Главная / История / Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся. (Обобщение педагогического опыта)

Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся. (Обобщение педагогического опыта)

Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся.



(Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Воропаевой Ирины Сергеевны)





Содержание

Название раздела (пункта)

Номера страницы

Введение

3 - 4

1. Информатизация в сфере образования: проблемы и перспективы 
1.1 Компетентностный подход в современном образовании
Формирование ИКТ-компетентности учащихся

5- 6

1.2. Эффективность использования ИКТ на уроках в школе. Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации творческого потенциала и познавательной деятельности учащихся

7 - 10

1.3. Информатизация школьного образования

11 - 15

1.4 Цель и задачи подготовки учителя истории

16 - 17

1.5. Общая методика организация урока с ИКТ

18 - 19

2 Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках истории
2.1.Формы и направления использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории

20 - 26

2.2. Программные средства, используемые в процессе обучения истории

27 - 30 

2.3. Использование возможностей Интернета на уроках истории

31 - 33

2.4.Электронные интерактивные доски – новый этап в применении информационных технологий в образовании

34 - 45

3. Проблемы и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории

46 - 53

Заключение

54 - 61

Список использованных источников

62 - 65






Введение

Актуальность темы исследования. Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом отводится активному применению ИКТ в учебном процессе. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к ним не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании.

Целью исследования обобщение и систематизация опыта применения информационно-коммуникационных технологий на уроках истории. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

- исследование содержания понятия «информационно-коммуникационные технологии»;
- выявление роли и значения информационно-коммуникационные технологий в образовательном процессе;

- исследование форм и направлений использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории;
- рассмотрение преимущества использования интерактивной доски на уроках истории;
- изучение перспектив использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории. 
Объектом исследования в работе является процесс преподавания истории в 5-9-е классы.

Предметом исследования: формы и направления использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых в области анализа применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла, концептуальные подходы, реализуемые в российском образовании.

Информационную базу исследования составил общий и частный опыт преподавания истории в средней школе.

В процессе исследования использовались теоретические методы: анализ педагогических, методических и технологических источников по проблеме с использованием методологического аппарата общей и частных методик преподавания.

Научная новизна исследования заключается в обобщении опыта применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории; исследование направлений совершенствования методики использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории; в анализе использования в учебной деятельности современных средств обучения: ресурсов Интернет, интерактивной доски и т.д.

Практическая значимость исследования сводится к тому, что в работе содержатся практические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе; подробно рассмотрена методика работы с интерактивной доской; указаны адреса ресурсов Интернет, рекомендуемых учителю истории. 

1 Информатизация в сфере образования: проблемы и перспективы 

1.1 Компетентностный подход в современном образовании. Формирование ИКТ-компетентности учащихся 

Современное общество вступило в новый этап развития – информационный, который характеризуется активным внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные области жизнедеятельности социума. В процессе перехода к информационному обществу человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию больших объемов информации, овладению современными средствами и методами ее обработки, он должен обладать определенным уровнем культуры по общению с информацией, владеть современными техническими средствами.

От школы общество ждет модель выпускника (в соответствии с ФГОС второго поколения) с технологичным мышлением, способного к самореализации. Решающую роль в воспитании такого выпускника играет полноценное включение в образовательный процесс информационных технологий учителем.

Происходящие изменения в современных условиях, предъявляют новые требования к школе. Одна из основных целей - создание условий для получения каждым учеником образования, соответствующего его способностям, интересам и возможностям. Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а так же содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.


1.2 Эффективность использования ИКТ на уроках в школе.

Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации творческого потенциала и познавательной деятельности учащихся. 

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: 

- побуждающий аспект активизации деятельности учащихся; 
- возможность конструирования материала для конкретного урока; 
- возможность сочетания разных программных средств; 
- возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения. 

При этом следует помнить, что компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.
Практика показывает, что: 

- использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию учащихся; 

- использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и учащихся для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;

- использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;

- ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны.

Использование ИКТ отвечает данным требованиям. 
На  уроках истории я исользую компьютер, который позволяет расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, формирует у ребят умение самостоятельно находить нужную информацию, повышает интерес к предмету, что положительно влияет на качество знания. 

Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и доступность диалогового общения в интерактивном режиме.

Учащемуся становятся одновременно доступны различные источники информации по теме урока, что расширяет возможности качественного усвоения программного материала, общего развития.

Использование учебных мультимедийных программ создает благоприятные условия для учителя в решении проблем дифференциации, индивидуализации обучения истории в условиях урочной системы. 

Учащийся управляет собственной учебно-познавательной деятельностью самостоятельно с использованием возможностей компьютерной программы.
Автономная работа с мультимедийным материалом может сочетаться с любыми формами учебных занятий, включаться в различные части урока.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Компьютер может выступать в функции учителя, представляя собой источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя и книгу; наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля.

Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. 

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке. 

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

1.3 Общая методика организация урока с ИКТ

При подготовке к уроку в компьютерном классе перед учителем стоят следующие задачи: 

1. Просмотр и экспертная педагогическая оценка всех имеющихся информационных ресурсов и данных программного (мультимедиа) продукта. 
2. Составление выборки из программного продукта. 
Учителю следует продумать, как организовать процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала, представленного в электронном издании по учебному предмету. Для того чтобы провести целый урок в компьютерном классе, следует разработать подробный план учебного занятия. 
Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств информационных технологий. 


На первом этапе учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся выдаются индивидуальные задания.

На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся.

Третий этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока. 

2 Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках истории
2.1Формы и направления использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории.


Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Например, на уроках истории используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Теперь нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. Достаточно открыть соответствующий файл. В него можно записать любой – а не только текстовый – материал, и в нужный момент использовать на уроке. 
Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. Рекомендуется упорядочить весь материал по классам в соответствии с календарно-тематическим планированием. Каждая папка на компьютере может содержать файлы с планом изучаемой темы, соответствующим содержанию текстовым материалом, хронологическим справочником и словарем, схемами и таблицами, картами, картинами, аудиоматериалами или видеосюжетами, вопросами и заданиями.


Во-вторых, имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. 
Для уроков можно создать учебные мини-пособия, содержащие тексты и наглядный материал, карточки-задания, тесты, кроссворды и т. д. Ученики работают с ними как на уроке, так и дома. Создавать печатные материалы можно с помощью прикладных программ Microsoft Office: Word и PowerPoint. 
Редактор таблиц Excel позволяет создавать таблицы, диаграммы и графики, представляя ученикам статистические данные. Сохраняя материалы в электронном виде, мы получаем возможность редактировать их, многократно копировать и печатать (размножать). 

В-третьих, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты.

Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ. Все они имеют неоспоримые достоинства, но главным их недостатком является невозможность систематического использования на уроках. 

Можно использовать готовые электронные учебники, составлять электронные приложения к уроку, к отдельным темам, модулям и т.п., в конструкторе тестов составлять тестовые задания по отдельным темам, модулям, а также привлекать обучающихся, которые используют ИКТ для оформления исследовательских работ, составления проспектов, презентаций, слайд - проектов, бюллетеней.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.

На уроках истории для большей эффективности используются предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора.

При закреплении пройденного материала предлагается учащимся поработать с текстом электронного учебника, выполнить практикумы, интерактивные тесты. При этом используются групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности. Применяют ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока. 
Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаются им творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению MS PowerPoint. 
В 2007 году в Интернете появилась Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Ее адрес http://school-collection.edu.ru. В коллекции можно найти материалы, относящиеся к конкретному учебнику обществознания, экономики. Это словарные статьи, картины, портреты и биографии выдающихся исторических личностей, презентации, интерактивные карты, анимированные графики, тесты и др. Пользователи могут свободно скачать с сайта любой заинтересовавший их электронный ресурс, найти методическую рекомендацию по его использованию на уроке. 

