Главная / Физика / Использование ИКТ в преподавании физики в свете ФГОС третьего поколения

Использование ИКТ в преподавании физики в свете ФГОС третьего поколения



Майборода Иван Александрович

учитель физики ГБОУ СОШ №286

г. Санкт - Петербурга


Использование ИКТ в обучении физике

в свете ФГОС третьего поколения

Информационные технологии обучения, основанные на применения компьютеров, позволяют по-новому решить многие задачи. Безусловно, что поражает всякого, кто знакомится с новыми информационными технологиями, так это диапазон возможностей, которые они открывают для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом.

В настоящее время в школе слабая материально-техническая база (наследие времен работы в советской школе, когда новейшее оборудование доставалось только новым построенным школам), из-за чего проведение лабораторных работ порой невозможно. А с помощью компьютерных программ можно продуктивно проводить лабораторные работы. При выполнении таких работ учащиеся, помимо физических знаний, показывают умение работать с компьютером.

Для повышения интереса к предмету под моим руководством учащимися старших классов была начата работа по созданию небольших видеофильмов по курсу физики 9 класса. Результат работы можно использовать при объяснении нового материала, в качестве видео вопроса по данной теме в старших классах, и как дополнительный материал в основной школе.

При подготовке учащихся к итоговой аттестации, а именно к ЕГЭ, используются программы для подготовки к экзамену, а также ресурсы сети Интернет.

Если использовать компьютер, как коммуникативное средство при обучении физике, то профессиональная позиция педагога заметно меняется. Из носителя готовых знаний и способов работы учитель превращается в руководителя, посредника и помощника учащихся в процессе их совместной работы. Программные средства, обучающие программы, компьютерные среды, компьютерная коммуникация выступают как взаимосвязанные средства для построения учебного процесса. Компьютер превращается в обычный рабочий инструмент, какими сегодня являются книга, тетрадь и карандаш.

Применение ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
Отличительные особенности ФГОС 2 ( а теперь и 3 ) поколения.

 По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял.

Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни.

На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.

Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Изменилась структура стандарта

 ФГОС представляет собой совокупность требований:

1) к структуре образовательной программы;

2) к условиям реализации образовательной программы;

3) к результатам освоения образовательной программы.

Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный  подход.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретные операционные цели образования.

Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты.


Если учитель хочет быть интересным для своих учеников, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта, он, по меньшей мере, должен теоретически представлять, как можно использовать компьютер на уроке, а, как максимум, использовать эту машину с ее огромными универсальными возможностями.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю значительно разнообразить процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Все это помогает в свете новых требований формировать у учащихся УУД, которые не просто вырабатываются в процессе обучения , но и запоминаются надолго.

Отдельно можно поговорить о мультимедийных сценариях уроков.

Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point . Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.

Использование таких сценариев, по сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя обращаться к мелу и доске, высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

     Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служат:
*  
CD диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике (фирмы «Кирилл и Мефодий », , фирмы « Физикон »), «Физика 7-11 кл» и др.

  • Материалы из Интернет-источников;

  • Материалы, созданные собственными руками или руками учеников школы – видеоролики;

  • электронные учебники:

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Работа № 1.

Урок физики с использованием ИКТ
Тема: «Линзы. Построение изображений в линзах»

Примерный план урока
Цели.

  1. Рассмотреть зависимость размеров и расположения изображения предмета в собирающей линзе от положения предмета относительно линзы.

  2. Научиться делать построение изображений, даваемых линзой.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска или экран с проектором.

Ход урока

1. Фронтальный опрос по материалу домашнего задания:

  1. Что называют линзой?

  2. Какая линза называется тонкой?

  3. Какие линзы собирающие, а какие рассеивающие?

  4. Что называют оптическим центром линзы?

  5. Основные характеристики линзы (линейное увеличение, фокусное расстояние, оптическая сила линзы)?

  6. Какие лучи используют для построения изображений в тонких линзах (“три волшебных луча”)?

Правильные ответы выводятся на экран.

2. Новый материал:

Учащимся предлагается построить изображение точки А, лежащей на главной оптической оси, используя те лучи, ход которых после преломления известен.

При использовании интерактивной доски, один из учащихся работает у доски, остальные учащиеся работают в тетрадях самостоятельно. Затем правильный рисунок выводится на экран и осуществляется самопроверка с обсуждением хода решения.

Рассмотрим изображения, получаемые с помощью тонкой собирающей линзы. Результаты занесем в таблицу.

При использовании интерактивной доски, один из учащихся рассматривает данный случай на доске, затем осуществляется проверка.

Таблица 1

 

Расстояние от предмета до линзы

Построение изображения

Расстояние от линзы до изображения

Характеристики изображения

Применение.

1.

d > 2F

hello_html_m649efd0d.png

Рис.1

F < f < 2F

Перевернутое, уменьшенное, действительное.

Фотоаппарат.


2.

F < d < 2F

hello_html_m7a6ea554.png

Рис. 2

f > 2F

Перевернутое, увеличенное, действительное.

Проекционный аппарат, кинопроектор.


3.

d < F

hello_html_m44b752b4.png

Рис. 3

f > F

Прямое, увеличенное, мнимое.

Лупа, микроскоп.


Так же можно рассмотреть случаи, когда предмет находится в главном фокусе и в двойном фокусе линзы.

3. Дополнительное задание
Построить изображение произвольного предмета в тонкой собирающей линзе.
4. Домашнее задание

Построить изображение предмета АВ, если он расположен перпендикулярно главной оптической оси, между фокусом и двойным фокусом, причем, точка А лежит выше главной оптической оси, а точка В – ниже главной оптической оси.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются  как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.
Использовать ИКТ при обучении физики можно на различных этапах урока. Например, это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по физике: мультимедийные энциклопедии, электронные учебники; разработка уроков сопровождения с использованием цифрового проектора, тщательно подобранного видеоряда, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке и другие формы.
Основная проблема заключается в том, что многие педагоги - предметники применяют методы информационных технологий бессистемно.

Система использования ИКТ в преподавании физики в образовательном учреждении должна представлять из себя поэтапное формирование и разделение групп различных направлений деятельности учителя и учащихся по созданию и использованию мультимедийных, программных и информационных продуктов при обучении, а также во внеурочной деятельности по физике. (см. Приложение 1).
Использование ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяют творческие возможности учителя и учащихся, повышают интерес учеников к предмету, стимулируют учеников к усвоению сложных тем. Учитывая специфику предмета, можно сказать, что компьютер становится не роскошью, а необходимостью, продиктованной требованиями к современному образованию, рабочим инструментом. Он расширяет способы преподавания, позволяя глубже проникать в суть рассматриваемых явлений.

Современные требования, предъявляемые к школьным программам, стремление снизить учебную нагрузку, привели к уменьшению количества часов, отводимых на изучение физики, что не позволяет в полной мере изучить отдельные темы, методику решения задач, выполнить практические работы.

ИКТ обеспечивают ускорение темпа урока, наглядность подачи материала, возможность возврата к повторению ранее изученного (за счет накопления информационных наглядных пособий).

В настоящее время образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на такую организацию учебного процесса, при которой на первое место выходит активная, самостоятельная познавательная деятельность учащихся. При таком подходе учащиеся не только получают новые знания, но и развивают свои информационное и коммуникативные умения, способность искать необходимую информацию в разных источниках (Интернете, справочниках, энциклопедиях и т.д.), переводить ее из одного вида в другой (из текста — в таблицу или схему, из рисунка, графика схемы — в текст и т.д.), оценивать (комментировать), использовать при решении учебных задач (подготовка доклада, презентации и т.д.), публично выступать, вести диалог, участвовать в обсуждении и т.д.
Преимущества использования компьютерных технологий:
• индивидуализация обучения;
• интенсификация самостоятельной работы учащихся;
• повышение познавательной активности и мотивации;
• объем выполненных заданий больше, чем на обычном уроке;
• возможность выбора уровня трудности задания;
• возможность проявить творческие способности.
Проблемы:
• недостаток качественного программного обеспечения;
• недостаточная компьютерная грамотность учителя;
• нет компьютера в домашнем пользовании;
• отсутствие демонстрационного центра;
• отсутствие контакта с учителем информатики.
Использование ИКТ дает положительные результаты. При этом важна роль учителя как наставника в организации эффективной учебной деятельности, направленной на формирование у учащихся знаний и способности применять их на практике.
Применение ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками серьезных тем. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.

Если учитель хочет быть интересным для своих учеников, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта, он, по меньшей мере, должен теоретически представлять, как можно использовать компьютер на уроке, а, как максимум, использовать эту машину с ее огромными универсальными возможностями.

Список информационных ресурсов.

  1. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителя и классных руководителей, студентов педагогических. учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. – 176 с.

  2. Информационные технологии в образовании./ Материалы научно-практической конференции. – Саранск, 2004

  3. Уроки физики с применением ИКТ в 7-11 классах. - М.: «Глобус»,2010

  4. http://fiz-mat.ucoz.ru

  5. http://seninvg07.narod.ru


Использование ИКТ в преподавании физики в свете ФГОС третьего поколения
  • Физика
Описание:

Информационные технологии обучения, основанные на применения компьютеров, позволяют по-новому решить многие задачи. Безусловно, что поражает всякого, кто знакомится с новыми информационными технологиями, так это диапазон возможностей, которые они открывают для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом.

В настоящее время в школе слабая материально-техническая база (наследие времен работы в советской школе, когда новейшее оборудование доставалось только новым построенным  школам), из-за чего проведение лабораторных работ порой невозможно. А с помощью компьютерных программ можно продуктивно проводить лабораторные работы. При выполнении таких работ учащиеся, помимо физических знаний, показывают умение работать с компьютером.

      Для повышения интереса к предмету под моим руководством учащимися старших классов была начата работа по созданию небольших видеофильмов по курсу физики 9 класса. Результат работы можно использовать при объяснении нового материала, в качестве видео вопроса по данной теме в старших классах, и как дополнительный материал в основной школе. Надеюсь, что моя работа заинтересует преподавателей физики.

Автор Майборода Иван Александрович
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 971
Номер материала 13478
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