебном процессе помогает сделать занятия интереснее, продуктивнее, что способствует развитию произвольного внимания, творческого мышления и способностей школьников.

Применение ИКТ на уроках в начальной школе.

Я работаю учителем более двадцати лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои занятия насыщенными, продуктивными, современными. Считаю, что задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, сделать так, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.

Поиск эффективных методик привел меня к информационно- коммуникационным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные ИКТ открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Для того, чтобы учить младших школьников, одного желания мало. Прежде чем начать применять на своих уроках ИКТ, мне пришлось овладеть рядом умений:

  • техническими, т. е умениями, необходимыми для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;

  • методическими, т.е. умениями, необходимыми для грамотного построения урока и обучения младших школьников;

  • технологическими, т.е. умениями, необходимыми для разумного использования средств ИКТ обучению на разных уроках, проводимых в начальной школе.

В 2006-2007 учебном году я начала проводить уроки с компьютерным сопровождением. Для того чтобы методически верно проводить уроки с использованием ИКТ, грамотно составлять презентации, пользоваться различными программами, я прошла обучение в Институте Развития Образования по теме: «Информационные технологии в деятельности учителя – предметника».

Наша школа - новая, современная. На сегодняшний день, использование ИКТ в деятельности конкретного педагога является ограниченной, но возможной. Для реализации компетентностного подхода на уроках в начальных классах имеются необходимые ресурсы: стационарный компьютер; принтер, сканер, стандартный набор программного обеспечения МS Office 2007, а также компьютерный класс с выходом в Интернет на рабочем месте учителя, мультимедийный проектор, медиатека.

Формы использования ИКТ.   

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

  • психологически облегчает процесс усвоения;

  • возбуждает живой интерес к предмету познания;

  • расширяет общий кругозор учащихся;

  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

7.2.  Использование мультимедийных презентаций

Позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Использование ресурсов сети Интернет.http://pedsovet.org/images/stories/users/11906/pedsovetorg.jpg

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, приобретаются навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. Однако в сети содержится не только много полезной информации, но и не совсем достоверной. Поэтому необходимо доверять официальным и хорошо проверенным сайтам, поисковым систем.

ИКТ на конкретном уроке.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

  • как способ создания проблемной ситуации,

  • как способ объяснения нового материала,

  • как форма закрепления изученного,

  • как форма проверки домашнего задания,

  • как способ проверки знаний в процессе урока.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Как считает Левицкий С.П., возможности использования ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, памяти, воображения, мобилизуют внимание учащихся, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений. Это представлено в таблице:

Процессы












Технические функции компьютеров

воздействие на органы чувств

Графика, анимация, звук, цветовая палитра

память

Гипертекст, словари, энциклопедии, многоуровневость подачи учебной информации.

мышление

Постановка проблемы, помощь в выборе оптимального алгоритма решения задачи, проблемные задания, вопросы

обобщение

Выделение основных признаков, объединяющих группу правил; руководство составлением схем, таблиц, алгоритмов и т.д.

укрепление

Повторное воспроизведение важных элементов ЗУН

изменение

Презентация разнообразных заданий и упражнений с большим объемом материала

До сих пор ведётся разработка гигиенических требований к изображению информации на экране с учётом возрастных особенностей учащихся. Доказано, что наиболее благоприятными для чтения с экрана являются следующие цветовые сочетания:


синие знаки на жёлтом фоне;

жёлтые знаки на синем фоне;

красные – на зелёном;

черные - на зелёном.


Также необходимо увеличить размер шрифта как минимум на два пункта по сравнению с традиционными учебниками.

Возможности презентаций:

1.     Демонстрация фильмов, анимации.

2.     Выделение (нужной области).

3.     Последовательность шагов (анимации)

4. Комментарии и аудио- видео- сопровождение.

5.     Движение объектов.

6.     Моделирование.

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке. Если презентация станет основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео - фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point. Для большей наглядности можно ввести настройки демонстрации презентации. Можно также создать и заметки к слайду, отражающие переходы, комментарии, вопросы и задания к слайдам и материалам на них, т.е. методическое оснащение презентации.

Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся. Если презентация - творческая работа учащегося или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше, если с презентацией, созданной учеником, вы познакомитесь заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке. Специфика подготовки урока - презентации безусловно определяется типом урока.