В-четвёртых, компьютер позволяет творческому учителю создавать свои образовательные ресурсы. В пакете прикладных программ фирмы Microsoft Office есть программа, вполне доступная каждому учителю и ученику, имеющему элементарные знания в области ИКТ, — программа PowerPoint. Она позволяет создавать презентации, которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся. 

В процессе преподавания истории можно использовать презентации нескольких видов.

Среди них:  

1) "Лекции" — это видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами, схемами и диаграммами. Необходимый материал постепенно выводится на экран по ходу урока, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Можно использовать слайд-задания и организовывать обсуждение проблемы, подводить итоги. 

2) "Домашние работы", которые содержат необходимую информацию, вопросы и задания для работы с ней. Они позволяют ученикам ликвидировать пробелы, вызванные пропуском занятий. Их можно использовать при индивидуальном или дистанционном обучении учащихся.
3) "Экскурсии" и "галереи", которые позволяют школьникам приобщиться к шедеврам мировой художественной культуры, более глубоко изучить вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. 
4) " Задачники и тренажеры", которые содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома. 

Использование презентаций позволяет решить проблему наглядности, дает возможность создавать и использовать разнообразные карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, схемы и диаграммы. Позволяет частично заменить записи на доске, учебные тексты, рабочую тетрадь, карточку для самостоятельной работы ученика.
Процесс создания презентаций — процесс творческий. И к этому творчеству необходимо привлекать учеников. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Например, при закреплении знаний, используя программу PowerPoint, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся, совместное творчество учителя и учеников по созданию слайдов.

Это создаст благоприятный психологический климат, сформирует умение работать в группе. 

Представление докладов, рефератов, проектов может (а в старших классах — должно) сопровождаться презентацией. 

Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Создание мультимедийных проектов расширяет горизонты исследовательской деятельности ученика, способствует повышению интереса к предмету, формированию коммуникативной культуры. 

Такие уроки проходят наглядно, интересно, никто не остается в стороне. 
В-пятых, компьютер позволяет использовать различные источники информации, в том числе ресурсы сети Интернет. 
Важное значение в работе имеют Интернет-ресурсы. Например, на уроках истории невозможно обойтись без сетевых информационных ресурсов. Ресурсы музеев и историко-культурных заповедников помогают организовать виртуальную экскурсию, а сайты виртуальных путешествий – интересное учебное виртуальное путешествие непосредственно на уроке.
Огромную помощь в подготовке уроков оказывает Федеральный центр информационно-образовательного ресурса (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru , который обеспечивает доступ к центральному хранилищу образовательных ресурсов. Удобство заключается в том, что можно скопировать нужный модуль на свой компьютер, и использовать на уроке либо целиком, либо какую-то часть его. 

Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться как источник дополнительной информации по предмету, инструмент исследования, способ самоорганизации и самообразования, возможность личностно-ориентированного подхода. Но при этом не следует забывать, что учитель должен руководить своими учениками в их путешествии по сети. Кроме повышения мотивации, наглядности и создания эмоционального настроя, использование компьютеров на уроках позволяет повысить эффективность деятельности учителя и учащихся.

Привлекая ребят к такой работе, наблюдается положительный эффект – материал, традиционно трудно усваиваемый, в изложении одноклассников воспринимается по-другому. И при подготовке электронных приложений к урокам, тестов у ребят прививается интерес к предмету, и углубляются знания по экономике, праву и истории.

Таким образом, использование ИКТ позволяет проектировать  грамотный, профессиональный, технологичный урок. А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков.

2.2 Программные средства, используемые в процессе обучения истории

 Программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и другие могут с успехом использоваться учителями истории. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. Учитель истории может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам, либо использовать готовые. В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций по предмету история. Например, на сайте сетевого объединения методистов Федерации интернет - образования: http://center.fio.ru/som/ . Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций, для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.).

Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр. 

Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр. 

В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса. Известны примеры использования этой программы для создания электронных журналов.


