Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИспользование ИКТ в образовательном процессе

Использование ИКТ в образовательном процессе

Скачать материал

XXI  век - век  глобализации,
информатизации, высоких технологий
и  открытого  общества.

 

 

 

 

 

 

XXIвек – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в   XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:

Ø вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс;

Ø совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

Ø широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;

Ø свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно – коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где компьютерная культура не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у обучающихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию.  Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. К.Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Сегодня же, при минимальной оснащенности школьных кабинетов довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся на уроке. Зачастую, оборудованием на уроке являются тексты, учебник, тетрадь, репродукции. Оказать же значительную помощь в решении этой проблемы помогают ИКТ.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование -  это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования.

январь2007 004
Возможности ИКТ.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно – ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.

Возможности компьютера могут использованы в предметном обучении в следующих вариантах: полная замена деятельности учителя; частичная замена; фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала; использование тренинговых программ; использование диагностических и контролирующих материалов; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков; использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы; использование игровых и занимательных программ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человек, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику,  разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет).

Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении  детей. Наиболее часто его можно использовать на уроках окружающего мира, истории, изобразительного искусства. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные галереи, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. Тогда дети обращаются к книге, а чаще всего к верному другу – компьютеру, так как обучающих программ достаточно на прилавках магазинов и в Интернете.

ИКТ  в  начальной  школе.
 

 


Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества обучающихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными  компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную  с их помощью информацию  для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

Ø   активизировать познавательную деятельность обучающихся;

Ø   проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

Ø   индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Ø   повысить объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

Ø  создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе;

Ø  повысить качество знаний;

Ø  продвинуть ребёнка в общем развитии;

Ø  формировать информационную культуру обучающихся;

Ø  возможность моделирования и демонстрации процессов, не доступных наблюдению в условиях школы.

Из  опыта  работы.
 


 Я более девяти лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.

В работе я применяю готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах.

На конкретных примерах предлагаю рассмотреть возможность использования ИКТ на уроках в начальной школе.

          Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе являются мультимедийные презентации, выполняемые в среде Power Point. Это удобный и эффектный способ, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее удерживают внимание учащихся. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное воздействие, но и эмоциональное. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Учитель, дистанционно управляя презентацией, имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все схемы, построения, таблицы, которые он должен выполнять на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации. Так, выполняя индивидуальные задания с дополнительной наглядностью и справочным материалом, ребята чувствуют себя увереннее. Ситуация успеха повышает их самооценку, что, в свою очередь, способствует дальнейшим успехам.

Благодаря этой программе и я, и дети составляем презентации по самым разнообразным темам и предметам. Для их создания используем фотографии, рисунки, картинки, анимацию, дополнительную информацию. Вот некоторые темы последних презентаций по разным учебным предметам «Ядовитые растения и грибы», «Природные катастрофы»,  «Части речи», «Золотая Хохлома», «И.А.Крылов».

Обучающиеся 3 и 4 классов уже умеют самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её и использовать в своей дальнейшей работе при составлении презентаций или разработке и выполнении разных видов проектов. Уже со 2 класса учащиеся могут выполнять задания не только в тетради, но непосредственно и на компьютере. Это стало возможным благодаря предмету «Информатика и ИКТ», который преподаётся в нашей школе со 2 класса. На этой учебной дисциплине учащиеся получают первые навыки работы с компьютером, постоянно углубляя свои теоретические знания и совершенствуя практические навыки.

При разработке презентации учитывается, что она:

Ø быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

Ø вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

Ø усиливает воздействие выступления;

Ø использовать презентации можно на всех этапах урока:

- во время актуализации знаний

- при объяснении нового материала

- при закреплении знаний

 

 

 

Прориродоведческая тропа:
её назначение и задачи
 

 

 

 

 

 

 


Актуальность проблемы взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования у детей  ответственного отношения к природе. Сейчас и педагоги, и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе, общественно полезной природоохранительной деятельности. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогический эффект и результативность.