Структура презентаций:

1. Тема урока (презентации). Формулируется в соответствии с темой урока при прохождении программы.2. Основное содержание. В зависимости от типа урока, формы его проведения. Основное содержание может быть представлено: текстовой, графической, схематической информацией по изучаемой теме. Тематической подборкой аудио – и видео- сюжетов и иллюстраций. В основном содержании презентации также использую специальные ссылки и символы (информационные и методические), способствующие привлечения внимания, дающие сигнал к определенным действиям.


3. Итоговая часть. Включает в себя задания для закрепления материала, помещается словарь терминов, дополнительная информация Интернета, домашнее задание. hello_html_m2aaaa7c6.gif

Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для оформления результатов групповой работы выпуска газеты, информационного листка.

hello_html_5ef1df4d.gifМного дополнительного материала можно найти в сети Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов.

Важно отметить, что учителю при использовании ИКТ на уроке отводится очень важная роль. Он составляет урок, подбирает дидактический материал и индивидуальные задания, разрабатывает методические и обучающие цели. Использование ИКТ на уроке позволяет переложить часть работы учителя на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Подбор компьютерных игр и составление из них урока зависит, прежде всего, от проходимого текущего учебного материала и уровня подготовки обучаемых. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, олимпиады разработанные в программе Microsoft Office Word.

Урок с применением ИКТ не только оживляет учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышает мотивацию обучения.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора (проектора) сравнивают способом наложения геометрические фигуры, решают задачи.

ИКТ являются мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Не обладающие красивым почерком и достаточным уровнем грамотности, дети довольны, что их «компьютерное сочинение» выглядит великолепно и ошибки можно исправить, не испортив внешний вид текста. Одни презентации позволяют учителю добиться максимальной активизации обучения, сделать урок эмоционально насыщенным и интересным для учащихся (где проектор минимизирует необходимость использование мела на доске и заметно ускоряет процесс подачи материалов). Другие презентации позволяют оценить глубину понимания слушателями изучаемого материала, умение подбирать и анализировать собранную информацию, выделить главное для исследовательской деятельности учащихся. Так же необходимо отметить и различную способность слушателей, представить результат своих работ.

Использование ИКТ в учебном процессе в начальной школе позволяет моделировать содержание разнообразных учебных проблем с самими учащимися. При этом важное значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где ребенок может быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где создаются доверительные отношения между всеми участниками процесса и активизируется творческая учебно-познавательная деятельность. В данном случае учитель выполняет роль тьютора.сканирование0101

Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Сначала я приобрела Детскую медиаэнциклопедию Кирилла и Мефодия. Но на уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает драгоценное время. Я пришла к выводу, что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к параграфам учебника А.А.Плешакова «Мир вокруг нас». Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый иллюстративный материал. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. В этих дисках я использую не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. В результате я собрала коллекцию уроков-презентаций для уроков окружающего мира. сканирование0112

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии тигров в цирке или театра кукол им. Образцова в Москве, русские народные костюмы, шедевры русского деревянного зодчества. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства и художественного труда. 1001070326

Применяя ИКТ на своих уроках, я сделала вывод, что в данной работе необходимо учитывать следующие факторы:

  • Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).

  • Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером.
    Количество уроков с применением ТСО (компьютера) в неделю не должно превышать 6 - сюда относятся также уроки с использованием телепередач, кинофильмов и т.п.

  • Уровень подготовки класса.

  • Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.

От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Продвинутые учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя значительно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке, таким образом, дидактические возможности современных ИКТ позволяют интегрировать их в существующие формы обучения. При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового материала я использую проектор, CD-диски, обучающие программы, демонстрационные программы, Internet. На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и систематизации умений и навыков я использую обучающее - контролирующие программы. На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяю программы с тестовыми системами.

Примерная схема урока с применением ИКТ:
1. Постановка цели урока - 2 минуты.
2. Работа за компьютером - 10-12 минут.
3. Работа с учебником - 10-12 минут.
4. Закрепление - 10 - 20 минут.
5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.
Компьютер позволяет учителю расширить возможности обычного урока, использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.

Использование данной технологии позволяет учителю:

1.Значительно сэкономить время на уроке.
2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

5. Наполнить уроки новым содержанием.

6. Развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность

учащихся.

7. Формировать элементы информационной культуры;

8. Прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами.

9. Поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.

10. Идти в ногу со временем.


Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.

Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу, так например, на уроках русского языка во время проведения орфографической минутки, я использую презентации, тренажеры со словарными словами, зрительные словарные диктанты; на уроках развития речи в 3 классе в начале учебного года по теме «Повторение пройденного во 2 классе» использовала презентацию по теме «Осень». С целью подготовки детей к написанию мини-сочинения сначала были выбраны словарные слова, затем составлены словосочетания и предложения, которые в последствии переросли в текст об осени.

Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят показать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать. На слайде показан процесс демонстрации ответов к занимательным задачам, которые дети нашли самостоятельно. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей, таким образом, применение ИКТ на уроках усиливает мотивацию школьников при изучении учебного материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала за счет наглядности его представления. Работа на экране позволяет вовлечь весь класс в процесс получения знаний, одновременно исключая вред здоровью детей от мониторов. Важное значение для изучения операций над числами имеет усвоение табличных случаев умножения. Знание таблицы умножения создает основу для всего дальнейшего изучения курса математики. Чтобы обеспечить прочное овладение ею необходимо практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера и использовать средства обратной связи. Это означает, что для каждого ученика нужно постоянно оценивать уровень знаний, фиксировать этот уровень и на основе его анализа предлагать задания для последующей работы. Объем информации, которую необходимо учитывать для всех учеников в классе, очень велик. Поэтому без компьютера провести эту работу невозможно. В то же время усадить всех школьников за компьютеры тоже нельзя из-за ограничения времени работы детей за монитором. Единственным выходом является: готовить задания на компьютере, но раздавать их на бумаге, в виде карточек. Затем результаты работы учеников следует вводить в компьютер, который определяет, какие задания давать школьникам в следующий раз. Итак, использование компьютера в указанных направлениях оказывается успешным. Работа по ним доставляет удовольствие не только ученикам, но и мне. сканирование0106

На уроках математики в 1 – 4 классах в качестве тренажёра для отработки ЗУН я использую «Тренажёр по математике для начальной школы».

На уроках чтения, я использую справочные материалы. Часть презентаций предлагаю сделать самим учащимся (нарисовать иллюстрацию, изготовить поделку и т.д.).

Часто использую комбинированные игры на интегрированных уроках повторения и закрепления ЗУН. SNB10138

На родительских собраниях рекомендую родителям контролировать время и игры, в которые дети играют, и предложить учащимся обучающие и развивающие игры.Результаты уроков с ИКТ превысили мои ожидания. Успеваемость по предметам повысилась. И дело даже не в оценках. Ребята бегут бегом на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями.

Своим опытом использования ИКТ я поделилась с педагогами школы на МО учителей начальных классов.

Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

  • в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

  • при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;

на этапе объяснения нового используются изображения, видеофрагменты.

На этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причём на экране показывается не только задание, но и ответ.

При подготовке к уроку, учитель должен соблюдать определенные требования к материалу, который будет использован на уроке. Презентация должна содержать материал, который только с помощью ИКТ, может быть эффективно представлена учителем. Не должно быть большого количества текстов. Фон презентации должен быть спокойным. Шрифт подбираться соразмерный плотности текста. Слайды должны носить, прежде всего, обучающий характер, а не только демонстрационный. Нельзя применять анимации, которые отвлекают внимание младших школьников.

Раньше единицей измерения качества образования ученика была пятибалльная система отметок. Сейчас она не утратила свою силу, но появились равноправные альтернативы. Одним из таких методов оценивания является портфель достижений. Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду “аутентичных” (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность,

  • расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • и, как результат: способствовать повышению качества образования в целом.

Работу с портфелем достижений мы начали с 1 класса. Они представляют собой папки с накопленным и рассортированным хозяином-учеником материалом. В конце 4 класса ребята проведут презентацию своего портфолио. Есть электронный вариант презентации, чтобы его показать, нужно быть компетентным в сфере информационных технологий. Чтобы накопить материал, нужно активно работать в разных направлениях. Чтобы активно работать в разных направлениях, нужна мотивация и условия работы.

В нашей школе ребята, в том числе и начальной школы, благодаря реализации Национального проекта «Образование» имеют возможность пользоваться современными информационными технологиями

Проблема сохранения здоровья ученика в условиях обучения с использованием информационно – коммуникативных технологий.

Вся польза от информатизации начальной

школы сводится на нет, если повышение

информационной культуры младших

школьников сопровождается ухудшением

их здоровья.

Обучение детей грамотному пользованию сложным электрическим прибором я начала с ознакомления и полного усвоения правил безопасной работы, которые необходимо соблюдать не только в школе, но и дома.

Профилактическую работу по сохранению здоровья младших школьников при работе с компьютером начинаю с организации рабочего места.

Оптимальная высота стола и стула, предупреждающая неправильную посадку и нарушение осанки, должна соответствовать росту ребёнка.

Высота стула и стола в зависимости от роста ребёнка.

Рост ребёнка, см

Высота стола, см

Высота стула, см

85 – 100

40

22

100 – 115

48

28

115 – 120

52

32

120 – 129

56

34

130 – 139

62

38

140 - 149

68

41


Ноги и спина должны иметь опору, а центр монитора должен находиться на уровне глаз или немного выше.

Работа с компьютером приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения. Развивается зрительное утомление, которое способствует возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса.

Для уменьшения зрительного напряжения необходимы:

  • хорошее освещение;S6004741

  • чёткое и контрастное изображение на экране компьютера;

  • расстояние от глаз до экрана компьютера – не менее 50 – 60 см.

Это оптимальные условия от лица до экрана. При более близком расстоянии может возникнуть чрезмерное напряжение аккомодационного аппарата глаз. Сидеть надо прямо, а не сбоку, поэтому одновременно заниматься за компьютером может только один ребёнок, т.к. для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Режим работы – один из факторов профилактики утомления и переутомления ребёнка при общении с компьютером.

Следует помнить: продолжительность непрерывных занятий на компьютере для младших школьников составляет не более 15 минут.

За компьютером дети, как правило, очень активны и эмоциональны. С интересом выполняя задание, они увлекаются и могут долго сидеть у монитора, не чувствуя усталости. Поэтому следует обратить внимание на внешние признаки утомляемости:

  • Потеря контроля над собой: ребёнок трогает лицо, непроизвольно подёргивается.

  • Полное утомление: склонение головы, сползание со стула.

  • Эмоционально – невротические реакции.

Для предупреждения развития переутомления обязательны физкультурные паузы в течение 3 – 4 минут. Упражнение «Крылышки». Основная нагрузка – на мышцы плечевого пояса; предназначено для нормализации работы позвоночника спинного мозга.Руки на пояснице сзади. Кулаки неплотные. Отводить локти назад и вперёд попарно и поочерёдно.

Упражнение «Кочерга». Снимает утомление с туловища и ног. Ногу поднимать перед собой носком вовнутрь. Выполняется сидя ногами поочерёдно и попарно.

Результативность собственной работы:

1.Создание банка мультимедийных электронных пособий к урокам русского языка, математики, окружающего мира, развития речи, ЗОЖ. 2.Банк презентации к урокам, внеклассной деятельности, работы с родителями. 3.Проектная и исследовательская деятельность учащихся, отражающая интересы учеников по предметам и во внеклассной работе. 4.Повышение мотивации к предмету, показателем которого является процент качества знаний по предмету и уровни работ учащихся.

Заключение

Основная задача учителя заключается в том, чтобы занимательность урока с ИКТ не заслоняла учебные цели. Дети моего класса с удовольствием воспринимают использование современных информационных технологий. Даже количество домашних компьютеров детей класса увеличивается (в 1 классе у 2 ребят был домашний компьютер, то в 3 классе у 8 человек). Родители с удовольствием помогают ребятам в подготовке собственных презентаций, в работе над проектами значит, родители понимают значимость ИКТ в жизни современного ученика и работают в единстве со школой. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий.

Список информационных источников:

  1. Баранова Е.В., Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003.

  2. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7.

  3. Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7.

  4. Губайдуллин И. А., ilshat2007@yandex.ru

  5. Intel “Обучение для будущего”(при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 3-е изд. испр. – М. : Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2004.

  6. Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. festival.1september.ru






«Использование информационно – коммуникационных технологий в начальных классах». Обобщение опыта.
  • Начальные классы
Описание:
"Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием " 
К.Д. Ушинский 

 Использование в учебно-воспитательном процессе средств ИКТ направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения учащимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания.
     Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

    Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

    Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе:

  - усиливают положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся.

 - позволяют проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивают наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

 - повышают объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивают  высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

 - расширяяют возможность самостоятельной деятельности; формируют  навыки подлинно исследовательской деятельности.

 - обеспечивают доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.             

     Опыт организации учебного процесса   активного использования ИКТ в  своих  уроках  позволяет  мне  говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

   Компьютер, проектор  и  интерактивную  доску  можно  использовать как:

- индивидуальное средство обучения;

- средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенного оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке;

- интерактивную  доску на каждом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении и повторении.

    В своей работе я использую готовые электронные ресурсы,  сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, провожу  уроки с использованием интерактивной доски.

  

Автор Царегородцева Елена Михайловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2224
Номер материала 21548
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