Энциклопедии – предназначенные для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. Можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории. Исторические энциклопедии: CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» , CD«Династия Романовых. Три века российской истории». К энциклопедиям-путеводителям, позволяющим совершать мультимедийное путешествие можно отнести: CD «Святая Русь», «Храмы Санкт-Петербурга», «Золотое кольцо России»CD «Россия»CD «Московский Кремль»Ряд изданий можно отнести к энциклопедическим условно, они содержат познавательную информацию по частным историческим периодам, персоналиями, по истории искусства и пр. Например, CD «Эрмитаж»CD «Битва за Москву» и CD «От Кремля до Рейхстага»,CD «Генералиссимус Суворов», CD «Наполеон и Александр» И наконец, энциклопедические словари и справочники, которые являются электронной версией «бумажных» изданий.: CD «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия»CD «Библейский компьютерный справочник»[18].

Программы – библиотеки (сборники различных текстов), снабженные поисковыми системами. Они также являются электронной версией бумажных изданий. В серии CD «Классика. История России» помещены собрания сочинений Н.М.Карамзина, И. Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского и др. 

Программы-репетиторы – ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену). CD «Репетитор по истории» - это тестирующая программа для школьников и абитуриентов.

Задачники – программы, позволяющие организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. Например, задачи по истории древнего мира содержатся на CD«Загадки сфинкса».

Электронные учебники - совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для регулярных систематических занятий по предмету. В 1997/98 учебном году был издан первый в отечественной педагогической практике компьютерный (мультимедиа) учебник по предмету история: CD «История России: XX век». Этот учебник является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения. (3) На сайте издательства, по адресу: http://www.history.ru/ можно скачать обновление к программе и методические рекомендации по ее использованию (в том числе подробное описание вариантов использования учебника на уроках). Позже появились виртуальные учебники CD «История Отечества IX-XVIII вв.»CD «История Отечества. 882-1917» и другие.


 2.3 Использование возможностей Интернета на уроках истории

Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line или off-line.

Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru

Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ . Это библиотека электронных ресурсов http://www.hist.msu.ru/ER/index.html , содержащая электронные тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономической истории России конца XIX – начала XX вв., аннотации книг Исторического факультета МГУ. Кроме того, на этом сайте можно найти коллекцию ссылок на исторические ресурсы, возможно, самую большую в русскоязычной части Интернета.
Профессионалы и любители создают в Интернете сайты посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. Большую библиотеку античной литературы можно найти по адресу http://cyrill.newmail.ru/index2.html. В глобальной сети созданы уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций: cайт по истории Древней Месопотамии http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/ , сайт о Древнеримской цивилизации http://rome.webzone.ru/ и Древнеегипетской цивилизации http://www.kemet.ru/ 
На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе.

При изучении истории XX века с успехом можно использовать материалы сайта «Из архивов русскойреволюции» http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm , на котором открыты для доступа произведения руководителей революционного и «белого» движений.

Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/ - и его раздел «история», который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за 1999 – 2003 гг. http://his.1september.ru/index.php и сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/ . На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.
Учитель истории может найти в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения в старшей школе на сайте российской Федерации интернет-образования, а точнее его в его разделе СОМ (Сетевое объединение методистов), который расположен по адресу http://center.fio.ru/som/ . 
Интересный проект, получивший название «Хронос – всемирная история в Интернете» был осуществлен в Интернете под руководством Б.В. Румянцева 
http://www.hronos.km.ru/ . Этот сайт содержит многоуровневую систему хронологических таблиц, описывающих события всемирной истории в различных регионах мира. 

На ряде серверов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике. Владельцы этих сайтов создают коллекции ссылок на ресурсы сети Интернет, связанные с исторической информацией. Наиболее полно такие коллекции представлены на сервере фирмы «Клио - софт»http://www.history.ru , и на сайте исторического факультета МГУ. 

2.4 Электронные интерактивные доски – новый этап в применении информационных технологий в образовании.


Одним из залогов успешного решения задачи построения новой модели профессиональной школы является радикальное переоснащение всего учебного процесса на базе современных информационных, коммуникационных, интерактивных и аудиовизуальных технологий.

Однако недостаточно оснастить учебный процесс современными средствами обучения, необходимо научить преподавателей пользоваться ими, по-новому проектировать содержание учебных занятий и методику их проведения.

Необходимым помощником для преподавателей и методистов в реализации интерактивного обучения являются современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В профессиональных кругах уже устоялся термин «образовательные информационные технологии» (ОИТ) –  область ИКТ, направленная на решение задач информатизации учебного процесса. Для качественного изменения образовательного процесса с использованием ИКТ необходимым условием является наличие интерактивной доски. Электронная интерактивная доска - это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Интерактивные доски можно использовать как при работе в большой аудитории, так и в маленьких группах. С их помощью можно разнообразить процесс обучения: преподаватель может читать лекцию, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет-ресурсы. Писать и делать пометки можно поверх всех документов, диаграмм и веб-страниц. Любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте и поместить на сайт.

Можно выделить следующие способы работы преподавателя с доской, которые можно применять на уроках специальных дисциплин при использовании электронной интерактивной доски:

- работа с текстом и изображениями;

- создание  заметок с  помощью  электронных чернил;

- сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в интернете или печати;

-коллективный просмотр Web-сайтов;

- создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
- демонстрация  и  нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов.

Интерактивная доска это прекрасный инструмент для организации материала при подготовке к уроку и отличная возможность стимулировать учащихся следить за действиями учителя. Интерактивная доска улучшает организационные навыки учителя, позволяет ему экономить учебное время, затрачиваемое в традиционных технологиях на записи, рисунки, схемы на «классической» доске с помощью мела. Интерактивная доска может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе.

Учащиеся могут делать записи на доске маркером или пальцем, рисовать поверх любых приложений или сайтов, выделять главные мысли. Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко. Преподаватели замечают, что благодаря появлению в аудитории интерактивной доски меняются даже самые проблемные ученики. Ученик, который раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно срывал уроки, направляет свою энергию на работу вместе со всеми в рамках выполнения заданий с использованием интерактивной доски.

Подготовится преподавателю к уроку с использованием ИД несложно. Это 
можно сделать на своем домашнем компьютере. Программа SMART Notebook позволяет открывать на интерактивной доске сразу несколько окон, а также предлагает обширную коллекцию рисунков и обучающих материалов, которые помогут вам в проведении занятий. На уроках преподаватель просто открываете заранее подготовленный файл на интерактивной доске. А затем можно фиксировать идеи учеников, писать поверх веб-сайтов и сохранять всю необходимую информацию в этом же файле. Время урока должно быть посвящено изучению новой темы, а не поискам нужных материалов или чтению длинных лекций, которые учащиеся должны записывать слово в слово. Если преподаватель сохранил материалы прошедшего занятия, они всегда будут доступны для тех, кто отсутствовал, и, возможно, они пригодятся и в следующем году. Для преподавателя очень важно, как следует подготовиться и обеспечить хороший темп занятия, сохранив его на протяжении всего урока. Интерактивные доски экономят время, так как они позволяют хранить все материалы в одном компьютере. Интерактивные доски можно использовать как при работе в большой аудитории, актовом зале, например при проведении конференций, так и в маленьких аудиториях. Любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте, например, ученикам, которые отсутствовали на занятиях, для самостоятельного изучения темы.

Преподаватель может по-разному классифицировать материал на доске: используя различные возможности перемещать объекты, работать с цветом, 
привлекая к этому процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учеников на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он использует те или иные возможности доски. Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Преподаватель может, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как ученики его усвоили. Интерактивные доски помогают преподнести новую информацию, стимулируют обсуждение темы и процесс создания новых идей. Учащиеся признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии. 
Таким образом, можно отметить, что:

- электронные интерактивные доски обогащают процесс подготовки преподавателя к занятиям;

- они просты в использовании как для преподавателей, так и для учащихся, 
поэтому время от установки доски до начала использования ее возможностей (число которых в процессе осваивания многократно возрастает) предельно мало; 
- ИД побуждают преподавателей включать в разрабатываемые уроки разнообразные электронные материалы.
- преподаватели могут сохранять сделанные на уроке комментарии для использования их в других классах или в следующем учебном году. Интерактивная доска позволяет с легкостью создавать коллекцию дидактических материалов, которые можно постоянно обновлять и которые «оживляют» уроки, делая их интересными и эффективными; 
- электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами.
- электронные интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии. Это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. С помощью интерактивной доски возможно всецело завладеть вниманием учеников на всех уроках и получить возможность общаться с присутствующими, не отходя от доски, продолжая работать с материалом. Наглядные материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты, возможности выделения значимого для восприятия в цвете и др. текста, обеспечивают поддержания внимания учащихся в течение всего урока;
- интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него всю группу. Все ученики (вне зависимости от успеваемости) с появлением 
интерактивной доски проявляют активность на уроках. Ответы учеников перед электронной интерактивной доской позволяют преподавателю наладить с группой действенную обратную связь;
- каждый педагог мечтает, чтобы на уроке работали все ученики. Этого удается, когда используешь ИД. У учащихся появляются любимые программы и задания, иногда они просят установить именно их. Им легко и интересно учиться. Каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами. Большой интерес к новой доске проявляют родители. На родительских собраниях они просят показать программы и задания, которые выполняют ученики на уроках, пробуют выполнить эти задания сами на доске.

3. Проблемы и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории

Дальнейшее использование информационно-коммуникационных технологий будет способствовать:

- вовлечению учащихся в сознательную деятельность (по самостоятельному составлению презентаций с помощью компьютерных средств и средств мультимедиа); 
- использованию различных программных средств тестового контроля на уроках математики (программы с пакета Microsoft Office (тесты в Word, Excel, PowerPoint), специальные редакторы тестов)); 

- использованию Интернет ресурсов (при выполнении творческих заданий, при написании рефератов, при поиске необходимой информации и т.п.)  не только педагогом, но и учащимися. 

Тем не менее, можно отметить ряд проблем.

Во-первых, сдерживающим фактором использования ИКТ является недостаточная квалификация преподавательского состава. Хотя для учителей проводятся краткосрочные курсы, связанные с компьютерными технологиями, но в основном они направлены на ликвидацию компьютерной неграмотности, крайне редко предлагаются курсы повышенного уровня. 
Во-вторых, фактором, тормозящим развитие применимости ИКТ, является технический аспект. С одной стороны, ощущается недостаток оборудования для чтения лекций и проведение практических занятий в виде презентаций в PowerPoint (компьютерные проекторы, ноутбуки, телевизоры и видеомагнитофоны и т.д.), так как сегодня многие, умеющие пользоваться ИКТ технологиями преподаватели, согласны их применять. С другой стороны, наглядно проявляется нехватка специально оборудованных аудитории. 
В числе положительных моментов применение информационных технологий в образовании называется возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к обширным информационным ресурсам, наличие обратной связи. С помощью компьютера учащийся может очутиться в самом разном окружении, требующем от него творческого подхода. Использование Интернета способствует смене авторитарного стиля обучения на 
демократический, когда обучающийся знакомится с различными точками зрения на проблему, сам формулирует свое мнение.

Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности.
Задачами учителя при использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках истории являются:

- активизация познавательной активности учащихся, через систему нетрадиционных уроков, с использованием ИКТ;
- развитие умения рассуждать и мыслить;
- развитие творческих способностей учащихся, через систему    индивидуальных и коллективных творческих заданий;
- развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников)
- развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.


Заключение

Изменение в образовательной системы, связанное с переходом от монокультурной традиции к диалоговой культуре, повлекло за собой серьезные изменения в технологиях преподавания. Данный процесс ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия участников образовательного процесса. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.

 Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Применение ИКТ позволяют реализовать  идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а так же  содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свое направление в процессе познания. Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют по –моему мнению решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.  Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде  творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.)  и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся. Считаю, что информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.     Возможно использовать программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop . Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, используется для создания  наглядно - образного представления исторического прошлого.  В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций по предмету история. 

Кроме того, широко практикуется создание презентаций, для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.).  В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel, создают контролирующие тесты по различным разделам исторического курса.
Интернет можно рассматривать как часть информационно – 
коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Образовательные ресурсы Интернета используют для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные. 

В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках истории. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний учащимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания. Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Многие затрудняются  работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал. Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. Решить эту проблему может использование ИКТ на уроках истории. Это подтверждается концепцией развития школы и федеральной концепцией информатизации образования.

Для определения результативности своего исследования мною были выделены следующие критерии:

Уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

  • Отношение учащихся к изучению истории;

  • Уровень мотивации учения;

  • Уровень познавательной активности;

  • Рейтинг предмета среди других школьных дисциплин.

Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников в 5-9 классах с 2011-2014 учебного года.
Проведенный мною анализ уровня обученности за три года позволяет заключить, что при стабильной 100%-ой успеваемости уровень качества знаний повысился с 54% до 82%.


Таблица 1. Динамика уровня обученности учащихся 5-9 классов за три года.



Учебный год



2011-2012



2012-2013



2013-2014


Уровень успеваемости учащихся


100%


100%


100%


Уровень качества знаний учащихся


54%


73%


82%



Для оценки уровня мотивации и познавательной активности старшеклассников был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению основанный на опроснике Ч.Д. Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой, 1987 г.), направленный на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева. Было проведено два среза. Первый срез проводился в 2011-2012 учебном году, второй через два года, в 2013-2014 учебном году. Протестированы учащиеся 6-9 классов. По полученным мною данным учащихся можно разделить на пять групп с различным уровнем мотивации. Сравнительный анализ уровня мотивации школьников на первом и втором срезах показывает, что у учащихся происходят значимые сдвиги в сторону позитивного отношения к учению. Изменения можно проследить в таблице 2.

Таблица 2. Динамика изменения уровня мотивации к учению.


Уровень мотивации


Характеристика уровня мотивации


1 срез

2011-2012 уч.г.


2 срез

2013-2014 уч.г.


1 уровень


Продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему.


20%


40%


2 уровень


Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению.


20%


46%


3 уровень


Средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.


45%


10%


4 уровень


Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.


10%


4%


5 уровень


Резко отрицательное отношение к учению.


5%


0%



Анализ качественных показателей произведенных срезов, одним из которых была познавательная активность, выявил по тем же тестируемым группам учащихся изменения, которые можно проследить в таблице 3.


Таблица 3. Динамика уровня познавательной активности.


Уровень познавательной активности


1 срез

2011-2012уч.г.


2 срез

2013-2014 уч.г.


Высокая познавательная активность


22%


40%


Средний показатель активности


58%


55%


Низкий показатель активности


20%


5%



В школе ежегодно проводится опрос учащихся по изучению рейтинга школьных дисциплин. За последние три года рейтинг истории в школе вырос: предмет переместился с шестого места на четвертое. 


Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на воспитание личности безопасного типа, обеспечение успешного обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий, создание условий для самореализации школьников в учебной деятельности.

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:

  • Познавательная активность учащихся на уроках истории в течение трех лет изменяется, что объясняется превращением учебника из объекта учебного процесса в его субъект посредством применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения;

  • Применение информационно-коммуникационных технологий способствует достижению высоких результатов в развитии познавательной активности в процессе обучения;

  • Использование информационно-коммуникационных технологий в организации учебной деятельности способствует активизации процессов саморазвития и самообразования школьников, позволяет добиться успешности каждого ученика в процессе изучения курса истории.

Так же мною были получены следующие теоретические результаты:
1. В настоящее время одна из основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. Одновременно происходит информатизация образования - внедрение новых информационных технологий: на уроках используются компьютерные обучающие программы, создаются компьютерные презентации силами учителей и учеников, проводится компьютерное тестирование и моделирование, поиск необходимого материала в Интернете. Государство вкладывает значительные ресурсы в информатизацию образования Основная цель информатизации образовательного пространства – повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом.

2. Компьютерная революция, свершившаяся на наших глазах в течение последних десятилетий, естественно затронула и систему народного образования. Компьютер в этой системе занял уникальное положение. Во-первых, он сам стал объектом изучения, а с другой стороны – явился удобным техническим средством обеспечения учебного процесса. Работу с компьютером и различными компьютерными программами изучают в школах и других учебных заведениях. Многие учащиеся используют компьютеры как вспомогательное средство при подготовке домашних заданий, сообщений, рефератов и других работ.

3.Компьютерная техника очень хорошо подходит для активизации учащихся на занятиях по любому предмету. Преподаватели самых различных дисциплин все шире и шире используют компьютеры в своей повседневной практике. Это и подготовка карточек, методических раздаточных материалов, использование средств ИКТ в качестве наглядности при объяснении нового материала, а так же различные способы закрепления и проверки усвоенных знаний.

Исходя из этого, следует, что включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга, что способствует интересу к ученью. 

Список использованных источников:

  1. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - М.: изд. Филинъ, 2010. - 616 с.
    2. Берязева, Н. Интерактивные доски SMART – вы пробовали? // Ит-курьер. - Вып. 27.11. - 03.12.2008. - М., 2008.
    3. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. - М.:Педагогика, 2009. – 134 с.
    4. Гузеев, В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. - М.:Центр «Педагогический поиск», 2009. – 230 с.
    5. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - М.:Можайск-Терра, 2008. – 56 с.
    6. Звонарева, О.М., Самойлова Т.А. Использование возможностей интерактивной доски в процессе преподавания истории. // Образовательный форум. 02.2009.
    7. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2010. – 126 с.

8. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. - Режим доступа: http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/
9. Мартынова, М.С. SMART – технологии в современном образовании//Современное образование: содержание, технологии, качество : Материалы международной конференции. - СПб., 2010.- с.174-179.
10. Патаракин, Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Геокешинг, Геотагинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал в образовании: Новое поколение учебных проектов городских улиц и сетевых сообществ – М.: Институт развития образовательных технологий, 2010. – 36 с. 
11. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 2008. – 220 с.
12. Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т. В. Руденко. - Томск, 2010. - Режим доступа:  http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/
13. Румянцев, В.Б. Всемирная истории в Интернете.// Преподавание истории и в школе. 2009 № 8. С.75-77
14. Уваров, А.Ю. О некоторых дискуссионных вопросах информатизации школ // Информатика и образование. – 2009. – № 1. – с. 77-89. 
15. Усенков, Д.Ю. Интерактивная доска SMART Board: до и во время урока // Журнал «Информатика и образование». - Вып. 4. - М., 2009. – с. 78-83.
16. Чернов, А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2008, № 8. – с. 47-56.

17. Ястребцева, Е.Н. Система обеспечения качества программы обучения учителей школ и студентов педагогических специальностей. – Сайт программы Intel® «Обучение для будущего», 2009. – Режим доступа: http://www.iteach.ru/about. 

18.Электронный ресурс [festival.1september.ru/.../513744/ ]

19.Электронный ресурс [www.smartboard.ru]

20.Электронный ресурс [www.synchroneyes.com]

21. Электронный ресурс [www.tds-prometey.ru 



Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся. (Обобщение педагогического опыта)
  • История
Описание:

Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

    

    

 

(Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Воропаевой Ирины Сергеевны)

 

В условиях реализации ФГОС использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом отводится активному применению ИКТ в учебном процессе.

Целью моего исследования является: обобщение и систематизация опыта применения информационно-коммуникационных технологий на уроках истории.

Научная новизна исследования заключается в обобщении опыта применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории; исследование направлений совершенствования методики использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории; в анализе использования в учебной деятельности современных средств обучения: ресурсов Интернет, интерактивной доски и т.д.
Практическая значимость исследования сводится к тому, что в работе содержатся практические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе; подробно рассмотрена методика работы с интерактивной доской; указаны адреса ресурсов Интернет, рекомендуемых учителю истории. 

 

Надеюсь, что представленная работа будет интересна и полезна учителям истории, тем, кто любит творить и учить детей мыслить неординарно.

Автор Воропаева Ирина Сергеевна
Дата добавления 01.02.2015
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 2157
Номер материала 55392
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