За 19 лет работы в начальной школе я убедилась в том, что младшие школьники проявляют повышенный интерес к предмету «Окружающий мир». Их интересует не только природа, но и  тревожат проблемы выживания и сохранения жизни на планете.

             Природу любят многие, но внимательно, бережно относиться к ней, надо учиться. Поэтому на уроках окружающего мира большое внимание уделяю знаниям об окружающей среде и правилам поведения в природе. Чувственность и эмоциональность младших школьников создает особые предпосылки для появления интереса к природе, к самому себе, к людям, к своему здоровью.

              С ребятами  мы часто ходим на экскурсии в природу, в походы, где не просто отдыхаем, а расширяем и закрепляем свои знания по природоведению, проверяем свои наблюдения, выполняем работу по сохранению окружающей среды. Дети любят свой край и хотят видеть его красивым и богатым.

             Природа  Карельского перешейка уникальна. Но в последние годы природная зона нашего края все больше и больше подвергается катастрофическому воздействию человека; происходит уничтожение лесной и луговой растительности. Леса вырубаются, а на их месте остаются кучи хвороста и пни. Дети замечают, что это приводит к частым лесным пожарам. Загрязняются водоемы, исчезает по берегам зеленый щит; уменьшается количество рыбы в водоемах из-за неправильного вылова и браконьерства; приходят в упадок красивые места, где массово отдыхают туристы.

             Наша сельская среда обладает особой силой воздействия на становление личности и формирование поведения человека в природе. Мы и наши дети каждодневно испытываем на себе теснейшие и разнообразные связи с окружающей средой. Довольно частое посещение природных объектов позволяет учащимся самостоятельно зарегистрировать нежелательные преобразования, которые происходят в результате загрязнения. Но прежде, чем дети сами научатся защищать природу, их нужно научить наблюдать и сравнивать.

Одной из форм работы по экологическому воспитанию является создание учебных природных троп. Основное назначение учебной природной тропы (или, как ее еще называют, экологической тропы) – создание оптимальных условий для воспитания экологически грамотных людей, формирование высокой экологической культуры поведения в природной среде.

             Вопрос об организации учебной природоведческой тропы в природе исследуется в основном в последние годы. Из работ, внесших большой вклад в изучение вопроса об учебных тропах, следует назвать работы В.П.Чижовой, А.В.Доброва, А.Н.Захлебного, Г.П.Долженко, Л.И.Широчкиной и А.Е.Тихоновой. Все эти работы направлены на разработку познавательных троп для взрослых людей и ребят среднего и старшего школьного возраста. Но чем раньше начинается  экологическое воспитание учащихся, тем большим будет ее педагогический эффект и результативность. Поэтому возникает необходимость разработки учебной тропы для младших школьников. Анализ статей журналов «Начальная школа», «Биология в школе», «География в школе» показал, что этим вопросам уделяется крайне мало внимания.

             Еще К.Д.Ушинский подчеркивал: «Мы обязаны научить детей раньше наблюдать, затем обобщать свои  наблюдения и делать умозаключения». Он считал, что «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». Ушинский придавал большое значение изучению естествознания в начальных классах для развития логического мышления и языка младших школьников,  считая, что обучение детей должно строиться не на словесной основе, а на впечатлениях, полученных ими непосредственно из окружающего мира. Обучение дает детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается  ясностью, систематичностью и последовательностью. Он подчеркивал, что наблюдения за явлениями природы и их обобщение должны быть основными источниками знаний, говорил, что природа является естественной средой, в которой человек развертывает свою деятельность.

             На уроках окружающего мира я стараюсь решить основные учебно-воспитательные задачи курса:

·        Обучить знаниям об объектах природы, явлениях, закономерностях окружающего мира

·        Обучить практическим навыкам наблюдения, прогнозирования, эксперимента и обобщения полученных результатов

·        Сформировать у учащихся целостную картину окружающего мира

·        Воспитать у учащихся бережное отношение  ко всему живому на Земле,    экологически грамотное поведение в природе, в обществе

                        Для изучения выделяю следующие проблемы:

1.     Защита и сохранение видового многообразия живых организмов.

