Инфоурок Другое Другие методич. материалыИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Скачать материал

Окунева Наталья Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы,

МОБУООШ № 27 ст. Советской Новокубанского района

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Без стремления к новому нет жизни,

 нет развития, нет прогресса. 

В.Г. Белинский

 

За все время своей работы в школе учителем я всегда хотела  сделать уроки более интересными,  запоминающимися  для ребят. Всегда меня интересовал вопрос: «Что же нужно сделать для того, чтобы ребята с радостью шли ко мне на урок?» И сегодня этот вопрос остается для меня актуальным.

Давно известно, что школа должна ориентироваться на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей.

           Я уверена, что целенаправленное применение  информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе на  уроках позволит ускорить формирование учебно - познавательной компетенции учащихся, стимулировать  мотивацию и добиться повышения качества обучения.

Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ,  и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями.

           ИКТ дают возможность:

-повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;

-поставить в центре обучения самого обучающегося, его психологические особенности;

-расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;

-увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;

-помогает расширить кругозор учащихся, мотивировать  детей самостоятельно искать информацию;

-активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;

-активизировать умственную деятельность учащихся.  

В нашей школе созданы хорошие условия для использования ИКТ на уроке. В моем кабинете имеются  компьютер, проектор, интерактивная доска. Есть устойчиво функционирующий выход в Интернет.

Имея компьютер, учитель имеет неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих уроков я печатаю тестовые задания, карточки — задания, вопросы к олимпиаде и так далее. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Сейчас у нас есть прекрасная возможность создавать разнообразные презентации к урокам. 

На уроках русского языка и литературы применение ИКТ возможно на различных этапах урока. Хочется заметить, что компьютер ни в коем разе не заменяет учителя, он просто дополняет его. Я использую электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые задания, ресурсы Интернет.  Информационные технологии используются мною на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле. Так на уроке русского языка по теме «Степени сравнения наречий» я обращаюсь к повторению  темы  «Степени  сравнения прилагательных». На экране появляется мудрая сова и предлагает учащимся вспомнить таблицу, затем она воспроизводится на экране. Повторив ранее изученный материал, мы проводим аналогию  с новой темой, учащимся легче воспринимать новую тему.

 Очень интересны для учащихся физминутки с использованием ИКТ.

Использование Интернет – ресурсов позволяет представить вниманию учащихся уникальные материалы для уроков литературы, совершать виртуальные экскурсии по музеям писателей, художников, получать возможность знакомиться с произведениями, которые не всегда можно найти в печатном виде. Кроме того, я сама создаю электронные ресурсы и с удовольствием делюсь ими  в сети Интернет. Так мною создан цикл виртуальных экскурсий к урокам литературы (ВЭ  к урокам по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.М.Зощенко, П.П.Бажова, С.А.Есенина и др.). Данные разработки помогают учащимся проникнуться той атмосферой, в которой жил и работал писатель или поэт, вызывают живой интерес поиска нужной информации  из области литературы. С удовольствием учащиеся готовят презентации о новинках литературы, что побуждает интерес к чтению. А это в настоящее время немаловажный аспект.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. С большим интересом учащиеся моих классов работают на уроках, проводимых в форме игры. Для создания ситуации успеха и радости  на таких уроках мне помогает компьютер.       

Интеграция обычного урока с ИКТ позволяет мне переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, продуктивным. В частности. Становится более быстрым процесс записи определений, других не менее важных частей материала, так как мне не приходится повторять текст несколько раз (я его вывожу на экран), визуал.gifа учащиеся не ждут, когда материал будет повторён. Кроме того у учащихся работает сразу несколько видов памяти. Необходимо помнить о том, что среди детей есть аудиалы, визуалы. Поэтому одному нужно увидеть, другому достаточно услышать материал, а если и видишь, и слышишь, то результат будет выше. А ведь именно этого мы и добиваемся на своих уроках.

Использование компьютерного тестирования  повышает эффективность учебного процесса, заставляет учащихся быть на уроках активными, даёт возможность быстрой обратной связи учителя с учащимся. Немаловажным преимуществом является немедленное оценивание учащихся, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности у самих учащихся, а, с другой стороны, существенно экономит моё время. На мой взгляд, проведение тестового контроля с использованием ИКТ на уроках русского языка способствует развитию орфографической зоркости при взаимопроверке или самоконтроле  выполненной работы. При подготовке к ГИА учащиеся имеют возможность  выполнения тестов в онлайн-режиме и мгновенной проверке правильности.

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а урок, например, литературы —  это, прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т. д.

Я думаю, что каждый учитель должен планировать  свои уроки так, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. Использование ИКТ позволяет учителям и учащимся идти в ногу со временем. И особенно это важно для наших учеников, потому что знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и, конечно же, представлять  результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотным специалистом.

 

 

 

Список литературы:

 

1.     Бабич И.Н.. Новые образовательные технологии в век информации. Материалы XIV   Международной конференции «Применение новых технологий в образовании".– 2003. – с.68-70.

2.     Зенкина С.В. Информационно – образовательная среда как фактор повышения качества обучения. Педагогика. 2008- № 6 с. 22-28.

3.      Поташник М.М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) М.: Педагогическое общество России, 2013 г.- 144 с.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист в области обращения с отходами

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Без стремления к новому нет жизни,

 нет развития, нет прогресса. 

В.Г. Белинский

 

За все время своей работы в школе учителем я всегда хотела  сделать уроки более интересными,  запоминающимися  для ребят. Всегда меня интересовал вопрос: «Что же нужно сделать для того, чтобы ребята с радостью шли ко мне на урок?» И сегодня этот вопрос остается для меня актуальным.

Давно известно, что школа должна ориентироваться на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей.

           Я уверена, что целенаправленное применение  информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе на  уроках позволит ускорить формирование учебно - познавательной компетенции учащихся, стимулировать  мотивацию и добиться повышения качества обучения.

Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ,  и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями.

           ИКТ дают возможность:

-повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;

-поставить в центре обучения самого обучающегося, его психологические особенности;

-расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;

-увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;

-помогает расширить кругозор учащихся, мотивировать  детей самостоятельно искать информацию;

-активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;

-активизировать умственную деятельность учащихся.  

В нашей школе созданы хорошие условия для использования ИКТ на уроке. В моем кабинете имеются  компьютер, проектор, интерактивная доска. Есть устойчиво функционирующий выход в Интернет.

Имея компьютер, учитель имеет неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих уроков я печатаю тестовые задания, карточки — задания, вопросы к олимпиаде и так далее. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Сейчас у нас есть прекрасная возможность создавать разнообразные презентации к урокам. 

На уроках русского языка и литературы применение ИКТ возможно на различных этапах урока. Хочется заметить, что компьютер ни в коем разе не заменяет учителя, он просто дополняет его. Я использую электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые задания, ресурсы Интернет.  Информационные технологии используются мною на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле. Так на уроке русского языка по теме «Степени сравнения наречий» я обращаюсь к повторению  темы  «Степени  сравнения прилагательных». На экране появляется мудрая сова и предлагает учащимся вспомнить таблицу, затем она воспроизводится на экране. Повторив ранее изученный материал, мы проводим аналогию  с новой темой, учащимся легче воспринимать новую тему.

 Очень интересны для учащихся физминутки с использованием ИКТ.

Использование Интернет – ресурсов позволяет представить вниманию учащихся уникальные материалы для уроков литературы, совершать виртуальные экскурсии по музеям писателей, художников, получать возможность знакомиться с произведениями, которые не всегда можно найти в печатном виде. Кроме того, я сама создаю электронные ресурсы и с удовольствием делюсь ими  в сети Интернет. Так мною создан цикл виртуальных экскурсий к урокам литературы (ВЭ  к урокам по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.М.Зощенко, П.П.Бажова, С.А.Есенина и др.). Данные разработки помогают учащимся проникнуться той атмосферой, в которой жил и работал писатель или поэт, вызывают живой интерес поиска нужной информации  из области литературы. С удовольствием учащиеся готовят презентации о новинках литературы, что побуждает интерес к чтению. А это в настоящее время немаловажный аспект.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. С большим интересом учащиеся моих классов работают на уроках, проводимых в форме игры. Для создания ситуации успеха и радости  на таких уроках мне помогает компьютер.       

Интеграция обычного урока с ИКТ позволяет мне переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, продуктивным. В частности. Становится более быстрым процесс записи определений, других не менее важных частей материала, так как мне не приходится повторять текст несколько раз (я его вывожу на экран), а учащиеся не ждут, когда материал будет повторён. Кроме того у учащихся работает сразу несколько видов памяти. Необходимо помнить о том, что среди детей есть аудиалы, визуалы. Поэтому одному нужно увидеть, другому достаточно услышать материал, а если и видишь, и слышишь, то результат будет выше. А ведь именно этого мы и добиваемся на своих уроках.

Использование компьютерного тестирования  повышает эффективность учебного процесса, заставляет учащихся быть на уроках активными, даёт возможность быстрой обратной связи учителя с учащимся. Немаловажным преимуществом является немедленное оценивание учащихся, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности у самих учащихся, а, с другой стороны, существенно экономит моё время. На мой взгляд, проведение тестового контроля с использованием ИКТ на уроках русского языка способствует развитию орфографической зоркости при взаимопроверке или самоконтроле  выполненной работы. При подготовке к ГИА учащиеся имеют возможность  выполнения тестов в онлайн-режиме и мгновенной проверке правильности.

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а урок, например, литературы —  это, прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т. д.

Я думаю, что каждый учитель должен планировать  свои уроки так, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. Использование ИКТ позволяет учителям и учащимся идти в ногу со временем. И особенно это важно для наших учеников, потому что знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и, конечно же, представлять  результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотным специалистом.

 

 

 

Список литературы:

 

1.     Бабич И.Н.. Новые образовательные технологии в век информации. Материалы XIV   Международной конференции «Применение новых технологий в образовании".– 2003. – с.68-70.

2.     Зенкина С.В. Информационно – образовательная среда как фактор повышения качества обучения. Педагогика. 2008- № 6 с. 22-28.

3.      Поташник М.М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) М.: Педагогическое общество России, 2013 г.- 144 с.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 403 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.02.2015 413
    • DOCX 122.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Окунева Наталья Фёдоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Окунева Наталья Фёдоровна
    Окунева Наталья Фёдоровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 33558
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Мини-курс

Эмоциональная сфера детей: диагностика, особенности и регуляция

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе