ГЕОГРАФИЯ САБАҚТАРЫНДА АҚПАРАТТЫ-КОММУНИКАТИВТІ ТЕХНОЛОГИЯНЫ ПАЙДАЛАНУ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
Рябцева И.А.
ГУ «Среднеобразовательная школа №5». География.
Одним из направлений модернизации системы
географического образования является внедрение компьютерных технологий и
мультимедиа.
Применение в обучении компьютера в сочетании с
аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями
в образовании».
Применение информационных компьютерных технологий
на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и
представляет новые возможности для развития творческих способностей
учащихся:
·
повышает мотивацию учащихся
к учению;
·
активизирует
познавательную деятельность;
·
развивает мышление и
творческие способности ребёнка;
·
формирует активную
жизненную позицию в современном обществе.
Предмет «География» я преподаю в 6-11 классах.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как
поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на
протяжении всего урока. Использование ИКТ при обучении позволяет создать
информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.
Психологические исследования обучающихся на тему «Уровень развития
познавательных процессов у школьников, и его влияние на восприятие учебной
информации с помощью электронного учебно-наглядного пособия» показывают, что
большинство учащихся имеют высокие и средние показатели по следующим
критериям:
·
словесно-логическое
мышление
·
произвольное внимание
·
зрительное воображение
Можно сказать, что большинство учащихся нуждаются в
более наглядном представлении учебного материала, что позволит лучшему усвоению
полученной информации, а так же развитию их творческих способностей. Эти задачи
позволяют решать используемые мной педагогические технологии и применение
информационно-коммуникативных технологий на уроках.
Успешность обучения во многом зависит от того, в какой
форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок
осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и
учеников, форм их взаимодействия.
В настоящее время педагогическая практика испытывает
следующие затруднения:
·
учащиеся имеют
значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания
образования;
·
приоритетными являются
репродуктивные методы обучения;
·
в силу исторически
сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся
одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную
сущность.
Поэтому информационно-коммуникативные технологии
занимают важное место в современном образовательном процессе. Информационные
технологии позволяют по-новому использовать на уроках географии текстовую,
звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными
источниками информации [1].
В современных условиях главной задачей
образования является не только получение учениками определенной суммы знаний,
но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания.
Специфика географии как предмета заключается в том, что
она содержит большой объем материала. Какой бы полной ни была энциклопедия,
она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации
продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее
полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо
переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и
заканчивая газетами и журналами.
Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить
количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска
нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем
глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
Использование информационных технологий,
интегрированные уроки ИКТ и географии, ставят ученика в нестандартные ситуации
и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации
школьника. Как учитель географии использую интерактивные
презентации, электронные немые и контурные карты.
Образованные программы имеют в своём составе видео
фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет,
представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.
Компьютерную презентацию можно использовать в
течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.
Какие же достоинства есть у применения компьютерных
технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у
детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование
компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам
современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки,
звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления
учебной информации [2].
Применение компьютера в обучении позволяет управлять
познавательной деятельностью школьников.
Несмотря на то, что процесс компьютеризации обучения
географии начался не так давно разработана целая серия мультимедийных учебников
к школьным курсам географии.
Мультимедиа курс по-новому представляет содержание
учебника, который позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного
материала, и обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы
развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы
анимации («живые» схемы) позволяют смоделировать на экране географические
процессы и явления в динамике.
Все медиаобъекты способствуют формированию чувственных
образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап
процесса формирования новых географических знаний.
Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал
представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации:
иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов,
сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной
деятельности школьников.
На уроках также можно использовать
презентации, свободно распространяемые в сети Интернет. Компьютерную
презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных
этапах учебной деятельности.
Следует сказать, что современные информационные
технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и
приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно
использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен
обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее
с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях [3].
При организации и осуществлении
учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и
самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные
подходы в преподавании географии, активно использую новые информационные
технологии.
Выделяю три основные
формы работы с ИКТ на
уроках географии.
Во-первых, это их непосредственное
применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и
учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим
лишь верхушку айсберга называемого Землей. Компьютер позволяет накапливать и
сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.
Если раньше стояла проблема
обеспечения учебного процесса географическими картами, то, например, с
использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало
возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в
учебном процессе.
Особенно это касается курса
экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира
меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются
в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более
мобильным источникам, в том числе и Интернет.
Собирая нужные документы (фотографии,
статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления
компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕНТ,
выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с
помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.
Информационно-коммуникативных
средств, которые можно использовать в общеобразовательной школе, достаточно
много. Несомненным прогрессом педагогической практики географического
образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных
учебников.
Мультимедийные учебники для 6-10
классов позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время
подготовки к нему.
Вторая форма работы - это применение
ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и
исследовательской деятельности учащихся по географии внешкольных занятий.
Учителя географии часто сталкиваются
с работой со статистическим материалом, трудность работы с ним заключается в
его быстром устаревании, сложности усвоения. Для решения этой проблемы удобно
использовать технологию учебных проектов. Например, по теме «Заповедники и
национальные парки России» проект содержит несколько интересных картосхем,
диаграмм, пирамид, дополняющих и углубляющих информацию учебника, для создания
которых учащиеся собирали статистический материал в сети Интернет и ежедневной
прессе. Продуктом этого проекта - презентацией я пользуюсь при
объяснении темы «Заповедники и национальные парки России». Работая над
созданием презентации, ребята использовали программу Power Point, которой обучились
на уроках информатики.
Большое внимание в своей
педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской и реферативной
работе с учащимися:
а) в учебном процессе;
б) во внеурочное время.
Исследовательский метод выступает как
обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии и
актуален при изучении региональной географии.
Этапами исследовательской деятельности является:
·
Знакомство со
статистическими данными переписи населения.
·
Обсуждение
социальных проблем.
·
Социологический
опрос населения по данной проблеме.
·
Обработка
полученных результатов и их анализ. Построение графиков в программе Excel
·
Составление
компьютерной презентации.
·
Самостоятельное
представление результатов исследования работы на конференции.
Особая ценность этих работ заключается в
следующих «ключевых» словах:
междисциплинарность - проекты включают несколько
дисциплин и требуют от ребенка поиска и соединения различных знаний;
оригинальность - в основе проекта – нестандартная
идея, оригинальный способ решения задачи;
технологичность -поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и
цифровые устройства (сканеры, принтеры, видеокамера, мультимедиа) и с ними
интересно работать;
завершенность - проект интересен в готовом виде и его интересно преподносить
аудитории.
Третья форма - это применение информационных технологий для обеспечения познавательного
досуга (использование
развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).
Всем известно, что различные формы
внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в
образовательном процессе.
Итак, компьютерные технологии
помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают
мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей
работой.
Таким образом, очевидно, что развитие
познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках
географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных
технологий в преподавании предмета [4].
1.
Гусева А.И., Смольникова
И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А. Применение
ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение
международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе»;
2.
Новенко Д.В. Новые информационные технологии в
обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.:
«Школа-пресс», № 5, 2004 г;
3.
Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности
использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.:
«Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46;
4.
Электронное пособие
Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение
ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS Power Point
для профессионалов и другие работы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.