2.     Охрана природной среды от загрязнения, разрушения и истощения.

 


В зависимости от возраста учащихся я меняю цели и задачи работы на тропе, содержание рассказов, глубину раскрытия темы, конкретные методические приемы ознакомления с природными объектами тропы. Провожу работу по обучению наблюдениям, постепенно усложняя задания.

Учебная тропа должна отвечать двум основным требованиям: быть привлекательной для всех, кто пройдет по ней, и иметь достаточную информативную насыщенность. Достигается это за счет удачного выбора места для тропы, ее оформления и методической подготовки.

        Чтобы наблюдения детей за явлениями природы стали основой прочных и систематических знаний, такие тропы необходимо организовывать с первого класса.

          Основные задачи, которые ставятся в работе на природоведческой тропе:

·        Установить доступные для младших школьников связи между явлениями природы

·        Выявить характерные сезонные признаки

 

 

 


                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


   Большинство разработок в области ИКТ посвящено электронным учебникам. Учителя, которые применяют электронные учебные материалы, демонстрируют целый ряд положительных тенденций, а именно:

Ø уменьшение количества дидактических затруднений у детей;

Ø повышение активности учащихся

Ø положительную динамику мотивации учения

Ø формирование навыка использования новых ИКТ для самообразования школьников

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным и одновременно решать несколько задач: наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности использую видеоэкскурсии, портреты, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране, комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами.

Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю задания творческого характера. Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит раскрытие и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребёнке.

Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Внедрение информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

 

На уроках истории и окружающего мира, в качестве дополнительного и развивающего материала, использую видеодиски:

*    «Золотое кольцо» - фильм рассказывает об основных достопримечательностях центральной части Золотого кольца России. Город Владимир: Успенский, Дмитриевский соборы, Богородице-Рождественский, Княгинин монастыри, церкви и памятники города. Город Суздаль: музеи деревянного зодчества, церкви и памятники города. Классическая русская провинция – Мышкин, русская Антлантида – Кализии, город царевича Дмитрия – Углич и многое другое. Музыкальное оформление фильма создано на основе музыки великих русских композиторов П.И. Чайковского, М.Ф. Глинки, И.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина. Этот фильм раскрывает очарование Золотого кольца.

*    «Санкт – Петербург и пригороды» - в этом фильме показаны красоты Северной столицы и загородных резиденций Российской императорской семьи, экспозиции лучших музеев города: Эрмитаж, Русский музей, Кунсткамера.

*    «Иллюстрированная история государства Российского» - каждая из 26-минутных серий фильма посвящена наиболее значимым фигурам в истории дореволюционной России, начиная с Рюрика и заканчивая Николаем II. Кроме документальных съемок, в фильме много натуральных сцен различных древнерусских обрядов, сражений и боев, которые воссозданы по летописным источникам при помощи ратников из современных военно-исторических клубов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Но не только электронные диски с готовым для работы материалом я использую в работе. На некоторых учебных предметах я использую тестовые задания. Тесты занимают  уникальную  нишу в средствах педагогической диагностики и мониторинга качества образования  вследствие  своей  высокой объективности, надежности  и процедурной динамичности.  При проведении массовых измерений уровня учебных достижений они более эффективны, чем традиционные средства  педагогических  измерений.  Специфика  теста по сравнению с другими формами  педагогической  диагностики  более  всего проявляется в форме учебных заданий.  Форму тестового задания выбирают с учетом специфики содержания контролируемого учебного материала, приобретенных умений и навыков.

Первоначально я использовала тесты только в печатном виде, которые разрабатывала сама, набирала на компьютере и распечатывала для каждого ученика. За годы использования ИКТ я разработала разные виды тестов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру с 1 по 4 класс почти по всем темам, по другим учебным предметам меньше. Теперь я применяю на уроках не только тесты в печатном виде, но и компьютерные, которые позволяют, выполнив их, сразу же получить оценку, которую им выдаёт компьютер, и выявить свои недоработки по той или иной теме.

Главное: при выполнении тестовых заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки учащихся, а игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у них интереса к выполняемой работе, а, следовательно, поддержании необходимого уровня интенсивности процесса обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Особое место я отвожу проектно - исследовательской деятельности. С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий.

Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Понятие «тема» в проектной деятельности мы определяем как некую составляющую той или иной области знаний, выделяемую на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемую через проекты.

Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

* Расширять кругозор в интересующих их областях знаний;

* Находить источник информации;

* Извлекать информацию, относящуюся к теме;

* Планировать работу над проектами;

* Сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;

* Доводить начатое дело до конца.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения целей: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей, уметь прогнозировать вариативность результатов.

Учебная исследовательская деятельность определяется как деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся.

С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий. Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:

* осваивает модели учебной деятельности

* приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов)

* получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий

* развивает навыки общения

При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Каждый проект должен быть доведен до  успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать  о своей работе, показать то, что у них получилось и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся мероприятием, которое создает у детей позитивный эмоциональный настрой  для дальнейшей творческой работы над проектом.

Исследовательские умения являются составной частью познавательных универсальных учебных действий, позволяющих учащимся успешнее и осознаннее овладевать учебным материалом.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников

*         1) Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе как в урочное время учителем, так и во внеурочное время воспитателем группы продленного дня. Учитель и воспитатель должны постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем. 

*          2) Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

*          3) Творческая среда. Учитель и воспитатель должны способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

*          4) Психологический комфорт.  Одна из задач взрослого – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

*            5) Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий педагог, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями по исследовательской работе.

*             6) Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

игра игра 002
игра 001
Использование  ИКТ  технологий
во внеклассной  работе.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Воспитание в школе – это творческий, непрерывный, целенаправленный системный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий для развития индивидуальных особенностей, самоактуализации личности. Важным звеном модернизации воспитательной практики является обновление деятельности классного руководителя, его позиция. Именно он – ключевая фигура во взаимодействии с детьми, родителями, учителями-предметниками, психологом школы, социальным педагогом, заместителем директора по воспитательной работе.

Идет процесс отказа от старых идеологий, воспитательных концепций воспитания. В конце XX века изменились и средства воспитательного воздействия – это Интернет, современные компьютерные технологии, видео- и аудиопродукция, нетрадиционная печатная продукция.

Образование и воспитание как части целостного процесса подготовки специалиста и человека к жизни являются основой для развития, саморазвития и самореализации личности.

«Не существует счастливой жизни, существуют только счастливые дни»  - гласит пословица. Как сделать так, чтобы жизнь малыша, пришедшего в школу, была радостна?  Как наполнить ее светом, добром? Каждый учитель изо дня в день ищет ответы на эти вопросы.

Интеллектуальные игры поддержат в детях интерес к знаниям, творческие конкурсы и викторины помогут открыть в каждом из учеников какие-то, возможно, скрытые способности или дремлющий талант, тематические часы и тёплая атмосфера праздника в узком кругу сделают детей человечнее и добрее.

Для решения воспитательных задач в своей практике я использую информационно-коммуникационные технологии. Я считаю, что они расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной начальной школы.

Предлагаю презентации, использованных мною на классных  часах.  

Классный  час
"День  национального  единства"

 

 

 

 

 

 

В жизни россиян появился новый государственный праздник. Его дата – 4 ноября – символизирует окончание Смутного времени в конце XVI - начале XVIIв. Именно в этот день, осенью 1612г., иноземные захватчики были изгнаны из столицы России – Москвы.

 

 

 

 

В один из осенних дней 1611г. жители большого торгового города Нижнего Новгорода по призыву набата собрались на рыночной площади. Здесь им зачитали полученную из Москвы грамоту, в которой говорилось о страданиях русского народа, о бесчинствах и насилиях иноземных захватчиков – поляков и шведов, вторгшихся в страну. Москва просила о помощи и призывала к борьбе. Нижегородцы с состраданием отнеслись к известию о бедствиях родной земли. Перед земляками выступил земский староста, купец, торговец мясом Кузьма Минин.

 

 

 

Нижегородцы хорошо знали и глубоко уважали его за большой практический ум, твёрдую волю, организаторский талант. Минин призвал своих сограждан выступить против разорителей русского государства и положить конец их злодеяниям.

                                             

 

 

 

« Если захотим помочь Московскому государству, не пожалеем ничего, дворы свои продадим, жён и детей заложим, чтобы спасти Отечество! Дело великое, но мы совершим его».

Сам Минин отдал большую часть своего имущества, украшения своей жены, золото и серебро с икон. Люди несли деньги, драгоценности, одежду, оружие. Бедняки срывали с груди кресты.

Казначеем и распорядителем всех средств стал сам земский староста, «выборный человек от всей земли».

Нужно было избрать также военного предводителя будущего народного ополчения. Начальником земского ополчения был приглашен один из лучших военачальников того времени, известный своей храбростью и честностью «стольник и воевода» князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

 

 

 

 


Начался набор ратных людей в ополчение. Из Нижнего Новгорода по городам рассылались грамоты с призывом помочь «очищению Московского государства». Из разных мест спешили в Нижний Новгород добровольцы: служивые и посадские люди, крестьяне, стрельцы, казаки. Здесь их формировали в отряды и обучали военным навыкам. Вместе с русскими в ополчении участвовали татары, марийцы, чуваши и другие народы Поволжья.

В январе 1612г. Минин и Пожарский повели свою рать не сразу к Москве, а сначала вверх по Волге к Костроме, а затем в Ярославль. Там к ним присоединились местные ополченцы и партизанские отряды. Теперь в распоряжении Минина и Пожарского была многочисленная и сильная армия.

 

 

 

 


Земское ополчение оставалось в Ярославле около 4 месяцев. Вокруг ополчения объединилось больше половины тогдашней России.

 


В это время польский король Сигизмунд, осуществивший интервенцию. спешно собирал новые силы. На выручку сидевшему в Кремле польскому гарнизону двинулось 12-тысячное отборное войско с опытным предводителем гетманом Ходкевичем. Навстречу гетману в конце июля 1612г. из Ярославля выступили главные силы ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Ополчение подошло к Москве и заняло позиции у Арбатских ворот.

На следующий день на Поклонной горе появились войска Ходкевича. Правильным строем под барабанный бой шла наёмная венгерская конница, немецкая и польская пехота. Им противостояло около 8-10 тысяч ополченцев. Но у русских воинов было огромное преимущество. Они боролись за свою родную  землю, за Родину, за её независимость, были готовы стоять до конца и умереть за правое дело.

Жестокий бой длился около 8 часов, в результате враги были отброшены с большими потерями. Силы ополчения были на исходе. И тут  Минин совершил замечательный воинский подвиг. Взяв у Пожарского несколько сотен всадников, он переправился с ними через Москву-реку у Крымского брода и ударил во фланг неприятельского войска.

В лагере врага началась паника. Интервенты потерпели полное поражение. Москва была освобождена. Народы России, тесно сплотившиеся для борьбы с врагом, спасли свою землю от иноземного порабощения.

4 ноября, день освобождения Москвы многонациональным ополчением Минина и Пожарского от иностранных интервентов, с 2005г. отмечается как государственный праздник – День национального единства.

Заключение
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Я считаю, что использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет: развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать познавательную деятельность учащихся. Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. На уроках в начальной школе использование ИКТ позволяет поднять процесс обучения на качественно новый уровень: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Включение в мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Использование ИКТ в образовательном процессе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

XXIвек – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в   XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.

Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно – коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 009 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 368
    • DOCX 9.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ивко Галина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ивко Галина Юрьевна
    Ивко Галина Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3582
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 826 человек

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 222 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1714 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 136 человек

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе